Урок какие свойства живых организмов отличают их от неживых 5 класс
Тема урока: «Что такое живой организм. Свойства живого»
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие.
I. Организационный момент
Широко всем улыбнулись.
Мы пришли сюда учиться.
Что такое природа (запись в рабочей тетради).
Лес и морской прибой.
Веселый звон ручья.
И все твои друзья.
Всегда ты будешь в нем.
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
– Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.
– В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
– Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.
Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.
– На какие группы вы можете разделить данные объекты природы?
– Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.
Изложение нового материала
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
– Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.
– Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.
Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.
– Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.
– Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы.
– Второй признак – это определенный химический состав живых организмов. Запись в тетрадь.
Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.
– Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.
– Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость. Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресных водоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.
Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.
V. Физкультминутка
– Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.
Закройте глаза. Представь, ты – маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок.
– Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.
– Живые организмы способны двигаться. Запись в тетрадь.
Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.
– Шестой признак – это рост и развитие живой природы. Запись в тетрадь.
Рост – это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.
– Посмотрите, как развивается лягушка. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.
– На данном слайде изображено развитие фасоли из семени.
– Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных. Запись в тетрадь.
Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.
– Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.
Закрепление
– стр. 11 читать
Подведение итогов
– Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:
Живая ниточка связала всех навек:
Листок, улиточка, Земля и человек.
Живут на свете как одна семья.
Не обойтись земле без муравья
Воде без рыбы, лесу – без зверей,
А человеку – без природы всей!
И ты за эту ниточку держись,
Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!
X. Домашнее задание
Параграф 1.
Устно ответить на вопросы после параграфа.
Источник
Урок по теме: «Чем живое отличается от неживого»
Цель: сформировать у учащихся представление об основных отличительных особенностях живого организма от неживогоЗадачи:
Образовательная: научить обучающихся выявлять основные признаки живого;
Развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать живую и неживую природу; продолжить формирование умений работать с учебником;
Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.
Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.
Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасностиОборудование:
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5.Закрепление изученного материала на уроке
6. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся. 2.Актуализация. Учитель:
Ребята, скажите, что изучает предмет биология? (живые организмы)
А, что же значит живой организм?
Я Вам загадаю загадки о живых организмах или неживых предметах, а вы попытайтесь отгадать их и определить живой это организм или неживой предмет.
1.Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый… (Заяц)
2.Стройных ножек в нём четыре,
Всех друзей на разносол
Пригласил на кухню…(Стол)
3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4. Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (Книга)
5. И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме… (Черепаха)
А скажите о каких предметах сейчас мы говорили о живых или о не живых?
3.Изучение нового материала
Постановка цели урока
Сегодня мы поговорим о том, чем отличается живое и неживое и
Учитель: Чем же живая природа отличается от неживой?
Я предлагаю поделиться на три группы. Каждой группе даю два предмета – живое и неживое, а участники группы должны выяснить по каким признакам можно отличить живое от неживого.
1. Группа: Комнатное растение и указка
2. Группа: Чучело птицы и аквариумные рыбки
3. Группа: Мел и растущий на поляне гриб (картинка)
Обсуждение ответов групп. Учитель по ответам учащихся на доске кратко конспектирует общие признаки всех живых организмов. Подводится итог. Выделяются признаки живых организмов.
Учитель: Ребята, давайте запишем к себе в тетрадь основные признаки живого.
Открывает заранее подготовленные таблички на доске.
Схема на доске:
А теперь поработаем с учебником. На доске записаны свойства живого. При помощи параграфа в учебнике дайте определения этим свойствам. Выслушивает ответы детей.
Учитель: Ребята, оказывается все живое состоит из маленьких ячеек – клеток. Это ещё одно свойство, которое необходимо записать в тетрадь.4. Рефлексия
Учитель: Ребята, угадайте о живом или о не живом объекте пойдет речь в следующих моих вопросах.
Вопросы:
1. Весной с крыш домов начинают свисать сосульки. Если пронаблюдать в течение дня за одной из них, то можно заметить, что к вечеру ее размеры увеличиваются, она становится толще и длиннее. Какое свойство живого здесь имеет место? (РОСТ) Можно ли на основе этого сосульки причислить к живой природе? (НЕТ)
2. Ученые заметили, что в пустыне песок днем испускает газы, за счет того что он накаляется на солнце, а ночью вновь их поглощает, за счет того, что он остывает. Имеет ли здесь место процесс дыхания? (НЕТ) Можно ли на основе этого причислить песок пустыни к живой природе? (НЕТ)
Выслушивает и обсуждает ответы учащихся. Дети приходят к выводу, что живым организм будет тогда, когда он будет обладать всем комплексом признаков живого.
Учитель: Ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Учитель: Что для Вас было сегодня трудным в изучении?5.Закрепление изученного материала на уроке
Учитель: Откройте свои рабочие тетради и выполните в них задание 1-5.
После выполнения заданий учащимися, начинает проверять правильность их выполнения, опросив устно по вопросам детей
6. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте дома параграф №1и запомните основные свойства живого.
Источник
Морозова Л.Г.
г. Ярцева Смоленской области
Цель урока: сформировать понятие о свойствах живого.
– формировать умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
– развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: проблемного обучения, развивающего обучения ИКТ.
предметные: научиться давать определение понятиям «обмен веществ между организмом и окружающей средой», «организм», «орган»; характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявление свойств живого и неживого; характеризовать органы живого организма и их функции
– познавательные – работать с различными источниками информации; классифицировать, сравнивать факты и явления; анализировать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей
– регулятивные – планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
-коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы; понимание единства живой природы и необходимости ее охраны
Этап урока
Содержание учебного материала
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Проверка домашнего задания
1. Устный опрос
2. Работа по карточкам.
3. Работа у доски.
Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.
Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.
Один ученик перечисляет культурные растения указывая их использование человеком.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
– Назовите представителей живой и неживой природы. (слайд 2)
– Скажите, чем отличается живая природа от неживой?
Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы.
– Назовите известные вам признаки живых тел
(питание, дыхание, передвижение …).
– Заполните кластер «Свойства живых организмов» (слайд 4)
– Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?
(существуют еще какие-то признаки)
– Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.
Выдвигает проблему
Устно отвечают на вопросы учителя, рассматривают презентацию, отмечают живые и неживые организмы.
Заполняют кластер, работают в парах.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение работать в парах.
Устная оценка учителя
4. Изучение нового материала.
5.Самостоятельная работа учащихся
– Ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)
– У нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.
– Где и как узнать! (учебник стр. 9-11)
– Используя учебник, заполните кластер полностью
– Проверим перечисленные признаки живого (слайд 5)
Организует работу
Используя учебник, заполните кластер полностью
Работа с учебником и тетрадями
Работа с учебником с. 9-11
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
6. Физкультминутка
Музыкальная физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И вновь писать начнем.
Учащиеся выполняют движения
Устная оценка учителя
7. Изучение нового материала
Обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение свойственным живым существам – организмам. (слайд 6).
Живые организмы очень разнообразны. (слайд 7).
– чем отличаются друг от друга живые организмы?
-в чем сходство всех живых организмов? (слайд 8)
Живые организмы в своем теле имеют органы, которые выполняют особые функции, т.е. особую работу. (слайд 9)
– назовите органы животного и растения, которые изображены на слайде 6.
Глаза помогают увидеть опасность, уши – слышать, зубы для захвата пищи. С помощью легких животные –дышат, сердце помогает передвижению крови по кровеносным сосудам.
Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными минеральными солями, листья улавливают энергию солнечного света.
При нарушении работы какого-либо органа в организме может произойти нарушение в работе других органов. Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа.
Найдите в учебнике определение понятий: рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и запишите в тетрадь
Найдите в учебнике определение организма, запишите определение себе в рабочую тетрадь.
Найдите в учебнике определение органа, запишите определение себе в рабочую тетрадь
Учащиеся рассматривают примеры, предложенные в учебнике.
Устно отвечают на вопросы. Делают вывод.
Находят определения и записывают их в тетрадь.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Устная оценка учителя
8. Закрепление знаний
– Ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?
– Какие аргументы можно привести, доказывая, что комок глины – неживой объект? (слайд 10)
– Как вы себе представляете такой признаках живых организмов, как клеточное строение? (размножение и развитие, раздражимость).
(обсуждение)
Учитель задает вопросы
Данные понятия повторяются при демонстрации слайдов.
Учитель оценивает учащихся отметкой
9. Рефлексия
Ребята сегодня на уроке мы с вами выделили свойства живого, что такое орган и организмы. Достигли вы этой цели? (слайд 6 и 9)
Закончите предложение:
На уроке я работал…
Я узнал…
Мне удалось…
У меня вызвало затруднение…
Мое настроение..
Учитель задает вопросы
Устные ответы учащихся
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя. Делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
10. Домашнее задание
§ 2, читать, стр. 8-12
Творческое задание (по выбору)
– Фоторепортаж «Признаки живых организмов»
– Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов» (слайд 15)
Устно объясняет домашнее задание
Записывают задание в дневник
1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
2. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: методическое пособие. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/Сост. Н.А. Богданов.- М.: ВАКО, 2014г
3. https://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html
Источник
Цели урока:
Образовательные:
- Aктуализировать знания учащихся о различиях
между телами живой и неживой природой;
познакомить учащихся со свойствами живых
организмов, стадиями развития растительных и
животных организмов, дать представление об
организме как единице живой природы, об органах
организма и их функциях; развивать
учебно-интеллектуальные умения (находить
необходимые сведения в тексте учебника, выделять
главное). - Воспитывать культуру поведения при фронтальной
и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: создать условия для
мотивации к учебной деятельности, опираясь на
личный жизненный опыт; проявления
познавательного интереса к изучению свойств
живых организмов; понимания: учебных задач и
стремления их выполнить, своей успешности при
изучении темы. - Регулятивные УУД: формирование умений по
осуществлению целенаправленного поиска ответов
на поставленные вопросы; выполнению заданий в
соответствии с целью. - Коммуникативные УУД: начать формирование
опыта равноправного сотрудничества учителя и
учащихся; развивать коммуникативность учащихся
через совместную работу в рамках учебного
диалога. - Познавательные УУД: сравнивать проявление
свойств живого и неживого; обсуждать стадии
развития растительных и животных организмов по
рисунку учебника, роль органов животного в его
жизнедеятельности; рассматривать изображение
живого организма и выявлять его органы, их
функции; формулировать вывод о значении
взаимодействия органов живого организма;
выполнять логические операции при решении
проблемных ситуаций.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная,
парная и индивидуальная работа.
Основные понятия: обмен веществ и
энергии между организмом и окружающей средой,
организм, орган.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь,
иллюстрации тел живой и неживой природы, ЭОР
интерактивное задание “Тела живой и неживой
природы”, интерактивная таблица сравнения
размера, формы и цвета “Общие признаки тел живой
и неживой природы”, видеофрагмент
“Отличительные признаки живых организмов,
сравнение признаков тел неживой природы с
признаками живых организмов”, анимации
“Основные признаки живого”, “Вещества,
необходимые для жизнедеятельности организмов”,
“Вещества, выделяемые в процессе
жизнедеятельности”, “Движение”, иллюстрации
“Обмен веществ у животных”, “Обмен веществ у
растений”, презентация “Свойства живого”;
компьютер, проектор, интерактивная доска (по
возможности).
Структура и ход урока
(продолжительность урока 45 минут)
I. Контроль знаний (10 мин).
1. Индивидуальный опрос:
Тестовый контроль к параграфу 1.
2. Фронтальный опрос:
1. Какова роль растений и животных в жизни
человека?
2. Почему появились культурные растения и
домашние животные?
3. На какие группы можно разделить живые
организмы?
4. Что изучает биология?
5. Какая важная задача стоит перед
учёными-биологами?
6. Какие биологические науки вы знаете?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
Учитель организует работу учащихся на уроке.
Активизирует деятельность учеников, предлагая
рассмотреть на слайде презентации рисунки с
изображениями плюшевого медведя и бурого
медведя и прочитать стихотворения “Мишка” А.Л.
Барто и “Медведь” В.А. Степанова “Медведь” и
ответить на вопрос: как различаются медведи в
этих стихотворениях?
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Агния Львовна БартоМедведь
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит Мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Владимир Александрович Степанов
III. Формулирование темы урока, постановка
цели (3 мин).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы
урока, ставит цели, проблему“Можно ли считать
гриб живым организмом?”. (Выдвижение гипотез, их
обсуждение). [3]
Учащиеся высказывают названия темы урока,
после формулирования темы, записывают её
название в тетради.
IV. Изучение нового материала (15 мин).
1. Что называют живым?
Учитель предлагает учащимся ответить на
вопросы:
Что такое живая природа?
Как называется мир, в котором живёт человек?
Затем предлагает рассмотреть иллюстрацию
“Тела живой и неживой природы”, привести свои
примеры тел живой и неживой природы. Ответить на
вопрос: на какие две группы можно разделить тела
неживой природы? Затем выполнить интерактивное
задание “Тела живой и неживой
природы”https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74097-0a01-022a-0150-04dd468e1547/%5BEST5_03-10%5D_%5BID_05%5D.swf
Рассмотрите иллюстрации и назовите общие
признаки тел живой и неживой
природы.https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c8fce8ca-ac03-445c-9917-46530cea7253/%5BEST5_03-11%5D_%5BPT_04%5D.swf
Проблемное задание: а если нужно изучить
неизвестный объект, как определить, к какой
группе тел он относится?
Посмотрите видеофрагмент и на примере растений
вспомните отличительные признаки живых
организмов. Сравните признаки тел неживой
природы с признаками живых
организмов.https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/949a7b88-ec75-44b8-874c-36566c4713f8/%5BBIO6_01-03%5D_%5BMV_02%5D.wmv
2. Признаки живой природы.
Просмотрите анимацию “Основные признаки
живого”.https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f3-1000-4ddd-cbb0-580046b3269e/013.swf
Какие признаки живых организмов не названы в
анимации?
Чтобы ответить на вопрос проанализируйте текст
на с. 9.
Проблемная ситуация: посмотрите на дерево,
растущее за окном и на карандаши на ваших столах,
найдите у них сходство и различия?
Учащиеся работают с текстом и рис. 5-7 учебника
с.9-11, анализируют слайды презентации о таких
признаках живых организмах как клеточное
строение (кроме вирусов), наличие органических
веществ, обмен веществ, при этом рассматривают
иллюстрации, прослушивают анимации ЭОР
- https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000727-1000-4ddd-b220-3b00475d4307/282.swf
- https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000728-1000-4ddd-05c9-3c00475d4307/283.swf
- https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000729-1000-4ddd-5b9c-3e00475d4307/286.jpg
- https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000072a-1000-4ddd-9577-4200475d4307/286_1.jpg
Отвечают на вопрос: какова роль обмена веществ
в жизни живых организмов?
Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть
рис. 6 на с. 9 и ответить на вопрос: какое свойство
живых организмов он иллюстрирует? Учащиеся
приходят к выводу, что живые организмы обладают
таким важным свойством как раздражимость, т.е.
способность реагировать на изменения окружающей
среды.
После этого учащиеся рассматривают
иллюстрации на слайде презентации о движениях
растений и животных, просматривают анимацию ЭОР
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000731-1000-4ddd-4994-0c00475d4308/314.swf
анализируют текст на с.10, находят сведения о
значении движения в жизни живых организмов.
Затем учащиеся рассматривают иллюстрации 11
слайда презентации и отвечают на вопрос: какое
свойство живых организмов изображено на
рисунках? В ходе поиска ответов на вопрос
приходят к выводу о том, что всем живым
организмам присущ рост.
Рассматривая слайд изображениями процессов
развития живых организмов учащиеся отвечают на
вопрос: что происходит в процессе развития
организмов?
При рассмотрении рисунков на 13 слайде
презентации учитель предлагает ответить на
вопросы: как вы думаете какое свойство живых
организмов изображено на рисунках?Подумайте, что
бы было, если бы организмы лишились этого
свойства? В ходе беседы учащиеся подводят вывод о
важном признаке живых организмов,
обеспечивающим непрерывность жизни как
размножение.
Учащиеся продолжают заполнение в тетрадях
схемы “Признаки живых организмов” на 13 слайде
презентации.
Затем сравнивают со схемой презентации, при
необходимости корректируют.
3. Орган – часть организма, которая имеет
особое строение и выполняет в нём особую функцию.
Условия, обеспечивающие жизнь организма
как единого существа.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть
изображения разнообразных живых организмов на
слайдах презентации, выявить их органы и назвать
их функции и ответить на вопрос: как отразится на
всём организме нарушения в работе какого-либо
одного органа?
Учащиеся формулируют вывод о
значении взаимодействия органов живого
организма: все органы в организме тесно связаны
между собой, работают согласованно, дополняя
друг друга. Согласованная работа органов
обеспечивает жизнь организма как единого живого
существа.
Учитель предлагает учащимся выполнить
физкультминутку.
Физкультминутка
Хочешь быть здоров всегда
Повторяй за мной тогда.
Потянулись все вперед,
Разминаем пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Молодцы все девочки и мальчики.
Теперь наклоны головой,
Из стороны в сторону.
Поживее, не ленитесь,
И будет всёздорово.
Вращения плечами начинай,
Чтоб прогнать усталость.
И не посетить тогда,
Твое тело слабость.
Разминка всем нужна всегда.
Ну что ребята, отдохнули? Да![4]
IV. Закрепление знаний о признаках живой
природы, об обмене веществ и энергии с
окружающей средой, о раздражимости, об органах в
организме. (Выполнение заданий 1-3 в рабочей
тетради [2], обобщающая беседа). (5 мин).
V. Контролирующее задание (5 мин).
Учащиеся работают в парах по поиску ответа на
вопрос: как влияют объекты неживой природы на
процессы жизнедеятельности живых организмов?
Объясните это взаимодействие на примере
растений и животных.
Совокупность всех живых организмов и условий
их обитания называют живой природой.
Основные процессы жизнедеятельности живого
организма – обмен веществ (питание, дыхание,
выделение), рост и развитие, размножение.
Организмы – важная единица живой природы.
Орган – это часть организма, которая выполняет
в нём особую функцию и обладает особым строением.
Все органы в организме тесно связаны между
собой, работают согласованно, дополняя друг
друга.
Согласованная работа органов обеспечивает
жизнь организма как единого существа.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин).
Учитель предлагает учащимся оценить свою
деятельность на уроке.
“Пантомима”
Учащиеся пантомимой должны показать
результаты своей работы. Например, руки вверх –
довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо
руками – безразлично.[5]
VII. Домашнее задание (2 мин).
- Изучить текст параграф 2 учебника и выполнить
задания в конце параграфа. [1] - Выполнить задания 4-6 в рабочей тетради. [2]
Творческие задания:
– подготовить сообщения по материалам
Интернета и дополнительной литературы о
способах передвижения животных или о движениях
растений; [3]
-приготовить презентацию о развитии
какого-либо растения или животного;
– провести наблюдения за развитием растения из
семени и показать их в фотоотчёте;
– сочинить сказку о спящем зёрнышке или о
чудесных превращениях лягушки или бабочки.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Использованная литература.
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,
И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф,
2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных
учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В.
Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. https://psychology-msk.ru
5. https://www.metod-kopilka.ru
Источник