Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены

Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены thumbnail

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Афанасия Фета:
“Чудная картина”
“Бабочка”

Главные герои стихотворения “Сентябрьская роза” и их характеристика

  1. Роза. Запоздалая, сентябрьская. Красивая, гордая, смелая, улыбчивая. Настоящая царица.

План пересказа стихотворения “Сентябрьская роза”

  1. Мороз
  2. Улыбка розы
  3. Порхающая синица
  4. Дерзкая царица
  5. Холодная гряда
  6. Грудь хозяйки

Главная мысль стихотворения “Сентябрьская роза”
Последнее всегда кажется лучше и желанней.

Чему учит стихотворение “Сентябрьская роза”
Стихотворение учит стойкости, смелости, решительности. Учит не сдаваться обстоятельствам, с улыбкой принимать неудачи, удары судьбы. Учит ценить каждый миг.

Отзыв на стихотворение “Сентябрьская роза”
Мне очень нравится это стихотворение, хотя иногда кажется, что автор слишком переборщил со своим воодушевлением и стремлением превратить цветок в царицу. Но Фет всегда был влюбленным в красоту романтиком, и мог легко заразить своим романтизмом читателя. Я тоже восхищаюсь гордой розой, ее бесстрашием и умением с улыбкой смотреть в лицо смерти.

Анализ стихотворения “Сентябрьская роза”
Стихотворение написано Афанасием Фетом в 1890 году.
Жанр: элегия, пейзажная лирика.
Тема: надежда на скорое окончание зимы.
В стихотворении поэт рассказывает о розе, которая нежданно расцвела в осеннем саду. Автор пишет, что наступили морозы, что дни стояли короткие, но цветок все равно расцвел, так велика была в нем воля к жизни.
Последние осенние цветы всегда выглядят трогательно, их так мало после летнего изобилия, что каждый запоминается отдельно, каждый кажется самым прекрасным. Вот и эту розу автор сравнивает с царицей. Ее любят и бережно прижимают к груди, стремясь как можно дольше сохранить ее запоздалую красоту.
Поэт одушевляет розу, наделяет ее чувствами и эмоциями. Он гордится стойкостью этого нежного цветка, его дерзостью.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Сентябрьская роза”
Эпитеты: день быстролетней, порхающей синицей, безлиственных кустах, надежде неуклонной, холодной грядой, хозяйки молодой.
Метафоры: румянец уст.
Сравнения: выступать царицей.
Олицетворения: вздохом мороза, улыбнулась роза, разлучась с грядой.

Пословицы к стихотворению “Сентябрьская роза”
Кто духом упал, тот пропал.
Лучше поздно, чем никогда.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Что ни делается, все к лучшему.
Жизнь короткая, да слава долгая.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Сентябрьская роза”
В морозный, короткий сентябрьский день в саду расцвела последняя роза. Она словно царица появилась перед синицей, порхающей в пустых ветках, и передала птичке привет от весны.
Роза расцвела последней, была сорвана с грядки и прижата к груди своей молодой хозяйки.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Сентябрьская роза”

Читать стихотворение “Сентябрьская роза”
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

Источник

Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.

В стихотворении «Сентябрьская роза» главной героиней является один из красивейших представителей мира цветов – роза. Ее образ начинает завораживать, появившись в первом четверостишии. Она загадочна («странно улыбнулась»), знает себе цену («как дерзко выступать царицей»).

Использованные олицетворения настолько выразительны, что напоминают сказочных героев, дают возможность им ожить на страницах сочинения: «за вздохом мороза», «улыбнулась роза». Игра с этими образами позволяет читателю разыграть свое воображение. Намек автора на то, что под розой подразумевается образ девушки – прозрачен. В некоторые минуты даже становится непонятно чей же в большей степени это облик – девушки или розы – представляет поэт.

Стихотворение содержит глубоко философский смысл. Среди давно замерзших растений («в безлиственных кустах») в разгаре осени лишь роза демонстрирует свое великолепие. Стойкость, честолюбие, надежда и вера в лучшее – это то, что должен хранить в душе каждый человек, несмотря на внешние обстоятельства. Автор предан мысли, что мы должны ценить каждый счастливый миг в своей жизни. Сюжет стихотворения представляет собой своеобразный призыв к жизни, действию, который становится более понятным, судя по противопоставлениям (увядшие растения и цветущая роза). Выживание цветка в лютые морозы – это показательный пример силы не только растения, но и духа, воли человека в момент тяжелых эмоциональных переживаний.

Несомненно, четко прослеживается мысль автора и о том, что роза – это девушка, которая вызывает искренние чувства у автора. Он наслаждается красотой, грацией женщины, сравнивая ее с цветком. Благодаря неизменному принципу параллелизма, он рисует состояние природы и души.

Выразительные средства помогают более точно представить и понять образы: «вздохом утренним», «румянец уст», «прильнуть к груди», «с приветом вешним». Движение поэтической мысли помогает раскрыть повторяющийся звук «р», который производит звучание смелости, возвышения над остальными, торжества – то, что демонстрирует роза. Протяжность многократно повторяющихся гласных «е», «а» дают ощущение создания автором мелодии.

Таким образом, лирика А. А. Фета радует читателя естественным образом мира цветков. При этом наиболее чувственным и притягательным растением для автора становится роза. Она помогает поэту раскрыть свои переживания, желания, понять, как удивителен и неповторим мир, который нас окружает.

Вариант 2

В стихотворении Сентябрьская роза Фет использует образ цветка, который довольно часто наблюдается в его лирике. Вообще, роза как символ красоты является практически универсальным и известен поэтам и прежних и нынешних времен, и активно используется.

Интересным примером может служить своеобразная перекличка розы и соловья из есенинской Голубая, да веселая страна.. такая песнь красоты о красоте, но подобных примеров есть много и у других авторов.

На мой взгляд даже название этого стихотворения намекает на некоторую нелогичность красоты. Расцветать в сентябре – не лучший вариант, но красота создана для того чтобы проявляться в любых условиях и независимо от этих условий.

Фет наделяет свою розу антропоморфными качествами и появляется видимость, будто он описывает и какую-то личность или некоторые человеческие качества, которые хотел бы восхвалять. Роза расцветает не для того чтобы «дерзко выступать царицей» на самом деле она является царицей и дело даже не в рискованном поступке расцветать в сентябре. Дело в неуклонной надежде и характерной гордости, которой обладает роза.

Эта странная улыбка розы является чем-то совершенно особенным, «с приветом вешним на устах» – эта строка указывает на подлинную суть цветка, который хранит в себе весну и в этом его внутренняя суть, которая не меняется в зависимости от обстоятельств. Какой бы не был период года, роза выступает с приветом вешним, она несет красоту, а для чего? Автор предлагает тут такой ответ – «прильнуть последней, опьяненной, к груди хозяйки молодой».

Читайте также:  Какие свойства у льна

На поверхностном уровне эти строки читаются просто как исход быть сорванной, для того чтобы хозяйка сада могла восхититься этой красотой. Ведь роза, конечно, несет в себе красоту, но она сама навряд ли может собой восхищаться. Требуется зритель, некое другое создание, которое сможет вмещать в себя красоту и оценивать и именно для этого роза цвете в сентябре.

Конечно, строки о некой молодой хозяйке могут иметь и переносное, метафорическое значение. Однако не станем сюда углубляться, так как подобные описания и раздумья могут быть чрезмерно глубокими и трудными. Завершим только на намеке символизма сентябрьской розы как олицетворения преображения, которое происходит наперекор внешним факторам.

Сентябрьская роза

Источник

“Осенняя роза” анализ стихотворения Фета

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень “унылой порой, очей очарованьем”. Только ему приятна была “прощальная краса” и “пышное природы увяданье”. А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, “когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи”.

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что “осыпал лес свои вершины”, а “сад обнажил свое чело”. Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: “Дохнул октябрь”. И вдруг – обезличенность: “Георгины дыханьем ночи обожгло”.

Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость.

И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: “Но в дуновении мороза…” лишь одна роза “благоуханна и пышна”.

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от “дуновения мороза” последние цветы осени – георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей.

А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: “Царица роза”.

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза “между погибшими одна… благоуханна и пышна”. Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает.

Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит “жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня”.

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы “гаснущий день” – осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии.

А уж “жестоких испытаний” в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая “очертаньем и дыханьем весною” веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения “Осенняя роза”. Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям (“жестоким испытаньям”) и приближающейся старости (“злобе гаснущего дня”) роза своей красотой (“очертаньем”) и ароматом (“дыханьем”) напоминает ему о вечной молодости и красоте.

Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в “злобе гаснущего дня”, т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

Loading…

“Осенняя роза” анализ стихотворения Фета

Источник

В своей работе я обращаюсь к проблеме умения видеть прекрасное, замечать красоту в каждодневной суете и привлечь внимание к поэтическому слову.

Русские поэты всей душой любили и восхищались нежностью и красотой цветов, в своих стихотворениях они очень точно подчеркнули их достоинства.

Замечательный русский поэт-пейзажист Афанасий Афанасьевич Фет создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изучение которых является целью работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: проанализировать стихотворения Фета, рассмотреть их художественные особенности и сделать выводы.

Методика исследования – анализ, обобщение и систематизация.

Практическое значение работы заключается в развитии интереса к поэзии и умении видеть прекрасное рядом.

Данная тема очень актуальна – без красоты на­ша жизнь становится беднее. В связи с этим можно выдвинуть следующую гипотезу- учит нас чувствовать красоту.

3

Основная часть.

Образ цветов в лирике .

В стихотворениях особенно много цветов: это и «душистая сирень», и

« опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако, не менее прекрасен в лирике поэта скромный лесной цветок — ландыш, о нём говорится в небольшом стихотворении, которое называется «Первый ландыш».

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо – зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный. В нём соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

По древней русской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами , , и многих других.

На первый взгляд тема стихотворения очень проста – это весна в лесу. Основная мысль заключается в сравнении первого весеннего цветка с юной девой, которую переполняет новое непонятное ей чувство. Чтобы раскрыть эту идею, использует разнообразные поэтические приёмы и композиционно точно выстраивает это стихотворение.

В нём три строфы с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший:

… из-под снега … ярок …вздыхает

… лучей …. сны ….самой

…………. нега …. подарок …. благоухает

………….. твоей ….. весны …..молодой

Первые две строфы представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой. 1 – я строфа начинается риторическим обращением «О первый ландыш!» Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

…из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

В создании поэтической картины участвуют эпитеты: «девственная нега», «душистая чистота».

Читайте также:  Какие свойства научной речи есть

4

Давно замечено, что фетовское «первозданное» слово многомерно, точный лексический смысл его не всегда улавливается. Современники часто упрекали Фета в «неясности», затемнённости смысла многих поэтических метафор. Употребляя здесь слова « из-под снега», поэт, возможно, говорит нам о поздней весне, потому что ландыши обычно цветут в мае, или это слово употреблено не в прямом значении и является метафорой.

Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:

Л— « ландыш », «солнечных», «лучей»,

Н— « ландыш », «нега», «девственная», «солнечных»,

Ш— « ландыш », «просишь», «душистый».

1-я строфа связана со 2-й риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде первого ландыша-вестника весны. Во 2-й строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в 1 – й строфе.

В первом стихе 2-й строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-й строфе звучало: «…ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе 2-й строфы — образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом. «Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так возникает мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения. Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны.

В 3-й строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» — предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-й, и в 1-й строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

Стихотворение представляет собой монолог, обращённый к ландышу: О, первый ландыш! … ты просишь …….. ты пленителен.

Читая стихотворение , перед нами предстаёт во всей своей прелести русская весна с первым ландышем, просящим солнечных лучей, и прекрасная юная дева, стоящая на пороге светлого чувства любви, о котором сама ещё и не догадывается.

5

В 1859 году было написано стихотворение «Колокольчик». Современная биология

выделяет целое семейство колокольчиковых. Самым распространенным в средней

полосе России является «колокольчик раскидистый», дикорастущее травянистое растение, цветки которого по форме похожи на маленький колокол. Кроме того, цветки обладают способностью позванивать на ветру, отсюда и народное название этого растения – «балаболка».

Стихотворение « Колокольчик» написано двусложным размером-хореем со множеством пиррихиев, которые придают мелодичность, неторопливость звучанию. В 1-й строфе говорится о звоне поддужного колокольчика, но не совсем уверенно-« как будто … прозвенел». В ночной тишине трудно понять, кому принадлежит звон.

Ночь нема, как дух бесплотный,

Теплый воздух онемел;

Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел.

2-я строфа представляет собой одно вопросительное предложение, автору непонятно, что нарушает ночную тишину:

Тот ли это, что мешает

Вдалеке лесному сну

И, качаясь, набегает

На ночную тишину?

В 3-й строфе появляется предположение:

Или этот, чуть заметный:

В цветнике моем и днем,

Узкодонный, разноцветный,

На тычинке под окном?

Поэт как будто не может отличить дорожного колокольчика от цветка колокольчика – и тот, и этот характерно «звенят» в ночи. Который из них на этот раз?

Не просто анализировать многие стихотворения , зато легко проникнуться их настроением, интонацией, музыкой. Простые на первый взгляд строчки, полны глубокой философии, расширяющей пространство души поэта. Порой трудно понять авторский замысел, смысл стихотворения. Колокольчик – это, скорее всего, символический образ. Стихотворение начинается с описания ночи: «Ночь нема, как дух бесплотный…», а в 3-й строфе прослеживается картина дня: «В цветнике моём и днём…» – меняется световой фон текста, становится светлее, пространство увеличивается ( лес,

6

цветник). Это тоже символично. В стихотворении нет ярких образов, насыщенных

эпитетов, нет излишних украшений. Фет использует естественную разговорную интонацию, и лирический герой становится нам ближе и понятнее.

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный поэт-пейзажист, он создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изображая природу весной, летом, осенью, зимой. Для Фета осень – пора угасания, увядания, застоя, безвременья. Она вызывает чувство тоски, отчаяния, уныния. Но, действительно, как сказал Николай Рубцов, « светлеет грусть, когда цветут цветы», и это мы видим, читая стихотворения «Осенняя роза» и «Сентябрьская роза».

Стихотворение «Осенняя роза» написано 18 сентября 1886 года.

На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.

умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении : Листья облетели в саду и в лесу. Он пишет:

Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…

Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.

В первых двух строчках он использует аллитерацию, звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов : осыпал, обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.

Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины – они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.

Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста – описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:

Осыпал сад свои вершины

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Лес обнажил своё чело

_ _ _ _/ _ _/ _ _/

Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.

7

Стихотворение «Сентябрьская роза» написано 22 ноября 1890 года.

Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. , используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры – помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.

Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает. Эпитеты не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

(«Сентябрьская роза»)

Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное – радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения, одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,

Читайте также:  Какие свойства основные или кислотные проявляет оксид серы iv

Как странно улыбнулась роза…

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.

При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны – счастливое пробуждение природы ( « трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела») и предчувствие любви ( «необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной»). Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в

8

описание неожиданно яркие, зримые образы: «у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.

Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения :имаем атмосферу весны, “лени берёза”едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,—

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь

Не одну ты житейскую грозу,—

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу.

Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза – символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:

Если радует утро тебя

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Повторы придают эмоциональную насыщенность:

Если радует ….если веришь…

Хоть на миг….. хоть кого

Эту розу…

сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.

писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,-

9

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

Мотив красоты – ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.

Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика ( гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.

10

Заключение.

Мир цветов – мир красоты.

учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорож­денных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют лю­дей на свадьбе и в праздники. И до­ма, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится на­ша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное – рядом, и мир прекрасен!

За нами шум и пыльные хвосты-

Всё улеглось! Одно осталось ясно –

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы.

( Н. Рубцов)

11

Список литературы:

Фет дождь – Тула: Приокское книжное издательство,1983г. Фет , поэмы – М.: Художественная литература, 1980г. Григорьев поэзии XIX-XX веков – М.: Наука, 1985г. О поэтике – Литература в школе №8, 2000г.

12

Приложение.

Фета.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей, весны!

Так дева в первый раз вздыхает,

О чём, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Осенняя роза.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

13

Сентябрьская роза.

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

Роза

У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

14

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь,—

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветания

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.

15

Источник