Психические свойства которые являются условиями успешного выполнения какой либо
Психология — это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.
Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Источник фото: zakon.kz.
Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.
Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.
Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТРУДА
Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.
Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.
Экстремальный режим — это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.
Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.
Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности. Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
Утомление — напряжение, связанное с временным снижением аботоспособности, вызванное длительной работой.
Источник фото: eleconomistaamerica.pe.
ЧРЕЗМЕРНЫЕ ИЛИ ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.
Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков…
Продолжить чтение статьи: https://www.trudcontrol.ru/press/publications/15014/psihofiziologicheskie-osnovi-bezopasnosti-truda
Источник
Тема Человек
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Человек»:
- Антропогенез: теории происхождения человека.
- Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
- Бытие человека. Индивид и индивидуальность.
- Человек как личность, ее социализация и воспитание.
- Структура и мотивы человеческой деятельности.
- Потребности, их классификация.
- Интересы и способности человека.
- Сознательное и бессознательное в деятельности человека.
- Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение.
- Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения.
- Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, социоантропогенез, бытие человека, способности, мотивы, потребности, интересы, деятельность, сознательное и бессознательное в деятельности человека, общение, самопознание, свобода личности и необходимость, воля, смысл жизни, нравственный выбор, совесть.
Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.
А1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
1) И.И. Мечников
2) И.П. Павлов
3) Ч. Дарвин
4) Ж. Кювье
А2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1) обменные процессы
2) творческая активность
3) работа органов чувств
4) потребность в пище
А3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
1) средства должны соответствовать целям
2) цель состоит в получении достоверного знания
3) субъектом выступает отдельная личность
4) результатом является новый продукт
А4. Личность формируется под воздействием:
1) биологической программы
2) природной среды
3) социализации
4) собственных взглядов и убеждений
А5. Ученик для учителя является:
1) объектом деятельности
2) конкурентом
3) субъектом деятельности
4) коллегой
А6. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А
2) верно Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А7. К агентам вторичной социализации не относятся:
1) радиожурналист
2) двоюродный брат
3) преподаватель вуза
4) руководитель предприятия?
А8. Верны ли суждения? Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Закончите утверждение: Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека…..
1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А10. К экзистенциальным относятся потребности в:
1) комфорте
2) общении
3) познании
4) самоуважении__
А11. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А12. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процесс е социальной и культурной эволюции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А14. К практической деятельности относится
1) производство материальных благ
2) познание законов развития природы
3) формирование религиозных представлений о мире
4) сочинение музыки
А15. Деятельность в отличие от общения
1) является потребностью человека
2) может доставлять человеку удовольствие
3) предполагает наличие цели
4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А16. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
В. Свобода – это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А17. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
1) деятелем
2) индивидом
3) лидером
4) личностью
А18. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека – это
1) Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
2) Мир сверхъестественного, таинственного загадочного.
3) Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
4) Результат преодоления или отрицания первой – естественно-биологической природы человека.
А19. Природа человека
1) Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
2) Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
3) Представляет собой основные и неизменные качества человека.
4) Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А20. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребности в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
3) самосохранении
4) физической активности
А21. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
1) членораздельная речь
2) сознание и мышление
3) способность брать ответственность на себя
4) наличие физических потребностей
А22. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» – это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А23. Основным фактором формирования личности является
1) природная среда
2) общение с окружающими
3) механизм наследственности
4) врожденные склонности
Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира. – это …………
Ответ:______________
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».
Ответ:________________
В3. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
В4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ………..».
Ответ:_________________
В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
1) Способность к совместной преобразовательной деятельности
2) Стремление к самореализации
3) Умение приспосабливаться к природным условиям
4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) Потребность в воде, пище, отдыхе
6) Способность к самосохранению
Ответ: _____________
В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений – во втором.
В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
1) Плотники
2) Каменщики
3) Строящийся дом
4) Крановщики
5) Подъемные краны
6) Правила техники безопасности
7) Строительные материалы
Ответ:__________________
В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.
В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
А) Равноправие партнеров
Б) Активность каждого участника
В) уважение к мнению собеседника
Г) Готовность к взаимопониманию
Д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
Е) Высокомерие
Ж) Незнание имени собеседника
Ответ:________________
В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
1) Доступность для использования
2) Уникальность
3) Практическая значимость
4) Воспроизводимость образца
5) Принципиальная новизна
Ответ:___________________
В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
В13. Завершите фразу: «В основе потребностей человека лежат … »
Ответ: ____________________
Задания уровня С
Дайте развернутый ответ.
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
С3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью…. машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
… Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурли нефтяные скважины, и как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий … Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – уже не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь. А. де Сент-Экзюпери, Планета людей
1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам …
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Согласны ли вы с автором? Почему? Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами,
С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы в форме сочинения-эссе.
- «Человек вне общества – или бог, или зверь». (Аристотель)
- «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше)
- «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н. Бердяев)
Ответы к теме Человек
УРОВЕНЬ А
№ Задания | Ответ | № Задания | Ответ | № Задания | Ответ | № Задания | Ответ |
1 | 3 | 7 | 1 | 13 | 2 | 19 | 2 |
2 | 2 | 8 | 2 | 14 | 1 | 20 | 1 |
3 | 2 | 9 | 4 | 15 | 4 | 21 | 3 |
4 | 3 | 10 | 1 | 16 | 3 | 22 | 2 |
5 | 1 | 11 | 1 | 17 | 2 | 23 | 2 |
6 | 1 | 12 | 3 | 18 | 4 |
УРОВЕНЬ В
№ Задания | Ответ |
1 | Деятельность |
2 | Творчество |
3 | 1В; 2Б; 3А |
4 | 1А; 2А; 3Б; 4Б |
5 | Цель |
6 | 1, 2, 4 |
7 | 1А; 2Б; 3В |
8 | 1, 2, 4 |
9 | 1Б 2А 3В |
10 | д, е |
11 | 2, 5 |
12 | 1В 2А 3Б 4В 5А |
13 | Мотивы |
УРОВЕНЬ С
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики: прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей. Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например: человек – существо общественное, социальное, а не только биологическое; понятия индивид – индивидуальность – личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются; личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными); вне общества – общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны. Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.
С3. Правильный ответ может содержать следующие утверждения: человек – существо общественное и сознательное; в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами. Допускаются иные формулировки ответа.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции: логическая цепочка: интерес – цель – деятельность – жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни; цель – это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами; мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей биологических, социальных, идеальных; особую роль в мотивации играют интересы – осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека. Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин. 2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности. 3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека; творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее. 4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Могут быть приведены и другие примеры.
С6. Правильный ответ предполагает следующее: возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.; речь идет о внутренних конфликтах; в данном случае речь идет о конфликте между неосознанным, чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые. Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода – это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов. Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость – это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).
Источник