В каких произведениях содержится философское осмысление поэтом собственного бытия
Сравнение и анализ прозы
В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов. В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.
Система оценок
За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:
4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.
Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.
Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе
Первый вариант задания
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?
В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Второй вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.
Третий вариант задания
В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения созвучны стихотворению Д. С. Самойлова?
Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.
Источник
В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.
Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):
С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?
Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.
Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».
Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.
Разберём следующий
ответ.
С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?
В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».
Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.
Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая “детское горе”,
“беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».
Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!
1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».
2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.
Теория уже начала откладываться в
памяти?
Источник
Ой, Ксенья, даже не знаю как тебе помочь(((
Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль.
Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии.
…Молдаване закончили сбор винограда и шли к морю. Они были очень красивы, а их женщины «странны и сказочные». Автор и старуха Изергиль сидели на берегу. Глядя на старуху, автор думал, что она была когда-то очень красивой, а теперь «время согнуло ее пополам». Когда взошла луна, старуха сказала, что это «идет Ларра», и указала на неясную тень в степи. Затем начала рассказ о Ларе.
…Много тысяч лет назад «в стране большой реки» жило племя могучих людей. Однажды орел унес из племени девушку. Ее искали, но безуспешно. «Но через двадцать лет она сама пришла, измученная и иссохшая». С нею был юноша, красивый, похожий на нее в молодости. Женщина рассказала, что орел жил с ней в горах, как с женой, а потом умер. А юноша – это сын орла. Люди племени с удивлением смотрели на юношу, и видели, что он ничем не лучше их, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Со всеми юноша говорил как с равными, а к старейшинам относился без нужного почтения. Юноше понравилась одна девушка из племени, и он подошел к ней и обнял ее. Она оттолкнула юношу. В ответ сын орла ударил ее, а когда она упала, поставил ей ногу на грудь. Девушка умерла, но юноша даже не смутился. Его схватили и решили казнить. Перед смертью юноша попросил разрешения сказать свое последнее слово. Он сказал, что считает себя «первым на земле». Племя решило, что будет лучше, если просто изгнать его из племени – одиночество станет самой страшной казнью для юноши. …С тех пор юношу называли Ларрой, что значит «отвергнутый». В течение многих лет Ларра похищал из племени скот и девушек; стрелы его не брали, так как на нем было проклятье. Но однажды пришел день, когда Ларра сам пришел к людям, желая быть убитым. Но люди не трогали его. Ларра попытался ударить себе ножом в грудь, но нож сломался. Ларра стал биться головой о землю, но «и земля отстранялась от него». С тех пор Ларра ходит повсюду, ожидая смерти…. Так завершается рассказа старухи о Ларра. Затем она повествует автору историю своей жизни.
Когда-то старуха Изергиль была молодой и очень нравилась мужчинам. Первый, кому она отдала свое тело и душу, был «черноусый молодой рыбак». Но вскоре Изергиль познакомилась с «Красавцем гуцулом». Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака, и гуцула не стало. Изергиль стала девятой женой в гареме немолодого турка. Затем она сбежала от него вместе с его шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре умер, но даже в мертвом нем «горела любовь». После этого Изергиль попала в монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе с монахом, который в нее влюбился». Он, по ее словам был «подлый и хитрый». Как-то Изергиль купил один «жид». Она сама на это согласилась, потому что «работать не умела», и к ней стали ходить богатые поляки, которые «много платили». В сорок лет Изергиль вдруг полюбила молодые шляхтича, избалованного и гордого. Когда он попал в плен «русским, она даже спасла его, убив солдата». Но она ему была не нужна. Поняла Изергиль, что «перья потускнели» и стала жить одна и на одном месте». Молдавская молодежь не оставляет Изергиль, и часто слушает с интересом ее истории.
Затем Изергиль поведала историю о Данко. Это был прекрасный юноша, пожертвовавший собой ради своего народа. Народ Данко с некоторых пор жил в страшном и темном лесу – с прежних мест его прогнали иные племена. Выжить можно было только вне леса. Но дорогу людям преграждали деревья огромной высоты. Данко повел людей сквозь лес, люди падали и гибли, но шли. Однако тоска и отчаянье вскоре завладело ими, они стали кричать и ругать Данко. А он пожалел людей, возненавидевших его, и он вырвал из своей груди сердце. Данко поднял сердце над головой, а оно засветилось ярче солнца. Юноша двинулся вперед, а зачарованные люди «бросились за ним, очарованные». Вскоре лес расступился, показалась степь. Из раны Данко била кровь, и он умер. Но никто не заметил его гибели, а один человек даже наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры. С тех пор в степи перед грозой появляются голубые огоньки – искорки сердца Данко…
На этом старуха закончила свое повествование и задремала…
Так завершается произведение М.Горького «Старуха Изергиль».
1) Тема стихотворения – это тема безграничной любви к Родине. И несмотря на царившую нищету, несправедливость среди социальных слоев, поэт, как истинный патриот, продолжает любить свою родную землю.
2) Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).
3) В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.
Пудель(“белый пудель”),”барбос и жулька”
Думаю цей твір можна назвати пригодницьким)
Був теплий літній ранок. Промінчики сонечка ніжно падали на озеро. Після вчорашнього дощового дня трава мала яскраво-зелений колір. Ніщо не передбачало поганого. Літні канікули для Мишка були довгими та приємними . Адже у бабусі в селі буо дуже гарно,особливо прогулюватися літнім, свіжим лісом. От і сьогодні був чудовий сонячний день. Мишкові хотілося поскоріше зустрітися з найкращим другом Миколкою. Вони товаришували з дитинства. Миколка також,як і Мишко, проживав у місті. Канікули йому подобалося проводити у бабусі.
Після обіду хлопчики зустрілися .Вони вирішили сходити до озера,порибалити. Озерце було розташоване в лісі. Переходячи міст Мишко помітив якусь дивну річ. Підійшовши ближче він зрозумів,що знахідка відносилась до воєних пристроїв.Він ще ніколи не знаходив нічого подібного,тому йому не терпілося показати товаришу.Коли Миколка побачив знахідку, то одразу пригадав,що батько йому росповідав про знаряддя. Миколка попросив Мишка,щоб він не чіпав знаряд,але Мишко не захотів чинити по іншому.
Адже нічого не станеться,якщо Мишко краще роздивиться цю річ і покаже сільським хлопцям. Миколка образився на друга і пішов в сторону своєї домівки. Хлопчик з цікавістю роздивлявся свою знахідку.Переходячи місток Миколка все думав про ситуацію, яка його турбувала.Раптом пролунав гучний вибух.Не задумаючись він побіг щодуху до озера.Тамлежав Мишко.Йому пощастила, адже коли знарял вибухнув Мишкові вдалося відскочити за пагорб. Хлопчик допоміг підвестися своєму другу.На щастя ніхто не постраждав.Ця ситуація
стане для нього уроком на все життя!
Источник
Напишем С3-С4 по стихотворению “Нищий” М.Ю.Лермонтова.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
– – – – – – – – – – – – – – – – – – –
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?
37
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
с3. Композиционно стихотворение делится на две, на первый взгляд, несвязанные между собой части. В первой рассказывается о «просящем подаянья» нищем, а во второй – о влюбленном. Однако слова «нищий» и «влюбленный» в данном контексте синонимичны. Оба персонажа открыты и доверчивы, один просит лишь «куска хлеба», другой – ответа на чувства, но оба в итоге безжалостно обмануты. Вторая строфа, благодаря ассонансу на «у», будто бы передает стон нищего, его боль, а следующая за ним аллитерация вкупе с градацией из первой строфы усиливает проявленную черствость и бесчеловечность.
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
Стихотворение М. Ю. Лермонтова можно разделит на две части. В первой части автор рисует образ нищего, просящего “подаянья”, а во второй рисует образ влюблённого человека. Образ нищего был введён для того что бы показать, что чувствует обманутый любовными чувствами человек.
” И кто-то камень положил
В его протянутую руку”-
этой строкой Лермонтов показывает презрении к любящему человеку. Именно как нищий чувствует себя отвергнутый человек.
С 3.
Композиция и изобразительно – выразительные средства являются одними из главных критериев и помощников при анализе лирического произведения.
В стихотворении “Нищий” М. Ю. Лермонтов использовал прием антитезы. Оно(стихотворение) начинается с описания просящего подаяния нищего, а заканчивается описанием просящего любви лирического героя.
Показать полностью…
Завтра утром все работы будут проверены.
А наши работы проверять не будете?..
Извините,что поздно пишу.Немного коряво получилось,но главное-практика))
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
В стихотворении “Нищий” очень явно прослеживается параллельность событий,и при этом одно событие как бы является олицетворением другого.
В первых двух строфах М.Ю Лермонтов описывает “иссохшего бедняка,просящего подаяния”,но никто как-будто не замечает страданий человека.Эти строки проникнуты ощущением насмешки над положением нищего.”И кто-то камень положил в его протянутую руку.”
В последней строфе описываются чувства самого лирического героя,влюблённого,но отвергнутого.”Так я молил твоей любви /С слезами горькими, с тоскою”. Михаил Юрьевич проводит параллель между каждой строчкой первых двух строф и последней.Из этого следует,что последние строки раскрывают смысл первой половины стихотворения.
Поэт подобрал яркое сравнение влюблённого,но отвергнутого человека с нищим и передал его через сопоставление таких глаголов, как “просил/молил”.Лермонтов сумел передать душевное состояние лирического героя, не описывая его множеством эпитетов,а подобрав “образ-сопоставление”.
Нина, по-моему, вы отождествляете понятия “автор” и “лирический герой”, чего делать нельзя. По крайней мере меня так учили. Нельзя ставить знак равенства между лирическим героем и автором.
Маленький, даже когда мы точно знаем,что автор писал о себе?
С3. Композиция стихотворения позволяет нам очень тонко и последовательно понять главную поэтическую мысль произведения.
Лирический герой сперва измотан физически (“Бедняк иссохший, чуть живой”), забыт обществом: ему никто не оказывает помощь (“И кто-то камень положил / В его протянутую руку”), а в конце обманут любовью.
Лермонтов также использует множество эпитетов и восклицательное предложение, чтобы в полной мере передать страдания лирического героя.
Нина, так или иначе, но в стихотворении героем является не сам автор, а созданный им лирический герой.
Маленький, Хорошо,я исправлю,спасибо за пояснение.)
Не за что) Я спрошу сегодня еще раз у своего учителя, для точности и потом вам напишу. Хорошо? А то..вдруг я ошибаюсь)
Виктор, не дан четкий, ясный ответ. 2 балла
Маленький, нет цельного ответа. Вы пошли не по тому пути, по которому следовало бы идти. 2 балла
А можно узнать, что именно не так? А то я пока не совсем понимаю.
Маленький, вы сначала сказали про одно, добавили второе, к этому про третье написали и получился эдакий винегрет.
1 – слишком многословно
2 – разрывно
3 – логически неверно (должно быть так: вводная мысль, основная мысль, завершающая мысль).
Нина, “очень явно”, повтор фразы “влюбленный, но отвергнутый”. Мелкие недочеты, которые портят ощущения от прочитанного ответа.
Нина, попробуйте прочитать вопрос еще раз и удостоверьтесь, действительно ли вы даете ответ на данный вопрос. Насколько грамотно и точно. В зависимости от этого уже делайте какие-либо корректировки.
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль? стихотворение “Нищий” было написано Лермонтовым в 1830 году. основные темы лирического произведения являются тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви. стихотворение можно разделить на две части. в центре первых двух строф образ нищего, который просит на кусок хлеба. черствость, бездушие и безразличие людей очень выразительно демонстрируется в последних двух строках второй строфы. в третьей строфе поэт проводит параллель между нищим и влюбленным. разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное,. светлое чувство. любовь приносит не радость, а боль и страдания.
Юлия, и все ребята, все свои вопросы и ответы пишите в верхних постах – для С1-С2 и С3-С4.
Комменты, оставленные в других постах, будут удаляться!
Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А.С Пушкина “Элегия”?
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
С4. . В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской “Элегией”?
Какой смысл привносит в название стихотворения М.Ю.Лермонтова “Нищий” последняя строфа?
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
Показать полностью…
Источник