Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями
1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: кислот.
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.
Ответ: FeO+2HCl=H₂O+FeCl₂
FeO+2HNO₃=Fe(NO₃)₂+H₂O2-й уровень.
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: кислот
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень.
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте каждое из ионных уравнений одним молекулярным уравнением.
1-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ кальция.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 2Ca+O₂=2CaO; CaO+H₂O=Ca(OH)₂; Ca(OH)₂+2HNO₃=Ca(NO₃)₂+2H₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции ба– восстановитель; кислород – окислитель; в результате последней реакции соль диссоциирует на ионы и остаются 2 молекулы воды.3-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
В. Запишите молекулярные уравнения реакций превращений.
Ответ: Si+O₂=SiO₂; SiO₂+2NaOH=Na₂SiO₃+H₂O; Na₂SiO₃+2HCl=2NaCl+H₂SiO₃; H₂SiO₃=SiO₂+H₂O; SiO₂=Si+O₂; H₂SiO₃+2Na=Na₂SiO₃+H₂
Г. Рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД там, где это имеет место.
Ответ: 1) кремний – восстановитель; кислород – окислитель; 2) соль диссоциирует и образуется вода; 3) кислота выпадает в осадок и соль диссоциирует; 4) оксид и вода не диссоциирует; 5) кремний – окислитель и кислород восстановитель; 6) Na – восстановитель; H – окислитель.
Задание 3 (дополнительное)
Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнений реакций получения сульфата железа (III).
3H₂SO₄+2Fe=Fe₂(SO₄)₃+3H₂
3H₂SO₄+Fe₂O₃=Fe₂(SO₄)₃+3H₂O
3H₂SO₄+2Fe(OH)₃=Fe₂(SO₄)₃+6H₂O
1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: оснований
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.2-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: оснований
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: оснований
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте каждое из ионных уравнений одним молекулярным уравнением.1-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: серы.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: S+O₂=SO₂; SO₂+H₂O=H₂SO₃; H₂SO₃+2K=K₂SO₃+H₅
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции сера-восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции соль диссоциирует и выделяет водород.2-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: серы.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: S+O₂=SO; SO₂+H₂O=H₂SO₃; H₂SO₃+Na=Na₂SO₃+H₂; Na₂SO₃=SO₂+Na₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции сера восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции оба оксида нерастворимы.3-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: меди.
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
В. Запишите молекулярные уравнения реакций превращений.
Ответ: 2Cu+O₂=2CuO; CuO+H₂SO₄=CuSO₄+H₂O; CuSO₄+2NaOH=Cu(OH) ₂+Na₂SO₄; Cu(OH)₂=CuO+H₂O; 2CuO=2Cu+O₂
Г. Рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД там, где это имеет место.
Ответ: 1) медь – восстановитель и кислород окислитель; 2) соль диссоциирует и вода; 3) соль растворяется и основание выпадает в осадок; 4) оба оксида нерасторимы; 5) остаются медь и кислород.
Задание 3 (дополнительное)
Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнений реакций получения хлорида бария.
Ответ: HCl+Ba=BaCl₂+H₂
2HCl+BaSO₄=BaCl₂+H₂SO₄
SrCl₂+BaSO₄=BaCl₂+SrSO₄
1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: солей
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.2-й уровень
Даны ионные уравнений химических реакций:
А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: солей.
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:
А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: солей.
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте их молекулярными уравнениями.
1-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: лития.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4Li+O₂=2Li₂O; Li₂O+H₂O=2LiOH; 2LiOH+H₂SO₄=Li₂SO₄+2H₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции литий восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции соль растворима и остаются 2 молекулы воды.2-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: лития.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4Li+O₂=2Li₂O; Li₂O+H₂O=2LiOH; LiOH+HCl=LiCl+H₂O; LiCl+HNO₃=LiNO₃+H₂O
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
В первой реакции литий восстановитель и кислород окислитель. В последней реакции соль растворима и остается вода.3-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: лития.
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
В. Запишите молекулярные уравнения для реакций ионного обмена.
Ответ: 4Li+O₂=2Li₂O; Li₂O+H₂O=2LiOH; LiOH+HCl=LiCl+H₂O; 2LiOH+H₂SO₄=Li₂SO₄+2H₂O
Г. Там, где имеет место, рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД.
Ответ: 1) литий восстановитель, кислород окислитель; 3) остается нерастворимой вода; 4) остается вода.
Задание 3 (дополнительное)
Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнений реакций получения карбоната натрия.
Ответ: Na₂SO₄+BaCO₃=Na₂CO₃+BaSO₄
H₂CO₃+2NaCl=Na₂CO₃+2HCl
H₂CO₃+2Na=Na₂CO₃+H₂
1-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: кислот.
Б. Для любого из приведенных ионных уравнений (по выбору) запишите два молекулярных уравнения.2-й уровень
Даны ионные уравнения химических реакций:
А. Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: кислот.
Б. Закончите ионные уравнения.
В. Для одного из законченных и одного из незаконченных в задании ионных уравнений (по выбору) запишите по одному молекулярному уравнению.3-й уровень
Даны левые части ионных уравнений химических реакций:
А. Свойства каких классов электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Ответ: кислот.
Б. Допишите ионные уравнения.
В. Конкретизируйте ионные уравнения молекулярными уравнениями.1-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: фосфора.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4P+5O₂=2P₂O₅; P₂O₅+H₂O=H₃PO₄; 2H₃PO₄+6K=2K₃PO₄+3H₂
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции фосфор восстановитель, кислород окислитель. В последней реакции соль растворима и остается водород.2-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: фосфора.
Б. Запишите молекулярные уравнения данных превращений.
Ответ: 4P+5O₂=2P₂O₅; P₂O₅+H₂O=H₃PO₄; 2H₃PO₄+6K=2K₃PO₄+3H₂; K₃PO₄+3AgCl=Ag₃PO₄+3KCl
В. Рассмотрите первую реакцию в свете ОВР, а последнюю – в свете ТЭД.
Ответ: в первой реакции фосфор восстановитель, кислород окислитель. В последней фосфат серебра выпадает в осадок.3-й уровень
Дана схема превращений:
А. Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Ответ: фосфора.
Б. Заполните пропуски звеньев в этой цепочке.
Ответ: 4P+5O₂=2P₂O₅; P₂O₅+H₂O=H₃PO₄; 2H₃PO₄+6K=2K₃PO₄+3H₂
K₃PO₄+3AgCl=Ag₃PO₄+3KCl; 2H₃PO₄+2Al=2AlPO₄+3H₂
В. Запишите молекулярные уравнения для реакций ионного обмена.
Г. Там, где это имеет место, рассмотрите уравнения в свете ОВР и в свете ТЭД.
Ответ: 1) фосфор восстановитель, кислород окислитель; 3) остается водород; 4) фосфат серебра выпадает в осадок; 5) нерастворимая соль и водород остаются.
Задание 3 (дополнительное)
Запишите одно (1-й уровень), два (2-й уровень), три (3-й уровень) ионных и молекулярных уравнения получения хлорида магния.
Ответ: 2HCl+Mg=MgCl₂+H₂; ZnCl₂+Mg=MgCl₂+Zn; 2NaCl+MgSO₄=MgCl₂+Na₂SO₄
Источник
Определение
Электролитами называют вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток.
К электролитам относят большинство неорганических соединений и растворимые соли органических кислот. Большинство органических соединений не проводят электрический ток и относятся к неэлектролитам.
Согласно теории электролитической диссоциации, предложенной С. Аррениусом, для количественной оценки диссоциации используют количественный показатель – степень диссоциации.
Определение
Степень диссоциации ($alpha$) – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы $(N_{textrm{общ}})$ к общему числу частиц, введенных в раствор$(N_{textrm{дисс.}})$:
$alpha =dfrac{N_{textrm{дисс.}}}{N_{textrm{общ}}}$
Степень диссоциации зависит от следующих факторов:
от концентрации раствора слабого электролита. При разбавлении водой степень диссоциации всегда увеличивается, т.к. увеличивается число молекул растворителя ($H_2O$) на одну молекулу растворенного вещества. По принципу Ле Шателье равновесие электролитической диссоциации в этом случае должно сместиться в направлении образования продуктов, т.е. гидратированных ионов.
от температуры раствора. Обычно при увеличении температуры степень диссоциации растет, т.к. активируются связи в молекулах, они становятся более подвижными и легче ионизируются.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
По степени диссоциации электролиты делятся на сильные ($alpha > 30%$) и слабые ($alpha < 30%$).
Все растворимые соли ( в том числе соли органических кислот) являются сильными электролитам. Кроме того, электролитами являются растворы кислот и щелочей (растворимых оснований), при этом сила кислот и оснований зависит от степени диссоциации:
Электролиты | ||
---|---|---|
Сильные $alpha$ >30% | Слабые $alpha$ < 30% | |
кислоты |
|
|
основания |
|
|
Определение
Сильные электролиты – это такие электролиты, которые в водных растворах (даже концентрированных) практически полностью диссоциируют на ионы. Степень диссоциации .стремится к единице (100%)
Сильные электролиты диссоциируют практически необратимо, поэтому в их водных растворах не содержится исходных молекул или негидратированных ионов, в уравнении диссоциации используют символ “$ rightarrow$”
Определение
Слабые электролиты – не полностью диссоциируют на ионы в водных растворах. Их степень диссоциации значительно меньше единицы, а в большинстве случаев стремится к нулю
Диссоциация слабых электролитов обратима, то есть одновременно с ней протекает и противоположный процесс – ассоциация, в уравнении используют символ “$Leftrightarrow$”
В растворах слабых электролитов преобладают не ионы, а недиссоциированные молекулы. Именно этим, например, объясняется, что растворы уксусной кислоты сохраняют запах даже при сильном разбавлении водой (обонятельные рецепторы реагируют на молекулы веществ, а не на ионы).
С точки зрения теории электролитической диссоциации можно рассматривать строение и свойства кислот, оснований и солей.
Определение
Кислоты – это электролиты, которые в растворе диссоциируют с образованием катионов только одного типа – гидратированных ионов водорода.
Диссоциация сильных кислот протекает в одну стадию, то есть одноступенчато, с одновременным отщеплением всех катионов водорода:
$H_2SO_4 rightarrow hspace{4pt} 2H^+ + SO_4^{2-}$
$HNO_3 rightarrow hspace{4pt} H^+ + NO_3^{-}$
Слабые кислоты диссоциируют многоступенчато (число ступеней диссоциации = числу атомов Н в кислоте):
I) $H_2CO_3 Leftrightarrow hspace{4pt} H^+ + HCO_3^{-}$ гидрокарбонат-ион
II) $HCO_3^{-} Leftrightarrow hspace{4pt} H^+ + CO_3^{2-}$ карбонат-ион
Определение
Основания – это электролиты, которые в растворе диссоциируют с образованием в качестве отрицательных ионов только гидроксид-анионов.
Диссоциация сильных оснований протекает в одну стадию, то есть одноступенчато при этом происходит отщепление сразу всех гидроксо-групп:
$NaOH rightarrow Na^+ + OH^-$
$Ca(OH)_2 rightarrow Ca^{2+} + 2OH^-$
Слабые основания диссоциируют многоступенчато (число ступеней = числу гидроксильных групп):
I) $Cr(OH)_3 Leftrightarrow hspace{4pt} OH^- + Cr(OH)_2^+$ катион дигидроксохрома (III)
II) $Cr(OH)_2^+ Leftrightarrow hspace{4pt} OH^- + Cr(OH)^{2+}$ катион гидроксохрома (III)
III) $Cr(OH)^{2+} Leftrightarrow hspace{4pt} OH^- + Cr^{3+}$ катион хрома (III)
Определение
Соли – это электролиты, которые диссоциируют в растворе с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка:
$mathrm{NaOH rightarrow Na^+ + OH^–}$
$mathrm{K_2SO_4 rightarrow 2K^+ + SO_4^{2–}}$.
Кислые соли диссоциируют с образованием катиона металла и сложного аниона, состоящего из водорода и кислотного остатка. Сложный анион затем диссоциирует на катион водорода и анион кислотного остатка:
I) $KH_2PO_4Leftrightarrow hspace{4pt} K^+ + H_2PO_4^{-} +$ дигидрофосфат-ион
II) $H_2PO_4^- Leftrightarrow hspace{4pt} H^+ + HPO_4^{2-}$ гидрофосфат-ион
III) $HPO_4^{2-}Leftrightarrow hspace{4pt} H^+ + PO_4^{3-}$ фосфат-ион
Основные соли диссоциируют с образованием аниона кислотного остатка и сложного катиона, состоящего из гидроксогруппы и металла. Сложный катион затем диссоциирует на гидроксид-ион и катион металла:
I) $(Fe(OH)_2)_2SO_4Leftrightarrow hspace{4pt} SO_4^{2-} + 2Fe(OH)_2^+$ катион дигидроксожелеза (III)
II) $Fe(OH)_2^+ Leftrightarrow hspace{4pt} OH^- + Fe(OH)^{2+}$ катион гидроксожелеза (III)
III) $Fe(OH)^{2+} Leftrightarrow hspace{4pt} OH^- + Fe^{3+}$ катион железа (III)
Источник
Тема: Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена.
Цели:
воспитания:
воспитывать аккуратность в ведении записей в тетрадях;
приучать к поддержанию чистоты и аккуратности рабочего места;
воспитывать умение общения в коллективе.
образования:
сформировать представление об основных положения ТЭД;
рассмотреть классификацию веществ в свете ТЭД;
рассмотреть классификацию электролитов по силе;
изучить условия протекания реакций ионного обмена до конца.
развития:
уметь формулировать определение понятиям “электролит”, “неэлектролит”, “электролитическая диссоциация”, “катод”, “анод”, “степень диссоциации”, “реакция ионного обмена”;
Изучив тему, следует
знать:
Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД. Условия течения реакций ионного обмена до конца.
уметь:
Писать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. Определять реакции ионного обмена, идущие до конца.
Оснащенность: компьютерная презентация «Теория электролитической диссоциации», таблица растворимости кислот, солей и оснований, дидактические материалы.
Оборудование: формулы веществ, опорные схемы; таблица растворимости, Na2 СО3, HСl, NaОН, Fe 2 (SO4 )3, пробирки.
План проведения занятий
Организационный момент
2.Актуализация
Входное тестирование (слайд) (да,нет)
Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ.
Скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих веществ.
Скорость химической реакции зависит от температуры.
Скорость химической реакции зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Скорость химической реакции зависит от катализатора.
Процесс распада электролита на ионы называется -гидротация
3.Мотивация занятия
Растворы широко применяются в различных сферах деятельности человека. Они имеют большое значение для живых организмов. Сложные физико-химические процессы в организмах человека, животных и растений протекают в растворах. В различных производственных и биологических процессах большую роль играют растворы электролитов. Свойства этих растворов объясняет теория электролитической диссоциации.
3. Объяснение нового материала
План :
1. Основные положения теории электролитической диссоциации
2. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД
3.Условия течения реакций ионного обмена до конца
1. Основные положения теории электролитической диссоциации
В первой половине 19 в. М. Фарадей ввел понятие об электролитах и неэлектролитах.
Электролиты– вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрических ток.
Неэлектролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток
К электролитам относятся соли, кислоты, основания. В молекулах этих веществ имеются ионные или ковалентные сильно полярные химические связи
К неэлектролитам относятся вещества, в молекулах которых имеются ковалентные неполярные или малополярные связи. Например, кислород, водород, многие органические вещества – глюкоза, сахароза, бензол, эфиры и др.
Для объяснения электропроводности растворов и расплавов солей, кислот, оснований шведский ученый С. Аррениус создал теорию электролитической диссоциации (1887 г.). Представления о диссоциации электролитов получили развитие в работах русских химиков И.А.Каблукова и В.А. Кистяковского. Они применили к объяснению процесса электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И. Менделеева.
1.Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворе делятся на электролиты и неэлектролиты.
___________________________- 1.водные растворы проводят эл.ток;
2.вещества с ионной и ковалентной полярной сязью;
3.Все растворимые кислоты, основания (щёлочи) и соли
___________________________- 1.водные растворы не проводят эл. ток);
2. вещества с ковалентной неполярной и слабополярной связью.
3.Все простые вещества, все оксиды и н/р кислоты, основания и соли.
Задание №1 Убери лишнее (неэлектролиты).Работа в в парах ( каждый неэлектролит 1 балл)
О2 , NaCl , K2SO4, CaCO3, H2SO4, NaOH, Mg(NO3)2, CO2, FeCl3, SО3, КOH, Al(NO3)3, CuCl2, BaSO4, Cu(OH)2, H2O,Na2CO3,.. AgCl, NaNO3, K2S.
_________________________________________________________________
2.В растворах электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы.
___________________________________________________- процесс распада электролита на ионы.
Механизм диссоциации электролитов:
Вещества с ионной связью Вещества с ковалентной связью
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ _______________________________
________________________ _______________________________
________________________ _______________________________
Задание №2: (каждый правильный ответ 1 балл)
1.Укажите вид связи и принадлежность данных веществ к электролитам и неэлектролитам: KCl, O2 , HNO3 ,CuO.
_________________________________________________________________
2.Назовите из перечня веществ электролиты (не забудьте воспользоваться таблицей растворимости !): BaCl2 , CaO, H2 SO4 , NaOH, Cl2 , Zn(OH)2
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.
__________________- электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид анионов – гидроксид-ионы ОН-.
МеОН = Me⁺ + OH⁻
___________________-электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид катионов – катионы водорода Н+
HКо = Н⁺ + Ко⁻
_____________________- сильные электролиты, образующие при диссоциации катионы металла и анионы кислотного остатка.
МеКо = Ме⁺ + Ко⁻
Задание № 3 Закончить уравнения диссоциации. (каждое верное уравнение 1 балл)
1 вариант
2 вариант
NaCl↔
NaOH↔
K2SO4↔
Mg(NO3)2↔
H2SO4↔
FeCl3↔
3 вариант
4 вариант
Al(NO3)3↔
Na2CO3↔
CuCl2↔
NaNO3↔
Ca(OH)2↔
K2S↔
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты
_________________________________________________________- число, показывающее, какая часть молекул распалась на ионы.
α = число молекул, распавшихся на ионы / общее число растворенных молекул
Сильные и слабые электролиты
________________________________________ (α → 1 или 100%)
-соли
-сильные кислоты
(H2SO4, HCl, HNO3, HClO4, HClO3, HBr, HI и др.)
– щелочи
(NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2 и др.)
_______________________________________ электролиты (α → 0)
– вода
– cлабые кислоты
(H2S, H2CO3, H2SiO3, HNO2, H3PO4, H2SO3, HCN, HF, и др.)
-нерастворимые в воде основания
(Cu(OH)2, Fe(OH)3 и др.)
– гидроксид аммония NH4OH
______________________________________- (Кд ) характеризует способность слабого электролита диссоциировать на ионы.
Чем > Кд, тем легче электролит распадается на ионы.
Кд (H2O) = 1,8 · 10-16 Кд (NH4OH) = 1,8 · 10-5
Динамическая пауза .
Реакции ионного обмена до конца
Реакции, протекающие между ионами, называются ______________________________
Условия течения реакций обмена между сильными электролитами в водных растворах до конца:
образование малорастворимых веществ (осадки ↓)
образование газообразных или летучих веществ (↑)
образование малодиссоциирующих веществ – слабых электролитов (например, воды Н2О)
!!!!! Обратите внимание!
Если исходными веществами являются сильные электролиты, которые при взаимодействии не образуют малорастворимых или малодиссоциирующих веществ, то такие реакции не протекают. Например: 2NaCl + Ca(NO3)2 ≠ 2NaNO3 + CaCl2
4.4. Химический эксперимент.
Оборудование: формулы веществ, опорные схемы; таблица растворимости, Na2 СО3, HСl, NaОН, Fe 2 (SO4 )3, пробирки.
Объясните наблюдаемые явления.
5.Закрепление изученного материала
Закончи предложение, одним словом.
1 вариант.
Положительно заряженный электрод ……..
Направленное движение заряженных частиц ……
Отрицательно заряженные частицы ………..
Вещества, водные растворы которых не проводят эл. ток …….
Процесс распада электролита на ионы называется ……….
Электролиты, при диссоциации кот. в качестве анионов образуются гидроксид-ионы – ……..
2 вариант.
Отрицательно заряженный электрод – ……
Положительно заряженные частицы – ………
Процесс распада электролита на ионы – …….
Вещества, водные растворы кот. проводят электрический ток – ……..
Основоположник теории электролитической диссоциации – ……..
Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются ионы водорода – ……..
6.Домашнее задание. Л.2. ст.148-159
Творческое задание
7.Подведение итогов .
Каждое задание на уроке оценивается в 1 балл, посчитайте баллы, полученные на уроке, и оцените себя сами.
Максимальное количество баллов: 27 балла
Уровень А – 14 балла- «3»
Уровень В – 17 -21 балла- «4»
Уровень С – 22-27 балла – «5».
8.Рефлексия
Что было особенно интересно?
Что вызвало затруднения на уроке?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Выбрать смайлики:
веселое грустное устал
Рабочий лист студента
Фамилия Имя, группа__________________________________________
Тема:
Входное тестирование
Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ.
Скорость химической реакции зависит от концентрации реагирующих веществ.
Скорость химической реакции зависит от температуры
Скорость химической реакции зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
Скорость химической реакции зависит от катализатора.
Процесс распада электролита на ионы называется -гидротация
План:
1. . Основные положения теории электролитической диссоциации
2. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД
3.Условия течения реакций ионного обмена до конца
1.Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворе делятся на электролиты и неэлектролиты.
___________________________- 1.водные растворы проводят эл.ток;
2.вещества с ионной и ковалентной полярной сязью;
3.Все растворимые кислоты, основания (щёлочи) и соли
___________________________- 1.водные растворы не проводят эл. ток);
2. вещества с ковалентной неполярной и слабополярной связью.
3.Все простые вещества, все оксиды и н/р кислоты, основания и соли.
Задание №1 Убери лишнее (неэлектролиты).
О2 , NaCl , K2SO4, CaCO3, H2SO4, NaOH, Mg(NO3)2, CO2, FeCl3, SО3, КOH, Al(NO3)3, CuCl2, BaSO4, Cu(OH)2, H2O, Na2CO3,.. AgCl, NaNO3, K2S.
__________________________________________________________________
2.В растворах электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы.
___________________________________________________- процесс распада электролита на ионы.
Механизм диссоциации электролитов:
Вещества с ионной связью Вещества с ковалентной связью
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ _______________________________
________________________ _______________________________
________________________ _______________________________
Задание №2:
1.Укажите вид связи и принадлежность данных веществ к электролитам и неэлектролитам: KCl, O2 , HNO3 ,CuO.
____________________________________________________________________________
2.Назовите из перечня веществ электролиты (не забудьте воспользоваться таблицей растворимости !): BaCl2 , CaO, H2 SO4 , NaOH, Cl2 , Zn(OH)2
3.В расплавах или растворах ионы движутся хаотически. При пропускании электрического тока ионы приобретают направленное движение : катионы(+) движутся к катоду(-), анионы (-) к аноду (+).
Хаотичное движение
Движение ионов под действием электрического тока
–Свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.
__________________- электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид анионов – гидроксид-ионы ОН-.
МеОН = Me⁺ + OH⁻
___________________-электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид катионов – катионы водорода Н+
HКо = Н⁺ + Ко⁻
_____________________- сильные электролиты, образующие при диссоциации катионы металла и анионы кислотного остатка.
МеКо = Ме⁺ + Ко⁻
Задание № 3 Закончи уравнения диссоциации.
1 вариант
2 вариант
NaCl↔
NaOH↔
K2SO4↔
Mg(NO3)2↔
H2SO4↔
FeCl3↔
3 вариант
4 вариант
Al(NO3)3↔
Na2CO3↔
CuCl2↔
NaNO3↔
Ca(OH)2↔
K2S↔
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты
_________________________________________________________- число, показывающее, какая часть молекул распалась на ионы.
α = число молекул, распавшихся на ионы / общее число растворенных молекул
Сильные и слабые электролиты
________________________________________ (α → 1 или 100%)
-соли
-сильные кислоты
(H2SO4, HCl, HNO3, HClO4, HClO3, HBr, HI и др.)
– щелочи
(NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2 и др.)
_______________________________________электролиты (α → 0)
– вода
– cлабые кислоты
(H2S, H2CO3, H2SiO3, HNO2, H3PO4, H2SO3, HCN, HF, и др.)
-нерастворимые в воде основания
(Cu(OH)2, Fe(OH)3 и др.)
– гидроксид аммония NH4OH
______________________________________- (Кд ) характеризует способность слабого электролита диссоциировать на ионы.
Чем > Кд, тем легче электролит распадается на ионы.
Кд (H2O) = 1,8 · 10-16 Кд (NH4OH) = 1,8 · 10-5
Реакции ионного обмена до конца
Реакции, протекающие между ионами, называются ______________________________
Условия течения реакций обмена между сильными электролитами в водных растворах до