В бите какое двоичное число содержится

Все знают, что компьютеры состоят из единиц и нулей. Но что это значит на самом деле?

Если у вас в школе была информатика, не исключено, что там было упражнение на перевод обычных чисел в двоичную систему и обратно. Маловероятно, что кто-то вам объяснял практический смысл этой процедуры и откуда вообще берётся двоичное счисление. Давайте закроем этот разрыв.

Эта статья не имеет практической ценности — читайте её просто ради интереса к окружающему миру. Если нужны практические статьи, заходите в наш раздел «Где-то баг», там каждая статья — это практически применимый проект.

Отличный план

Чтобы объяснить всё это, нам понадобится несколько тезисов:

  1. Система записи числа — это шифр.
  2. Мы привыкли шифровать десятью знаками.
  3. Но система записи чисел может быть любой. Это условность.
  4. Двоичная система — это тоже нормальная система.
  5. Всё тлен и суета.

Система записи — это шифр

Если у нас есть девять коров, мы можем записать их как ???????????????????????????????????? или как 9 × ????.

Почему 9 означает «девять»? И почему вообще есть такое слово? Почему такое количество мы называем этим словом? Вопрос философский, и короткий ответ — нам нужно одинаково называть числа, чтобы друг друга понимать. Слово «девять», цифра 9, а также остальные слова — это шифр, который мы выучили в школе, чтобы друг с другом общаться.

Допустим, к нашему стаду прибиваются ещё ????????????. Теперь у нас ???????????????????????????????????????????????? — двенадцать коров, 12. Почему мы знаем, что 12 — это «двенадцать»? Потому что мы договорились так шифровать числа.

Нам очень легко расшифровывать записи типа 12, 1920, 100 500 и т. д. — мы к ним привыкли, мы учили это в школе. Но это шифр. 12 ×???? — это не то же самое, что ????????????????????????????????????????????????. Это некая абстракция, которой мы пользуемся, чтобы упростить себе счёт.

Мы привыкли шифровать десятью знаками

У нас есть знаки 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 — всего десять знаков. Этим числом знаков мы шифруем количество единиц, десятков, сотен, тысяч и так далее.

Мы договорились, что нам важен порядок записи числа. Мы знаем, что самый правый знак в записи означает число единиц, следующий знак (влево) означает число десятков, потом сотен и далее.

Например, перед нами число 19 547. Мы знаем, что в нём есть:

1 × 10 000

9 × 1000

5 × 100

4 × 10

7 × 1

Если приглядеться, то каждый следующий разряд числа показывает следующую степень десятки:

1 × 10⁴

9 × 10³

5 × 10²

4 × 10¹

7 × 10⁰

Нам удобно считать степенями десятки, потому что у нас по десять пальцев и мы с раннего детства научились считать до десяти.

Система записи — это условность

Представим бредовую ситуацию: у нас не 10 пальцев, а 6. И в школе нас учили считать не десятками, а шестёрками. И вместо привычных цифр мы бы использовали знаки ØABCDE. Ø — это по-нашему ноль, A — 1, B — 2, E — 5.

Вот как выглядели бы привычные нам цифры в этой бредовой системе счисления:

В этой системе мы считаем степенями шестёрки. Число ABADØ можно было бы перевести в привычную нам десятичную запись вот так:

A × 6⁴ = 1 × 1296 = 1296
B × 6³ = 2 × 216 = 432
A × 6² = 1 × 36 = 36
D × 6¹ = 4 × 6 = 24
Ø × 6⁰ = 0 × 1 = 0
1296 + 143 + 34 + 24 + 0 = 1497. В нашей десятичной системе это 1497, а у людей из параллельной вселенной это ABADØ, и это равноценно.

Выглядит бредово, но попробуйте вообразить, что у нас в сумме всего шесть пальцев. Каждый столбик — как раз шесть чисел. Очень легко считать в уме. Если бы нас с детства учили считать шестёрками, мы бы спокойно выучили этот способ и без проблем всё считали. А счёт десятками вызывал бы у нас искреннее недоумение: «Что за бред, считать числом AD? Гораздо удобнее считать от Ø до E!»

То, как мы шифруем и записываем числа, — это следствие многовековой традиции и физиологии. Вселенной, космосу, природе и стадам коров глубоко безразлично, что мы считаем степенями десятки. Природа не укладывается в эту нашу систему счёта.

Например, свет распространяется в вакууме со скоростью 299 792 458 метров в секунду. Ему плевать, что нам для ровного счёта хотелось бы, чтобы он летел со скоростью 300 тысяч километров в секунду. А ускорение свободного падения тела возле поверхности Земли — 9,81 м/с². Так и хочется спросить: «Тело, а ты не могло бы иметь ускорение 10 м/с²?» — но телу плевать на наши системы счисления.

Двоичная система (тоже нормальная)

Внутри компьютера работают транзисторы. У них нет знаков 0, 1, 2, 3… 9. Транзисторы могут быть только включёнными и выключенными — обозначим их ???? и ⚫.

Мы можем научить компьютер шифровать наши числа этими транзисторами так же, как шестипалые люди шифровали наши числа буквами. Только у нас будет не 6 букв, а всего две: ???? и ⚫. И выходит, что в каждом разряде будет стоять не число десяток в разной степени, не число шестёрок в разной степени, а число… двоек в разной степени. И так как у нас всего два знака, то получается, что мы можем обозначить либо наличие двойки в какой-то степени, либо отсутствие:

Если перед нами число ???? ⚫????⚫⚫ ????????⚫⚫, мы можем разложить его на разряды, как в предыдущих примерах:

???? = 1 × 2⁸ = 256

⚫ = 0 × 2⁷ = 0

???? = 1 × 2⁶ = 64

⚫ = 0 × 2⁵ = 0

⚫ = 0 × 2⁴ = 0

???? = 1 × 2³ = 8

???? = 1 × 2² = 4

⚫ = 0 × 2¹ = 0

⚫ = 0 × 2⁰ = 0

256 + 0 + 64 + 0 + 0 + 8 + 4 + 0 + 0 = 332

Получается, что десятипалые люди могут записать это число с помощью цифр 332, а компьютер с транзисторами — последовательностью транзисторов ????⚫????⚫⚫ ????????⚫⚫.

Если теперь заменить включённые транзисторы на единицы, а выключенные на нули, получится запись 1 0100 1100. Это и есть наша двоичная запись того же самого числа.

Почему говорят, что компьютер состоит из единиц и нулей (и всё тлен)

Инженеры научились шифровать привычные для нас числа в последовательность включённых и выключенных транзисторов.

Дальше эти транзисторы научились соединять таким образом, чтобы они умели складывать зашифрованные числа. Например, если сложить ????⚫⚫ и ⚫⚫????, получится ????⚫????. Мы писали об этом подробнее в статье о сложении через транзисторы.

Дальше эти суммы научились получать супербыстро. Потом научились получать разницу. Потом умножать. Потом делить. Потом всё это тоже научились делать супербыстро. Потом научились шифровать не только числа, но и буквы. Научились их хранить и считывать. Научились шифровать цвета и координаты. Научились хранить картинки. Последовательности картинок. Видео. Инструкции для компьютера. Программы. Операционные системы. Игры. Нейросети. Дипфейки.

И всё это основано на том, что компьютер умеет быстро-быстро складывать числа, зашифрованные как последовательности включённых и выключенных транзисторов.

При этом компьютер не понимает, что он делает. Он просто гоняет ток по транзисторам. Транзисторы не понимают, что они делают. По ним просто бежит ток. Лишь люди придают всему этому смысл.

Когда человека не станет, скорость света будет по-прежнему 299 792 458 метров в секунду. Но уже не будет тех, кто примется считать метры и секунды. Такие дела.

Источник

Âïåðâûå ïîçèöèîííàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ âîçíèêëà â äðåâíåì Âàâèëîíå.  Èíäèè ñèñòåìà ðàáîòàåò â âèäå

ïîçèöèîííîé äåñÿòè÷íîé íóìåðàöèè ñ èñïîëüçîâàíèåì íóëÿ, ó èíäóñîâ äàííóþ ñèñòåìó ÷èñåë

ïîçàèìñòâîâàëà àðàáñêàÿ íàöèÿ, ó íèõ, â ñâîþ î÷åðåäü, âçÿëè åâðîïåéöû.  Åâðîïå ýòó ñèñòåìó ñòàëè

íàçûâàòü àðàáñêîé.

Ïîçèöèîííàÿ ñèñòåìà — çíà÷åíèå âñåõ öèôð çàâèñèò îò ïîçèöèè (ðàçðÿäà) äàííîé öèôðû â ÷èñëå.

Ïðèìåðû, ñòàíäàðòíàÿ 10-ÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ – ýòî ïîçèöèîííàÿ ñèñòåìà. Äîïóñòèì äàíî ÷èñëî 453.

Öèôðà 4 îáîçíà÷àåò ñîòíè è ñîîòâåòñòâóåò ÷èñëó 400, 5 — êîë-âî äåñÿòêîâ è ñîîòâåòñòâóåò çíà÷åíèþ 50,

à 3 — åäèíèöû è çíà÷åíèþ 3. Ëåãêî çàìåòèòü, ÷òî ñ óâåëè÷åíèåì ðàçðÿäà óâåëè÷èâàåòñÿ çíà÷åíèå.

Òàêèì îáðàçîì, çàäàííîå ÷èñëî çàïèøåì â âèäå ñóììû 400+50+3=453.

Äâîè÷íàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ.

Çäåñü òîëüêî 2 öèôðû – ýòî 0 è 1. Îñíîâàíèå äâîè÷íîé ñèñòåìû – ÷èñëî 2.

Öèôðà, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ ñ ñàìîãî êðàÿ ñïðàâà, óêàçûâàåò êîëè÷åñòâî åäèíèö, âòîðàÿ öèôðà –

êîëè÷åñòâî äâîåê, äàëåå – êîëè÷åñòâî ÷åòâåðîê è òàê äàëåå.

Âî âñåõ ðàçðÿäàõ âîçìîæíà ëèøü îäíà öèôðà — èëè íóëü, èëè åäèíèöà.

Ñ ïîìîùüþ äâîè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ âîçìîæíî çàêîäèðîâàòü âñÿêîå íàòóðàëüíîå ÷èñëî, ïðåäñòàâèâ

ýòî ÷èñëî â âèäå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè íóëåé è åäèíèö.

Ïðèìåð:        10112 = 1*23 + 0*2*2+1*21+1*20 =1*8 + 1*2+1=1110

Äâîè÷íóþ ñèñòåìó ñ÷èñëåíèÿ, êàê è äåñÿòè÷íóþ ñèñòåìó ñ÷èñëåíèÿ, çà÷àñòóþ èñïîëüçóþò â âû÷èñëèòåëüíîé

òåõíèêå. Òåêñò è ÷èñëà êîìïüþòåð õðàíèò â ñâîåé ïàìÿòè â äâîè÷íîì êîäå è ïðîãðàììíûì ñïîñîáîì ïðåîáðàçóåò

â èçîáðàæåíèå íà ýêðàíå.

Ñëîæåíèå, âû÷èòàíèå è óìíîæåíèå äâîè÷íûõ ÷èñåë.

Òàáëèöà ñëîæåíèÿ â äâîè÷íîé ñèñòåìå ñ÷èñëåíèÿ:

    +    

1

1

1

1

10 (ïåðåíîñ â

ñòàðøèé ðàçðÿä)

Òàáëèöà âû÷èòàíèÿ â äâîè÷íîé ñèñòåìå ñ÷èñëåíèÿ:

   –   

   1   

1

1

(çà¸ì èç ñòàðøåãî

ðàçðÿäà) 1

Ïðèìåð ñëîæåíèÿ «ñòîëáèêîì» (1410 + 510 = 1910 èëè 11102 + 1012 = 100112):

+ 1110
  101
 10011

Òàáëèöà óìíîæåíèÿ â äâîè÷íîé ñèñòåìå ñ÷èñëåíèÿ:

   ×   

   1   

1

1

Ïðèìåð óìíîæåíèÿ «ñòîëáèêîì» (1410 * 510 = 7010  èëè 11102 * 1012 = 10001102):

*   1110
    101
+   1110
  1110 
=1000110

Ïðåîáðàçîâàíèå ÷èñåë â äâîè÷íîé ñèñòåìå ñ÷èñëåíèÿ.

Äëÿ ïðåîáðàçîâàíèÿ èç äâîè÷íîé ñèñòåìû â äåñÿòè÷íóþ ïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùåé òàáëèöåé ñòåïåíåé

îñíîâàíèÿ 2:

 512 

 256 

 128 

 64 

 32 

 16 

   8  

  4  

  2  

  1  

Íà÷èíàÿ ñ öèôðû îäèí êàæäàÿ öèôðà óìíîæàåòñÿ íà 2. Òî÷êà, ñòîÿùàÿ ïîñëå 1, íàçûâàþò äâîè÷íîé òî÷êîé.

Ïðåîáðàçîâàíèå äâîè÷íûõ ÷èñåë â äåñÿòè÷íûå.

Ïóñòü, åñòü äâîè÷íîå ÷èñëî 1100012. Äëÿ ïåðåâîäà â äåñÿòè÷íîå çàïèñûâàåì åãî â âèäå ñóììû ïî

ðàçðÿäàì ñëåäóþùèì îáðàçîì:

1 * 25 + 1 * 24 + 0 * 23 + 0 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 49

Íåìíîãî ïî äðóãîìó:

1 * 32 + 1 * 16 + 0 * 8 + 0 * 4 + 0 * 2 + 1 * 1 = 49

Òàêæå õîðîøî çàïèñûâàòü ðàñ÷åò êàê òàáëèöó:

 512 

 256 

 128 

  64  

  32  

  16  

   8   

   4   

   2   

   1   

    

1

1

1

    

+32

+16

+0

+0

+0

+1

Äâèãàåìñÿ ñïðàâà íàëåâî. Ïîä âñåìè äâîè÷íûìè åäèíèöàìè çàïèñûâàåì å¸ ýêâèâàëåíò ñòðî÷êîé íèæå.

Äàëåå ñêëàäûâàåì äåñÿòè÷íûå ÷èñëà, êîòîðûå ìû ïîëó÷èëè. Ò.î., äâîè÷íîå ÷èñëî 1100012 = äåñÿòè÷íîìó 4910.

Ïðåîáðàçîâàíèå äðîáíûõ äâîè÷íûõ ÷èñåë â äåñÿòè÷íûå.

Çàäàíèå: ïåðåâåñòè ÷èñëî 1011010, 1012 â äåñÿòè÷íóþ ñèñòåìó.

Çàïèñûâàåì çàäàííîå ÷èñëî â òàêîì âèäå:

1*26 +0*25 +1*24 +1*23+0 *22 + 1 * 21 + 0 * 20 + 1 * 2-1 + 0 * 2-2 + 1 * 2-3 = 90,625

Äðóãîé âàðèàíò çàïèñè:

1*64+0*32+1*16+1*8+0*4+1*2+0*1+1*0,5+0*0,25+1*0,125 = 90,625

Ëèáî â âèäå òàáëèöû:

  64  

  32  

  16  

   8   

   4   

   2   

   1   

  0.5  

 0.25 

0.125

1

1

1

1

0.

.1

1

+64

+0

+16

+8

+0

+2

+0

+0.5

+0

+0.125

Ïðåîáðàçîâàíèå äåñÿòè÷íûõ ÷èñåë â äâîè÷íûå.

Ïóñòü, íåîáõîäèìî ïåðåâåñòè ÷èñëî 19 â äâîè÷íîå. Ìîæåì ñäåàòü ýòî òàêèì îáðàçîì:

19 /2 = 9 ñ îñòàòêîì 1

9 /2 = 4 c îñòàòêîì 1

4 /2 = 2 áåç îñòàòêà 0

2 /2 = 1 áåç îñòàòêà 0

1 /2 = 0 ñ îñòàòêîì 1

Òî åñòü, êàæäîå ÷àñòíîå äåëèòñÿ íà 2 è çàïèñûâàåòñÿ îñòàòîê â êîíåö äâîè÷íîé çàïèñè. Äåëåíèå

ïðîäîëæàåòñÿ äî òîãî ìîìåíòà, êîãäà â ÷àñòíîì íå áóäåò íóëÿ. Èòîã ïèøåì ñïðàâà íàëåâî. Ò.å. íèæíÿÿ

öèôðà (1) áóäåò êðàéíåé ëåâîé è òàê äàëåå. Èòàê, ó íàñ ïîëó÷èëîñü ÷èñëî 19 â äâîè÷íîé çàïèñè: 10011.

Ïðåîáðàçîâàíèå äðîáíûõ äåñÿòè÷íûõ ÷èñåë â äâîè÷íûå.

Êîãäà â çàäàííîì ÷èñëå ïðèñóòñòâóåò öåëàÿ ÷àñòü, òî åå ïðåîáðàçóþò îòäåëüíî îò äðîáíîé. Ïåðåâîä

äðîáíîãî ÷èñëà èç äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ â äâîè÷íóþ ïðîèñõîäèò ñëåäóþùèì îáðàçîì:

  • Äðîáü óìíîæàåòñÿ íà îñíîâàíèå äâîè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ (2);
  •  ïîëó÷åííîì ïðîèçâåäåíèè âûäåëÿåòñÿ öåëàÿ ÷àñòü, êîòîðàÿ ïðèíèìàåòñÿ â êà÷åñòâå ñòàðøåãî

ðàçðÿäà ÷èñëà â äâîè÷íîé ñèñòåìå ñ÷èñëåíèÿ;

  • Àëãîðèòì çàâåðøàåòñÿ, åñëè äðîáíàÿ ÷àñòü ïîëó÷åííîãî ïðîèçâåäåíèÿ ðàâíà íóëþ èëè åñëè

äîñòèãíóòà òðåáóåìàÿ òî÷íîñòü âû÷èñëåíèé.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå âû÷èñëåíèÿ ïðîäîëæàþòñÿ íàä

äðîáíîé ÷àñòüþ ïðîèçâåäåíèÿ.

Ïðèìåð: Íóæíî ïåðåâåñòè äðîáíîå äåñÿòè÷íîå ÷èñëî 206,116 â äðîáíîå äâîè÷íîå ÷èñëî.

Ïåðåâåäÿ öåëóþ ÷àñòü, ïîëó÷àåì 20610=110011102. Äðîáíàÿ ÷àñòü 0,116 óìíîæàåòñÿ íà îñíîâàíèå 2,

çàíîñèì öåëûå ÷àñòè ïðîèçâåäåíèÿ â ðàçðÿäû ïîñëå çàïÿòîé:

0,116 • 2 = 0,232

0,232 • 2 = 0,464

0,464 • 2 = 0,928

0,928 • 2 = 1,856

0,856 • 2 = 1,712

0,712 • 2 = 1,424

0,424 • 2 = 0,848

0,848 • 2 = 1,696

0,696 • 2 = 1,392

0,392 • 2 = 0,784

è òàê äàëåå. Ò.î. 0,11610 ≈ 0,00011101102

Ðåçóëüòàò: 206,11610 ≈ 11001110,00011101102

Àëãîðèòì ïåðåâîäà ÷èñåë èç îäíîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ â äðóãóþ.

     1. Èç äåñÿòè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ:

  • äåëèì ÷èñëî íà îñíîâàíèå ïåðåâîäèìîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ;
  • íàõîäèì îñòàòîê îò äåëåíèÿ öåëîé ÷àñòè ÷èñëà;
  • çàïèñûâàåì âñå îñòàòêè îò äåëåíèÿ â îáðàòíîì ïîðÿäêå;

     2. Èç äâîè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ:

  • äëÿ ïåðåâîäà â äåñÿòè÷íóþ ñèñòåìó ñ÷èñëåíèÿ íàõîäèì ñóììó ïðîèçâåäåíèé îñíîâàíèÿ 2 íà

ñîîòâåòñòâóþùóþ ñòåïåíü ðàçðÿäà;

  • äëÿ ïåðåâîäà ÷èñëà â âîñüìåðè÷íóþ ðàçáèâàåì ÷èñëî íà òðèàäû.

Íàïðèìåð, 1000110 = 1 000 110 = 1068

  • äëÿ ïåðåâîäà ÷èñëà èç äâîè÷íîé ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ â øåñòíàäöàòåðè÷íóþ ðàçáèâàåì ÷èñëî íà

ãðóïïû ïî 4 ðàçðÿäà.

Íàïðèìåð, 1000110 = 100 0110 = 4616.

Òàáëèöû äëÿ ïåðåâîäà:

Äâîè÷íàÿ ÑÑ

Øåñòíàäöàòåðè÷íàÿ ÑÑ

0000

0001

1

0010

2

0011

3

0100

4

0101

5

0110

6

0111

7

1000

8

1001

9

1010

A

1011

B

1100

C

1101

D

1110

E

1111

F

Äâîè÷íàÿ ÑÑ

Âîñüìåðè÷íàÿ ÑÑ

000

001

1

010

2

011

3

100

4

101

5

110

6

111

7

Òàêæå ñóùåñòâóþò äðóãèå ïîçèöèîííûå ñèñòåìû, î êîòîðûõ ìû ïîãîâîðèì â äðóãèõ ñòàòüÿõ:

Äåñÿòè÷íàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ. Äâîè÷íàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ. Âîñüìåðè÷íàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ. Øåñòíàäöàòåðè÷íàÿ ñèñòåìà ñ÷èñëåíèÿ. Ñèñòåìû ñ÷èñëåíèÿ. Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ.

Источник

Системы счисления в культуре
Индо-арабская
Арабская
Тамильская
Бирманская
Кхмерская
Лаосская
Монгольская
Тайская
Восточноазиатские
Китайская
Японская
Сучжоу
Корейская
Вьетнамская
Счётные палочки
Алфавитные
Абджадия
Армянская
Ариабхата
Кириллическая
Греческая
Грузинская
Эфиопская
Еврейская
Акшара-санкхья
Другие
Вавилонская
Египетская
Этрусская
Римская
Дунайская
Аттическая
Кипу
Майяская
Эгейская
Символы КППУ
Позиционные
2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 60
Нега-позиционная
Симметричная
Смешанные системы
Фибоначчиева
Непозиционные
Единичная (унарная)

Двоичная система счисления — позиционная система счисления с основанием 2. Благодаря непосредственной реализации в цифровых электронных схемах на логических вентилях, двоичная система используется практически во всех современных компьютерах и прочих вычислительных электронных устройствах.

Двоичная запись чисел[править | править код]

В двоичной системе счисления числа записываются с помощью двух символов (0 и 1). Чтобы не путать, в какой системе счисления записано число, его снабжают указателем справа внизу. Например, число в десятичной системе 510, в двоичной 1012. Иногда двоичное число обозначают префиксом 0b или символом & (амперсанд)[1], например 0b101 или соответственно &101.

В двоичной системе счисления (как и в других системах счисления, кроме десятичной) знаки читаются по одному. Например, число 1012 произносится «один ноль один».

Натуральные числа[править | править код]

Натуральное число, записываемое в двоичной системе счисления как , имеет значение:

где:

Отрицательные числа[править | править код]

Отрицательные двоичные числа обозначаются так же как и десятичные: знаком «−» перед числом. А именно, отрицательное целое число, записываемое в двоичной системе счисления , имеет величину:

В вычислительной технике широко используется запись отрицательных двоичных чисел в дополнительном коде.

Дробные числа[править | править код]

Дробное число, записываемое в двоичной системе счисления как , имеет величину:

где:

Сложение, вычитание и умножение двоичных чисел[править | править код]

Таблица сложения

+01
001
110 (перенос 1 в старший разряд)

Таблица вычитания

01
001
11(заём из старшего разряда)0

Пример сложения «столбиком» (десятичное выражение 1410 + 510 = 1910 в двоичном виде выглядит как 11102 + 1012 = 100112):

+1110
101
10011

Таблица умножения

Пример умножения «столбиком» (десятичное выражение 1410 * 510 = 7010 в двоичном виде выглядит как 11102 * 1012 = 10001102):

×1110
101
+1110
1110
1000110

Преобразование чисел[править | править код]

Для преобразования из двоичной системы в десятичную используют следующую таблицу степеней основания 2:

10245122561286432168421

Начиная с цифры 1 все цифры умножаются на два.
Точка, которая стоит после 1, называется двоичной точкой.

Преобразование двоичных чисел в десятичные[править | править код]

Допустим, дано двоичное число 1100012. Для перевода в десятичное запишите его как сумму по разрядам следующим образом:

1 * 25 +
1 * 24 +
0 * 23 +
0 * 22 +
0 * 21 +
1 * 20 = 49

То же самое чуть иначе:

1 * 32 +
1 * 16 +
0 * 8 +
0 * 4 +
0 * 2 +
1 * 1 = 49

Можно записать это в виде таблицы следующим образом:

5122561286432168421
1 1 0 0 0 1
+32+16+0+0+0+1

Двигайтесь справа налево. Под каждой двоичной единицей напишите её эквивалент в строчке ниже. Сложите получившиеся десятичные числа.
Таким образом, двоичное число 1100012 равнозначно десятичному 4910.

Преобразование дробных двоичных чисел в десятичные[править | править код]

Нужно перевести число 1011010,1012 в десятичную систему. Запишем это число следующим образом:

1 * 26 +
0 * 25 +
1 * 24 +
1 * 23 +
0 * 22 +
1 * 21 +
0 * 20 +
1 * 2−1 +
0 * 2−2 +
1 * 2−3 = 90,625

То же самое чуть иначе:

1 * 64 +
0 * 32 +
1 * 16 +
1 * 8 +
0 * 4 +
1 * 2 +
0 * 1 +
1 * 0,5 +
0 * 0,25 +
1 * 0,125 = 90,625

Или по таблице:

64321684210.50.250.125
1011010,10 1
+64+0+16+8+0+2+0+0.5+0+0.125

Преобразование методом Горнера[править | править код]

Для того, чтобы преобразовывать числа из двоичной в десятичную систему данным методом, надо суммировать цифры слева направо, умножая ранее полученный результат на основу системы (в данном случае 2). Методом Горнера обычно переводят из двоичной в десятичную систему. Обратная операция затруднительна, так как требует навыков сложения и умножения в двоичной системе счисления.

Например, двоичное число 10110112 переводится в десятичную систему так:

0*2 + 1 = 1
1*2 + 0 = 2
2*2 + 1 = 5
5*2 + 1 = 11
11*2 + 0 = 22
22*2 + 1 = 45
45*2 + 1 = 91

То есть в десятичной системе это число будет записано как 91.

Перевод дробной части чисел методом Горнера[править | править код]

Цифры берутся из числа справа налево и делятся на основу системы счисления (2).

Например 0,11012

(0 + 1)/2 = 0,5
(0,5 + 0)/2 = 0,25
(0,25 + 1)/2 = 0,625
(0,625 + 1)/2 = 0,8125

Ответ: 0,11012= 0,812510

Преобразование десятичных чисел в двоичные[править | править код]

Допустим, нам нужно перевести число 19 в двоичное. Вы можете воспользоваться следующей процедурой :

19/2 = 9 с остатком 1
9/2 = 4 c остатком 1
4/2 = 2 без остатка 0
2/2 = 1 без остатка 0
1/2 = 0 с остатком 1

Итак, мы делим каждое частное на 2 и записываем остаток в конец двоичной записи. Продолжаем деление до тех пор, пока в частном не будет 0. Результат записываем справа налево. То есть нижняя цифра (1) будет самой левой и т. д. В результате получаем число 19 в двоичной записи: 10011.

Преобразование дробных десятичных чисел в двоичные[править | править код]

Если в исходном числе есть целая часть, то она преобразуется отдельно от дробной. Перевод дробного числа из десятичной системы счисления в двоичную осуществляется по следующему алгоритму:

  • Дробь умножается на основание двоичной системы счисления (2);
  • В полученном произведении выделяется целая часть, которая принимается в качестве старшего разряда числа в двоичной системе счисления;
  • Алгоритм завершается, если дробная часть полученного произведения равна нулю или если достигнута требуемая точность вычислений. В противном случае вычисления продолжаются над дробной частью произведения.

Пример: Требуется перевести дробное десятичное число 206,116 в дробное двоичное число.

Перевод целой части дает 20610=110011102 по ранее описанным алгоритмам. Дробную часть 0,116 умножаем на основание 2, занося целые части произведения в разряды после запятой искомого дробного двоичного числа:

0,116 • 2 = 0,232
0,232 • 2 = 0,464
0,464 • 2 = 0,928
0,928 • 2 = 1,856
0,856 • 2 = 1,712
0,712 • 2 = 1,424
0,424 • 2 = 0,848
0,848 • 2 = 1,696
0,696 • 2 = 1,392
0,392 • 2 = 0,784
и т. д.

Таким образом 0,11610 ≈ 0,00011101102

Получим: 206,11610 ≈ 11001110,00011101102

Применения[править | править код]

В цифровых устройствах[править | править код]

Двоичная система используется в цифровых устройствах, поскольку является наиболее простой и соответствует требованиям:

  • Чем меньше значений существует в системе, тем проще изготовить отдельные элементы, оперирующие этими значениями. В частности, две цифры двоичной системы счисления могут быть легко представлены многими физическими явлениями: есть ток (ток больше пороговой величины) — нет тока (ток меньше пороговой величины), индукция магнитного поля больше пороговой величины или нет (индукция магнитного поля меньше пороговой величины) и т. д.
  • Чем меньше количество состояний у элемента, тем выше помехоустойчивость и тем быстрее он может работать. Например, чтобы закодировать три состояния через величину напряжения, тока или индукции магнитного поля, потребуется ввести два пороговых значения и два компаратора,

В вычислительной технике широко используется запись отрицательных двоичных чисел в дополнительном коде. Например, число −510 может быть записано как −1012 но в 32-битном компьютере будет храниться как 111111111111111111111111111110112.

В английской системе мер[править | править код]

При указании линейных размеров в дюймах по традиции используют двоичные дроби, а не десятичные, например: 5¾″, 715/16″, 311/32″ и т. д.

Обобщения[править | править код]

Двоичная система счисления является комбинацией двоичной системы кодирования и показательной весовой функции с основанием равным 2. Следует отметить, что число может быть записано в двоичном коде, а система счисления при этом может быть не двоичной, а с другим основанием. Пример: двоично-десятичное кодирование, в котором десятичные цифры записываются в двоичном виде, а система счисления — десятичная.

История[править | править код]

  • Полный набор из 8 триграмм и 64 гексаграмм, аналог 3-битных и 6-битных цифр, был известен в древнем Китае в классических текстах книги Перемен. Порядок гексаграмм в книге Перемен, расположенных в соответствии со значениями соответствующих двоичных цифр (от 0 до 63), и метод их получения был разработан китайским учёным и философом Шао Юн в XI веке. Однако нет доказательств, свидетельствующих о том, что Шао Юн понимал правила двоичной арифметики, располагая двухсимвольные кортежи в лексикографическом порядке.
  • Индийский математик Пингала (200 год до н. э.) разработал математические основы для описания поэзии с использованием первого известного применения двоичной системы счисления[2][3].
  • Прообразом баз данных, широко использовавшихся в Центральных Андах (Перу, Боливия) в государственных и общественных целях в I—II тысячелетии н. э., была узелковая письменность Инков — кипу, состоявшая как из числовых записей десятичной системы[4], так и не числовых записей в двоичной системе кодирования[5]. В кипу применялись первичные и дополнительные ключи, позиционные числа, кодирование цветом и образование серий повторяющихся данных[6]. Кипу впервые в истории человечества использовалось для применения такого способа ведения бухгалтерского учёта, как двойная запись[7].
  • Наборы, представляющие собой комбинации двоичных цифр, использовались африканцами в традиционных гаданиях (таких как Ифа) наряду со средневековой геомантией.
  • В 1605 году Френсис Бэкон описал систему, буквы алфавита которой могут быть сведены к последовательностям двоичных цифр, которые в свою очередь могут быть закодированы как едва заметные изменения шрифта в любых случайных текстах. Важным шагом в становлении общей теории двоичного кодирования является замечание о том, что указанный метод может быть использован применительно к любым объектам[8] (cм. Шифр Бэкона).
  • Современная двоичная система была полностью описана Лейбницем в XVII веке в работе Explication de l’Arithmétique Binaire[9]. В системе счисления Лейбница были использованы цифры 0 и 1, как и в современной двоичной системе. Как человек, увлекающийся китайской культурой, Лейбниц знал о книге Перемен и заметил, что гексаграммы соответствуют двоичным числам от 0 до 111111. Он восхищался тем, что это отображение является свидетельством крупных китайских достижений в философской математике того времени[10].
  • В 1854 году английский математик Джордж Буль опубликовал знаковую работу, описывающую алгебраические системы применительно к логике, которая в настоящее время известна как Булева алгебра или алгебра логики. Его логическому исчислению было суждено сыграть важную роль в разработке современных цифровых электронных схем.
  • В 1937 году Клод Шеннон представил к защите кандидатскую диссертацию Символический анализ релейных и переключательных схем в MIT, в которой булева алгебра и двоичная арифметика были использованы применительно к электронным реле и переключателям. На диссертации Шеннона по существу основана вся современная цифровая техника.
  • В ноябре 1937 года Джордж Штибиц, впоследствии работавший в Bell Labs, создал на базе реле компьютер «Model K» (от англ. «Kitchen», кухня, где производилась сборка), который выполнял двоичное сложение. В конце 1938 года Bell Labs развернула исследовательскую программу во главе со Штибицом. Созданный под его руководством компьютер, завершённый 8 января 1940 года, умел выполнять операции с комплексными числами. Во время демонстрации на конференции American Mathematical Society в Дартмутском колледже 11 сентября 1940 года Штибиц продемонстрировал возможность посылки команд удалённому калькулятору комплексных чисел по телефонной линии с использованием телетайпа. Это была первая попытка использования удалённой вычислительной машины посредством телефонной линии. Среди участников конференции, бывших свидетелями демонстрации, были Джон фон Нейман, Джон Мокли и Норберт Винер, впоследствии писавшие об этом в своих мемуарах.

См. также[править | править код]

  • Битовые операции
  • Системы счисления
  • Бит
  • Байт
  • Единицы измерения информации
  • Двоичные логические элементы
  • Двоичный триггер
  • Двоично-десятичный код
  • Двоичное кодирование
  • Азбука Морзе

Примечания[править | править код]

  1. Попова Ольга Владимировна. Учебное пособие по информатике.

  2. Sanchez, Julio & Canton, Maria P. (2007), Microcontroller programming: the microchip PIC, Boca Raton, Florida: CRC Press, с. 37, ISBN 0-8493-7189-9
  3. ↑ W. S. Anglin and J. Lambek, The Heritage of Thales, Springer, 1995, ISBN 0-387-94544-X
  4. Ordish George, Hyams, Edward. The last of the Incas: the rise and fall of an American empire. — New York: Barnes & Noble, 1996. — С. 80. — ISBN 0-88029-595-3.
  5. ↑ Experts ‘decipher’ Inca strings. Архивировано 18 августа 2011 года.
  6. Carlos Radicati di Primeglio, Gary Urton. Estudios sobre los quipus (неопр.). — С. 49.
  7. Dale Buckmaster. The Incan Quipu and the Jacobsen Hypothesis (англ.) // Journal of Accounting Research (англ.)русск. : journal. — 1974. — Vol. 12, no. 1. — P. 178—181.
  8. ↑ Bacon, Francis, The Advancement of Learning, vol. 6, London, с. Chapter 1, <https://home.hiwaay.net/~paul/bacon/advancement/book6ch1.html>
  9. ↑ https://www.leibniz-translations.com/binary.htm Leibniz Translation.com EXPLANATION OF BINARY ARITHMETIC
  10. ↑ Aiton, Eric J. (1985), Leibniz: A Biography, Taylor & Francis, с. 245–8, ISBN 0-85274-470-6

Ссылки[править | править код]

Источник