Проект по пищевым добавкам
Руководитель:
Коровина Наталья Викторовна
Учреждение:
МБОУ «СОШ № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области»
В ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему “Пищевые добавки” учащаяся 10 класса проводит обзор литературы по теме пищевых добавок и их классификации, анкетирование школьников с целью выявления употребления детьми продуктов питания, содержащих вредные пищевые добавки, а также собирает материал и классифицирует пищевые добавки.
Подробнее о проекте:
В исследовательской работе по биологии на тему “Пищевые добавки” автор формулирует выводы о зависимости употребления продуктов, содержащих вредные пищевые добавки, и состоянием здоровья обучающихся, разрабатывает важные рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки.
Содержание
Введение
История появления пищевых добавок.
Буквенный код пищевых добавок.
Классификация пищевых добавок.
Анкетирование.
Полезный рецепт чипсов.
Практические советы.
Заключение
Список литературы
План работы
1. Цели
2. Задачи
3. Гипотеза
4. Актуальность
5. История появления пищевых добавок.
6. Буквенный код пищевых добавок.
7. Классификация пищевых добавок.
8. Результаты анкетирования.
9. Полезный рецепт чипсов.
10. Практические советы.
11. Вывод
11. Список литературы
Введение
В своей исследовательской работе в рамках проекта по биологии “Пищевые добавки” я расскажу о влиянии на человека пищевых добавок. Каждый день на прилавках в магазине мы видим огромные полки не полезной продукции. Сладкая газировка, шоколад, чипсы и сухарики так и манят нас купить их. Но, действительно ли, эта «еда» полезна для нашего организма? И что в них такого содержится, что так норовит нас купить их еще и ещё? Я заметила, что ученики нашего класса часто употребляют не полезные продукты, не видя в этом вреда. Мне захотелось узнать, как влияют пищевые добавки на организм человека.
Цель нашего исследования: рассмотреть какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека.
Задачи:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Провести обзор литературы по данной теме.
- Провести анкетирование с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, содержащих вредные пищевые добавки.
- Собрать материал и классифицировать пищевые добавки.
- Сделать выводы о зависимости употребления продуктов, содержащих вредные пищевые добавки и состоянием здоровья учащихся.
- Выработать рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки.
Объект исследования: процесс влияния пищевых добавок на здоровье человека.
Предмет исследования: пищевые добавки в продуктах питания.
Гипотеза: Пищевые добавки отрицательно влияют на организм и здоровье человека.
Актуальность
С каждым годом проблема правильного питания становится все более актуальной. Сегодня пищевые добавки можно встретить практически во всех продуктах питания. Большинство из них оказывают негативное воздействие на наш организм. Потребление пищи, содержащей большое количество вредных пищевых добавок, может способствовать развитию различных заболеваний. Поэтому правильное питание является основным фактором физического здоровья человека.
История появления пищевых добавок
История применения пищевых добавок насчитывает несколько тысячелетий (перец, гвоздика, мускатный орех, корица, мед, уксусная кислота, поваренная соль и др.). Однако только в XX в., особенно в его второй половине, им стали уделять более пристальное внимание, и они заняли устойчивое положение в пищевой промышленности как важнейшие пищевые микроингредиенты. Широкое распространение пищевых добавок потребовало их классификации, гигиенической регламентации, разработки технологии получения и применения (Лифляндский, В.Г., 2004)
Определение пищевых добавок
Пищевые добавки – это природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах преднамеренно вводятся в продукты.
В соответствии с ГОСТ «ПИЩЕВАЯ ДОБАВКА — химическое или природное вещество, не применяемое в чистом виде как пищевой продукт или типичный ингредиент пищи, которое преднамеренно вводится в пищевой продукт при его обработке, переработке, производстве, хранении или транспортировании (независимо от его питательной ценности) как дополнительный компонент, оказывающий прямое или косвенное воздействие на характеристики пищевого продукта».
Основными целями введения пищевых добавок являются:
- совершенствование технологии подготовки, переработки пищевого сырья, изготовления, фасовки, транспортировки и хранения продуктов питания;
- увеличение стойкости продуктов к различным видам порчи;
- создание и сохранение структуры пищевых продуктов;
- сохранение или изменение органолептических свойств и внешнего вида продуктов. При этом пищевые добавки не должны маскировать последствий использования испорченного сырья, проведения технологических операций в антисанитарных условиях и нарушения технологической дисциплины.
Буквенный код пищевых добавок
Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза разработана система нумерации. Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E». Система нумерации была доработана и принята для международной классификации «Codex Alimentarius»(англ.).
Классификация пищевых добавок
- Е от 100 до 199 – красители. Практически во все виды колбасных изделий добавляют краситель, придающий мясу нежно-розовую окраску. Вы же не купите колбасу неприглядного серого цвета, несмотря на то, что это естественный оттенок вареного мяса.
- Е от 200 до 299 – консерванты. Консерванты увеличивают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов. Стерилизующие добавки останавливают процесс брожения вин.
- Е от 300 до 399 – антиокислители. Антиокислители (антиоксиданты) замедляют окислительный процесс в жировых и масляных эмульсиях. Жиры таким образом не прогоркают и не меняют со временем своего цвета.
- Е от 400 до 499 – стабилизаторы, загустители. Загустители и стабилизаторы повышают вязкость. Практически всегда их добавляют в продукты с пониженной жирностью – майонезы и йогурты. Так, густая консистенция создает иллюзию «качественного продукта».
- Е от 500 до 599 – эмульгаторы. Эмульгаторы создают однородную смесь из несмешиваемых продуктов, например, воды и масла.
- Е от 600 до 699 – усилители вкуса. Усилители вкуса – настоящая находка для производителей. «Чудо-приправа» позволяет сэкономить на натуральном мясе, птице, рыбе, грибах, морепродуктах. В блюдо добавляется несколько измельченных волокон натурального продукта или даже его экстракт, щедро сдабривается усилителем, и вот – получился «настоящий» вкус.
- Е от 900 до 999 – пеногасители, глазирователи, подсластители, разрыхлители.
Эти добавки предупреждают или снижают образование пены, создают блестящую гладкую оболочку, обеспечивают продукту сладкий вкус и делают тесто более пышным. Как и усилители вкуса, подсластители (аспартам, цикламат, сахарин и пр.) чрезвычайно удобны для производителей: например, для получения одного и того же вкуса аспартама требуется в 200 раз меньше, чем сахара, сахарина (Е-954) – в 500 раз меньше, сукралозы (Е-955) – в 600 раз, а тауматина (Е-957) – в 200 000 раз
Анкетирование
Изучив литературные источники, мы составили список продуктов с наиболее вредными пищевыми добавками:
- вареные колбасы, сосиски, сардельки, мясные фарши;
- йогурты;
- чипсы.
Я решила выбрать, для социологического опроса чипсы т.к. они являются, боле актуальным продуктом для подростков.
В социологическом опросе принимали участие учащиеся 10х классов. Опрошено 40 человек. Ученикам предлагалось ответить на вопрос: «Употребляете ли вы чипсы?»
Данные социологического опроса
Употребляете ли вы чипсы?
- Много употребляю – 68%
- Мало употребляю – 20%
- Совсем не употребляю – 12 %
Полезный рецепт чипсов
Я решила сама приготовить чипсы, чтобы обезопасить свое здоровье от вредных и опасных продуктов.
Для этого мне понадобились: Картофель, масло , соль и натуральные специи.
Для того, чтобы приготовить чипсы, я тонко нарезала очищенный и вымытый картофель и оставила на 30 минут в холодной воде. Затем просушила картофель и погрузила его на сковороду в кипящее масло. Жарила до золотистого цвета. Готовый картофель положила на слой бумажных салфеток, чтобы в них впитался жир с чипсов, затем положила на тарелку и посолила
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
- Ограничьте потребление продуктов питания с неестественно яркой окраской (в них содержатся искусственные красители);
- Досконально изучайте этикетку;
- Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;
- Избегайте продуктов с длинным перечнем “E”-добавок и длительным сроком хранения (он говорит о присутствии консервантов);
- Чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;
- Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;
- Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;
- Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов;
- Ограничьте потребление колбас и особенно копченостей, потому что в них традиционно присутствуют нитраты (Е251, Е252) и нитриты (Е250), которые в большой концентрации действуют как канцерогены;
- Для самых маленьких детей производятся специальные продукты без консервантов, красителей и ароматизаторов. Не пренебрегайте этими продуктами;
- Помните, что готовые продукты часто вместо консервантов содержат завышенное количество сахара или соли. Обращайте на это внимание;
- Особенно внимательными к пищевым добавкам должны быть люди страдающие аллергией.
Заключение
Вывод
Прежде всего, решите, так ли необходимо употреблять продукты, в состав которых входит много пищевых добавок, каждый день и тем более использовать их в домашнем питании? Ведь дома мы готовим сами: в рабочие дни – хотя бы один-два раза в день, а в выходные и вовсе можем позволить себе отказаться от полуфабрикатов.
Использование консервов или полуфабрикатов может быть оправдано тогда, когда вам действительно некогда, или вы куда-то едете – в общем, в определённых ситуациях. В этом случае допустимая норма пищевых добавок «Е», рассчитанная учёными для человека, вряд ли будет превышена, да и накопиться в организме эти вещества не успеют.
Тем не менее, детям дошкольного и младшего школьного возраста консервы и полуфабрикаты давать вообще не следует, кроме специальных детских консервов.
Помните, что наше здоровье нужно только нам самим, а производителям продуктов питания нужно как можно большее количество потребителей, обеспечивающих постоянную прибыль.
Литература и источники
1. Жалпанова Л. Продукты которые вас убивают / Л. Жалпанова. М., 2006.
2. Лифляндский. В.Г. Новейшая энциклопедия здорового питания. / В. Г. Лифляндский. – Спб. : Издательский дом «Нева», 2004. – 384 с.
3. Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания / В. Г. Лифляндский. – М. : «ОЛМА МЕДИА ГРУПП», 2012. – 200 с. : илл.
4. Сафронов Л.А. Пищевые добавки. Справочник. / Л. А. Сафронов. М., 2005.
5. Назаренко В.М. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе. – М. : 2000.
6. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцева А. Н. Пищевые добавки. – М. : Колос, 2001.
7. Петровский К.С. Гигиена питания / К.С. Петровский. – М., 2010.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Источник
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 – школа отечественной культуры города Выборга»
Исследовательский проект
«Пищевые добавки и их влияние на
наше здоровье»
Автор: Влизьков Евгений
ученик 2 «Б» класса
Руководитель: Уланская Т.А.
Проблема
У некоторых учащихся моего класса любимыми продуктами питания являются: чипсы, сухарики, шоколад, газированные напитки. Ребята не знают о пищевых добавках, которые находятся в продуктах и об их вреде. И поэтому я решил работать над этой темой.
Цель: Исследовать продукты питания на содержание вредных пищевых добавок, воздействующих на здоровье человека.
Задачи исследования:
Узнать значение пищевых добавок, используемых в производстве пищевых продуктов.
Выявить наличие пищевых добавок в продуктах употребляемых детьми
Провести социологический опрос среди учеников моего классов на предмет употребления данных продуктов.
Познакомить одноклассников с вредными свойствами чипсов, сухариков, шоколадных батончиков, газированных напитков.
Методы исследования
Работа с литературой;
Поиск информации в сети Интернет;
Исследование этикеток продуктов
Опрос учащихся.
Оформление презентации
План реализации проекта
1 Этап подготовительный
Формулировка проблемы
Знакомство с литературой
Составление плана работы
2 Этап основной
Изучение литературы по теме
Исследование этикеток
Опрос учащихся
3 Этап заключительный
Анализ исследования
Ознакомление учащихся с результатами исследования
1 Этап. Подготовительный
На подготовительном этапе работы я сформулировал проблему, выбрал источники для изучения по теме «Пищевые добавки», составил план реализации проекта.
II Этап. Основной
На втором этапе работы я изучил источники информации по вопросу:
Что такое пищевые добавки, какой вред они могут принести здоровью человека?
1. Зачем нужны пищевые добавки?
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания дл я придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, для улучшения условий хранения, транспортировки. Пищевые добавки обозначают индексом «Е». Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е 121, Е 330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию.
Современные продукты питания сложно назвать натуральными. Никого уже не удивляет зеленое мороженое, белоснежный майонез, розовая колбаса и молоко, пахнущее клубникой. Даже обычный картофель может иметь запах бекона или сыра.
Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.
Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сейчас. Мы живем во время внедрение новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные вкус, запах и даже задать срок хранения с помощью пищевых добавок.
Пищевые добавки (ПД) – одно из древнейших изобретений человечества. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных ПД – соль, сахар, перец, лимонную кислоту.
В наши дни проблема правильного питания наиболее актуальна. Гамбургеры, жевательные резинки, чипсы, сухарики, газированные напитки стали неотъемлемой частью нашего питания. Что представляют собой эти продукты? Как они влияют на организм человека?
Наиболее популярные продукты у обучающихся являются: сок, газированные напитки, жевательная резинка, чипсы, сухарики.
Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приведет к образованию бензола. Бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процессы кровообращения.
Чипсы и сухарики с пищевыми добавками.
В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка школьника.
Для того чтобы картошка хрустела, чтобы не портилась и была вкусная, в неё добавлено огромное количество веществ, и в том числе, глукомат натрия (Е621), который является усилителем вкуса. Это особый вид пищевой вкусовой наркомании, то есть ребёнок уже никогда не будет есть нормальную картошку, он будет всегда просить только картошку с усилителем вкуса. Сейчас вкус чипсов меньше всего напоминает настоящий. приготов-ленный дома картофель.
На первый взгляд в сухариках нет ничего страшного, просто подсушенный хлеб, но ведь он присыпан большим количеством консервантов, ароматизаторами и разделителями. Современные сухарики приобрели совсем новое, небезопасное для человечества свойство и вкус.
Чипсы и сухарики – продукт вкусный, но не очень полезный для здоровья человека.
Содержание соли в них гораздо превышает количество, необходимое человеку. Чрезмерное употребление соли приводит к серьёзным болезням.
Красители и добавки, применяемые на производстве, могут вредить здоровью человека.
В последнее время участились случаи аллергии на глутамат натрия в пищевых продук-тах, он неблагоприятно влияет на сетчатку глаза и может способствовать ухудшению зрения.
Газировка
Газировка – содержит большое количество сахара, что способствует ожирению. Также, любимая детьми газированная вода, богата красителями и пищевыми добавками, которые оказывают негативное влияние на пищеварительную и нервную систему ребенка.
Детское питание, в том числе и различные шоколадные батончики, газировка, всевозможные разноцветные леденцы, мармеладки содержат в себе огромное количество пищевых красителей, причем наиболее опасных. Ведь недаром, после съеденного «чупа-чупса» со вкусом «вишни» язык ребенка окрашивается в ярко-красный цвет. Токсичные вещества постепенно накапливаются в организме. У детей красители вызывают — раздражительность, чрезмерную активность, нарушение сна.
Экспериментальная часть моего проекта состоит из двух частей:
1 Исследование этикеток продуктов питания
Были протестированы следующие продукты:
Сухарики «Емеля», «Хрустим», «Три корочки», чипсы «Лейс», «Русская картошка».
Газированные напитки: «Колокольчик», «Кока-кола», «Пепси»
Исследовав упаковки различных продуктов, я установил, что в чипсах и сухариках содержатся вредные добавки. Во всех образцах большое количество усилителей вкуса, которые вызывают кишечные расстройства Е627, Е631, Е330. Глютамат натрия Е621 – вызывает повышение температуры тела, повышает артериальное давление, способствует возникновению инсульта, вызывает носовое кровотечение.
Газированные напитки: «Колокольчик», «Кока-кола», «Пепси» содержат консервант-бензоат натрия, колер Е150- вызывающие раздражение слизистых оболочек, пищеварительных путей.
2.Опрос учащихся 2 класса.
Анкета включала в себя вопросы, связанные с режимом употребления продуктов : чипсов, кока-колы, сухариков и т.д.
Анкета для учащегося
Как часто вы употребляете чипсы, сухарики, газированные напитки?
часто
редко
совсем не употребляю
Разрешают ли вам родители есть чипсы, сухарики, газированные напитки?
да
нет
Кто покупает вам чипсы, сухарики, газированные напитки?
покупают родители
покупаю самостоятельно
никто, я их не ем
Знаете ли вы о пищевых добавках?
да
нет
Знаете ли вы, что пищевые добавки бывают вредными?
да
нет
По результатам опроса выяснилось, что многие учащиеся не до конца осведомлены какой вред причиняет употребление данных продуктов и довольно часто включают их в свой рацион питания.
Почти ….% учащихся часто употребляют чипсы, сухарики, газированные напитки.
Знают о пищевых добавках- ….% учащихся, не знают- ….%.
Знают о том ,что пищевые добавки бывают вредными -……% из числа опрошенных учащихся.
(Результаты опроса приведены на слайдах презентации.)
III Этап. Заключительный.
Подводя итог проделанной работы, хотелось бы отметить, что продукты быстрого приготовления – чипсы, сухарики, газированные напитки не являются первой необходимостью, и ими можно пренебречь, или хотя бы ограничить в употреблении. Для нормального роста и развития организма необходимо полноценное, рациональное питание. И в выборе питания ребенку должны, конечно же, помочь родители и специалисты.
Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок.
Рекомендации по употреблению продуктов питания:
1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
4. Пейте свежеприготовленные соки.
5. Обходитесь без подкрашенной газировки.
6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
Список литературы:
1. Применение пищевых добавок в индустрии напитков: Л. А. Сарафанова — Санкт-Петербург, Профессия, 2007 г.- 248 с.
2. Габриелян О.С. Крупина Т.С. Учебное пособие. Пищевые добавки. – М.: Издательский дом “Дрофа”, 2010.
3. Интернет сайт https://obuchonok.ru
Источник