Указать какие психические свойства личности зависят
Исследование человека в рамках психологии предполагает системный анализ уровней человеческой организации. Наиболее подробно такая уровневая структура описана в работах Б. Г. Ананьева. Ученый представил детальное рассмотрение четырех взаимосвязанных уровней: индивид → личность → субъект деятельности → индивидуальность.
Индивид, биологические особенности человека
Отнесенность конкретного человека к его биологическому виду отражена в понятии «индивид», которое характеризует человека как носителя биологически обусловленных свойств и качеств.
Б. Г. Ананьевым также предложена и детально описана классификация биологических свойств человека, которая включает первичный уровень реализации свойств индивида, вторичный уровень и высший.
Первичный уровень включает:
- Класс половозрастных свойств:
- возрастные особенности, которые последовательно раскрываются в процессе развития индивида;
- структурное разделение биологических свойств человека в соответствии с половым диморфизмом, то есть разграничением двух качественно различных форм индивидов: мужской и женской. Проявление свойств личности, обусловленных половым диморфизмом, рассматривается в рамках психологии половых различий (гендерной психологии), где отмечается, что биологический пол индивида является лишь предпосылкой психологического пола, так как оформление половой идентичности происходит в процессе социализации человека.
- конституция: телосложение, отличительные особенности фигуры, биохимическая индивидуальность;
- мозговая активность, особенности нейродинамики, функциональная организация деятельности мозга.
Индивидные свойства вторичного уровня – это своеобразный итог взаимовлияния свойств первичного уровня, проявляющийся в потребностях человека и психофизиологических функциях: сенсорных, мнемических и др.
Высший уровень индивидных свойств человека включает темперамент, характер, задатки (как предпосылку вырабатывания способностей). Данные свойства уже могут быть рассмотрены применительно к личности как субъекту деятельности.
Личность и свойства психики
Появляясь на свет в качестве индивида, человек почти сразу становится частью системы общественных взаимодействий, что приводит к формированию особого социального качества – он становится личностью. Причиной данного явления можно считать и тот факт, что человек выступает как субъект – носитель сознания, формируемого и проявляемого в процессе деятельности.
К свойствам, образующим психический склад личности, относятся: темперамент, характер, в том числе уровень развития качественных характеристик психических процессов, эмоциональные, нравственные и волевые особенности, мировоззрение и идеалы, способности и задатки личности.
Темперамент и его типы
К числу личностных индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в поведении и разной динамике психических процессов, в большей степени относится темперамент. Данное свойство психики обусловлено биологическими индивидными особенностями, не поддается тренировке и корректировке в онтогенезе. Темперамент проявляется в чувственной восприимчивости и реакциях на переживаемые события.
Родоначальником учения о разных типах темперамента является древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который полагал, что в человеческом теле существуют четыре жидкости: кровь (с лат. «сангус»), лимфа (с греч. «флегма»), желчь (с греч. «схоле») и черная желчь ( с греч. «малас схоле»). При преобладании одной из жидкостей в организме проявляется сангвинический, флегматический, меланхолический или холерический темперамент. Позднее учение о темпераменте было рассмотрено в трудах римского врача К. Галена (ок. 130–200 гг.), а в ХХ веке русского физиолога И. Павлова (1849–1936), немецкого психиатра Э. Кречмера (1888–1964) и др.
К настоящему времени понятие темперамента в психологии сводится к следующему.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Определение
Темперамент – это индивидуальное свойство психики, характеризующее динамику психической активности личности, поведенческие особенности, уравновешенность и силу протекания реакций в различных жизненных ситуациях. Темперамент является врожденным, определяется взаимовлиянием качественных характеристик нервной системы.
В психологии выделяют четыре типа темперамента.
Сангвинический темперамент обусловливается стабильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в которой процесс торможения уравновешивает процесс возбуждения. Личности, обладающие сангвиническим темпераментом, отличаются высокими темпами психических процессов, быстрыми реакциями на внутренние и внешние раздражители. Такие люди общительны, обладают богатой мимикой, быстрыми и выразительными движениями, быстрым темпом речи. Им присущи высокая и осознанная дисциплинированность, обдуманные поступки, оптимизм и в то же время изменчивость чувств, интересов, взглядов и привязанностей. Они ярко выраженные экстраверты, в большей мере обращают внимание на внешние факторы, чем на субъективное представление о прошлом и будущем.
Флегматический темперамент характеризуется сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Личности с данным типом темперамента демонстрируют замедленную реакцию на раздражители, инертность; проявление эмоций всегда сдержанное, флегматика сложно вывести из состояния равновесия. Мимика, движения и взгляды в большинстве своем безэмоциональны, а лишь информативны.
Люди с флегматическим темпераментом в меру общительны, ровны в отношениях с другими, необидчивы, малоразговорчивы, не любят вести абстрактные беседы, менять друзей, распорядок жизни и привычки, отличаются социальной пассивностью и являются яркими интровертами.
Холерический темперамент соотносится с неуравновешенной нервной системой, отличающейся повышенной возбудимостью и преобладанием процесса возбуждения над процессами торможения. Неуравновешенность проявляется в поведении личности, сопряжена с высокой скоростью реакции на раздражители, что проявляется в резких движениях, нетерпеливости, вспыльчивости и необдуманности действий. В то же время личности с холерическим темпераментом обладают выразительными мимикой и жестами.
Холерики легко вступают в контакт с окружающими, без особых затруднений адаптируются к новым условиям жизни и деятельности. При общении с другими склонны перебивать собеседников, в разговоре захватывают инициативу, горячо отстаивая свои взгляды и позиции.
Меланхолический темперамент обусловлен слабостью процессов возбуждения и торможения, отсутствием равновесия между ними с преобладанием торможения и повышенной инертностью нервных процессов. Личность с меланхолическим темпераментом характеризуется восприятием даже слабых раздражителей как сильного воздействия, которое способно затормозить деятельность меланхолика вплоть до стрессового состояния.
Меланхолик отличается замкнутостью и необщительностью. Ему сложно сближаться с людьми, на это затрачивается много времени. В общении ведет себя настороженно, старается быть в «тени», при взаимодействии с новыми людьми смущается и теряется при установлении с ними контакта, застенчив и нерешителен. Для таких людей характерны сдержанная и неуверенная мимика, тихая речь и осторожные, несмелые движения.
Характер
Любой человек обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, которые более или менее отчетливо проявляются в общении и в деятельности. Устойчивое соотношение таких свойств образует характер конкретного человека.
Определение
Характер (с греч. «черта», «печать») – это совокупность устойчивых черт человека, составляющих его индивидуальность и проявляющихся в отдельных психических состояниях, манере поведения, привычках, складе ума, эмоциональных и волевых свойствах. Такая совокупность черт определяет все стороны поведения человека, формирует устойчивое восприятие окружающего мира, других людей, труда, самого себя и выражает индивидуальное своеобразие личности в деятельности и общении.
Данная совокупность представлена рядом черт, которые классифицируются по группам:
- группа интеллектуальных черт (гибкость и логичность мышления, восприятие, воображение, наблюдательность, рассеянность и др.);
- группа нравственных черт (чувство долга, коллективизм, честность, человечность, индивидуализм, лживость и др.);
- группа эмоциональных черт (жизнерадостность, бодрость, уверенность, уныние, сарказм, пессимизм и др.);
- группа волевых черт (инициативность, выдержка, самостоятельность, решительность, мужество, целеустремленность, пассивность, трусость, нерешительность и др.);
- группа черт, связанных с темпераментом (экстраверсия – интроверсия; спокойствие – тревожность; сдержанность – импульсивность; лабильность – ригидность);
- группа черт, определяющих поступки человека (рациональность, расчетливость, мировоззрение и идеалы).
Эти черты проявляются в отдельных поведенческих актах, состояниях, привычках, манере поведения и в деятельности. Они выступают в качестве основы активного, целеустремленного, нерешительного или покорно-подражательного и другого поведения, могут составлять сильный или слабый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий и другие характеры.
Способности и задатки
Свойства личности, зависящие как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования и влияющие на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности».
Определение
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам работы (творчества), однако не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.
В психологии принято выделять:
- общие способности – способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
- специальные способности – способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т. д.).
Предпосылкой развития способностей являются задатки.
Определение
Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
В заключение необходимо охарактеризовать индивидуальность как последний уровень человеческой организации. Индивидуальность – это такое интегральное свойство человека, которое объединяет все свойства индивида (внешний облик, особенности телосложения) и психические свойства личности (темперамент, характер, способности и задатки), в том числе как субъекта деятельности.
Источник
Лекция
Курс «Психология и Педагогика»
Тема 8. Психические свойства личности.
Психические свойства личности.
Направленность и установка личности.
Темперамент и характер как свойства
личности.Задатки и способности личности.
Классификация личностей.Знания, навыки и умения как свойства
личности.
Личность – в общем плане, это
совокупность определенных свойств
внутренней жизни данного индивида,
которая приводит к тому, что в одних и
тех же условиях материальная и духовная
деятельность одних индивидов отличается
от деятельности других.
Психические свойства – это наиболее
существенные особенности личности,
обеспечивающие определенный уровень
деятельности и поведения человека.
Направленность личности – психическое
свойство представляющее собой
ценностно-ориентационную систему,
иерархию базовых потребностей и
устойчивых мотивов поведения.
Из определения следует, что основным
элементом направленности личности
являются её потребности (теория
потребностей А.Маслоу)
Мотив – это побуждение к совершению
действия, порожденное системой
потребностей человека, с различной
степенью осознанности.
Мотивация – это:
1. совокупность побуждений, вызывающих
активность индивида и определяющие её;
2. процесс образования, формирования
мотивов.
Функции мотивов:
побудительная (поведение для достижения
целей)смыслообразующая (придают смысл
поведению)регулятивная (волевое действие с учетом
социальных норм)
Установка – это предрасположенность
к мотивированному поведению относительно
чего-либо.
Структурные элементы установки:
Познавательный. Знания субъекта
или носителя установки об объекте
установки. Знание может быть разным по
объему, глубине, широте, может быть
односторонним или всесторонним. Может
быть выражено в форме истины, убеждения,
мнения, гипотезы, предположения.Эмоционально-мотивационный. Чувства
высшего порядка. Радость, уважение,
восхищение, любовь или их противоположности.
Сюда же относятся: желания, стремления,
мотивы, которые мобилизуют человека к
достижению цели.Поведенческий или бихевиористический.
Совокупность форм поведения. Речь,
мимика, жесты, действия, направленные
на реализацию намеченной цели. Легко
поддается наблюдению.
Параметры различия установок:
направленность установки – «к» или
«от» цели, сближение или удаление;интенсивность или сила установки –
негативные и позитивные чувства
отличаются силой, с которой человек
стремится либо уходит от чего, либо,
может быть нулевая интенсивность, знаки
могут меняться местами;содержание объекта установки – виды
предметов, явлений или состояний,
которых касается установка (напр. люди
нарушающие закон)область (диапазон) установки – количество
характеристик объекта, на которые
направлена установка;состав установки – степень комплектности
её структурных элементов, полные /
неполныестепень гармоничности компонентов,
устойчивость – степень стабильности.
Темперамент (лат. temperamentum —
надлежащее соотношение частей) —
устойчивое объединение индивидуальных
особенностей личности, связанных с
динамическими, а не содержательными
аспектами деятельности. Темперамент
составляет основу развития характера;
Древнейшее описание темпераментов
принадлежит «отцу» медицины Гиппократу
(5 век до нашей эры). Он считал, что
темперамент человека определяется тем,
какая из четырех жидкостей организма
преобладает:
Если преобладает кровь (лат. – сангвис)
– то темперамент будет сангвистическийЕсли преобладает желчь («холе») – то
темперамент будет холерическийЕсли преобладает слизь («флегма») – то
темперамент будет флегматическийЕсли преобладает черная желчь
(«мелана-холе») – то темперамент будет
маланхолический.
Павлов Иван Петрович, изучая физиологические
основы темперамента, обратил внимание
на зависимость темперамента от типа
нервной системы. Он показал, что два
основных нервных процесса – возбуждение
и торможение – отражают работу головного
мозга. От рождения они у всех разные: по
силе, взаимной уравновешенности
подвижности.
Слабый тип характеризуется слабостью
как возбудительного, так и тормозного
процессов – меланхолик.Сильный неуравновешенный тип
характеризуется сильным раздражительным
процессом и относительно сильным
процессом торможения – холерик,
«безудержный» тип.Сильный уравновешенный подвижный тип
– сангвиник, «живой» тип.Сильный уравновешенный, но с инертными
нервными процессами – флегматик,
«спокойный» тип.
Описание особенностей различных
темпераментов может помочь разобраться
в чертах темперамента человека, если
они четко выражены, но люди с резко
выраженными чертами определенного
темперамента не так уж часто встречаются,
чаще всего у людей бывает смешанный
темперамент в различных сочетаниях. Но
преобладание черт какого-либо типа
темперамента дает возможность отнести
темперамент человека к тому или иному
типу.
Флегматик Неспешен,
невозмутим, имеет устойчивые стремления
и настроение, внешне скуп на проявление
эмоций и чувств. Он проявляет упорство
и настойчивость в работе, оставаясь
спокойным и уравновешенным. В работе
он производителен, компенсируя свою
неспешность прилежанием.
Холерик Быстрый,
страстный, порывистый, однако совершенно
неуравновешенный, с резко меняющимся
настроением с эмоциональными вспышками,
быстро истощаемый. У него нет равновесия
нервных процессов, это его резко отличает
от сангвиника. Холерик, увлекаясь,
безалаберно растрачивает свои силы и
быстро истощается.
Сангвиник Живой,
горячий, подвижный человек, с частой
сменой настроения, впечатлений, с быстрой
реакцией на все события, происходящие
вокруг него, довольно легко примиряющийся
со своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиники обладают выразительной
мимикой. Он очень продуктивен в работе,
когда ему интересно, приходя в сильное
возбуждение от этого, если работа не
интересна, он относится к ней безразлично,
ему становится скучно.
Меланхолик Человек
легко ранимый, склонный к постоянному
переживанию различных событий, он мало
реагирует на внешние факторы. Свои
астенические переживания он не может
сдерживать усилием воли, он повышенно
впечатлителен, легко эмоционально
раним.
Психологические свойства темперамента:
Сензитивность – возможность
возникновения и скорость возникновения
непроизвольных психических реакций
на внешний раздражитель (воздействие)
наименьшей силыРеактивность – сила реакции
Активность – степень энергичности
(активности)Соотношение активности и реактивности
– степень зависимости деятельности
человека от реактивности (случайных
обстоятельств, настроений, желаний)
или от активности (целей, намерений,
убеждений)Темп реакции – скорость протекания
психических процессовПластичность – легкость и гибкость
приспособления к новым условиямРигидность – инертность, стабильность
поведения, привычек, сужденийЭкстраверсия – направленность
человека по вне, на окружающееЭмоциональная возбудимость –
наименьшая степень воздействия,
вызывающая эмоциональную реакцию и
скорость её возникновения.
Экстраверты — это тип личности (или
поведения), который ориентирован в своих
проявлениях вовне, на окружающих.
Для экстравертов характерно поведение,
при котором человек стремится к:
общению с людьми,
вниманию со стороны окружающих,
участию в публичных выступлениях,
участию в многолюдных мероприятиях и
вечеринках.
Экстраверты получают стимул к существованию
от внешнего мира — от действий, людей,
мест и вещей. Длительные периоды
бездействия, внутреннего созерцания,
одиночества или общения только с одним
человеком лишают их ощущения смысла
жизни. Тем не менее, даже экстравертам
необходимо перемежать периоды лихорадочной
активности с отдыхом. Экстраверты могут
многое предложить нашему обществу: они
легко самовыражаются, сконцентрированы на
результатах, предпочитают находиться
в толпе и действовать.
Экстраверт может быть превосходным тамадой,
организатором (часто на общественных
началах), чиновником,
руководителем, артистом или конферансье.
Интроверты – тип личности,
ориентированный “внутрь” или “на”
себя. Интровертность – совсем не то, что
застенчивость или отчужденность, это
не патология. Кроме того, это свойство
личности не подлежит изменению, даже
если вы очень сильно захотите. Для
интровертов характерно поведение,
больше связанное с комфортным одиночеством,
внутренними размышлениями и переживаниями,
творчеством или наблюдением за процессом.
В типологии Леонгарда, экстраверт –
личность безвольная, подверженная
влиянию со стороны, в то время как
интроверт – наоборот, личность волевая.
Интроверты сдержанны, педантичны,
пунктуальны, немногословны. Это категория
людей, которые прежде чем сказать, все
тщательно обдумывают, и только потом
может быть решаются вербализировать
информацию. Благодаря своей вдумчивости,
рассудительности и спокойствию интроверты
предпочитают вникать в суть вещей.
Самая важная отличительная черта
интровертов заключается в источнике
энергии: интроверты черпают энергию из
своего внутреннего мира идей, эмоций и
впечатлений. Они консервируют энергию.
Внешний мир быстро вызывает у них
неприятные ощущения. Это может проявляться
в издерганности или, наоборот, в апатии.
В любом случае им необходимо ограничивать
социальные контакты, чтобы не оказаться
полностью опустошенными. Тем не менее
интровертам нужно дополнить время,
проведенное в одиночестве, временем,
когда они выходят во внешний мир, иначе
они могут потерять ощущение перспективы
и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты,
способные уравновешивать свои
энергетические потребности, обладают
стойкостью и упорством, могут смотреть
на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться
и творчески работать.
Интроверты подобны электрической
батарее с подзарядкой. Им необходимо
периодически останавливаться, переставать
тратить энергию и отдыхать, чтобы
зарядиться снова. Именно возможность
зарядиться и обеспечивает интровертам
менее возбуждающая обстановка. В ней
они восстанавливают энергию. Такова их
естественная экологическая ниша. Нередки
случаи, когда интроверты из-за социального
неприятия переступают через себя и
надевают «маску», становясь веселым,
общительным человеком, но как только у
человека появляется возможность
отдохнуть от своей роли, и погрузится
в свои мысли, интроверт становится
таким, какой он есть – ориентированным
на свой внутренний мир. Напротив, типичный
интроверт спокоен, отдалён от всех,
кроме близких людей, планирует свои
действия заблаговременно, любит порядок
во всём и держит свои чувства под строгим
контролем. Если экстраверту для комфорта
необходимо присутствие других людей,
то интроверту комфортно трудиться и в
одиночестве. Интроверт может быть
превосходным учёным, психологом,
исследователем или писателем.
Характер – это совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающаяся и проявляющаяся
во взаимодействиях, обуславливая
типичные для индивида способы поведения.
Характер человека проявляется:
В отношении к другим людям. Родным
и близким, товарищам по учебе и работе,
знакомым и малознакомым. Устойчивая и
неустойчивая привязанность, принципиальность
или беспринципность, общительность или
замкнутость, правдивость или лживость,
тактичное или грубое отношение.
В отношении к себе. Самолюбие и
чувство собственного достоинства,
приниженность или неуверенность в своих
силах. Эгоцентризм / самоотверженность.
В отношении к делу. Добросовестность,
исполнительность, серьезность, энтузиазм,
ответственность.
В отношении к вещам. Аккуратное /
небрежное.
Способности и характерологические
черты формируются в ходе жизни. Врожденные
особенности организма являются лишь
задатками, – весьма многозначными,
которые обуславливают, но не
предопределяют психические свойства
личности.
Задатки – это врожденные
анатомо-физиологические и функциональные
особенности человека, являющиеся лишь
предпосылками для развития способностей.
На основе задатков формируются
способности.
Способности – это индивидуально
психологические особенности человека,
проявляющиеся в деятельности и являющиеся
условием успешности ее выполнения.
Классификация способностей:
Природные или естественные способности.
Биологическое развитие человека.
Формируются через условно-рефлекторные
связи.Специфические. Общественно-исторические
корни, развитие индивида в социальной
среде.
общие (сложные и элементарные, отвечающие
требованиям различного рода деятельности)специальные (успех в отдельных видах
деятельности)теоретические (абстрактно-логическое
мышление)практические (конкретно практические
действия)учебные (успешность обучения, усвоения
знаний, умений)творческие (открытия, изобретения,
создание предметов материальной и
духовной культуры)
Знания – это социально обусловленная,
полученная и обобщенная, в результате
исторического опыта информация, имеющая
теоретическое и практическое значение.
Формы знания:
донаучные знания
вне научные знания
научные знания
Также различают:
теоретические знания (содержат сведения
о сущности предметов и явлений, база
для осуществления практической
деятельности)практические знания (сведения о способах
использования предметов и явлений)
Навык – это действие, сформированное
путем повторения, характеризующееся
высокой степенью освоения и отсутствием
сознательной поэлементной регуляции
и контроля.
Навыки формируются в результате
упражнений. Например выработка навыка
слепой машинописи.
Различают:
перцептивные (связанные с ощущениями)
интеллектуальные (аналитическая
обработка ощущений на сознательном и
подсознательном уровнях)двигательные (смесь обоих компонентов)
Умения – это оптимальные наиболее
эффективные способы выполнения
определенных действий, которые основаны
на приобретенных уже знаниях и навыках.
Умения в отличие от навыка могут
сформироваться без большого количества
повторений или упражнений.
Словарь терминов:
Личность – в общем плане, это
совокупность определенных свойств
внутренней жизни данного индивида,
которая приводит к тому, что в одних и
тех же условиях материальная и духовная
деятельность одних индивидов отличается
от деятельности других.
Психические свойства – это наиболее
существенные особенности личности,
обеспечивающие определенный уровень
деятельности и поведения человека.
Направленность личности – психическое
свойство представляющее собой
ценностно-ориентационную систему,
иерархию базовых потребностей и
устойчивых мотивов поведения.
Мотив – это побуждение к совершению
действия, порожденное системой
потребностей человека, с различной
степенью осознанности.
Установка – это предрасположенность
к мотивированному поведению относительно
чего-либо.
Темперамент (лат. temperamentum —
надлежащее соотношение частей) —
устойчивое объединение индивидуальных
особенностей личности, связанных с
динамическими, а не содержательными
аспектами деятельности. Темперамент
составляет основу развития характера;
Ригидность – инертность, стабильность.
Экстраверты — это тип личности (или
поведения), который ориентирован в своих
проявлениях вовне, на окружающих.
Интроверты – тип личности,
ориентированный “внутрь” или “на”
себя.
Характер – это совокупность
устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающаяся и проявляющаяся
во взаимодействиях, обуславливая
типичные для индивида способы поведения.
Задатки – это врожденные
анатомо-физиологические и функциональные
особенности человека, являющиеся лишь
предпосылками для развития способностей.
Способности – это индивидуально
психологические особенности человека,
проявляющиеся в деятельности и являющиеся
условием успешности ее выполнения.
Знания – это социально обусловленная,
полученная и обобщенная, в результате
исторического опыта информация, имеющая
теоретическое и практическое значение.
Навык – это действие, сформированное
путем повторения, характеризующееся
высокой степенью освоения и отсутствием
сознательной поэлементной регуляции
и контроля.
Умения – это оптимальные наиболее
эффективные способы выполнения
определенных действий, которые основаны
на приобретенных уже знаниях и навыках.
Соседние файлы в папке attachments_13-04-2012_09-55-22
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
09.04.201510.17 Кб9Темы Эссе.xlsx
- #
Источник