С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся

С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся thumbnail

На число

19.01.2017г

Для группы

МЦИ-16

предмет

Основы ИТ

Тема

Утверждаю

Зам. директора по УР

ГБПОУ ЭМК

_____________Хестанова А.К.

«___»_________________2017г

ПЛАН УРОКА

Тема: «Операционные системы»

Цель урока:

  • образовательная  – формулировать определения операционной системы; развивать логическое мышление учащихся; перечислять основные свойства операционной системы;

  • коррекционная – формирование и развития у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;

  • воспитательные – развитие навыков самостоятельного мышления

Задачи урока:

  • помочь учащимся получить представление об операционных системах ПК

  • научить их отличать друг от друга, знать их основные характеристики.

  • развитие логического мышления, познавательных интересов, умения конспектировать

Тип урока: комбинированное занятие.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран

Дидактическая оснащенность: компьютерная презентация

Методы контроля: устного контроля (беседа, опрос), практической работы за компьютером.

План урока:

Орг. момент (5 мин)

Актуализация знаний (10 мин)

Теоретическая часть (20 мин)

Физ минутка (2 мин)

Итог урока (5 мин)

Рефлексия: Разгадаем кроссворд (3 мин)

Ход урока:

I Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II Актуализация знаний

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

1.    Виды памяти компьютера?

2.    Для чего предназначена ВЗУ (внешняя память)?

3.    Что входит в состав внешней памяти?

III Теоретическая часть

1.    Понятие ОС, её функции.

2.    Виды ОС их основная характеристика

3.    Понятие о драйверах.

4.    Файловые менеджеры, их назначение

Операционные системы

Операционная система – набор специальных программ, обеспечивающих работоспособность компьютерной системы: управление аппаратурой и прикладными программами, интерфейс с пользователем.

Операционная система – это посредник между компьютером, пользователем и прикладными программами.

Операционная система выполняет  роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.

Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера — на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.

Этот процесс называется загрузкой операционной системы.

Функции операционной системы

•    осуществление диалога с пользователем;

•    ввод-вывод и управление данными;

•    планирование и организация процесса обработки программ;

•    распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);

•    запуск программ на выполнение;

•    всевозможные вспомогательные операции обслуживания;

•    передача информации между различными внутренними устройствами;

•   программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).

Операционная система для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:

В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:

1.    однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;

2.    однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;

3.    однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на “свою” задачу;

4.    многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.

Основные компоненты ОС:

Ядро, Драйверы устройств, интерфейс.

Ядро – переводит команды с языка программ на язык машинных кодов.

Драйвер (англ. driver) – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер.

Интерфейс (Interface) – досл. промежуточное лицо.

Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера.

Загрузка операционной системы

•    BIOS начинает поиск загрузчика ОС – поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам (гибким, жестким, CD-ROM)

•    поиск в загрузочном секторе  специальной программы-загрузчика ОС – Master Boot

•    если диск системный и программа-загрузчик на месте то она загружается в ОП и ей передается управление работой компьютера, если нет, то появляется сообщение “Non system disk” .

Читайте также:  Какие полезные свойства есть у ромашки

•    программа ищет файлы ОС на системном диске и загружает их в ОП в качестве программных модулей

•    Управление передается командному процессору

Виды операционных систем

Неграфические

•    MS DOS

Графические

•    Microsoft Windows

•    Mac OS

•    Linux 

Linux – ОС с графическим интерфейсом.

Операционная система Microsoft Windows – ОС с графическим интерфейсом, со встроенной сетевой поддержкой и развитыми многопользовательскими средствами.

Она предоставляет пользователю широкие возможности работы с мультимедиа, обработки текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

При завершении работы нельзя просто выключить компьютер, не завершив работу системы по всем правилам – это может привести к потере некоторых несохраненных данных. Для правильного завершения работы необходимо сохранить данные во всех приложениях, с которыми работал пользователь, завершить работу всех ранее запущенных DOS-приложений, открыть меню кнопки “Пуск” и выбрать команду “Завершение работы”.

Многозадачный режим работы

Режим работы ОС Microsoft Windows –многозадачный:

•    Пользователь может запустить сразу несколько прикладных программ и работать с ними одновременно.

•    Программы могут выполняться в фоновом режиме.

•    Для одновременного выполнения нескольких программ операционная система должна разделять между ними время работы процессора, следить за размещением этих программ и данных в памяти так, чтобы они не мешали друг другу (разделять память).

IV Итог урока. Закрепление материала

  1. Что такое ОС?

  2. Виды ОС?

  3. Перечислите функции ОС?

  4. Структура ОС?

  5. Заполните карточку (Посмотрите в свойствах компьютера данные об ОС и заполните таблицу)

Операционная система

ОЗУ

Тип системы

  • Видеоролик знакомство с операционной системой Windows 8

Разгадаем кроссворд.

в

г

с

в

и

р

у

с

р

к

д

а

р

а

з

р

е

ш

е

н

и

е

ф

н

о

и

е

п

к

р

к

л

а

в

и

а

т

у

р

а

а

т

к

д

р

а

й

в

е

р

о

а

л

з

м

о

н

и

т

о

р

н

я

д

р

о

к

д

и

н

о

с

т

ь

По горизонтали:

3. Заболевание компьютера.

4. Одна из характеристик монитора.

6. Устройство для ввода текста.

8. Программа, используемая для связи аппаратуры компьютера с операционной системой.

10. Устройство вывода информации.

По вертикали:

1. Устройство для работы с видеофрагментами.

2. Устройство для ввода графической информации в компьютер.

5. Вид информации, входящей в состав мультимедиа.

7. Устройство вывода звуковой информации.

9. Количество бит, отведенных для записи одного измерения звука.

11. Переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру

Источник

Краткое описание документа:

Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине “Информатика” предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может самостоятельно выбирать методические пути решения образовательных задач курса. И в соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать подходящие учебные пособия и дидактическое обеспечение. Обычно знакомство с операционной системой происходит на примере конкретной операционной системы, используемой в классе. Наиболее распространенными являются операционные системы: MS-DOS, версии Windows, Linux. Учебно-методической литературы и электронных обучающих программ об операционных системах и их приложениях достаточно много и выбрать оптимальную достаточно сложно.

Основная задача школьного курса информатики состоит в подготовке школьников как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. При этом большое внимание следует уделять теме «Программное обеспечение. Операционные системы». Научить работать на компьютере – это значит, прежде всего, научить взаимодействовать с операционной системой. Обычно пользователь, привыкший работать в какой-то определенной программой среде, сталкиваясь с незнакомой и непривычной ему обстановкой на экране, испытывает растерянность. Важно дать обучаемому не просто определенную сумму знаний работы с операционной системой, а развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Ведь в условиях стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения знания, полученные вчера, завтра становятся устаревшими. Обучаемый на основе своих знаний сам должен уметь сформулировать последовательность действий в той или иной ситуации. Необходимо выработать у учащихся навыкиприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Читайте также:  Какими химическими свойствами обладают спирты

Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе

1. Место курса информатики в учебном плане школы. Базисный учебный план

В 2004 году был принят новый базисный учебный план и федеральный компонент образовательного стандарта по информатике и ИКТ. Изменилось название предмета информатики на «Информатика и ИКТ». В 3-4 классах этот предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология». Включение такого модуля направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся. Однако в 1-2 классах информатику можно изучать за счёт часов «Технология» или за счёт компонента образовательного учреждения (для теоретической части). В 5-7 классах информатику можно изучать за счёт регионального и школьного компонентов, что делает курс информатики непрерывным. В основной школе информатика изучается за счёт федерального компонента: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа – в 9 классе. В 9 классе информатику можно изучать дополнительно ещё 1 час как предпрофильное обучение за счёт одного часа предмета «Технология», передаваемого в компонент образовательного учреждения. В старшей школе вводится профильное обучение, и информатика может быть представлена в выбранных профилях на одном из двух уровней – базовом или профильном. Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры в области информатики. Профильный уровень выбирается исходя из потребностей учащихся, и ориентирован на подготовку к последующей профессиональной деятельности или к профессиональному образованию. Число часов на информатику в различных классах может быть расширено за счёт регионального компонента. В старшей школе увеличить число часов можно за счёт школьного компонента путем введения обязательных курсов по выбору (так называемых элективных курсов). Универсальное (непрофильное) обучение в старшей школе включает предмет «Информатика и ИКТ» как базовый общеобразовательный предмет и изучается на базовом уровне в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю. Для различных профилей в старшей школе возможно увеличение часов до 6 в неделю за счёт регионального компонента и элективных курсов.

2. Структура и цели изучения информатики и ИКТ в школе

Решением коллегии Минобразования России было предложено использовать 3-х этапную структуру курса информатики средней школы с распределёнными целевыми установками:

Первый этап (1-6 кл.) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров на уроках математики, русского языка и других предметов.

Второй этап (7-9 кл.) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки по информатике. Он направлен на овладение методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Третий этап (10-11 кл.) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела:

Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.

Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии.

Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.

3. Стандарт образования по информатике

Государственный образовательный стандарт содержит нормы и требования, определяющие: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объём учебной нагрузки учащихся; уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; основные требования к обеспечению образовательного процесса. Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван: обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; сохранить единство образовательного пространства; защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье; установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования; предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

Читайте также:  Какие свойства присущи кристаллическим телам

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования: к месту курса информатики в учебном плане школы; к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям; к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта.

Изучение информатики и информационно- коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к информации.

4. Обязательный минимум содержания основныхобразовательных программ

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация. Информационная безопасность, информационная этика и право.

Информационные технологии

Основные устройства ИКТ. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходные материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Создание и обработка информационных объектов Тексты

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Базы данных

Поиск в готовой базе. Создание записей в базы данных.

5. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать: виды информационных процессов, примеры источников и приёмников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых ИКТ;

уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимой для хранения информации, скорость передачи информации; создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.

В Приложении подробно рассматриваются особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики.

Источник