Рассмотрите рисунки механизмов подчеркните какие свойства
18. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Ответ: Какие органы выполняют функции организма? Как органы взаимодействуют между собой? Чем различны органы разных животных?
19. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости.
Ответ:
1 – трахея
2 –гортань
3 – легкие
4 – сердце с сосудами
5 – околосердечная сумка
6 – диафрагма
7 – желудок
8 – печень
9 – желчный пузырь
10- тонкий кишечник
11- толстый кишечник
12 – аппендикс
20. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки.
1) Определите, делится показанная на рисунке клетка или находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили.
Ответ: Не делится. Цельное ядро, нет веретена деления, не видно хромосом.
2) Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта.
Ответ: № 4
Органоид
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
Цитоплазма
4
1
1
1
Клеточная мембрана
3
2
2
2
Ядро
2
3
3
3
Рибосомы
1
7
4
7
Ядерная мембрана
6
5
5
5
Митохондрии
7
8
6
8
Клеточный центр
9
9
7
9
Ядрышко
5
4
9
4
Эндоплазматическая сеть
5
4
8
6
3) Вспомните и напишите основные отличия животной клетки от растительной.
Ответ: В животной клетке отсутствует клеточная стенка, пластиды, вакуоли, но есть центриоли.
21. Укажите ровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного.
Ответ: Молекулярный => клеточный => тканный => органный => организменный.
22. Впишите в текст пропущенные слова.
Ответ: Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов. Нервная система осуществляет регуляцию с помощью импульсов приходящих к органам по нервам.
23. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки.
Ответ:
24. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда, внутренняя среда, обмен веществ, биологическое окисление, клеточные структуры, энергия.
Ответ: Среда, в которой находится организм, называется внешняя среда. Среда, в которой находятся клетки и ткани, является внутренняя среда. Жидкость, омывающая мышцы, составляет внутреннюю среду. Содержимое пищеварительного канала относится к внутренней среде. Из внешней среды клетки получают питательные вещества и кислород, необходимый для обмена веществ. Питательные вещества используются для построения клеточных структур и восполнения энергии. Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт биологического окисления органических веществ.
25. Конкретизируйте схему «субстрат > фермент продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментов каталазой пероксида водорода. Допишите утверждение.
Ответ: Субстратом в этом примере является пероксид водорода, ферментом – каталаза, продуктами реакции – вода и кислород.
Ответьте, почему с варёным картофелем эта реакция не идёт.
Ответ: При термической обработке ферменты теряют свою активность.
26. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки.
Ответ: Обмен веществ – совокупность процессов биосинтеза и окисления, необходимых для поддержания жизни.
Рост – увеличение размеров и массы клетки.
Развитие – возрастные изменения клетки.
Раздражение – процесс воздействия на клетку.
Возбуждение – ответная реакция на раздражители.
Покой – состояние, предшествующие состоянию возбуждения, когда на клетку не действует раздражитель.
Возбудимость – способность клетки переходить из состояния покоя.
27. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунках, и сделайте соответствующие подписи к ним.
Ответ:
Впишите недостающие слова в характеристику определенного вами типа ткани.
Ответ: Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются тесными рядами, межклеточного вещества немного. Основная функция – защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции.
28. Заполните таблицу.
Ответ:
Ткани
Особенности строения и свойства
Функции
Эпителиальные
Клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, межклеточного вещества не много.
Защитная, секреторная и т.д.
Соединительные
Хорошо развито межклеточное вещество.
Опорная, транспортная, защитная, запасающая и т.д.
Мышечные
Обладают возбудимостью и сократимостью; у гладкой ткани клетки веретеновидные, у поперечнополосатой – длинные и многоядерные.
Движение, работа внутренних органов, сокращение.
Нервная
Имеют один длинный и много коротких отростков.
Возбуждение и проведение нервных импульсов.
29. Выполнив задание № 1 и 4 на с. 56 учебника, допишите утверждения.
Ответ: Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что не содержат в своих клетках меланин. Диафрагма образована мышечной таканью. К этому выводу приводит тот факт, что она обладает сократимостью.
30. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс.
Ответ:
Закончите утверждение.
Ответ: Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от количества и состава жидкости, находящихся в пузырьке в месте синапса.
31. Используя рисунок 21 на с. 59 учебника, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса. Заполните таблицу, указав части этой рефлекторной дуги и функцию каждого из них.
Ответ:
Часть рефлекторной дуги
Функция
1. Рецептор
Воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс.
2. Чувствительный нейрон
Передает возбуждение к центру.
3. Вставочный нейрон
Переключает возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные.
4. Двигательный нейрон
Несёт возбуждение к рабочему органу.
5. Круговая мышца глаза
Реагирует на полученное раздражение.
32. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?
Ответ: Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и при необходимости, скоординировать её.
33. Выполните практические задания № 2–5 по изучению свойств мигательного рефлекса, представленные на с. 60 учебника. Запишите и объясните результаты.
Ответ: Число прикосновений к рефлекторной зоне, достаточное для торможения рефлекса, – одно.
Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому в его основе лежит рефлекторная дуга.
Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он защищает глаза от механических и химических повреждений.
34. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Ответ: Зная о том, что такое обмен веществ, я понимаю необходимость рационального питания, а также могу обеспечить комнатные растения в своём доме необходимыми условиями.
35. Решить кроссворд № 3.
Ответ:
По горизонтали:
2) Ответ на раздражение, осуществляемый с участием центральной нервной системы.
7) Отросток нейрона, проводящий возбуждение от тела нейрона.
9) Органоид, на котором происходит синтез белка.
10) Гуморальный регулятор, выделяемый эндокринными железами.
11) Часть клетки.
15) Органоид, в котором завершается окисление органических веществ.
По вертикали:
1) Биологический катализатор.
2) Воспринимающая часть рефлекторной дуги.
3) Контакт аксона с другими клетками.
4) Вещество, на которое действует фермент.
5) Фермент, разрушающий пероксид водорода.
6) Часть клетки, в которой находятся хромосомы.
8) Место нахождения молекул ДНК, определяющих наследственные особенности организма.
12) Структура, определяющая границы клетки, а внутри клетки – направляющая потоки веществ от одних органоидов к другим.
13) Отросток нейрона, проводящий возбуждение к его телу.
14) Место сборки рибосом.
Источник