В каких правовых источниках содержатся конституционно правовые нормы
Правовая система Российской Федерации неразрывно связана с международной правовой системой, поэтому законодательные акты, содержащие международные правовые нормы признаются Россией источником конституционного права. Конституционная доктрина РФ признает нормы международного права частью правовой системы внутри государства, международные акты имеют прямое действие.
Замечание 1
На территории РФ признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации активно опирается на акты, договоры, резолюции, конвенции международного значения. В связи с этим важными являются правовые позиции Суда по применению международных норм. В 2003 году вышло постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Документ разъясняет все важнейшие положения, которые вытекают из международно – правовых норм.
Международные источники конституционного права России
Определение 1
Общепризнанные принципы международного права – основополагающие нормы императивного характера, которые принимаются и признаются международным сообществом, и отклонение от которых не допускается.
Сюда можно отнести принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательство во внутренние дела государства.
Определение 2
Общепризнанная норма международного права – правила, которые приняты международным сообществом как юридически обязательные.
Следует отметить, что обязательными считаются только общепризнанные нормы. Если рассматривать, к примеру, соглашение, касающееся беженцев или торговый договор, то обязательного статуса у этих положений не будет, так как они определяют индивидуальные права конкретных лиц.
Смысл приведенных выше определений говорит о том, что имеются в виду те принципы и нормы документов, которые ратифицированы Россией: ООН, СНГ, МАГАТЭ и пр.
Кроме принципов и норм в правовую систему России входят международные договоры Российской Федерации. В 1995 г вышел ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», где было дано определение международного договора.
Определение 3
Международный договор – международное соглашение, которое заключается РФ с иностранным государством, группой государств, международной организацией. Соглашение регулируется международным правом, независимо от того, как размещено содержание соглашения: в рамках одного документа или в нескольких актах, перекликающихся между собой и независимо от того, как называется документ (конвенция, пакт и пр.).
Международный договор заключается от имени государства (межгосударственный договор), от имени Правительства (межправительственный договор), от имени федерального органа (межведомственный договор).
Россия всегда выступала за строгое соблюдение международных договоров, этим она доказывает свою верность основному принципу МП неукоснительного соблюдения обязательств международного уровня. Такие договоры регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а ратифицируются они Парламентом.
Конституцией установлена приоритетность норм международного договора над государственными. На Пленуме объяснялась эта норма и подчеркивалось, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, также приоритетны перед государственными нормативно-правовыми актами.
Вывод 1
Нормы международного договора, которые ратифицированы парламентом, по юридической силе выше, чем законы в Российской Федерации, а нормы международного договора, вступившего в силу в ином порядке и не принявшего форму федерального закона, имеют приоритет в отношении подзаконных актов.
Если международный договор официально опубликован, издание внутригосударственного НПА не требуется. Другие положения международных договоров РФ принимаются по внутригосударственным законам и актам.
Конституционные нормы прямо не соотносят Конституцию РФ и международный договор, но главенство Конституции РФ вытекает из содержания статей.
Конституция говорит о примате международно-договорных норм лишь над законами (ч.4 ст.15). Далее сказано, что Конституционный суд РФ может признать международный договор не соответствующим Конституции РФ, тогда он не может вступить в силу и применяться. То есть, международный договор должен полностью отвечать требованиям Конституции, он не может ее изменить или вступать в противоречие с ней.
Федеральные нормативно-правовые акты
Акты, которые применимы на всей территории РФ, носят название федеральных. Они имеют разную юридическую силу.
Главный акт – Конституция РФ, которая стоит особняком, нормы документа обладают высшей юридической силой. Конституция является основным источником. Документ имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Все остальные НПА не должны ей противоречить. Конституция содержит основополагающие нормы, на основе которых выстраиваются все остальные источники права.
Замечание 2
Нормы широкого содержания, регулируют разного рода отношения, поэтому значение Конституции не только правовое, но и общегражданское.
В системе источников конституционного права РФ следующее место занимают решения Конституционного Суда РФ, которые содержат нормативные положения.
Далее идут федеральные конституционные и федеральные законы. ФКЗ и ФЗ имеют разную юридическую силу, разный предмет регулирования, они по-разному принимаются. ФЗ не может вступать в противоречие с ФКЗ. Федеральные конституционные законы имеют ограниченный перечень. Это вид законов, касающихся наиболее важных вопросов страны. Например, ограничение прав и свобод в результате введения ЧП, введение режима военного положения, образование нового субъекта РФ, использование государственного герба, флага, гимна России и др. Принятие ФКЗ – процедура более сложная, чем принятие ФЗ. Закон должен быть одобрен не менее тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. На ФКЗ не может быть наложено вето Президента РФ.
В правовой системе России существует нетипичный правовой акт – Закон РФ о поправках к Конституции РФ. Как самостоятельная форма акт был определен Конституционным Судом. Суд ввел правило о том, что поправки принимаются в виде особого правового акта. Порядок принятия Закона о поправках соответствует порядку принятия ФКЗ. Также должен быть установлен круг субъектов, обладающим правом внесения предложений о поправках Конституции.
Федеральный закон – самый распространенный правовой источник. Законы принимаются по разным вопросам в зависимости от предмета отраслевого регулирования. ФЗ охватывают все отрасли права России. Перечень ФЗ не определен, однако имеются отсылки на отраслевое регулирование.
Определение 4
Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Проект ФЗ вносится в Государственную Думу, рассматривается в трех чтениях и принимается большинством голосов. Принятый Думой закон передается в Совет Федерации, где считается одобренным, если за него проголосовало больше половины членов СФ, либо если он в течение 14 дней не был рассмотрен СФ. Есть законы, которые требуют обязательного рассмотрения в СФ. Это законы, касающиеся федерального бюджета, финансового регулирования, налогов и сборов и др. Если СФ отклонил закон, создается согласительная комиссия по преодолению разногласий, затем закон подлежит рассмотрению повторно. Принятый закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президенту дается две недели на подписание и обнародование закона. Президент имеет право вето.
Следующие по значимости НПА – указы и распоряжения Президента РФ. К источникам конституционного права относятся не все акты, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Указы Президента по своей природе близки к закону, но подзаконными актами они не называются и другим государственным органом власти отменены быть не могут. Возможность Президента регулировать отрасль конституционного права предусмотрена Конституцией. В ч.3 ст. 80 говорится о том, что Президент в соответствии с Конституцией, федеральными законами имеет право определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Указы Президента утверждают различные доктрины, конвенции, стратегии. Большинство нормотворческих актов Президента принимается им в порядке реализации полномочий, установленных Конституцией. Источниками считаются указы, связанные с символикой власти главы государства. Акты чрезвычайного характера издаются Президентом в форме Указов и утверждаются Советом Федерации.
Определение 5
Декларация – особый вид конституционного учредительного документа, принимается российским парламентом. Декларации обычно издаются от имени народа, являются выражением его воли и интересов и заключают в себе пункты, закрепляющие важные изменения в строе государства.
Можно выделить два типа деклараций:
- Декларации, которые содержат положения будущих конституций и определяют начальный этап новой государственности (Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.). Документ переходного характера, после принятия конституции выполняет функцию исторически значимого документа.
- Декларации, определяющие отношение государства к общественно значимым вопросам. В них формируются основополагающие принципы, нормы (Декларация о языках народов России 1991 г.). В документе определены основные принципы политики страны в отношении языков, важнейшего структурного элемента в жизнедеятельности и культуре народов России.
Договор относится к числу источников конституционного права, его возникновение обусловлено федеративным устройством страны. В практике конституционного права известны два типа договоров: учредительный и о разграничении предметов ведения и полномочий.
Примером учредительного договора может служить Договор о создании союзного государства России и Беларуси 1999 г. Был создан новый тип интеграции при сочетании конфедеративных и федеративных отношений.
Ко второму типу договоров относится Федеративный договор, который охватывает три договора, подписанных 31 марта 1992г. Федеративный договор – это договор, подписанный между суверенными республиками в составе РФ, между краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, между автономной областью и автономными округами.
Пример 1
Можно привести пример внутрифедеральных двусторонних договоров, которые заключаются между РФ и субъектами, полномочия в них разграничиваются с учетом территориальных особенностей.
К источникам относятся постановления палат Федерального Собрания РФ нормативно-правового характера. Регламенты палат принимаются в форме постановлений.
Постановления Правительства РФ, включающие в себя нормы права, в РФ имеют подзаконный характер. Правительство издает документ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Постановления Правительства обязательны к исполнению.
К источникам относится Регламент Правительства РФ. В документе размещен целый комплекс норм, посвященный законопроектной работе Правительства, его взаимодействиям с Федеральным Собранием.
К источникам могут относится отдельные акты, регулирующие некоторые вопросы реализации прав и свобод граждан. Как правило, эти акты носят вспомогательный характер.
Специфические задачи решаются документами ЦИК РФ, сюда входит регулирование деятельности ЦИК. Существует особая категория актов временного характера, они касаются вопросов правопреемства России.
Нормативные правовые акты субъектов РФ
Акты принимаются и действуют на территориях субъектов РФ. В Конституции сказано, что субъекты имеют право издавать свои учредительные акты – конституцию (устав) и собственное законодательство.
Определение 6
Конституция (устав) субъекта РФ – нормативно-правовой акт высшей юридической силы среди актов, которые издаются составными частями России. В республиках в качестве основного документа издаются конституции, в других субъектах – уставы.
Документы содержат нормы, которые закрепляют правовой статус субъекта, устройство территории, структурный состав органов субъектов РФ и на местах.
Кроме основного документа органы имеют собственное законодательство, которое содержит региональные нормы права в виде законов, постановлений и других НПА.
Закон субъекта РФ – самый распространенный из правовых источников. Круг законов, которые принимают субъекты, широк. Это закон о выборах на уровне субъекта, о референдумах, о референдумах на местах, о депутатском статусе и др. В некоторых субъектах наряду с обычными законами принимаются конституционные законы (Адыгея, Тыва).
Указы и распоряжения глав субъектов РФ также являются источниками права. Представительные и исполнительные органы власти принимают регламенты, где регулируются внутренние вопросы их деятельности. Нормы конституционного права имеются в нормативно-методических актах избирательных комиссий субъектов РФ. Это нормы процессуального характера, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан.
Все документы регионального уровня не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ, федеральными законами.
Существует такая форма документа, как межрегиональный договор. Например, договор между автономным округом и областью, в состав которой входит округ.
НПА органов местного самоуправления
Основной нормативно-правовой акт – устав муниципального образования, который регулирует важные вопросы местного самоуправления. В нем определены:
- наименование муниципального образования;
- формы участия населения в решении местных вопросов;
- структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
- полномочия выборных органов;
- порядок вступления в силу местных правовых актов;
- порядок формирования местного бюджета, а также его исполнение.
Замечание 3
Устав является актом высшей юридической силы, все остальные документы должны соответствовать положениям устава.
К актам местного самоуправления относятся нормативные решения представительного органа и главы местного самоуправления, которые утверждают положения о структурных подразделениях, регламенты их деятельности, положения и правила, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления (благоустройство, охрана порядка, территориальное общественное самоуправление).
Встречаются среди документов местного нормотворчества и договоры, в которых одной стороной является муниципалитет. На основе договора муниципальные образования строят взаимоотношения с предприятиями, организациями.
Источник
Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами – «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).
Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).
Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:
1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;
2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;
3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;
4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;
5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:
6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.
Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.
2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.
Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием – федеральным представительным органом государственной власти:
1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).
В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».
Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;
2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;
3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.
Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.
3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.
Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.
В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.
4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».
6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.
7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.
Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:
1) Федеративный договорот 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;
2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;
3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;
4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;
5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.
8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.
9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае – нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.
Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.
Источник