В каких продуктах нуждаются монастыри
Картошку «в мундире» в монастыре шутя называют «в подряснике» — ведь монахи не носят мундиров
С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…
Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?
За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.
Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.
В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.
AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?
О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.
В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.
Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.
— С чего началось возрождение монастырского хозяйства?
— Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.
До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.
Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.
И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.
Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.
Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.
У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем
Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!
Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.
— И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?
— Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…
Далеко не все знают, как много трудов приходится приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.
— Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?
— Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.
Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.
Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.
За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание.
Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.
У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…
Сейчас у меня послушание — предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.
А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.
— Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!
Светлана Морозова
Словарь Правмира — Монастырь, монашество
Источник
Äåíüãè â ìîíàñòûðå åñòü. Êîíêðåòíî â ìîåì ìîíàñòûðå îíè êðóòèëèñü áîëüøèå, ÿ áû ñêàçàë î÷åíü áîëüøèå.
Ñìîòðèòå ñàìè, ìîíàñòûðü àêòèâíî âîññòàíàâëèâàåòñÿ, «â äåíüãè» ðàáîòàåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ìåñòíûõ (áîëåå 100 ÷åëîâåê) ñ âïîëíå ðåàëüíûìè äëÿ Êîçåëüñêà çàðïëàòàìè. Ïîâàð íàïðèìåð ïîëó÷àåò îêîëî 40 òûñÿ÷. Åñòü áðèãàäû íàåìíèêîâ (ñòðîèòåëè, æåíùèíû â êîíñåðâíîì öåõó è ò.ä.) èõ òîæå ïðèìåðíî 100-130 ÷åëîâåê. Âñå îíè ïîëó÷àëè çàðïëàòó è ðàáîòàëè âàõòîé. Íó è ñàìó ìàõèíó íàäî îáåñïå÷èâàòü, à ýòî î÷åíü íåìàëûå äåíüãè.
Äàâàéòå ïîïðîáóåì ðàçîáðàòüñÿ îòêóäà îíè.
Ñðàçó ñêàæó, ãîñóäàðñòâåííûõ, åïàðõèàëüíûõ è áþäæåòíûõ äåíåã íåò, îò ñëîâà ñîâñåì. Ìîíàñòûðü íå ïîëó÷àåò äîòàöèé è êðóòèòñÿ íà ñâîè.  íàçâàíèè åñòü ñëîâî ñòàâðîïèãèàëüíûé, ÷òî îçíà÷àåò ïðÿìîå ïîä÷èíåíèå Ïàòðèàðõó, â îáõîä åïàðõèè.
Èòàê, äåíüãè ïðèõîäÿò â ìîíàñòûðü ñëåäóþùèì ïóòåì:
1. Ìîíàñòûðü çàðàáàòûâàåò ñàì. ß óæå ïèñàë ÷òî â ìîíàñòûðå îãðîìíîå ïîäñîáíîå õîçÿéñòâî, è âñå ñâîå íà÷èíàÿ îò êàðòîøêè è çåðíà è çàêàí÷èâàÿ âèíîì. Âîò èçëèøêè è ïðîäàþò.
2. Òîðãîâëÿ â ìîíàñòûðå, ýòî îãðîìíûå êíèæíûå ëàâêè (êñòàòè, â ìîíàñòûðå ñâîÿ õîðîøàÿ òèïîãðàôèÿ), ñúåìêè âèäåîôèëüìîâ, òðàïåçíàÿ è ÷àéíàÿ, èêîííàÿ ìàñòåðñêàÿ è ò.ä.
3. Ïîæåðòâîâàíèÿ ÷àñòíûõ ëèö.
4. Òðåáû
5. Íó è ðàçíîå äðóãîå.
Íî äàâàéòå ïî ïîðÿäêó, ïðèåõàòü â ìîíàñòûðü ñî ñòîðîíû, ÷òîáû ïîäíÿòü äåíüæàò íå ðåàëüíî. Òåáÿ òóò ïðèìóò, íàêîðìÿò, îäåíóò-îáóþò, îáåñïå÷àò óþòíîé êðûøåé íàä ãîëîâîé è âñå. Äåíåã òåáå íå çàïëàòÿò.
Ó îòöîâ äåíüãè åñòü, ýòî òî÷íî. Îäèí ñòàðåíüêèé ñõèìîíàõ ìíå ïîêàçûâàë ñóìî÷êó, â êîòîðîé â êàðìàøêå áûëè ðàçëîæåíû ïî ïîðÿäêó êóïþðû è îí îáüÿñíÿë: «ß êàæäûé äåíü õîæó ïî äîðîæêå â ñêèò è ïîñòîÿííî êòî-òî ïðîñèò äåíåã, òàê âîò, 500 ðóáëåé – ýòî äëÿ ÿâíûõ ïîáèðóøåê, âîò îíè, îòäåëüíî ëåæàò, 3000 ýòî åñëè ïðîñÿò íà äîðîãó èëè ÷òî-òî åùå, 5000 ÿ äàþ ñàì åñëè âèæó ÷òî î÷åíü íóæíû, íàïðèìåð, íà ëåêàðñòâà.» ß óäèâèëñÿ òîãäà, ãîâîðþ «Îòåö, à òû êàê ñàì òî ïîíèìàåøü?»
– Áîã ïîäñêàçûâàåò, – îòðåçàë îí.
Ïîäîéòè ê îòöàì çà äåíüãàìè . Ì-ì-ì Íó ìîæíî, íî òîëüêî åñëè ðåàëüíî ïðèùåìèò, òîãäà âñåãäà âûðó÷àò. Åñëè íàäî åõàòü, åñëè íàäî ëåêàðñòâà è ò.ä. âñåãäà ïîìîãóò, à åñëè ñòðåëüíóòü ñîòêó íà ñèãàðåòû, òî èçâèíè.
 ìîíàñòûðå åñòü îäèí èçóìèòåëüíûé îòåö È, êîòîðûé íèêîãäà íå ðàññòàåòñÿ ñî ñâîèì êàäèëîì, êîãäà îí èäåò ïî õðàìó, êàæåòñÿ ÷òî òàì ïàðîâîç, â äûìó èêîí íå âèäíî. Ñòîþ êàê-òî ïîîäàëü, ïîäáåãàåò æåíùèíà èç òðóäíèö è ÷óòü ëè íå â íîãè ïàäàåò: «Áàòþøêà, ñïàñè Ãîñïîäè ÷òî ïîìîãëè, âîò ÿ âåðíóëàñü, äîìà âñå íîðìàëüíî, ìóæà ñïàñëè, îí â áîëüíèöå, äî÷êà ñ íèì» è ïðîòÿãèâàåò åìó 10 òûñÿ÷, êîòîðûå áðàëà íà äîðîãó. Îòåö ïîìîðùèëñÿ è çàÿâèë «Ïðèíåñè èç òðàïåçíîé äâå áóõàíêè, ìíå ãóëåê êîðìèòü íàäî, à äåíüãè ðàçäàé ó ñåáÿ â âàãîí÷èêå äðóãèì, ïóñòü êîíôåò êóïÿò», ðàçâåðíóëñÿ è óøåë.
Íåîäíîêðàòíî âèäåë åãî â ÷àéíîé, êîãäà îí ïðîáðàâøèñü ê ïðèëàâêó êîìàíäîâàë, ìíå âîò òîò ïèðîã, êîâðèæêó áîëüøóþ, áàíêó îãóðöîâ, ðûáû 10 ïîðöèé, õëåáà è òðè áóòûëêè êâàñà, ó ìåíÿ â ñâå÷íîé òðóäíèêè ãîëîäíûå ñèäÿò. Êëàë äåíüãè è íàâüþ÷åííûé óõîäèë.
Êñòàòè ýòî îò íåãî ÿ ïåðâûé ðàç óñëûøàë ôðàçó ïðî êàäèëî è ëàâåõó.)))
Ïî ïîâîäó òðåá ÿ ÷åñòíî ãîâîðÿ äî êîíöà íå â êóðñå, íî çíàþ òî÷íî, ÷òî òóò ïðèíÿòî íå äàâàòü äåíåã â ðóêè, à àíîíèìíî îïóñêàòü â ÿùè÷åê. Íèêòî íå ïðîâåðèò ñêîëüêî òû ïîëîæèë è ïîëîæèë ëè âîîáùå.
Ïîæåðòâîâàíèÿ ýòî îòäåëüíàÿ ïåñíÿ. Ïîñòîÿííî ñúåçæàþòñÿ ëþäè, êîëè÷åñòâî ïàëîìíèêîâ ïðåâûøàåò 1000 ÷åëîâåê â íåäåëþ.
ß òóò ïîçâîëþ íåêîå îòñòóïëåíèå.  ïðàâîñëàâèè åñòü òàêîå ïîíÿòèå êàê «äóõîâíîå ÷àäî», ýòî ÷åëîâåê, êîòîðûé áëèçîê ñî ñâÿùåííèêîì, ïðèåçæàåò ê íåìó, èñïðàøèâàåò áëàãîñëîâåíèå ïî êàêèì-òî âîïðîñàì è ò.ä.  ìîíàñòûðå òàêèõ äóõîâíûõ ÷àä ìíîãî. Âîò îíè ïî ìåðå âîçìîæíîñòåé è æåðòâóþò íà ìîíàñòûðü, ïðè÷åì äîõîäèò äî êóðüåçîâ. Ñòîÿëè îäèí ðàç ðåáÿòàìè, à ðÿäîì áàòþøêà, ÷òî-òî âûãîâàðèâàë ïàðíþ, ïàðåíü óíûëî êîâûðÿë íîñêîì áîòèíêà çåìëþ è óãðþìî êèâàë. Ðÿäîì îòòîðìîçèëñÿ ãåëèê, îòòóäà âûëåç ìóæèê è ïîøåë ïðîùàòüñÿ ñ áàòþøêîé, îíè îáíÿëèñü, ìóæèê ïîëó÷èë ïîñëåäíèå íàêàçû è íà ïðîùàíèå ñïðîñèë. «Îòåö Ä. ÿ íà ñëåäóþùåé íåäåëå ñ æåíîé ïîäñêî÷ó, à ñåé÷àñ ìîæåò ÷åì-òî ïîìî÷ü?»
– Ïîìîãè, – áóðêíóë îòåö, – âîò ýòîãî îõëàìîíà äîìîé îòïðàâü.
– Äà íå âîïðîñ, äîñòàâèì â ëó÷øåì âèäå. Êóäà åãî?
– Â Õàáàðîâñê.
Ìóæèê àæ èêíóë, íî ïîñàäèë ïàðíÿ â ìàøèíó, îòâåç â Ìîñêâó, ïîñåëèë â ãîñòèíèöó, íàêîðìèë è êóïèë áèëåò íà ñàìîëåò. Âîò òàêîå ïîæåðòâîâàíèå.
Îäèí ðàç ïðèåõàë ïîðòåð è â ðóõîëüíóþ íà÷àëè òàñêàòü ìåøêè.
Ðóõîëüíàÿ ýòî òàêîå ìåñòî êóäà ñêëàäûâàþò îäåæäó è îáóâü, êîòîðàÿ ïðèõîäèò íà ïîæåðòâîâàíèÿ. Êàæäûé ìîæåò çàëåçòü òóäà è ïîäîáðàòü îäåæäó äëÿ ñåáÿ êàê äëÿ ðàáîòû, òàê è äëÿ ïîâñåäíåâíîé íîñêè. Òàê âîò, êàêàÿ-òî ñáîðíàÿ Ðîññèè, ïî ìîòîñïîðòó ÷òî ëè ñìåíèëà òèòóëüíîãî ñïîíñîðà, à êîìïëåêòû îäåæäû ïðèâåçëà íàì, äîëãî åùå ïî ìîíàñòûðþ ùåãîëÿëè òðóäíèêè â êóðòêàõ è øòàíàõ LOTTO.
Òîðãîâëÿ òîæå ïðèíîñèò ðåàëüíûé äîõîä, ÿ êàê òî ðàçãîâîðèëñÿ ñ îòöîì, êîòîðûé îòâå÷àåò çà êíèãîïå÷àòàíèå, òàê íà âîïðîñ îá îáúåìàõ ïðîäàæ êíèã â íåäåëþ, îí ïðîñòî îòâåòèë 5 òîíí. Ýòî ïðàâäà, êíèãè çàâîçÿò ôóðàìè, âñå ÷òî ïðèâîçèòñÿ â ìàññå ñâîåé ýòî êíèãè íàïå÷àòàííûå â ìèðñêèõ òèïîãðàôèÿõ íà äåíüãè è ïî çàêàçó ìîíàñòûðÿ.
Íî è òðàòèò ìîíàñòûðü ìíîãî. Ïîìíþ îäèí ðàç ìíå äàëè ïîñëóøàíèå îòîáðàòü ÷åëîâåê ïÿòü ðåáÿò ïîêðåï÷å è æäàòü ó ñêëàäà â ïÿòü óòðà. Ïîäîøëà ìàøèíà, îòêðûëè ñêëàä è íà÷àëè ãðóçèòü â íåå ìàêàðîíû, êîíñåðâû, êðóïû è ò.ä. Ïîëíûé áû÷îê ïîä çàâÿçêó.  ìàøèíå áûëè òðîå, îíè î÷åíü âíèìàòåëüíî îòñìàòðèâàëè ÷òî ìû ãðóçèì. Èì åùå äàëè äåíåã â äîðîãó è ïîåõàëè îíè ãðóæåíûå òîëè â ÄÍÐ, èëè â ËÍÐ, ìû íå ñïðàøèâàëè. Ëè÷íî ÿ òðè òàêèõ ìàøèíû îòïðàâëÿë.
Ïðè âñåì ïðè ýòîì, îòåö íàìåñòíèê ìîòàåòñÿ ïî ìîíàñòûðþ íà ñòàðîé øåâå-íèâå, åäèíñòâåííàÿ äîðàáîòêà â êîòîðîé, ïåðåäåëàííîå ïåðåäíåå ñèäåíèå, òàê êàê îí î÷åíü ïëîõî õîäèò.
 ñëåäóþùåì ïîñòó ÿ ðàññêàæó î ñòàðöàõ è ÷óäåñàõ, åñëè ýòî êîíå÷íî èíòåðåñíî.
Источник
Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.
Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?
Монахи проводят за едой мало времени, питаются скудно, особенно в пост
Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.
За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.
Помещение для приёма пищи в монастыре называется трапезная
Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.
Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:
- кашам;
- супам;
- макаронам.
Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.
Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.
Смотрите также статью Как стать монахом
Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости
То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.
Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.
- Завтрак в 8:00;
- Ужин в 18:00;
- Зимой время смещается на час.
Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.
Из пищи исключены:
- Растительное, сливочное, растительное масло;
- Жиры;
- Мясо;
- Маргарин;
- Сливки;
- Специи.
Основной упор на:
- Фрукты;
- Грибы;
- Травы;
- Ягоды;
- Бобовые;
- Овощи.
Их можно употреблять в неограниченном количестве.
Кухня Афонского монастыря
- Вместо мяса — сыр, яйца, морепродукты;
- Побаловать себя можно пирогами и халвой;
- Из напитков: чай, кофе, вино.
Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.
Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.
Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.
Продукты в монастыри могут привезти верующие, но чаще монахи сами занимаются хозяйством
Продукты в русские православные монастыри попадают разными путями. Например, в некоторые обители еду охотно поставляют местные жители. Кто что может. Несут с огородов, теплиц, или то, что приобрели сами.
Монахи эти дары принимают, но не всегда. Есть ограничения. И их требуется соблюдать. Не нужны в монастыре ни коньяк, ни конфеты. Это пытаются вежливо вернуть верующим.
Далеко не каждую еду монахи могут принять у верующих.
В пост ещё сложнее — ведь монахи должны следовать ещё более жёстким запретам в пище.
Но, конечно, на одни пожертвования жить невозможно. При монастырях, как правило, есть что-то своё. Рассказывает отец Михей, иеромонах Свято-Данилова монастыря:
Михей
Иеромонах
«До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди — и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле — до основания.
Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.
И пасека теперь у монастыря не одна — в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека.
Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды».
Суздальские монахи трудятся в монастырском огороде
Само собой, крупные монастыри могут себе позволить жить на доходы от паломников. Здесь делают и продают:
- Книги;
- Образки;
- Крестики;
- Иконы.
А также монахи проводят платные требы.
Отдалённым обителям сложнее. Приходится усердно работать в огороде или саду, содержать коров, делать закатки на зиму. Это не считая того, что значительные расходы идут на ремонт, одежду и т.д.
Для укрепления воли и из любви к Божьим творениям монахи не едят мясо
Почему монахи не едят мясо? И на то есть немало причин. Самая главная из них — это сострадание. Эта идея существует не только в русском православии, но и широко распространена во всём мире. Старые восточные традиции до сих пор требуют от своих приверженцев строгого отказа от мяса. Живи, никому не вредя, — такова их главная заповедь.
Но вернёмся к православию. Есть ряд поместных церквей, например греческая, где мясо едят. Но на Руси это неприемлемо.
Что же даёт монахам отказ от него?
- Укрепление воли. Постоянный пост — это закаливание воли, возможность держать её в узде. Монашество — не статичное состояние, а постоянное укрепление личных качеств во славу Господа. Так что такие ограничения просто необходимы.
- Проявление любви к Божьим творениям. Жизнь — это самое ценное, что есть в мире, это венец творения Божьего. И нужно дорасти до осознания того, что жизнь везде одинаковая — и в человеке, и в курице, и в зайце. Сострадание к ней — есть поступок из доброты и чистого разума. Монах не ставит вкусовое удовольствие выше чьей-либо жизни. Он любит всякую тварь Божию, ибо в ней видит отражение Божественного замысла.
В Библии сказано:
«Блажен, иже скоты милует»
То есть православный человек должен с любовью и милостью относиться к животному. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, стоит вспомнить отца Иеронима Санаксарского. Ещё до принятия монашества, будучи священником, он служил в Мордовии, где ночевал в отдельной комнате.
Местные церковные сторожа заметили, что там по ночам всё время горит свет. Форточка часто открывается, а в ней возникает рука. И так всю ночь, несколько дней подряд.
Схиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступком
В одно утро будущего старца спросили: «Батюшка, Вы кому машете из форточки ночью?», а тот ответил, что у него в комнате полно клопов. Когда они сильно надоедали, отец Иероним выпускал их на улицу.
Истинно духовный человек милостив ко всему живому.
Местные предложили поморить насекомых, но будущий старец не позволил. Сказал, что ему на пользу: ночью не дают заснуть, как раз можно помолиться перед службой.
Это пример мировоззрения истинно духовного человека.
Кто-то, быть может, возразит — мол, пусть так, но с едой есть выход — не убивать животных самому, а покупать готовое мясо. Допустим. Но разве заказчик убийства у киллера не столь же ответственен за убийство, как и его исполнитель? Тут то же самое. Вот поэтому монахи и не едят мясо.
Монахи — не вегетарианцы
Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.
Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.
Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.
Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.
Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.
Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)
Монахи едят рыбу, кроме дней поста и тех случаев, когда сами себе её запретили
В свете вышесказанного справедливо снова спросить: так едят ли монахи рыбу? Преимущественно да. Хотя история христианства знала и случаи, когда не ели. Например, о таких монастырях сообщал святой Епифаний. Но сейчас в русской православной Церкви запрет на неё, а также яйца и молоко действует только в Великий пост и другие дни воздержания.
В своё время, на Руси, когда формировали уставы монастырей, акцент сделали на запрете употребления мяса. Рыбу же выбрали в качестве замены ему. Так с той поры и продолжается.
Некоторые монахи добровольно отказались от рыбы, хотя устав этого не требует.
Но некоторые выдающиеся деятели христианства отказываются и от рыбы. Например, Серафим Саровский предпочитал употреблять толокно и рубленую капусту, а всё животное исключил.
Источник