В каких источниках содержаться нормы международного права

Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитаны на неоднократное применение и обеспечиваются в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде определенных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления международно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые называют «международным мягким правом».

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств. До начала XX столетия международный обычай являлся приоритетным международно-правовым источником.

Обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. Примерами обычая могут служить: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Значительное количество обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а также гуманитарное право.

Как и другие международно-правовые нормы, обычные нормы международного права образуются в два этапа. Первый предполагает согласование правила поведения, а второй – придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах: юридически значимых действиях органов государства, официальных заявлениях, решениях законодательных и судебных органов и т.д. При этом признание правила поведения обычной нормой может производиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение — правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения — лишь как недружественный акт. Примером обыкновения является правило, согласно которому вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания.

В качестве обычных норм могут при определенных условиях выступать нормы резолюций международных организациях. Так, п. 14 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: «Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право».

Необходимо также учитывать, что в международном праве не установлена иерархическая структура норм; обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. Более того, значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.

Помимо традиционных договора и обычая, в настоящее время в международных отношениях активно используется такой источник международного права, как заключительные акты международных конференций и совещаний. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1993 г. и др.

Эти документы содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию (ОБСЕ).

Указанные акты, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Согласно положениям этих документов государства обязались «соблюдать», «обеспечивать исполнение» актов СБСЕ, «приводить свое законодательство в соответствие с положениями документов СБСЕ». В этих документах вместе с правилами поведения одновременно предусматриваются меры проверки и контроля за их соблюдением.

В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания международно-правовых норм — путем принятия резолюций международных органов и организаций.

Юридическая сила резолюциймеждународных организаций определяется их уставами. Согласно уставам большинства организаций резолюции их органов имеют рекомендательный характер.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2139 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Вопрос № 1. Источники международного права и их характеристика.

Вопрос № 2. Нормообразование в международном праве и его этапы.

Вопрос № 3. Понятие и виды норм международного права.

Вопрос № 1.

1. Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

2. Источниками международного права признаются:

· Международный договор – соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей.

Читайте также:  В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы гроза

· Международный обычай; согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООНэто “доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы” (например обычай флага в международном мореплавании).

· Общие принципы международного права (см. тему №1).

· Юридически обязательные резолюции международных организаций – это акты правоприменительного характера, издаваемые международными организациями (высшими) органами организаций) в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права (например резолюции Совета Безопасности ООН).

· Акты международных конференций – это документы итогового характера, юридическая природа которых различна в зависимости от целей государств проводящих указанные конференции (например, совокупность актов Конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро 1992 г.).

· Доктрины международного права – это теории и фундаментальные взгляды ученых юристов призванные научно обеспечить достаточно высокий уровень решения конкретных вопросов международного правоприменения и
взаимосвязь теории и практики (например, доктрины признания новых правительств в государствах авторства Тобара и Эстрада).

· Внутригосударственное право (например, федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995г.).

Вопрос № 2.

1. Нормообразование в международном праве – это исторически обусловленная совокупность стадий, отражающих возникновение разнообразных по юридической природе, содержанию, форме и применению международно-правовых норм.

2. Доктрина международного права достаточно последовательно выделяет следующие стадии нормообразования:

· Нормообразование в международном праве началось с формирования обычаев.

Международно-правовой обычай – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер (доктринальное определение наряду с нормативным определением, данным в ст.38 Статута международного суда ООН).

Особенность обычной нормы состоит в том, что она не оформлена в виде юридического документа с четкой словесной формулировкой правила.

Обычная норма складывается постепенно, в результате повторяющихся действии всех или подавляющего большинства субъектов (например, обычай оказывать покровительство послам и обеспечивать, их неприкосновенность). Обычай может иметь как универсальный, так и локальный (региональный) характер.

· Признание существования той или иной обычной нормы и ее конкретного содержания часто являлось предметом разногласий между государствами. Существенный вклад в развитие нормообразования внесли труды ученых-юристов (становление доктрины международного права).

· Кодификация международно-правовых обычаев.

Формулирование обычных норм в виде писаных правил, объединенных в международном договоре, и систематизация норм называются кодификацией.

Комиссия международного права ООН кодифицировала нормы международного обычного права, относящиеся к дипломатическому праву, праву международных договоров и др. в форме соответствующих международных конвенций.

· прогрессивное развитие международного права (создание новых писанных норм и объединение их в международно-правовые источники – то есть формулирование новых правил поведения, не установившихся в качестве обычая, но необходимых для упорядоченных международных отношений (п. 1а ст. 13 Устава ООН).

· Установление международных обыкновений.

Международное обыкновение — международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости (например, определенный церемониал при обмене визитами глав государств).

· Возникновение «мягкого права».

«Мягкое право» – это международные акты, не имеющие характера договора, но обладающие большой морально-политической силой (различные резолюции, декларации, программы, действия и т.п.).

Такая оценка соответствующих актов чревата определенным субъективизмом, В зависимости от обстоятельств то или иное государство может понимать положения международного документа либо в качестве нормы «мягкого права», либо как рекомендацию.

Вопрос № 3.

1. Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права.

2. Классификация норм МП:

· По форме:

– документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила.

К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций, различие которых обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их
фиксирующими;

– документально не закрепленные нормы.

К ним относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают вправоприменительных актах – решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций. Они могут стать и договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для неучаствующих государств сохраняют силу обычных норм).

· В зависимости от предмета регулирования:

– относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — нормы права международных договоров;

– нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел — нормы космического права;

– нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности — нормы права международной безопасности и т. д.

· По субъектно-территориальной сфере:

– универсальные (особая группа среди них – нормы jus cogens) – это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством государств или всеми государствами;

– межрегиональные;

– региональные;

– локальные – это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами.

· В зависимости от функционального назначения:

регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами);

– охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

· По характеру субъективных прав и обязанностей:

– обязывающие (например, оповестить о ядерной аварии);

– запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие);

– управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

· по характеру воздействия:

– императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т. д.);

– диспозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином.

Читайте также:  Какой тип информации не может содержаться в документах 1с

· по применению:

– материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

– процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и др.).

В целом, доктрина международного права, первоочередное внимание уделяет разграничению норм по их иерархии. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы не должны им противоречить.

Читайте также:

  1. D. ПРАВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
  2. D. ПРАВА, ОХВАТЫВАЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ
  3. D. СОЦИОИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЩЕЙ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
  4. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  5. H. Обособление права публичного и частного в эпоху Великих реформ. – Судебные уставы императора Александра II. – Закон и суд
  6. I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
  7. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  8. I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
  9. I. ПРАВА, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
  10. I. Ультразвук. Его виды. Источники ультразвука.
  11. III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  12. III.3. Система классификационных единиц

Источник

Термин «источник права», согласно общей теории права — это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).

В каких же формах может выражаться соглашение между субъектами международного права об их международных обязательствах, т.е. каковы источники международного права?

Основными источникамимеждународного права являются:

1) международный договор – письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;

2) международный обычай – правила поведения субъектов меж- дународного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Вспомогательными источниками международного права являются:

1) решения международных судебных органов;

2) доктрина международного права;

3) резолюции – рекомендации международных организаций;

4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.

Прежде всего одним из основных источников является международный договор, понимаемый как письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права.

Следующим основным источником является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы.

Например. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника и молчание государств означали появление обычной нормы о праве безвредного пролета в космосе над территорией иностранных государств.

О международном обычае речь, следовательно, идет как о норме общего международного права. И, в частности, потому, что формирование локального многостороннего международного обычая хотя в принципе и возможно, но происходит крайне редко. Двусторонний же обычай вообще не имеет смысла.

После Второй мировой войны под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием. В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права.

В функцию Генеральной Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава ООН, входит содействие прогрессивному развитию и кодификации международного права. Эту свою функцию Генеральная Ассамблея осуществляет, в частности, с помощью Комиссии международного права, являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеей Положению о Комиссии международного права, выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств; выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины (ст. 15).

Практически же кодификация общего международного права, которой занимается Комиссия, неизменно сопровождается его прогрессивным развитием.

Конечно, удобнее толковать и применять международные договоры, чем обычай. Однако последний при этом не теряет своего значения, поскольку для государств — участников кодификационных конвенций действуют нормы этих договоров, а для государств-неучастников они продолжают действовать в качестве обычноправовых.

От международного обычая следует отличать международное обыкновение, т.е. правило поведения государств, которому они следуют в своих взаимоотношениях, не признавая его юридически обязательным. К международным обыкновениям относятся, например, правила comitas gentium (международной вежливости), в частности правила дипломатического этикета и так называемого дипломатического протокола, а такие правила морского церемониала (отдание чести флагу иностранного государства по прибытию в его порт военного корабля, салют военных кораблей при встрече в открытом море и т.п.).

В последнее время с учетом международной практики государств утверждается понятие неформального международного договора, под которым понимается письменное соглашение между государствами, текст которого выработан государствами в процессе их переговоров, но которому эти государства не придали юридической силы международного договора, будучи тем не менее убеждены в необходимости соблюдения его положений и требуя соблюдения таковых в процессе своих взаимоотношений.

Ситуации неформального международного договора возникают по разным причинам. Например, государства — стороны Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе договорились не придавать этому Акту силу международного договора. В других случаях государства разработали двусторонний международный договор и скрепили его текст подписями своих уполномоченных, установив в тексте договора или иным образом, что для вступления его в силу требуется ратификация обоих государств.

Но ратификации не последовало со стороны обоих или одного из этих государств. Были также случаи, когда несколько государств договорились создать международную организацию и объявили об этом в официальном согласованном ими акте, но выработали договор — учредительный акт этой организации и придали ему юридическую силу договора лишь несколько лет спустя. Например, Совет Экономической Взаимопомощи был учрежден и стал функционировать в 1949 г., о чем было издано официальное коммюнике, а Устав СЭВ был принят в 1959 г.

Важным источником международного права являются также односторонние юридические акты государств, в частности акт обязательства (часто неудачно именуемый актом обещания), акт признания и акт протеста. Первые два акта, как правило, действуют в сочетании.

Читайте также:  Хинин в каких продуктах содержится таблица

Акт обязательства — это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).

Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно, в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности, касающимися срока действия обязательства). Приведем некоторые примеры важных актов обязательства из практики СССР. Так, в 1982 г. он принял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие; в 1983 г. объявил об обязательстве не выводить первым в космическое пространство какие-либо виды космического оружия; в 1986 г. объявил о своем отказе от проведения любых ядерных взрывов.

Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает, очевидно, ситуацию заключения межгосударственного соглашения (родовое понятие), в отличие от заключения межгосударственного договора (понятие видовое). Разумеется, односторонние юридические акты обязательства и их признание выражают волю заинтересованных государств, а достигнутое тем самым соглашение между ними выражает их согласованную и тем самым общую волю по поводу установления новой или уточнения действующей международно-правовой нормы.

Добавим, что в пределах срока своего действия и при соблюдении иных условий, сопровождающих одностороннее международное обязательство, оно не не подлежит отмене или изменению, т.е. в сочетании с актом признания создает относительно стабильное межгосударственное соглашение.

Акт признания – это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.

Последняя часть предложенного определения (со слова «поскольку») выражает обязанность государства, как создавшего юридически значимую ситуацию, так и признающего ее правомерной, действовать добросовестно. Морально-политический принцип добросовестности играет в указанном правоотношении важную роль.

Создавшаяся юридически значимая ситуация, разумеется, не должна входить в противоречие с императивной нормой общего международного права. В противном случае признание возникшей ситуации должно рассматриваться как юридически ничтожное.

Особенностью признания является то, что оно может быть:

1) явно выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить с ним дипломатические отношения),

2) вытекать из его молчаливого поведения, свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права. Незаявление государством протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев юридической ничтожности признания, когда речь идет о действиях государства, нарушающих императивные нормы международного права.

Противоположный признанию акт протеста — это заявление государства об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация ее в соответствии с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выражен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных государств.

Естественно, что протест должен быть юридически prima facie, т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным и в принципе может быть оспорен государством, которому он адресован.

Источниками международных обязательств государств являются, далее, акты-предписания государствам — членам международных организаций или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа.

Так, согласно ст. 18 Устава ООН, Генеральная Ассамблея принимает по перечисленным в этой статье важным вопросам решения, обязательные для членов ООН в отличие от принимаемых Генеральной Ассамблеей рекомендаций, не имеющих обязательной юридической силы. В соответствии со ст. 25 Устава ООН государства — члены Организации согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Наконец, источником международного права применительно к индивидуальным его нормам (касающимся какого-либо конкретного дела) являются решения международных арбитражей или судов, юридически обязательные для сторон рассматриваемого дела (международного спора).

Так, согласно ст. 94 Устава ООН, члены Организации обязались выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором они являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Особое значение имеет доктрина ученых международного права, поскольку коллективное мнение юристов многих стран находит свое выражение в документах таких организаций как Асоциация ученых международного права, Институт международного права и т.д.

Понятие, классификация и характеристика принципов международного права.

Принципы международного права – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы:

– Устав ООН;

– Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношенийи сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

– Заключительный акт СБСЕ 1975 г.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой – их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Для принципов международного права характерно:

– универсальность;

– необходимость признания всем мировым сообществом;

– наличие принципов-идеалов;

– взаимосвязанность;

– авангардность;

– иерархичность.

Функции принципов международного права:

1) стабилизирующая – определяет основы взаимодействия субъектов международного права, посредством создания нормативных рамок.

2) развивающая – закрепление нового появившегося в практике международных отношений.

Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по форме закрепления различают принципы писанные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;

б) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);

в) по степени важности защищаемых отношений, можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;

г) по объекту сотрудничества выделяются:

– принципы, обеспечивающие мир и безопасность;

– принципы сотрудничества;

– принципы защиты прав человека, наций и народов.

Источник