Удостоверение качества и безопасности пищевых добавок
В связи с поступающими обращениями по вопросу оформления удостоверений качества и безопасности пищевой продукции Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее.
Обязанность оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции была ранее предусмотрена пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” (далее – Федеральный закон N 29-ФЗ), в соответствии с которой изготовитель был обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 установлено, что для целей выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, представляется письменное уведомление изготовителя (производителя) о том, что изготовленная им продукция (образцы продукции) отвечает требованиям документов, в соответствии с которыми она изготавливается. В качестве уведомления принимаются: копии сертификата качества, паспорта безопасности (качества), удостоверения о качестве, заверенные изготовителем (производителем), или письмо изготовителя (предоставляется один из перечисленных документов) (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 383).
Подпунктом “а” пункта 1, подпунктом “а” пункта 2, подпунктом “д” пункта 9 статьи 36 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона “О техническом регулировании” (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ), вступившего в силу с 21 октября 2011 года, нормы, обязывающие изготовителя оформлять удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, из Федерального закона N 29-ФЗ исключены.
В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации вышеуказанный Федеральный закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Следует учесть, что в соответствии с абзацем 10 пункта 32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Однако неисполнение данного требования не образует состав административного правонарушения, так как согласно части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное оформление удостоверения качества и безопасности пищевой продукции.
Прошу принять настоящее письмо к сведению и обеспечить осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом вышеуказанных изменений, внесенных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Руководитель
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
официальный сайт Роспотребнадзора
www.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 26.01.2012
Источник
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 24 января 2012 г. N 01-09/165
ОБ ОТМЕНЕ
ОБЯЗАННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА
И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
В соответствии с разъяснением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.01.2012 N 01/330-12-32 “Об отмене обязанности оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции” сообщаю, что обязанность оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции была ранее предусмотрена пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” (далее – Федеральный закон N 29-ФЗ), в соответствии с которой изготовитель был обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 установлено, что для целей выдачи документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, представляется письменное уведомление изготовителя (производителя) о том, что изготовленная им продукция (образцы продукции) отвечает требованиям документов, в соответствии с которыми она изготавливается. В качестве уведомления принимаются: копии сертификата качества, паспорта безопасности (качества), удостоверения о качестве, заверенные изготовителем (производителем), или письмо изготовителя (предоставляется один из перечисленных документов) (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 383).
Подпунктом “а” пункта 1, подпунктом “а” пункта 2, подпунктом “д” пункта 9 статьи 36 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона “О техническом регулировании” (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ), вступившего в силу с 21 октября 2011 года, нормы, обязывающие изготовителя оформлять удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, из Федерального закона N 29-ФЗ исключены.
В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации вышеуказанный Федеральный закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Следует учесть, что в соответствии с абзацем 10 пункта 32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Однако неисполнение данного требования не образует состав административного правонарушения, так как согласно части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено обязательное оформление удостоверения качества и безопасности пищевой продукции.
На основании вышеизложенного необходимо обеспечить осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Руководитель
Ю.Н.КАСЬКОВ
Источник
Пищевыми добавками считаются какие-либо вещества, которые тем или иным технологическим способом добавляются в продукты на любом этапе производства с целью придать продукту особые свойства.
Как правило, производитель преследует следующие цели:
- придание пищевому продукту определённого цвета, запаха, вкуса, консистенции;
- изменения длительности хранения или условий хранения;
- достижение прочих желаемых свойств продукта.
Все пищевые добавки делятся на:
- красители;
- консерванты;
- антиокислители;
- стабилизаторы, загустители, эмульгаторы;
- ароматизаторы (усилители вкуса и аромата);
- антибиотики;
- прочие и дополнительные вещества.
При производстве пищевых добавок производители руководствуются ГОСТами, такими как:
- ГОСТ Р 52499 Добавки пищевые. Термины и определения
- ГОСТ 32049 Ароматизаторы пищевые. Общие технические условия
- ГОСТ Р 54956 Добавки пищевые. Консерванты пищевых продуктов. Термины и определения
- ГОСТ 33782 Добавки пищевые. Стабилизаторы пищевые продуктов. Термины и определения
В иных случаях разрабатываются Технические условия, где производитель устанавливает требования к продукции, методики проверок этих показателей, а также нормативные документы, которыми он руководствуется.
Сертификация пищевых добавок в России
Процедура проходит в 2 этапа:
1. Согласно Постановлению №299 от 28.05.2010 года, утвержденному Решением Комиссии Таможенного Союза пищевые добавки в обязательном порядке подлежат Государственной Регистрации. Данная процедура осуществляется в Роспотребнадзоре.
Документ, получаемый по итогу – Свидетельство о Государственной Регистрации (СГР), действующее бессрочно. Срок получения СГР – от 1,5 месяца.
2. Технический Регламент (ТР) Таможенного Союза о «Безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» по прохождению процедуры Государственной Регистрации пищевые добавки в последствии подлежат обязательному декларированию по трем ТР:
- «Безопасность пищевой продукции» (021);
- «Пищевая продукция в части ее маркировки» (020);
- «Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (029).
Срок оформления декларации, как правило, составляет от 2 дней до 1,5 недель, а само декларирование сопровождается испытаниями с участием образцов продукции. Декларация выдается на срок 1, 3, 5 лет.
Для получения декларации на срок 5 лет необходимо внедрение системы качества пищевых продуктов, основываясь на принципах ХАССП (это методика анализа рисков и критических контрольных точек), в соотвтетсвии с ГОСТ Р 51705.1. Концепция ХАССП предусматривает систематическое выявление, анализ, контроль и минимизацию каждого опасного фактора, существенно влияющего на качество и безопасность товаров, являющихся пищевыми продуктами. Внедрение такой системы дает изготовителю множество преимуществ, помогает обеспечить бесперебойное производство и снизить процент производственного брака. Все крупные Ритейлеры, такие как «Лента», «Перекресток», «Пятерочка» заключают договора на поставку только при наличии такой внедренной системы.
В дополнение к обязательным документам производитель может получить добровольный Сертификат Соответствия ГОСТ Р. Документ дает производителю дополнительное преимущество. Например:
- повышение доверия потребителей и конкурентоспособности продукции;
- возможность иметь преимущество при участии в тендерах;
- возможность маркировать продукцию соответствующим знаком РСТ.
Производитель имеет право оформить добровольный сертификат сроком на 1 или 3 года.
Узнать подробнее про документ
требуется ли он для вашей продукции или услуги и как его можно заказать?
Порядок сертификации
- Подача заявки.
- Предоставление запрашиваемых данных и образцов для исследований.
- Проведение лабораторной экспертизы.
- Составление прокола.
- Выдача готовых разрешений (при положительных результатах проверки).
Перечень документов для получения сертификата на пищевые добавки
- заявка;
- учредительные документы;
- описание и образцы этикетки и продукции;
- нормативно-техническая база;
- контракт на поставку (при импорте).
Что влечет за собой недостоверное подтверждение соответствия?
В соответствии с КоАП 14.43., 14.44., 14.45. недостоверное декларирование, а также изготовление и реализация продукции без обязательной разрешительной документации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей
Основная цель любой разрешительной документации – подтверждение качества и безопасности продукции и допуск на рынок только продукции, соответствующей требованиям, с целью улучшения качества жизни потребителей.
Обращайтесь в наш центр, и мы предложим вам выгодные условия по оформлению разрешительной документации!
Вопрос пользователя
Добрый день!
Производим витаминные комплексные пищевые добавки для повышения работоспособности как умственной, так и физической, не являются медицинскими препаратами.
Ранее продавали продукцию в нашем интернет-магазине в частном порядке, но недавно решили расширить свою потребительскую аудиторию и попробовать поставить нашу продукцию в дом пристарелых.
У нас запросили разрешительные документы, сертификаты.
Расскажите, пожалуйста, какие именно документы должны быть оформлены на нашу продукцию и можно ли их оформить быстро для того, чтобы у нас приняли продукцию?
Спасибо, очень жду ответа.
07.05.2020
Валентина
Ответ специалиста
Добрый день, Валентина!
Меня зовут Валерия – я являюсь специалистом по сертификации. Рада знакомству!
Наш центр сертификации занимается полным перечнем услуг по получению разрешительных документов на продукцию.
Первым делом нужно разработать нормативно-технический документ, по которому производится продукция – Технические условия. У нас есть свой технический отдел, который имеет огромный опыт разработки документов на любую продукцию.
Основным разрешительным документом на биологически активные добавки является Свидетельство государственной Регистрации (СГР).Этот документ оформляется на основании проведенных лабораторных исследований и регистрируется в государственном реестре.
Более подробную информацию по стоимости сертификации БАДов и срокам я Вам направила на электронную почту.
Буду ждать Вашего ответа!
Если у Вас будут вопросы – можете связаться со мной любым удобным для Вас способом!
07.05.2020
Источник
Удостоверение качества и безопасности материалов, изделий и пищевых продуктов это документ, где изготовитель подтверждает соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов.
В феврале 2010 отменена сертификация продуктов. С 21.10.2011 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона № 248-ФЗ от 19.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией Положений Федерального закона «О техническом регулировании». В соответствии со статьей 36 в Федеральный закон от 02.01.2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» вносятся изменения в ст.1, п.2 ст.3, п.6 ст. 17, касающиеся исключения обязанности производителя в оформлении удостоверения о качестве и безопасности пищевых продуктов на каждую партию.
Удостоверение о качестве и безопасности предоставляется на продукцию, требуется только на ту продукцию, которая была произведена до 21.10.2011 г. Продукция, которая была произведена после указанной даты, удостоверения о качестве безопасности теперь не требуется.
В торговые сети без сертификации и удостоверений качества будут попадать следующие виды продуктов: сахар, хлеб, хлебобулочные изделия, консервы овощные и рыбные, джемы, овощи замороженные, вина, коньяки, пиво, вода, чай, соль, мука, сухие завтраки, мясо, колбасы, мясные полуфабрикаты, фрукты, морепродукты, молочные продукты.
Продавцы теперь могут не предъявлять удостоверения качества на продукты питания по требованию покупателя – это не будет являться правонарушением.
Не смотря на это любой товар должен быть качественным и безопасным и иметь полный пакет соответствующих документов, удостоверяющих его качество и безопасность (например: сертификат соответствия, декларация о соответствии, ветеринарное свидетельство на продукцию животного происхождения и т.д.), а также на этикетку должна наносится маркировка – полная информация о продукте (его составе, дата изготовления и срок хранения, штрих код, условия хранения и т.д.) в соответствии с требования законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Маркировка в связи с отменой качественных удостоверений, обязательной сертификации, является главным источником информации, как для потребителя, так и для продавца. Потребительская упаковка, маркируется знаком соответствия с указанием номера органа по сертификации, а упаковка продукции, для которой требуется лишь декларация, маркируется только знаком соответствия.
Согласно постановлению правительства РФ № 982, вся продукция разделяется на две группы: продукция, подлежащая обязательной сертификации и продукция, подлежащая обязательному декларированию.И если продукция попадает, в тот или в другой список, тогда нужно проходить сертификацию.
Отмена сертификации продукци это переход к декларированию как к более высокой, ответственной форме подтверждения соответствия, где производитель сам несет все риски и ответственность .
Декларирование продукции повышает ответственность производителя за безопасность и качество выпускаемой им продукции. Теперь сами производители, должны осознавать, что переход к подтверждению соответствия в форме принятия декларации означает, что производитель отныне берет на себя проведение процедуры подтверждения соответствия и ответственность за ее достоверность.
Источник
В соответствии с пунктом 12 “Правил продажи отдельных видов товаров”[i], в аптечном учреждении должен находиться один из нижеперечисленных документов, подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Конкретно для БАД пунктом 7.4.6. Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03[ii] установлено, что при их реализации обязательным является наличие удостоверения о качестве и безопасности БАД, а также доказательство регистрации БАД.
Поскольку требования обязательной сертификации или декларирования соответствия для БАД действующим законодательством не установлены, их реализацию необходимо сопровождать документами, установленными пунктом 7.4.6 СанПиН 2.3.2.1290-03[14]. При этом следует учитывать, что, фактически, для БАД удостоверение качества и безопасности подтверждает соответствие БАД установленным требованиям, т.е., по своей сути, заменяет сертификат соответствия.
Таким образом, при реализации БАД они должны сопровождаться оригиналом или надлежаще заверенной копией удостоверения о качестве и безопасности или сведениями о нем в товарно-сопроводительных документах, а также надлежащим образом заверенной копией свидетельства о государственной регистрации БАД.
Свидетельство о государственной регистрации удостоверяет соответствие продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам и дает право на ее изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот.
Бланки регистрационного свидетельства являются документами строгой отчетности и изготавливаются по технологии, обеспечивающей их защиту от подделки. Форма свидетельства утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 657[iii].
Государственная регистрация осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными органами. Порядок регистрации установлен «Положением о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота»[iv].
Образцы свидетельств о государственной регистрации приведены в приложении 2.
В период с 01 сентября 2003 г. до 01 января 2006 г. требовалась санитарно-эпидемиологическая экспертиза БАД с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, которые имели силу разрешительного документа. До 01 сентября 2003 г. требовалась государственная регистрация БАД в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.09.97 N 21 “О государственной регистрации биологически активных добавок к пище”, с выдачей регистрационных удостоверений. Указанные санитарно-эпидемиологические заключения и регистрационные удостоверения, у которых еще не истек срок их действия, действительны и в настоящее время, до окончания срока их действия.
Таким образом, для БАД, имеющих регистрационное удостоверение, выданное до 01 сентября 2003 г., или санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в период с 01 сентября 2003 г. по 21 июня 2004 г., допускается предоставление этих документов (оригиналов или надлежаще заверенных копий) вместо свидетельства о государственной регистрации, при условии, что срок действия этих документов не истек. Кроме того, согласно п.7.4.9 СанПиН 2.3.2.1290-03[14], в случае окончания срока действия регистрационного удостоверения допускается реализация БАД с неистекшим сроком годности при наличии документов, подтверждающих дату выпуска в период действия Регистрационного удостоверения.
Образцы регистрационных удостоверений приведены в приложении 3, санитарно-эпидемиологических заключений – в приложении 4.
Для двух групп БАД (БАД на растительной основе и БАД, содержащие пищевые волокна) регламентируется содержание радионуклидов (изотопов цезия и стронция). Результат исследования на радионуклиды оформляется в виде протокола исследования на радионуклиды на каждую серию БАД.
На каждую серию БАД производителем должно быть оформлено удостоверение о качестве и безопасности согласно ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” от 02.01.2000 N 29-ФЗ[2] и СанПиН 2.3.2.1290-03[14]. Конкретная форма удостоверения о качестве и безопасности БАД законодательством не установлена. В соответствии с пунктом 3.6.4 Методических указаний “Порядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты” МУК 2.3.2.971-00[v] в удостоверении качества и безопасности указывается:
наименование и адрес предприятия-изготовителя;
наименование и вид продукта;
дата изготовления;
масса (объем) партии;
номер партии и дата отгрузки;
информация о том, что по результатам испытаний продукт соответствует требованиям нормативных и технических документов;
срок годности (при необходимости);
условия хранения;
обозначение стандарта (технических условий), в соответствии с которыми изготовлен продукт.
Примеры удостоверений о качестве и безопасности приведены в приложении 5.
iПравила продажи отдельных видов товаров. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 02.10.1999 N 1104, от 06.02.2002 N 81 (ред. 23.05.2006), от 12.07.2003 N 421, от 01.02.2005 N 49, от 08.02.2006 N 80, от 15.12.2006 N 770, от 27.03.2007 N 185, от 27.01.2009 N 50)
iiГигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1290-03. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 50.
iiiПриказ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 657 “Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации”
ivПоложение о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 988 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2007 N 50, от 26.02.2007 N 130, от 10.03.2007 N 149).
vПорядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты. Методические указания МУК 2.3.2.971-00. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 24.04.2000 г.
Источник