С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни франк
Матвей628 6 лет назад Человек был создан Богом совершенным. Но в результате грехопадения человек стал тем, кем он есть сейчас. В нашей земной жизни нет очевидного смысла, так как утеряно главное – связь с Творцом. Эту связь инстинктивно и пытается найти человек, иногда тщетно в течение всей жизни. Стремление обрести смысл жизни связано именно с поиском совершенства, с поиском Бога, с поиском входа в тот Рай, из которого был изгнан Адам. система выбрала этот ответ лучшим Nelli4ka 3 года назад Человек, живя в этом мире, находит порой его несовершенным. Чтобы найти в себе силы жить дальше, при этом не просто существовать, а что-то делать (творить, приносить людям пользу, познавать окружающий мир и т.д.), ему часто приходится задаваться вопросами: зачем я живу, в чем смысл моей жизни? Каждый на эти вопросы формулирует свои ответы. Так или иначе, весь этот монолог происходит из того, что можно назвать рациональным, и речь здесь, конечно, идет о мышлении, которое является прямым результатом деятельности человеческого разума. Разум человека – это то, что так сильно отличает его от других представителей животного мира. strekoza 5 лет назад Если отвечать коротко, то это стремление обусловлено разумом, мышлением, интеллектом. Чем человек умнее, тем раньше он задаст себе вопросы: почему, для чего он живет, что нового он принесет в этот мир, чем он отличается от других. дольфаника 5 лет назад Смысл жизни начинают искать в зрелом возрасте, когда невольно сопоставляешь результат и прожитые годы. Смысл жизни показывает, насколько хорошо для себя жил человек. И тогда не найдя ответ на свой вопрос, человек копается в книгах и своей голове, ища формулу смысла жизни. Главное свойство человека его умение думать. Умный человек, чтобы сделать работу над ошибку проанализирует прошлое и найдет смысл своей жизни. Ленивый человек думать не станет, просто махнет рукой. Красное облако 3 года назад Предположу что с такими свойствами как мыслительный процесс. Человек разумное существо, ему важен тот самый поиск смысла жизни, то есть он в отличии от тех же животных не может жить полагаясь на базовые инстинкты (есть, спать, убегать, догонять и.т.п). Человеку важно понять зачем всё это нужно, ради чего стоит.. Эльмирчик 6 лет назад Когда у человека есть цель в жизни, тогда и есть стремление обрести смысл жизни, без цели жизнь становится бессмысленной и скучной! Знаете ответ? |
Источник
Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.
Важность проблемы
Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.
Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».
Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.
Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.
Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:
- Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
- Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
- Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
- Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.
Основные философские концепции смысла жизни
Гедонизм
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».
Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.
Эвдемонизм
Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, примат стремления к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.
Утилитаризм
Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.
Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.
Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Прагматизм
Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.
Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.
Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.
Этика долга
Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.
Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.
Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.
Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.
Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.
Источник
Очевидно, что наша жизнь, простой стихийный процесс изживания ее, пребывания на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас «самоцель». Она не может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда – хотим ли мы того или нет – живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это «что-то», будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся – для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем «смысла жизни» – мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения.
Жизнь наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь.
Чтобы быть осмысленной, наша жизнь – вопреки уверениям поклонников «жизни для жизни» и в согласии с явным требованием нашей души – должна быть служением высшему и абсолютному благу.
Абсолютным в смысле совершенной бесспорности мы можем признать только такое благо, которое есть одновременно и самодовлеющее, превышающее все мои личные интересы, благо, и благо для меня. Оно должно быть одновременно благом и в объективном и в субъективном смысле – и высшей ценностью, к которой мы стремимся ради нее самой, и ценностью, пополняющей, обогащающей меня самого.
Даже самая счастливая жизнь отравлена мукой вопроса “для чего” не имеет смысла в самой себе.
Мы стремимся не к той или иной субъективной жизни, как бы счастлива она ни была, и не к холодному, безжизненному объективному благу, как бы совершенно оно ни было само по себе: мы стремимся к тому, что можно назвать удовлетворением, пополнением нашей душевной пустоты и тоски; мы стремимся именно к осмысленной, объективно-полной, самодовлеюще-ценной жизни. Вот почему никакое отдельное, отвлеченно-определимое благо, будь то красота, истина, гармония и т.п. не может нас удовлетворить; ибо тогда жизнь, сама жизнь, как целое, и прежде всего – наша собственная жизнь, остается как бы в стороне, не объемлется всецело этим благом и не пропитывается им, а только извне, как средство, служит ему.
Наша эмпирическая жизнь, с ее краткостью и отрывочностью; с ее неизбежными тяготами и нуждами, с присущим ей стремлением к чему-то, вне ее находящемуся, очевидно не есть самоцель и не может ею быть; наоборот, первое условие осмысленности жизни, как мы видели, состоит именно в том, чтобы мы прекратили бессмысленную погоню за самой жизнью, бессмысленную растрату ее для нее самой, а отдали бы ее служению чему-то высшему, имеющему оправдание в самом себе. Но это высшее, в свою очередь, должно быть жизнью, жизнью, в которую вольется и которой всецело пропитается наша жизнь. Жизнь в благе, или благая жизнь, или благо, как жизнь – вот цель наших устремлений. И абсолютная противоположность всякой разумной жизненной цели есть смерть, небытие. Искомое благо не может быть только “идеалом”, чем-то бессмысленным и конкретно не существующим, оно должно быть живым бытием, и притом таким, которое объемлет нашу жизнь, и даст ей последнее удовлетворение именно потому, что оно есть выражение последнего, глубочайшего ее существа.
Конкретный пример – и более, чем пример – такого блага мы имеем в лице любви. Когда мы любим подлинной любовью, чего мы в ней ищем и что нас в ней удовлетворяет? Хотим ли мы только вкусить личных радостей от нее, использовать любимое существо и наше отношение к нему как средство для наших субъективных наслаждений? Это было бы развратом, а не подлинной любовью, и такое отношение прежде всего было бы само покарано душевной пустотой, холодом и тоской неудовлетворенности. Хотим ли мы отдать свою жизнь на служение любимому существу? Конечно, хотим, но не так, чтобы это служение опустошало или изнуряло нашу собственную жизнь; мы хотим служения, мы готовы на самопожертвование, даже на гибель ради любимого существа, но именно потому, что это служение, это самопожертвование и гибель не только радостны нам, но даруют нашей жизни полноту и покой удовлетворенности. Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое именно и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни, и тем осмысляет нашу жизнь. Понятия «объективного» и «субъективного» блага здесь равно недостаточны, чтобы выразить благо любви, – оно выше того и другого: оно есть благо жизни через преодоление самой противоположности между «моим» и «чужим», субъективным и объективным.
И, однако, любовь к земному человеческому существу сама по себе не дает подлинного, последнего смысла жизни. Если и любящий, и любимое существо охвачены потоком времени, ввергнуты в бессмысленный круговорот жизни, ограничены во времени, то в такой любви можно временно забыться, можно иметь отблеск и иллюзорное предвкушение подлинной жизни и ее осмысленности, но нельзя достигнуть последнего, осмысляющего жизнь, удовлетворения. Ясно, что высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь, само должно быть вечным. Ибо, как только мы помыслим, в качестве него, какое-либо временное состояние, будь то человеческой или мировой жизни, так возникает вопрос о его собственном смысле. Все временное, все, имеющее начало и конец, не может быть самоцелью, немыслимо как нечто самодовлеющее: либо оно нужно для чего-то иного – имеет смысл, как средство, – либо же оно бессмысленно. Ведь поток времени, эта пестрая, головокружительная кинематографическая смена одних картин жизни другими, это выплывание неведомо откуда и исчезновение неведомо куда, эта схваченность беспокойством и неустойчивостью непрерывного движения и делает все на свете «суетным», бессмысленным. Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности.
Моя жизнь может быть осмыслена, только если она обладает вечностью.
Это благо, следовательно, не только должно объективно быть истинным и не только восприниматься мною, как истинное (ибо в последнем случае не исключена возможность и сомнения в нем, и забвения его), но оно само должно быть самой Истиной, самим озаряющим меня светом знания.
Благо, совершенная жизнь, полнота и покой удовлетворенности и свет истины есть одно и то же, и в нем и состоит «смысл жизни».
Жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем само есть и жизнь, и Истина.
Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде всего, чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало общее условие ее осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума.
Чтобы обрести смысл жизни, человек должен найти абсолютное, высшее благо.
И где найти, как доказать существование Бога и примирить с ним и нашу собственную жизнь, и мировую жизнь в целом – во всем том зле, страданиях, слепоте, во всей той бессмыслице, которая всецело владеет ею и насквозь ее проникает? По-видимому, здесь остается только выбор: или честно и мужественно глядеть в лицо фактам жизни, как она есть на самом деле, или, трусливо спрятавшись от них, предаться мечтам о жизни, какой она должна была бы быть, чтобы имееть смысл. Но на что нужны, какую цену имеют такие бессильные мечты?
██ Семен Франк – Смысл жизни. ██ Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы “Крушение кумиров”. Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и “чистой философии” – и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.
Источник
2
0
Человек был создан Богом совершенным. Но в результате грехопадения человек стал тем, кем он есть сейчас.
В нашей земной жизни нет очевидного смысла, так как утеряно главное – связь с Творцом. Эту связь инстинктивно и пытается найти человек, иногда тщетно в течение всей жизни.
Стремление обрести смысл жизни связано именно с поиском совершенства, с поиском Бога, с поиском входа в тот Рай, из которого был изгнан Адам.
2
0
Если отвечать коротко, то это стремление обусловлено разумом, мышлением, интеллектом.
Чем человек умнее, тем раньше он задаст себе вопросы: почему, для чего он живет, что нового он принесет в этот мир, чем он отличается от других.
2
0
Человек, живя в этом мире, находит порой его несовершенным. Чтобы найти в себе силы жить дальше, при этом не просто существовать, а что-то делать (творить, приносить людям пользу, познавать окружающий мир и т.д.), ему часто приходится задаваться вопросами: зачем я живу, в чем смысл моей жизни?
Каждый на эти вопросы формулирует свои ответы. Так или иначе, весь этот монолог происходит из того, что можно назвать рациональным, и речь здесь, конечно, идет о мышлении, которое является прямым результатом деятельности человеческого разума. Разум человека – это то, что так сильно отличает его от других представителей животного мира.
1
0
Когда у человека есть цель в жизни, тогда и есть стремление обрести смысл жизни, без цели жизнь становится бессмысленной и скучной!
0
0
Смысл жизни начинают искать в зрелом возрасте, когда невольно сопоставляешь результат и прожитые годы. Смысл жизни показывает, насколько хорошо для себя жил человек. И тогда не найдя ответ на свой вопрос, человек копается в книгах и своей голове, ища формулу смысла жизни.
Главное свойство человека его умение думать. Умный человек, чтобы сделать работу над ошибку проанализирует прошлое и найдет смысл своей жизни. Ленивый человек думать не станет, просто махнет рукой.
0
0
Предположу что с такими свойствами как мыслительный процесс.
Человек разумное существо, ему важен тот самый поиск смысла жизни, то есть он в отличии от тех же животных не может жить полагаясь на базовые инстинкты (есть, спать, убегать, догонять и.т.п).
Человеку важно понять зачем всё это нужно, ради чего стоит..
На самом деле ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Во всяком случае для меня.
Поскольку я не люблю крайностей, то считаю оба желания: “не быть как все” и “быть не хуже других” не правильной жизненной мотивацией. Во первых, где найти эталон, как определить не хуже кого или лучше кого нужно жить, на что или на кого ровняться? На богатство, красоту, интеллект, на олигарха с недвижимостью в Испании? Если среднестатистический гражданин каждое утро будет думать о том, как ему стать не хуже какого нибудь миллионера, так и с ума сойти можно. Оба жизненных принципа, приведенных в вопросе могут привести к затяжной депрессии или к более серьезному диагнозу. Представьте девочку с обычной внешностью, которой мама всю жизнь внушает, что нужно быть лучше и красивей всех, не смешиваться с толпой и пр. Девочка повзрослев возненавидит всех красавиц и весь мир вокруг, поскольку обязательно найдется девочка красивее и стройнее или талантливее.
В гонке за первенство и ровнении на других может пройти вся жизнь, причем, своя собственная пролетит незаметно. Тогда зачем жить с оглядкой на других?
Безусловно, можно и нужно стремиться к росту и в знаниях, и в карьере, в семейном положении, материальном благополучии, в самосовершенствовании. НО, главное при этом сохранить свою индивидуальность! Для меня жизненное правило именно в этом. Так устроена жизнь. Кто то успешнее, кто то богаче, кто то красивее. Да ну и пусть. Я счастлива тем, что имею.
Спросите о смысле жизни тех двоих, кто в данный момент смотрят друг другу в глаза и вот-вот сорвут одежду от нестерпимого желания жить.
Спросите о смысле жизни хирурга, который сейчас делает сложнейшую операцию, у которого каждое мгновение – это жизнь, или смерть.
Спросите о смысле жизни того, кто в 10 раз смотрит любимый фильм на самом интересном месте.
Если вас тут же не пошлют искать смысл куда-то далеко, то самое мягкое, что скажут: “Давай с этим вопросом как-то попозже…”
Слова, за которыми нет дела – ложь, пустая болтовня, пустое битье языком по деснам. Эти слова истощают того, кто им придает значение. То, что вы называете анализом человеческой жизни – это пустое битье языком по деснам внутри вашей головы. Немудрено, что эти слова вытягивают из вас жизнь и приводят к состоянию, где смерть заберет вашу жизнь по причине ее бессмысленности, вы жизнь переводите в слова.
Жизнь, что такое жизнь, что значит жить- нет на этот вопрос единого ответа, так же как и нет единого ответа на вопрос “В чем же смысл жизни?”. Нам проще перечислить все то, что нам мешает жить; работа по будильнику, а не по зову сердца, постоянная не хватка времени- а точнее бездумная его трата, стрессы, головные боли, растрачивания себя по пустякам. Если взять и ответить на вопрос:” Зачем нам все это надо в нашей жизни?”, то наверное мы сможем наконец понять “Что такое жизнь?”
А теперь подобрались к самому главному, ведь жизнь так коротка и так хрупка, а значит надо знать что такое жить, зачем и как?
Жить- как много в этом маленьком и таком бесконечном слове, а значит жить- это бесконечно надеяться, бесконечно искать свой особый путь, бесконечно верить и радоваться любому подарку жизни.
Жить- это, постичь самого себя, понять свои устремления и верно направить их в нужное русло- иначе кто же нас поймет, если мы сами не хотим этого делать.
Жить- это просыпаться каждый новый день и оставлять все ошибки и проблемы в прошлом дне, не думать о счастливом будущем, а быть счастливым в настоящем и тогда будущее всегда будет светлым.
Жить- это значит творить добро, а не приобретать его.
Жить- значит любить больше чем любят тебя.
Жить- это счастье, радость и свет.
Жить- провожать и встречать то закат, то рассвет.
Жить- значит верить, любить и мечтать.
Жить- надо жить, а не годы считать.
Конечно, я весьма и весьма согласен с этим выражением, ибо повседневная практика показывает, что человек творит сообразно дру, данному ему. Почему высшее существо, довлеющее над всем миром -Бог представляется в образе совершенного мужчины с одушевленным лицом? Наверно, потому что сама природа человека требует, чтоб отображал то, что видит в повседневной жизни. Ещё одно интересное явление: помню во время культа Ленина даже образ Ленина у якутов был смонтирован по национальному менталитету: у дедушки Ленина были мудрые и узкие глаза, как у якутского охотника.
ЖИЗНЬ и есть смысл
не может быть смысла у смысла
жизнь не может быть бессмыслена
человек живет и значит в этом и есть смысл
человек не должен жить свою жизнь во имя чужего смысла
может, если хочет, но не обязан
он живет свой смысл
даже если его смысл не понятен другим людям
Источник