Рассмотри рисунок какое свойство воздуха подтверждает этот опыт

Рассмотри рисунок какое свойство воздуха подтверждает этот опыт thumbnail

Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29

Воздух и его охрана

Ответы к стр. 27 – 29

1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

По горизонтали: 1. Вода. 2. Сахар. 3. Кислоты. 4. Глюкоза.

По вертикали: 1. Сода. 2. Алюминий. 3. Железо. 4. Крахмал. 5. Соль. 

2. Практическая работа “Исследуем продукты на содержание крахмала”.

Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.

2. По результатам исследований заполни таблицу.

Свойства воздуха

Что изучаем?Вывод
1) Воздух прозрачен или непрозрачен?Воздух прозрачен.
2) Имеет ли воздух цвет?Воздух бесцветен.
3) Имеет ли воздух запах?Воздух не имеет запаха.
4) Что происходит с воздухом при нагревании?Воздух расширяется.
5) Что происходит с воздухом при охлаждении?Воздух сжимается.

3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)

4. Прочитай рассказ Мудрой Черепахи и выполни её задания.

Воздух – защитник живого

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым “одеялом”.

К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека.

У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как тёплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела тёплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

Мыши-полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат “Берегите воздух!”

6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.

Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники; устанавливают очистные сооружения.

Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.

Окружающий мир. 3 класс

Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29

4.4 (87.05%) от 88 голосующих

Источник

Комментарии преподавателя

 1. Свойства воздуха

По­вто­рим те свой­ства воз­ду­ха, о ко­то­рых мы узна­ли на преды­ду­щих уро­ках: воз­дух про­зра­чен, бес­цве­тен, не имеет за­па­ха, плохо про­во­дит тепло.

 2. Воздух проводит солнечные лучи 

В жар­кий день окон­ное стек­ло про­хлад­ное на­о­щупь, а под­окон­ник и пред­ме­ты сто­я­щие на нем – теп­лые. Так про­ис­хо­дит по­то­му, что стек­ло – про­зрач­ное тело, ко­то­рое про­пус­ка­ет тепло, но само не на­гре­ва­ет­ся. Воз­дух тоже про­зра­чен, по­это­му хо­ро­шо про­пус­ка­ет сол­неч­ные лучи.

 

Рис. 1. Окон­ное стек­ло про­во­дит сол­неч­ные лучи (Ис­точ­ник)

 3. Воздух занимает пространство

Про­ве­дем неслож­ный опыт: пе­ре­вер­ну­тый вверх дном ста­кан опу­стим в ши­ро­кий сосуд, на­пол­нен­ный водой. Мы по­чув­ству­ем лег­кое со­про­тив­ле­ние и уви­дим, что вода не может за­пол­нить ста­кан, по­то­му что воз­дух, на­хо­дя­щий­ся в ста­кане, не “усту­па­ет” сво­е­го места воде. Если слег­ка на­кло­нить ста­кан, не вы­ни­мая его из воды, из ста­ка­на вый­дет воз­душ­ный пу­зырь, и часть воды вой­дет в ста­кан, но даже в таком по­ло­же­нии ста­ка­на вода не смо­жет за­пол­нить его пол­но­стью.

 

Рис. 2. Пу­зырь­ки воз­ду­ха вы­хо­дят из на­кло­нен­но­го ста­ка­на, усту­пая место воде (Ис­точ­ник)

Так про­ис­хо­дит по­то­му, что воз­дух, как и любое дру­гое тело, за­ни­ма­ет про­стран­ство в окру­жа­ю­щем мире.

Ис­поль­зуя это свой­ство воз­ду­ха, че­ло­век на­учил­ся ра­бо­тать под водой без спе­ци­аль­но­го ко­стю­ма. Для этого был со­здан во­до­лаз­ный ко­ло­кол: под ко­ло­кол-кол­пак, из­го­тов­лен­ный из про­зрач­но­го ма­те­ри­а­ла, ста­но­вят­ся люди и необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние и ко­ло­кол опус­ка­ет­ся при по­мо­щи подъ­ем­но­го крана под воду.

 

Рис. 3. Во­до­лаз­ный ко­ло­кол (Ис­точ­ник)

Воз­дух, на­хо­дя­щий­ся под ку­по­лом, поз­во­ля­ет людям ды­шать неко­то­рое время, до­ста­точ­ное для того, чтобы осмот­реть по­вре­жде­ния ко­раб­ля, опоры моста или дно во­до­хра­ни­ли­ща.

 4. Сжимаемость и упругость воздуха

Для до­ка­за­тель­ства сле­ду­ю­ще­го свой­ства воз­ду­ха, необ­хо­ди­мо плот­но при­крыть паль­цем левой руки от­вер­стие ве­ло­си­пед­но­го на­со­са, а пра­вой рукой на­жать на пор­шень.

 

Рис. 4. Ве­ло­си­пед­ный насос (Ис­точ­ник)

Потом, не уби­рая паль­ца от от­вер­стия, от­пу­стить пор­шень. Палец, ко­то­рым за­кры­то от­вер­стие, чув­ству­ет, что воз­дух на него очень силь­но давит. Но пор­шень с тру­дом, но сдви­нет­ся. Это озна­ча­ет, что воз­дух можно сжать. Воз­дух об­ла­да­ет упру­го­стью, по­то­му что когда мы от­пус­ка­ем пор­шень, он сам воз­вра­ща­ет­ся в пер­во­на­чаль­ное по­ло­же­ние.

Упру­ги­ми на­зы­ва­ют тела, ко­то­рые после пре­кра­ще­ния сжа­тия при­ни­ма­ют пер­во­на­чаль­ную форму. На­при­мер, если сжать пру­жи­ну, а потом от­пу­стить, она при­мет свою пер­во­на­чаль­ную форму.

Читайте также:  Какими свойствами определяется внешний вид древесины

 

Рис. 5. Пру­жи­на (Ис­точ­ник)

Сжа­тый воз­дух тоже упруг, он стре­мит­ся рас­ши­рить­ся и за­нять преж­нее место.

 5. Вес воздуха

Для того, чтобы до­ка­зать, что воз­дух имеет массу, нужно сде­лать са­мо­дель­ные весы. При­кре­пим сду­тые воз­душ­ные ша­ри­ки к кон­цам па­лоч­ки с по­мо­щью скот­ча. По­ло­жим длин­ную па­лоч­ку на се­ре­ди­ну ко­рот­кой, так чтобы концы урав­но­ве­ши­ва­ли друг друга. Со­еди­ним их нит­кой. При­кре­пим скот­чем ко­рот­кую па­лоч­ку к двум бан­кам. На­ду­ем один шарик и снова при­кре­пим его к па­лоч­ке тем же ку­соч­ком скот­ча. Уста­но­вим на преж­нее место.

 

Рис. 6. Воз­дух имеет вес (Ис­точ­ник)

Мы уви­дим, как па­лоч­ка на­кло­ня­ет­ся в сто­ро­ну на­ду­то­го ша­ри­ка, по­то­му что воз­дух, на­пол­нив­ший шарик, де­ла­ет его тя­же­лее. Из этого опыта можно сде­лать вывод, что воз­дух имеет массу и его можно взве­сить.

Если воз­дух имеет массу, зна­чит, он дол­жен ока­зы­вать дав­ле­ние на Землю и все, что на ней на­хо­дит­ся. Так и есть, уче­ные под­счи­та­ли, что воз­дух ат­мо­сфе­ры Земли ока­зы­ва­ет на че­ло­ве­ка дав­ле­ние в 15 тонн (как три гру­зо­ви­ка), но че­ло­век не чув­ству­ет этого, по­то­му что в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме со­дер­жит­ся до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство воз­ду­ха, ко­то­рый ока­зы­ва­ет дав­ле­ние такой же силы. Дав­ле­ние внут­ри и сна­ру­жи урав­но­ве­ши­ва­ет­ся, по­это­му че­ло­век ни­че­го не ощу­ща­ет. 

 6. Нагревание и охлаждение воздуха

Вы­яс­ним, что про­ис­хо­дит с воз­ду­хом при на­гре­ва­нии и охла­жде­нии. Для этого про­ве­дем опыт: на­гре­ем колбу со встав­лен­ной в нее стек­лян­ной труб­кой теп­лом своих рук и уви­дим, что из труб­ки в воду вы­хо­дят пу­зырь­ки воз­ду­ха. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что воз­дух в колбе при на­гре­ва­нии рас­ши­ря­ет­ся. Если на­крыть колбу смо­чен­ной в хо­лод­ной воде сал­фет­кой, мы уви­дим, что вода из ста­ка­на по труб­ке под­ни­ма­ет­ся вверх, по­то­му что при охла­жде­нии воз­дух сжи­ма­ет­ся.

 

Рис. 7. Свой­ства воз­ду­ха при на­гре­ва­нии и охла­жде­нии (Ис­точ­ник) 

 7. Движение теплого воздуха

Чтобы узнать боль­ше о свой­ствах воз­ду­ха, про­ве­дем еще один опыт: две колбы за­кре­пим на труб­ке шта­ти­ва. Они урав­но­ве­ше­ны.

 

Рис. 8. Опыт по опре­де­ле­нию дви­же­ния воз­ду­ха

Но, если одну колбу на­греть, она под­ни­мет­ся выше дру­гой, по­то­му что го­ря­чий воз­дух легче хо­лод­но­го и под­ни­ма­ет­ся вверх. Если над кол­бой с го­ря­чим воз­ду­хом за­кре­пить по­лос­ки тон­кой лег­кой бу­ма­ги, будет видно, как они тре­пе­щут и под­ни­ма­ют­ся вверх, по­ка­зы­вая дви­же­ние на­гре­то­го воз­ду­ха.

 

Рис. 9. Теп­лый воз­дух под­ни­ма­ет­ся вверх

 8. Применение свойств воздуха

Зна­ния этого свой­ства воз­ду­ха че­ло­век ис­поль­зо­вал при со­зда­нии ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та – воз­душ­но­го шара. Боль­шая сфера, на­пол­нен­ная по­до­гре­тым воз­ду­хом, под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко в небо и спо­соб­на вы­дер­жи­вать вес несколь­ких че­ло­век.

 

Рис. 10. Воз­душ­ный шар (Ис­точ­ник)

Мы редко над этим за­ду­мы­ва­ем­ся, но ис­поль­зу­ем свой­ства воз­ду­ха каж­дый день: паль­то, шапка или ва­реж­ки не греют сами по себе – воз­дух в во­лок­нах ткани плохо про­во­дит тепло, по­это­му, чем пу­ши­стее во­лок­на, тем боль­ше в них воз­ду­ха, а зна­чит и теп­лее вещь, из­го­тов­лен­ная из такой ткани.

 

Рис. 11. Ва­реж­ки (Ис­точ­ник)

Сжи­ма­е­мость и упру­гость воз­ду­ха ис­поль­зу­ют в на­дув­ных из­де­ли­ях (на­дув­ные мат­ра­цы, мячи) и шинах раз­лич­ных ме­ха­низ­мов (ав­то­мо­би­ли, ве­ло­си­пе­ды).

Рис. 12. Мяч (Ис­точ­ник)

Рис. 13. Ко­ле­со ав­то­мо­би­ля (Ис­точ­ник)

Рис. 14. Ве­ло­си­пед­ное ко­ле­со (Ис­точ­ник)

Сжа­тый воз­дух может оста­но­вить на пол­ном ходу даже же­лез­но­до­рож­ный со­став. Воз­душ­ные тор­мо­за уста­нов­ле­ны в ав­то­бу­сах, трол­лей­бу­сах, со­ста­вах метро. Воз­дух обес­пе­чи­ва­ет зву­ча­ние ду­хо­вых, удар­ных, кла­виш­но-ду­хо­вых ин­стру­мен­тов. Когда ба­ра­бан­щик уда­ря­ет па­лоч­ка­ми по туго на­тя­ну­той коже ба­ра­ба­на, она ко­леб­лет­ся, а воз­дух внут­ри ба­ра­ба­на про­из­во­дит звук. В боль­ни­цах уста­нов­ле­ны ап­па­ра­ты вен­ти­ля­ции лег­ких: если че­ло­век не может са­мо­сто­я­тель­но ды­шать, его под­клю­ча­ют к та­ко­му ап­па­ра­ту, ко­то­рый через спе­ци­аль­ную труб­ку по­да­ет в лег­кие обо­га­щен­ный кис­ло­ро­дом сжа­тый воз­дух. Сжа­тый воз­дух ис­поль­зу­ют везде: в кни­го­пе­ча­та­нии, стро­и­тель­стве, ре­мон­те и др.

Рис. 15. Трол­лей­бус (Ис­точ­ник)

Рис. 16. Со­став метро (Ис­точ­ник)

Рис. 17. Труба (Ис­точ­ник)

Рис. 18. Гар­монь (Ис­точ­ник)

Рис. 19. Ба­ра­бан (Ис­точ­ник)

Рис. 20. Ап­па­рат ис­кус­ствен­ной вен­ти­ля­ции лег­ких (Ис­точ­ник)

Рис. 21. Кни­го­пе­ча­та­ние (Ис­точ­ник)

Рис. 22. По­кры­ва­ние стен це­мент­ным рас­тво­ром при по­мо­щи сжа­то­го воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

Рис. 23. Пнев­ма­ти­че­ский стро­и­тель­ный мо­ло­ток (Ис­точ­ник)

 9. Повторение

По­вто­рим свой­ства воз­ду­ха:

1. Воз­дух про­зра­чен, бес­цве­тен, не имеет за­па­ха, плохо про­во­дит тепло.

2. Воз­дух хо­ро­шо про­во­дит сол­неч­ные лучи.

3. Воз­дух за­ни­ма­ет про­стран­ство в окру­жа­ю­щем мире.

4. Воз­дух можно сжать.

5. Воз­дух об­ла­да­ет упру­го­стью.

6. Воз­дух при на­гре­ва­нии рас­ши­ря­ет­ся, при охла­жде­нии воз­дух сжи­ма­ет­ся.

7. Теп­лый воз­дух легче хо­лод­но­го и стре­мит­ся вверх.

ИСТОЧНИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=P7-9aOe08Rk

https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vozduha?seconds=0&chapter_id=826

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/30/vozdukh-prezentatsiya

https://www.myshared.ru/slide/111864

https://www.myshared.ru/slide/111864

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Пушкино»

Энгельсского района Саратовской области

Урок по курсу

«Окружающий мир» /УМК « Пнш»/

3 класс

Разработан

Зелепухиной Еленой Владимировной,

учителем начальных классов

I категории

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.

Вид урока : урок- исследование

Тема: «Свойства воздуха ».

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств воздуха.

Задачи:

предметные:

создать условия для:

  • открытия учащимися основных свойств воздуха;

  • осмысленного использования детьми открытых свойств воздуха при решении учебных задач разной направленности.

метапредметные:

регулятивные

  • использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели- выбор средств её достижения- проведение эксперимента- оценка результата); формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом

познавательные

  • установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах

коммуникативные

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

личностные:

способствовать:

  • формированию положительного отношения к учению, познанию окружающего мира;

  • развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;

  • возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.

Оборудование:

для учителя:

– компьютер с программой Power Point;

– для демонстрации опытов: коробочка ,воздушные шары, , лабораторные весы, воздушный шарик, духи , чашки с холодной водой.

Читайте также:  Какое свойство материала называется долговечностью

для учащихся:

– для исследовательской деятельности: цветные полоски, чашка, ваза, цветные полоски бумаги, геометрические фигуры:круг, квадрат, многоугольник, треугольник; цветные фломастеры , фольга.

Демонстрационный материал: авторскаяпрезентация«Свойства воздуха» , используемая учителем.

Формы деятельности: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Ход урока:

Этапы

урока

Планируемая

деятельность учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Методический

комментарий

  1. Мотивация

к учебной деятельности.

( организационный момент)

Цель:

  • включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Я желаю вам удачи,

И успешности в придачу!

  1. Введение в тему

На предыдущих уроках мы с вами узнали, что находится у нас под ногами и над головой. А сегодня на уроке мы узнаем, что окружает нас повсюду, но сначала отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

– Что же это?

Воздух

Цель:

создание ситуации открытого незнания для осознания детьми своего незнания круга явлений, которым учащиеся пока не могут дать объяснение.

  1. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока –

Ч то вы знаете о воздухе? ( Откуда ты это узнал? Кто тебе об этом рассказал?)

А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух ? Свойства воздуха? Кому он необходим? Из чего он состоит?….. )

Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, а так же узнаем:

  1. Как человек использует воздух?

  2. Какими свойствами обладает воздух?

  3. Из чего он состоит?

  4. Каково значение воздуха?

  5. Как охранять воздух?

Чтобы ответить на ваши вопросы я предлагаю исследовать воздух.

Проведем урок – исследование в нашей лаборатории. Мы будем, как настоящие ученные выдвигать гипотезы, проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы, делать выводы.

Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?

– Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.

Воздух

Дети отвечают( прозрачный, им дышат люди и животные и т.д.)

-Хотели бы узнать есть ли у воздуха цвет, запах, вкус, зачем и кому он нужен?

4.Создание проблемной ситуации. Организация

деятельноси по открытию новых знаний. Определение Постановка учебной задачи.

Цель:

организация фиксации образовательной цели и темы урока.

– Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Вношу коробочку, прошу ее открыть .

Что в них находится? (В ней ничего нет)

– Вы уверены? В них действительно ничего нет?

А я думаю, что там все таки что-то есть . – (воздух. )

– Проверим ваши предположения.

У вас на столах лежат мешочки. Попробуйте набрать в них воздух.

– Сделайте вывод.

Так есть ли воздух в нашей коробочке?

Мы это доказали.

О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно.

Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Уч-ся рассматривают внимательно коробочку.

– Коробочка пустая.

В ней есть воздух.

Уч-ся набирают воздух и закручивают мешочки.

Воздух вокруг нас.

Цель:

  • организация фиксации образовательной цели и темы урока.

Опыт № 1 ( цвет) Определим цвет воздуха

Ваши гипотезы

У вас на столах лежат полоски разных цветов Покажите мне полоску желтого цвета, зеленого, красного.

У какого цвета воздух? –

Прозрачен только чистый воздух, дым костра, труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли, тогда он становится не прозрачным.

– А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху? (Небо)
Мы привыкли называть небо воздушным океаном.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. Просмотр фильма.

От чего защищает воздушная оболочка нашу планету?

Продолжаем исследовать воздух

Опыт 2 Имеет ли воздух запах ?

Ваши предположения

Давайте проверим. Закрой глаза и не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?

Продолжаем исследование.

Дети снова закрывают глаза.

Очищаю мандарин ,чтобы запах распространился. А сейчас?

Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.

Чем может пахнуть воздух?

Опыт 3. Имеет ли воздух вкус?

Ваши предположения

Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?

Опыт 4. Имеет ли воздух вес ? Можно ли его взвесить?

Ваши предположения

На весы кладем сдутые шарики. Весы находятся в равновесии. Теперь надуваем один из шариков. Взвешиваем.

Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

Под счетам ученых, вес всего воздуха, окружающего Землю, равняется примерно 5200 триллионам тонн.

Воздух имеет цвет, воздух не имеет цвета

Дети показывают полоски нужного цвета

Вывод: прозрачный

Дети смотрят в окно

Воздух имеет запах, воздух не имеет запаха.

Вывод: воздух не имеет запаха

Пахнет мандарином.

Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.

Имеет вкус, не имеет вкуса.

Вывод: воздух не имеет вкуса

Имеет вес, не имеет вес

Вес одинаковый.

Один шарик перевесил.

Делаем вывод : воздух имеет вес.

5. Расшире

ние и углубление нового знания.

Цель: 

Читайте также:  Продумайте какими графическими образами можно проиллюстрировать свойства информации

создать условия для:

  • осуществления учащимися самостоятельной исследовательской деятельности;

  • пополнения и формирования ими знаний о свойствах воздуха;

  • развития умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы; высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Опыт 5 Давайте выясним, что легче воздух или вода.

Гипотезы

На столах стоят чашки с водой. Опустите шарики в воду. Что с ним происходит?

Две группы опускают в воду воздушный шарик, две другие ракетный шарик,

Как человек применяет это свойство воздуха?

Опыт 6 Имеет ли воздух форму ?

Гипотезы

На доске геометрические фигуры. (Желтый круг, треугольник, квадрат)

Чем эти фигуры отличаются?

А какой формы воздух?

Возьмите шарики и заполните их воздухом.

Физминутка. Игры с мячом

Опыт 7. Воздух упругий или нет?

Гипотезы

Показываю надутый шарик и мяч. Что находится внутри шара и мяча?

Прошу детей их сжать.? Легко ли сжимается шарик и мяч?( нет)

Какой вывод можно сделать?

Как человек применяет это свойство воздуха?

– Во всем мире много  миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно

Опыт 8. Может ли воздух двигаться?

Гипотезы .

При помощи того, что лежит у вас на столах докажите одну из гипотез.

Ветер – это движение воздуха.

 Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?

Какие ветра называют бедствием, стихией)

– Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать, поднимать или переносить разные предметы на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они.

Так человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

– Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.

А как в домашних условиях люди применяют это свойство воздуха?

Опыт 9 . Можно ли воздух услышать?

Ваши предположения

Возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Услышали звук? Что происходит?

Что делает артист, играющий на духовых инструментах?

Воздух помогает нам говорить и слышать. Когда мы с вами говорим- происходит колебание воздуха. Эти колебания достигают ушей наших слушателей.

Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

Воздух легче воды

Вода легче

воздуха

Дети по группам проводят опыт

Вывод: воздух легче воды.

Надувные матрасы, жилеты, лодки

Имеет форму, не имеет формы

– Формой.

Варианты ответов учащихся

Дети по группам выполняют задание.

 Он может принять любую форму.

Вывод: воздух не имеет формы.

Он приобретает форму того пред­мета, в котором содержится.

упругость

упругость

Вывод: воздух упругий

Мячи, надувные лодки, колеса автомобилей

Дети находят веер и машут им.

Вывод: ветер движется

Начинается ветер.

Ураганы, торнадо, смерчи, колыхание деревьев.

Пылесос, фен, вентилятор

hello_html_m31b0504a.jpghello_html_m31b0504a.jpg

Мы выдыхаем струю воздуха- край бумаги дрожит. Она заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.

Вывод: воздух можно услышать

Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.

6. Включение нового в систему знаний и обобще-ние.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний.

Состав воздуха.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

– А какой газ, по-вашему, самый важный?

– Почему?

– Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….

Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

– Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. слайд

Почему выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов.

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

– Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Создание организаций по охране окружающей среды,

День защиты окружающей среды – 5 июня.

– Молодцы!

Кислород

Он необходим для дыхания

– Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Люди загрязняют воздух.

Автомобили, свалки, трубы заводов, пожары

Способы охраны воздуха:

фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах,

использование невредных видов транспорта, топлива,

.

7. Подведение итогов.Рефлексия деятельности.

Цель:

организовать деятельность по:

  • определению уровня достижения поставленных целей и задач;

  • осуществлению оценки работы пары на уроке;

  • прогнозированию направления будущей учебной деятельности.

– Вам понравился работать в «Лаборатории чудесных превращений воздуха»?

Дружная совместная работа в нашей лаборатории помогла нам многое узнать. На этом пока наши исследования заканчиваются и нам необходимо сделать отчет о проделанной работе.

На доске появляется рисованный шар.

Раздаю детям воздушные шары. Предлагаю дома рассказать о своих исследованиях.

Если вам было интересно, и вы узнали что- то новое нарисуйте на шарике улыбку,

если скучно , а если не интересно _____.

Спасибо за урок.

Дети называют свойства воздуха и прикрепляют на шарик.

Источник