В каких источниках права содержатся правовые нормы
Понятие источников права. Виды источников права: закон, подзаконные акты, судебный прецедент, договор, правовой обычай. Понятие нормы права. Структурные элементы нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Аналогия права.
Толкование права.
Источники права – разнообразные правовые акты, лежащие в основе юридических норм, и составляющих внешнюю форму права.
В правовых системах различных государств существуют следующие виды источников права:
1) нормативный правовой акт – изданный в особом порядке документ, принятый компетентными органами, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений. К нему относится закон – нормативный акт, принятый государственным органом или волеизлиянием населения (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные отношения; подзаконный акт – правовой акт, изданный в соответствии с законом или на его основе и во исполнение. (указы, постановления и т.д.)
2) судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое становится впоследствии обязательным для всех судов при разрешении подобных дел;
3) нормативный договор – соглашение равноправных субъектов, содержащее юридические нормы, содержит нормы об ответственности за невыполнение или отступление от пунктов договора;
4) правовой обычай – наиболее древний источник права, исторически сложившийся вследствие фактического применения в течении длительного времени и содержащийся в сознании людей. Письменно не закреплен, но санкционирован и признается государством. Иногда государство придает им силу закона – юридическую силу.
Норма права – установленное (или санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное формально определенное правило поведения, представляющее адресантам субъективные права и возлагающие на них юридические обязанности. Нормы права обеспечиваются и принудительными мерами.
Структура нормы права – ее внутреннее строение, определенный порядок изложения содержания правовой нормы. Она показывает, из каких частей состоит норма, и как они взаимодействуют.
Норма права состоит из следующих элементов:
1) гипотеза – указывает на условия, при наступлении которых эта норма права начинает действовать, то есть на те фактические обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма реализуется; по строению различают простую и сложную, по форме выражения – абстрактная – действие нормы связано с наступлением отношений определенного вида и казуистистические – действие нормы связано с наступлением отдельного, строго определенного случая;
2) диспозиция – определяет модель должного поведения, устанавливает права и обязанности субъекта при наступлении условий, указанных в гипотезе. Диспозиции бывают: управомочивающие – представляющие субъекту права на совершение определенных действий, обязывающие – предписывающие субъекту в обязательном порядке совершать те или иные действия, запрещающие – предписывающие субъекту воздержаться от определенных действий. Также диспозиция может быть: простой – содержит только один вариант поведения, альтернативной – содержит несколько вариантов, из которых субъект может выбрать подходящий, бланкетной – не содержит вариантов, а отправляет к иным нормам, в которых они содержатся;
3) санкция – содержит те последствия, которые могут наступить для субъекта при невыполнении правил диспозиции. Они могут быть положительными или отрицательными. В зависимости от степени определенности санкции делятся на:
1) абсолютно-определенные – содержат точное указание на вид и меру государственного воздействия;
2) относительно-определенные – устанавливают максимальный и минимальный пределы государственного воздействия;
3) альтернативные – содержат несколько видов государственного воздействия, из которых правоприменитель выбирает один, наиболее подходящий к случаю.
Толкование права – уяснение и разъяснение смысла норм права с целью наиболее правильного их применения. Существует несколько способов толкования права – совокупность приемов и способов, с помощью которых понимается смысл юридических норм:
1) языковый – выясняются значения отдельных слов и понятий, их взаимосвязь. С этого способа и начинается процесс толкования;
2) логический – использует средства логики при толковании норм права: логическое преобразование, логический анализ понятий, выводы по аналогии, по смежности и т.д.;
3) исторический – выяснение исторических условий издания нормативного акта;
4) систематический – сравнение юридических предписаний друг с другом для установления иных норм, связанных с толкуемой, для уяснения смысла последней;
5) специальныо-юридический – заключающийся в использовании обычных правовых познаний при уяснении содержания нормы, привлекается для этого ученый– юрист.
Аналогия права – применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом правовых норм, регулирующих сходные отношения.
Источник
Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Понятие и виды источников права
Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.
В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы – англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права.
Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской – нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.
Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Нормативный правовой акт
Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры.
НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления.
Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее голосование, где и была решена его судьба.
Нормативный договор
Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный.
Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.
Судебный прецедент
Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств.
Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.
Правовой обычай
Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений.
В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.
Религиозные тексты
В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике.
Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.
Правовые доктрины
Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента.
Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.
Общие принципы права
Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему.
Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.
Признаки зафиксированных источников права
Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:
нормативность – предполагает систему эталонных, общих правил поведения;
общеобязательность – означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;
определенность – нормы должны быть ясными, четкими и понятными;
формальность – нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;
системность – предполагает наличие определенной иерархии норм;
властный характер – нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.
Источники права в РФ
РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ.
Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части.
Затем по юридической силе следуют:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
указы президента;
постановления правительства;
законы субъектов;
локальные акты.
Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.
Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.
Источник
Любой источник — это место, где что-то находится, откуда что-то возникает.
Соответственно, в общем смысле под источником права понимается любое явление, которое служит причиной возникновения права.
В юриспруденции же используется формально-юридический подход к определению источников права. Поэтому они ещё называются формы права.
Что такое источники (формы) права?
Государство устанавливает для своих граждан определённые правила, которые те обязаны соблюдать. Такие правила называются правовыми нормами или нормами права.
Чтобы передать эту информацию гражданам, законодатель выражает эти правила определённым способом и в определённой форме.
Так вот, источники (формы) права — это способ, с помощью которого зафиксированы правила, установленные законодателем и обязательные для исполнения.
Что относится к источникам (формам) права?
Российские правоведы выделяют следующие источники (формы) права в России.
Нормативный правовой акт
Это официальный документ, в котором содержится правовая норма. И так как это документ, то он имеет письменную форму.
Есть две разновидности нормативного правового акта. Это закон и подзаконный акт.
Правовой обычай
Это правило поведения, которое появилось после того, как такое поведение неоднократно повторялось. Причём это правило должно быть разрешено государством.
Прецедент
Это решение суда или административного органа, которое те приняли по конкретной ситуации или делу.
Причём до этого момента такая ситуация не возникала. Следовательно, и правило поведения сформулировано не было.
А после этой ситуации решение суда или административного органа становится источником права.
Нормативный договор
Это соглашение между лицами, который содержит правила их поведения и который не противоречит законодательству.
Референдум
Это голосование граждан по поводу какого-либо вопроса. Источником (формой) права референдум может быть, если голосование проводится по поводу текстов законопроектов.
Правовая доктрина
Это письменные труды признанных учёных-правоведов.
Правовые аксиомы
Это правила, который сложились в праве исторически. Они могут быть нигде не закреплены, но не подвергаются сомнению.
Их фундамент — это мораль и справедливость.
Например, аксиома о том, что никто не может быть судьёй в собственном деле.
Другой пример: если была выслушана одна сторона, то должна быть выслушана и другая.
Общие принципы права
Это правила, которые универсальны и общеобязательны для всех. При нарушении этих принципов можно говорить о неправомерности действий.
Например: принцип гуманизма, принцип равенства всех граждан перед законом.
Три вида источников права
Правоведы имеют разную точку зрения о видах источников права. Ниже приведена их трёхвидовая классификация.
Так, источники права делятся на:
- идеологические (идеальные);
- материальные;
- формально-юридические.
Идеологические (идеальные) источники права
Это идеальные источники, которые представляют особую ценность. К ним относятся: аксиомы, доктрины, положения.
Эти источники существуют сами по себе. Они не связаны с созданием законодателем общеобязательных правил поведения.
Материальные источники права
Материальные источники права — это отношения в обществе. Они являются причиной того, что законодатель понимает необходимость ввести новое правило поведения.
Такие экономические, социальные или политические отношения влияют на содержание правовой нормы.
Формально-юридические источники права
Это способы, которые законодатель использует для того, чтобы зафиксировать обязательные к исполнению правила (нормы права).
К ним относятся нормативный правовой акт, прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая доктрина и т. д.
Источник
Источники права
Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.
История человеческого общества выработала следующие формы (источники) нрава (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Формы (источники) права
Нормативный правовой акт — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.
Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти.
Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.
Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте Конституции. В Конституции Российской Федерации они называются федеральными конституционными законами. Этим законам присущи следующие особенности:
- 1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;
- 2) принимаются в особом порядке — квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);
- 3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России – в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.
Обыкновенные законы различаются по отраслям. Выделяют кодифицированные законы — кодексы (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило, согласно которому неопубликованные законы не могут применяться.
К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства — правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).
Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.
Судебный прецедент — это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела, в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент — один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права.
Правовой обычай — это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения — судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решение предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте.
Принцип права — основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, возмещение причиненного вреда и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно- правовых договорах.
Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на груды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина. В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на них при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.
Нормативный договор — соглашение между сторонами, направленное на установление официальных юридических правил, например, международный договор, коллективный договор между предпринимателем и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания — это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов.
Деловое обыкновение — это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок но телефону.
В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.
Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.
Нормативные правовые акты вступают в силу, как правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте (в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования. В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается).
В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила. То есть его нормы могут быть распространены на отношения, возникшие до принятия нормативного правового акта.
Обратная сила закону придается в исключительных случаях. Во-первых, тогда, когда сам законодатель принимает такое решение. И во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость деяния или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом.
Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:
- 1) истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;
- 2) отмена специальным актом правотворческого органа;
- 3) если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.
Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.
В отношении действия нормативного правового акта в пространстве руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой он издан.
Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.
Иногда нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.
Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам, т.е. предписания нормативного правового акта распространяются на все указанные в нем субъекты и находящиеся на территории действия акта.
Из этого общего правила есть исключения:
- 1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
- 2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).
Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам). Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип — «право следует за лицом».
Источник