Резиновый мяч прыгает какое свойство

Ольга Шморгун
Краткосрочный проект «Почему мяч прыгает?»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с. Малакеево

Вейделевский район Белгородская область

Проект (краткосрочный)

«Почему прыгает мяч

Авторы: Фирсова Татьяна Павловна

Шморгун Ольга Ивановна

Малакеево 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Основная часть

Беседа с взрослыми

Поиск и изучение информации

Опрос

Исследование

Анализ полученных результатов

3. Заключение

4. Литература и источники

ВВЕДЕНИЕ

На одном из занятий по физической культуре мы учились правильно вести мяч. Детям стало интересно, почему он прыгает. Воспитатель Татьяна Павловна предложила им помочь в этом разобраться. Это и стало целью нашего исследования. Мы считаем нашу работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Каждый человек должен иметь представление о физических явлениях и законах, с которыми непосредственно сталкивается в повседневной жизни с самого раннего детства.

Цель исследовательской работы: исследование свойств мячей и их возможности.

Задачи исследовательской работы:

1. изучить историю возникновения и преобразования мяча, его разновидности;

2. выяснить, что находится внутри мяча;

3. узнать в какие спортивные игры играют с мячом;

4. провести опыт, объясняющий, почему один мяч легко отталкивается от пола, а другой почти не прыгает;

5. поделиться полученными знаниями с воспитанниками групп.

Гипотеза исследования:

Для того чтобы активно использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях для развития глазомера, меткости, реакции, координации и скорости движений, необходимо познакомиться с происхождением мяча, видами мячей, их свойствами, а также овладеть разнообразными

игровыми действиями с разными видами мячей.

Методы исследования:

Беседа с взрослыми

Поиск и изучение информации

Экскурсия

Опрос

Проведение опытов

Анализ полученных результатов

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В нашем исследовании воспитатели помогли детям ответить на ряд вопросов.

Вот что мы узнали вместе с ними:

Первые мячи делали из кожи, глины, камня и травы.

Затем мячи изготавливали из дерева, кожи животных и набивали их соломой, мхом и семенами.

В России мячи плели из коры березы и ивы.

Первый резиновый (каучуковый) мяч появился в Америке.

Баскетбол «баскет» – корзина, «бол» – мяч.

Разнообразие мячей в современном мире.

Показали детям презентацию, историю возникновения мяча (фото 1,2)

Фото 1 Фото 2

Спросили у детей в группе, какие игры с мячом они знают?

И вот,что они ответили:

– бадминтон – ответил Низий Алексей (фото 3)

– Волейбол – ответила Карпенко Елизавета (фото 4)

Фото 3 Фото 4

Мы решили провести опыты

1. Что находится в мяче?

Сначала Лиза нажала на мяч и почувствовала, что он не пустой в нем что – то есть. Тогда мы открыли клапан, и из мяча вышел воздух. Тем самым мы выяснили, что в мяче находится воздух. (фото 5,6)

Фото 5 Фото 6

2. Какой мяч лучше прыгает?

Мы взяли 4 мяча – баскетбольный, футбольный, волейбольный и обычный мяч.

Баскетбольный и футбольный мячи были хорошо накачены.

Волейбольный немного приспущен, а обычный мяч совсем без воздуха.

Баскетбольный и футбольный мячи были упругими и очень хорошо прыгали. (фото 7)

Фото 7

Спущенный мяч не прыгал совсем, а волейбольный прыгал, но для этого необходимо было прилагать много усилий. (фото 8,9)

Фото 8 Фото 9

Нам удалось раскрыть секрет прыгающих мячей, чем больше воздуха в них, тем лучше они прыгают.

Потом мы попросили ребят нарисовать рисунки с изображением мяча. С помощью родителей и воспитателей собрали мини- музей мячей (фото 10).

Фото 10

Совместно с воспитателями дети сами изготовили мячи (фото 11).

Фото 11

А также провели опыт с мячом «Почему мяч не тонет (фото 12)

Фото 12

Своими руками сделали попрыгун и выяснили «Почему попрыгун без воздуха, а прыгает(фото 13,14)

Фото 13 Фото 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы провели опыт, который оказался наглядным и посильным для детей. Он оказался очень интересным и неожиданным. Мы выяснили, что при ударе мяча об пол, в нем сжимается воздух, а когда мяч подпрыгивает, воздух расширяется и с силой отталкивает мяч от пола.

Значит, знание законов физики находит применение не только в научных исследованиях, но и в игре с мячом.

Источник

Консультация для родителей

Такие разные мячи!

                                             подготовила Королькова Е.Б.                     инструктор по физической культуре                                                                            «Шелангерский детский сад»Родничок»

Что представляется Вам, когда Вы слышите слово мяч?! Футбольный мяч или резиновый мяч с яркими полосками?
Такой простой предмет – мяч, и так много его видов. Давайте познакомимся с ними!
Резиновый мяч среднего диаметра
Прекрасный друг и помощник в любых подвижных играх. Его легко подбрасывать и ловить, отбивать об пол 1 и 2 руками, отбивать об стену, перебрасывать из рук в руки. Игра в мяч развивает координацию движений, способствуют физическому развитию ребенка. Вот примеры некоторых игр с мячом для детей: «Мой весёлый, звонкий мяч…». Взрослый декламирует известное стихотворение, ребёнок прыгает на месте, подражая мячу, скачущему по земле. Подскоки становятся всё ниже и ниже и, наконец, совсем прекращаются. На слова « а потом ты покатился…» ребёнок сгибается в приседе и весь подбирается (мяч откатился). Игра укрепляет мышцы ног и учит энергично отталкиваться. Для наглядности в игре можно использовать настоящий мяч.
Катилось, катилось красное яблочко… Разучивайте вдвоём с ребёнком все способы катания мяча: сидя напротив друг друга, в положении стоя на коленях, лёжа на животе; учите ребёнка катить мяч по земле, направляя его в разные стороны; ребёнок догоняет мяч и ловит его.
Борьба за мяч. Взрослый катит 2 – 3 мяча по очереди навстречу ребёнку, тот быстро возвращает мячи. Иногда можно катить и большее количество мячей одновременно; у ребёнка развивается быстрота реакции и ловкость. Между взрослым и ребёнком на высоте почти 30 см над землёй натягивается верёвка или резинка. По неожиданной команде «Достаточно!» оба игрока ложатся на землю и перестают перекатывать мячи. Выигрывает тот, на чьей стороне осталось меньше мячей. Как только ребёнок поймёт смысл игры, он полюбит её и благодаря ей приобретёт хорошую реакцию, ловкость, внимательность; научится играть, соблюдая правила.
Игра с мячом. Ребёнок ползает на четвереньках и головой подталкивает перед собой мяч, не касаясь его руками. Игра способствует выработке подвижности позвоночника – главным образом шейного отдела.
Метание в цель. На расстоянии, на которое примерно может подбросить ребёнок, подвесьте большую цель, например корзину или обруч. Ребёнок многократно пытается попасть мячом в цель; таким образом, он учится правильным замахам и броскам. За каждое попадание в цель ребёнок получает очко. Помните: цель не должна находиться слишком близко, чтобы ребёнок не перенапрягал глаза.
Метание (на оценку). Не следует недооценивать тренировку метания на дальность. Во дворе начертите линию, к которой ребёнок должен стать боком, чтобы развернуться для броска. Учите ребёнка метать вперёд-вверх через верёвку, натянутую высоко над головой, через кустик или ветку дерева и т.п. Каждый бросок оценивайте по пятибалльной системе, чтобы стимулировать ребёнка.
Ловля мяча (на оценку). Ловить мяч гораздо сложнее, чем метать его. Поэтому приступайте к этой игре позднее, используя мячик диаметром около 12 см. Ребёнок сидит на земле, отбивает мяч низко от земли, стараясь поймать его после каждого отскока. То же повторять на коленях, потом стоя, причём ребёнок должен ловить мяч уже не после каждого отскока, а после нескольких отскоков от земли. Взрослый оценивает результаты ребёнка по пятибалльной системе.
Упражнения с мячом. Ребёнок учится отражать и ловить мяч различными способами (например, отбивание мяча о стенку, «дриблинг») и старается, чтобы мяч всё время находился в движении. На основе имеющегося у ребёнка опыта движений с мячом родители составляют программу упражнений» и подводят ребёнка к тому, чтобы он чаще повторял её, даже играя самостоятельно.
Вызывалы. Взрослый бросает мячик перпендикулярно земле, чтобы он высоко подскочил, одновременно называя какое-нибудь имя, животное или вещь (например, Саша, медведь, кукла). Ребёнок бежит за мячиком, старается его поймать и при этом повторяет названное слово. Позже произносятся только определённые слова, например, только имена людей, названия животных, продуктов и т.п. Игра развивает у детей, помимо двигательной реакции и ловкости, умение быстро соображать. Ребёнок проявляет большую находчивость, когда играет с родителями или с братьями и сёстрами.

Читайте также:  Кошачий глаз какие свойства

Силиконовый надувной мяч

Плескаться в воде ребёнок любит с рождения, поэтому дома в ванне в домашних условиях с водной средой он уже освоился. Для того, чтобы он не испытывал страх перед большим водоёмом или водой в бассейне, используйте разнообразные игры. В том числе игры с мячом. Для таких игр Вы можете подобрать надувные мячи разного диаметра, с яркими, привлекающими внимание картинками. В игре ребёнок научится погружаться в воду с головой, передвигаться уверенно и без напряжения, открывать глаза в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. 
В погоню за мячом.
Взрослый забрасывает в воду ярко окрашенный мячик с таким расчетом, чтобы он упал там, где вода ребенку до пояса. По команде «В погоню за мячом!» берет ребенка за руку и вместе с ним бежит к мячу. Повторив упражнение несколько раз, предлагает ребенку самостоятельно подбежать к мячу. Затем сам заходит в воду с мячом в руках, повертывается лицом к берегу, протягивает мяч вперед и зовет к себе ребенка: «Иди ко мне. Скорее. Возьми мячик. Наш Сережа смелый, уже подружился с водой, не боится ее. Вперед!»
Гонка мячей.
Это водная эстафета. Играющие делятся на 2 команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги, расстояние между шеренгами 3 метра, а между игроками примерно 1 метр. Задача такая — впередистоящий игрок должен передать сзадистоящему мяч между ног (погружается полностью в воду — с головой), следующий игрок должен сделать то же самое и т.д. Последний игрок — передает мяч над головой впередистоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая проделала эту процедуру заранее определенное количество раз.
За мячом в воду.
Для игры понадобятся мячи средних размеров (желательно разного цвета) и 2 команды. Задача игроков — как можно дальше бросить в воду мяч, а затем впрыгнуть воду и как можно доплыть до мяча противника, вернуть его на берег толкая перед собой. Первые участники передают мяч вторым и игра продолжается. 
Мяч за черту.
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.
Мы предлагаем Вам познакомиться с комплексом аквааэробики с мячом «Зарядка лягушат» для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Лягушата проснулись и потянулись».
И. п.: стоя, руки с мячом вытянуты вперед. Поднимать прямые руки вверх, потянуться на носках (4 раза).
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вверх, потянуться на носках (4 раза).
2. «Лягушата приседают, ноги разминают».
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .
И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать (4 раза).
3. «Лягушата поворачиваются и осматриваются»
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Повороты туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону).
И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Повороты туловища вправо – влево с выпрямлением рук в сторону поворота (по 4 раза в каждую сторону) .
4. «Лягушата снова приседают, ноги разминают».
И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .
5. «Лягушата наклоняются, неваляшками называются».
И. п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .
6. «Лягушата вперед наклоняются, словно цапле поклоняются».
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклонять туловище вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, наклонять туловища вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .
7. «Лягушата пузыри пускают, «насос» изображают».
И. п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Приседания с выдохом в воду (4 раза).
И. п.: стоя, руки с мячом за головой. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .
8. «Лягушата веселятся, прыгают, кружатся».
И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на правой ноге, затем на левой ноге (по 4 раза).
И. п. стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на двух ногах по 4 раза с поворотом направо (360 гр) .
9. «Лягушата отдыхают, с мячом играют».
И. п.: руки с мячом перед грудью. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Работа с мячами-ёжиками
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Подобные упражнения развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Использование в логопедической работе мячей-ёжиков вполне оправдано. Данные игры могут использоваться в индивидуальной и групповой работе. Начинать следует со знакомства ребенка с этой игрушкой: трогаем, рассматриваем, беседуем о ее названии и пользе. Потом начинаем играть. Сначала применяют простые варианты упражнений: покрутим в руках, крепко сожмем, покатаем по столу. Когда ребенок вполне овладеет этими видами движений, можно выполнять упражнения, сопровождающиеся стихами. 
Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
– игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
– освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
– помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
– развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
– помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
– регулируют силу и точность движений
– движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)
– игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей
– развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
– развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов
Все игры и упражнения с мячом, используемые в работе с детьми с нарушениями речи, можно разделить на следующие виды:
1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон).
Можно использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука. Подбирать их по цвету, вводить с их использованием элементы самомассажа.
Упражнения: сжимание мячика, обхват пальцами, прокатывание, прокатывание между пальцами, разминание между ладонями.
Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.
«Время года» – закрепление лексики по теме «Календарь»
«Перевертыши» – прокатывание шариков с чтением слов
«Путешествие колобка» – закрепление навыков пространственной ориентировки
2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. 
Упражнения: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении, выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»), попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях), комплексы упражнений для ног с элементами массажа, рисование мячом фигур на полу
3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
Упражнения и игры: «Повторяем дружно звук» – услышишь звук А, стукни мячом об пол, «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» – услышишь звук А, подбрось мяч вверх, «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» – развитие длительного речевого выдоха, «Разноцветные мячики» – дифференциация гласных и согласных – назови слово, «Тихо – громко».
Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А – и только с этой» – все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» – добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения и игры: «Мяч бросай и животных называй»
«Я знаю 3(5) названий животных» …
«Животные и их детеныши»
«Скажи ласково»
«Составь предложение»
«Горячий – холодный» (антонимы)
«Из чего сделано»
«Один – много» (множественное число)
Я мячом круги катаю.
О. И. Крупенчук Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. 
Упражнение выполняется на поверхности стола, движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
будто я сметаю крошку.
Каждым пальцем мяч прижму
и другой рукой начну.
(повтор первых 4 строчек, работает другая рука)
А теперь последний трюк:
мяч летает между рук.
В заключение…
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.
В России в старь мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.
В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому мячу.
Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные и т.д.
Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:
– ярким
– легким
– прыгучим
Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.
Упражнения с мячом позволяют развить у малышей выносливость, инициативу, самостоятельность, чувство времени. Кроме того, упражнения с мячом способствуют развитию мышц плечевого пояса, корпуса, рук, улучшают координацию движений, а также ритмичность и точность движений. И, что немаловажно, упражнения с мячом позволяют делать все это в игровой форме!
Упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте дети без проблем совершают сложные координированные движения и начинают логически осмысливать свои действия. Поэтому упражнения с мячом для дошкольников старшего возраста должны не столько способствовать развитию определенных групп мышц (для этого скорее подойдут упражнения с гантелями) сколько развивать общую моторику, умение быстро ориентироваться в пространстве и времени.
Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.
Самые простые и увлекательные для ребенка упражнения с мячом, хорошо развивающее ловкость и быстроту реакции – это «набивание» мяча о стену или пол. Для них нужно использовать небольшой легкий мяч до 20см в диаметре.
Обучая ребенка выполнению упражнения с мячом «набивание о стену», поставьте малыша в метре от стены. Пусть он сначала просто пытается ловить мяч, отскакивающий от стены. Если у ребенка это хорошо получается, упражнение можно усложнить. Теперь мяч нужно ловить тогда, когда он ударится о пол после соприкосновения со стеной.
Затем пусть ребенок попытается отбивать мяч, не хватая его. Только вначале покажите малышу, как мяч нужно правильно отталкивать. Для начала можно делать это двумя руками, как при игре в волейбол.
Усложняя упражнения с мячом, предложите ребенку отталкивать мяч одной рукой, как в баскетболе. При этом важно приучить ребенка отбивать мяч поочередно правой и левой рукой (хотя детям, конечно, удобнее делать это «ведущей» рукой).

Читайте также:  Какие есть свойства бумаги

Источник