В каких правовых источниках содержаться конституционно правовые нормы

В каких правовых источниках содержаться конституционно правовые нормы thumbnail

Конституционное право —это отрасль права, составляющая совокупность правовых норм, закрепляющих правовое положение человека в обществе и государстве, основы строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов местного самоуправления.

Термины «конституционное право» и «государственное право» часто используются как синонимы.

Выбор того илииного термина для обозначения данной отрасли права обычно диктуется национальной традицией.

Объективные источники, возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных и духовных условиях жизни общества.

В юридическом смысле источником конституционного права являются те правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

В Российской Федерации к таким источникамотносятся

законы:

Конституция РФ (Основной Закон), являющаяся главным источником конституционного права.

Ныне действующий Основной закон был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступил в действие 25 декабря 1993 г.

В ней провозглашаются основные права и свободы человека и гражданина, регулируются основы государственного строя, формы государственного устройства, устанавливаются принципы организации и деятельности государственных органов

Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами и

служит источником для всех других отраслей права.

Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет егохарактер.

Текущее законодательство развивает положения конституции.

На основе Конституции осуществляется вся нормативная деятельность Российской Федерации: все законы и иные акты государственных органов издаются на её основе и в соответствии с ней.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо правовом подтверждении.

Наряду с Конституцией России, источниками государственного (конституционного) права признаны:

Конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, так как они обладают высшей юридической силой на территории своих государств.

Такой же силой обладают и Уставы краев, областей, городов и других субъектов Федерации,

-конституционные федеральные законы,которые принимаются Федеральным Собранием и утверждаются Президентом РФ. Эти законы в соответствии с Конституцией РФ издаются по отдельным наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы,

-федеральные законы,определяющие статус органов государства на основе бланкетных статей Конституции, то есть тех статей, к которым отсылает Конституция РФ (закон об арбитражном суде и т д.),

-обыкновенные законы,регулирующие те или иные общественные отношения, но более детально, и имеющие в своем составе конституционно-правовые нормы, и

подзаконные акты:

-нормативно-правовые акты главы государства (Президента РФ)— указы, распоряжения, имеющие конституционно-правовые нормы,

-нормативные акты Правительства РФ (Совета Министров)— постановления, распоряжения, содержащие конституционно-правовые нормы,

-международные договоры РФв тех случаях, когда они регулируют межгосударственные проблемы и, для которых предусмотрено их непосредственное применение (если эти договоры ратифицированы или имплементированы), а также,

-внутригосударственные договоры,которые служат источником конституционного права, если они регулируют государственные отношения, в случае если, заключившие их субъекты на это уполномочены (федеративные договоры между РФ и субъектами РФ),

-акты органов местного самоуправленияпо принципиальным вопросам, содержащие конституционно-правовые нормы.

Система конституционного права России состоит из следующих разделов:

-основы конституционного строя;

-основные права и свободы человека и гражданина;

-федеративное устройство;

-Президент Российской Федерации;

-Федеральное Собрание (законодательная власть);

-Правительство России (исполнительная власть);

-Судебная власть (Конституционный Суд, органы общей юрисдикции, арбитражные суды), прокуратура;

-местное самоуправление.

Итак, Конституция, является основным источником государственного праваэто Основной закон государства,выражающий интересы всего общества, закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Конституция — государственный документ, так как главными вопросами ее содержания являются вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства.

Конституция — правовой акт, она стоит на первом месте в законодательстве страны и обладает всеми чертами, которые присущи закону.

Ей присущи такие черты как

юридическое верховенство,

особый порядок принятия.

Поэтому с полным основанием можно сказать, что Конституция России имеет основополагающий, базовый и реальный характер.

Источник

Источники конституционного права как отрасли

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Они делятся: в зависимости от юридической силы на законы и подзаконные акты, по территории действия на действующие на всей территории РФ, на территории субъекта РФ, на территории административно-территориальной единицы, муниципального образования.

К числу федеральных источников конституционного права России относятся: Конституция, а также содержащие конституционно-правовые нормы федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и другие нормативные правовые акты Президента, нормативные постановления палат Федерального Собрания и Правительства, нормативные акты Центральной избирательной комиссии, некоторые законы бывшего Союза ССР, международные договоры Российской Федерации.

Среди федеральных источников конституционного права особое место занимает Конституция. Она является основным источником конституционного права в силу следующего.

В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативно-правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника в том, что она — форма воплощения государственной воли народа.

Читайте также:  Витамин для роста волос в каких продуктах содержится

По юридической силе после Конституции РФ следует группа федеральных конституционных законов, принятие которых предусмотрено самим текстом Конституции (см. ст. 56, 66, 70, 87, 137 и др.). Например, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской федерации»; «О референдуме Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; «О Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации»; «О чрезвычайном положении»; «О военном положении»; «О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта» и другие.

Группа федеральных законов, являющихся источниками отрасли, многочисленна. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» и другие.

К источникам конституционного права относятся и законы Российской Федерации о поправках к Конституции. Их важной особенностью является временный характер собственно регулирующего воздействия. Оно прекращается с внесением поправки в Конституцию.

Отдельную группу источников составляют законы, принятые в СССР и в РСФСР, и действующие в рамках их непротиворечия действующей Конституции. В этой группе особое место занимают Основы законодательства РФ: Основы законодательства РФ об архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.); Основы законодательства РФ о культуре (1992 г.); Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.); Основы законодательства РФ о нотариате (1993 г.).

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации. В их число входят: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., принятая I Съездом народных депутатов РСФСР; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., принятая Верховным Советом РСФСР; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., принятая постановлением Верховного Совета РСФСР.

Важным источником конституционного права являются акты, принимаемые Президентом РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 90) Президент РФ издает указы и распоряжения.

Среди источников конституционного права важное место занимают акты палат Федерального Собрания, содержащие конституционно-правовые нормы. Особую роль играют утвержденные их постановлениями Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

В число источников конституционного права входят правовые акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции).

Нормативные акты ЦИК РФ также являются источниками отрасли.

Согласно Конституции РФ (п. 4 ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Это означает, что упомянутые акты, содержащие нормы конституционного права, относятся к числу источников этой отрасли права. В связи с образованием Союза Беларуси и России источником конституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный 23 мая 1997 г. Президентами данных стран и ратифицированный их парламентами.

Одним из видов источников конституционного права являются договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта. Одной из наиболее широко используемых форм договорного регулирования федеральных отношений являются соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Они обычно посвящены вопросам разграничения предметов ведения и полномочий в определенной сфере деятельности; передаче части полномочий; сотрудничеству, взаимодействию в тех или иных областях работы и т.п.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.

К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы.

Источник

Правовая система Российской Федерации неразрывно связана с международной правовой системой, поэтому законодательные акты, содержащие международные правовые нормы признаются Россией источником конституционного права. Конституционная доктрина РФ признает нормы международного права частью правовой системы внутри государства, международные акты имеют прямое действие.

Замечание 1

На территории РФ признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации активно опирается на акты, договоры, резолюции, конвенции международного значения. В связи с этим важными являются правовые позиции Суда по применению международных норм. В 2003 году вышло постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Документ разъясняет все важнейшие положения, которые вытекают из международно – правовых норм.

Международные источники конституционного права России

Определение 1

Общепризнанные принципы международного права – основополагающие нормы императивного характера, которые принимаются и признаются международным сообществом, и отклонение от которых не допускается.

Сюда можно отнести принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательство во внутренние дела государства.

Читайте также:  В каком из следующих высказываний содержится информация о миграции населения

Определение 2

Общепризнанная норма международного права – правила, которые приняты международным сообществом как юридически обязательные.

Следует отметить, что обязательными считаются только общепризнанные нормы. Если рассматривать, к примеру, соглашение, касающееся беженцев или торговый договор, то обязательного статуса у этих положений не будет, так как они определяют индивидуальные права конкретных лиц.

Смысл приведенных выше определений говорит о том, что имеются в виду те принципы и нормы документов, которые ратифицированы Россией: ООН, СНГ, МАГАТЭ и пр.

Кроме принципов и норм в правовую систему России входят международные договоры Российской Федерации. В 1995 г вышел ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», где было дано определение международного договора.

Определение 3

Международный договор – международное соглашение, которое заключается РФ с иностранным государством, группой государств, международной организацией. Соглашение регулируется международным правом, независимо от того, как размещено содержание соглашения: в рамках одного документа или в нескольких актах, перекликающихся между собой и независимо от того, как называется документ (конвенция, пакт и пр.).

Международный договор заключается от имени государства (межгосударственный договор), от имени Правительства (межправительственный договор), от имени федерального органа (межведомственный договор).

Россия всегда выступала за строгое соблюдение международных договоров, этим она доказывает свою верность основному принципу МП неукоснительного соблюдения обязательств международного уровня. Такие договоры регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а ратифицируются они Парламентом.

Конституцией установлена приоритетность норм международного договора над государственными. На Пленуме объяснялась эта норма и подчеркивалось, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, также приоритетны перед государственными нормативно-правовыми актами.

Вывод 1

Нормы международного договора, которые ратифицированы парламентом, по юридической силе выше, чем законы в Российской Федерации, а нормы международного договора, вступившего в силу в ином порядке и не принявшего форму федерального закона, имеют приоритет в отношении подзаконных актов.

Если международный договор официально опубликован, издание внутригосударственного НПА не требуется. Другие положения международных договоров РФ принимаются по внутригосударственным законам и актам.

Конституционные нормы прямо не соотносят Конституцию РФ и международный договор, но главенство Конституции РФ вытекает из содержания статей.

Конституция говорит о примате международно-договорных норм лишь над законами (ч.4 ст.15). Далее сказано, что Конституционный суд РФ может признать международный договор не соответствующим Конституции РФ, тогда он не может вступить в силу и применяться. То есть, международный договор должен полностью отвечать требованиям Конституции, он не может ее изменить или вступать в противоречие с ней.

Федеральные нормативно-правовые акты

Акты, которые применимы на всей территории РФ, носят название федеральных. Они имеют разную юридическую силу.

Главный акт – Конституция РФ, которая стоит особняком, нормы документа обладают высшей юридической силой. Конституция является основным источником. Документ имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Все остальные НПА не должны ей противоречить. Конституция содержит основополагающие нормы, на основе которых выстраиваются все остальные источники права.

Замечание 2

Нормы широкого содержания, регулируют разного рода отношения, поэтому значение Конституции не только правовое, но и общегражданское.

В системе источников конституционного права РФ следующее место занимают решения Конституционного Суда РФ, которые содержат нормативные положения.

Далее идут федеральные конституционные и федеральные законы. ФКЗ и ФЗ имеют разную юридическую силу, разный предмет регулирования, они по-разному принимаются. ФЗ не может вступать в противоречие с ФКЗ. Федеральные конституционные законы имеют ограниченный перечень. Это вид законов, касающихся наиболее важных вопросов страны. Например, ограничение прав и свобод в результате введения ЧП, введение режима военного положения, образование нового субъекта РФ, использование государственного герба, флага, гимна России и др. Принятие ФКЗ – процедура более сложная, чем принятие ФЗ. Закон должен быть одобрен не менее тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. На ФКЗ не может быть наложено вето Президента РФ.

В правовой системе России существует нетипичный правовой акт – Закон РФ о поправках к Конституции РФ. Как самостоятельная форма акт был определен Конституционным Судом. Суд ввел правило о том, что поправки принимаются в виде особого правового акта. Порядок принятия Закона о поправках соответствует порядку принятия ФКЗ. Также должен быть установлен круг субъектов, обладающим правом внесения предложений о поправках Конституции.

Федеральный закон – самый распространенный правовой источник. Законы принимаются по разным вопросам в зависимости от предмета отраслевого регулирования. ФЗ охватывают все отрасли права России. Перечень ФЗ не определен, однако имеются отсылки на отраслевое регулирование.

Определение 4

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Проект ФЗ вносится в Государственную Думу, рассматривается в трех чтениях и принимается большинством голосов. Принятый Думой закон передается в Совет Федерации, где считается одобренным, если за него проголосовало больше половины членов СФ, либо если он в течение 14 дней не был рассмотрен СФ. Есть законы, которые требуют обязательного рассмотрения в СФ. Это законы, касающиеся федерального бюджета, финансового регулирования, налогов и сборов и др. Если СФ отклонил закон, создается согласительная комиссия по преодолению разногласий, затем закон подлежит рассмотрению повторно. Принятый закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президенту дается две недели на подписание и обнародование закона. Президент имеет право вето.

Читайте также:  В какой краски содержится зеленый пигмент

Следующие по значимости НПА – указы и распоряжения Президента РФ. К источникам конституционного права относятся не все акты, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Указы Президента по своей природе близки к закону, но подзаконными актами они не называются и другим государственным органом власти отменены быть не могут. Возможность Президента регулировать отрасль конституционного права предусмотрена Конституцией. В ч.3 ст. 80 говорится о том, что Президент в соответствии с Конституцией, федеральными законами имеет право определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Указы Президента утверждают различные доктрины, конвенции, стратегии. Большинство нормотворческих актов Президента принимается им в порядке реализации полномочий, установленных Конституцией. Источниками считаются указы, связанные с символикой власти главы государства. Акты чрезвычайного характера издаются Президентом в форме Указов и утверждаются Советом Федерации.

Определение 5

Декларация – особый вид конституционного учредительного документа, принимается российским парламентом. Декларации обычно издаются от имени народа, являются выражением его воли и интересов и заключают в себе пункты, закрепляющие важные изменения в строе государства.

Можно выделить два типа деклараций:

  1. Декларации, которые содержат положения будущих конституций и определяют начальный этап новой государственности (Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.). Документ переходного характера, после принятия конституции выполняет функцию исторически значимого документа.
  2. Декларации, определяющие отношение государства к общественно значимым вопросам. В них формируются основополагающие принципы, нормы (Декларация о языках народов России 1991 г.). В документе определены основные принципы политики страны в отношении языков, важнейшего структурного элемента в жизнедеятельности и культуре народов России.

Договор относится к числу источников конституционного права, его возникновение обусловлено федеративным устройством страны. В практике конституционного права известны два типа договоров: учредительный и о разграничении предметов ведения и полномочий.

Примером учредительного договора может служить Договор о создании союзного государства России и Беларуси 1999 г. Был создан новый тип интеграции при сочетании конфедеративных и федеративных отношений.

Ко второму типу договоров относится Федеративный договор, который охватывает три договора, подписанных 31 марта 1992г. Федеративный договор – это договор, подписанный между суверенными республиками в составе РФ, между краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, между автономной областью и автономными округами.

Пример 1

Можно привести пример внутрифедеральных двусторонних договоров, которые заключаются между РФ и субъектами, полномочия в них разграничиваются с учетом территориальных особенностей.

К источникам относятся постановления палат Федерального Собрания РФ нормативно-правового характера. Регламенты палат принимаются в форме постановлений.

Постановления Правительства РФ, включающие в себя нормы права, в РФ имеют подзаконный характер. Правительство издает документ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Постановления Правительства обязательны к исполнению.

К источникам относится Регламент Правительства РФ. В документе размещен целый комплекс норм, посвященный законопроектной работе Правительства, его взаимодействиям с Федеральным Собранием.

К источникам могут относится отдельные акты, регулирующие некоторые вопросы реализации прав и свобод граждан. Как правило, эти акты носят вспомогательный характер.

Специфические задачи решаются документами ЦИК РФ, сюда входит регулирование деятельности ЦИК. Существует особая категория актов временного характера, они касаются вопросов правопреемства России.

Нормативные правовые акты субъектов РФ

Акты принимаются и действуют на территориях субъектов РФ. В Конституции сказано, что субъекты имеют право издавать свои учредительные акты – конституцию (устав) и собственное законодательство.

Определение 6

Конституция (устав) субъекта РФ – нормативно-правовой акт высшей юридической силы среди актов, которые издаются составными частями России. В республиках в качестве основного документа издаются конституции, в других субъектах – уставы.

Документы содержат нормы, которые закрепляют правовой статус субъекта, устройство территории, структурный состав органов субъектов РФ и на местах.

Кроме основного документа органы имеют собственное законодательство, которое содержит региональные нормы права в виде законов, постановлений и других НПА.

Закон субъекта РФ – самый распространенный из правовых источников. Круг законов, которые принимают субъекты, широк. Это закон о выборах на уровне субъекта, о референдумах, о референдумах на местах, о депутатском статусе и др. В некоторых субъектах наряду с обычными законами принимаются конституционные законы (Адыгея, Тыва).

Указы и распоряжения глав субъектов РФ также являются источниками права. Представительные и исполнительные органы власти принимают регламенты, где регулируются внутренние вопросы их деятельности. Нормы конституционного права имеются в нормативно-методических актах избирательных комиссий субъектов РФ. Это нормы процессуального характера, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан.

Все документы регионального уровня не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ, федеральными законами.

Существует такая форма документа, как межрегиональный договор. Например, договор между автономным округом и областью, в состав которой входит округ.

НПА органов местного самоуправления

Основной нормативно-правовой акт – устав муниципального образования, который регулирует важные вопросы местного самоуправления. В нем определены:

  • наименование муниципального образования;
  • формы участия населения в решении местных вопросов;
  • структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • полномочия выборных органов;
  • порядок вступления в силу местных правовых актов;
  • порядок формирования местного бюджета, а также его исполнение.

Замечание 3

Устав является актом высшей юридической силы, все остальные документы должны соответствовать положениям устава.

К актам местного самоуправления относятся нормативные решения представительного органа и главы местного самоуправления, которые утверждают положения о структурных подразделениях, регламенты их деятельности, положения и правила, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления (благоустройство, охрана порядка, территориальное общественное самоуправление).

Встречаются среди документов местного нормотворчества и договоры, в которых одной стороной является муниципалитет. На основе договора муниципальные образования строят взаимоотношения с предприятиями, организациями.

Источник