В каких исторических источниках содержится упоминание о воронеже
Опрос
Сколько вы живете в Воронеже? | |||||
| |||||
Первые упоминания о поселении датируются 1177 годом. Соответственная запись обнаружена в Никоновской, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. В древних сказаниях рассказывается о битве рязанских и владимирских князей, а также о побеге рязанского правителя Ярополка в Воронеж. По сказаньям Лаврентьевской летописи владимирцы победили и потребовали выдачи рязанского воеводы. Жители Рязани на пути в «Вороножь» выдали врагам беглеца. В Ипатьевском летописном своде также упоминается данное событие, но населённый пункт называют здесь «Воронажем» и «Вороняжем».
Основываясь на этих отрывках, историки полагают, что Воронеж как поселение существовал уже в XII столетии. Город также вспоминается в мемуарах Юлиана, венгерского монаха, что был выдающим средневековым путешественником Европы и дважды посещал Русь: в 1235 и 1238 годах. При описании расправы татар над жителями Курского княжества снова появляются записи о лесах вблизи Воронежа. В виду имеется место у одноименной реки.
Русские языковеды-слависты считают, что слово «Воронеж» происходит от слова «ворон» – названия птицы. Немецкие учёные делают предположения, что этимология города имеет связь с прилагательным «чёрный», синонимом которого является термин «вороной». Некоторые историки, обратив внимание на часть слова «неж» или «еж», проводят параллель с другими древними названиями. По версти краеведа из Воронежа название поселения происходит от возможно существовавшего славянского мужского имени «Воронег», по их мнению, топоним «Воронеж» в дальнейшем перестал быть связан с именем, и ударение соответственно переместилось на второй слог.
ВажноеПетр I и Воронеж История Воронежа тесно связана с деятельностью великого преобразователя российского. Все думы молодого царя были связаны с процветанием России, сближением ее с просвещенной Европой, он мечтал о выходах к южным морям… | ПопулярноеДореволюционный Воронеж Начало 19 века было отмечено знаменательнейшим событием в культурной жизни не только Воронежа, но и России, – открытием Городского Зимнего театра. Ныне это знаменитый драматический театр им. Кольцова, – старейший в России… | НовоеПоследний трамвай Воронежа Первым общественным транспортом, появившимся в Воронеже в 1926 году, был трамвай. До 1960 года, когда состоялся запуск троллейбусов, трамвай оставался главным общественным транспортным средством… |
Источник
Воронеж – крупнейший город Центрально-Черноземного района, вписавший свое имя золотыми буквами в историю России.
Именно отсюда берет начало русский флот: здесь по приказу Петра I были построены первые боевые корабли, которым предстояло одержать победу в знаменитом сражении с турками за крепость Азов. Это родина воздушного десанта – празднование дня ВДВ 2 августа установлено в честь произошедшей в 1930 году успешной учебной высадки «крылатой пехоты» на местном полигоне. Предприятие «КБ Химавтоматики» разработало ракетный двигатель, позволивший достигнуть второй космической скорости, а на авиационном заводе организовано первое в мире серийное производство сверхзвуковых самолетов.
Город неоднократно разрушался – его практически уничтожили каневские черкесы в конце XVI века, он серьезно пострадал от пожара в 1748 году и понес огромные потери в годы Великой Отечественной – уцелело менее 10% жилых зданий. И всякий раз за разрушением следовало возрождение. Восстановление шло невероятными темпами. Так, спустя всего семь лет после освобождения от немецко-фашистских захватчиков, столица Черноземья вновь зажила полноценной жизнью: были реставрированы или выстроены заново почти все дома, заработали заводы и фабрики, кинотеатры и музеи.
Коротко о возникновении
Официальная история создания Воронежа начинается с 1586 года – даты образования и основания крепости, предназначавшейся для защиты юго-восточных рубежей Московского государства, позже ставшей городом. Новое военное укрепление возникло на месте возведенного годом ранее сторожевого пункта. Строителем и первым воеводой царским указом был назначен Семен Сабуров, принадлежавший к видному боярскому роду. На нужды по возведению крепости из казны было выделено 140 000 рублей золотом.
Решение о создании на южных границах ряда укреплений было вызвано необходимостью защиты государства от ногайских и крымских татар, а также для того, чтобы закрепить за Российским правительством владение данной территорией.
В возведении крепости принимали участие казаки и крестьяне Данковского и Ряжского уездов. Считается, что они привлекались в первую очередь на самые тяжелые работы, связанные с рубкой леса и его доставкой к месту строительства. Впрочем, жителей уездов звали и на воинскую службу в будущем городе. Свое желание служить в крепости выразили многие донские атаманы.
Семен Сабуров, лично руководивший строительством деревянных башен и стен, был отозван обратно в Москву сразу после завершения возведения крепости. Примечательно, что дальнейшая жизнь воеводы прошла в приграничных городах и смотровых пунктах нашей страны: Новгороде (бывшим прифронтовым со Швецией), сибирском Тобольске и ныне украинском Чернигове. Несмотря на то, что боярин не был связан с Воронежским краем своим происхождением и пробыл в нем всего несколько лет, он был и остается одной из самых уважаемых и почитаемых исторических личностей Черноземья.
Длительное время в качестве герба города использовался родовой знак Сабуровых, который градостроитель ставил на всех бумагах в ходе официальной переписки. Он состоял из шлема, серебряной стрелы, золотой пики и меча, зажатого в орлиной лапе. Эти символы прекрасно характеризовали изначальное предназначение крепости, которое, к слову, совпадало с боярским долгом – защищать свою Родину.
Крепость ожидало стремительное развитие, чему немало способствовало ее удачное расположение. Находясь на пересечении торговых путей, она быстро превратилась из исключительно военного укрепления в торговый узел.
Первое описание города Воронеж появилось в 1615 году в Дозорной книге, иначе именуемой Сторожевой. Среди прочих сведений авторы приводят и численность населения на то время – около 6-7 тысяч человек. И это несмотря на то, что в 1590 году крепость была фактически стерта с лица земли черкесами.
Происхождение топонима
Происхождение названия Воронеж является одной из интереснейших и спорных тем, связанных с историей города. Долгое время ученые, краеведы и энтузиасты-любители выдвигают различные теории, ни одна из которых не имеет под собой убедительных доказательств.
Одной из версий является происхождение от слова «ворона». Этой этимологии придерживался и знаменитый языковед Иван Срезневский, опубликовавший в XIX веке множество этнографических работ, посвященных южным регионам Российской империи. Позднее точку зрения русского ученого поддержал родившийся в 1886 году в Санкт-Петербурге немецкий ученый-славист Макс Фасмер (в нашей стране его называли Максимилианом Романовичем).
Косвенные доказательства правоты Срезневского и Фасмера можно найти в работах другого известного исследователя – Владимира Загоровского (1925-1994). Он приводит упоминание о двух реках Черноземья с названием Ворона, причем вторую из них, чтобы избежать путаницы, именовали – «Воронаж» («тоже Ворона» или «малая Ворона»).
Сторонники данной этимологии в спорах нередко упоминают другие города, имеющие суффикс «-онеж» (предположительно, «территория, край») в названии: например, Радонеж.
Слово «ворона» в названии не обязательно должно означать птицу. Не исключено, что оно использовалось в значении «чернить». Среди других древнеславянских слов с этим корнем можно вспомнить прилагательное «вороной [конь]» и старинное название ягод черного паслена – вороняжка.
У тех, кто придерживается такого мнения, есть свои доводы. Еще древнегреческий историк Геродот писал о неком племени меланхленов (в переводе – «черные одежды»), обитающих северней Причерноморья. Не лишним будет вспомнить и множество названий рек, связанных с черным цветом: испанская Рио-Негру, казахская Карасу, китайская Хэйшуй («Черная вода») и сотни других топонимов по всему миру.
Кроме того, цвет связан с землей и земледелием. Живших в регионе хлебопашцев (чернь) могли именовать «воронящими», что в итоге дало название местности, реке или рекам и будущей крепости.
Другой вариант этимологии города: славянское имя Воронег. Так звали полумифического человека, который основал в IX веке другой Воронеж – украинский, расположенный на территории современной Сумской области. Примечательно, что возле существующего и поныне поселка встречается немало топонимов, схожих с имеющимися в области: населенные пункты Ромны и Рамень, село и река Девица и многие другие.
Сторонники данной теории считают, что Воронеж связан с переселенцами, которые и увековечили в новых для них реках и поселках родные имена.
Ряд исследователей настаивает на том, что название города имеет неславянское происхождение. В 1946 году советский лингвист Александр Попов (1899-1973), изучавший финно-угорские народности, предположил, что слово происходит от мордовского «вирь неже» (дословно – «Лесная защита»). Мордовские племена проживали на территории нынешней столицы Черноземья в VI-VII веках. Здешние леса и реки служили для них защитой от набегов татар.
Еще один вариант инородных истоков названия связан с тюркским языком, а именно со словами «онега» и «вор», означающими воду и лес.
Существуют и другие версии происхождения, в которых фигурируют «еж» и «нож», но эти этимологии стоит отнести к фольклору и не воспринимать всерьез.
От основания до наших дней
История Воронежа в XVI- XVII веках связана с войнами и восстаниями. Будучи в конфронтации с официальной властью, город поддержал Лжедмитрия I, не принял в качестве правителя Шуйского и безуспешно пытался укрыть Лжедмитрия II. Жители крепости отказались присягать польскому королевичу и подняли бунт, который очень быстро обернулся полнейшей неудачей. Мятежники были разгромлены и бежали.
С окончанием смуты развитие пошло ускоренными темпами. По Дону проходили многочисленные транспортные пути – как торговые, так и дипломатические. Так, в 1627 году будущая столица Черноземья принимала Константинопольского посла Фому Кантакузина, а в 1628 – турецкое посольство, возвращавшееся из Москвы.
В задачи воевод входило обеспечение высоких гостей и их слуг всем необходимым. Способствовали пополнению казны и купцы – Воронеж был удобным и безопасным местом для остановки, отдыха и восполнения запасов провизии. Воеводы предлагали защиту и сопровождение торговцев и за чертой города. Учитывая, насколько реальной была опасность нападения татар, на помощь местных жителей соглашались многие.
К сожалению, мирный период был недолгим – в середине XVII в Московском государстве вспыхнули восстания крестьян. Во время крестьянской войны воеводы смогли не допустить мятежа, хотя на территории крепости проживал родной дядя возглавившего бунт Степана Разина. Однако избегать волнений удавалось далеко не всегда.
В 1670 году оборонительные строения пришли в полную негодность. Было принято решение об их обновлении и перестройке. В первую очередь беспокойство вызывали деревянные конструкции и катастрофические последствия от их возгорания. В 1673 году в городе произошел внушительный по масштабам пожар, который уничтожил огромное количество жилых домов. При восстановлении были учтены прежние ошибки градостроителей и все нежилые здания стали просторней.
Новой страницей истории города Воронежа и края в целом стало решение царя о строительстве военного флота. Наличие ценной древесины и удачное расположение послужили главными причинами, по которым Петр I избрал местом строительства верфи именно эти территории.
Вся жизнь населенного пункта стянулась к реке. Для нужд корабельного строительств были построены пушечный завод, а также суконная, кожевенная и канатная фабрики. Население возросло до 30 000 человек за счет моряков и корабельных строителей, а также людей, занятых в производстве парусов, канатов и другой продукции для флота. Появились учебные заведения для офицеров и судостроителей.
В благодарность Петру I воронежцы в 1860 году поставили ему памятник, ставший одним из первых в России.
В 1709 году в связи с обмелением реки был осуществлен перенос верфи на пять километров вниз по течению, что негативно сказалось на деловой активности и привело к снижению числа жителей. Но серьезного спада не намечалось. Местные купцы выкупили суконную фабрику и основали собственные мануфактуры, а произошедший в 1748 году пожар послужил толчком к переустройству города и ускоренному строительству новых зданий. К 1777 году было возведено более 70 строений из камня, а также 2 000 новых деревянных (в конце века их число составило 107 и 2041).
К концу XVIII века в Воронеже проживало 7 купцов первой гильдии (статус предполагал не менее чем 16 000 рублей во владении), более 40 – второй гильдии (необходимый капитал – 8 000 рублей) и свыше 200 – третьей гильдии (от 2 000 рублей).
Город жил не только торговлей. Открывались фабрики и заводы, учебные заведения и типография, ставшая полноценным издательством, вокруг которого образовался особый литературный кружок.
Жители столицы Черноземья приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года. Против войска Наполеона выступило 10 народных ополчений. Это умение объединяться против врага еще не раз будет продемонстрировано местными жителями.
Во второй половине XIX века была протянута железнодорожная ветка от Козлова до Рязани, ставшая одной из первых в России, построенной не на бюджетные средства, а с привлечением частного капитала. Появление надежного быстрого сообщения с другими регионами положительно повлияло на развитие металлургического и перерабатывающего производства. К 1870 году ветка стала самой загруженной и прибыльной в нашей стране.
В начале XX население города достигло почти 100 000 человек. Свыше 15% от общего числа жителей было занято в промышленности. Появилось большое число гимназий и школ, а также сельскохозяйственный институт. Позже его статус был изменен – он стал Аграрным университетом и был внесен в список ведущих высших учебных заведений.
События октября 1917 года прошли для Воронежа практически бескровно, но уже два года спустя он оказался в эпицентре Гражданской войны.
В годы Великой Отечественной бывшая крепость попала под оккупацию и 200 дней находилась непосредственно на линии фронта. Как отмечают историки, по уровню разрушений город можно было сравнить со Сталинградом, Севастополем и Минском. И вновь, как уже не раз случалось за более чем четыре века, здания были восстановлены в рекордные сроки, был максимально сохранен их прежний облик.
К сожалению, многие памятники не удалось сохранить или восстановить. И не только по вине захватчиков – часть значимых сооружений была утрачена в мирное время.
Присвоение Воронежу в далеком 1990 году звания исторического города России оживило интерес к истории, вопросу возникновения и исследованиям края, в том числе и на любительском уровне. Вышли многочисленные публикации, посвященные различным периодам. Были установлены памятники родившимся здесь знаменитым писателям: Ивану Бунину и Андрею Платонову.
Краткое изложение истории Воронежа дает общее представление о ее содержании, но оставляет в стороне многие важные и значимые события, повлиявшие на развитие края, формирование особой среды и неповторимой атмосферы.
Город сегодня
Это место по-прежнему хранит в себе множество тайн, привлекающих новые поколения исследователей-краеведов. Возможно, в недалеком будущем появятся не только новые версии происхождения названия, но и будет пересмотрена и дата возникновения. Первое письменное упоминание Воронежа относится к 1177 году (в знаменитой Лаврентьевской летописи он назван Воронож), а значит, если кому-либо удастся доказать, что речь идет об одном и том же поселении, город постареет почти на 400 лет.
Сейчас Воронеж – промышленный и культурный центр Черноземья, в котором причудливым образом сочетаются настоящее время и богатая история, запечатленная не только на фото, но и в многочисленных достопримечательностях, пользующихся неизменной популярностью у туристов. Его парки и музеи, здания, в которых оживают приметы прошедших эпох, привлекают все новых и новых любителей старины и тех, кто просто хочет прогуляться по тихим улицам, увидеть памятник Петру I и герою книги Г. Н. Троепольского, посмотреть на корабль, пришвартованный на Адмиралтейской площади. Коренные жители ценят неповторимую атмосферу и уверены в том, что без этой бывшей крепости летопись страны была бы неполной.
Источник
Город Воронеж, один из пятнадцати российских миллионников и крупный региональный экономический центр, с момента основания по настоящее время пережил немало славных побед и тяжелых испытаний, не раз был разрушен и восстановлен. История Воронежа насчитывает более четырех столетий. В городе множество памятников, напоминающих о прошедших временах и о людях, сыгравших важную роль в его судьбе. Современный Воронеж очень красив, живет насыщенной жизнью и, как всегда, с достоинством преодолевает трудности и устремлен в будущее.
Основание Воронежа
Многие историки считают, что первые описания поселения, существовавшего на месте будущего города-крепости, датируются 1177 годом, то есть концом XII века. Однако, эти гипотезы не нашли достаточного подтверждения, поэтому датой основания Воронежа принято считать 1 марта 1586 года.
Указ о возведении новой крепости исходил от царствовавшего в те времена Федора Иоановича. Руководить строительством было поручено первому воронежскому воеводе С.Ф. Сабурову. Образование города обошлось государевой казне в 140 тысяч рублей золотом. В 1585 году в выбранном с учетом всех природных и географических факторов месте появился сторожевой городок, который с 1 марта 1586 года по указу боярина Н. Р. Юрьева стал именоваться Воронежем.
Возникновение военного поселения прежде всего было обусловлено необходимостью защитить южные рубежи от разорительных набегов ногайцев и крымчаков. Служить в город прибыли многие донские атаманы, войско состояло из жителей соседних уездов. Из крепости в придонские степи на охрану границ регулярно отправлялись конные отряды. Из-за удачного расположения вблизи слияния двух судоходных рек (Дон и Воронеж) недавно построенный в военных целях город в короткий период стал достаточно крупным торговым узлом. Через двадцать лет со дня основания в городе насчитывалось до 7 тысяч жителей, что подтверждено записями в Дозорной книге.
Воронеж в XVI и XVII веках
В смутные времена горожане, возглавляемые боярами, признали государем Лжедмитрия I, а позднее и Лжедмитрия II, нашедшего за крепостными стенами Воронежа кратковременное пристанище в 1610 году.
Но главу Речи Посполитой, короля Сигизмунда, войска которого заняли Москву, воронежцы своим правителем признавать не желали и разбили казачье войско атамана Заруцкого, ставшего на сторону поляков.
В начале второй половины XVII столетия была построена Белгородская сторожевая черта, одной из крепостей которой стал Воронеж. Во время вспыхнувших в 1670-1671 годах народных волнений опасавшиеся восставших крестьян и донских казаков бояре решили укрепить крепостные стены. Отряды мятежников из войска Степана Разина в Воронеж войти не смогли.
Воронеж во времена Петра Первого
Новый, судьбоносный этап в истории города, которому предстояло по воле Петра Первого стать колыбелью славного флота российского, начался в 1696 году. Император счел Воронеж самым подходящим местом для строительства флота из-за удобного водного пути в Азовское море по рекам Воронеж и Дон и наличия большого количества леса по берегам реки Воронеж.
Петр Первый в последующие 25 лет в общей сложности прожил в Воронеже пятьсот дней. В эти дни небольшой город фактически превращался во временную российскую столицу, куда приезжали ближайшие соратники и домочадцы Петра, представители зарубежных держав. До 1709 года на корабельной верфи, устроенной на речном берегу, завершилась постройка десятков кораблей.
В Воронеже поселились европейские и российские кораблестроители, здесь было отстроено здание Адмиралтейства, а в 1703 году с целью обучения флотских офицеров учреждена специальная школа. Флот строился для действий в Азовском море, участвовал в захвате принадлежавшей туркам крепости Азов и в Керченском походе. Именно в Воронеже нарабатывался начальный опыт постройки кораблей, который использовался при создании Балтийского и Черноморского флотов.
В процессе реформирования в 1708 году структуры местных органов власти образовалась Азовская губерния, состоящая из пяти провинций, включая Воронежскую, управлявшуюся Ф.М. Апраксиным. В год смерти Петра Великого город Воронеж стал губернским центром вместо Азова.
XIX век и начало XX века в воронежской истории
С наступлением XIX столетия в городе начало развиваться народное образование, появились гимназии и училища, приступила к работе типография. В 1802 году открылся первый воронежский театр, улицы по вечерам стали освещаться свечными фонарями.
С 1868 года установлено железнодорожное сообщение с Москвой, спустя два года – с Ростовом-на-Дону. Воронеж постепенно становился промышленным центром: появились заводы сельскохозяйственного машиностроения, механический, чугунолитейный, машиностроительный и др. В начале XX века население одного из крупнейших губернских центров России составляло 61 тыс. человек. Половина из 5500 городских зданий были каменные.
С началом первой мировой войны на территории Воронежа происходило формирование резерва российских войск, сюда были вывезены заводы и фабрики из западных регионов.
После революции и во время войны
В 1917 году в истории Воронежа, как и всей страны, произошли кардинальные изменения: с 30 октября город стал управляться большевиками, пришедшими к власти в результате Октябрьского переворота.
В годы индустриализации Воронеж вошел в число крупных научно-промышленных центров страны. Продолжилось строительство заводов, наиболее значительные: авиационный, по производству каучука, экскаваторный. В 1930 году, 2го августа, во время учений недалеко от Воронежа впервые высадился воздушный десант. После этого город стал считаться родиной воздушно-десантных войск (ВДВ).
С началом Великой Отечественной войны многие заводы перешли на выпуск военной продукции, а к зиме 1941 года были эвакуированы из города за Урал. В июне 1942 года регулярные части германской армии подошли к Воронежу. С момента формирования Воронежского фронта в июле 1942 года и до полного освобождения города армией генерала И.Д. Черняховского на протяжении 212 дней велись оборонительные бои на территории города. Воронеж был разрушен на 90%, часть населения угнана в оккупированные фашистами российские регионы. Однако река Воронеж так и не была форсирована германскими войсками. Активная оборона сдерживала часть германских войск, продвигавшихся к Сталинграду и помогла легендарному городу выстоять и победить.
Воронеж в советское время
На основании постановления Совнаркома СССР в победном 1945 году началось возрождение Воронежа. Восстановительные работы завершились к 1959 году. Были введены в действие вновь отстроенные промышленные предприятия, развивалось самолетостроение, производство ракетных двигателей. В Воронеже выпущена серия сверхзвуковых пассажирских ТУ-144 и построен самый первый в стране аэробус ИЛ-86.
В советское время продолжалось строительство жилищного фонда, на реке Воронеж появилось огромное водохранилище. В 1986 году отмечалось 400-летие города, в связи с которым Воронежу был вручен орден Ленина. К юбилею были восстановлены многие памятники и исторические здания.
Современный Воронеж
В 90-х годах прошлого века, когда СССР прекратил свое существование, многим крупным воронежским предприятиям угрожало банкротство. Их руководители стали искать пути выживания, вступая во всевозможные холдинги и концерны. Ухудшилось состояние жилого фонда и дорог, прекращено движение трамваев.
В 1990 году Воронеж вошел в список исторических городов РФ, составленный Министерством культуры.
В 1992 году для нужд теплоснабжения начато сооружение атомной станции, но против возведения этого объекта на референдуме высказались жители, напуганные событиями на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В течение 10 лет предпринимались попытки возобновить стройку, но воронежцы решительно протестовали.
В настоящее время ситуация в городе значительно улучшилась. На обоих берегах Воронежского водохранилища строятся торгово-развлекательные и бизнес-центры, супермаркеты известных сетей, крупные жилые комплексы. В Воронеже обустраиваются парки и скверы, реставрируются исторические здания, поддерживается хорошее состояние дорог.
Источник