Птк часть географической оболочки какие свойства

Птк часть географической оболочки какие свойства thumbnail

Свойства географической оболочки 
1.Географической оболочка отличается очень большой сложностью состава и разнообразным состоянием вещества; 
2.В географической оболочке сосредоточена жизнь и существует человеческое общество; 
3.Все физико-географические процессы в этой оболочке протекают за счет солнечной и внутренней энергии Земли; 
4.Все виды энергии поступают вгеографическую оболочку, трансформируются в ней и частично консервируются. 

Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование. 

Ритмичность – это повторяемость природных явлений во времени; но не буквальное их повторение, т. к. каждое последующее явление отличается от предыдущего. Существуют ритмы: изменения солнечной активности (2-3, 5-6, 11, 22-23 гг.) ; положения Земли по отношению к Солнцу (365 суток – годовое движение Земли вокруг Солнца, ритмичность продолжительностью 1800-1900 лет. Она возникает за счет действия приливообразующих сил, то есть при совпадении положения Солнца, Земли и Луны в одной плоскости и на одной прямой. При этом могут быть два положения. Если Луна помещается между Солнцем и Землей, то происходит наибольшее нарушение равенства океанских масс и вынос на поверхность глубинных вод, что отражается на климате. Через 900-950 лет Солнце, Земля и Луна снова находятся в одной плоскости и на одной прямой, но Земля оказывается между Солнцем и Луной. Как установлено, в первом случае на Земле отмечается влажный период, а во втором – сухой. 

Неравномерное распределение энергии в географической оболочке вызывает движения вещества и образование круговоротов в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Возникают движения воздушных и водных масс, а также неорганического и органического вещества, образующие атмосферную циркуляцию и круговорот воды, перенос минерального вещества, литосферные и биосферные круговороты. Круговая форма переносов обеспечивает непрерывность движения в условиях ограниченного количества вещества. Все круговороты не замкнуты, то есть часть вещества и энергии может при движении изыматься из круговорота, а иногда в круговорот включаются новые вещества и энергия. Пример: изъятие значительных объемов воды из географической оболочки в четвертичное время при образовании ледников и поступление ее в географическую оболочку – при их таянии. 

Целостность географической оболочки проявляется в том, что изменение одного компонента природного комплекса вызывает изменение других, или всей системы, как целого. Пример: повсеместное распахивание земель и вырубка лесов в Центрально-Черноземных областях привели не только к ухудшению состояния почвенного покрова, но и гидролого-гидрогеологических условий, сокращению количества атмосферных осадков, изменению фитоценоза и зооценоза. Так антропогенное воздействие на один компонент природной системы (почвы) вызвал изменение состояния всей системы. 

Единство географической оболочки проявляется в том, что изменения, произошедшие в одном месте, отражаются на всей оболочке, а иногда, на какой-либо ее части – в другом. Пример: выпадение кислотных дождей в Центрально-Черноземных областях, подкисляющих почвы, вызвано, в основном, переносом сернистых и азотных соединений западными ветрами из Западной Европы, где они выбрасываются в воздух промышленными предприятиями. Как видно, антропогенное воздействие на атмосферу в одном месте географической оболочки сказывается на почвенном покрове – в другом. 

ГО обладает способностью саморегулирования, позволяющей поддерживать на определенных уровнях многие параметры. Пример 1. Постоянство солевого состава вод Океана, несмотря на неравномерное распределение осадков и неодинаковое испарение в разных его частях, а также на ежегодное поступление в Океан 37,5 тыс. км3 пресных вод, приносимых реками.

Источник

Выявление важнейших качественных свойств и особенностей природы географической оболочки — непременное условие познания основных закономерностей ее дифференциации.

I Как уже отмечалось, географическая оболочка — сложная, исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся, целостная и качественно своеобразная материальная система. Ей присущи следующие важнейшие особенности:

1) — ее качественное своеобразие, которое заключается в том, что только в ее пределах вещество находится одновременно в трех физических состояниях: твердом, жидком и газообразном. В связи с чем географическая оболочка состоит из пяти качественно разных, взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и палеосферы. В пределах каждой из них выделяется несколько компонентов. Например, в пределах литосферы выделяются в качестве самостоятельных компонентов разнообразные горные породы, в биосфере — растения и животные и т. д.

2) — тесное взаимодействие и взаимообусловленность всех ее геосфер и частей, определяющие ее развитие. Опыт человечества показал, что географическая оболочка не конгломерат различных, не зависящих друг от друга предметов и явлений, а сложный комплекс, природная система, представляющая собой единое целое. Достаточно изменить лишь одно звено этой целостной системы, чтобы вызвать изменения во всех других ее частях и в комплексе в целом. Человеческое общество, преобразуя природу с целью более рационального использования природных ресурсов, должно учитывать все возможные последствия воздействия на отдельные звенья этой системы и не допускать нежелательных изменений в нем. Так, выжигая леса на склонах гор Кубы и получая в золе от пожара удобрение всего на одно поколение очень доходных кофейных деревьев, испанским плантаторам не было дела до того, что тропические ливни впоследствии смывали уже беззащитный верхний слой почвы, оставляя после себя лишь обнаженные скалы (Юренков, 1982). Во всех случаях, когда речь идет о воздействии на какие-то звенья природных систем в больших масштабах, должен побеждать разумный подход. Например, выдвигавшийся в 80-х гг. 20 в. и не утвержденный Госпланом бывшего СССР, проект создания Нижнеобского гидрокомплекса, предусматривал получение очень дешевой и в большом количестве столь необходимой Сибири энергии. Но в результате сооружения в низовьях Оби плотины образовалось бы обширное море в виде зоны подтопления, которое около девяти месяцев в году было бы сковано льдом. Это в свою очередь, существенно изменило бы климат сопредельных территорий, нежелательно отразилось бы на сельском хозяйстве, промышленности, здоровье людей. Затопленными оказались бы полезные ископаемые (нефть, газ и др.), миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий, леса, который (кроме всего прочего) является важнейшим продуцентом кислорода. Готовые

Читайте также:  Какие свойства проявляет вода в газообразном состоянии

дипломные роботы

быстро и недорого, всё это можно найти на сайте zaochnik.ru. Также здесь вы сможете заказать отчет по практике, реферат, семестровую работу, диссертация.

Одним из самых главных проявлений взаимодействия всех геосфер и компонентов географической оболочки является постоянный обмен веществом и энергией, поэтому все стороны и компоненты географической оболочки, слагаясь в основном из определенного, только им свойственного сочетания химических веществ, как правило, включают в себя и некоторое количество веществ, составляющих основную массу остальных компонентов или являющихся производными этой основной массы (А.А. Григорьев, 1952, 1966). Взаимодействие всех сторон, компонентов и частей географической оболочки, их внутренние противоречия — основная причина ее постоянного развития, усложнения, перехода из одной стадии в другую.

3) — эта целостная материальная система не изолирована от внешнего мира, она находится в постоянном взаимодействии с ним. Внешним миром для географической оболочки является, с одной стороны, Космос, с другой — внутренние сферы земного шара (мантия и земное ядро).

Взаимодействие с Космосом проявляется прежде всего в проникновении и трансформации солнечной энергии в пределы географической оболочки, а также в теплоизлучении со стороны последней. Основным источником тепла для географической оболочки является солнечная радиация — 351 1022 Дж/год. Количество тепла, поступающее за счет процессов, происходящих в земных глубинах, невелико — около 79х1019 Дж/год (Рябчиков, 1972), т. е. в 4400 раз меньше.

Наряду с солнечной и иной космической энергией на Землю непрерывно поступает межзвездное вещество в виде метеоритов, метеорной пыли (до 10 млн. т/год; Юренков, 1982). В то же время наша планета постоянно теряет легкие газы (водород, гелий), которые, поднимаясь в высокие слои атмосферы, улетучиваются в межпланетное пространство. Этот взаимообмен химическими элементами между Землей и Космосом обосновал В. И. Вернадский. Из земной коры в более глубокие сферы Земли мигрируют железо, магний, сера и другие элементы, а из глубоких сфер поступают кремний, кальций, калий, натрий, алюминий, радиоактивные и другие элементы.

Взаимодействие географической оболочки с внутренними сферами Земли проявляется также в сложном энергетическом взаимообмене, обусловливающем так называемые азональные процессы, и в первую очередь — движения земной коры. Противоречивые, единые и неразрывные зональные и азональные процессы обусловливают главнейшую закономерность географической оболочки — ее зонально-провинциальную дифференциацию.

4) — в географической оболочке происходит как возникновение новых форм, так и распад более сложных образовании, т. е. осуществляется один из основных законов природы — закон синтеза и распада и их единства (Гожев, 1963), что способствует постоянному развивитию и усложнению географической оболочки, ее переходу из одной стадии в другую.

Развитие географической оболочки характеризуется ритмичностью и поступательностью, т. е. переходом от “более простого к более сложному; постоянным усложнением ее зональности и провинциальности, структуры ее природных систем.

Развитие географической оболочки и ее частей подчинено «закону гетерохронности развития» (Калесник, 1970), который проявляется в неодновременности изменения природы географической оболочки от места к месту. Например, отмечавшееся в 20-30-е годы ХХ в. в северном полушарии «потепление Арктики» на Земле не было повсеместным, а одновременно с ним в некоторых районах Южного полушария отмечалось похолодание.

Характерной особенностью развития географической оболочки является усиление относительной консервативности природных условий по мере движения от более высоких широт к более низким. В этом же направлении увеличивается и возраст природных зон. Так, наиболее молодой, послеледниковый возраст имеет тундровая зона; в плиоцен-четвертичное время в основном оформилась лесная зона; в плиоцене — лесостепная, в олигоцен—плиоцене — степная и пустынная.

5) — характеризуется наличием органической жизни, с возникновением которой все остальные геосферы (атмосфера, гидросфера, литосфера) подверглись глубоким изменениям.

6) — она является ареной жизни и деятельности человеческого общества. На нынешнем этапе разумный человек — это показатель высшей стадии развития географической оболочки.

7) — ей свойственна региональная дифференциация. Согласно материалистической диалектике, единство мира не исключает его качественного многообразия. Целостная географическая оболочка неоднородна от места к месту, имеет сложное строение. С одной стороны, географическая оболочка обладает континуальностью (все ее стороны, компоненты и структурные части связаны и пронизаны потоком вещества и энергии; ей свойственна непрерывность распространения), с другой стороны, ей присуща дискретность (наличие внутри этой непрерывной оболочки природно-территориальных комплексов — ПТК, обладающих относительной целостностью.) Причем, непрерывность проявляется в целом сильнее, чем прерывность, т. е. географическая оболочка представляет собой единое целое, сплошное тело, а ее прерывность условна, так как ПТК являются ее составными частями, между которыми нет никаких пустот или чуждых географической оболочке образований (Арманд Д. и др., 1969).

Качественные различия взаимодействий между сторонами и компонентами географической оболочки в разных ее местах, а вместе с этим и ее региональная дифференциация в первую очередь определяются неодинаковыми соотношениями количественных показателей этих сторон и компонентов природы. Так, даже одинаковое количество выпадающих осадков для разных территорий при различных соотношениях количественных показателей других компонентов природы предопределяет различие в степени увлажненности этих территорий со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, при примерно равном количестве осадков в северных районах территории России и на севере Среднеазиатских равнин (200-300 мм/год), но значительно различных величинах солнечной радиации, разном состоянии атмосферы, неодинаковых температурных условиях в первом случае отмечается недостаток тепла и избыток влаги и формируются тундровые ландшафты, во втором— при обилии тепла и недостатке влаги — формируются полупустынные ландшафты.

Читайте также:  Каким свойствами обладают металлы

Диалектическое единство свойств континуальности и дискретности географической оболочки позволяет выделять среди объектов, изучаемых физической географией, относительно самостоятельные разного ранга природно-территориальные комплексы (ПТК) — сложные географические системы (геосистемы).

Под природно-территориальными комплексами понимаются участки географической оболочки, имеющие естественные границы, качественно отличные от других участков и представляющие целостную и закономерную совокупность предметов и явлений. Порядок величин и степень сложности ПТК весьма разнообразны. Наиболее простую внутреннюю организацию имеют небольшие по площади ПТК (ПТК прируслового вала, склона моренного холма, борта лога и др.). С увеличением ранга степень сложности и площадь ПТК увеличиваются, так как они уже включают в себя системы множества ПТК более низкого ранга. В качестве примера таких ПТК можно отметить Восточноевропейскую провинцию таежной зоны, таежную зону в целом и т. п.

ПТК включают в себя все или большинство основных компонентов природы — литогенную основу, воздух, воду, почву, растительность, животный мир. Они являются структурными элементами географической оболочки.

Некоторые физико-географы (К.В. Пашканг, И.В. Васильева и др., 1973) все природные комплексы подразделяют на полные (именуются природно-территориальными и состоят из всех компонентов природы) и неполные и состоят из одного (одночленные природные комплексы) или нескольких (из двух — двучленные, из трех — трехчленные природные комплексы) компонентов природы. Согласно взглядам этих авторов, «природно-территориальные комплексы являются основным объектом изучения физической географии», а одночленные (фитоценоз, воздушная масса и др.), двучленные (например, биоценоз, состоящий из взаимосвязанных фито- и зооценоза) природные комплексы — предметом исследования соответствующих отраслей естествознания: фитоценозы изучаются геоботаникой, воздушные массы — динамической метеорологией, биоценозы — биоценологией. Такая трактовка вопроса вызывает существенные возражения. Во-первых, необходимо уточнить, что ПТК в целом являются основным объектом изучения не физической географии вообще, а региональной физической географии и ландшафтоведения. Во-вторых, весьма сомнительна правомерность выделения так называемых неполных природных комплексов. Очевидно, что природные образования, состоящие из одного компонента природы, не логично называть природным комплексом, даже одночленным. Скорее всего это часть природного комплекса. Так, скопление грубообломочного материала не представляет собой природного комплекса, даже одночленного. Приводимые же в качестве примеров фитоценоз и биоценоз как «неполные» природные комплексы в природе не существуют. В природе нет растительных сообществ, не находящихся в теснейшей взаимосвязи с остальными компонентами природы — литогенной основой, воздухом, водой, животным миром. В этом одно из проявлений важнейшего закона материалистической диалектики— закона единства организма и условий его жизни. И если геоботаник или биоценолог в силу задач, стоящих перед ним, не стремится вскрыть эти взаимосвязи, это совершенно не значит, что эти взаимосвязи не существуют, и не дает никаких оснований фитоценозы и биоценозы именовать неполными природными комплексами.

Неправомерность отнесения фитоценоза к одночленному природному комплексу очевидна уже потому, что эту же территорию биоценолог может рассматривать как двучленный, а ландшафтовед — как полный природный комплекс, состоящий из всех компонентов природы. Сказанное в равной мере относится и к другим «неполным» комплексам.

Все природные комплексы на данной стадии своего развития являются полными. Это уже вытекает из важнейшей закономерности географической оболочки — взаимодействия и взаимообусловленности всех ее геосфер, компонентов и структурных частей. Нет ни одного компонента географической оболочки, который бы не испытывал воздействия других и не воздействовал бы на них. Это взаимодействие осуществляется посредством обмена веществом и энергией.

Важнейшими признаками, по которым один ПТК отличается от другого, являются: их относительная генетическая разнородность; качественные отличия, которые в первую очередь предопределяются различными количественными характеристиками составляющих их компонентов; отличающаяся закономерная совокупность компонентов и сопряженность структурных частей сравниваемых ПТК.

Источник

Тема урока

Свойства и особенности строения географической оболочки

Дата урока

Тип урока

ознакомление с новым материалом

Цель урока

 Сформировать представление о свойствах и особенностях строения географической оболочки

Образовательные
ресурсы

1.В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.

2. Атлас с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7 класс.

3. И. В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2001.

4.Презентация «Свойства и особенности строения географической оболочки»

5. Карточки с заданиями

План урока

1.Свойства географической оболочки

2.Особенности строения географической оболочки

3.Формирование природно-территориальных комплексов.

4.Разнообразие природно-территориальных комплексов

Личностно значимая проблема

Какими свойствами и особенностями строения обладает географическая оболочка.

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая

Основные понятия

Географическая оболочка, Природно-территориальные комплексы (ПТК)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть свойства географической оболочки и ее частей, приводить примеры связей между элементами природно-территориального комплекса

Читайте также:  Какие свойства металлов и сплавов

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, картами атласа, высказывать собственное мнение, суждения, анализировать.

Познавательные: знакомятся со свойствами и особенностями строения географической оболочки, особенностями ее строения, делении на ПТК

Коммуникативные:  проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работы одноклассников.

Самоопределение, смыслообразование

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

2

Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Фронтальная работа

Познавательные: отвечают на приветствие учителя

Коммуникативные: слушают, взаимодействуют с учителем

Регулятивные: настраиваются на рабочий лад

II. Актуализация знаний

5

Повторение изученного материала

Предлагает проверить знания в виде теста. Приложение 1.

Отвечают на вопросы теста, проверяют результаты

Парная работа

Личностные: активно включаются в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: Формирование системы знаний о земной поверхности Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа

Регулятивные: контролируют правильность ответа

Работа в тетради

III. Целепологание

5

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

Предлагает ответить на наводящие вопросы, определить тему и цель урока.

Какую оболочку Земли мы изучили? (гидросферу)

А еще, какие оболочки вы знаете? (биосферу), литосферу)

А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)

Живая? (биосфера). А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)

Приведите примеры такого взаимодействия.

Сегодня мы продолжаем нашу работу с оболочками и приступаем к изучению последней, а вы знаете, как она называется?(Географическая оболочка)

Возьмите рабочий лист, запишите тему урока, дату и цель урока. Цель – Какими свойствами и особенностями строения обладает географическая оболочка.

Для того чтобы реализовать поставленную цель урока, нам нужно составить, что? (план урока)

Какие у вас будут предложения? На каких вопросах остановимся? ( дети высказываются)

Давайте запишем в рабочий лист план урока:

  1. Свойства географической оболочки

  2. Особенности строения географической оболочки

  3. Формирование географической оболочки

  4. Разнообразие ПТК.

Учащиеся работают в группе, формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Фронтальная работа

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Познавательные:

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию.

Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

Устные ответы, работа в тетрадях

IV. Изучение

нового материала

18

1.Работа учебником

2.Работа с презентацией

1.Предлагает поработать в группах и самостоятельно изучить тему, результаты работы занести в лист наблюдений

2.Предлагает группам выступить у доски с результатами работы. Задает вопросы, комментирует. Подводит к выводам:

Вывод 1 – Свойства географической оболочки:1 – разнообразие источников энергии; 2 – разнообразие образующих ее веществ; 3 – только в ней есть условия для жизни.

Вывод 2 – Географическая оболочка неоднородна по вертикали и горизонтали

Вывод 3 – Природно –территориальные комплексы (ПТК) – территории отличающиеся друг от друга рельефом, климатом, взаимосвязями между природными компонентами

Вывод 4 – Географическая оболочка – самый крупный ПТК

1.Работают с текстом учебника, листом наблюдений

1. Групповая

Личностные:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Познавательные

Поиск и выделение информации

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Развитие волевой само регуляции как способности к волевому усилию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

1.Работа с листом наблюдений

Физкультминутка

3

Игра на внимание «Пантомима»

Предлагает вспомнить знания сторон горизонта

Выполняют задания

Фронтальная работа

Разминка

VI. Первичное осмысление и закрепле-

ние изученного

5

Проверка усвоенного нового материала

Предлагает ответить на вопросы учебника с.62

Демонстрируют знания по теме

Фронтальная работа

Познавательные: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют выводы

Коммуникативные: взаимодействуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли

Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Проверка выполнения задания

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности

Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что удалось/не удалось? Где могут пригодиться полученные знания?

Отвечают на вопросы, выставляют баллы полученные за урок

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, высказывают свое мнение об уроке

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§10, заполнить таблицу

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

Личностные: воспринимают информацию

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем

Регулятивные: составляют план и последовательность действий

Состав группы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Какие круговороты существуют в географической оболочке?_________________

___1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________3.___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите самые крупные природные комплексы географической оболочки.

1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________

Источник