Расскажите как сложить смешанные числа и на каких свойствах сложения
Смешанное число – число с обыкновенной дробью, такое как 5 ½. Если хотите знать, как сложить два таких числа, то вот как это делается.
Сложение целых чисел и дробей по отдельности
1
Сложите целые числа. Целые числа 1 и 2, так что 1 + 2 = 3.
2
Найдите наименьший общий знаменатель (НОЗ) обеих дробей, т.е. наименьшее число, делящиеся на оба эти знаменателя. Так как знаменатели дробей – 2 и 4, то наименьший общий знаменатель – 4, так как это наименьшее число, которое делится на 2 и на 4.
3
Переведите дроби так, чтобы у них был общий знаменатель, 4. Знаменатель каждой должен быть равен 4, но их значение не должно измениться, вот, как это делается:
- Так как знаменатель дроби ½, а для получения 4 нужно умножить на 2, то надо и числитель умножить на 2. 1 * 2 = 2, так что теперь дробь выглядит так 2/4. Дробь 2/4 = 1/2, мы удвоили и числитель, и знаменатель, но значение дроби не изменилось.
- Дробь 3/4 уже имеет знаменатель 4, так что ничего менять не надо.
4
Сложите дроби. Если есть общий знаменатель, для этого нужно просто сложить числители.
- 2/4 + 3/4 = 5/4
5
Переведите любые неправильные дроби в смешанные числа. Неправильная дробь – такая, в которой числитель равен знаменателю или больше. Вот как это делается:
- Во-первых, разделите числитель на знаменатель. Попробуйте столбиком, 4 помещается в 5 1 раз. Это значит, что целых единиц – 1, а помимо этого есть еще и остаток – тоже 1.
- У нас получилось 1 целая и 1 в остатке, то есть окончательный ответ – 1 1/4.
6
Для получения окончательного ответа сложите сумму целых чисел и сумму дробей. 1 + 2 = 3 и 1/2 + 3/4 = 1 1/4, итак 3 + 1 1/4 = 4 1/4.
Перевод смешанных чисел в неправильные дроби и их сложение
1
Переведите смешанное число в неправильную дробь. Для этого умножьте знаменатель на число целых единиц и прибавьте к числителю.
- Чтобы перевести 1 1/2 в неправильную дробь, умножаем число целых единиц 1 на знаменатель 2 и складываем с числителем.
- 1 * 2 = 2, и 2 + 1 = 3. Пишем 3 в знаменатель и получаем 3/2.
- Для перевода 2 3/4 в неправильную дробь, умножаем число целых единиц 2 на знаменатель 4, получается 2 * 4 = 8.
- Далее пишем это число в числитель, получается 8 + 3 = 11, знаменатель остается неизменным и получается 11/4.
- Чтобы перевести 1 1/2 в неправильную дробь, умножаем число целых единиц 1 на знаменатель 2 и складываем с числителем.
2
Найдите наименьшее общее кратное двух знаменателей – наименьшее число, которое без остатка делится на оба знаменателя. Если знаменатели одинаковые – этого делать не надо.
- Если один из знаменателей делится на другой, то он и есть наименьшее общее кратное, например, если знаменатели 2 и 4.
3
Сделайте знаменатели одинаковыми. Умножьте знаменатель на число, которое даст вам наименьшее общее кратное. Умножьте числитель на это же число. Проделайте это с обеими дробями.
- Знаменатель дроби 3/2 для получения нового знаменателя 4 нужно умножить на 2, значит и числитель надо умножить на 2. Теперь дробь будет выглядеть как 6/4.
- В дроби 11/4 уже есть знаменатель 4, так что ничего менять не надо.
4
Сложите две дроби. Для этого просто нужно сложить числители, знаменатель остается неизменным.
- 6/4 + 11/4 = 17/4.
5
Переведите неправильную дробь в смешанное число. Вот как:
- Во-первых, разделите числитель на знаменатель. Разделите 17 на 4, получается 4 и 1 в остатке.
- Запишем количество целых единиц – 4, и остаток – 1, знаменатель не изменился. Получается – 4 1/4.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 21 497 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Инфоурок
›
Математика
›Презентации›Урок 1 “Сложение и вычитание смешанных чисел”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
№ 414 (а-г), 416 (а,б), 418, 425 (а)
2 слайд
Описание слайда:
Классная работа Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел стр. 150 *
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Цели урока Познакомиться с алгоритмом сложения смешанных чисел
5 слайд
Описание слайда:
Подготовка
6 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 1: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ: 3 8 + 16 1 4 19
7 слайд
Описание слайда:
3 8 = 16 16+ 3 8 ; 1 4 = 19 19+ 2 8 2 8 = 19 3 8 + 16 1 4 19 =16+ 3 8 + 19+ 2 8 = =(16+19)+ 3 8 + 2 8 =35+ 5 8 =35 5 8 3 8 + 16 1 4 19 = 3 8 + 16 2 8 19 =35 5 8
8 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 2: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ: 5 6 + 5 3 4 3
9 слайд
Описание слайда:
5 6 + 5 3 4 3 = 10 12 + 5 9 12 3 19 12 8 = 7 12 9 =
10 слайд
Описание слайда:
ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА, НАДО: ПРИВЕСТИ ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ЭТИХ ЧИСЕЛ К НАИМЕНЬШЕМУ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ; ОТДЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ СЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСТЕЙ И ОТДЕЛЬНО – ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ. ЕСЛИ ПРИ СЛОЖЕНИИ ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ ПОЛУЧИЛАСЬ НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ, ВЫДЕЛИТЬ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ ИЗ ЭТОЙ ДРОБИ И ПРИБАВИТЬ ЕЕ К ПОЛУЧЕННОЙ ЦЕЛОЙ ЧАСТИ.
11 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 3: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ: 7 9 – 5 1 6 2
12 слайд
Описание слайда:
7 9 = 5 5+ 14 18 ; 14 18 = 5 1 6 = 2 2+ 3 18 3 18 = 2 7 9 5 – 1 6 2 = 5+ 14 18 – 2+ 3 18 = = 5+ 14 18 – 2- 3 18 = (5-2)+ 14 18 – 3 18 = = 3+ 11 18 = 11 18 3 7 9 5 – 1 6 2 = 14 18 5 – 3 18 = 2 11 18 3
13 слайд
Описание слайда:
ЕСЛИ ДРОБНАЯ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО ОКАЖЕТСЯ МЕНЬШЕ ДРОБНОЙ ЧАСТИ ВЫЧИТАЕМОГО, ТО НАДО ПРЕВРАТИТЬ В ДРОБЬ С ТЕМ ЖЕ ЗНАМЕНАТЕЛЕМ ОДНУ ЕДИНИЦУ ЦЕЛОЙ ЧАСТИ УМЕНЬШАЕМОГО.
14 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 4: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ: 4 9 – 3 5 6 1
15 слайд
Описание слайда:
4 9 = 3 ; 8 18 3 5 6 = 1 ; 15 18 1 4 9 = 3 8 18 3 =3+ 8 18 =2+1+ 8 18 =2+ 26 18 =2+ 18 18 + 8 18 = 26 18 2 = 4 9 3 5 6 1 – = 26 18 2 – 15 18 1 = 11 18 1 4 9 3 5 6 1 – = 26 18 2 – 15 18 1 = 11 18 1 8 18 3 15 18 1 – =
16 слайд
Описание слайда:
ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ, НАДО: ПРИВЕСТИ ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ЭТИХ ЧИСЕЛ К НАИМЕНЬШЕМУ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ (ЕСЛИ ДРОБНАЯ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО МЕНЬШЕ ДРОБНОЙ ЧАСТИ ВЫЧИТАЕМОГО, ТО НАДО ПРЕВРАТИТЬ ДРОБНУЮ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО В НЕПРАВИЛЬНУЮ ДРОБЬ, УМЕНЬШИВ НА ЕДИНИЦУ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ); ОТДЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИТАНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСТЕЙ И ОТДЕЛЬНО – ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ.
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
№ 376, 382, 389 Классная работа
19 слайд
Описание слайда:
Самостоятельное закрепление
20 слайд
Описание слайда:
Расскажите, как сложить смешанные числа и на каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел. Расскажите, как выполнить вычитание смешанных чисел и на каких свойствах основано правило вычитания смешанных чисел. Вопросы
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики и информатики
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-565177
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Математика
5 класс
Урок № 72
Сложение смешанных дробей
Перечень рассматриваемых вопросов:
– сложение смешанной дроби с целым числом;
– сложение смешанной дроби с правильной дробью;
– сложение смешанных дробей с общим знаменателем;
– сложение смешанных дробей с разными знаменателями;
– преобразование неправильных дробей в смешанное число.
Тезаурус
Смешанная дробь – сумма натурального числа и правильной дроби, записанная без знака плюс.
Целая часть смешанной дроби – натуральное число в смешанной дроби.
Дробная часть смешанной дроби – правильная дробь в смешанной дроби.
Переместительное свойство сложения – от перестановки слагаемых местами сумма не меняется.
Сочетательное свойство сложения – чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего чисел.
Порядок убывания – расположение элементов от большего к меньшему.
Порядок возрастания – расположение элементов от меньшего к большему.
Обязательная литература
1. Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.
Дополнительная литература
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ранее мы говорили, что смешанная дробь – это сумма натурального числа и правильной дроби. При сложении смешанных дробей используют законы сложения. Рассмотрим это на примере:
Каждую смешанную дробь представим, как сумму целой и дробной части.
Вспомним переместительное свойство сложения – от перестановки слагаемых местами сумма не меняется. Перегруппируем слагаемые. Запишем сначала сумму целых частей, а затем сумму дробных частей. Сложим отдельно целые и дробные части обеих дробей. Полученную сумму запишем смешанной дробью, то есть уберём знак плюс между натуральным числом и правильной дробью.
Для удобства будем считать, что у каждого натурального числа есть дробная часть, равная нулю, а у каждой правильной дроби есть целая часть, равная нулю. С учётом этого складывать натуральные числа и правильные дроби со смешанными дробями можно по тому же правилу.
Например:
Проведём те же преобразования, что и в предыдущем примере: отдельно сложим целые и дробные части обоих чисел. Запишем сумму целой и дробной части в виде смешанной дроби, т. е. без знака плюс.
Рассмотрим пример, в котором к смешанной дроби прибавляют простую дробь.
Отдельно складываем целые части и дробные части. Сумму натурального числа и дроби записываем смешанным числом, т. е. без знака плюс.
При сложении двух смешанных дробей сумма дробных частей может оказаться неправильной дробью. Посмотрим на примере, как действовать в таком случае.
Сумма дробных частей получилась равной семи пятым. Преобразуем неправильную дробь в смешанную. Семь пятых – это одна целая и две пятых. С учётом этого сумма данных смешанных чисел равна четырём целым и двум пятым.
Если необходимо сложить смешанные дроби, дробные части которых имеют разные знаменатели, то сначала нужно привести дробные части к общему знаменателю, а потом выполнить сложение.
Общий знаменатель дробных частей равен пятнадцати. Сумма будет равна семи целым тринадцати пятнадцатым. Обратите внимание на запись решения данного примера. Здесь уже нет промежуточных вычислений сумм целых и дробных частей. Записывать эти вычисления не нужно, достаточно понимать последовательность своих действий.
Рассмотрим ещё одно выражение:
В этом выражении у обоих слагаемых есть и целая, и дробная части. Дробные части имеют различные знаменатели. Приводим дробные части к общему знаменателю. Отдельно складываем целые и дробные части, не записывая это подробно. Сумма дробных частей оказалась равной сорока трём тридцатым, это неправильная дробь. Преобразуем её в смешанную дробь. Сорок три тридцатых – это одна целая тринадцать тридцатых. Выполним сложение семи и одной целой тринадцати тридцатых. Получим восемь целых тринадцать тридцатых.
Вычислим:
При решении этого выражения можно выполнить действия по порядку: сначала найти суммы в скобках, затем сложить полученные суммы.
В этом случае нам придётся приводить дроби к общему знаменателю. Выполним это решение:
Можно решить это выражение другим способом, вспомнив сочетательный и переместительные свойства сложения:
Во втором случае решение получилось короче, нам не пришлось приводить дроби к общему знаменателю.
Сегодня мы рассмотрели сложение смешанных дробей с натуральными числами, правильными дробями и смешанными дробями. Во всех этих случаях мы действовали по одному правилу: отдельно складывали целые и дробные части слагаемых, а затем складывали полученные результаты.
Тренировочные задания
№ 1. Выберите выражения, в решении которых допущены ошибки или решение не доведено до верного ответа:
В первом выражении приведено полное, верное решение: отдельно сложены целые и дробные части смешанных дробей. Дробные части приведены к общему знаменателю. Сумма дробных частей оказалась неправильной дробью, эта дробь правильно преобразована в смешанную дробь. Сложение натурального числа и смешанной дроби выполнено верно.
Во втором выражении при сложении дробных частей, правильно приведённых к общему знаменателю, также получилась неправильная дробь, верно произведено сокращение этой неправильной дроби, но она не преобразована в смешанную дробь. В ответе получилось число, дробная часть которого является неправильной дробью. Это неверная запись ответа, хотя вычисления произведены правильно.
В третьем выражении неправильно выполнено сложение дробных частей. Дроби не приводятся к общему знаменателю, складывается числитель с числителем, знаменатель со знаменателем, что не является верным нахождением суммы двух дробей. В ответе получилась сократимая дробь, которая сокращена верно.
Ответ: ошибки допущены во 2 и 3 выражениях.
№ 2. Вычислите периметр прямоугольного участка земли, если его ширина м, а длина на м больше.
Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон. Так как у прямоугольника противоположные стороны попарно равны, достаточно знать длину и ширину прямоугольника. Ширина известна, она равна м, а о длине сказано, что она на м больше. Найдём длину прямоугольника, для этого к ширине прибавим м.
(м) – длина прямоугольника.
При сложении мы привели дробные части к общему знаменателю, сложили их, преобразовали получившуюся неправильную дробь в смешанную дробь и сложили её с суммой целых частей.
Теперь найдём периметр прямоугольника. Сложим длины четырёх его сторон:
(м) – периметр прямоугольника
Заметим, что промежуточные вычисления – отдельное сложение целых и дробных частей – записывать не обязательно.
Источник
Понятие дроби
Дробь — одна из форм представления числа в математике. Это запись, в которой a и b являются числами или выражениями. Существует два формата записи:
- обыкновенный вид — 1/2 или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Над чертой принято писать делимое, которое является числителем, а под чертой всегда находится делитель, который называют знаменателем. Черта между ними означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел, например, 5/9 или (1,5 – 0,2)/15.
- Алгебраические — состоят из переменных, например, (x + y)/(x – y). В этом случае значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 3/7 и 31/45.
Неправильной — ту, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 21/4. Такое число является смешанным и читается, как пять целых одна четвертая, а записывается — 5 14.
Основные свойства дробей
1. Дробь не имеет значения, при условии, если делитель равен нулю.
2. Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
3. Равными называются такие a/b и c/d, если:
- a * d = b * c.
4. Если числитель и знаменатель умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Как плюсовать дроби
Сложение — это арифметическое действие, в результате которого получается новое число. Оно содержит в себе сумму заданных чисел.
Свойства сложения
- От перестановки мест слагаемых сумма не меняется: a + b = b + a.
- Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье нужно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа: (a + b) + c = a + (b + c).
- Если к числу прибавить ноль, получится само число: a + 0 = 0 + a = a
- При сложении числа можно переставлять и объединять в группы, результат от этого не изменится.
Давайте рассмотрим несколько вариантов сложения обыкновенных дробей.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
Чтобы получить результат суммы двух дробей с равными знаменателями, нужно сложить числители исходных дробей, а знаменатель оставить прежним.
Не забудьте проверить, можно ли сократить дробь.
Сложение дробей с разными знаменателями
Как складывать дроби с разными знаменателями — для этого нужно найти наименьший общий знаменатель (далее — НОЗ), а затем воспользоваться предыдущим правилом. Вот, что делать:
1. Найдем наименьшее общее кратное (далее — НОК) для определения единого делителя.
Для этого записываем в столбик числа, которые в сумме дают значения делителей. Далее перемножаем полученное и получаем НОК.
НОК (15, 18) = 3 * 2 * 3 * 5 = 90
2. Найдем дополнительные множители для каждой дроби. Для этого НОК делим на каждый знаменатель:
- 90 : 15 = 6,
- 90 : 18 = 5.
Полученные числа записываем справа сверху над числителем.
3. Воспользуемся одним из основных свойств дробей: перемножим делимое и делитель на дополнительный множитель. После умножения делитель должен быть равен наименьшему общему кратному, которое мы ранее высчитывали. Затем можно перейти к сложению.
4. Проверим полученный результат:
- если делимое больше делителя, нужно преобразовать в смешанное число;
- если есть что сократить, нужно выполнить сокращение.
Еще раз ход решения одной строкой:
Сложение смешанных чисел
Сложение смешанных чисел можно привести к отдельному сложению их целых частей и дробных частей. Для этого нужно действовать поэтапно:
1. Сложить целые части.
2. Сложить дробные части.
Если знаменатели разные, воспользуемся знаниями из предыдущего примера и приведем к общему.
3. Суммируем полученные результаты.
Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, нужно выделить ее целую часть и прибавить к полученной ранее целой части.
Если урок в самом разгаре и посчитать нужно быстро — можно воспользоваться онлайн-калькулятором. Вот несколько подходящих:
- Раз
- Два
- Три
Прибавление и вычитание дробей — смежные темы: принципы и закономерности очень похожи. Чтобы закрепить знания, нужно решать примеры сложения дробей, как можно чаще.
Запишите вашего ребенка на бесплатный вводный урок математики в детскую школу Skysmart: порешаем задачки на интерактивной платформе, порисуем фигуры на онлайн-доске и покажем, что учиться можно с интересом и в удовольствие.
Источник