С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних

С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних thumbnail

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия не является врожденным свойством. Возникновение и развитие этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

2. Целостность это свойство восприятия, которое дает всегда целостный образ предмета, а не отдельные его характеристики. Способность целостного зрительного восприятия предметов также не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания.

3. Константность восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

4. Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

5. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро…). Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое?».

Помимо вышеперечисленных свойств восприятия выделяют и другие, например апперцепцию. Под апперцепцией восприятия понимают зависимость восприятия от жизненного опыта человека, выраженного в его знаниях, привычках, установках и др.

Виды восприятия. В зависимости от наличия цели восприятие разделяют на непреднамеренное и преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано нетипичными особенностями окружающих предметов (яркость, необычность), или соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

В зависимости от формы отражения восприятие делится на:

Восприятие движения. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект). Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Восприятие времени. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими «биологическими часами» назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь «заставляют» время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенные.

Читайте также:  Какими физическими свойствами характеризуются вещества с ионными

Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.

Нарушения восприятия бывают следующие:

1. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией.

2. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением либо с депрессией (при депрессии возможно временное отсутствие восприимчивости вплоть до уровня анестезии). Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

3. К нарушениям восприятия относится также (Зейгарник Б.) агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков, цветов, изображений. Агнозии могут быть разной степени выраженности, например человек может узнавать предметы, но не узнает модели этих предметов или их изображения на рисунке, либо не узнает формы предметов и т. п.

К нарушениям восприятия относятся разнообразные «обманы чувств».

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Они могут вызываться физическими, физиологическими и психическими причинами. Физические – восприятие ложки в стакане чая, воды (поломана). Физиологические – если надавить сбоку на глазные яблоки, то предмет раздваивается. Психологические – искажения вследствие контраста. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные линии, хотя фактически длина их одинакова).

Источник

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Свойства:

  1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
  2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

    • объединение разных элементов в целом;
    • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
  3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
  4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
  5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
  6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

Читайте также:  Каким свойством обладают экдизоны выделенные из женьшеня

Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

Итог:

Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.

Источник

Тестовые задания

2м/с («Психология общая»)

I вариант

1. Возрастная психология – это наука, изучающая:

а) психологические особенности и закономерности поведения и деятельности

людей, обусловленные их включением в социальные группы и существованием

в них, а также психологические характеристики самих этих групп;

б) психологические проблемы обучения и воспитания;

в) факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его

психики;

г) социально-психологические проявления человека, его взаимоотношения

с людьми, с группой?

2. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

        а) наглядно-образная;

        б) феноменальная;

        в) эмоциональная;

        г) словесно-логическая.

3.Чем человек по своей психике принципиально отличается от животных?
а) У него есть мышление;
б) У него развита способность к обучению;
в) У него нет инстинктов;

г) У него есть сознание.
4. Тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах

настроения, неуравновешенности и общей подвижности:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.

5. Определите вид внимания.

Сознательно ставя перед собой какую-нибудь цель, человек активно направляет свою деятельность с помощью усилий воли.

а) произвольное внимание;

б) непроизвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание;

г) отвлеченное внимание.

6. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в

деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) самооценка.

7. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями:

а) действенное;

б) словесно-логическое;

в) наглядно-образное;

г) активное.

8. Высшая степень проявления творческих способностей личности в определенной сфере жизнедеятельности называется:
а) одаренностью;
б) гениальностью;
в) талантом;
г) задатками.
9. Человек как представитель человеческого рода – это:

        а) индивид;

        б) ребенок;

        в) человек;

        г) личность.

10. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

        а) механической;

        б) логической;

        в) эмоциональной.

11. Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:

а) до н.э.

б) 19 в.

в) 17 в.

г) 3 в. н.э.

12. Кто написал первый трактат о душе:

а) Платон.

б) Демокрит.

в) Гиппократ.

г) Сократ.

д) Аристотель.

13. Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:

а) концентрация.

б)объем.

в) устойчивость.

г) переключение.

д) распределение.

14. Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это:

а) воля.

б) потребность.

в) страсть.

г) интерес.

д) инстинкт.

15. Психика-это:

а) отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга.

б) физиологическая функция нервной системы.

в) рефлекторная деятельность мозга.

г) субстрат материи головного мозга.

д) проявление души, познаваемое самонаблюдение.

16. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

а) предметность.

б) структурность.

в) целостность.

г) константность.

д) избирательность.

17. Сколько отраслей психологической науки существует сегодня:

а) 5.

б) 7.

в) 10.

г) более 15.

д) 12.

18. Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:

а) В.М. Бехтерев.

б) З. Фрейд.

в) В.М. Вундт.

г) Л.С. Выготский.

д) К.Д. Ушинский.

19. Темперамент был впервые описан:

а) Гиппократом.

б) Платоном.

в) Аристотелем.

г) А.И. Павловым.

20. Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:

а) темперамент.

б) способности.

в) характер.

г) память.

д) внимательность.

21. Мыслительная операция, посредством которой человек способен из

отдельных деталей получать представление о сущности вещей и явлений в целом:

а) анализ.

б) синтез.

в) сравнение.

г) классификация.

д) абстрагирование.

22. Как называется процесс, при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

а) воображение.

б) галлюцинации.

в) иллюзии.

г) адаптация.

д) синестезия.

23. Кто из ученых является основоположником метода психоанализа:

а) В.М. Бехтерев.

б) В.М. Вундт.

в) З. Фрейд.

г) Л.С. Выготский.

д) В.Я. Леонтьев.

24. Как называется человек, легко вступающий в контакт с окружающими людьми:

а) интроверт.

б)гиповерт.

в) гетероверт.

г)экстраверт.

25. Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:

а) интроверт.

б) экстраверт.

в) гетероверт.

г) гиповерт.

26. Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:

а) ощущения.

б) восприятие.

в) мышление.

г) воображение.

д) память.

27. Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой информации о предметах и явлениях окружающего мира:

а) ощущения.

б) восприятия.

в) мышление.

г) воображение.

д) память.

29. Установите соответствие между ведущим видом деятельности и соответствующим возрастом (по Д.Б. Эльконину):

дошкольный возраст учебно-профессиональная деятельность

подростковый возраст интимно-личностное общение

ранняя юность игровая деятельность

30. Определите тип темперамента (нужное подчеркнуть):

1. Все делает медленно, спо­койно, неторопливо. Когда с ним беседуешь, он медлен­но, помолчав, нето­ропливо монотонно рассказывать, если он не уверен, молчит, не отвечает на вопросы. Окружающие иногда беззлобно подтрунивают над его медлительностью, пытаются растормошить. Добродушный, крайне редко выходит из себя, его трудно и рассердить, и рассмешить (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

2. Стремительность и порывис­тость пациента сразу обращают на себя внимание. Его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечает торопливо, захлебываясь словами, резко жестикулируя. Увлекающаяся натура, всё поручения, за которые он берется, выполняет пылко и увле­ченно, даже страстно, успешно преодолевая встречающиеся труд­ности. Не умеет себя сдерживать, часто срыва­ется, по ничтожным поводам вспыхивает, как порох, говорит дерзости. Когда остынет, осознает, что нельзя так поступать (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

Читайте также:  Какие хим свойства характерны для метана

II вариант

1. Человек как представитель человеческого рода – это:

        а) индивид;

        б) ребенок;

        в) человек;

        г) личность.

2. Тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах

настроения, неуравновешенности и общей подвижности:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.

3. Определите вид внимания.

Сознательно ставя перед собой какую-нибудь цель, человек активно направляет свою деятельность с помощью усилий воли.

а) непроизвольное внимание;

б) произвольное внимание;

в) послепроизвольное внимание;

г) отвлеченное внимание.

4. Высшая степень проявления творческих способностей личности в определенной сфере жизнедеятельности называется:
а) одаренностью;
б) гениальностью;
в) талантом;
г) задатками.

5. Возрастная психология – это наука, изучающая:

а) психологические особенности и закономерности поведения и деятельности

людей, обусловленные их включением в социальные группы и существованием

в них, а также психологические характеристики самих этих групп;

б) психологические проблемы обучения и воспитания;

в) факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его

психики;

г) социально-психологические проявления человека, его взаимоотношения

с людьми, с группой?

6. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями:

а) действенное;

б) словесно-логическое;

в) наглядно-образное;

г) активное.

7. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

        а) наглядно-образная;

        б) феноменальная;

        в) эмоциональная;

        г) словесно-логическая.

8.Чем человек по своей психике принципиально отличается от животных?
а) У него есть мышление;
б) У него развита способность к обучению;
в) У него нет инстинктов;

г) У него есть сознание.

9. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

        а) механической;

        б) логической;

        в) эмоциональной.

10. Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:

а) до н.э.

б) 19 в.

в) 17 в.

г) 3 в. н.э.

11. Кто написал первый трактат о душе:

а) Платон.

б) Демокрит.

в) Гиппократ.

г) Сократ.

д) Аристотель.

12. Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это:

а) воля.

б) потребность.

в) страсть.

г) интерес.

д) инстинкт.

13. Психика-это:

а) отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга.

б) физиологическая функция нервной системы.

в) рефлекторная деятельность мозга.

г) субстрат материи головного мозга.

д) проявление души, познаваемое самонаблюдение.

14. Индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) самооценка.

15. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:

а) предметность.

б) структурность.

в) целостность.

г) константность.

д) избирательность.

16. Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:

а) интроверт.

б) экстраверт.

в) гетероверт.

г) гиповерт.

17. Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:

а) ощущения.

б) восприятие.

в) мышление.

г) воображение.

д) память.

18. Сколько отраслей психологической науки существует сегодня:

а) 5.

б) 7.

в) 10.

г) более 15.

д) 12.

19. Определите тип темперамента (нужное подчеркнуть):

1. Все делает медленно, спо­койно, неторопливо. Когда с ним беседуешь, он медлен­но, помолчав, нето­ропливо монотонно рассказывать, если он не уверен, молчит, не отвечает на вопросы. Окружающие иногда беззлобно подтрунивают над его медлительностью, пытаются растормошить. Добродушный, крайне редко выходит из себя, его трудно и рассердить, и рассмешить (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

2. Стремительность и порывис­тость пациента сразу обращают на себя внимание. Его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечает торопливо, захлебываясь словами, резко жестикулируя. Увлекающаяся натура, всё поручения, за которые он берется, выполняет пылко и увле­ченно, даже страстно, успешно преодолевая встречающиеся труд­ности. Не умеет себя сдерживать, часто срыва­ется, по ничтожным поводам вспыхивает, как порох, говорит дерзости. Когда остынет, осознает, что нельзя так поступать (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

20. Мыслительная операция, посредством которой человек способен из отдельных деталей получать представление о сущности вещей и явлений в целом:

а) анализ.

б) синтез.

в) сравнение.

г) классификация.

д) абстрагирование.

21. Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:

а) В.М. Бехтерев.

б) З. Фрейд.

в) В.М. Вундт.

г) Л.С. Выготский.

д) К.Д. Ушинский.

22. Темперамент был впервые описан:

а) Гиппократом.

б) Платоном.

в) Аристотелем.

г) А.И. Павловым.

23. Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:

а) темперамент.

б) способности.

в) характер.

г) память.

д) внимательность.

24. Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:

а) концентрация.

б)объем.

в) устойчивость.

г) переключение.

д) распределение.

26. Установите соответствие между ведущим видом деятельности и соответствующим возрастом (по Д.Б. Эльконину):

дошкольный возраст учебно-профессиональная деятельность

подростковый возраст интимно-личностное общение

ранняя юность игровая деятельность

27. Как называется процесс, при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:

а) воображение.

б) галлюцинации.

в) иллюзии.

г) адаптация.

д) синестезия.

28. Кто из ученых является основоположником метода психоанализа:

а) В.М. Бехтерев.

б) В.М. Вундт.

в) З. Фрейд.

г) Л.С. Выготский.

д) В.Я. Леонтьев.

29. Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой информации о предметах и явлениях окружающего мира:

а) ощущения.

б) восприятия.

в) мышление.

г) воображение.

д) память.

30. Как называется человек, легко вступающий в контакт с окружающими людьми:

а) интроверт.

б)гиповерт.

в) гетероверт.

г)экстраверт.

Эталон ответов

I вариант

1в.

2в.

3г.

4а.

5а.

6в.

7б.

8в.

9а.

10б.

11б.

12д.

13б.

14в.

15а.

16д.

17г.

18в.

19а.

20а.

21б.

22б.

23в.

24г.

25а.

26б.

27д.

28 личность.

29 дошкольный возраст игровая деятельность подростковый возраст интимно-личностное общение

ранняя юность учебно-профессиональная деятельность

30 1. флегматик

2. холерик.

II вариант

1а.

2а.

3б.

4в.

5в.

6б.

7в.

8г.

9б.

10б.

11д.

12в.

13а.

14в.

15д.

16а.

17б.

18г.

19 1. флегматик

2. холерик.

20б.

21в.

22а.

23а.

24б.

25 личность.

26 дошкольный возраст игровая деятельность подростковый возраст интимно-личностное общение

ранняя юность учебно-профессиональная деятельность

27б.

28в.

29б.

30г.

Источник