Свойство удовлетворять какие либо человеческие потребности

Иерархия потребностей Маслоу – фундаментальная теория в психологии, а не просто абстрактный интерес.

Эта теория, изобретенная Авраамом Маслоу в 1943 году, может быть полезна для вашей повседневной жизни. Идея состоит в том, что наши потребности варьируются от самых простых, необходимых для нашего выживания, до более высоких целей, таких как альтруизм и духовность.

Иерархия часто представлена в виде пирамиды: если потребности в основе пирамиды не выполняются, то достижение целей более высокого уровня крайне затруднено. Если говорить более грубо, если вы голодаете или не имеете жилища, гораздо труднее (хотя и возможно) поддерживать связь с вашими более высокими потребностями, такими как сохранение уважения. Как говорится в рекламе Сникерса: «Ты не ты, когда голоден».

Иерархия Маслоу также помогает ответить на то, что кажется типичным вопросом: если у меня есть все, что мне нужно, то почему я все еще недоволен? Ответ, который предлагает иерархия, состоит в том, что ваши основные потребности удовлетворяются, но, возможно, ваши более высокие уровни не удовлетворены. Это интересная идея, и легко понять, почему Иерархия Маслоу остается популярным инструментом не только для психологов, но также и в сфере образования, бизнеса и управления.

Уровни иерархии потребностей Маслоу

1. Физиологические потребности

Если бы вы этого не делали, вы бы умерли.

Самый основной уровень иерархии потребностей Маслоу охватывает физиологические потребности. Это то, без чего мы просто не можем жить: воздух, еда, питье, тепло, сон и укрытие. Мы нуждаемся в них, потому что, когда они несовершенны, нам это неприятно. На верхнем конце иерархии есть «потребности в росте» – нам они не нужны, потому что нам чего-то недостает.

Если вы решаете вопрос с потребностями, которые лежат дальше по списку, возможно, стоит подумать об удовлетворении основных физиологических потребностей. Например, среди подростков лишение сна стало нормой, а не исключением, опросы показывают, что от 50% до 90% подростков не закрывают эту основную потребность.

2. Потребность в безопасности

Если что-то заставляет вас чувствовать себя в опасности, значит эта потребность не выполняется.

Потребности в безопасности возникают только на физиологическом уровне, так как они также связаны с нашим здоровьем и благополучием. Речь идет о физической безопасности, такой как защита от насилия, а также о финансовой безопасности, свободе от несчастных случаев и легкодоступной медицинской помощи.

В более общем плане, соблюдение ваших требований безопасности означает, что вы не часто боитесь чего-либо: вы не боитесь попасть в аварию или заразиться опасным заболеванием, попасть в финансовые затруднения или подвергнуться физическому нападению.

Но это не только жизнь в безопасной стране с хорошими социальными нормами. Например, издевательство на рабочем месте, в школе или во дворе, может означать, что ваши потребности в безопасности не выполняются.

3. Социальная принадлежность

Очень мощная, может даже помочь игнорировать неудовлетворенные потребности более низкого уровня.

Обновленная версия этой потребности была описана как «принадлежность и любовь», которая, возможно, более точно охватывает ее область. Нам нужны дружеские отношения, семейные связи и эмоциональная близость с другими.

Различные люди в разных обществах удовлетворяют эту потребность по-разному: для некоторых людей их потребность в социальной принадлежности может быть полностью удовлетворена в пределах их семьи, для кого-то это могут быть организованные мероприятия, для других это может быть дружеские или романтические отношения.

Стоит также отметить, что удовлетворение этой потребности может позволить нам преодолеть недостаток наших основных потребностей – людям, испытывающим трудности в зонах военных действий (без безопасности) или голода (без пищи), часто удается укреплять свои отношения с другими.

4. Признание

Чувства адекватности, независимо от их источника, отвечают этой потребности.

Маслоу отметил, что уважение происходит в двух разных формах. «Нижняя» форма – это потребность в уважении других. Нам нужны наши коллеги, сверстники и друзья, чтобы уважать нас и работу, которую мы делаем, ценить наш вклад в общество; хорошо думать о нас. Потребность в уважении к другим часто упоминается в контексте, но уважение наших друзей так же важно.

«Высшая» форма уважения – это чувство собственного достоинства. Это выше, потому что люди с самооценкой по-прежнему испытывают потребность в уважении. Быть без какого-либо уважения может заставить чувствовать себя бесполезными, беспомощными или униженным. Потребность в принадлежности и потребность в уважении классифицируются как психологические потребности.

4а. Когнитивные потребности

Вам не нужно быть доктором философии, но ваше любопытство все еще нуждается в удовлетворении.

Первоначальная иерархия Маслоу имела всего пять уровней, но с годами он адаптировал ее и добавил еще два уровня. Первый из них иногда рассматривается как уровень 5, но мы придерживаемся оригинальной нумерации Маслоу, поэтому мы назвали это 4a.

Когнитивные потребности делают разумное дополнение к исходным 5 уровням Маслоу. Это потребность в знаниях – наше чувство любопытства, наше стремление к изучению, образованию и смыслу. Когнитивные потребности не являются академическими, и вполне возможно, что кто-то мог удовлетворить эту потребность, пытаясь понять корни вражды Тейлора Свифта с Канье Уэстом.

4b. Эстетические потребности

Опыт красоты, в любой форме, без владения.

Еще одним дополнением к оригинальной иерархии Маслоу является наша эстетическая необходимость. Это наше желание, отдельно от всего остального, испытать красоту в любой форме. Испытать чудо нетронутой природы в сердце национального парка, полюбоваться красивой живописью.

Это не следует рассматривать как материалистическую необходимость – дело не в том, чтобы обладать красивой живописью, а в стремлении к ощущению красоты. Романтические поэты и художники могут назвать это возвышенным.

Читайте также:  Какое мясо высокой пищевой ценности и кулинарных свойств

5. Самоактуализация

“Я сделал это!”

Вершиной оригинальной иерархии Маслоу была самоактуализация. Это, пожалуй, самый сложный уровень для определения, поскольку это означает разные вещи для разных людей. В широком смысле, речь идет о полном объеме вашего собственного потенциала во всех областях, которые лично важны для вас.

Речь идет не о мнениях других, а о том, чтобы узнать, что для вас важно, достичь этого и найти удовлетворение в этом. Это связано с высоким уровнем самосознания, и в отличие от других потребностей в иерархии не может быть достигнуто без удовлетворения основных потребностей человека. Маслоу чувствовал, что достижение самоактуализации было редкими, поскольку цели людей редко соответствуют их жизням.

5а. Самопревосхождение

Помогая другим удовлетворить их потребности – альтруистично.

Позже Маслоу подверг критике идею самоактуализации как самого высокого уровня потребностей. Вместо этого он предложил самопревосхождение, которое предполагает альтруистическую помощь другим в достижении самоактуализации.

Критика иерархии Маслоу

Само понятие иерархии можно опровергнуть. Можно утверждать, что на протяжении большей части истории основные потребности большинства людей не выполнялись. Означает ли это, что ни один из них не достиг самореализации? Или дело в том, что на самом деле можно мотивировать более высокие потребности, даже если ваши основные потребности, такие как еда и жилье, не выполняются в полной мере?

Кроме того, внимание Маслоу в первую очередь обращено к людям из западных обществ, где благоприятствует потребность в иерархии. Предполагается, что это не общие человеческие потребности, а потребности людей, которые живут в индивидуалистическом обществе. В коллективистской иерархии утверждается, что принадлежность является первостепенной, связанной с достижением общественных, а не личных целей.

Что вы можете узнать из иерархии Маслоу

Несмотря на эти критические замечания, Иерархия Маслоу по-прежнему может быть полезна. Просто стоит принять это как идею, а не как истину. Вот несколько способов, которыми вы можете использовать Иерархию Маслоу в своей жизни

1. В вашей личной жизни

У вас что-то есть, но вы не знаете, что…

Стоит использовать Иерархию Маслоу, когда вы знаете, что что-то сбивает вас, но вы не знаете, что это. Выполнение различных потребностей может помочь вам определить, что вам не хватает, чувствуете ли вы когнитивную потребность или необходимость догнать некоторых друзей и почувствовать чувство социальной принадлежности.

2. В руководстве и управлении

Удовлетворение потребностей группы может быть сложной задачей.

Точно так же, если вы занимаете какую-либо руководящую роль, вы можете сами выяснить, почему Иерархия потребностей Маслоу настолько ценна для менеджеров и используете ее, чтобы убедиться, что вы отвечаете потребностям людей, которых вы возглавляете.

Допустим, вы отвечаете за группу благотворительности. Это может вызвать чувство социальной принадлежности, уважение других, чувство собственного достоинства в отношении чего-то стоящего и удовлетворения когнитивных потребностей, представляя захватывающий новый вызов. Но если присутствуют встречи в опасной зоне, вы не удовлетворяете потребность в безопасности, и это нужно будет решить.

3. Помня о важности чувств

Если кого-то увольняют, нужно делать это деликатно.

Например, в управлении используется необходимость обеспечения безопасности, чтобы работодатели тщательно обрабатывали увольнение людей. Если вы уволите одного человека, не только он потеряет свою безопасность, но вся компания может потерять чувство безопасности.

Большинство потребностей в пирамиде не удовлетворяются холодными фактами, это любые изменения наших чувств о себе, окружающих нас людях и окружающей среде. Если вы знаете, что ваши потребности удовлетворяются, но не можете в этом убедить себя эмоционально, иерархия Маслоу поможет понять, почему этого недостаточно для счастья.

4. При получении некоторой перспективы

Что действительно важно?

В повседневной жизни мы часто фокусируемся на наших основных и психологических потребностях. Мы гораздо чаще думаем о том, хорошо ли мы питаемся и спим, и что думают наши друзья.

Иерархия Маслоу помогает напоминать нам о том, что действительно важно, вместо того, чтобы увязнуть в мелочах. В то же время тот факт, что для вершины пирамиды требуется поддержка основы, помогает напоминать нам о том, чтобы заботиться о мелочах, а также не пренебрегать нашим личным благополучием в стремлении к далекой, но более широкой цели.

Перевод заметки The 5 Levels of Maslow’s Hierarchy of Needs and How they Affect Your Life

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы, ставьте лайки.

Источник

Нужно ли задумываться о своей жизни и определяться с тем, что ею движет?

Или куда она движется?

Или куда мы сами ее движем?

Или она нас?

Запутались?

Ответ: да, задумываться об этом жизненно необходимо. Причем не один раз, а постоянно, в особенности на каждом тупиковом этапе жизни, в кризисные моменты.

Тупик ведь вынуждает нас сменить направление жизни, правда?

Как Вы думаете, потребности и цели – это одно и то же? Или нет? Они как-то взаимосвязаны друг с другом, может одно вытекает из другого, или одно без другого немыслимо?

Конечно, наши потребности и цели состоят в определенных взаимоотношениях друг с другом, причем весьма неоднозначных.

Некоторые цели напрямую проистекают из потребностей (например, пойти после работы в продуктовый магазин, чтобы купить еду и воду), некоторые же, напротив, идут потребностям наперекор (например, цель быть верным в отношениях заставляет игнорировать внезапно возникшую потребность в сексуальном контакте с коллегой по работе).

Читайте также:  Какую роль в познании свойств живого выполняет изучение генотипа организмов

Есть насущные потребности организма, от удовлетворения которых зависит жизнеспособность, как таковая. Мы все должны есть, пить, спать, дышать. Если данные потребности не удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, говорить о потребностях более высокого порядка не имеет смысла.

Потребности возникают как бы спонтанно, сами по себе, как нужда в чем-либо: мы чувствуем голод, холод, жажду, сексуальное влечение, желание поговорить с кем-то, желание понравиться, желание стать родителем. А целью является осознанно выбранный нами способ и результат удовлетворения той или иной потребности. Именно выбранный самостоятельно, а не навязанный или установленный другими.

Простое удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей – это два совершенно разных жизненных пути, разное количество приложенных усилий, совершенно разная степень удовлетворенности от результатов.

Все мы способны в той или иной степени удовлетворить свои насущные потребности, исходя из имеющихся возможностей в данный момент. Однако, если животное удовлетворяет свои потребности через инстинктивное (жестко запрограммированное) поведение, то человек уже способен удовлетворением своих потребностей управлять. К тому же человеческие потребности предполагают большее разнообразие и иерархичность в отличие от небольшого количества заданных однозначно потребностей животных.

Потребности в чем-то мы просто ощущаем, но цель должна быть нами осознанно поставлена и разбита на задачи и шаги.

Представьте себе разницу в движении по незнакомой местности по навигатору и без него, без указателей, без подсказок. Иду туда, не знаю куда. Ищу то, не знаю, что, а потом удивляюсь, почему пришел не туда и нашел не то.

Незнакомая местность – это наша жизнь, надо обозревать ее всю до конца, и сегодняшний день проводить в приложении к перспективе будущего, а эту перспективу рисует нам именно цель. Человеческая жизнь только тогда истинно человеческая, когда она наполнена определенным смыслом. Жить ради жизни не получится. Это будет приключение, конечно, но с неясным концом. Это не совсем по-человечески, как мне кажется.

Слышали фразу “Свято место пусто не бывает”? Это о нашем разуме.

Наш мозг – это тот самый навигатор, в который можно вставить ту или иную карту, по которой он потом нас поведет. Если цель поставите себе не Вы, Вас за Ваши неудовлетворенные потребности, как рыбу за крючки будут дергать другие люди ради своей выгоды.

Люди, которые что-то продают, например, сформируют в Вас цель купить их товар с помощью рекламы.

Люди, желающие захватить власть, загонят Вас своей навязчивой пропагандистской информацией на митинг. О том, что это была не Ваша цель, Вы одумаетесь только в “обезьяннике”, куда Вас упечет полиция до выяснения обстоятельств.

Пикаперы влюбят в Вас себя и используют Ваше тело.

Банк навяжет Вам кабалу в виде ипотеки.

Магическое слово “Распродажа” выпотрошит Ваши финансы на ненужные в сущности вещи.

Все это с Вами сделают исключительно благодаря игре на Ваших потребностях и желании их, как можно скорее и легче, удовлетворить. Момент печального осознания наступит очень быстро, и тогда вся Ваша оставшаяся жизнь будет посвящена цели выбраться из неприятностей, в которые Вас втянули.

А вот четкое и конкретное движение к достижению самостоятельно, осознанно поставленной цели будет очень мощным протектором от подобных ситуаций.

Достичь цели гораздо труднее, чем просто разово удовлетворить потребность. Однако, через удовлетворение потребностей мы всего лишь существуем, а через достижение целей – растем и развиваемся. Потому что одной из задач на пути достижения новой цели обязательно будет освоение новых знаний, умений, навыков, связей, психических состояний. Цель будет двигать нашим самопознанием и познанием других и окружающей реальности, поисками способов эффективного взаимодействия с этой реальностью.

В начале жизни цели у нас, как правило, есть: вырасти здоровым и крепким физически, отучиться в школе, получить высшее образование, устроиться на работу, создать семью. Дальше этого среднестатистический человек обычно не идет. Получив все вышеописанное, он начинает плыть по течению, успокоившись до тех пор, пока дрейфующий плот его жизни не попадет в водоворот “судьбы” или не врежется в туманный остров фрустрации, и далее агрессии или депрессии из-за мнимой бессмысленности своего существования.

Возникнет вместо новой цели новая неадекватная потребность – сбежать от тягостной реальности в алкоголь, экстремальное поведение, беспорядочный секс, измены, чтобы хоть как-то поднять жизненный тонус. Однако, сахарозаменитель – это все же не сахар. Ширма скроет реальность, но не отменит ее.

А между тем, каждый достигнутый в жизни успех, да и неудача тоже, должны стать отправным пунктом к построению новой цели.

Цель придает энергетический заряд жизни в виде физических, временных, финансовых ресурсов. Цель, расписанная по задачам и шагам побуждает наш мозг рулить нашим вниманием, сознанием и телом в направлении реализации этих шагов. Мы “чудесным” (а на самом деле, совершенно естественным) образом начинаем видеть возможности вокруг себя и свои ресурсы, с легкостью устанавливаем и поддерживаем нужные связи.

Многие, кому со счастливым, поддерживающим нормальное психическое развитие, детством не повезло, стараются во что бы то ни стало выжать такую вожделенную родительскую любовь со всех окружающих. Прибегая то к чрезмерной услужливости и угодливости, то к манипулятивному способу привлечения людей в свою жизнь с тайной надеждой, что они исправят родительские недочеты. Это ловушка для самого себя. Все, что получит такой человек, это встроенность в качестве элемента в чужой сценарий, посвященный удовлетворению чужих потребностей. Его используют и только умножат его психотравмы.

А ведь на деле, даже несмотря на тяжелый травматический опыт в прошлом, наши возможности все еще при нас. Просто из-за неправильного целеполагания мы их не видим, не верим в себя, неправильно относимся к себе.

Читайте также:  Какие лечебные свойства джес

Для таких людей первая и обязательная цель – психотерапия.

Есть потребности, которые удовлетворить будет невозможно уже никогда, это нужно просто мужественно признать и принять. И больше к ним никогда не возвращаться, чтобы не подпитывать очаг травмы в мозге.

Прошлое мы изменить не в силах, но мы в силах и обязаны по-другому переосмыслить его и интегрировать с собой свой травматический опыт и положить его в памяти на отдельную полочку с пометкой “Больше не имеет значения”.

А дальше ставить новые, абсолютно любые по масштабу цели…и дерзать!

И тогда удовлетворение от достигнутых целей с лихвой перекроет все пережитые несчастья, нехватки и некоторую временную фрустрированность даже насущных потребностей.

Всем желаю добрых, мирных, осознанных, масштабных, смелых целей и великих свершений! Человек может все, когда его ведет правильная цель!

Осознанности Вам и добрых психологов в помощь!

Ваш психолог Евгения Спиридонова!

Фото взяты с сайта www.stockvault.net

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Я Вам очень рада!

Источник

Человек в отличие от животных способен к сознательной и целенаправленной деятельности, и одним из элементов деятельности являются мотивы – то есть внешние и внутренние условия и стимулы, определяющие направление деятельности человека и заставляющие его действовать. Некоторые исследователи рассматривают потребности как один из возможных мотивов деятельности человека наряду с интересами, идеалами и так далее, а некоторые выделяют потребности в качестве самостоятельного элемента деятельности. И в том и в другом случае мы понимаем, что потребности играют важную роль в жизни человека, и каждый вид деятельности так или иначе направлен на удовлетворение потребностей как индивида, так и общества в целом.

Потребность – это состояние неудовлетворенности, нужда человека в том, что необходимо для его жизни и деятельности.

Свойства потребностей человека

1) Потребности меняются вместе с развитием общества. Развитие науки и техники во многом определяет потребности общества, современного человека трудно представить без мобильного телефона, но ещё несколько десятилетий назад такой потребности не существовало. Более того, удовлетворение одной потребности порождает следующие. Например, мы приобрели мобильный телефон и теперь у нас возникает потребность приобрести чехол, защитное стекло и т.д.

2) Потребности возникают вновь и вновь. Многие потребности являются возобновляемыми, например, потребность в пище – спустя несколько часов после приёма пищи мы ощущаем потребность подкрепиться снова.

3) Потребности человека индивидуальны. Потребности присущи каждому человеку, но проявляются они у всех по-разному. Потребность в пище есть у каждого, но кто-то предпочитает пиццу, кто-то борщ, кто-то греческий салат.

4) Потребности всегда связаны с чувством неудовлетворённости. Потребности, как мы сказали в определении, это состояния неудовлетворённости, они сопровождаются дискомфортом, вызванным отсутствием того, что нам сейчас нужно.

5) Потребности определяют избирательность восприятия мира. Эту особенность потребностей проще показать на примере. Когда мы идём по улице, испытывая чувство голода, мы замечаем магазины, кафе и рестораны. Когда мы хотим посмотреть какой-то фильм, мы замечаем афиши, кинотеатры и т.д.

6) Потребности человека образуют иерархическую систему. Для понимания этой особенности потребностей необходимо разобраться с видами потребностей.

Виды потребностей.

Существует несколько классификаций потребностей. Начнём с самой известной, пирамиды потребностей А.Маслоу.

А. Маслоу неслучайно выбрал пирамиду для графического обозначения потребностей, как и в пирамиде, каждый последующий уровень потребностей надстраивается над предыдущим. Если не удовлетворены физиологические потребности человека, потребности в безопасности (их иногда называют экзистенциальными) или принадлежности не возникнут (если мы хотим есть, мы первым делом набросимся на попавшуюся нам еду, не задумываясь о её полезности для нашего здоровья, и забыв о том, что обещали созвониться с друзьями и близкими).

В современной науке, мы, как правило выделяем три уровня (или три вида) потребностей. Это не противоречит пирамиде А. Маслоу, просто формирует более общие группы потребностей.

Биологические потребности являются первичными, врождёнными, а социальные и духовные – вторичными, приобретёнными. Поэтому мы говорим, что потребности человека образуют иерархическую систему

Потребности человека влияют на его интересы.

Интерес – это целенаправленное отношение, внимание человека к объекту его потребности.

Особенности интересов:

1) Определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Социальная среда влияет на интересы индивида, если человек воспитывается в творческой семье, ему будут интересны выставки, концерты, занятия на музыкальных инструментах. Если ученик приходит в класс, в котором все ученики настроены на учёбу и высокие результаты успеваемости, он будет заинтересован в том, чтобы не остывать от остальных в классе.

2) Интересы осознаются людьми. Человек понимает интересна ли ему эта книга или нет, интересен ему концерт этой группы или нет.

3) Интересы являются важными мотивами деятельности.

4) Интересы выражают направленность личности. Если подростку интересно общаться с людьми, ему нравится помогать одноклассникам и объяснять им решение каких-то задач, он выберет профессию учителя.

Виды интересов

И последнее, от интереса следует отличать склонность. Интерес концентрирует внимание на объекте потребности. Склонность же отражает направленность не на объект, а на определенную деятельность человека.

Источник