Птк часть географической оболочки какие свойства и процессы присущи и птк
Свойства географической оболочки
1.Географической оболочка отличается очень большой сложностью состава и разнообразным состоянием вещества;
2.В географической оболочке сосредоточена жизнь и существует человеческое общество;
3.Все физико-географические процессы в этой оболочке протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли;
4.Все виды энергии поступают вгеографическую оболочку, трансформируются в ней и частично консервируются.
Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.
Ритмичность – это повторяемость природных явлений во времени; но не буквальное их повторение, т. к. каждое последующее явление отличается от предыдущего. Существуют ритмы: изменения солнечной активности (2-3, 5-6, 11, 22-23 гг.) ; положения Земли по отношению к Солнцу (365 суток – годовое движение Земли вокруг Солнца, ритмичность продолжительностью 1800-1900 лет. Она возникает за счет действия приливообразующих сил, то есть при совпадении положения Солнца, Земли и Луны в одной плоскости и на одной прямой. При этом могут быть два положения. Если Луна помещается между Солнцем и Землей, то происходит наибольшее нарушение равенства океанских масс и вынос на поверхность глубинных вод, что отражается на климате. Через 900-950 лет Солнце, Земля и Луна снова находятся в одной плоскости и на одной прямой, но Земля оказывается между Солнцем и Луной. Как установлено, в первом случае на Земле отмечается влажный период, а во втором – сухой.
Неравномерное распределение энергии в географической оболочке вызывает движения вещества и образование круговоротов в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Возникают движения воздушных и водных масс, а также неорганического и органического вещества, образующие атмосферную циркуляцию и круговорот воды, перенос минерального вещества, литосферные и биосферные круговороты. Круговая форма переносов обеспечивает непрерывность движения в условиях ограниченного количества вещества. Все круговороты не замкнуты, то есть часть вещества и энергии может при движении изыматься из круговорота, а иногда в круговорот включаются новые вещества и энергия. Пример: изъятие значительных объемов воды из географической оболочки в четвертичное время при образовании ледников и поступление ее в географическую оболочку – при их таянии.
Целостность географической оболочки проявляется в том, что изменение одного компонента природного комплекса вызывает изменение других, или всей системы, как целого. Пример: повсеместное распахивание земель и вырубка лесов в Центрально-Черноземных областях привели не только к ухудшению состояния почвенного покрова, но и гидролого-гидрогеологических условий, сокращению количества атмосферных осадков, изменению фитоценоза и зооценоза. Так антропогенное воздействие на один компонент природной системы (почвы) вызвал изменение состояния всей системы.
Единство географической оболочки проявляется в том, что изменения, произошедшие в одном месте, отражаются на всей оболочке, а иногда, на какой-либо ее части – в другом. Пример: выпадение кислотных дождей в Центрально-Черноземных областях, подкисляющих почвы, вызвано, в основном, переносом сернистых и азотных соединений западными ветрами из Западной Европы, где они выбрасываются в воздух промышленными предприятиями. Как видно, антропогенное воздействие на атмосферу в одном месте географической оболочки сказывается на почвенном покрове – в другом.
ГО обладает способностью саморегулирования, позволяющей поддерживать на определенных уровнях многие параметры. Пример 1. Постоянство солевого состава вод Океана, несмотря на неравномерное распределение осадков и неодинаковое испарение в разных его частях, а также на ежегодное поступление в Океан 37,5 тыс. км3 пресных вод, приносимых реками.
Источник
Свойства географической оболочки
1.Географической оболочка отличается очень большой сложностью состава и разнообразным состоянием вещества;
2.В географической оболочке сосредоточена жизнь и существует человеческое общество;
3.Все физико-географические процессы в этой оболочке протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли;
4.Все виды энергии поступают вгеографическую оболочку, трансформируются в ней и частично консервируются.
Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.
Ритмичность – это повторяемость природных явлений во времени; но не буквальное их повторение, т. к. каждое последующее явление отличается от предыдущего. Существуют ритмы: изменения солнечной активности (2-3, 5-6, 11, 22-23 гг.) ; положения Земли по отношению к Солнцу (365 суток – годовое движение Земли вокруг Солнца, ритмичность продолжительностью 1800-1900 лет. Она возникает за счет действия приливообразующих сил, то есть при совпадении положения Солнца, Земли и Луны в одной плоскости и на одной прямой. При этом могут быть два положения. Если Луна помещается между Солнцем и Землей, то происходит наибольшее нарушение равенства океанских масс и вынос на поверхность глубинных вод, что отражается на климате. Через 900-950 лет Солнце, Земля и Луна снова находятся в одной плоскости и на одной прямой, но Земля оказывается между Солнцем и Луной. Как установлено, в первом случае на Земле отмечается влажный период, а во втором – сухой.
Неравномерное распределение энергии в географической оболочке вызывает движения вещества и образование круговоротов в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Возникают движения воздушных и водных масс, а также неорганического и органического вещества, образующие атмосферную циркуляцию и круговорот воды, перенос минерального вещества, литосферные и биосферные круговороты. Круговая форма переносов обеспечивает непрерывность движения в условиях ограниченного количества вещества. Все круговороты не замкнуты, то есть часть вещества и энергии может при движении изыматься из круговорота, а иногда в круговорот включаются новые вещества и энергия. Пример: изъятие значительных объемов воды из географической оболочки в четвертичное время при образовании ледников и поступление ее в географическую оболочку – при их таянии.
Целостность географической оболочки проявляется в том, что изменение одного компонента природного комплекса вызывает изменение других, или всей системы, как целого. Пример: повсеместное распахивание земель и вырубка лесов в Центрально-Черноземных областях привели не только к ухудшению состояния почвенного покрова, но и гидролого-гидрогеологических условий, сокращению количества атмосферных осадков, изменению фитоценоза и зооценоза. Так антропогенное воздействие на один компонент природной системы (почвы) вызвал изменение состояния всей системы.
Единство географической оболочки проявляется в том, что изменения, произошедшие в одном месте, отражаются на всей оболочке, а иногда, на какой-либо ее части – в другом. Пример: выпадение кислотных дождей в Центрально-Черноземных областях, подкисляющих почвы, вызвано, в основном, переносом сернистых и азотных соединений западными ветрами из Западной Европы, где они выбрасываются в воздух промышленными предприятиями. Как видно, антропогенное воздействие на атмосферу в одном месте географической оболочки сказывается на почвенном покрове – в другом.
ГО обладает способностью саморегулирования, позволяющей поддерживать на определенных уровнях многие параметры. Пример 1. Постоянство солевого состава вод Океана, несмотря на неравномерное распределение осадков и неодинаковое испарение в разных его частях, а также на ежегодное поступление в Океан 37,5 тыс. км3 пресных вод, приносимых реками.
Источник
Свойства географической оболочки
1.Географической оболочка отличается очень большой сложностью состава и разнообразным состоянием вещества;
2.В географической оболочке сосредоточена жизнь и существует человеческое общество;
3.Все физико-географические процессы в этой оболочке протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли;
4.Все виды энергии поступают вгеографическую оболочку, трансформируются в ней и частично консервируются.
Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.
Ритмичность – это повторяемость природных явлений во времени; но не буквальное их повторение, т. к. каждое последующее явление отличается от предыдущего. Существуют ритмы: изменения солнечной активности (2-3, 5-6, 11, 22-23 гг.) ; положения Земли по отношению к Солнцу (365 суток – годовое движение Земли вокруг Солнца, ритмичность продолжительностью 1800-1900 лет. Она возникает за счет действия приливообразующих сил, то есть при совпадении положения Солнца, Земли и Луны в одной плоскости и на одной прямой. При этом могут быть два положения. Если Луна помещается между Солнцем и Землей, то происходит наибольшее нарушение равенства океанских масс и вынос на поверхность глубинных вод, что отражается на климате. Через 900-950 лет Солнце, Земля и Луна снова находятся в одной плоскости и на одной прямой, но Земля оказывается между Солнцем и Луной. Как установлено, в первом случае на Земле отмечается влажный период, а во втором – сухой.
Неравномерное распределение энергии в географической оболочке вызывает движения вещества и образование круговоротов в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Возникают движения воздушных и водных масс, а также неорганического и органического вещества, образующие атмосферную циркуляцию и круговорот воды, перенос минерального вещества, литосферные и биосферные круговороты. Круговая форма переносов обеспечивает непрерывность движения в условиях ограниченного количества вещества. Все круговороты не замкнуты, то есть часть вещества и энергии может при движении изыматься из круговорота, а иногда в круговорот включаются новые вещества и энергия. Пример: изъятие значительных объемов воды из географической оболочки в четвертичное время при образовании ледников и поступление ее в географическую оболочку – при их таянии.
Целостность географической оболочки проявляется в том, что изменение одного компонента природного комплекса вызывает изменение других, или всей системы, как целого. Пример: повсеместное распахивание земель и вырубка лесов в Центрально-Черноземных областях привели не только к ухудшению состояния почвенного покрова, но и гидролого-гидрогеологических условий, сокращению количества атмосферных осадков, изменению фитоценоза и зооценоза. Так антропогенное воздействие на один компонент природной системы (почвы) вызвал изменение состояния всей системы.
Единство географической оболочки проявляется в том, что изменения, произошедшие в одном месте, отражаются на всей оболочке, а иногда, на какой-либо ее части – в другом. Пример: выпадение кислотных дождей в Центрально-Черноземных областях, подкисляющих почвы, вызвано, в основном, переносом сернистых и азотных соединений западными ветрами из Западной Европы, где они выбрасываются в воздух промышленными предприятиями. Как видно, антропогенное воздействие на атмосферу в одном месте географической оболочки сказывается на почвенном покрове – в другом.
ГО обладает способностью саморегулирования, позволяющей поддерживать на определенных уровнях многие параметры. Пример 1. Постоянство солевого состава вод Океана, несмотря на неравномерное распределение осадков и неодинаковое испарение в разных его частях, а также на ежегодное поступление в Океан 37,5 тыс. км3 пресных вод, приносимых реками.
Источник
Свойства географической оболочки
1.Географической оболочка отличается очень большой сложностью состава и разнообразным состоянием вещества;
2.В географической оболочке сосредоточена жизнь и существует человеческое общество;
3.Все физико-географические процессы в этой оболочке протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли;
4.Все виды энергии поступают вгеографическую оболочку, трансформируются в ней и частично консервируются.
Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.
Ритмичность – это повторяемость природных явлений во времени; но не буквальное их повторение, т. к. каждое последующее явление отличается от предыдущего. Существуют ритмы: изменения солнечной активности (2-3, 5-6, 11, 22-23 гг.) ; положения Земли по отношению к Солнцу (365 суток – годовое движение Земли вокруг Солнца, ритмичность продолжительностью 1800-1900 лет. Она возникает за счет действия приливообразующих сил, то есть при совпадении положения Солнца, Земли и Луны в одной плоскости и на одной прямой. При этом могут быть два положения. Если Луна помещается между Солнцем и Землей, то происходит наибольшее нарушение равенства океанских масс и вынос на поверхность глубинных вод, что отражается на климате. Через 900-950 лет Солнце, Земля и Луна снова находятся в одной плоскости и на одной прямой, но Земля оказывается между Солнцем и Луной. Как установлено, в первом случае на Земле отмечается влажный период, а во втором – сухой.
Неравномерное распределение энергии в географической оболочке вызывает движения вещества и образование круговоротов в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Возникают движения воздушных и водных масс, а также неорганического и органического вещества, образующие атмосферную циркуляцию и круговорот воды, перенос минерального вещества, литосферные и биосферные круговороты. Круговая форма переносов обеспечивает непрерывность движения в условиях ограниченного количества вещества. Все круговороты не замкнуты, то есть часть вещества и энергии может при движении изыматься из круговорота, а иногда в круговорот включаются новые вещества и энергия. Пример: изъятие значительных объемов воды из географической оболочки в четвертичное время при образовании ледников и поступление ее в географическую оболочку – при их таянии.
Целостность географической оболочки проявляется в том, что изменение одного компонента природного комплекса вызывает изменение других, или всей системы, как целого. Пример: повсеместное распахивание земель и вырубка лесов в Центрально-Черноземных областях привели не только к ухудшению состояния почвенного покрова, но и гидролого-гидрогеологических условий, сокращению количества атмосферных осадков, изменению фитоценоза и зооценоза. Так антропогенное воздействие на один компонент природной системы (почвы) вызвал изменение состояния всей системы.
Единство географической оболочки проявляется в том, что изменения, произошедшие в одном месте, отражаются на всей оболочке, а иногда, на какой-либо ее части – в другом. Пример: выпадение кислотных дождей в Центрально-Черноземных областях, подкисляющих почвы, вызвано, в основном, переносом сернистых и азотных соединений западными ветрами из Западной Европы, где они выбрасываются в воздух промышленными предприятиями. Как видно, антропогенное воздействие на атмосферу в одном месте географической оболочки сказывается на почвенном покрове – в другом.
ГО обладает способностью саморегулирования, позволяющей поддерживать на определенных уровнях многие параметры. Пример 1. Постоянство солевого состава вод Океана, несмотря на неравномерное распределение осадков и неодинаковое испарение в разных его частях, а также на ежегодное поступление в Океан 37,5 тыс. км3 пресных вод, приносимых реками.
Источник
Свойства и особенности строения географической оболочки
Дата урока
Тип урока
ознакомление с новым материалом
Цель урока
Сформировать представление о свойствах и особенностях строения географической оболочки
Образовательные
ресурсы
1.В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.
2. Атлас с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7 класс.
3. И. В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2001.
4.Презентация «Свойства и особенности строения географической оболочки»
5. Карточки с заданиями
План урока
1.Свойства географической оболочки
2.Особенности строения географической оболочки
3.Формирование природно-территориальных комплексов.
4.Разнообразие природно-территориальных комплексов
Личностно значимая проблема
Какими свойствами и особенностями строения обладает географическая оболочка.
методы и формы
обучения
Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль
Формы: индивидуальная, парная, групповая
Основные понятия
Географическая оболочка, Природно-территориальные комплексы (ПТК)
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: называть свойства географической оболочки и ее частей, приводить примеры связей между элементами природно-территориального комплекса
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, картами атласа, высказывать собственное мнение, суждения, анализировать.
Познавательные: знакомятся со свойствами и особенностями строения географической оболочки, особенностями ее строения, делении на ПТК
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работы одноклассников.
Самоопределение, смыслообразование
организации взаимодействия
на уроке
Универсальные учебные действия
(УУД)
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Организационный момент
2
Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих
Слушают учителя и включаются в учебную деятельность
Фронтальная работа
Познавательные: отвечают на приветствие учителя
Коммуникативные: слушают, взаимодействуют с учителем
Регулятивные: настраиваются на рабочий лад
II. Актуализация знаний
5
Повторение изученного материала
Предлагает проверить знания в виде теста. Приложение 1.
Отвечают на вопросы теста, проверяют результаты
Парная работа
Личностные: активно включаются в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Познавательные: Формирование системы знаний о земной поверхности Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа
Регулятивные: контролируют правильность ответа
Работа в тетради
III. Целепологание
5
Целеполагание. Создание проблемной ситуации
Предлагает ответить на наводящие вопросы, определить тему и цель урока.
Какую оболочку Земли мы изучили? (гидросферу)
А еще, какие оболочки вы знаете? (биосферу), литосферу)
А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)
Живая? (биосфера). А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)
Приведите примеры такого взаимодействия.
Сегодня мы продолжаем нашу работу с оболочками и приступаем к изучению последней, а вы знаете, как она называется?(Географическая оболочка)
Возьмите рабочий лист, запишите тему урока, дату и цель урока. Цель – Какими свойствами и особенностями строения обладает географическая оболочка.
Для того чтобы реализовать поставленную цель урока, нам нужно составить, что? (план урока)
Какие у вас будут предложения? На каких вопросах остановимся? ( дети высказываются)
Давайте запишем в рабочий лист план урока:
Свойства географической оболочки
Особенности строения географической оболочки
Формирование географической оболочки
Разнообразие ПТК.
Учащиеся работают в группе, формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.
Фронтальная работа
Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях
Познавательные:
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию.
Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные: оценивают свои возможности самостоятельной деятельности
Устные ответы, работа в тетрадях
IV. Изучение
нового материала
18
1.Работа учебником
2.Работа с презентацией
1.Предлагает поработать в группах и самостоятельно изучить тему, результаты работы занести в лист наблюдений
2.Предлагает группам выступить у доски с результатами работы. Задает вопросы, комментирует. Подводит к выводам:
Вывод 1 – Свойства географической оболочки:1 – разнообразие источников энергии; 2 – разнообразие образующих ее веществ; 3 – только в ней есть условия для жизни.
Вывод 2 – Географическая оболочка неоднородна по вертикали и горизонтали
Вывод 3 – Природно –территориальные комплексы (ПТК) – территории отличающиеся друг от друга рельефом, климатом, взаимосвязями между природными компонентами
Вывод 4 – Географическая оболочка – самый крупный ПТК
1.Работают с текстом учебника, листом наблюдений
1. Групповая
Личностные:
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.
Познавательные
Поиск и выделение информации
Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Развитие волевой само регуляции как способности к волевому усилию.
Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
1.Работа с листом наблюдений
Физкультминутка
3
Игра на внимание «Пантомима»
Предлагает вспомнить знания сторон горизонта
Выполняют задания
Фронтальная работа
Разминка
VI. Первичное осмысление и закрепле-
ние изученного
5
Проверка усвоенного нового материала
Предлагает ответить на вопросы учебника с.62
Демонстрируют знания по теме
Фронтальная работа
Познавательные: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют выводы
Коммуникативные: взаимодействуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли
Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
Проверка выполнения задания
V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение
полученных
на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности
Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что удалось/не удалось? Где могут пригодиться полученные знания?
Отвечают на вопросы, выставляют баллы полученные за урок
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, высказывают свое мнение об уроке
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем
Оценивание учащихся
за работу на уроке
VI. Домашнее задание
2
§10, заполнить таблицу
Конкретизирует домашнее задание.
Записывают
домашнее
задание
Индивидуальная работа
Личностные: воспринимают информацию
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем
Регулятивные: составляют план и последовательность действий
Состав группы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Какие круговороты существуют в географической оболочке?_________________
___1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________3.___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите самые крупные природные комплексы географической оболочки.
1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________
Источник