Свойство какого класса электролитов описаны этими уравнениями

Свойство какого класса электролитов описаны этими уравнениями thumbnail

1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: кислот.

Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.

Ответ: FeO+2HCl=H₂O+FeCl₂
FeO+2HNO₃=Fe(NO₃)₂+H₂O2-й уровень.
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: кислот
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень.
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте каждое из ионных уравнений одним молекулярным уравнением.

1-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ кальция.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 2Ca+O₂=2CaO; CaO+H₂O=Ca(OH)₂; Ca(OH)₂+2HNO₃=Ca(NO₃)₂+2H₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции ба– восстановитель; кислород – окислитель; в результате последней реакции соль диссоциирует на ионы и остаются 2 молекулы воды.3-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
В. Запишите молекулярные уравнения реакций превращений.

Ответ: Si+O₂=SiO₂; SiO₂+2NaOH=Na₂SiO₃+H₂O; Na₂SiO₃+2HCl=2NaCl+H₂SiO₃; H₂SiO₃=SiO₂+H₂O; SiO₂=Si+O₂; H₂SiO₃+2Na=Na₂SiO₃+H₂
Г. Рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД там, где это имеет место.
Ответ: 1) кремний – восстановитель; кислород – окислитель; 2) соль диссоциирует и образуется вода; 3) кислота выпадает в осадок и соль диссоциирует; 4) оксид и вода не диссоциирует; 5) кремний – окислитель и кислород восстановитель; 6) Na – восстановитель; H – окислитель.

Задание 3 (дополнительное)


Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнений реакций получения сульфата железа (III).
3H₂SO₄+2Fe=Fe₂(SO₄)₃+3H₂
3H₂SO₄+Fe₂O₃=Fe₂(SO₄)₃+3H₂O
3H₂SO₄+2Fe(OH)₃=Fe₂(SO₄)₃+6H₂O

1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: оснований
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.2-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: оснований
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: оснований
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте каждое из ионных уравнений одним молекулярным уравнением.1-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: серы.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: S+O₂=SO₂; SO₂+H₂O=H₂SO₃; H₂SO₃+2K=K₂SO₃+H₅
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции сера-восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции соль диссоциирует и выделяет водород.2-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: серы.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: S+O₂=SO; SO₂+H₂O=H₂SO₃; H₂SO₃+Na=Na₂SO₃+H₂; Na₂SO₃=SO₂+Na₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции сера восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции оба оксида нерастворимы.3-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: меди.
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
В. Запишите молекулярные уравнения реакций превращений.
Ответ: 2Cu+O₂=2CuO; CuO+H₂SO₄=CuSO₄+H₂O; CuSO₄+2NaOH=Cu(OH) ₂+Na₂SO₄; Cu(OH)₂=CuO+H₂O; 2CuO=2Cu+O₂
Г. Рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД там, где это имеет место.
Ответ: 1) медь – восстановитель и кислород окислитель; 2) соль диссоциирует и вода; 3) соль растворяется и основание выпадает в осадок; 4) оба оксида нерасторимы; 5) остаются медь и кислород.

Задание 3 (дополнительное)


Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнений реакций получения хлорида бария.
Ответ: HCl+Ba=BaCl₂+H₂
2HCl+BaSO₄=BaCl₂+H₂SO₄
SrCl₂+BaSO₄=BaCl₂+SrSO₄

1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: солей
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.2-й уровень
Даны ионные уравнений химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: солей.
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: солей.
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте их молекулярными уравнениями.
1-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: лития.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4Li+O₂=2Li₂O; Li₂O+H₂O=2LiOH; 2LiOH+H₂SO₄=Li₂SO₄+2H₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции литий восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции соль растворима и остаются 2 молекулы воды.2-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: лития.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4Li+O₂=2Li₂O; Li₂O+H₂O=2LiOH; LiOH+HCl=LiCl+H₂O; LiCl+HNO₃=LiNO₃+H₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
В первой реакции литий восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции соль растворима и остается вода.3-й уровень
Дана схема превращений:

Читайте также:  Какое свойство воздуха позволяет нам видеть окружающее

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: лития.
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
В. Запишите молекулярные уравнения для реакций ионного обмена.
Ответ: 4Li+O₂=2Li₂O; Li₂O+H₂O=2LiOH; LiOH+HCl=LiCl+H₂O; 2LiOH+H₂SO₄=Li₂SO₄+2H₂O
Г. Там, где имеет место, рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД.
Ответ: 1) литий восстановитель, кислород окислитель; 3) остается нерастворимой вода; 4) остается вода.

Задание 3 (дополнительное)


Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнений реакций получения карбоната натрия.

Ответ: Na₂SO₄+BaCO₃=Na₂CO₃+BaSO₄
H₂CO₃+2NaCl=Na₂CO₃+2HCl
H₂CO₃+2Na=Na₂CO₃+H₂

1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: кислот.
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.2-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: кислот.
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Ответ: кислот.
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте ионные уравнения молекулярными уравнениями.1-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: фосфора.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4P+5O₂=2P₂O₅; P₂O₅+H₂O=H₃PO₄; 2H₃PO₄+6K=2K₃PO₄+3H₂
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции фосфор восстановитель, кислород окислитель. В последней реакции соль растворима и остается водород.2-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: фосфора.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4P+5O₂=2P₂O₅; P₂O₅+H₂O=H₃PO₄; 2H₃PO₄+6K=2K₃PO₄+3H₂; K₃PO₄+3AgCl=Ag₃PO₄+3KCl
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции фосфор восстановитель, кислород окислитель. В последней фосфат серебра выпадает в осадок.3-й уровень
Дана схема превращений:

Ответы на контрольную работу по теме «Свойства растворов электролитов»

А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Ответ: фосфора.
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
Ответ: 4P+5O₂=2P₂O₅; P₂O₅+H₂O=H₃PO₄; 2H₃PO₄+6K=2K₃PO₄+3H₂
K₃PO₄+3AgCl=Ag₃PO₄+3KCl; 2H₃PO₄+2Al=2AlPO₄+3H₂
В. Запишите молекулярные уравнения для реакций ионного обмена.
Г. Там, где это имеет место, рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД.
Ответ: 1) фосфор восстановитель, кислород окислитель; 3) остается водород; 4) фосфат серебра выпадает в осадок; 5) нерастворимая соль и водород остаются.

Задание 3 (дополнительное)


Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнения получения хлорида магния.
Ответ: 2HCl+Mg=MgCl₂+H₂; ZnCl₂+Mg=MgCl₂+Zn; 2NaCl+MgSO₄=MgCl₂+Na₂SO₄

Источник

Химия, 08.03.2019 22:03

Что знаете 7)укажи количество молекул простых веществ, участвующих в реакции: 2kmno4−→−tk2mno4+mno2+o2↑⏐⏐. ответ: . закончи фразу: «эта реакция относится к реакциям 8)выпиши количество ошибок, допущенных при характеристике реакции: 2kmno4−→−tk2mno4+mno2+o2↑⏐⏐. два сложных вещества образовали два новых сложных вещества и одно простое. это реакция замещения. ответ: количество ошибок — . допишите: эта реакция относится к реакциям 10)отметь утверждение и схему реакции, верные для реакций замещения. может быть несколько вариантов ответа. ac+b=ab+c cd+kb=ck+db из двух сложных веществ образуются два других сложных вещества из одного простого и одного сложного вещества образуются другое простое и другое сложное вещество 11)подсчитай, какой объём (л) углекислого газа выделяется (н. у.) при разложении 11 моль карбоната кальция: caco3=cao+co2↑. 12)отметь уравнения реакций замещения. может быть несколько вариантов ответа. 2koh+feso4=fe(oh)2+k2so4 ca+2h2o=h2↑⏐+ca(oh)2 2fecl2+cl2=2fecl3 2fe+2h2so4(разб.)=h2↑⏐⏐+2feso4 13)отметь утверждение и схему реакции, верные для реакции обмена. может быть несколько вариантов ответа. c+d=cd ad+bf=ab+df из нескольких сложных веществ образуется одно сложное в реакцию вступают два сложных вещества, образуются два других сложных вещества 14)отметь утверждение и схему реакции, верные для реакций замещения. может быть несколько вариантов ответа. ac+d=ad+c из двух сложных веществ образуются два других сложных вещества ak=a+k простое и сложное вещество образуют новое простое и новое сложное вещество 16)укажи, какое из утверждений верно для реакции соединения: в реакцию вступают одно простое и одно сложное вещество, образуются одно простое и одно сложное из нескольких веществ образуется сложное вещество любые реакции между простыми и сложными веществами в таких реакциях образуется несколько сложных веществ 22)укажи, какое из утверждений верно для реакции соединения: нет верного ответа среди предложенных в реакцию вступают одно простое и одно сложное вещество, образуются одно простое и одно сложное в реакцию вступают два простых вещества в таких реакциях всегда участвуют только простые вещества 23)укажи, какое из утверждений верно для реакции разложения: в таких реакциях образуются только простые вещества несколько веществ образуются из одного сложного вещества любые реакции между простыми веществами в реакцию вступают два вещества, а образуется одно простое вещество 24)укажи утверждение и схему реакции, верные для реакций замещения. может быть несколько вариантов ответа. образуется одно сложное вещество в реакцию вступают одно простое и одно сложное вещество, образуются одно простое и одно сложное вещество ak=a+k ad+b=ab+d 26)укажи количество молекул простых веществ, участвующих в реакции: 2kmno4−→−tk2mno4+mno2+o2↑⏐⏐. ответ: . вставь пропущенное слово: «эта реакция относится к реакциям ». 27)выпиши количество ошибок, допущенных при характеристике реакции: 2naoh+h2s=na2s+2h2o. в реакцию вступили два сложных вещества, образовались два новых сложных вещества. это реакция соединения. ответ: количество ошибок — . допишите: эта реакция относится к реакциям 30)подсчитай, какой объём (л) углекислого газа (н. у.) образуется при сгорании 6 моль метана по реакции: ch4+2o2→2h2o+co2↑. 31)укажи уравнения реакций обмена. может быть несколько вариантов ответа. fe+s=fes 2koh+fes=fe(oh)2+k2s ca+2h2o=h2↑⏐+ca(oh)2 2koh+feso4=fe(oh)2+k2so4​

Читайте также:  Какие химические свойства проявляет цинк

Ответов: 1

Источник

Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

Зачем нужны ионные уравнения

Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации – вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H+, точнее, H3O+) и анионы хлора (Cl-). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na+ и Br- (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

Записывая “обычные” (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

HCl + NaOH = NaCl + H2O. (1)

Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H+ и Cl-. Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O. (2)

Это и есть полное ионное уравнение. Вместо “виртуальных” молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H2O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы – катионы Na+ и анионы Cl-. В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

H+ + OH- = H2O. (3)

Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H+ и OH- c образованием воды (реакция нейтрализации).

Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку – 2 балла.

Итак, еще раз о терминологии:

  • HCl + NaOH = NaCl + H2O – молекулярное уравнение (“обычное” уравнения, схематично отражающее суть реакции);
  • H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
  • H+ + OH- = H2O – краткое ионное уравнение (мы убрали весь “мусор” – частицы, которые не участвуют в процессе).

Алгоритм написания ионных уравнений

  1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
  2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем “в виде молекул”.
  3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
  4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ – краткое ионное уравнение.

Пример 1. Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

Решение. Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия – это две соли. Заглянем в раздел справочника “Свойства неорганических соединений”. Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl.

Таблица растворимости подсказывает нам, что BaSO4 действительно не растворяется в воде (направленная вниз стрелка, напомню, символизирует, что данное вещество выпадает в осадок). Молекулярное уравнение готово, переходим к составлению полного ионного уравнения. Обе соли, присутствующие в левой части, записываем в ионной форме, а вот в правой части оставляем BaSO4 в “молекулярной форме” (о причинах этого – чуть позже!) Получаем следующее:

Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = BaSO4↓ + 2Cl- + 2Na+.

Осталось избавиться от балласта: убираем ионы-наблюдатели. В данном случае в процессе не участвуют катионы Na+ и анионы Cl-. Стираем их и получаем краткое ионное уравнение:

Ba2+ + SO42- = BaSO4↓.

А теперь поговорим подробнее о каждом шаге нашего алгоритма и разберем еще несколько примеров.

Как составить молекулярное уравнение реакции

Должен сразу вас разочаровать. В этом пункте не будет однозначных рецептов. Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что я смогу разобрать здесь ВСЕ возможные уравнения реакций, которые могут встретиться вам на ЕГЭ или ОГЭ по химии.

Ваш помощник – раздел “Свойства неорганических соединений”. Если вы хорошо знакомы с четырьмя базовыми классами неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), если вам известны химические свойства этих классов и методы их получения, можете на 95% быть уверены в том, что у вас не будет проблем на экзамене с написанием молекулярных уравнений.

Оставшиеся 5% – это некоторые “специфические” реакции, которые мы не сможем перечислить. Не будем лить слез по поводу этих 5%, а вспомним лучше номенклатуру и химические свойства базовых классов неорганических веществ. Три задания для самостоятельной работы:

Читайте также:  Какие органические вещества проявляют амфотерные свойства

Упражнение 1. Напишите молекулярные формулы следующих веществ: оксид фосфора (V), нитрат цезия, сульфат хрома (III), бромоводородная кислота, карбонат аммония, гидроксид свинца (II), фосфат стронция, кремниевая кислота. Если при выполнении задания у вас возникнут проблемы, обратитесь к разделу справочника “Названия кислот и солей”.

Упражнение 2. Дополните уравнения следующих реакций:

  1. KOH + H2SO4 =
  2. H3PO4 + Na2O=
  3. Ba(OH)2 + CO2=
  4. NaOH + CuBr2=
  5. K2S + Hg(NO3)2=
  6. Zn + FeCl2=

Упражнение 3. Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме “Химические свойства основных классов неорганических соединений”.

Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие – оставить в “молекулярной форме”. Придется запомнить следующее.

В виде ионов записывают:

  • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
  • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH4OH);
  • сильные кислоты (H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4, HClO3, H2SeO4, …).

Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин “все остальные вещества”, и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют “огласить полный список” даю следующую информацию.

В виде молекул записывают:

  • все нерастворимые соли;
  • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH4OH и сходные с ним вещества);
  • все слабые кислоты (H2СO3, HNO2, H2S, H2SiO3, HCN, HClO, практически все органические кислоты …);
  • вообще, все слабые электролиты (включая воду!!!);
  • оксиды (всех типов);
  • все газообразные соединения (в частности, H2, CO2, SO2, H2S, CO);
  • простые вещества (металлы и неметаллы);
  • практически все органические соединения (исключение – растворимые в воде соли органических кислот).

Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.

Давайте тренироваться!

Пример 2. Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

Решение. Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O.

А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие – в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl – сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl2 – растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода – только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

Сu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2++ 2Cl- + 2H2O.

Пример 3. Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

Решение. Диоксид углерода – типичный кислотный оксид, NaOH – щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O.

CO2 – оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH – сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na2CO3 – растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода – слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

СO2 + 2Na+ + 2OH- = Na2++ CO32- + H2O.

Пример 4. Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

Решение. Сульфид натрия и хлорид цинка – это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

Na2S + ZnCl2 = ZnS↓ + 2NaCl.

Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

2Na+ + S2- + Zn2+ + 2Cl- = ZnS↓ + 2Na+ + 2Cl-.

Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

Упражнение 4. Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

  1. NaOH + HNO3 =
  2. H2SO4 + MgO =
  3. Ca(NO3)2 + Na3PO4 =
  4. CoBr2 + Ca(OH)2 =

Упражнение 5. Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

В следующей части статьи мы научимся составлять краткие ионные уравнения и разберем большое количество примеров. Кроме того, мы обсудим специфические особенности задания 31, которое вам предстоит решать на ЕГЭ по химии.

Продолжение статьи →

Источник