У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор thumbnail

Периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева очень удобна и универсальна в своём использовании. По ней можно определить некоторые характеристики элементов, и что самое удивительное, предсказать некоторые свойства ещё неоткрытых, не обнаруженных учёными, химических элементов (например, мы знаем некоторые свойства предполагаемого унбигексия, хотя его ещё не открыли и не синтезировали).

Что такое металлические и неметаллические свойства

Эти свойства зависят от способности элемента отдавать или притягивать к себе электроны. Важно запомнить одно правило, металлы – отдают электроны, а неметаллы – принимают. Соответственно металлические свойства – это способность определённого химического элемента отдавать свои электроны (с внешнего электронного облака) другому химическому элементу. Для неметаллов всё в точности наоборот. Чем легче неметалл принимает электроны, тем выше его неметаллические свойства.

Металлы никогда не примут электроны другого химического элемента. Такое характерно для следующих элементов;

  • натрия;
  • калия;
  • лития;
  • франция и так далее.

С неметаллами дела обстоят похожим образом. Фтор больше всех остальных неметаллов проявляет свои свойства, он может только притянуть к себе частицы другого элемента, но ни при каких условиях не отдаст свои. Он обладает наибольшими неметаллическими свойствами. Кислород (по своим характеристикам) идёт сразу же после фтора. Кислород может образовывать соединение с фтором, отдавая свои электроны, но у других элементов он забирает отрицательные частицы.

Список неметаллов с наиболее выраженными характеристиками:

  1. фтор;
  2. кислород;
  3. азот;
  4. хлор;
  5. бром.

Неметаллические и металлические свойства объясняются тем, что все химические вещества стремятся завершить свой энергетический уровень. Для этого на последнем электронном уровне должно быть 8 электронов. У атома фтора на последней электронной оболочке 7 электронов, стремясь завершить ее, он притягивает ещё один электрон. У атома натрия на внешней оболочке один электрон, чтобы получить 8, ему проще отдать 1, и на последнем уровне окажется 8 отрицательно заряженных частиц.

Благородные газы не взаимодействуют с другими веществами именно из-за того, что у них завершён энергетический уровень, им не нужно ни притягивать, ни отдавать электроны.

Почему металлические свойства

Как изменяются металлические свойства в периодической системе

Периодическая таблица Менделеева состоит из групп и периодов. Периоды располагаются по горизонтали таким образом, что первый период включает в себя: литий, бериллий, бор, углерод, азот, кислород и так далее. Химические элементы располагаются строго по увеличению порядкового номера.

Группы располагаются по вертикали таким образом, что первая группа включает в себя: литий, натрий, калий, медь, рубидий, серебро и так далее. Номер группы указывает на количество отрицательных частиц на внешнем уровне определённого химического элемента. В то время, как номер периода указывает на количество электронных облаков.

Металлические свойства усиливаются в ряду справа налево или, по-другому, ослабевают в периоде. То есть магний обладает большими металлическими свойствами, чем алюминий, но меньшими, нежели натрий. Это происходит потому, что в периоде количество электронов на внешней оболочке увеличивается, следовательно, химическому элементу сложнее отдавать свои электроны.

В группе все наоборот, металлические свойства усиливаются в ряду сверху вниз. Например, калий проявляется сильнее, чем медь, но слабее, нежели натрий. Объяснение этому очень простое, в группе увеличивается количество электронных оболочек, а чем дальше электрон находится от ядра, тем проще элементу его отдать. Сила притяжения между ядром атома и электроном в первой оболочке больше, чем между ядром и электроном в 4 оболочке.

Сравним два элемента – кальций и барий. Барий в периодической системе стоит ниже, чем кальций. А это значит, что электроны с внешней оболочки кальция расположены ближе к ядру, следовательно, они лучше притягиваются, чем у бария.

Сложнее сравнивать элементы, которые находятся в разных группах и периодах. Возьмём, к примеру, кальций и рубидий. Рубидий будет лучше отдавать отрицательные частицы, чем кальций. Так как он стоит ниже и левее. Но пользуясь только таблицей Менделеева нельзя однозначно ответить на этот вопрос сравнивая магний и скандий (так как один элемент ниже и правее, а другой выше и левее). Для сравнения этих элементов понадобятся специальные таблицы (например, электрохимический ряд напряжений металлов).

Почему металлические свойства

Как изменяются неметаллические свойства в периодической системе

Неметаллические свойства в периодической системе Менделеева изменяются с точностью до наоборот, нежели металлические. По сути, эти два признака являются антагонистами.

Неметаллические свойства усиливаются в периоде (в ряду справа налево). Например, сера способна меньше притягивать к себе электроны, чем хлор, но больше, нежели фосфор. Объяснение этому явлению такое же. Количество отрицательно заряженных частиц на внешнем слое увеличивается, и поэтому элементу легче закончить свой энергетический уровень.

Неметаллические свойства уменьшаются в ряду сверху вниз (в группе). Например, фосфор способен отдавать отрицательно заряженные частицы больше, чем азот, но при этом способен лучше притягивать, нежели мышьяк. Частицы фосфора притягиваются к ядру лучше, чем частицы мышьяка, что даёт ему преимущество окислителя в реакциях на понижение и повышение степени окисления (окислительно-восстановительные реакции).

Сравним, к примеру, серу и мышьяк. Сера находится выше и правее, а это значит, что ей легче завершить свой энергетический уровень. Как и металлы, неметаллы сложно сравнивать, если они находятся в разных группах и периодах. Например, хлор и кислород. Один из этих элементов выше и левее, а другой ниже и правее. Для ответа придётся обратиться к таблице электроотрицательности неметаллов, из которой мы видим, что кислород легче притягивает к себе отрицательные частицы, нежели хлор.

Металлические свойства

Периодическая таблица Менделеева помогает узнать не только количество протонов в атоме, атомную массу и порядковый номер, но и помогает определить свойства элементов.

Видео

Видео поможет вам разобраться в закономерности свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам.

Читайте также:  Каким свойством обладает электростатическое поле

Источник

Н Е М Е Т А Л Л Ы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Н Е М Е Т А Л Л Ы

Описание слайда:

Н Е М Е Т А Л Л Ы

2 слайд

Удивить готов он нас - Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что

Описание слайда:

Удивить готов он нас – Он и уголь, и алмаз, Он в карандашах сидит, Потому что он — графит. Грамотный народ поймет То, что это … В чем горят дрова и газ, Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без … В воздухе он главный газ, Окружает всюду нас. Угасает жизнь растений Без него, без удобрений. В наших клеточках живет Важный элемент … КИСЛОРОДА АЗОТ УГЛЕРОД

3 слайд

НЕМЕТАЛЛЫ - это химические элементы, для атомов которых характерна способност

Описание слайда:

НЕМЕТАЛЛЫ – это химические элементы, для атомов которых характерна способность принимать электроны до завершения внешнего уровня. В главной подгруппе: число электронов на внешнем слое не изменяется радиус атома увеличивается электроотрицательность уменьшается окислительные свойства уменьшаются -НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ свойства УМЕНЬШАЮТСЯ В периоде: радиусы атомов уменьш. – число электронов на внешнем слое уменьш. – электроотрицательность увеличивается окислительные свойства увеличиваются – НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ свойства УВЕЛИЧИВАЮТСЯ

4 слайд

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Немета́ллы 

Описание слайда:

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Немета́ллы — химические элементы с типично неметаллическими свойствами, которые занимают правый верхний угол Периодической системы. Расположение их в главных подгруппах соответствующих периодов: . Группа III IV V VI VII VIII 2-й период B C N O F Ne 3-й период Si P S Cl Ar 4-й период As Se Br Kr 5-й период Te I Xe 6-й период At Rn

5 слайд

Кроме того, к неметаллам относят также водород и гелий. Характерной особеннос

Описание слайда:

Кроме того, к неметаллам относят также водород и гелий. Характерной особенностью неметаллов является большее (по сравнению с металлами) число электронов на внешнем энергетическом уровне их атомов: O 1ѕ²2ѕ²2p⁴ Cl 1ѕ²2s²2p⁶3s²3p⁵ Это определяет их большую способность к присоединению дополнительных электронов, и проявлению более высокой окислительной активности, чем у металлов.

6 слайд

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

7 слайд

ЗАДАНИЕ: Напишите электронные формулы - серы, фтора, мышьяка, брома S 1s²2s²2

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ: Напишите электронные формулы – серы, фтора, мышьяка, брома S 1s²2s²2p⁶3s²3p⁴ F 1s²2s²2p⁵ As 1s²2s²2p⁶3s²3p⁶4s²4p³ Br 1s²2s²2p⁶3s²3p⁶4s²4p⁵ У какого из элементов ярче выражены неметаллические свойства и почему: а) As – N б) Cl – S а) N – меньше радиус атома (больше значение электроотрицательности) б) Cl – меньше радиус атома, больше валентных электронов ( больше значение ЭО)

8 слайд

НАХОЖДЕНИЕ НЕМЕТАЛЛОВ В ПРИРОДЕ В свободном виде могут быть газообразные неме

Описание слайда:

НАХОЖДЕНИЕ НЕМЕТАЛЛОВ В ПРИРОДЕ В свободном виде могут быть газообразные неметаллические простые вещества — фтор, хлор, кислород, азот, водород, инертные газы, твёрдые — иод, астат, сера, селен, теллур, фосфор, мышьяк, углерод, кремний, бор, при комнатной температуре в жидком состоянии существует бром. Распространёнными являются кислород, кремний, водород; редкими — мышьяк, селен, иод.

9 слайд

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

10 слайд

Чаще неметаллы находятся в химически связанном виде: вода, минералы, горные п

Описание слайда:

Чаще неметаллы находятся в химически связанном виде: вода, минералы, горные породы, различные силикаты, фосфаты, сульфиды. силикат натрия сульфид свинца

11 слайд

фосфат кальция

Описание слайда:

фосфат кальция

12 слайд

а т м о с ф е р а к л е т к а

Описание слайда:

а т м о с ф е р а к л е т к а

13 слайд

земная кора

Описание слайда:

земная кора

14 слайд

ЗАДАНИЕ: Какого газа ( по объему) больше всего в атмосфере Земли ? А З О Т А

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ: Какого газа ( по объему) больше всего в атмосфере Земли ? А З О Т А Какого элемента-неметалла ( по массе) больше всего в литосфере? К И С Л О Р О Д А Атомов какого элемента-неметалла (по массе) больше всего в живых организмах ? К И С Л О Р О Д А

15 слайд

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – атомы в молекуле связаны ко

Описание слайда:

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА – атомы в молекуле связаны ковалентной неполярной связью. СТРОЕНИЕ: Молекулярное – а) газы – O₂ , Cl₂ , N₂ , H₂ , F₂ , O₃ (летучие) б) твердые – I₂ , P₄ , S₈ в) жидкие – Br₂ Атомное – твердые – C , B , Si , Se , Te ( длинные цепи атомов) – высокие: твердость, температура плавления и кипения ОБЩИЕ ЧЕРТЫ: почти все – диэлектрики, кристаллы непластичны, легко разрушаются

16 слайд

С Е Р А КРАСНЫЙ ФОСФОР БЕЛЫЙ ФОСФОР

Описание слайда:

С Е Р А КРАСНЫЙ ФОСФОР БЕЛЫЙ ФОСФОР

17 слайд

КРЕМНИЙ СЕЛЕН

Описание слайда:

КРЕМНИЙ СЕЛЕН

18 слайд

У некоторых неметаллов наблюдается проявление аллотропии: - для газообразного

Описание слайда:

У некоторых неметаллов наблюдается проявление аллотропии: – для газообразного кислорода характерны две аллотропных модификации — кислород (O2) и озон (O3), – для твёрдого углерода множество форм — алмаз, астралены, графен, графан, графит, карбин, фуллерены, стеклоуглерод ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ АЛМАЗ ГРАФИТ

19 слайд

Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел. ВОДОРОД 2.В доме выше в

Описание слайда:

Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел. ВОДОРОД 2.В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем. ВОДОРОД И ГЕЛИЙ 3.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. АЗОТ 4.Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. ЙОД 5.Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули. ГРАФИТ В КАРАНДАШЕ 6.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. АЛМАЗ, ГРАФИТ

20 слайд

10.Какой неметалл является лесом? БОР 11.Какие химические элементы утверждают

Описание слайда:

10.Какой неметалл является лесом? БОР 11.Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? ВОДОРОД, КИСЛОРОД, УГЛЕРОД 7.Прокаленный уголек дышать пожарнику помог. АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ 8.Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться. БЕЛЫЙ И КРАСНЫЙ ФОСФОР 9.Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград. СЕРА

21 слайд

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ Окислительные свойства простых веществ: Реагир

Описание слайда:

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ Окислительные свойства простых веществ: Реагируют с металлами 2K + S⁰ = K₂S⁻² 3Ca + N₂⁰ = Ca₃N₂⁻³ 2Fe + 3 Cl₂⁰ = 2 FeCl⁻₃ Реагируют с водородом H₂ + S⁰ = H₂S⁻² 3N₂⁰ + H₂ = 2N⁻³H₃ Реагируют с неметаллами с более низким значением электроотрицательности 2P⁰ + 5S⁰ = P₂⁺⁵S₅⁻² S⁰ + 3 F₂⁰ = S⁺⁶F₆⁻ Реагируют с некоторыми сложными веществами C⁻⁴H⁺₄ + 2 O⁰₂ = C⁺⁴O₂⁻² + 2 H₂⁺O⁻² 2 KI⁻ + Cl₂⁰ = 2 KCl⁻ + I₂⁰

Читайте также:  Какие свойства луча используются

22 слайд

ЗАДАНИЕ: Напишите уравнения реакций и укажите окислитель: Na + Br₂ → ? Mg + P

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ: Напишите уравнения реакций и укажите окислитель: Na + Br₂ → ? Mg + P → ? Na + Si → ? Ответ: 2Na + Br₂⁰ = 2 NaBr⁻ 3Mg + 2P⁰ = Mg₃P₂⁻³ 4Na + Si⁰ = Na₄Si⁻⁴ H₂ + Cl ₂ → ? P + Cl₂ → ? CH₄ + Cl₂ → ? Ответ: H₂ + Cl₂⁰ = 2HCl⁻ 2P + 5Cl₂⁰ = 2PCl₅⁻ CH₄ + Cl₂⁰ = CH₃Cl⁻ + HCl⁻

23 слайд

Восстановительные свойства неметаллов ( простых веществ): Со фтором все восст

Описание слайда:

Восстановительные свойства неметаллов ( простых веществ): Со фтором все восстановители 2) С кислородом S⁰ + O₂ = S⁺⁴O₂ Si⁰ + O₂ = Si⁺⁴O₂ 4P⁰ + 5O₂ = 2P₂⁺⁵O₅ 3) Со сложными веществами-окислителями Например – H₂, C 3C⁰ + 2Fe₂O₃ = 3C⁺⁴O₂ + 4Fe H₂⁰ + CuO = H₂⁺O + Cu

24 слайд

ЗАДАНИЕ Составьте уравнения реакций и определите восстановитель: Si + F₂→ S +

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ Составьте уравнения реакций и определите восстановитель: Si + F₂→ S + H₂SO₄ → SO₂ + … H₂ + WO₃ → Br₂ + H₂S → S + … Li + N₂ → C + HNO₃ → NO₂ + … + … ОТВЕТ: Si + 2F₂ = SiF₄ 3H₂ + WO₃ = 3H₂O + W 6Li + N₂ = 2Li₃N S + 2H₂SO₄ = 3SO₂ + 2H₂O Br₂ + H₂S = S + 2HBr C + 4HNO₃ = CO₂ + 2H₂O+ 4NO₂

25 слайд

ПОЛУЧЕНИЕ НЕМЕТАЛЛОВ в промышленности

Описание слайда:

ПОЛУЧЕНИЕ НЕМЕТАЛЛОВ в промышленности

26 слайд

Молекулярный азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого во

Описание слайда:

Молекулярный азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха. Этим методом можно получить и «атмосферный азот: В промышленности кремний технической чистоты получают, восстанавливая расплав SiO2 коксом при температуре около 1800 °C в руднотермических печах шахтного типа. Чистота полученного таким образом кремния может достигать 99,9 %

27 слайд

Фосфор получают из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с кокс

Описание слайда:

Фосфор получают из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С: Образующиеся пары белого фосфора конденсируются 2Ca₃(PO₄)₂↓+10C+6SiO₂↓=P₄+10CO↑+6CaSiO₃↓ в приёмнике под водой.

28 слайд

Хлор в промышленных масштабах получают вместе с гидроксидом натрия и водородо

Описание слайда:

Хлор в промышленных масштабах получают вместе с гидроксидом натрия и водородом путём электролиза раствора поваренной соли: 2NaCl + 2H2О ±2е- → H2↑ + Cl2↑ + 2NaOH

29 слайд

Р Е Б У С Ы Й О Д К Р Е М Н И Й

Описание слайда:

Р Е Б У С Ы Й О Д К Р Е М Н И Й

30 слайд

А З О Т У Г Л Е Р О Д

Описание слайда:

А З О Т У Г Л Е Р О Д

31 слайд

1. Неметаллы, расположенные в порядке усиления их неметалличности, - это 1) а

Описание слайда:

1. Неметаллы, расположенные в порядке усиления их неметалличности, – это 1) азот, углерод, бор 3) фтор, кислород, хлор 2) сера, хлор, фтор 4) бор, кремний, водород 2. Неметаллические свойства элементов в ряду углерод- азот- кислород-фтор: 1) не изменяются 2) усиливаются 3) ослабевают 4) изменяются периодически Т Е С Т ОТВЕТ: 1 – 2 2 – 2 3 – 4 4 – 3 3.Завершенный внешний энергетический имеет частица: 1) P⁺³ 2) S⁺⁴ 3) Cl⁺⁵ 4) C⁻⁴ 4. Частице Si⁻⁴ соответствует электронная конфигурация: 1) 1s²2s²2p⁶3s² 2) 1s²2s²2p⁶3s²3p⁴ 3) 1s²2s²2p⁶3s²3p⁶4s²

32 слайд

5. Верны ли следующие суждения о неметаллах и их соединениях: А. Низшая степе

Описание слайда:

5. Верны ли следующие суждения о неметаллах и их соединениях: А. Низшая степень окисления азота и фосфора равна -5. Б. Высший оксид кремния проявляет кислотные свойства. 1 ) верно только А 3) верно только Б 2) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6. Ковалентная полярная связь образуется в соединении: 1) NaCl 2) NH₃ 3) P₄ 4) BaCl₂ 7. Атомную кристаллическую решетку имеет: 1) I₂ 2) CO₂ 3) KCl 4) Si 8. Молекулярное строение имеет: 1) Кремний 2) Сера 3) Бор 4) Цинк Ответ: 5 – 3 6 – 2 7 – 4 8 – 2

33 слайд

9. Схеме превращения P⁻³→ P⁺⁵ соответствует уравнение: 1) 4P + 5O₂ = 2P₂O₅ 2)

Описание слайда:

9. Схеме превращения P⁻³→ P⁺⁵ соответствует уравнение: 1) 4P + 5O₂ = 2P₂O₅ 2) P₂O₅ + 3H₂O = 2H₃PO₄ 3)2PH₃ + 4O₂ = P₂O₅ + 3H₂O 4) P₂O₅ + 6NaOH = 2Na₃PO₄ + 3H₂O ОТВЕТ: 9 – 3 10. Простое вещество сера взаимодействует с каждым из веществ ряда: 1) HCl, Na, O₂ 2) Mg, O₂, H₂ 3) K, Zn, Na₂SO₄ 4) Al, H₂O, O₂ ОТВЕТ: 10 – 2 11. Расставьте коэффициенты в схеме реакции: P + H₂SO₄ → H₃PO₄+ SO₂ + H₂O ОТВЕТ: 2P⁰ + 5H₂S⁺⁶O₄ → 2H₃P⁺⁵O₄+ 5S⁺⁴O₂ + 2H₂O

Выберите книгу со скидкой:

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

Курс повышения квалификации

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

Курс повышения квалификации

У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства фтор

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник:
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Тема:
§ 21. Неметаллы

Номер материала:

ДБ-1462773

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Было несколько причин, которые одновременно совпали. Давайте я сначала расскажу немного о причинах:

I. Первая группа причин: социальная база монархии и репутационный крах.

1. Непопулярность Николая II в верхах аристократического общества. По сути из-за поведения Александры Фёдоровны, которая испортила отношения со всеми родственниками царя, с ним и его женой отказывались общаться. Кроме того личные качества Николая II включали с одной стороны подверженность сторонним влияниям (царь мог изменить мнение на любой вопрос по сути в последний момент) и одновременно обладал твердой верой в неограниченную самодержавную власть. Именно это сочетание качеств (а мне мнимое “слабоволие”) и определяло то, что царь, был, увы “никаким” лидером. Да и сам он сознавал, что не готов царствовать, но годы и привычка укрепили в нём упрямство и отсутствие желание советоваться с кем-то кроме жены. Аристократы “высшего света” знали про эти особенности царя и презирали его за это (включая по сути даже его собственную мать, которая Александру Фёдоровну ненавидела). Кстати, Александра Фёдоровна как раз была ярким харизматиком и вполне могла быть способна управлять государством, но увы, она была женщиной. Невозможность управлять, плохое знание России (она была немкой), слепое доверие к Николаю II (она обожала своего мужа) и одновременно советы (которые были абсолютно безответственны, так как давая их, царица не видела ни результатов, ни несла никакой ответственности) делали из Александры Фёдоровны (умной и чуткой женщины) по сути “злого гения трона” ещё до всякого Распутина. Я бы даже сказал, что это не Распутин манипулировал царицей, а она Распутиным (который её, кстати, уважал). В общем, фатальная неспособность по сути прекрасных по личным качествам людей (не зря они были канонизированы как страстотерпцы Церковью) и их отчуждение от семьи – вот это первая причина.

Читайте также:  Какие свойства проявляют спирты при взаимодействии с металлическим натрием

2. Рост бюрократического засилья. Бюрократия высшего и среднего звена тяготилась тем, что над нею стоит некий “контролер” в виде царя. Сама проблема бюрократического “отчуждения власти” при монархии была описана самими монархическими теоретиками (см. Л.А. Тихомиров “Монархическая государственность”, 1905 г.). После восстания декабристов Николай I пошёл по сути по пути “эмансипации” трона от родовитого дворянства и опоры на бюрократических выдвиженцев. Эта необходимая мера со временем (при отсутствии противовеса бюрократии в виде выборного органа) привела к усложнению государственного аппарата, росту взяточничества и фаворитизма (и интриганства), а главное породила недовольство в низовых и средних звеньях бюрократии, которые годами лишались продвижения по службе в рамках стратегии (пусть сначала подольше послужит, а потом и дворянство получит). По сути уже к 1905 году вся низовая часть бюрократии пришла к мысли о необходимости глубоких реформ и отказа от самодержавия. Дальше она просто стала отчасти революционизироваться, отчасти терять интерес к самостоятельным решениям, страдать пассивностью и инертностью. Никакой поддержки Николаю II по сути они оказать не могли и/или не хотели.

3. Западничество “просвещенного дворянства” и “капиталистов”. Большая часть дворянства в условиях подъема революционного движения и по мере восприятия (с воодушевлением) новых западных веяний постепенно стала на две возможные позиции (в целом лояльные трону): 1) Консервативные западники, которые по сути выступали за сильную власть, должную оградить их земельно-имущественные привилегии. Этой группе Николай II, которого они считали “слабым” перестал нравится еще с первой русской революции 1905 года. Лишь меньшинство таковых (вроде Столыпина) пытались что-то реформировать в рамках старой системы (собственно есть версия, что эта-то группа и устранила Столыпина, чтобы в дальнейшем ослабить власть Николая II). 2) Либеральные дворяне (кадеты-конституционалисты, земцы и проч). Либеральная часть дворянства целиком и полностью выступала за прогрессивные реформы, отречение царя от власти, а кадеты даже поддерживали (из тактических соображений) революционный террор левых партий. Таким образом, и от дворянства трон (в лице Николая II) поддержки получить не мог. Ту же позицию в принципе занимали и крупные промышленники.

4. Положение массы рабочих и крестьян. Интеллигенция. Рост революционных настроений. Вопреки современным историческим мифам распространяемым СМИ, большинство крестьян или дворян уже не были к 1917 году промонархически настроенными. Уже с кон. ХIX в. – нач. ХХ века постепенно растет недовольство крестьянства, которое после контрреформ Александра III (земские начальники, ужесточение земельной политики, необходимость выплаты выкупных платежей). С 1902 года начинается революционное брожение (усиленное пропагандой народнического движения), выразившееся в погромах и разорении помещичьих усадеб, которое в 1905 году по сути перерастает в полноценные крестьянские восстания по всей стране (в школе обычно учили про “Кровавое воскресенье”, Красную Пресню, но не говорили, что основные события революции 1905 года происходили в деревне. Индустриализация (которая тогда же началась) по сути вынуждала царское правительство усиливать нажим на крестьянство. Отмена выкупных платежей сопровождалась Столыпинской реформой (которая, разрушив общину, ничего вместо неё не предложила, а бичом крестьян оставался голод и малоземелье). В общем, еще в 1905 году среди крестьян ходила такая показательная частушка (страшная для власти): “Бога нет, Царя не надо, Губернатора убьём, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдём”. В 1914 году для крестьян настала новая беда – война, которую крестьяне поначалу восприняли патриотически. Но через несколько лет, характер войны (страшная позиционная мясорубка с острой нехваткой боеприпасов) и старые обиды на монархический строй привели к усилению дезертирства из армии. Крестьяне устали от войны и не понимали за что они воюют. Что касается рабочих, то рабочие находились еще в более жутком положении, чем крестьяне. Записки и статьи именно монархических авторов, а также отчеты жандармов рисуют рабочих нач. ХХ века как нищую, оборванную и озлобленную толпу, живущую в адских условиях (в скученности и вони в земляных бараках) и получающую “жалованье” в основном 2-3 раза в год “к праздникам”. Из жалованья у рабочих удерживалась стоимость проживания в бараке, ежедневная пища и штрафы. Штрафовали за все – за 5минутный перерыв для того, чтобы сходить в туалет или покурить, за то, что посмел перемолвится словом с соседом, за косой взгляд, брошенный на мастера. Неудивительно, что именно рабочие становятся ядром революционных выступлениях 1905 г. После “отыгрыша назад”, в 1907 году положение рабочих ухудшается еще сильнее. Что касается интеллигенции, то тут и говорить нечего. Вся интеллигенция в большинстве своем вела свою идейную родословную от просветителей ХVIII в. и декабристов ХIX в..

Таким образом, к 1917 году царь потерял опору во всех значимых социальных слоях – высшей аристократии, среднем и низшем звене бюрократии, дворянстве, купечестве (“промышленниках”), интеллигенции и широких массах рабочих и крестьян. У царя оставалась поддержка со сторон