Укажите какие свойства обусловливают роль политики в общей

1. Выберите наиболее полное определение политологии кик науки. Это:

1. Наука о политике.

2. Наука о власти.

3. Наука о политике, политических процессах, их закономерностях и
участниках.

4. Среди предложенных вариантов правильного ответа нет.
5.

2. Что является субъектом политологии как науки и учебной дисциплины?

1. Политика и ее центральный элемент – политическая власть,
отражающая политическую действительность, политические идеи.

2. Политические отношения в обществе.

3. Деятельность государственной власти по проведению внутренней и
внешней политики.

4. Все три пункта, перечисленные выше.

5. Среди предложенного правильного ответа нет.
3. Что определяет предмет политологии?

1. Законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики.

2. Объективные и субъективные факторы, воздействующие на
реализацию законов, принимаемых органами власти.

3. Механизм и результаты действия законов в социально-политическом
развитии общества.

4. Все вышеназванные определения в совокупности.

5. Среди предложенных вариантов правильного ответа нет.

4. Какие функции способна выполнять политология как наука при благоприятных общественных условиях:

1. Познавательную.

2. Теоретико-методологическую.

3. Идеологическую.

4. Прикладную, практико-политическую.

5. Все вышеназванные функции.

Когда впервые появился термин «политология»?

1. В XVI веке.

2. В XIX веке.

3. В XX веке.

4. В V-X веках,

5. До нашей эры.

6. Кого обычно называют «отцом» (родоначальником) политологии
и политической науки
в целом?

1. Платон.

2. Аристотель.

3. Макиавелли.

4. Руссо.

5. Среди предложенных вариантов правильного ответа нет.

7. Какие формы правления Аристотель считал «неправильными»,
как бы выродившимися?

1. Тиранию.

2. Олигархию.

3. Крайнюю демократию.

4. Все указанные выше.
5.

8. Кто из мыслителей раннего этапа нового времени автор
концепции: «государство подчиняется обществу, которое, и свою
очередь, подчиняется личности»?

1. Гоббс.

2. Локк.

3. Монтескье.

4. Аристотель.
5.

9. Кто автор теории «разделения властей»?

1. Монтескье.

2. Локк.

3. Аквинат.

4. Гоббс.

5.___________

10. С именем какого мыслителя XVI-XV1I вв. связана политика,
основанная на культе грубой силы, пренебрежения нормами морали
для достижения поставленных целей?

1. Макиавелли.

2. Гоббс.

3. Локк.

4. Его имя здесь не представлено.

11. «Сфера деятельности, ядром которой является проблема
завоевания, удержания и использования государственной власти» –
к какому понятию относится это определение?

1. К понятию «политика».

2. К понятию «политическая система общества».

3. К понятию «политическая партия».

4. Ко всем приведенным выше понятиям.
5.

12. Что означало первоначально греческое слово «политика»?

1. Власть народа.

2. Искусство управлять государством.

3. Администрация полиса.

4. И то, и другое, и третье.
5.

13. Что определяет положение: Область целенаправленных
отношений между социальными группами в обществе по поводу
использования институтов публичной власти в интересах
реализации их общественно значимых запросов и потребностей?

1. Политику как общественное явление.

2. Социальную психологию.

3. Мораль и нравственность.

4._____________________

5._____________________

14. Укажите, какие свойства обусловливают роль политики в обшей
системе жизнедеятельности общества?

1. Универсальность политики.

2. Включенность (инклюзитивность).

3. Атрибутивность.

4. Все вышесказанное.
5.

15. Какие функции в развитии всей общественной системы может
выполнять и выполняет политика:

1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества.

2. Рационализация возникающих противоречий между социальными
группами.

3. Управление и руководство общественно-политическими процессами и
др.

4. Интеграция различных слоев общества и др.

5. Все вышеназванные функции.

16. Что определяет понятие: «доминирование в общественных
отношениях воли определенного субъекта» (отдельного человека,
социальной группы, политического института)?

1. Политику.

2. Власть.

3. Психологическую ситуацию
4.

5.___________

17. Как называется форма власти, основанная на ее признании
народом, его праве участвовать в решении государственных дел в
сочетании
с широким кругом гражданских прав и свобод?

1. Диктатура пролетариата.

2. Охлократия.

3. Демократия.

4. Авторитаризм.

5. Среди предложенных вариантов правильного ответа нет.

Что подразумевает принцип разделения властей?

1. Построение основных институтов государственной власти на базе
четкого разграничения компетенции, предотвращения монополизации
властных полномочий.

2. Старинный принцип политического поведения (применяемый еще в
Древнем Риме), получивший название «макиавеллизм»,, известен также в
виде афоризма «Разделяй и властвуй».

3. Принцип подразумевает максимальное разделение друг от друга трех властей; законодательной, судебной и исполнительной — с целью недопущения их преступного сговора.

4.___________________________________

5.___________________________________

Что такое «охлократия»?

1. Власть одного.

2. Власть толпы.

3. Власть нескольких человек.

4. Власть, передаваемая по наследству.
5.

20. Какие положения характеризуют понятие «легитимность»
власти?

1. Массовое принятие власти как законной.

2. Действие власти.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Основополагающие документы

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология»

Программа учебного курса по политологии

Раздел I. Теоретико-методологические основы политической науки

Раздел И. Политика как сфера общественной жизни

Раздел III. Духовно-практические измерения политики

Раздел IV. Внешняя политика и мировой политический процесс

Раздел V. Формы проявления политической жизни

Раздел VI. Процессы политического развития и политических изменений

29 ~32

Информационно-издательский центр

Академии труда и социальных отношений

ЛР№ 071816 от 10.03.99 г.

Раздел VII. Функционирование политических структур

Государственный образовательный стандарт и Программа учебного курса как основные документы по организации учёбы по «Политологии»

Литература для изучения курса «Политология»

Организация изучения курса «Политология»

Методические указания по изучению курса «Политология»

Методические проблемы завершения изучения курса «Политология» 61

Проверочный тест по политологии

Формат 90×60. 1/16. Объем 4.5 п.л. Тираж 400 экз. Заказ № 14-Ф Типография юридического факультета



Источник

Понятие власти

Основа политики – власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:

  • в широком смысле – способ влияния на людей;
  • в узком смысле – отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых. 1

Структура власти

  • субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
  • приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
  • объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
  • подчинение объектавласти приказу;
  • общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть. 2

Основа власти – социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями – именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть – власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная. 3

Источники (или ресурсы) власти – реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности. Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.

Еще одним показателем эффективности государственной власти принято считать результативность – степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения.

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. 4

Власть можно разделить на типы:

  • личная власть – влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия – он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
  • публичная власть – власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.

Важнейшей в обществе является политическая власть – право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:

  • публичность – эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
  • легитимность – признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании – можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
  • легальность – соответствие власти закону;
  • регламентированность – определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
  • институциональность – выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
  • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
  • многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).

Политическая власть обычно разделяется на:

  • государственную – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти – государство в лице официальных государственных органов власти;
  • общественную(партийную, профсоюзную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

Таким образом, понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”.

Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:

  • формирование политической системы;
  • организация политической жизни и политических отношений;
  • управление делами общества и государства;
  • руководство политическими процессами;
  • создание определенного типа правления.

В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей – гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов – система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента – отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п. 5

Роль политики в жизни общества

Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.

Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.

Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.

Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.

Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».

Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.

Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike – искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».

Важное предназначение политики – управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.

В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.

По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:

  • экономическая – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
  • социальная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
  • национальная – регулирование отношений между нациями, этническими группами;
  • культурная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
  • государственно-административная – регулирование отношений во властно-политической сфере.

По уровням проявления выделяются следующие виды политики:

  • местная – регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
  • региональная – регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
  • общегосударственная – регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
  • международная – регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
  • мировая (глобальный уровень) – регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.

По объему политика подразделяется на:

  • стратегическую (долгосрочную) – выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;
  • тактическую (краткосрочную) – решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.

По функциям государственная политика подразделяется на:

  • внутреннюю политику – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
  • внешнюю – регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. 6

Источник