Укажите в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы

Укажите в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы thumbnail

 Дата проведения__________________    ФИ_____________________________________

Класс____________________

Контрольное тестирование  по теме «Лексика».

        Вариант 1

1.Укажи        ряд, в котором все слова являются синонимами.

1)ясный, понятный, незнакомый;

2)смелый, ласковый, строгий;

3)интересный, увлекательный, занятный;

4)горячий, холодный, жаркий.

2.Укажи        словосочетание, в котором есть слово в переносном значении.

1)солнечный         день;

2)вершина        горы;

3)железный        гвоздь;

4)волчий        аппетит.

3.Укажи,        в каком предложении допущена лексическая ошибка.

1)Мы        шли по лосиному следу.

2)3ачинщик        сделал много интересных дел на заводе.

3)В        дорогу с собой он взял несколько интересных книг.

4)Холодный        резкий ветер пробирает до костей.

4.Раздел        науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов, называется

1)словообразованием;

2)лексикологией;

3)фразеологией;

4)орфоэпией.

5.Укажи        ряд слов, в котором слова не являются антонимами.

1 )бежать-стоять;

2)храбрый -трусливый;

3 )невежа-невежда;

4)близко-далеко.

6.Какой        из фразеологизмов имеет значение ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ?

1)ноги        протянуть;

2)руки        чешутся;

3)себе        на уме;

4)утащить        из – под носа.

7.Укажите        словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении

1 )золотые листья        3 )золотые часы

2)золотой характер        4)золотой дождь

8.Укажите словосочетание, в котором глагол употреблен в переносном значении.

1 )девочка идет        3 )вода льется

2)собака лает        4)море смеется

9.Укажите в каком словосочетании содержатся синонимы.

1 )от мала до велика               3)стар и млад

2)целиком и полностью      4)рано или поздно

10.Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.

1)На чужой сторонушке рад своей воронушке.

2)Горькая правда лучше сладкой лжи.

3)Ученье – свет, а неученье – тьма.

4)Мал золотник, да дорог.

11.Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному дороги.

1 )сооружают        3 )воздвигают

2)строят        4)прокладывают

12.Укажите        лексическое значение выделенного слова.

Расстояние между собаками и медведем стремительно сокращалось. 

1)сжаться

2)выразиться в меньших единицах

3) уменьшиться в объеме

4)стать короче

13.Укажи        словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя.

1)крепкая ткань

2)крепкие        руки

3)крепкий        ливень

4)крепкий        орех

14.Укажи        слово, в котором ударение падает на второй слог.

1 )доктор                  3)послание

2)задавать                4)мальчик

Дата проведения__________________    ФИ_____________________________________

Класс____________________

Контрольное тестирование  по теме «Лексика».

        Вариант 2

1 Значение какого слова определено неверно?

1)ландыш-цветок семейства лилейных

2)пейзаж-описание        внутреннего вида помещения

3)аромат- очень приятный запах

4)подлежащее- один из главных членов предложения.

2.В        предложении К УТРУ МЕЛКИЙ ДОЖДЬ УСНУЛ в переносном значении употреблено слово

1 )мелкий    2)к        утру       3)дождь      4)уснул

3.Укажи,        в каком предложении допущена лексическая ошибка.

1)Луговые         цветы в этом году были необыкновенно яркими.

2)Маша        любила яркие, эффективные платья.

3)Девушка         неуверенно шла по льду.

4)Эта        семья жила на центральной улице города.

4.Устойчивое        сочетание слов называется

1 )омонимом

2)синонимом

3)антонимом

4)фразеологизмом.

5.Слова        какой пары не являются синонимами?

1 )быстро-медленно

2)малый        -короткий

3)друг-приятель

4)сильный        -храбрый.

6.Какой        из фразеологизмов не означает ГОЛОДАТЬ?

1)питаться         воздухом

2)положить        зубы на полку

3)маковой         росинки во рту не было

4)чесать        языком.

7.Укажите        словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.

1 )хвост кометы        3 )хвост лисы

2)хвост поезда        4)хвост самолета

8.Укажите словосочетание, в котором глагол употреблен в переносном значении.

1)щёки горят         3)дети шумят

2)звери спят          4)человек молчит

9.Укажите в каком словосочетании содержатся синонимы.

1)Ни дать ни взять                       3)в огонь и в воду

2)С больной головы на здоровую        4)из пустого в порожнее

10.Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.

1)Кто        умеет веселиться, того горе боится.

2)Человек        с друзьями, как степь широкая, а без друзей, как ладонь узкая.

3)Храбрый        побеждает, а трус погибает.

4)Лучше пощёчина от друга, чем хлеб от врага.

11.Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному водопад.

1)бежит        3)течёт

2)струится        4)низвергается

12.Укажите лексическое значение выделенного слова.

Когда солнце скрылось за далекие горы, стало быстро темнеть.

1 )имеющее большое протяжение

2)что-то происходящее на большом расстоянии

3) Находящееся далеко

4)отдаленное большим промежутком времени.

13.Отметь многозначное слово.

1)ветер

2)овраг

3)равнина

4)загладить

14.Укажи        слово, в котором неправильно выделен ударный слог.

1 )кОфе                  3)атЕлье

2)диалОг                4)модЕль

Ответы к тесту по теме «Лексика»

Вариант 1

Вариант 2

1.3

2.4

3. 2

4.3

5.2

6.3

7.2

8.3

9.4

10.2

11.4

12.4

13.4

14.3

15.3

1.2

2.4

3.2

4.3

5.4

6.1

7.4

8.3

9.1

10.4

11.1

12.4

13.3

14.4

15.3

Источник

Проверочная работа

по русскому языку по теме «Имя существительное» 5 класс

В – I

Часть А

А1. Укажите лексическое значение выделенного в предложении слова.

Расстояние между собаками и медведем стремительно сокращалось.

1) сжаться

2) выразиться в меньших единицах

3) уменьшиться в объеме

4) стать короче

А2. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

1) ячменный 2)ежовый 3)естественность 4)юннат

А3. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1) вклЮчишь 2) фОрзац 3) кухОнный 4)медведЕй

А4. Укажите, в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы.

1) ни дать ни взять 3) в огонь и в воду

Читайте также:  В каких растениях содержится инсулин

2) с больной головы на здоровую 4) из пустого в порожнее

А5. Какая форма множественного числа образована неверно?

1) бока; 2) чулков; 3) меха; 4) снега.

А6. В каком ряду во всех словах пишется ь:

1) вещ.., нож.. лещ..

2) туш.., мощ.., богач..

3) рощ.. вкладыш.., тиш..

4) бреш.., ветош.., гуаш..

А7. В каком ряду во всех словах безударная гласная корня проверяется ударением?

1) с..лют, т..жёлый

2) п..ркет, з..ма

3) гн..здо, р..ка

4) б..нокль, т..снота

А8. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква и.

1) Идти по дорожк.. вдоль изгород..; узнать об увлечени.. Юли..; участвовать в посадк.. акаци..;

2) Отправить письмо Анн..от Наталь..; побывать в Сибир.., в Ази..;

3) Скрываться в зелен.. алле..; не найти ни капл.. краск..; стой на лини..;

4) Писать на обложк.. тетрадк..; подъехать к станци.. на мотоцикл..; жить в Япони.. .

А9. В каком слове допущена ошибка?

1) предоставит слово

2) колет дрова

3) моит посуду

4) гуляет на улице

А10. Укажи неверное утверждение.

Кто-то терем убирал да хозяев поджидал.

1) это предложение повествовательное

2) это предложение простое

3) главные члены – терем убирал

4) это предложение распространённое

А11. Найди предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.

2) Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.

3) Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и берёзы не грызите кору!

4) Осенний ветер бушевал, и волны вскидывал высоко.

Часть В

При выполнении заданий части В запиши свой ответ словами или цифрами.

1) Кораллы – излюбленное украшение с глубокой древности. 2)Бусинки розового коралла найдены в пещере Вильдшейер на стоянке эпохи палеолита. 3)С кораллами связано много легенд и поверий. 4)Древние греки считали розовый коралл символом бессмертия и счастья. 5) В средневековой Европе коралл был символом скромности. 6)Считалось, что коралл делает человека мудрым, предотвращает беду. 7)В наше время коралл высоко ценится ювелирами всего мира. 8)Большая популярность кораллов приводит к тому, что они хищнически истребляются – быстрее, чем растут. 9)Очень важен вопрос о защите кораллов.

(по материалам газет)

1. Из предложений 8-9 выпиши слово с чередующейся безударной гласной в корне

2. Из предложений 4-6 выпиши слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С»

3. Из предложений 6-7 выпиши существительное 1-го склонения.

4. Из предложения 3 выпиши союз

5. Какой частью речи является слово «они» в предложении № 8?

6. Из предложения №1 выпиши существительные 2 склонения

7. Выпиши грамматическую основу из предложения № 9.

8. Сколько грамматических основ в предложении №6?

9. Выпиши номер предложения, которое осложнено однородными сказуемыми

10. Дай характеристику предложению № 4 .

11. Замени словосочетание «на морском берегу» синонимичным

Проверочная работа

по русскому языку по теме «Имя существительное» 5 класс

В – II

Часть А

А1. Укажите лексическое значение выделенного в предложении слова.

По мокрой прохладной тропинке растянулась цепочка людей.

1) стать менее упругим

2) стать слишком длинным

3) лечь во всю длину

4) стать слишком длительным

А2. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

1)проповедь 2)исследование 3)шествие 4)время

А3. Найди ошибку в постановке ударения.

1)баловАть 2)началА 3)облегчИшь 4)повтОришь

А4. Укажите, в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы.

1) от мала до велика 3) стар и млад

2) целиком и полностью 4) рано или поздно

А5. Какая форма множественного числа образована неправильно?

1) мандарин; 2) директора; 3) клапаны; 4) окна.

А6. В каком ряду во всех словах пропущен ь:

1) доч.., упряж.., печ..;
2) гаечный ключ.., шалаш.., черная туш..;
3) теннисный мяч.., чертеж.., темная ноч..;

4) из училищ.., до встреч.., картеч…

А7. В каком ряду во всех словах безударная гласная корня проверяется ударением?

1) пл..тформа, кр..ить

2) д..ревья, запл..тить

3) б..седовать, щ..ка

4) ап..льсин, в..зать

А8. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква е.

1) Играть на роял.., отдыхать в отпуск.., вспорхнуть с веточк.. сирен…

2) Быть на стройк.., плыть в океан.. на шхун.., сказать Валюшк…

3) На длинной ше.., вынуть из книг.., увидеть на страниц.. повест..;

4) Скрываться в зелен.. алле..; не найти ни капл.. краск..; стой на лини..

А9. В каком слове допущена ошибка?

1) сочиняет стихи

2) водит машину

3) ищит ошибку

4) представит к награде

А10. Укажи неверное утверждение.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Читайте также:  Какие вещества содержатся в продуктах питания человека

1) это предложение повествовательное

2) это предложение простое

3) главные члены – тучи собирает

4) это предложение распространённое

А11. Найди предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.

2) Исчезают последние клочки снега в лесу и на свет выходит зелёная листва.

3) Женя увидела штурвальное колесо и с силой повернула его.

4) Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет.

Часть В

При выполнении заданий части В запиши свой ответ словами или цифрами.

1)На первый взгляд коралл похож на веточку необычайного растения, и все же это не растение, а морское животное. 2)Но животное необычное. 3)Дело в том, что в море живут целые колонии коралловых полипов. 4)Постепенно полипы погибают, а их известковые скелетики остаются. 5)К ним прирастают новые полипы. 6)Так появляются коралловые деревья и даже целые острова. 7)Кораллы живут в теплых морях. 8)Иногда они опускаются на глубину до двух тысяч метров. 9)Но некоторые виды кораллов ухитряются существовать даже в полярных областях Атлантического океана.

(Е.Артюх)

1. Из предложений 1-3 выпиши слова с чередующейся безударной гласной в корне.

2. Из предложений 1-4 выпиши существительное с проверяемой согласной в корне.

3. Из предложений 1-3 выпиши существительное 1-го склонения.

4. Из предложения 3 выпиши союз.

5. Какой частью речи является слово «к ним» в предложении №5?

6. Из предложения №3 выпиши существительные 2 склонения.

7. Выпиши грамматическую основу из предложения №2.

8. Сколько грамматических основ в предложении №4?

9. Выпиши номер предложения, которое осложнено однородными подлежащими .

10. Дай характеристику предложению № 9.

11. Замени словосочетание «известковые скелетики» синонимичным.

Источник

2 вариант

Часть А

А1. Укажите лексическое значение выделенного в предложении слова.

Расстояние между собаками и медведем стремительно сокращалось.

1)        сжаться

2)        выразиться в меньших единицах

3)        уменьшиться в объеме

4)        стать короче

А2. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

1) ячменный                        2)ежовый                        3)естественность                4)юннат

А3. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1) вклЮчишь                        2) фОрзац                   3) кухОнный               4) медведЕй

А4. Укажите, в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы.

1) ни дать ни взять                                                3) в огонь и в воду

2) с больной головы на здоровую                        4) из пустого в порожнее

А5. Какая форма множественного числа образована неверно?

1) бока;                 2) стоги;                        3) меха;                         4) снега.

А6. В каком ряду во всех словах пишется ь:

1) вещ_, обеспеч_, лещ_

2) пренебреч_, мощ_, богач_

3) развлеч_, вкладыш_, тиш_

4) бреш_, леч_, гуаш_

А7. В каком ряду во всех словах безударная гласная корня проверяется ударением?

1) с_лют, т_желый

2) п_ркет, з_ма

3) гн_здо, р_ка

4) б_нокль, т_снота

А8. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква и.

1) Идти по дорожк_ вдоль изгород_; узнать об увлечени_ Юли_; участвовать в посадк_ акаци_;

2) Отправить письмо Анн_ от Наталь_; побывать в Сибир_, в Ази_;

3) Скрываться в зелен_ алле_; не найти ни капл_ краск_; стой на лини_;

4) Писать на обложк_ тетрадк_; подъехать к станци_ на мотоцикл_; жить в Япони_.

А9. В каком слове допущена ошибка?

1) предоставит слово

2) колет дрова

3) моит посуду

4) гуляет на улице

А10. Укажи неверное утверждение.

Кто-то терем убирал да хозяев поджидал.

1) это предложение повествовательное

2) это предложение простое

3) главные члены – терем убирал

4) это предложение распространённое

А11. Найди предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.

2) Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.

3) Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и берёзы не грызите кору!

4) Осенний ветер бушевал, и волны вскидывал высоко.

Часть В

При выполнении заданий части В запиши свой ответ словами или цифрами.

1) Кораллы – излюбленное украшение с глубокой древности. 2)Бусинки розового коралла найдены в пещере Вильдшейер на стоянке эпохи палеолита. 3)С кораллами связано много легенд и поверий. 4)Древние греки считали розовый коралл символом бессмертия и счастья. 5) В средневековой Европе коралл был символом скромности. 6)Считалось, что коралл делает человека мудрым, предотвращает беду. 7)В наше время коралл высоко ценится ювелирами всего мира. 8)Большая популярность кораллов приводит к тому, что они хищнически истребляются – быстрее, чем растут. 9)Очень важен вопрос о защите кораллов.

(по материалам газет)

1. Из предложений 8-9 выпиши слово с чередующейся безударной гласной в корне
____________________________________________________________________________

Читайте также:  Какие кислоты содержаться в оливковом масле

2. Из предложений 4-6 выпиши слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С» ____________________________________________________________________

3. Из предложений 6-7 выпиши глагол 2-го спряжения _____________________________

4. Из предложения 3 выпиши союз ______________________________________________

5. Какой частью речи является слово «они» в предложении №8? ____________________________________________________________________________

6. Из предложения №1 выпиши существительные 2 склонения ______________________

____________________________________________________________________________

7. Запиши, сколько букв и звуков в слове «украшение» _____________________________

8. Выпиши грамматическую основу из предложения №9 ___________________________

____________________________________________________________________________

9. Сколько грамматических основ в предложении №6? _____________________________

10. Выпиши номер предложения, которое осложнено однородными сказуемыми _________________________________________________________________________

11. Дай характеристику предложению №6 _______________________________________

____________________________________________________________________________

12. Замени словосочетание «на морском берегу» синонимичным ____________________

____________________________________________________________________________

Источник

ЛЕКСИКА

Тест 1

1. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.

1) золотые листья 3) золотые часы

2) золотой характер 4) золотой дождь

2. Укажите словосочетание, в котором глагол употреблён в переносном значении.

1) девочка идёт 3) вода льётся

2) собака злится 4) море смеётся

3. Укажите, в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы.

1) от мала до велика 3) стар и млад

2) целиком и полностью 4) рано или поздно

4. Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.

1) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

2) Горькая правда лучше сладкой лжи.

3) Ученье – свет, а неученье тьма.

4) Мал золотник, да дорог.

5. Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному дороги.

1) сооружают 3) воздвигают

2) строят 4) прокладывают

____________________________________________________________________________

ЛЕКСИКА

Тест 2

1. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.

1) хвост кометы 3) хвост лисы

2) хвост поезда 4) хвост самолёта

2. Укажите словосочетание, в котором глагол употреблён в переносном значении.

1) щёки горят 3) дети шумят

2) звери спят 4) человек молчит

3. Укажите, в каком устойчивом словосочетании содержатся синонимы.

1) ни дать ни взять

2) с больной головы на здоровую

3) в огонь и в воду

4) из пустого в порожнее

4. Укажите пословицу, которая содержит антонимы.

1) Кто умеет веселиться, того горе боится.

2) Утро вечера мудренее.

3) Храбрый побеждает, а трус погибает.

4) Не копай другому яму — сам в неё попадёшь.

5. Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному водопад.

1) бежит 3) течёт

2) струится 4) низвергается

ЛЕКСИКА

Тест 3

1. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.

1) потерять время 3) холодный ветер

2) вершина славы 4) каменное сердце

2. Укажите словосочетание, в котором глагол употреблён в переносном значении.

1) песня льётся 3) медведь уснул

2) розы расцвели 4) дрова горят

3.Укажите вариант ответа, в котором правильно названы все устойчивые словосочетания, содержащие синонимы.

А. Вдоль и поперёк В. Ни конца ни краю

Б. Цел и невредим Г. До поры до времени

1)АБВГ 2)АБВ 3) БВГ 4) АВГ

4. Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.

1) У мрачного и веселье скучно, у весёлого и скука весела.

2) Терпение и труд всё перетрут.

3) Петь хорошо вместе, говорить — порознь.

4) Готовь сани летом, а телегу зимой.

5. Укажите глагол, который по смыслу подходит к существительному орлы.

1) порхают 3) вьются

2) парят 4) реют

____________________________________________________________________________

ЛЕКСИКА

Тест 4

1. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.

1)острый нож 3) живая беседа

2)светлая мысль 4) сладкая речь

2. Укажите словосочетание, в котором глагол употреблён в переносном значении.

1)птицы летают 3) вода течёт

2)вьюга злится 4) пламя пылает

3. Укажите, в каком устойчивом словосочетании имеются синонимы.

1) нет дыма без огня 3) от мала до велика

2) ни больше ни меньше 4) ни свет ни заря

4. Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.

1) Спеши не торопясь, а медли без лени.

2) Любишь кататься — люби и саночки возить.

3) В умной беседе ума набраться, а в глупой — растерять.

4) Большому уму и в маленькой голове не тесно.

5. Укажите глагол, который по смыслу подходит к существительному урожай.

1) срезают 3) собирают

2) копают 4) выдёргивают

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Лексика

Тест _______

Фамилия, имя _________________________________________________________

Источник