В каких методах обучения содержатся элементы проблемного обучения

Понятие и направленность методов проблемного обучения

Определение 1

Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.

Сущность проблемной ситуации заключается в том, что ее решение вызывает у учащихся затруднения, так как они не могут найти объяснение какому-либо факту или явлению, все известные им способы решение не помогают. В этом случае учащиеся начинают искать новые пути и способы.

Определение 2

Проблемная ситуация (задача) – это созданная педагогом учебная проблема, имеющая четкие условия, в результате чего поле поиска решения ограничено и доступно для учащихся.

При разработке проблемной ситуации педагогом должны быть созданы все необходимые условия, не только для усвоения учащимися знаний, но и для понимания процесса их приобретения. То есть, учащиеся должны не просто прослушать лекцию, содержащую уже готовую инструкцию о том, как действовать, а самостоятельно проработать план поиска необходимой информации для решения или ответа.

Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:

  1. Постановка проблемы
  2. Четкое определение сущности поставленной проблемы
  3. Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения
  4. Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы
  5. Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы

Замечание 1

Важным условием постановки проблемной ситуации является верная установка уровня сложности. Проблема должна вызывать у учащегося затруднения, но вместе с тем быть посильной для самостоятельного поиска ответа (решения).

Виды методов проблемного обучения

В настоящее время выделяют шесть основных видов методов проблемного обучения. Каждый вид отличается изложением учебного материала, организацией деятельности учащихся.

Виды методов проблемного обучения:

  • Метод монологического изложения – предусматривает последовательное пояснение и демонстрацию педагогом опытов, с целью их подтверждения. Речь педагога сопровождается наглядностями (макеты, иллюстрации, схемы и т.д.) и техническими средствами обучения.
  • Рассуждающий метод обучения – направлен на показания образца исследования, путем постановки и рассуждений о решении. Проблемный материал делится педагогом на части, к каждой части готовится комплекс риторических вопросов проблемного характера. Метод предполагает форму лекции, риторические вопросы призваны привлечь и удержать внимание учащихся к занятию.
  • Диалогический метод изложения – направлен на привлечение учащихся к совместному с педагогом решению проблемы. Данный метод способствует развитию таких качеств как познавательная активность и интерес. Особенность метода заключается в том, что он привлекает к уже известному, но поданному в новом виде материалу.
  • Эвристический метод изложения – основан на том, что педагог ставит перед учащимися проблему, но она поделена на части, решение каждой из которых предполагает обучение отдельным способам поиска знаний. Каждая выделенная часть может быть дополнена постановкой отдельных познавательных заданий и задач. Основная форма реализации данного метода заключается в сочетании эвристической беседы с решениями проблемных заданий.
  • Исследовательский метод – представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет учащимся. Процесс, решения поставленной проблемной ситуации, осуществляется непосредственно учащимися под руководством педагога. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.
  • Метод программированных заданий – представлен постановкой педагогом системы программированных заданий. Программированные задания – это отдельные элементы, каждый из которых содержит какую-то часть изучаемого учебного материала, представленного в виде вопросов и ответов, либо в виде новых упражнений и заданий.

Замечание 2

Методы проблемного обучения направлены на разносторонне развитие учащихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.

Условия организации методов проблемного обучения

Эффективность методов проблемного обучения во многом зависит от соблюдения ряда условий организации данных методов:

  1. Объяснение нового учебного материала должно следовать только после того как учащиеся задут вопрос, касающейся данного материала, в процессе решения проблемной ситуации. Это необходимо для того, чтобы дать учащимся время самостоятельно прийти к тому, что им необходима данная информация для последующей успешной работы.
  2. Обязательный учет уровня знаний и умений учащихся, при изложении нового учебного материала. В том случае, если учащиеся в решении проблемы самостоятельно пришли к решению, посредством собственного мышления, то нет необходимости дублировать то, что ими было найдено и усвоено. Педагогу стоит лишь подтвердить правильность их решения и попросить повторно сформулировать ответ, с целью его закрепления.
  3. В случае, если путь решения выбран не верно, либо не верен полученный ответ, то проблемная ситуация все равно сыграла положительную роль, так как дала учащимся понять о необходимости расширения своих знаний и умений.
  4. Если обучение проходит в форме практического или лабораторного занятия, то перед его организацией педагог должен дать учащимся необходимые сведения или обучить способам действий по выполнению задания.
  5. Если проблемное задание окажется чересчур трудным, то оно может быть расчленено на ряд частных проблемных заданий, чтобы решение каждого из них стало доступным.
Читайте также:  Какие вещества содержаться в женьшене

Замечание 3

Все эти условия должны лечь в основу проблемных заданий и выбора методики изложения учебного материала в созданной педагогом проблемной ситуации.

Источник

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучение умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом дети активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение занятия работает на мотивацию к обучению. 

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

  • Проблемный вопрос
  • Проблемная задача
  • Проблемная ситуация

Что такое проблемный вопрос?

–  это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Вопросы: «Когда идет снег?», «Когда впадает в спячку медведь?» (это -просто вопросы) и они предполагают конкретные ответы на основе знаний детей.

А вопросы «Почему зимой идет снег?», «Почему медведь спит зимой?»

– являются проблемными вопросами т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы – это вопросы «почему?», «зачем»? как  если? для чего?

Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

Что такое проблемная задача?

 Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? 

Например:

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Что такое проблемная ситуация?

  • Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
  • Познавательная деятельность;
  • Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Проблемная ситуация  – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Например:

 Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: Назовите его? – шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

Проблемное обучение реализуется особой группой методов, при осуществлении которых создание проблемной ситуации воспитателем и разрешение проблем детьми стали главным условием развития их мышления. В этой теории различают общие и бинарные методы обучения.

Первые из них обобщают определенное множество систем последовательных действий воспитателя и детей во взаимодействии преподавания и учения. Общие методы всегда содержат указания на используемые в процессе обучения средства.

Читайте также:  В чем содержится кальций в каких

 В основе бинарных методов обучения положены два общих признака:

1) методы преподавания;

2) методы учения.

Общая структура методов проблемного обучения:

Методы проблемного обучения

Общие методы

Бинарные методы

монологический

Методы преподавания

Методы учения

показательный

сообщающий

исполнительный

диалогический

объяснительный

репродуктивный

эвристический

инструктивный

практический

исследовательский

объяснительно-побуждающий

частично-поисковый

программированный

побуждающий

поисковый

алгоритмический

Анализ общих методов проблемного обучения позволил структурировать формы,  а также функции воспитателя в образовательном процессе, направленном на разрешение проблемных ситуаций.

Основные характеристики общих методов проблемного обучения:

Метод обучения

Форма обучения

Роль воспитателя

Метод монологического изложения

Рассказ

Объясняет сущность новых понятий, фактов, дает детям готовые выводы науки, но реализует эти действия в условиях проблемной ситуации

Методы рассуждающего изложения

Эвристическая беседа

Первый вариант – анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения, создавая проблемную ситуацию.

Второй вариант – излагая новую тему, пытается действовать путем поиска и открытия ученого, т.е. он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса

Метод диалогического изложения

Поисковая беседа, рассказ

Воспитатель создает проблемную ситуацию, ставит проблему и решает её помощью детей.

Учащиеся активны в выдвижении предположений и доказательстве гипотез

Метод эвристических заданий

Сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий

Продумывает систему проблемных вопросов, которые вызывают интеллектуальные затруднения и целенаправленный Мыслительный поиск, т.е. открытие закона, правила и других нововведений совершается самими детьми под руководством и с помощью воспитателя

Метод исследовательских заданий

Эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы  конструирование и моделирование

Ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности, организуя детей к совершению логических операций, направленных на раскрытие сущности нового понятия или закона

Метод программированных заданий

Самостоятельная исследовательская деятельность

Готовит особым образом составленные дидактические средства, ориентирующие детей на приобретение новых знаний

Бинарные методы обучения:

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение воспитателя фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих образовательную деятельность дошкольника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа воспитателя, заучивание изложенных воспитателем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

 Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения воспитателем фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод учения – система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания образовательного материала.

Инструктивный метод преподавания. Воспитатель инструктирует детей, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности детей.

Практический метод учения предполагает практические и физические умения детей как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:

а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.

б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.

Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Образовательный материал частично объясняется воспитателем, а частично дается детям в виде

проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений воспитателя ребенком с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность воспитателя, которая  побуждает активную умственную деятельность ребенка.

Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

В каждом конкретном случае воспитатель сам решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.

А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.

Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержаться в киви

Источник

1) Репродуктивные упражнения.

2) Эвристические беседы.

3) Демонстрация картин.

4) Обучающий контроль.

56. Укажите правильное определение сути проблемного обучения (по М.И. Махмутову).

1) Проблема развития инициативы, творчества детей.

2) Дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска.

3) Разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.

4) Проблема приобретения учащимися новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков.

57. К какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы?

1) Методы по логике передачи и восприятия информации.

2) Методы по степени управления учебной работой.

3) Методы по степени самостоятельности мышления детей.

4) Методы контроля и самоконтроля.

58. При каких условиях учитель может использовать только словесные методы?

1) Учитель хорошо владеет словесными методами.

2) Учитель не располагает временем для проблемного изучения данной темы.

3) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями.

4) Правильного ответа нет.

59. При каких особенностях учащихся рационально применять репродуктивные методы?

1) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

2) Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами.

3) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.

4) Ученики еще не готовы к самостоятельному изучению данной темы.

60. Программированное обучение – это:

1) обучение по оптимальным программам;

2) обучение, которое проводится в соответствии с учебной программой;

3) обучение с помощью алгоритмов;

4) особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа учащегося, осуществляемая с помощью программированных учебных пособий, или обучаемых машин, или и тех и других вместе.

61. Почему классно-урочная система является основной?

1) Потому, что она возникла раньше других.

2) Потому, что именно на уроке, а не на кружке или в процессе домашней работы идет реализация поставленных целей.

3) Потому, что на уроках изучается большой объем учебного материала.

4) Потому, что урок проводится учителем.

62. Урок – это:

1) форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту;

2) урок характеризуется признаками: постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования;

3) для урока характерно постоянное время работы – 45 мин.;

4) урок определяется наличием триединой цели: научить, воспитать, развить.

63. По какому признаку определяются тип и структура урока?

1) По дидактическим целям.

2) По количеству структурных частей.

3) По количеству времени, отводимого на достижение главной цели.

4) По деятельности учителя.

64. Назовите основные типы уроков.

1) Под контролем учителя и без контроля учителя.

2) Заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия, индивидуальная работа, киноурок.

3) Комбинированные, изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений.

4) Вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.

65. Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения?

1) Уроки утомляют учащихся, а внеклассные занятия делают обучение приятным.

2) Уроки толкают учителя на штампы и догматизм в работе. А внеурочные формы дают свободу действий.

3) Уроки порождают формализм в знаниях школьников, а вспомогательные формы помогают в формировании действенных знаний.

4) Правильного ответа нет.

66. Диагностирование обученности – это:

1) контроль и оценка знаний и умений обучаемых;

2) контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование результатов;

3) правильное оценивание умений, знаний.

4) установление личного рейтинга каждого обучаемого.

67. Контроль успеваемости – это:

1) выявление, измерение и оценивание знаний, умений;

2) выявление и измерение знаний, умений;

3) способ побуждения к учению с помощью оценок;

4) составной компонент проверки.

68. Проверка успеваемости – это:

1) подведение итогов контроля;

2) составной компонент контроля, выявление и измерение знаний, умений;

3) результаты диагностики, выраженные в баллах;

4) определение качества усвоенных знаний, умений.

69. Оценивание успеваемости – это:

1) процесс проверки, учитывающий качественные и количественные показатели работы учащихся;

2) выставление отметок;

3) определение количества усвоенных знаний, умений;

4) подведение итогов контроля.

70. Оценка – это:

1) число, получаемое в результате измерений уровня обученности;

2) отражение объема усвоенных знаний, умений;

3) результат проверки, отражающий значение, приписанное оценочному суждению;

4) баллы, с помощью которых можно устанавливать личный рейтинг обучаемого.

Источник