Требования предъявляемые к пищевым добавкам

Требования предъявляемые к пищевым добавкам thumbnail

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15

Арбитражные споры:

– Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

Споры в суде общей юрисдикции:

– Организация (должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований технических регламентов к продукции или к процессам ее реализации либо за выпуск продукции, не соответствующей таким требованиям

1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.

2. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, см. Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 987.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

7. К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

(п. 7 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник

Общие положения и область применения

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №14 ст. 1650); «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000, №29-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №2 ст. 150); «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, №33, ст. 1318), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. №554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №31 ст. 3295).

Санитарные правила устанавливают гигиенические нормативы безопасности для человека и распространяются на пищевые продукты, пищевые добавки и вспомогательные средства на этапах разработки и постановки на производство новых видов указанной продукции; при ее производстве, ввозе в страну и обороте, а также при разработке нормативной документации, санитарно-эпидемиологической экспертизе и государственной регистрации, в установленном порядке.

Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, ввоза в страну и оборота пищевых продуктов, пищевых добавок и вспомогательных средств, а также для органов и учреждений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Проекты нормативной и технической документации на пищевые добавки и вспомогательные средства, а также на пищевые продукты, содержащие их, подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке. Содержание пищевых добавок и неудаляемых остатков вспомогательных средств в пищевых продуктах должны соответствовать требованиям нормативных и технических документов.

Производство пищевых добавок и вспомогательных средств должно осуществляться в соответствии с нормативной и технической документацией, отвечать требованиям безопасности и качества и подтверждаться производителем удостоверением качества и безопасности продукции.

Производитель продукции должен указывать использование генетически модифицированных источников (ферментные препараты, продукция из растительных масел и белков, крахмал и другие).

Производство пищевых добавок и вспомогательных средств допускается только после проведения их государственной регистрации в соответствии с действующими нормативными актами.

Читайте также:  Введение о пищевых добавках

Производство, хранение пищевых добавок допускается в организациях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства и хранения санитарным правилам и нормам.

Изменение технологии производства и расширение сферы применения ранее разрешенной пищевой добавки и вспомогательного средства осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Для проведения экспертной оценки новой пищевой добавки и вспомогательного средства и их регистрации в установленном порядке, предоставляются документы, свидетельствующие о их безопасности для здоровья человека:

– характеристика вещества или препарата с указанием его химической формулы, физико-химических свойств, способ получения, содержание основного вещества, наличие и содержание полупродуктов, примесей, степень чистоты, токсикологические характеристики, в том числе метаболизм в животном организме, механизм достижения желаемого технологического эффекта, возможные продукты взаимодействия с пищевыми веществами;

– технологическое обоснование применения новой продукции, ее преимущества перед уже применяемыми добавками; перечень пищевых продуктов в которых используются добавки и вспомогательные вещества, дозировки, необходимые для достижения технологического эффекта;

– техническая документация, в том числе методы контроля пищевой добавки (продуктов ее превращения) в пищевом продукте;

– для импортной продукции дополнительно представляется разрешение органов здравоохранения на их применение в стране-экспортере.

Импортируемые на территорию Российской Федерации пищевые добавки и вспомогательные средства должны отвечать требованиям действующих в Российской Федерации санитарных правил и гигиенических нормативов, если иное не оговорено международными соглашениями.

Производство, ввоз в страну, реализация и применение пищевых добавок и вспомогательных средств допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего безопасность продукции и соответствия ее установленным гигиеническим нормативам.

Безопасность и качество пищевых добавок и вспомогательных средств определяется на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы конкретного вида продукции и оценки ее соответствия нормативной документации Российской Федерации и международным требованиям – Директивам ЕС и Спецификациям ФАО-ВОЗ, принятыми Российской Федерацией.

Показатели безопасности пищевых добавок и вспомогательных средств должны гарантировать безопасность пищевых продуктов, при изготовлении которых они применяются.

При производстве и обороте пищевых добавок и вспомогательных средств должны обеспечиваться и соблюдаться условия их транспортировки, хранения и реализации в соответствии с требованиями санитарных правил, нормативной и технической документации.

На этикетках комплексных пищевых добавок следует указывать массовую долю в продукте тех пищевых добавок, уровень которых нормируется настоящими санитарными правилами.

На упаковке (этикетках) пищевых добавок, предназначенных для розничной продажи необходимо указывать рекомендации по применению (способ употребления, дозы и т.д.).

На упаковке многокомпонентных пищевых продуктов вносится информация о пищевых добавках входящих в состав отдельных компонентов в следующих случаях:

– если такие пищевые добавки оказывают технологический эффект;

– если пищевые продукты являются продуктами детского и диетического питания.

За соответствием пищевых добавок и вспомогательных средств требованиям безопасности должен быть организован производственный контроль в соответствии с действующим законодательством и санитарными правилами. К производственному контролю могут привлекаться аккредитованные в установленном порядке испытательные лабораторные центры.

Содержание пищевых добавок и остаточных количеств вспомогательных средств в пищевой продукции не должно превышать максимальных (допустимых) уровней. Пищевые добавки должны добавляться в пищевые продукты в минимальном количестве, необходимом для достижения технологического эффекта, но не более установленных максимальных уровней.

Источник

Пищевые добавки: требования к информации

Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусственные вещества, сами по себе не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи. Это химические вещества, добавляемые к пищевым продуктам с целью улучшения или облегчения производственного процесса или отдельных его операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или намеренного изменения органолептических свойств. Пищевые добавки добавляются в пищевые системы по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортировки готовых продуктов.

В пищевой промышленности используются искусственно синтезируемые добавки, одни из которых безопасны для здоровья, другие -условно безвредные, а третьи признаны опасными для здоровья и жизни человека. В настоящее время вопросами применения пищевых добавок занимается специализированная международная организация Объединённый комитет экспертов ФАО/ВОЗ. В России решение вопроса о применении пищевой добавки является прерогативой Федеральной службы Роспотребнадзора.

Пищевые добавки подразделяют по их основным функциональным классам:

•Кислоты – допускаются к применению для изменения кислотности пищевого продукта, для придания продукту кислого вкуса.

•Консерванты – применяются для предупреждения порчи бактериями и грибами пищевых продуктов и увеличения срока хранения. Не допускается использование консервантов при производстве пищевых продуктов массового потребления: молоко, сливочное масло, мука, хлеб: свежее мясо, а также при производстве продуктов диетического и детского питания и пищевых продуктов, обозначенных, как «натуральные» или «свежие».

•                                                                                             Красители        

•Подсластители – применяются в пищевых продуктах со сниженной энергетической ценностью и в специальных диетических продуктах, предназначенных для лиц, которым рекомендуется ограничивать потребление сахара по медицинским показаниям.

Читайте также:  Какие пищевые добавки опасны таблица

Использование подсластителей не допускается в производстве продуктов детского питания, за исключением специализированных продуктов для детей, страдающих сахарным диабетом.

Глазирователи – используются для придания пищевым продуктам
блеска и глянца на их поверхности.

•Ароматизаторы.

Общие требования к содержанию информации для потребителей:

Всоответствии со ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» продавец обязан своевременно доводить до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

1.     Информация для потребителей о пищевых добавках, реализуемых, как самостоятельный пищевой продукт  должна содержать:

•                    наименование продукта. В наименовании уксуса пищевого указывают, из какого сырья он изготовлен: натурального пищевого -яблочный, виноградный и т.д. или синтетического);

•                    наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в РФ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

•                    индекс согласно Международной цифровой системе (INS), или Европейской цифровой системе (Е), или название пищевой добавки;

•                    масса нетто (для уксуса – объем);

•                    товарный знак изготовителя (при наличии);

•                    состав продукта (для уксуса – значение массовой концентрации, г/100 куб. см, или массовой доли в процентах уксусной кислоты (для ароматизаторов – не указывают);

•                    способ приготовления или рекомендации по использованию (при необходимости). Для пищевых добавок и ароматизаторов – инструкция по хранению и употреблению;

•                    противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний для пищевых добавок, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

•                    дата изготовления и дата упаковывания, месяц и год, для уксуса -дата розлива;

•                    срок хранения;

•                    условия хранения;

•                    обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

•                    информация о государственной регистрации;

•                    информация о подтверждении соответствия.

2.Информация для потребителей о пищевых добавках, входящих в
состав пищевого продукта должна содержать:

•        информацию о применении при изготовлении пищевого продукта
и о содержании в использованном сырье пищевых добавок;

•               групповые наименования пищевых добавок в соответствии с наименованиями, указанными выше;

•               индекс согласно Международной цифровой системе (INS), или Европейской цифровой системе (Е), или название пищевой добавки. Для ароматизаторов должно быть указано: “натуральный”, “идентичный натуральному” или “искусственный” в зависимости от того, какими они являются;

•               массовую долю в продукте тех пищевых добавок, уровень которых нормируется СанПин (указывается на этикетках комплексных пищевых добавок)

Запрещённые добавки:

Информация о запрещённых добавках размещается на сайте Федеральной службы Роспотребнадзора https://rospotrebnadzor.ru/. К запрещенным пищевым добавкам относятся:

Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е140, Е153-155, E160d, E160f, E166, Е173-175, Е180, Е182, Е209, Е213-219, Е225-228, Е230-233, Е237, Е238, Е241, Е252, Е253, Е264, Е281-283, Е302, ЕЗОЗ, Е305, Е308-314, Е317, Е318, Е323-325, Е328, Е329, Е343-345, Е349, Е350-352, Е355-357, Е359, Е365-368, Е370, Е375, Е381, Е384, Е387-390, Е399, Е403, Е408, Е409, Е418, Е419, Е429-436, Е441-444, Е446, Е462, Е463, Е465, Е467, Е474, Е476-480, Е482-489, Е491-496, Е505, Е512, Е519-523, Е535, Е537, Е538, Е541, Е542, Е550, Е552, Е554-557, Е559, Е560, Е574, Е576, Е577, Е579, Е580, Е622-625, Е628, Е629, Е632-635, Е640, Е641, Е906, Е908-911, Е913, Е916-919, Е922-926, Е929, Е942-946, Е957, Е959, Е1000, Е1001, El105, Е1503, Е1521.

Информация о пищевых добавках, прошедших процедуру государственной регистрации и разрешённых к использованию размещена на сайте: https://www.crc.ru/. Кроме того, перечень пищевых добавок, разрешённых для розничной продажи указан в Приложении 1 к СанПин 2.3.2 1293-03, к ним относятся, в том числе:

Красители пищевые, в том числе для пасхальных яиц:

Е 122, Е 163, Е ПО, Е 104, Е 142, Е 132, Е 120, Е 160, Е 124, Е 133, Е 131, Е 102.

Консерванты: Бензоидная кислота и её соли: Е 210 (Е 211, Е 212, Е 213)и др.

Кислоты: лимонная (Е 330), уксусная (Е 260) и др.

Сахарозаменители: аспартам Е 951 и др.

Ароматизаторы: ванилин и др.

Красители пищевые, в том числе для пасхальных яиц:

Е 122, Е 163, Е ПО, Е 104, Е 142, Е 132, Е 120, Е 160, Е 124, Е 133, Е 131,Е 102.

Консерванты: Бензоидная кислота и её соли: Е 210 (Е 211, Е 212, Е 213) и др.

Кислоты: лимонная (Е 330), уксусная (Е 260) и др.

Сахарозаменители: аспартам Е 951 и др.

 Ароматизаторы: ванилин и др

Источник

S072.jpg

Какими нормативно-правовыми документами регламентируются требования, предъявляемые к производству и обороту биологически активных добавок к пище?

Читайте также:  Приправы специи пищевые добавки купит

Ответ:

· Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

· Федеральный закон от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

· Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;

· Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевых продуктов» ТР ТС 021/2011;

· Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011;

· Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011;

· СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)»;

· СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

· «Правила продажи отдельных видов товаров» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55).

Допускается ли розничная продажа БАД с лотков на рынках, ярмарках?

Ответ: нет

В соответствии с п.7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» розничная торговля БАД должна осуществляться через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специализированные отделы, секции, киоски).

Подлежат ли БАД государственной регистрации?

Ответ: да.

В соответствии со ст. 24 Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» биологически активные добавки к пище относятся к специализированной пищевой продукции, которая подлежит государственной регистрации.

Какие документы заявитель представляет в орган по регистрации?

Регистрирующим органом при осуществлении процедуры государственной регистрации БАД является Роспотребнадзор. Согласно ст. 25 ТР ТС 021/2011 для государственной регистрации специализированной пищевой продукции (БАД) заявитель представляет в орган по регистрации следующие документы: заявление на проведение государственной регистрации специализированной пищевой продукции; результаты исследований (испытаний) образцов специализированной пищевой продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, а также иные документы, подтверждающие соответствие такой продукции требованиям нормативной документации; сведения о назначении пищевой продукции.

В результате рассмотрения органом по регистрации специализированной пищевой продукции представленных для регистрации документов, фактом государственной регистрации специализированной пищевой продукции (БАД) является включение сведений о такой продукции в единый реестр специализированной пищевой продукции.

Что должно быть на маркировке БАД?

Ответ:

Маркировка БАД регламентируется требованиями Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011. Так, маркировка БАДов должна содержать информацию, которая закреплена частями 4.1 и 4.2 статьи 4 TP ТС 022/2011. Способы доведения маркировки пищевой продукции приведены в части 4.12 этой же статьи, в частности:

· товарный знак изготовителя (при наличии);

· обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);

· состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;

· сведения об основных потребительских свойствах БАД;

· сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;

· сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;

· указание, о том, что БАД не является лекарством;

· дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;

· условия хранения;

· информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;

· место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

Информация, доводится до сведения потребителей в любой доступной для прочтения потребителем форме.

Использование термина “экологически чистый продукт” в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.

Предусмотрена ли административная ответственность за нарушения при производстве и обороте БАД?

Ответ:

Производство и оборот БАД с нарушениями обязательных требований влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 6.33 КоАП РФ обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: https://34.rospotrebnadzor.ru/

Источник