Укажите какое значение содержится в посылках
194. Укажите верное определение правила посылок…(1 вариант ответа)
а. из двух частных посылок заключение сделать нельзя
195. Укажите верное определение правила посылок…(1 вариант ответа)
а. если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным
196. Укажите верное определение правила посылок…(1 вариант ответа)
в. если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение должно быть отрицательным суждением
197. Укажите, какое знание содержится в посылках…(1 вариант ответа)
198. Укажите верные определения правила посылок…(2 варианта ответа)
А,в
199. Посылкой умозаключения может служить…(1 вариант ответа)
в
200. В примере «Некоторые пенсионеры – работающие. Все работающие получают заработную плату. Поэтому, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами»? (1 вариант ответа)
в
201. В примере «Некоторые школьники – пятиклассники, а некоторые школьники – десятиклассники. Поэтому, некоторые десятиклассники – пятиклассники» нарушены правила…(2 варианта ответа)
?
202. В примере «некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету, и некоторые люди математики. Значит, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету» нарушены правила…(2 варианта ответа)
Б,г
203. В примере «Все судьи имеют высшее юридическое образование. Любой совестливый человек – сам себе судья. Поэтому любой совестливый человек имеет высшее юридическое образование» допущена ошибка…(1 вариант ответа)
а
204. Силлогизм «Ни одно насекомое не является птицей. Все пчелы – это насекомые. Следовательно, ни одна пчела не является птицей» построен…(1 вариант ответа)
г
205. Силлогизм «Некоторые произведения искусства бесценны, и среди произведений искусства есть шедевры. Поэтому среди бесценных вещей есть и шедевры» построен…(1 вариант ответа)
?
206. Силлогизм «Все юристы знают логику. Зайцев не знает логику. Значит, Зайцев не юрист» построен…(1 вариант ответа)
б
207. Силлогизм «Некоторые писатели – женщины, а все женщины любят цветы. Следовательно, среди тех, кто любит цветы, есть писатели построен …(1 вариант ответа)
г
208. Силлогизм «Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние. Среди наказуемых деяний есть корыстные преступления» построен …(1 вариант ответа)
в
209. Силлогизм «Все студенты 1-го курса изучают математику. Новиков – студент 1-го курса. Новиков изучает математику» построен …(1 вариант ответа)
а
210. Фигуры силлогизма различаются…(1 вариант ответа)
а
211. Средний термин в силлогизм «Орел питается мясом. Орел – птица. Некоторые птицы питаются мясом» – это…(1 вариант ответа)
б
212. Больший термин в силлогизме «Все люди рождены свободными. Я человек. Я рожден свободным» – это …(1 вариант ответа)
в
213. Меньший термин в силлогизме «Непрокомпостированный билет недействителен. Ваш билет непрокомпостирован. Ваш билет недействителен» – это…(1 вариант ответа)
в
214. Средний термин в силлогизме «Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние. Среди наказуемых деяний есть корыстные преступления» – это …(1 вариант ответа)
а
215. Модусом категорического силлогизма называется …(1 вариант ответа)
б
216. Силлогизму «Все люди – разумные существа. Все разумные существа должны правильно мыслить. Все люди должны правильно мыслить» соответствует модус…(1 вариант ответа)
в
217. Силлогизму «Ни один честный политики не обманывает людей. Этот политик обманул их. Данный политик не является честным» соответствует модус…(1 вариант ответа)
г
218. Силлогизму «Все студенты – учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию. Некоторые студенты получают стипендию» соответствует модус…(1 вариант ответа)
б
219. Энтимемой называется…(1 вариант ответа)
а
220. В силлогизме «Все судьи хорошо знают законы, а этот человек – судья» пропущен (а) …(1 вариант ответа)
в
221. В силлогизме «Ни одна рыба не считается травоядной, потому что ни одна рыба не питается травой» пропущен (а) …(1 вариант ответа)
б
222. В силлогизме «Выступающий допустил нарушение закона тождества, так как он произвел подмену понятия» пропущен (а) …(1 вариант ответа)
а
223. В силлогизме «Лучшее время для приема солнечных ванн – утро, значит, сейчас лучшее время для приема солнечных ванн» пропущен (а) …(1 вариант ответа)
б
224. В силлогизме «Ни один первоклассник не является совершеннолетним. Все взрослые люди не первоклассники. Все взрослые люди несовершеннолетние» нарушены…(2 варианта ответа)
А,г
225. В силлогизме «Неразумный человек способен увлечься любым учением. Этот человек вполне разумен. Этот человек неспособен увлечься любым учением» нарушено…(1 вариант ответа)
А. правило терминов
Б. правило фигуры
В. правило терминов
Г. правило посылок
226. Если одна из посылок представляет собой разделительное суждение, а вторая посылка – простое, или категорическое, суждение, то данное умозаключение будет…(1 вариант ответа)
а
227. Если одна из посылок представляет собой условное суждение, а вторая посылка – простое, или категорическое, суждение, то данное умозаключение будет…(1 вариант ответа)
а
228. Правила импликативных умозаключений…(2 варианта ответа)
а
229. Если одна из посылок представляет собой условное суждение, а вторая посылка – разделительно суждение, то данное умозаключение будет…(1 вариант ответа)
?
230. Определите вид умозаключения: «На почте он мог отправить телеграмму, купить открытки или конверты. Он купил только открытки. При этом он не отправил телеграмму и не купил конвертов». (1 вариант ответа)
г
231. Определите вид умозаключения: «Если человек не уяснил себе элементарных логических правил, то он не сможет применять их в своей практике. Петров не уяснил элементарных логических правил. Значит, он не может применять их на практике». (1 вариант ответа)
б
232. Определите вид умозаключения: «Когда бы я знал, к чему может привести моя неосторожная реплика, я бы молчал весь вечер. Но я не молчал весь вечер. Значит, я не знал, к чему могут привести мои слова». (1 вариант ответа)
б
233. Определите вид умозаключения: «Один переулок поворачивал направо, к парку, а второй – налево, к небольшому пруду. Мой обидчик мог выбрать только один из них. Значит, он пошел либо к парку, либо к пруду». (1 вариант ответа)
в
234. Определите вид умозаключения: «Эта логическая операция является либо обобщением, либо ограничением, Данная операция является обобщением. Значит, она не является ограничением». (1 вариант ответа)
г
235. Определите вид умозаключения: «Если бы мы изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. И так как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития». (1 вариант ответа)
б
236. Определите вид умозаключения: «Если в треугольнике два угла равны между собой, то он равнобедренный. Но этот треугольник не имеет равных углов. Значит, он не равнобедренный». (1 вариант ответа)
б
237. Определите вид умозаключения: «Пожар в магазине мог возникнуть в результате самовозгорания, неосторожного обращения с огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни самовозгорания. Значит, пожар возник в результате неосторожного обращения с огнем». (1 вариант ответа)
г
238. Определите вид умозаключения: «Заведующий кафедрой может быть доктором наук или доцентом. Заведующий данной кафедрой не является доктором наук. Значит, он доцент». (1 вариант ответа)
г
239. Установите вид дилеммы: «Когда у меня болит зуб, я принимаю анальгин. И когда у меня болит голова, я тоже принимаю анальгин. Сегодня у меня не болят ни зуб, ни голова. Значит, анальгин я не принимаю». (1 вариант ответа)
а
240. Установите вид дилеммы: «Если я пойду по льду, то, так как лед еще не так крепок, я могу провалиться; а если идти через мост, то я скорее всего опоздаю. Но выхода нет: надо идти по льду или далеко в обход через мост. Значит, я рискую провалиться или опоздать». (1 вариант ответа)
в
241. Установите вид дилеммы: «Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеяться только на свою память, то уж что-нибудь отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память. Значит, я либо провалюсь, либо не провалюсь». (1 вариант ответа)
в
242. Установите вид дилеммы: «Если К. – участник преступления, то он был на месте преступления, и мог знать потерпевшего. Однако К. не был на месте преступления и не знаком с потерпевшим. Значит, К. не может быть участником преступления». (1 вариант ответа)
б
243. Установите вид дилеммы: «Он знает это, потому что если он читал книгу, то в ней говорится об этом факте; а если он смотрел кинофильм, то об этом говорит главный герой фильма; мы точно знаем, что он читал книгу или посмотрел кинофильм». (1 вариант ответа)
б
244. Установите соответствие:
?
245. Разделительно-категорическим умозаключением является…(1 вариант ответа)
а
246. Условно-категорическим умозаключением является…(1 вариант ответа)
б
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ (правила терминов)
Таблица № 2
1. Выберите правильное определение терминов силлогизма | 1. Это понятия, входящие в заключение силлогизма |
2. Это понятия, входящие в состав силлогизма | |
3. Это понятия, входящие в посылки и отсутствующие в заключении | |
2. Какое определение большего, меньшего и среднего терминов является правильным? | 1. Меньший термин – предикат, средний термин – субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении |
2. Меньший термин – субъект, больший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |
3. Больший термин – субъект, меньший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |
3. Укажите верное определение первого правила терминов | 1. В силлогизме должно быть только три термина |
2. В силлогизме должно быть только два термина | |
3. В силлогизме должно быть только четыре термина | |
4. Укажите верное определение второго правила терминов | 1. Меньший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок |
2. Больший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок | |
3. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок | |
5. Укажите верное определение третьего правила терминов | 1. Термин, не распределенный в посылке, может быть распределен в заключении |
2. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении | |
3. Термин, нераспределенный в посылке, может быть частично распределен в заключении | |
Таблица №3
1. Дайте правильное определение меньшего термина категорического силлогизма | |||
1. Понятие, которое в заключении является предикатом | |||
2. Понятие, которое в заключении является субъектом | |||
3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |||
2. Дайте правильное определение большего термина категорического силлогизма | 1. Понятие, которое в заключении является предикатом | ||
2. Понятие, которое в заключении является субъектом | |||
3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении | |||
3. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Все юристы приносят пользу государству Сидоров приносит пользу государству | 1. Первое правило | Сидоров – юрист |
2. Второе правило | |||
3. Третье правило | |||
4. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Труд – основа жизни Учеба в университете -труд | 1. Первое правило | Учеба в университете – основа жизни |
2. Второе правило | |||
3. Третье правило | |||
5. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении? | Все учебники – полезны Все учебники – книги | 1. Первое правило | Все книги полезны |
2. Второе правило | |||
3. Третье правило | |||
ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ (правила посылок)
Таблица № 4
1. Укажите верное определение первого правила посылок | 1. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением |
2. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суждением | |
3. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением | |
2. Укажите верное определение второго правила посылок | 1. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение сделать нельзя |
2. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным | |
3. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение может быть и положительным | |
3. Укажите верное определение третьего правила посылок | 1. Из двух частных посылок заключение сделать нельзя |
2. Из двух частных посылок заключение с необходимостью следует | |
3. Из двух частных посылок заключение сделать можно | |
4. Укажите верное определение четвертого правила посылок | 1. Если одна из посылок — частное суждение, то и заключение должно быть частным |
2. Если одна из посылок – частное суждение, то заключение должно быть общим | |
3. Если одна из посылок – частное суждение, то заключение сделать невозможно | |
5. Укажите, какое знание содержится в посылках | 1. Обосновывающее знание |
2. Выводное знание | |
3. Исходное знание | |
Таблица № 5
1. Что может служить посылкой? | 1.Факт | ||
2. Суждение | |||
3. Понятие | |||
2. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые пенсионеры -работающие | 1-му правилу | Следовательно, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами |
Все работающие получают заработную плату | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
3. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование | 1-му правилу | Следовательно, Михайлов имеет право на образование |
Михайлов – гражданин Российской Федерации | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
4. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Некоторые депутаты Государственной Думы -юристы | 1-му правилу | ? ? ? (вывода нет) |
Некоторые юристы – москвичи | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
5. Какому из правил посылок подчинено данное умозаключение? | Всякое преступление есть правонарушение . | 1-му правилу | Следовательно, моральный проступок не есть правонарушение |
Моральный проступок не является правонарушением | 2-му правилу | ||
3-му правилу | |||
4-му правилу | |||
Источник
Советский человек, самый культурный человек в мире, должен уметь сознательно пользоваться логическими законами, чтобы всегда правильно мыслить и уметь разоблачать необоснованные утверждения, ложь и клевету врагов нашего народа.
Законы логического мышления, изучаемые логикой, не исчерпывают собой всех законов мышления. Существуют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления – диалектические законы. Но изучение их выходит за пределы логики. Исследование диалектических законов составляет предмет другой науки, которая называется диалектическим материализмом.
Вопросы для повторения
1. Что такое логический закон?
2. В чём сущность закона тождества? Укажите, какие стороны действительности он отражает.
3. Дайте примеры нарушения закона тождества.
4. В чём сущность закона противоречия?
5. Дайте примеры нарушения закона противоречия.
6. В чём сущность закона исключенного третьего?
7. В чём сущность закона достаточного основания?
8. Какое значение имеют логические законы?
Глава VIII
Дедуктивные умозаключения
§ 1. Понятие об умозаключении
Знание об окружающей нас действительности мы получаем в форме суждений, понятий, а также в форме умозаключений. Умозаключение, как и другие формы мышления, является отображением в нашем сознании материальной действительности. Поэтому оно, как и другие формы мышления, и может служить средством познания действительности.
Но умозаключение отличается от суждений и понятий по своему строению.
Рассмотрим следующий пример.
Давно было известно, что железо отклоняет магнитную стрелку компаса. Затем стало известно также, что магнитная стрелка компаса значительно отклоняется от меридиана, когда компас находится в районе г. Курска. Зная всё это, специалисты сделали правильный вывод: в районе г. Курска имеются залежи железной руды. Проведённые исследования подтвердили правильность этого вывода.
Таким образом, имея знание о том, какое влияние оказывает железо на магнитную стрелку, и о том, что магнитная стрелка отклоняется вблизи г. Курска, люди сделали правильный вывод, т. е. получили новое знание.
Это и есть умозаключение.
Другой пример: у меня в руках кусок какого-то вещества, природа которого мне пока неизвестна; я рассматриваю это вещество и по ряду признаков убеждаюсь, что это янтарь. Ранее мной было получено знание о том, что янтарь неэлектропроводен. Я делаю вывод: вещество, которое у меня в руках, – неэлектропроводно.
Это и будет умозаключение.
в своей повседневной практической деятельности мы постоянно умозаключаем. Причём вывод всегда будет правильным, если было верно исходное знание и если мы правильно построили умозаключение, т. е. в соответствии с требованиями логических законов.
“Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности…” (Ф. Энгельс).
Поскольку наши знания существуют в форме понятий, суждений (а понятия входят в состав суждений), то умозаключение можно определить так:
Умозаключение – это такое логическое действие, посредством которого из двух или нескольких суждений мы получаем новое суждение.
Чтобы получить вывод из суждений, надо эти суждения определённым образом связать. Из случайного ряда суждений вывода сделать нельзя. Нельзя, например, сделать вывода из таких двух суждений: “Все тюлени – животные”, “Все капиталисты – эксплуататоры”, так как между этими суждениями нет логической связи. Но в практике мышления встречаются значительно более сложные случаи. Разобраться в таких случаях помогает знание правил умозаключений.
Умозаключения бывают дедуктивные, когда мысль идёт от общего к частному, и индуктивные, когда мысль идёт от частного к общему. Могут быть также умозаключения от частного к частному.
§ 2. Определение силлогизма
Дедуктивные умозаключения имеют форму силлогизма.
Силлогизм, или дедуктивное умозаключение, – это такое умозаключение, в котором из двух данных суждений выводится третье суждение, причём одно из двух данных суждений – непременно общее.
Например:
Всякий металл есть элемент.
Висмут – металл.
———————————————–
Следовательно, висмут – элемент.
Силлогизмом мы пользуемся главным образом в тех случаях, когда нужно единичный или частный факт подвести под общее положение, закон, с тем чтобы вывести для интересующего нас факта необходимое следствие.
Например, давно известно, что если солнце садится за тучи, то назавтра можно ждать дождя. Желая узнать, какая будет погода завтра, мы смотрим на горизонт и высказываем суждение: “Сегодня солнце садится за тучи”. Общая особенность нам уже знакома. Тогда мы подводим сегодняшний случай под общее положение и делаем соответствующий вывод.
Наше умозаключение можно будет записать следующим образом:
Во всех случаях, когда солнце садится за тучи, назавтра можно ждать дождя.
Сегодня солнце салится за тучи.
———————————————————–
Следовательно, завтра можно ждать дождя.
Если силлогизм состоит из категорических суждении (как в приведённых выше примерах), то он называется категорическим силлогизмом.
§ 3. Состав силлогизма
В состав силлогизма входят две посылки (или предпосылки) и заключение (или вывод).
Посылки и заключение содержат в себе термины.
Терминами называются понятия, которые входят в состав посылок и заключения.
Терминов всего три: меньший термин (S), больший термин (Р) и средний термин (М).
Меньший термин – это подлежащее заключения.
Больший термин – это сказуемое заключения.
Названия “меньший” и “больший” возникли потому, что сказуемое обычно бывает больше по объёму, чем подлежащее.
Средний термин не входит в состав заключения. Он обозначает то понятие, которое содержится в посылках и которое тем самым связывает посылки между собой. Средний термин – это связующее (среднее) звено между посылками.
Та посылка, в состав которой входит больший термин, называется большей посылкой; та посылка, в состав которой входит меньший термин, называется меньшей посылкой.
Например:
Большая посылка: Все планеты шарообразны (М – Р).
Меньшая посылка: Земля – планета (S – M).
———————————————————————–
Заключение: Земля шарообразна (S – P).
В данном силлогизме “Земля” – меньший термин (S), “шарообразна” – больший термин (Р), “планета” – средний термин (М).
Термины в силлогизме не различаются по признаку грамматического числа.
Так, например, “планета” (единственное число) и “планеты” (множественное число) представляют собой один и тот же средний термин.
Термины могут выражаться не только одним словом, но и группой слов.
Например:
Фосфор светится в темноте.
Данное вещество не светится в темноте.
————————————————————-
Следовательно, данное вещество не фосфор.
В этом силлогизме меньшим термином будет “данное вещество”, большим термином – “фосфор” и средним термином – “светится в темноте”. Таким образом, в этом случае средний термин состоит из трёх слов.
Обычно принято начинать силлогизм с большей посылки. Но такой порядок, удобный при изучении силлогизма, не является единственным способом его построения. В практике мышления мы чаще начинаем с меньшей посылки, а от неё переходим к большей. Такой путь является естественным, так как, прежде чем думать об общем правиле, законе, надо иметь факт, который вызвал бы мысль именно о данном правиле или законе. Мы сначала наблюдаем факт, а затем подводим этот факт под общее положение.
Например, пионервожатый замечает, что один из пионеров явился на сбор без галстука. Вожатый делает этому пионеру замечание, которое может принять такую форму: “Ты – пионер, а все пионеры надевают в таких случаях красный галстук, следовательно, и ты должен надеть красный галстук”. В этом рассуждении на первом месте стоит меньшая посылка. Оно могло бы начаться и с заключения, и с большей посылки.
В дальнейшем изложении все примеры силлогизмов будут начинаться с большей посылки, так как такой порядок посылок более удобен при изучении силлогизма.
§ 4. Аксиома силлогизма
Умозаключение в форме силлогизма, хотя бы в сокращённой его форме, является для нас привычной, естественной формой мышления. Эта естественность силлогизма объясняется тем, что он отражает обычные отношения вещей.
Так, например, если карандаш находится в пенале, а пенал в сумке, то тем самым и карандаш находится в сумке. Но если карандаш находится в пенале, а пенал не находится в сумке, то ясно, что и карандаш не находится в сумке.
В этом примере пенал выполняет роль посредствующего звена между карандашом и сумкой: пенал или соединяет, или разъединяет карандаш и сумку.
Но такую же роль выполняет средний термин в силлогизме: он или соединяет, или разъединяет меньший и больший термины в посылках (см. черт. 14-15). А весь силлогизм в целом является отражением отношения вещей: если S входит в М (меньшая посылка), а М входит в Р (большая посылка), то ясно, что S входит в Р (заключение).
Источник