Птк часть географической оболочки какие свойства и процессы

Птк часть географической оболочки какие свойства и процессы thumbnail

Ия

Высший разум

(147235)

7 лет назад

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА — это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой. В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии.

В результате взаимодействия компонентов географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами. В ней есть живые организмы, почвы, зеленые растения усваивают солнечную энергию, которая идет на процессы образования органических веществ из неорганических.

Свойства географической оболочки

Географической оболочка отличается очень большой сложностью состава и разнообразным состоянием вещества;
В географической оболочке сосредоточена жизнь и существует человеческое общество;
Все физико-географические процессы в этой оболочке протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли;
Все виды энергии поступают вгеографическую оболочку, трансформируются в ней и частично консервируются.

Свойства географической оболочки

uu

Знаток

(376)

4 года назад

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс Географическая оболочка — это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой. Взаимное проникновение друг в друга слагающих географическую оболочку Земли газовой, водной, живой и минеральных оболочек и их взаимодействие определяет целостность географической оболочки. В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии. Каждая оболочка Земли, развиваясь по собственным законам, испытывает на себе влияние других оболочек и в свою очередь оказывает на них свое воздействие. Влияние биосферы на атмосферу связано с фотосинтезом, в результате которого происходит интенсивный газообмен между ними и регулирование газов в атмосфере. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют в нее кислород, необходимый для дыхания всем живым существам. Благодаря атмосфере поверхность Земли не перегревается днем солнечными лучами и не слишком остывает ночью, что создает условия для существования живых особей. Биосфера влияет и на гидросферу, так как организмы оказывают существенное влияние на соленость Мирового океана. Они забирают из воды необходимые им вещества, особенно кальций, для построения скелетов, раковин, панцирей. Гидросфера для многих существ — среда существования, а вода крайне необходима для многих процессов жизнедеятельности растений и животных. Воздействие организмов на земную кору особенно заметно в верхней ее части. В ней накапливаются остатки погибших растений и животных, образуются горные породы органического происхождения. Организмы участвуют не только в образовании горных пород, но и в разрушении их — в выветривании: Они выделяют кислоты, воздействующие на горные породы, разрушают их корнями, проникающими в трещины. Плотные, твердые породы превращаются в рыхлые осадочные (гравий, галька).

VGOOD

Знаток

(363)

2 года назад

Географическая оболочка — целостная непрерывная приповерхностная часть Земли, в пределах которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и живое вещество. Это наиболее сложная и разнообразная материальная система нашей планеты. Географическая оболочка включает в себя целиком гидросферу, нижний слой атмосферы, верхнюю часть литосферы и биосферу, которые являются ее структурными частями.

noralydark

Знаток

(359)

2 года назад

Географическая оболочка – оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера.

Свойства географической оболочки:

1. Присутсвуют вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.

2. Все процессы происходят под воздействием солнечной энергии и в меньшей степени – внутренних земных источников энергии.

3. Имеются все условия для существования и развития человеческого сообщества: воздух, вода, горные породы и полезные ископаемые, солнечное тепло и свет, почвы, растительность, бактериальный и животный мир.

P. S. Источник – учебник географии за 7 класс.

Снежанна Вишневская

Знаток

(271)

4 месяца назад

Горные породы, воздух, вода, растения и животные, почвы, человек — это природные компоненты (части). Изучив земные оболочки, вы узнали, какими свойствами они обладают, что эти свойства не остаются неизменными. Все природные компоненты тесно связаны между собой. Сколько разнообразных сочетаний взаимодействующих природных компонентов существует в природе на больших и маленьких территориях и акваториях! Такие сочетания образуют природные комплексы разного размера.

Наталья Возная

Ученик

(198)

4 месяца назад

географическая оболочка- это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой. В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии.

Евгений

Ученик

(215)

3 месяца назад

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс Географическая оболочка — это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой. Взаимное проникновение друг в друга слагающих географическую оболочку Земли газовой, водной, живой и минеральных оболочек и их взаимодействие определяет целостность географической оболочки. В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии. Каждая оболочка Земли, развиваясь по собственным законам, испытывает на себе влияние других оболочек и в свою очередь оказывает на них свое воздействие. Влияние биосферы на атмосферу связано с фотосинтезом, в результате которого происходит интенсивный газообмен между ними и регулирование газов в атмосфере. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют в нее кислород, необходимый для дыхания всем живым существам. Благодаря атмосфере поверхность Земли не перегревается днем солнечными лучами и не слишком остывает ночью, что создает условия для существования живых особей. Биосфера влияет и на гидросферу, так как организмы оказывают существенное влияние на соленость Мирового океана. Они забирают из воды необходимые им вещества, особенно кальций, для построения скелетов, раковин, панцирей. Гидросфера для многих существ — среда существования, а вода крайне необходима для многих процессов жизнедеятельности растений и животных. Воздействие организмов на земную кору особенно заметно в верхней ее части. В ней накапливаются остатки погибших растений и животных, образуются горные породы органического происхождения. Организмы участвуют не только в образовании горных пород, но и в разрушении их — в выветривании: Они выделяют кислоты, воздействующие на горные породы, разрушают их корнями, проникающими в трещины. Плотные, твердые породы превращаются в рыхлые осадочные (гравий, галька).

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2020;
проверки требует 1 правка.

Проекция Географической оболочки

Географи́ческая оболо́чка — комплексная внешняя оболочка Земли (объединение поверхностных геосфер), одно из глобальных и системных понятий в географии. Ге­не­ти­че­ски и функ­цио­наль­но це­ло­ст­ная обо­лоч­ка Зем­ли, ох­ва­ты­ваю­щая ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры, верх­ние тол­щи зем­ной ко­ры, гид­ро­сфе­ру и био­сфе­ру[1].

Описание[править | править код]

Географическая оболочка является объектом исследования географии и её основных направлений.

По точным границам географической оболочки мнения разделились. Верхняя граница:

  • А. А. Григорь­ев­, С. В. Калес­ник­, М. М. Ер­мо­ла­ев, К. К. Мар­ков и А. М. Ряб­чи­ков верхнюю границу географической оболочки проводят в стратосфере, на высоте примерно 25-30 км.
  • Д. Л. Арманд­, А. Г. Иса­чен­ко, Ф. Н. Миль­ков и Ю. П. Се­ли­вёр­стов определяют её в тропосфере, на высоте около 8-18 км.

Нижняя граница:

  • А. Г. Иса­чен­ко, С. В. Ка­лес­ник и И. М. Забе­лин нижнюю границу проводят в верхней части литосферы (500—800 м.)
  • Д. Л. Ар­манд, А. А. Гри­горь­ев, Ф. Н. Миль­ков, А. М. Ряб­чи­ков, Ю. П. Се­ли­вёр­стов и другие по нижней границе Земной коры .

Оболочка обладает рядом закономерностей:

  • Целостность (единство) — тесная взаимосвязь слагающих её компонентов, изменение одного приводит к изменению других.
  • Ритмичность (цикличность) — повторяемость природных явлений, суточный, сезонный.
  • Зональность и высотная поясность — закономерная смена природных условий.
  • На­ли­чие кру­го­во­ро­тов ве­ще­ст­ва и свя­зан­ной с ним энер­гии.
  • Не­пре­рыв­ность раз­ви­тия, но его неравномерность.

Терминология[править | править код]

В российской научной литературе под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), вся гидросфера и биосфера, а также антропосфера — проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией.

Представление о географической оболочке как о «наружной сфере земли» введено русским метеорологом и географом П. И. Броуновым (1910). Современное понятие разработано и введено в систему географических наук А. А. Григорьевым (1932). Наиболее удачно история понятия и спорные вопросы рассмотрены в трудах И. М. Забелина.

Понятия, аналогичные понятию географической оболочки, есть и в зарубежной географической литературе (земная оболочка А. Геттнера и Р. Хартсхорна, геосфера Г. Кароля и др.). Однако там географическая оболочка рассматривается обычно не как природная система, а как совокупность природных и общественных явлений.

Существуют другие земные оболочки на границах соединения различных геосфер.

Компоненты географической оболочки[править | править код]

Самая верхняя часть Земной коры

Земная кора — это верхний слой Земли. От мантии отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн — границей Мохоровичича. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном до 30-50 км на континентах[2]. Бывает два типа коры — континентальная и океаническая. В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава плюс осадочный чехол. Земная кора разделена на различные по величине литосферные плиты, двигающиеся относительно друг друга. Кинематику этих движений описывает тектоника плит.

Нижняя часть атмосферы

Её верхняя граница находится на высоте 8—10 км в полярных, 10—12 км в умеренных и 16—18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом.
Нижний, основной слой атмосферы. Содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 1°/152 м.

За «нормальные условия» у поверхности Земли приняты: плотность 1,2 кг/м3, барометрическое давление 101,34 кПа, температура плюс 20 °C и относительная влажность 50 %. Эти условные показатели имеют чисто инженерное значение.

Гидросфера

Гидросфера — совокупность всех водных запасов Земли. Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара.

Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте, слагая криосферу.

Биосфера

Биосфера — это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

Антропосфера

Антропосфера, или ноосфера — сфера взаимодействия человека и природы. Определение ноосферы впервые ввёл российский учёный В. И. Вернадский. Признаётся не всеми учёными.

См. также[править | править код]

  • Геосферы

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Броунов П. И. Курс физической географии, СПб., 1917.
  • Григорьев А. А. Опыт аналитической характеристики состава и строения физико-географической оболочки земного шара, Л.—М., 1937.
  • Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географической среды: Избранные теоретические работы. М., 1966.
  • Криволуцкий А. Е. Голубая планета. Земля среди планет. Географический аспект. — М.: Мысль, 1985. — 335 С.

Ссылки[править | править код]

  • Географическая оболочка на сайте География России.

Источник

Тема урока

Свойства и особенности строения географической оболочки

Дата урока

Тип урока

ознакомление с новым материалом

Цель урока

 Сформировать представление о свойствах и особенностях строения географической оболочки

Образовательные
ресурсы

1.В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.

2. Атлас с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7 класс.

3. И. В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2001.

4.Презентация «Свойства и особенности строения географической оболочки»

5. Карточки с заданиями

План урока

1.Свойства географической оболочки

2.Особенности строения географической оболочки

3.Формирование природно-территориальных комплексов.

4.Разнообразие природно-территориальных комплексов

Личностно значимая проблема

Какими свойствами и особенностями строения обладает географическая оболочка.

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая

Основные понятия

Географическая оболочка, Природно-территориальные комплексы (ПТК)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть свойства географической оболочки и ее частей, приводить примеры связей между элементами природно-территориального комплекса

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, картами атласа, высказывать собственное мнение, суждения, анализировать.

Познавательные: знакомятся со свойствами и особенностями строения географической оболочки, особенностями ее строения, делении на ПТК

Коммуникативные:  проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работы одноклассников.

Самоопределение, смыслообразование

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

2

Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Фронтальная работа

Познавательные: отвечают на приветствие учителя

Коммуникативные: слушают, взаимодействуют с учителем

Регулятивные: настраиваются на рабочий лад

II. Актуализация знаний

5

Повторение изученного материала

Предлагает проверить знания в виде теста. Приложение 1.

Отвечают на вопросы теста, проверяют результаты

Парная работа

Личностные: активно включаются в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: Формирование системы знаний о земной поверхности Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа

Регулятивные: контролируют правильность ответа

Работа в тетради

III. Целепологание

5

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

Предлагает ответить на наводящие вопросы, определить тему и цель урока.

Какую оболочку Земли мы изучили? (гидросферу)

А еще, какие оболочки вы знаете? (биосферу), литосферу)

А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)

Живая? (биосфера). А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)

Приведите примеры такого взаимодействия.

Сегодня мы продолжаем нашу работу с оболочками и приступаем к изучению последней, а вы знаете, как она называется?(Географическая оболочка)

Возьмите рабочий лист, запишите тему урока, дату и цель урока. Цель – Какими свойствами и особенностями строения обладает географическая оболочка.

Для того чтобы реализовать поставленную цель урока, нам нужно составить, что? (план урока)

Какие у вас будут предложения? На каких вопросах остановимся? ( дети высказываются)

Давайте запишем в рабочий лист план урока:

  1. Свойства географической оболочки

  2. Особенности строения географической оболочки

  3. Формирование географической оболочки

  4. Разнообразие ПТК.

Учащиеся работают в группе, формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Фронтальная работа

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Познавательные:

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию.

Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

Устные ответы, работа в тетрадях

IV. Изучение

нового материала

18

1.Работа учебником

2.Работа с презентацией

1.Предлагает поработать в группах и самостоятельно изучить тему, результаты работы занести в лист наблюдений

2.Предлагает группам выступить у доски с результатами работы. Задает вопросы, комментирует. Подводит к выводам:

Вывод 1 – Свойства географической оболочки:1 – разнообразие источников энергии; 2 – разнообразие образующих ее веществ; 3 – только в ней есть условия для жизни.

Вывод 2 – Географическая оболочка неоднородна по вертикали и горизонтали

Вывод 3 – Природно –территориальные комплексы (ПТК) – территории отличающиеся друг от друга рельефом, климатом, взаимосвязями между природными компонентами

Вывод 4 – Географическая оболочка – самый крупный ПТК

1.Работают с текстом учебника, листом наблюдений

1. Групповая

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные

Поиск и выделение информации

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Развитие волевой само регуляции как способности к волевому усилию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

1.Работа с листом наблюдений

Физкультминутка

3

Игра на внимание «Пантомима»

Предлагает вспомнить знания сторон горизонта

Выполняют задания

Фронтальная работа

Разминка

VI. Первичное осмысление и закрепле-

ние изученного

5

Проверка усвоенного нового материала

Предлагает ответить на вопросы учебника с.62

Демонстрируют знания по теме

Фронтальная работа

Познавательные: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют выводы

Коммуникативные: взаимодействуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли

Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Проверка выполнения задания

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности

Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что удалось/не удалось? Где могут пригодиться полученные знания?

Отвечают на вопросы, выставляют баллы полученные за урок

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, высказывают свое мнение об уроке

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§10, заполнить таблицу

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

Личностные: воспринимают информацию

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

Состав группы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Какие круговороты существуют в географической оболочке?_________________

___1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________3.___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите самые крупные природные комплексы географической оболочки.

1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________

Источник