Съежиться какие свойства предметов и фактов использованы
Слова, одинаково звучащие, но не имеющий ничего общего в своём значении, называются омонимами: коса 1- орудие косьбы, коса2 – вид прически, коса3 – узкая полоска берега, выдающаяся далеко в воду.
Тем, что значения омонимов далеки друг, от друга, омонимы и отличаются от многозначных слов, которые сохраняют некоторую смысловую общность. Сравните: в клубах дыма – в клубах и домах культуры (клуб1 и клуб2 – омонимы) и зарыть в землю и родная земля (земля-многозначное слово; см. выше).
Омонимы создаются в языке разными путями:
- 1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц1 –луна и месяц2 –двенадцатая часть года;
- 2) в результате создания новых слов: ударник1 – часть затвора огнестрельного оружия или орудия (от удар с помощью суффикса –ник); ударник2 – передовой рабочий на. производстве (от ударный с помощью суффикса –ик);
- 3) в результате заимствования слов из других языков: лейка1 – сосуд для поливки цветов; лейка2 (заимствовано из немецкого языка) – вид фотоаппарата.
Упражнение 1. Выпишите слова, которые можно обобщить словом науки, а затем те слова, которые можно обобщить словом искусства.
Математика, география, поэзия, живопись, физика, химия, скульптура, биология, музыка.
2. Следующий список слов разбейте на группы в соответствии с общими свойствами понятий, которые этими словами обозначаются. Назовите каждую группу обобщающим (родовым) словом или словосочетанием.
Образец: радио, телеграф, телефон – средства связи.
Ромб, радость, весна, скрипка, топор, радио, поэма, квадрат, печаль, лето, молоток, басня, телеграф, виолончель, рубанок, зима, повесть, треугольник, восторг, осень, телефон, контрабас, пила, роман.
3. Из следующих примеров в левый столбец выпишите слова, обозначающие более общие понятия, а в правый – слова, обозначающие относящиеся к первым частные понятия.
Образец. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья (общее понятие – деревья; частное – липы).
- 1) Птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью. (Т.) 2) Явился Фома, причёсанный, затянутый, в сапогах и с собаками. Я ради приличия полюбовался глупыми животными (борзые – все чрезвычайно глупы). (Т.) 3) Приезжий с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, – словом, не пропустил ни одного значительного чиновника. (Г.) 4) Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом». (А.) 5) Неизвестно откуда возьмутся не свойственные горам цветы, кусты и деревья: незабудка, дикий нарцисс, тальник и берёзка.
- 4. Укажите, чем неправильны следующие предложения, и напишите их в исправленном виде.
- 1) Целые дни дядя Ерошка проводил в лесу, охотясь на зверей: кабанов, оленей, фазанов.
- 2) Густо разрослись роскошные деревья: мощные дубы, стройные ясени, орешник, жимолость, папоротники с их словно кружевными листьями.
- 5. Объясните, на основании какого признака данные предметы так названы.
Черника, подосиновик, головастик, светлячок, овчарка, дворняжка, одеяло, мыло, шило, шиповник, рожок, соратник.
6. Какие свойства предметов и факты использованы для обозначения следующих действий?
Съёжиться, петушиться, стушеваться, обуздать, ошеломить, стрелять, смутить, обосновать.
7. Какие слова употреблены в переносном смысле в следующих выражениях?
Горячая любовь, кипучая энергия, тёмные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование, золотое сердце.
Замените эти выражения близкими по смыслу.
- 8. Укажите, вместо каких слов и выражений употреблены выделенные слова.
- 1) Аудитория была очень внимательна. 2) Наши школьники любят и читают Маяковского. 3) Наш класс хорошо учится. 4) «…Я три тарелки съел». (Кр.) 5) Фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в гранёном хрустале. (П.) 6) «Вот голова, какой в России нет!» (Гр.)
- 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова и выражения, употреблённые в переносном смысле.
- 1) Вот охват…вает ветер стаи волн об…ятьем крепким и бр…сает их с размаха в дикой злоб… на утёсы, разб…вая в пыль и брызги изумрудные гр…мады. (М. Г.)
- 2) Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присзо…ло себе насидьстве…ой лозой
И труд, и собственность, и время земледельца. (П.)
3) Душно! Без счастья и воли Грянь над пучиною моря,
Ночь бе…конечно дли..а. В поле, в лесу засвищи,
Буря бы грянула, что ли! Чашу вселенского горя
Чаша с краями полна! Всю расплещи!..
- (Н. А. Н е к р а с о в.)
- 10. Спишите. Объясните, в каких значениях употреблены выделенные слова в следующих предложениях:
- 1) Выстроили новый дом. Под каждым ей (стрекозе) листком был готов и стол и дом. (Кр.) Дом вести – не лапти плести. (Посл.)
- 2) Купил чёрного хлеба. Хозяйка вынула хлеб из печки. Хлеб ссыпали в элеваторы. Хлеба уродились хорошие. Горек чужой хлеб.
- 3) Язык не лопатка: знает, что сладко. (Посл.) Язык до Киева доведёт. (Посл.) Без языка и колокол нем. (Даль.) О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.)
- 11. Спишите. Укажите, в каком из предложений слово вещь значит: 1) всё окружающее; 2) предметы материального мира; 3) мебель; 4) одежда; 5) имущество; 6) багаж; 7) факт, случай; 8) театральная постановка; 9) произведение искусства.
- 1) В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2) Сосед забрал свои вещи и уехал из города. 3) В чемодане лежали тёплые вещи. 4) Покарауль вещи, я схожу за билетами. 5) Художник выставил свои самые лучшие вещи. 6) В театре шла довольно забавная вещь. 7) Случилась удивительная вещь. 8) Вещи, находящиеся вне нас, воздействуют на наши органы чувств. 9) Надо иметь здравый взгляд на вещи.
- 12. Объясните одним словом или целым выражением, что значат выделенные слова.
- 1) Вывести пятно (уничтожить). Вывести букву, вывести узор, вывести фундамент, вывести цыплят.
- 2) Лёд идёт по реке. Снег идёт. Пар идёт изо рта. Время идёт быстро. Товар не идёт. На костюм идёт три метра материи. Шляпа мне не идёт. Сегодня идёт «Князь Игорь».
- 13. По «Толковому словарю русского языка» (под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, т. 1) или «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определите значения слов:
голова, золото, звено.
14. Составьте предложения, в которых был бы употреблён каждый из указанных
ниже омонимов.
Образец. Весь мир следит за успехами нашей науки.- Худой мир лучше доброй ссоры.
Мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, стать, рысь.
2.7 Синонимы
С и н о н и м а м и называются слова, различные по своему звучанию, но близкие или одинаковые по значению.
Например, в словосочетании жадный, скупой, корыстолюбивый старик все синонимы одинаково характеризуют скупость старика, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок: жадный – «желаю-
щий захватить себе побольше», скупой – «мало или вовсе ничего не дающий», корыстолюбивый – «любящий выгоду, корысть, деньги» В других словосочетаниях эти слова уже не будут синонимами, например: любопытство жадное, но не скупое; лучи солнца осенью скупые, но не жадные; волки жадны, но не скупы; корыстолюбивы могут быть только люди и т. п.
Так как слово многозначно, то в одном значении у него одни синонимы, в другом – другие, например: тихий голос – глухой, слабый, едва слышный; тихая езда – медленная, небыстрая, черепашьим шагом, еле-еле; тихий человек – скромный, смирный, кроткий; тихий сон – безмятежный, спокойный.
Синонимичными могут быть как пары, так и целые ряды слов. Стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово – член синонимического ряда, как правило, бывает и стилистически нейтральным. Так, в ряду синонимов упасть, свалиться, бухнуться, шлёпнуться, грохнуться глагол упасть стилистически нейтрален, а остальные члены этого синонимического ряда стилистически окрашены.
Стилистически окрашенные синонимы обладают особой экспрессивностью, т.е. степенью выразительности, яркости обозначения; например, вместо слова множество в выражении множество народу можно употребить такие экспрессивные синонимы: масса народу, народу тьма, бездна, гибель, уйма и т. п.
Синонимы играют огромную роль в речи: с их помощью один и тот же смысл можно выражать различными способами, они необходимы и для передачи тонких оттенков смысла.
Источник
§ 11. Многозначность слова.
Как мы видим, слово может иметь в языке не одно, а несколько значений. Свойство слова употребляться в разных значениях называется м н о г о з н а ч н о с т ь ю. Например, слово земля в русском литературном языке имеет следующие значения: 1) планета, на которой мы живём: Земля вращается вокруг Солнца; 2) реальная действительность в противоположность миру идеальному, воображаемому, небу (книжн., поэт., устар.): Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. (П.); 3) суша (в отличие от водных пространств): Наконец моряки увидели на горизонте землю; 4) почва, верхний слой коры нашей планеты: плодородная земля, пахать землю; 5) вещество тёмно-бурого цвета: песок смешан с землёй; засыпали ров землёй; 6) поверхность, по которой ходим, низ: упал на землю; 7) страна, государство, край, область: родная земля, земля отцов и дедов, Ростово-Суздальская земля; 8) участок, находящийся в чьём-либо владении: арендовать землю, приусадебная земля.
Если смысловая связь между разными значениями не потеряна, то они рассматриваются как значения одного и того же слова, а если потеряна, то они являются разными словами, например: ручка – маленькая рука и ручка – принадлежность для письма.
§ 12. Омонимы.
Слова, одинаково звучащие, но не имеющий ничего общего в своём значении, называются омонимами: коса 1– орудие косьбы, коса2 – вид прически, коса3 – узкая полоска берега, выдающаяся далеко в воду.
Тем, что значения омонимов далеки друг, от друга, омонимы и отличаются от многозначных слов, которые сохраняют некоторую смысловую общность. Сравните: в клубах дыма – в клубах и домах культуры (клуб1 и клуб2 – омонимы) и зарыть в землю и родная земля (земля–многозначное слово; см. выше).
Омонимы создаются в языке разными путями:
1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц1 –луна и месяц2 –двенадцатая часть года;
2) в результате создания новых слов: ударник1 – часть затвора огнестрельного оружия или орудия (от удар с помощью суффикса –ник); ударник2 – передовой рабочий на. производстве (от ударный с помощью суффикса –ик);
3) в результате заимствования слов из других языков: лейка1 – сосуд для поливки цветов; лейка2 (заимствовано из немецкого языка) – вид фотоаппарата.
Упражнение 1. Выпишите слова, которые можно обобщить словом науки, а затем те слова, которые можно обобщить словом искусства.
Математика, география, поэзия, живопись, физика, химия, скульптура, биология, музыка.
2. Следующий список слов разбейте на группы в соответствии с общими свойствами понятий, которые этими словами обозначаются. Назовите каждую группу обобщающим (родовым) словом или словосочетанием.
Образец: радио, телеграф, телефон – средства связи.
Ромб, радость, весна, скрипка, топор, радио, поэма, квадрат, печаль, лето, молоток, басня, телеграф, виолончель, рубанок, зима, повесть, треугольник, восторг, осень, телефон, контрабас, пила, роман.
3. Из следующих примеров в левый столбец выпишите слова, обозначающие более общие понятия, а в правый – слова, обозначающие относящиеся к первым частные понятия.
Образец. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо, кое-где на липах висят последние золотые листья (общее понятие – деревья; частное – липы).
1) Птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью. (Т.) 2) Явился Фома, причёсанный, затянутый, в сапогах и с собаками. Я ради приличия полюбовался глупыми животными (борзые – все чрезвычайно глупы). (Т.) 3) Приезжий с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, – словом, не пропустил ни одного значительного чиновника. (Г.) 4) Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом». (А.) 5) Неизвестно откуда возьмутся не свойственные горам цветы, кусты и деревья: незабудка, дикий нарцисс, тальник и берёзка.
4. Укажите, чем неправильны следующие предложения, и напишите их в исправленном виде.
1) Целые дни дядя Ерошка проводил в лесу, охотясь на зверей: кабанов, оленей, фазанов.
2) Густо разрослись роскошные деревья: мощные дубы, стройные ясени, орешник, жимолость, папоротники с их словно кружевными листьями.
5. Объясните, на основании какого признака данные предметы так названы.
Черника, подосиновик, головастик, светлячок, овчарка, дворняжка, одеяло, мыло, шило, шиповник, рожок, соратник.
6. Какие свойства предметов и факты использованы для обозначения следующих действий?
Съёжиться, петушиться, стушеваться, обуздать, ошеломить, стрелять, смутить, обосновать.
7. Какие слова употреблены в переносном смысле в следующих выражениях?
Горячая любовь, кипучая энергия, тёмные люди, седая старина, сердечный привет, зерно истины, дорога к будущему, глубоко продумать, широко обсудить, поставить вопрос на голосование, золотое сердце.
Замените эти выражения близкими по смыслу.
8. Укажите, вместо каких слов и выражений употреблены выделенные слова.
1) Аудитория была очень внимательна. 2) Наши школьники любят и читают Маяковского. 3) Наш класс хорошо учится. 4) «…Я три тарелки съел». (Кр.) 5) Фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в гранёном хрустале. (П.) 6) «Вот голова, какой в России нет!» (Гр.)
9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова и выражения, употреблённые в переносном смысле.
1) Вот охват…вает ветер стаи волн об…ятьем крепким и бр…сает их с размаха в дикой злоб… на утёсы, разб…вая в пыль и брызги изумрудные гр…мады. (М. Г.)
2) Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присзо…ло себе насидьстве…ой лозой
И труд, и собственность, и время земледельца. (П.)
3) Душно! Без счастья и воли Грянь над пучиною моря,
Ночь бе…конечно дли..а. В поле, в лесу засвищи,
Буря бы грянула, что ли! Чашу вселенского горя
Чаша с краями полна! Всю расплещи!..
(Н. А. Н е к р а с о в.)
10. Спишите. Объясните, в каких значениях употреблены выделенные слова в следующих предложениях:
1) Выстроили новый дом. Под каждым ей (стрекозе) листком был готов и стол и дом. (Кр.) Дом вести – не лапти плести. (Посл.)
2) Купил чёрного хлеба. Хозяйка вынула хлеб из печки. Хлеб ссыпали в элеваторы. Хлеба уродились хорошие. Горек чужой хлеб.
3) Язык не лопатка: знает, что сладко. (Посл.) Язык до Киева доведёт. (Посл.) Без языка и колокол нем. (Даль.) О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.)
11. Спишите. Укажите, в каком из предложений слово вещь значит: 1) всё окружающее; 2) предметы материального мира; 3) мебель; 4) одежда; 5) имущество; 6) багаж; 7) факт, случай; 8) театральная постановка; 9) произведение искусства.
1) В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2) Сосед забрал свои вещи и уехал из города. 3) В чемодане лежали тёплые вещи. 4) Покарауль вещи, я схожу за билетами. 5) Художник выставил свои самые лучшие вещи. 6) В театре шла довольно забавная вещь. 7) Случилась удивительная вещь. 8) Вещи, находящиеся вне нас, воздействуют на наши органы чувств. 9) Надо иметь здравый взгляд на вещи.
12. Объясните одним словом или целым выражением, что значат выделенные слова.
1) Вывести пятно (уничтожить). Вывести букву, вывести узор, вывести фундамент, вывести цыплят.
2) Лёд идёт по реке. Снег идёт. Пар идёт изо рта. Время идёт быстро. Товар не идёт. На костюм идёт три метра материи. Шляпа мне не идёт. Сегодня идёт «Князь Игорь».
13. По «Толковому словарю русского языка» (под редакцией проф. Д. Н. Ушакова, т. 1) или «Словарю русского языка» С. И. Ожегова определите значения слов:
голова, золото, звено.
14. Составьте предложения, в которых был бы употреблён каждый из указанных
ниже омонимов.
Образец. Весь мир следит за успехами нашей науки.– Худой мир лучше доброй ссоры.
Мир, наряд, лук, лавка, лайка, ключ, печь, течь, стать, рысь.
Источник
Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?
Признак предмета – это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина – является предметом, а зеленая – это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:
И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.
А теперь назови как можно больше предметов:
а) красного цвета;
б) зелёного цвета;
в) чёрного цвета;
г) голубого цвета.
Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?
Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.
Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:
Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?
Назови как можно больше предметов:
а) круглой формы;
б) овальной формы;
в) квадратных;
г) прямоугольных.
Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?
Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:
А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.
Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, – мы сравниваем предметы между собой.
А теперь попробуй с помощью обозначений обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:
– красное яблоко.
Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.
ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ
Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.
Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.
Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.
Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?
1 загадка
2 загадка
3 загадка
4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
В каждом окошке найди нужный рисунок.
Источник