Рассмотрите рисунки какое свойство воздуха подтверждает этот опыт
Светлана Чебышева
Опыты с воздухом
Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт №3. «Воздух – невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Источник
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Пушкино»
Энгельсского района Саратовской области
Урок по курсу
«Окружающий мир» /УМК « Пнш»/
3 класс
Разработан
Зелепухиной Еленой Владимировной,
учителем начальных классов
I категории
Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.
Вид урока : урок- исследование
Тема: «Свойства воздуха ».
Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств воздуха.
Задачи:
предметные:
создать условия для:
открытия учащимися основных свойств воздуха;
осмысленного использования детьми открытых свойств воздуха при решении учебных задач разной направленности.
метапредметные:
регулятивные
использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели- выбор средств её достижения- проведение эксперимента- оценка результата); формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом
познавательные
установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах
коммуникативные
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
личностные:
способствовать:
формированию положительного отношения к учению, познанию окружающего мира;
развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;
возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.
Оборудование:
для учителя:
– компьютер с программой Power Point;
– для демонстрации опытов: коробочка ,воздушные шары, , лабораторные весы, воздушный шарик, духи , чашки с холодной водой.
для учащихся:
– для исследовательской деятельности: цветные полоски, чашка, ваза, цветные полоски бумаги, геометрические фигуры:круг, квадрат, многоугольник, треугольник; цветные фломастеры , фольга.
Демонстрационный материал: авторскаяпрезентация«Свойства воздуха» , используемая учителем.
Формы деятельности: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Ход урока:
Этапы
урока
Планируемая
деятельность учителя
Предполагаемая
деятельность
учащихся
Методический
комментарий
Мотивация
к учебной деятельности.
( организационный момент)
Цель:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!
Введение в тему
На предыдущих уроках мы с вами узнали, что находится у нас под ногами и над головой. А сегодня на уроке мы узнаем, что окружает нас повсюду, но сначала отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
– Что же это?
Воздух
Цель:
создание ситуации открытого незнания для осознания детьми своего незнания круга явлений, которым учащиеся пока не могут дать объяснение.
Актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока –
Ч то вы знаете о воздухе? ( Откуда ты это узнал? Кто тебе об этом рассказал?)
А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?
(Что такое воздух ? Свойства воздуха? Кому он необходим? Из чего он состоит?….. )
Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, а так же узнаем:
Как человек использует воздух?
Какими свойствами обладает воздух?
Из чего он состоит?
Каково значение воздуха?
Как охранять воздух?
Чтобы ответить на ваши вопросы я предлагаю исследовать воздух.
Проведем урок – исследование в нашей лаборатории. Мы будем, как настоящие ученные выдвигать гипотезы, проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы, делать выводы.
Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?
– Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.
Воздух
Дети отвечают( прозрачный, им дышат люди и животные и т.д.)
-Хотели бы узнать есть ли у воздуха цвет, запах, вкус, зачем и кому он нужен?
4.Создание проблемной ситуации. Организация
деятельноси по открытию новых знаний. Определение Постановка учебной задачи.
Цель:
организация фиксации образовательной цели и темы урока.
– Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Вношу коробочку, прошу ее открыть .
Что в них находится? (В ней ничего нет)
– Вы уверены? В них действительно ничего нет?
А я думаю, что там все таки что-то есть . – (воздух. )
– Проверим ваши предположения.
У вас на столах лежат мешочки. Попробуйте набрать в них воздух.
– Сделайте вывод.
Так есть ли воздух в нашей коробочке?
Мы это доказали.
О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно.
Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Уч-ся рассматривают внимательно коробочку.
– Коробочка пустая.
В ней есть воздух.
Уч-ся набирают воздух и закручивают мешочки.
Воздух вокруг нас.
Цель:
организация фиксации образовательной цели и темы урока.
– Опыт № 1 ( цвет) Определим цвет воздуха
Ваши гипотезы
У вас на столах лежат полоски разных цветов Покажите мне полоску желтого цвета, зеленого, красного.
У какого цвета воздух? –
Прозрачен только чистый воздух, дым костра, труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли, тогда он становится не прозрачным.
– А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху? (Небо)
Мы привыкли называть небо воздушным океаном.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. Просмотр фильма.
От чего защищает воздушная оболочка нашу планету?
Продолжаем исследовать воздух
Опыт 2 Имеет ли воздух запах ?
Ваши предположения
Давайте проверим. Закрой глаза и не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?
Продолжаем исследование.
Дети снова закрывают глаза.
Очищаю мандарин ,чтобы запах распространился. А сейчас?
Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.
Чем может пахнуть воздух?
Опыт 3. Имеет ли воздух вкус?
Ваши предположения
Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?
Опыт 4. Имеет ли воздух вес ? Можно ли его взвесить?
Ваши предположения
На весы кладем сдутые шарики. Весы находятся в равновесии. Теперь надуваем один из шариков. Взвешиваем.
Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
Под счетам ученых, вес всего воздуха, окружающего Землю, равняется примерно 5200 триллионам тонн.
Воздух имеет цвет, воздух не имеет цвета
Дети показывают полоски нужного цвета
Вывод: прозрачный
Дети смотрят в окно
Воздух имеет запах, воздух не имеет запаха.
Вывод: воздух не имеет запаха
Пахнет мандарином.
Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.
Имеет вкус, не имеет вкуса.
Вывод: воздух не имеет вкуса
Имеет вес, не имеет вес
Вес одинаковый.
Один шарик перевесил.
Делаем вывод : воздух имеет вес.
5. Расшире
ние и углубление нового знания.
Цель:
создать условия для:
осуществления учащимися самостоятельной исследовательской деятельности;
пополнения и формирования ими знаний о свойствах воздуха;
развития умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы; высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
– Опыт 5 Давайте выясним, что легче воздух или вода.
Гипотезы
На столах стоят чашки с водой. Опустите шарики в воду. Что с ним происходит?
Две группы опускают в воду воздушный шарик, две другие ракетный шарик,
Как человек применяет это свойство воздуха?
Опыт 6 Имеет ли воздух форму ?
Гипотезы
На доске геометрические фигуры. (Желтый круг, треугольник, квадрат)
Чем эти фигуры отличаются?
А какой формы воздух?
Возьмите шарики и заполните их воздухом.
Физминутка. Игры с мячом
Опыт 7. Воздух упругий или нет?
Гипотезы
Показываю надутый шарик и мяч. Что находится внутри шара и мяча?
Прошу детей их сжать.? Легко ли сжимается шарик и мяч?( нет)
Какой вывод можно сделать?
Как человек применяет это свойство воздуха?
– Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно
Опыт 8. Может ли воздух двигаться?
Гипотезы .
При помощи того, что лежит у вас на столах докажите одну из гипотез.
Ветер – это движение воздуха.
Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?
Какие ветра называют бедствием, стихией)
– Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать, поднимать или переносить разные предметы на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они.
Так человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.
– Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.
А как в домашних условиях люди применяют это свойство воздуха?
Опыт 9 . Можно ли воздух услышать?
Ваши предположения
Возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Услышали звук? Что происходит?
Что делает артист, играющий на духовых инструментах?
Воздух помогает нам говорить и слышать. Когда мы с вами говорим- происходит колебание воздуха. Эти колебания достигают ушей наших слушателей.
Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Воздух легче воды
Вода легче
воздуха
Дети по группам проводят опыт
Вывод: воздух легче воды.
Надувные матрасы, жилеты, лодки
Имеет форму, не имеет формы
– Формой.
Варианты ответов учащихся
Дети по группам выполняют задание.
– Он может принять любую форму.
Вывод: воздух не имеет формы.
Он приобретает форму того предмета, в котором содержится.
упругость
упругость
Вывод: воздух упругий
Мячи, надувные лодки, колеса автомобилей
Дети находят веер и машут им.
Вывод: ветер движется
Начинается ветер.
Ураганы, торнадо, смерчи, колыхание деревьев.
Пылесос, фен, вентилятор
Мы выдыхаем струю воздуха- край бумаги дрожит. Она заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.
Вывод: воздух можно услышать
Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.
6. Включение нового в систему знаний и обобще-ние.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний.
Состав воздуха.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
– А какой газ, по-вашему, самый важный?
– Почему?
– Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….
Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
– Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. слайд
Почему выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов.
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
– Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Создание организаций по охране окружающей среды,
День защиты окружающей среды – 5 июня.
– Молодцы!
Кислород
Он необходим для дыхания
– Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
Люди загрязняют воздух.
Автомобили, свалки, трубы заводов, пожары
Способы охраны воздуха:
фильтры на заводах и фабриках,
посадка растений в городах,
использование невредных видов транспорта, топлива,
.
7. Подведение итогов.Рефлексия деятельности.
Цель:
организовать деятельность по:
определению уровня достижения поставленных целей и задач;
осуществлению оценки работы пары на уроке;
прогнозированию направления будущей учебной деятельности.
– Вам понравился работать в «Лаборатории чудесных превращений воздуха»?
Дружная совместная работа в нашей лаборатории помогла нам многое узнать. На этом пока наши исследования заканчиваются и нам необходимо сделать отчет о проделанной работе.
На доске появляется рисованный шар.
Раздаю детям воздушные шары. Предлагаю дома рассказать о своих исследованиях.
Если вам было интересно, и вы узнали что- то новое нарисуйте на шарике улыбку,
если скучно , а если не интересно _____.
Спасибо за урок.
Дети называют свойства воздуха и прикрепляют на шарик.
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 10191031
Таня Масян
более месяца назад
Повернуть
Прикрепленные изображения:
Просмотров : 1
Ответов :
Картинок: 1
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Онтонио Веселко
В эбонитовой пластмассе содержится 60% Каучука ,остальное – сера.На сколько граммов больше каучука ,чем серы содержится в 320г. эбонитовой плачстмассы?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов : 1
Таня Масян
первое число 7570 и оно на 38 меньше второго и на 430 меньше третьего. Найдите сумму трёх чисел
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Васян Коваль
Ребят помогите пожалуйста! Задали написать план к сочинению по книге”Муму” образ Герасима!
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов :
Онтонио Веселко
б) 1/9 1/* = * */18 ;
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров :
Ответов :
Таня Масян
Коротко о сказке 12 месяцев С. Маршака. Чему учит сказка и чем понравилась?
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Источник