Свойство восприятия характеризуемое как способность выделять какие либо объекты как фигуру

ТЕСТОВЫЕ 
ЗАДАНИЯ ПО «ПСИХОЛОГИИ 
И ПЕДАГОГИКЕ»

ТЕСТ 
№ 1.

1.
Что является объектом 
изучения психологии?

1.
психика человека

 2.
Продолжить суждение:
бихевиоризм – это направление
в психологии…

2.
отрицающее сознание 
как предмет психологии 
и сводящее психику
к различным формам
поведения, понимаемого
как совокупность реакций.

 
3. Направление в западной
психологии, выдвинувшее
программу изучения
психики с точки зрения
целостных структур
– это:

3.
гештальт – психология

 
4. Гуманистическая психология –
это направление в психологии:

 4.
Исходящее из того, что
основной мотив каждого
человека – это стремление
к самоактуализации

 
5. Основоположниками
гуманистической психологии
являются:

3.
Г. Оллпорт, А. Маслоу,
К. Роджерс

 6. Направление
в психологии, объясняющее развитие и
структуру личности иррациональными,
антагонистичными сознанию психическими
факторами – это:

5.
фрейдизм

7.
Учение, созданное 
З. Фрейдом:

2.
психоанализ

 8. Отрасль психологической
науки, изучающая закономерности этапов
психического развития и формирования
личности на протяжении онтогенеза человека
от рождения до старости, – это:

2.
возрастная психология

 9.Отрасли науки,
достижения которых используются на практике:

2.
прикладные

 10. Способ получения
достоверных сведений, используемых 
для построения научных теорий и выработки
практических рекомендаций:

4.
Эксперимент

11.
Метод психологии,
применяемый для 
изучения психической 
деятельности путем 
регистрации актов 
поведения, которые, 
согласно гипотезе 
исследования, выявляют 
особенности психических 
процессов – это:

1.
Наблюдение

12.
Метод психологии,
характеризующийся 
активным вмешательством 
в ситуацию со 
стороны исследователя, 
осуществляющего 
планомерное манипулирование 
одной или несколькими 
переменными и 
регистрацию существующих 
изменений в поведении
объекта – это:

5.
Эксперимент

13.
Качество метода 
психологического 
исследования, выражающееся 
в его соответствии 
тому, для изучения 
и оценки чего 
он изначально 
был предназначен
:

 3.
Валидность

 14. Высший уровень
психического отражения человеком действительности,
ее представленность в виде обобщенных
образов и понятий:

2.
Сознание

 15. Способность
сознания человека сосредоточиться на
самом себе:

1.
Рефлексия

16.
Характеристика психологических 
свойств, процессов 
и состояний человека,
находящихся вне 
сферы его сознания,
но оказывающих такое
же влияние на его поведение,
как и сознание:

2.
Бессознательное

17.
Совокупность бессознательных 
приемов, с помощью 
которых человек 
как личность, оберегает 
себя от психологических 
травм:

4.
Защитные механизмы

18.
Понятие, обозначающее
подсознательные психологические
силы, которые стремятся
не допустить в сознание
определенные мысли,
чувства, образы, желания:

3.
Вытеснение

 
19. Ощущение – это:

3.
Отражение отдельных 
свойств предметов и
явлений материального
мира при их воздействии
на органы чувств

 
20. Чувствительность –
это:

3.
Способность живого 
организма воспринимать 
раздражения, отвечая 
на них

 21.
Любой фактор, воздействующий
на организм и способный
вызывать в нем какую-либо
реакцию:

 2.
Раздражитель

 
22. Совокупность афферентных
и эфферентных нервных
структур, участвующих
в восприятии, переработке,
и реагировании на раздражители:

2.
Анализатор

 
23. Минимальное различие
между двумя раздражителями,
вызывающее едва заметное
различие ощущений,-
это:

2.
Абсолютный нижний 
порог ощущений

 
24. Способность раздражителя
одновременно вызывать
необычное ощущение
в другом органе чувств:

3.
Синестезия

25.
Изменение кривизны 
хрусталика глаза 
с целью точной 
фокусировки изображения 
на сетчатке:

 2.
Аккомодация

 
26. Восприятие – это:

 3.
Отражение предметов
и явлений в совокупности
их свойств и частей
при воздействии на
органы чувств

 27.
Свойство психики человека,
выражающее зависимость
восприятия предметов
и явлений от предшествующего
опыта, от общей направленности
и других личностных
особенностей – это:

 4.
Апперцепция

 
28. Свойство восприятия,
характеризуемое как
способность выделять
какие-либо объекты
или их части как «фигуру»,
а остальные объекты,
как «фон», – это:

4.
Избирательность

 
29. Кратковременная
память – это вид памяти:

1.
Обеспечивающий удержание
информации в памяти
в течение очень короткого
времени

  30.
Вид памяти, обеспечивающий
переработку и хранение
информации со специальной
целью запомнить, – это:

 2.
Произвольная память

 
31. Эйдетическая 
память – это тип памяти:

1.
При котором долго сохраняется
образ со всеми деталями

 
32. Самопроизвольное
припоминание материала,
который был когда-то
воспринят, но затем
временно забыт и не
восстанавливался в
памяти:

 4.
Реминисценция

33.
Условия, обеспечивающее 
эффективность произвольного
запоминания и проявляющееся
в четкой постановке
задачи запомнить материал
точно, полно и последовательно, –
это:

5.
Целевая установка 

34.
Явления, заключающееся 
в том, что человеком 
лучше запоминаются 
и чаще воспроизводятся 
те задания, которые 
он не сумел вовремя
завершить:

2.
Эффект Зейгарник

 35.
О каком внимании идет
речь: «Преднамеренность
сохраняется, а усилий
воли для его сохранения
уже не требуется»?

4.
Непроизвольное внимание

36.
Распределение внимания 
– это:

 3.
Непроизвольный переход
от одной деятельности
к другой

 37. Способность
представлять отсутствующий или реально
не существующий объект, удерживать его
в сознании и мысленно его трансформировать:

1.
Воображение

 
38. Воображение, предполагающее
самостоятельное создание
новых образов, которые
реализуются в оригинальных
и ценных продуктах
деятельности, – это:

 3.
Творческое воображение

 
39. Процесс воображения,
заключающийся в мысленном
“склеивании” различных
качеств, свойств, частей,
в повседневной жизни
не соединимых:

1.
Агглютинация

 40.
Мышление – это:

 3.
Обобщенная и опосредованная
форма психического
отражения в виде понятий,
суждений, умозаключений

 
41. Совокупность умственных
способностей человека
и некоторых высших
животных:

  2.
Интеллект

 42.
Вид мышления человека,
где в качестве средства
решения задачи выступают
словесное абстрагирование
и логические рассуждения:

 2.
Словесно-логическое

 
43. Мыслительные действия
– это действия:

Читайте также:  Какое свойство присуще ударению в русском языке

 2.
Связанные с решением
задач

 
44. Гибкость мышления –
это:

 2.
Умение увидеть, поставить
новую проблему и решить
ее

 45.
Мысленное объединение
предметов и явлений
по их общим и существенным
свойствам – это:

 2.
Обобщение

 
46. Абстракция – это:

 3.
Выделение существенных
свойств и связей предмета
и отвлечение от несущественных

47.
Особенность мышления,
проявляющаяся в возможности
привлечения для решения
данной задачи знаний
из различных областей, –
это:

 5.
Широта мышления

48.
Процесс логического 
вывода определенного 
положения из некоторых 
достоверных утверждений:

3.
Умозаключение

49.
Особенный вид 
человеческой речевой
деятельности, непосредственно
связанный с бессознательными,
автоматически протекающими
процессами перевода
мысли в слово и обратно:

 3.
Внутренняя речь

ТЕСТ 
№ 2
 

1.
В отечественной 
психологии личность 
– это:

5.
Субъект деятельности,
активный преобразователь
окружающего мира

2.
Человек как источник 
познания и преобразования 
действительности, носитель         

   
активности – 
это:       

4.
Субъект

3.
Положение человека 
в системе внутригрупповых 
отношений, определяющее 
степень 

   
его авторитета в
глазах остальных участников
группы:

 2.
Социальный статус

4.
Использование и 
развитие человеком 
имеющихся у него 
задатков, превращение 
их в

   
способности, стремление 
к личностному 
усовершенствованию:

 2.
Самоактуализация

5.
Устойчивое свойство
личности, определяющее
характерное для нее
поведение и

   
мышление:

 2.
Черта личности

6.
Готовность, предрасположенность 
к определенным 
действиям или 
реакциям на

   
конкретные стимулы 
– это:

 3.
Установка

7.
Способность человека 
к сопереживанию 
и сочувствию другим
людям, к пониманию

   
их внутренних 
способностей – 
это:

1.
Эмпатия

8.
Максимальный успех, 
которого рассчитывает 
добиться человек 
в том или ином 
виде

   
деятельности – 
это:

2.
Уровень притязаний

9.
Проявление черт 
детскости в поведении 
взрослого человека:

2.
Инфантилизм

 10.
Потребность добиваться
успехов в разных видах
деятельности, рассматриваемая

     
как устойчивая 
личностная черта:

1.
Мотив достижения 
успеха

11.
Черта характера, 
побуждающая человека 
бескорыстно приходить 
на помощь

     
людям и животным:

 2.
Альтруизм

12.
Специфический вид 
человеческой активности,
направленной на 
творческое

     
преобразование, совершенствование
дейсвительности и самого
себя- это:

 3.
Деятельность

13.
Понятие, обозначающее 
совокупность мотивов 
личности, определяющих
главное направление
ее поведения:

1.
Направленность личности

14.
Основной источник 
активности индивида,
внутреннее состояние 
нужды,

     
выражающее его 
зависимость от 
условий существования 
– это:

Источник

A. Процесс интеграции воспринимаемых характеристик.

B. Свойство восприятия, отражающее зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств.

C. Индивидуально-стабильный в течение жизни параметр восприятия.

D. Восприятие на уровне простых ощущений.

E. Возникновение привлекательности при восприятии человека человеком.

Приписывание вещам или явлениям характеристик, не представленных в поле восприятия

A. Атрибуция.

B. Апперцепция.

C. Артефакт.

D. Экстраполяция.

E. Генерализация.

3. Восприятие – это психический процесс, в котором отражаются

A. Связи и отношения между предметами и явлениями.

B. Предметы и явления в целом.

C. Отношение человека к окружающей действительности.

D. Отдельные свойства предметов.

4. Свойство восприятия, характеризуемое как способность выделять какие-либо объекты или их части как «фигуру», а остальные объекты, как «фон», – это …

A. Предметность.

B. Осмысленность.

C. Целостность.

D. Избирательность.

Восприятие без объекта при отсутствии внешних раздражителей – это

A. иллюзия.

B. парэйдолия.

C. бред.

D. галлюцинация.

Восприятие, приобретающее целенаправленный, планомерный характер становится

A. воображением.

B. наблюдением.

C. перцепцией.

D. анализом.

E. вниманием.

Восприятие – психический процесс, суть которого в

A. опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов.

B. отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

C. отражении в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств.

D. абстрактном отражении предметов и явлении материального мира.

Действия, обеспечивающие сознательное выделений того или иного аспекта чувственно заданной ситуации и построения образа, адекватного предметному миру

A. ориентировочные действия.

B. мыслительные действия.

C. перцептивные действия.

D. волевые действия.

Искаженное, неправильное восприятие реально существующих и действующих на органы чувств объектов называется

A. парэйдолией.

B. галлюцинацией.

C. бредом.

D. иллюзией.

Выполнение одновременно двух видов деятельности, если одна хотя бы частично автоматизирована обеспечивается

A. распределением внимания.

B. концентрацией внимания.

C. переключением внимания.

D. констатностью восприятия.

Длительное сосредоточение внимания на объекте – это

A. распределение внимания.

B. концентрация внимания.

C. устойчивость внимания.

D. переключение внимания.

Нарушение способности к концентрации внимания называется

A. переключаемостью.

B. отвлекаемостью.

C. рассеянностью.

D. невнимательностью.

Необходимой предпосылкой развития произвольного внимания у ребенка является

A. формирование сознательного отношения к учению.

B. правильно организованный учебный процесс.

C. формирование положительного эмоционального настроя.

D. развитие общего культурного уровня.

Периодические, непроизвольные, кратковременные изменения интенсивности внимания – это

A. переключение.

B. флуктуация.

C. отвлечение.

D. распределение.

Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является

A. условный рефлекс.

B. ориентационный рефлекс.

C. двигательный рефлекс.

D. безусловный рефлекс.

Психологический процесс, проявляющийся в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности

A. ощущение.

B. восприятие.

C. внимание.

D. воображение.

Само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового раздражителя, называется

A. увлечением.

B. непроизвольным вниманием.

C. произвольным вниманием.

D. сосредоточением.

Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, называется

A. произвольным вниманием.

B. целеустремленностью.

C. случайным вниманием.

D. непроизвольным вниманием.

Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточению называется

Читайте также:  Каким из известных вам свойств линий должна обладать трасса гонок

A. идея-фикс.

B. рассеянность.

C. флуктуация.

D. отвлечение.

Рекомендуемые страницы:

Источник

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предше­ствующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность вос­приятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, ко­гда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

– На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

– На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

– На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

– На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Читайте также:  Какие свойства дает бергамот

8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фонаНапример, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной доске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.

Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий пред­мет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделе­ния отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в пер­вую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его пе­реход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при доста­точно ясном различении его отдель­ных частей.

Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшест­вующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропус­кая ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выде­ляем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри­ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

Источник