В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Читайте также:  Какие межклеточные структуры содержатся в тканях организма

Даниил Романович | ???? Скачать PDF |

Источник

ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

6 из 8
Оценка эксперта внизу

Стихотворение А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» относится к философской лирике, ведь в нём лирический герой — поэт — размышляет о смысле жизни, о бытии. Это стихотворение наполнено настроением грусти и разочарования (назывные предложения звучат как факты жизни, от которых нет спасения). Пространство лирического героя — замкнутый круг города, «ледяная рябь канала», в которых узнается Петербург Достоевского. Реминисценция «канала» подводит читателя к одновременно страшной и философской мысли о самоубийстве; Раскольников глядел вглубь канала, когда хотел избавиться от болезненной усталости. Эта аллюзия (со «Смертью поэта» Лермонтова) утверждает тему смерти как основную тему стихотворения. Лирический герой приходит к выводу о бессмысленности жизни, человеческого пути, на котором нет высокой цели.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Эпитеты «бессмысленный» и «тусклый» свет, антитеза «умрёшь» — «начнёшь», намеренная перестановка однородных членов «ночь, улица, фонарь, аптека — аптека, улица, фонарь» — всё указывает на однообразие, пустоту и ненужность жизни. Кольцевая композиция ещё сильнее подчеркивает однообразие жизни, безысходность человеческого пути и придает ещё большей мрачности стихотворению.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия

И в обоих стихотворениях мотив одиночества, тоски, разочарования во всём окружающем, в себе и в жизни. Метафора жизни как «пустой и глупой шутки» указывает на безысходность, отсутствие «высоких» целей. Ничто не было воплощено, надежды не оправдались. Метафора «минута душевной невзгоды», олицетворение «годы проходят», риторические вопросы лирического героя — всё это создаёт картину философского внутреннего монолога. Осознание быстротечности и бессмысленности жизни, разочарование в себе и в обществе — вот, что объединяет лирических героев стихотворений Блока и Лермонтова. Эти произведения наполнены меланхоличным настроением, грустью. В них поэты пытаются найти ответы на философские вопросы о смысле жизни и предназначении каждого человека.

Философские вопросы волновали русского поэта А. С. Пушкина. В стихотворении «Элегия» лирический герой с тоской вспоминает об «угасшем веселье» прошлого. В период, когда было написано стихотворение, поэт находился на жизненном распутье: впереди ждал новый этап — семейная жизнь. Поэтому стихотворение «Элегия», написанное в 1830 году, наполнено переживаниями лирического героя (самого поэта), который пытается осмыслить прожитое, понять смысл своего пути. «Мой путь уныл», — говорит лирический герой. Он словно чувствует, что лучшая пора жизни уже прошла, её больше не вернуть. В этом стихотворении, как и в произведении Блока, лирический герой осознает необратимость событий. Лирические герои обоих стихотворений пытаются понять, существует ли смысл жизни и в чем он заключается.

Три стихотворения относятся к философской лирике. Они объединены мотивами грусти, одиночества, тоски, которую ощущают лирические герои. Поэты пытаются ответить на главные философские вопросы, анализируя пройденный жизненный путь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id103040

Оценка эксперта:

Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Молодец, 2 из 2

Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

Вы назвали и автора и название произведения, но по объему он уступает первому сопоставлению, старайтесь держать сравнения в одинаковом размере. Не хватило цитат для полного анализа. Нет глубины. 1/2

Привлечение текста произведения для аргументации

Первое сопоставление меня устраивает больше нежели второе. Старайтесь писать более длинные цитаты, чтобы не вызывать сомнение у проверяющих. Вы больше говорите о жизненном этапе поэта, но никак не о философских вопросах произведения. 3/4

Это стихотворение наполнено настроением грусти нет “настроения грусти”, есть грустное настроение. Неужели Вам не режет слух данная фраза, измените на “это стихотворение наполнено тоской…” или что-то в этом стиле.

Старайтесь не уходить от темы, когда начинаете писать каждое предложение смотрите на заданный вопрос. Про Достоевского в первом абзаце можно было не писать. Уход от темы.

В целом, сочинение неплохое, но есть маленькие шероховатости

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

. Полезный материал по теме

  • 15. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»? 16. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
  • Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?/В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
  • 15. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»? 16. В каких произведениях звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека»?
  • Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»? Задание 16 В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению
  • философские вопросы в стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 1575691

Таня Масян

более месяца назад

Просмотров : 27   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Есенин “не жалею,  не зову, не плачу…” – осмысление собственногопрошлого, как у Пушкина. присутствует некая обречённость.  “я не буду больше молодым” перекликается с “Безумных лет угасшее веселье” Пушкина. и М.Ю.Лермонтов “выхожу один я на дорогу” так же осмысление жизни и как в “Элегии” начало пессимистическое, в конце чувствуется пробуждение

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытияВ каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия

    В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление бытия

    Другие вопросы:

    Зачетный Опарыш

    помогите решить tg2x 2tgx-3=0

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 15   
    Ответов : 1   

    Суррикат Мими

    По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядовитых, используя коллекцию муляжей? коротко и ясно)

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 6   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    Перечислите всех героев рассказа ” Уроки французского ” Распутин

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 10   
    Ответов : 1   

    Онтонио Веселко

    №1площадь осевого сечения цилиндра 24 метров в квадрате, а длина окружности равна 8П. найти площадь полной поверхности и объем цилиндра.№2в основании пирамиды треугольник со сторонами 3см 3 см и углом 30градусов между ними. высота пирамиды равна третьей стороне основания. найти объем пирамиды.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 8   
    Ответов : 1   

    Мари Умняшка

    Розв‘яжіть рівняння x^6=5

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 7   
    Ответов : 1   

    Источник

    В
    задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
    Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
    использовать только лирические произведения.

    Сразу
    рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
    сохранена):

    С4.
    В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
    собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
    «Элегией»?

    Пожалуй, многие поэты в
    какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
    своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
    октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
    без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
    октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
    я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
    уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
    объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
    герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
    благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

    Первое предложение
    содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
    нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
    поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

    Второй момент, от
    данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
    повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
    перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
    того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
    почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
    пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
    учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
    друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
    пример этот зачтён на экзамене не будет.

    Разберём следующий
    ответ.

    С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
    сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

    В произведениях русских
    поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
    Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
    собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
    и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
    Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
    пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
    как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

    Видно, что автор
    данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
    сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
    пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
    цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
    должны быть обязательно процитированы.

    Второй пример –
    стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
    потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
    некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
    несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
    о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая “детское горе”,
    “беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
    сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

    Поэтому стремление
    настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
    одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
    необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
    середину!

    1. Выберите вопрос С4 и
    напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

    2. Не забываем читать
    каждый день и учить стихи.

    Теория уже начала откладываться в
    памяти?

    Источник