С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся
На число | 19.01.2017г |
Для группы | МЦИ-16 |
предмет | Основы ИТ |
Тема |
Утверждаю
Зам. директора по УР
ГБПОУ ЭМК
_____________Хестанова А.К.
«___»_________________2017г
ПЛАН УРОКА
Тема: «Операционные системы»
Цель урока:
образовательная – формулировать определения операционной системы; развивать логическое мышление учащихся; перечислять основные свойства операционной системы;
коррекционная – формирование и развития у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательные – развитие навыков самостоятельного мышления
Задачи урока:
помочь учащимся получить представление об операционных системах ПК
научить их отличать друг от друга, знать их основные характеристики.
развитие логического мышления, познавательных интересов, умения конспектировать
Тип урока: комбинированное занятие.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран
Дидактическая оснащенность: компьютерная презентация
Методы контроля: устного контроля (беседа, опрос), практической работы за компьютером.
План урока:
Орг. момент (5 мин)
Актуализация знаний (10 мин)
Теоретическая часть (20 мин)
Физ минутка (2 мин)
Итог урока (5 мин)
Рефлексия: Разгадаем кроссворд (3 мин)
Ход урока:
I Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
1. Виды памяти компьютера?
2. Для чего предназначена ВЗУ (внешняя память)?
3. Что входит в состав внешней памяти?
III Теоретическая часть
1. Понятие ОС, её функции.
2. Виды ОС их основная характеристика
3. Понятие о драйверах.
4. Файловые менеджеры, их назначение
Операционные системы
Операционная система – набор специальных программ, обеспечивающих работоспособность компьютерной системы: управление аппаратурой и прикладными программами, интерфейс с пользователем.
Операционная система – это посредник между компьютером, пользователем и прикладными программами.
Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.
Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера — на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.
Этот процесс называется загрузкой операционной системы.
Функции операционной системы
• осуществление диалога с пользователем;
• ввод-вывод и управление данными;
• планирование и организация процесса обработки программ;
• распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
• запуск программ на выполнение;
• всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
• передача информации между различными внутренними устройствами;
• программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).
Операционная система для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:
В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;
3. однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на “свою” задачу;
4. многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.
Основные компоненты ОС:
Ядро, Драйверы устройств, интерфейс.
Ядро – переводит команды с языка программ на язык машинных кодов.
Драйвер (англ. driver) – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер.
Интерфейс (Interface) – досл. промежуточное лицо.
Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера.
Загрузка операционной системы
• BIOS начинает поиск загрузчика ОС – поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам (гибким, жестким, CD-ROM)
• поиск в загрузочном секторе специальной программы-загрузчика ОС – Master Boot
• если диск системный и программа-загрузчик на месте то она загружается в ОП и ей передается управление работой компьютера, если нет, то появляется сообщение “Non system disk” .
• программа ищет файлы ОС на системном диске и загружает их в ОП в качестве программных модулей
• Управление передается командному процессору
Виды операционных систем
Неграфические
• MS DOS
Графические
• Microsoft Windows
• Mac OS
• Linux
Linux – ОС с графическим интерфейсом.
Операционная система Microsoft Windows – ОС с графическим интерфейсом, со встроенной сетевой поддержкой и развитыми многопользовательскими средствами.
Она предоставляет пользователю широкие возможности работы с мультимедиа, обработки текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
При завершении работы нельзя просто выключить компьютер, не завершив работу системы по всем правилам – это может привести к потере некоторых несохраненных данных. Для правильного завершения работы необходимо сохранить данные во всех приложениях, с которыми работал пользователь, завершить работу всех ранее запущенных DOS-приложений, открыть меню кнопки “Пуск” и выбрать команду “Завершение работы”.
Многозадачный режим работы
Режим работы ОС Microsoft Windows –многозадачный:
• Пользователь может запустить сразу несколько прикладных программ и работать с ними одновременно.
• Программы могут выполняться в фоновом режиме.
• Для одновременного выполнения нескольких программ операционная система должна разделять между ними время работы процессора, следить за размещением этих программ и данных в памяти так, чтобы они не мешали друг другу (разделять память).
IV Итог урока. Закрепление материала
Что такое ОС?
Виды ОС?
Перечислите функции ОС?
Структура ОС?
Заполните карточку (Посмотрите в свойствах компьютера данные об ОС и заполните таблицу)
Операционная система
ОЗУ
Тип системы
Видеоролик знакомство с операционной системой Windows 8
Разгадаем кроссворд.
в
г
с
в
и
р
у
с
р
к
д
а
р
а
з
р
е
ш
е
н
и
е
ф
н
о
и
е
п
к
р
к
л
а
в
и
а
т
у
р
а
а
т
к
д
р
а
й
в
е
р
о
а
л
з
м
о
н
и
т
о
р
н
я
д
р
о
к
д
и
н
о
с
т
ь
По горизонтали:
3. Заболевание компьютера.
4. Одна из характеристик монитора.
6. Устройство для ввода текста.
8. Программа, используемая для связи аппаратуры компьютера с операционной системой.
10. Устройство вывода информации.
По вертикали:
1. Устройство для работы с видеофрагментами.
2. Устройство для ввода графической информации в компьютер.
5. Вид информации, входящей в состав мультимедиа.
7. Устройство вывода звуковой информации.
9. Количество бит, отведенных для записи одного измерения звука.
11. Переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру
Источник
Краткое описание документа:
Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине “Информатика” предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может самостоятельно выбирать методические пути решения образовательных задач курса. И в соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать подходящие учебные пособия и дидактическое обеспечение. Обычно знакомство с операционной системой происходит на примере конкретной операционной системы, используемой в классе. Наиболее распространенными являются операционные системы: MS-DOS, версии Windows, Linux. Учебно-методической литературы и электронных обучающих программ об операционных системах и их приложениях достаточно много и выбрать оптимальную достаточно сложно.
Основная задача школьного курса информатики состоит в подготовке школьников как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. При этом большое внимание следует уделять теме «Программное обеспечение. Операционные системы». Научить работать на компьютере – это значит, прежде всего, научить взаимодействовать с операционной системой. Обычно пользователь, привыкший работать в какой-то определенной программой среде, сталкиваясь с незнакомой и непривычной ему обстановкой на экране, испытывает растерянность. Важно дать обучаемому не просто определенную сумму знаний работы с операционной системой, а развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Ведь в условиях стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения знания, полученные вчера, завтра становятся устаревшими. Обучаемый на основе своих знаний сам должен уметь сформулировать последовательность действий в той или иной ситуации. Необходимо выработать у учащихся навыкиприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе
1. Место курса информатики в учебном плане школы. Базисный учебный план
В 2004 году был принят новый базисный учебный план и федеральный компонент образовательного стандарта по информатике и ИКТ. Изменилось название предмета информатики на «Информатика и ИКТ». В 3-4 классах этот предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология». Включение такого модуля направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся. Однако в 1-2 классах информатику можно изучать за счёт часов «Технология» или за счёт компонента образовательного учреждения (для теоретической части). В 5-7 классах информатику можно изучать за счёт регионального и школьного компонентов, что делает курс информатики непрерывным. В основной школе информатика изучается за счёт федерального компонента: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа – в 9 классе. В 9 классе информатику можно изучать дополнительно ещё 1 час как предпрофильное обучение за счёт одного часа предмета «Технология», передаваемого в компонент образовательного учреждения. В старшей школе вводится профильное обучение, и информатика может быть представлена в выбранных профилях на одном из двух уровней – базовом или профильном. Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры в области информатики. Профильный уровень выбирается исходя из потребностей учащихся, и ориентирован на подготовку к последующей профессиональной деятельности или к профессиональному образованию. Число часов на информатику в различных классах может быть расширено за счёт регионального компонента. В старшей школе увеличить число часов можно за счёт школьного компонента путем введения обязательных курсов по выбору (так называемых элективных курсов). Универсальное (непрофильное) обучение в старшей школе включает предмет «Информатика и ИКТ» как базовый общеобразовательный предмет и изучается на базовом уровне в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю. Для различных профилей в старшей школе возможно увеличение часов до 6 в неделю за счёт регионального компонента и элективных курсов.
2. Структура и цели изучения информатики и ИКТ в школе
Решением коллегии Минобразования России было предложено использовать 3-х этапную структуру курса информатики средней школы с распределёнными целевыми установками:
Первый этап (1-6 кл.) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров на уроках математики, русского языка и других предметов.
Второй этап (7-9 кл.) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки по информатике. Он направлен на овладение методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Третий этап (10-11 кл.) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.
В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела:
Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.
Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии.
Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.
3. Стандарт образования по информатике
Государственный образовательный стандарт содержит нормы и требования, определяющие: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объём учебной нагрузки учащихся; уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; основные требования к обеспечению образовательного процесса. Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван: обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; сохранить единство образовательного пространства; защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье; установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования; предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования: к месту курса информатики в учебном плане школы; к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям; к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта.
Изучение информатики и информационно- коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к информации.
4. Обязательный минимум содержания основныхобразовательных программ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация. Информационная безопасность, информационная этика и право.
Информационные технологии
Основные устройства ИКТ. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходные материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Создание и обработка информационных объектов Тексты
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Базы данных
Поиск в готовой базе. Создание записей в базы данных.
5. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать: виды информационных процессов, примеры источников и приёмников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых ИКТ;
уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимой для хранения информации, скорость передачи информации; создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.
В Приложении подробно рассматриваются особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики.
Источник