Проект пищевые добавки 10 класс

Проект пищевые добавки 10 класс thumbnail

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МБОУ Лицей №12

Городского округа Химки Московской  области

141400 Московская обл. г.о. Химки ул. Лавочкина д. 12

Тет./ факс   (495) 571-14-87

ПРОЕКТ

 по химии

на тему:

 «Пищевые добавки в нашей жизни»

  Исполнители:  Ученицы 10 класса        Комарова Ирина Юрьевна

Озолина Александра Вадимовна

  Руководитель:   Учитель химии

Нестеренко Лариса Владимировна

Январь 2012 год

Содержание

I.        Введение ………………………………………………………..…… стр.3

1.1.        Актуальность темы ……………………………..…………. стр.3

1.2.        Цели и задачи  работы ………………………….…….…… стр.3

II.        Основная часть …………………………………………………..… стр.3

1.1        Пищевые добавки ………………………………………..… стр.3

1.2        Основные цели введения пищевых добавок………….… стр.4

  1. Классификация пищевых добавок…………………….… стр.4
  2. Влияние пищевых добавок………………………………… стр.4

1.5        Красители………………………………………………….… стр.5

III.         Исследовательская часть ………………………….……….…….. стр.5

  1. Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах …….. стр.5
  2. Исследование плохо изученных пищевых добавок………стр.9

IV. Заключение …………………………………….…………….…..…. стр.10

V.  Библиография …………………………………………………..….. стр.10

VI. Приложение………………………………………………………… стр. 11

I. Введение

1.1.         Актуальность темы

Тема, касающаяся пищевых добавок, очень актуальна в наше время. Сегодня практически не осталось продуктов питания, где бы ни использовались пищевые добавки. Они окружают нас в повседневной жизни, мы потребляем продукты, но не знаем, какое воздействие они могут оказать на организм. Этот вопрос очень заинтересовал нас, и мы решили осветить проблему пищевых добавок.

1.2. Цели и задачи  работы:

  1. Провести классификацию пищевых добавок
  2. Проанализировать наличие пищевых добавок в следующих продуктах:
  • Кондитерские изделия
  • Хлебобулочные изделия
  • Молочная продукция
  • Минеральная вода
  • Соки
  1. Анализ наиболее употребляемой, популярной пищевой продукции среди учащихся нашего лицея.
  2. Влияние пищевых добавок на здоровье человека

                                      II. Основная часть

  1. Пищевые добавки.

Пищевые добавки — разрешенные Минздравом РФ химические вещества и природные соединения, обычно неупотребляемые в качестве пищевого продукта или обычного компонента пищи, но которые преднамеренно добавляют в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортирования с целью улучшения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или специального изменения его свойств.

Пищевые добавки – это не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния. Пищевые добавки – простой и дешевый способ придать продукту привлекательный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. Раньше, названия этих химических веществ писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году, в Европе, решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия. Группа определяется по первой цифре указанной после буквы E.

  1. Основные цели введения пищевых добавок

Совершенствование технологии подготовки, переработки пищевого сырья, изготовления, фасования, транспортирования и хранения продуктов питания (применяемые при этом добавки не должны маскировать последствия использования испорченного сырья или проведения технологических операций в антисанитарных условиях);

  • Сохранение природных качеств пищевого продукта;
  • Улучшение органолептических свойств пищевых продуктов и увеличение их стабильности при хранении. 
  • Пищевые добавки допускается применять только в том случае, если они даже при длительном использовании не угрожают здоровью человека
  1. Классификация пищевых добавок.

Обычно пищевые добавки разделяют на несколько групп:

  • Вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);
  • Вещества, улучшающие внешний вид продукта (красители, стабилизаторы цвета, отбеливатели);
  • Вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);
  • Вещества, повышающие сохранность продуктов и увеличивающие сроки их хранения (консерванты, антиоксиданты и др.).

Е100 – Е182

Красители. Усиливают цвет продукта.

Е200 – Е299

Консерванты (удлиняют срок годности продукта). Химически стерилизующие добавки. Защищают от микробов, грибков, бактериофагов.

Е300 – Е399

Антиокислители (замедляют окисление, например, от прогоркания жиров и изменения цвета; по действию схожи с консервантами)

Е400 – Е499

Стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции). Загустители – повышают вязкость.

Е500 – Е599

Эмульгаторы (поддерживают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла). По действию похожи на стабилизаторы

Е600 – Е699

Усилители вкуса и запаха

Е700 – Е899

зарезервированные номера

E900 – E999

Пеногасители (предупреждают или снижают образование пены). Антифламинги и другие вещества

  1. Влияние пищевых добавок.

Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами. Входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, скорости выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении, могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые.

Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм.

  1. Красители.
Читайте также:  Pdf пищевые добавки е

Красители – вещества, используемые для придания цвета различным материалам.

Внешний вид продукта является залогом успеха у покупателей, который первоночально судит о качестве продукта по цвету.

Условия промышленной переработки пищевого сырья столь жестоки, что продукты могут потерять свою первоначальную окраску. С помощью пищевых красителей восстанавливают природную окраску, а иногда и повышают её интенсивность.

Пищевые красители подразделяются на три группы:

  • натуральные красители растительного  и животного происхождения
  • синтетические органические красители
  • неорганические красители

Пищевых красителей известно около 60 наименований.

Многие пищевые красители  могут оказывать общее токсическое действие. Однако часто не сами красители вызывают аллергическую реакцию организма, а продукты метаболизма, образующиеся в организме из этих красителей. Особенно опасны метаболиты азокрасителей, вызывающих рак.

Опасны и  территории, на которых  расположены химические заводы по производству красителей. Они «потребляют» в сутки многие тонны ядовитых  веществ и часть этих веществ может попасть в окружающую среду из-за неосторожности и беспечности производителей. Обычно эти заводы расположены в черте городов.

III .  Исследовательская часть

  1. Анализ на наличие пищевых добавок в продуктах.

В нашей работе мы решили выяснить, как пища влияет на здоровье. Проблема питания актуальна для каждого человека. Второе место у подростков среди приобретенных заболеваний занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к увеличению нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека.

Для изучения влияния пищевых добавок на здоровье человека, мы проанализировали наличие пищевых добавок в таких продуктах как: кондитерские изделия и хлебобулочная продукция, молочная продукция, минеральная вода и соки.

Мы пошли в магазин и исследовали самые популярные среди подростков продукцию на наличие пищевых добавок.

В результате в каждом продукте присутствуют пищевые добавки,  многие из которых опасны для здоровья, так же присутствуют добавки, которые невредны, но при больших количествах могут привести даже к смерти.

(См. Приложение 1)

Так же мы провели опрос среди учащихся лицея №12: младшей, средней, старшей школы.

Анкета

1. Какую минеральную воду вы употребляете:

  1. Минеральная («Bonaqua» негазованая, «Bonaqua» газованная)
  2. Газированная («Coca-Cola»,  Fanta «Апельсин», «Sprite»)

2. Ваш любимый шоколад:

  1. Шоколад («Алёнка»)
  2. Шоколадные батончики («Snickers»)

3. Какое печенье вы предпочитаете:

  1. Печенье («Барни», «Супер-контик »)
  2. Вафли («Штучка»)

5. Употребляете ли вы:

  1. Сухарики («Три корочки»)
  2. Чипсы  («Pringles»)

6. Ваши любимые конфеты:

  1. Шоколадные («Суфле Рошен»)
  2. Жевательные («Chupa Chups», «Fruittella», «Skittles», «Шипучки»)

7. Какие продукты вызывают у вас:

  1. Аллергическую реакцию: ______________________
  2. Боли в желудке _______________________________
  3. Кишечные расстройства _______________________

Вот что мы в результате получили:

Выводы

Выборка составила из 700 учащихся 95 учащихся. Практически все опрошенные учащиеся употребляют продукты, содержащие следующие пищевые добавки:  E122, E338, Е511, E422, E202, E330, E440, E621, E104.

13% – предпочитают жевательные конфеты

8% – любимые шоколадные конфеты

9% -предпочитают чипсы

8% – употребляют сухарики

3% – предпочитают вафли

14% – любят печенье

9% – употребляют шоколадные батончики

14% – любят шоколад

9% – предпочитают газировку

13% – употребляют минеральную воду

В результате нашего опроса мы выяснили, что у 17% учащихся аллергические реакции вызваны чрезмерным употреблением шоколадной продукции. Так же боль в желудке и кишечные расстройства у 26% опрошенных вызывают чипсы, сухарики и газированные напитки.

  1. Исследование плохо изученных пищевых добавок.

E1000 — Холевая кислота.

Холевая кислота (Е-1000) – Пищевая добавка, технологическая функция — эмульгатор.

Холевая кислота — важнейшая составная часть желчи. Как и другие желчные кислоты, она принадлежит к большой группе природных веществ с общим названием стероидов. К ним относятся стерины, витамины D, половые гормоны. Желчные кислоты — это оксипроизводные не встречающейся в природе холановой кислоты.

В организме желчные кислоты эмульгируют жиры, способствуя тем самым ферментативному расщеплению жиров липазой и всасыванию их в кишечнике. Холевой кислоты в желчи содержится 5-6%. Желчные кислоты служат сырьем в синтезе некоторых стероидных гормонов.

Воздействие на организм человека не известно.

Не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности РФ.

Е446 — Сукцистеарин.

Сукцистеарин является стабилизатором, применяемым для обеспечения нужной консистенции и вязкости продукта. Может использоваться в качестве гелеобразующего вещества и загустителя. Имеет структуру порошка белого цвета с кисловатым вкусом. Хорошо растворяется в воде, и напротив совсем не растворяется в спиртосодержащих веществах. Используется в качестве регулятора кислотности пищевых продуктов или заменителя соли.

Е446 применяется в пищевой промышленности в ограниченных дозированных количествах. Широкое применение эта добавка получила при образовании дисперсных масел и растворимых в жирах ароматизаторов. Основная область применения этой добавки – это производство жиров, маргаринов, добавление в жиры для выпечки, производство сливок, мороженного, кексов и д.т.

Сукцистеарин может являться аллергеном и вызывать раздражение слизистых оболочек организма и к расстройству работы желудка.

Не имеет разрешения к применению в пищевой промышленности РФ, однако может встречаться в некоторых продуктах.

  1. Заключение

Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.

Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Стоит помнить, что разные люди могут по разному переносить одну и ту же добавку. Кто-то совершенно спокойно, а кто-то на эту добавку имеет аллергию и знает о том, что определенная пищевая добавка определенным образом воздействует на его организм. Важно знать, какие добавки содержаться в конкретных пищевых продуктах и какое влияние от этих добавок будет оказано на организм. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребляем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта. Поэтому мы опубликовали свои исследования в нашей лицейской газете, провели ряд лекций по всем классам нашего лицея и собираемся выступить со своими исследованиями по Химкинскому телевидению.

Читайте также:  Использование пищевых добавок в кулинарии

Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них всё равно невозможно. Поэтому, объединённый комитет экспертов ФАО/ ВООЗ по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в тех случаях, когда возможен отказ от них.

V.   Библиография

  1. В.Г. Денисов Химия 11 класс: сборник элективных курсов
  2. Н.В. Ширшин  Химия: проектная деятельность учащихся
  3. https://www.kakras.ru/interesn/kons.htm (10.01.2012)
  4. https://www.vitnik.ru/vredE.htm (25.01.2012)
  5. https://knowledge.allbest.ru (09.01.2012)
  6. Г.В. Лисичкин Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире

Источник

Руководитель: 

Коровина Наталья Викторовна

Учреждение: 

МБОУ «СОШ № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовской области»

В ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему “Пищевые добавки” учащаяся 10 класса проводит обзор литературы по теме пищевых добавок и их классификации, анкетирование школьников с целью выявления употребления детьми продуктов питания, содержащих вредные пищевые добавки, а также собирает материал и классифицирует пищевые добавки.

Подробнее о проекте:

В исследовательской работе по биологии на тему “Пищевые добавки” автор формулирует выводы о зависимости употребления продуктов, содержащих вредные пищевые добавки, и состоянием здоровья обучающихся, разрабатывает важные рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки.

Содержание

Введение
История появления пищевых добавок.
Буквенный код пищевых добавок.
Классификация пищевых добавок.
Анкетирование.
Полезный рецепт чипсов.
Практические советы.
Заключение
Список литературы

План работы
1. Цели
2. Задачи
3. Гипотеза
4. Актуальность
5. История появления пищевых добавок.
6. Буквенный код пищевых добавок.
7. Классификация пищевых добавок.
8. Результаты анкетирования.
9. Полезный рецепт чипсов.
10. Практические советы.
11. Вывод
11. Список литературы

Введение

В своей исследовательской работе в рамках проекта по биологии “Пищевые добавки” я расскажу о влиянии на человека пищевых добавок. Каждый день на прилавках в магазине мы видим огромные полки не полезной продукции. Сладкая газировка, шоколад, чипсы и сухарики так и манят нас купить их. Но, действительно ли, эта «еда» полезна для нашего организма? И что в них такого содержится, что так норовит нас купить их еще и ещё? Я заметила, что ученики нашего класса часто употребляют не полезные продукты, не видя в этом вреда. Мне захотелось узнать, как влияют пищевые добавки на организм человека.

Цель нашего исследования: рассмотреть какое влияние оказывают пищевые добавки на здоровье человека.

Задачи:

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести обзор литературы по данной теме.
  2. Провести анкетирование с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, содержащих вредные пищевые добавки.
  3. Собрать материал и классифицировать пищевые добавки.
  4. Сделать выводы о зависимости употребления продуктов, содержащих вредные пищевые добавки и состоянием здоровья учащихся.
  5. Выработать рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки.

Объект исследования: процесс влияния пищевых добавок на здоровье человека.

Предмет исследования: пищевые добавки в продуктах питания.

Гипотеза: Пищевые добавки отрицательно влияют на организм и здоровье человека.

Актуальность

С каждым годом проблема правильного питания становится все более актуальной. Сегодня пищевые добавки можно встретить практически во всех продуктах питания. Большинство из них оказывают негативное воздействие на наш организм. Потребление пищи, содержащей большое количество вредных пищевых добавок, может способствовать развитию различных заболеваний. Поэтому правильное питание является основным фактором физического здоровья человека.

История появления пищевых добавок

История применения пищевых добавок насчитывает несколько тысячелетий (перец, гвоздика, мускатный орех, корица, мед, уксусная кислота, поваренная соль и др.). Однако только в XX в., особенно в его второй половине, им стали уделять более пристальное внимание, и они заняли устойчивое положение в пищевой промышленности как важнейшие пищевые микроингредиенты. Широкое распространение пищевых добавок потребовало их классификации, гигиенической регламентации, разработки технологии получения и применения (Лифляндский, В.Г., 2004)

Определение пищевых добавок

Пищевые добавки – это природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах преднамеренно вводятся в продукты.

В соответствии с ГОСТ «ПИЩЕВАЯ ДОБАВКА — химическое или природное вещество, не применяемое в чистом виде как пищевой продукт или типичный ингредиент пищи, которое преднамеренно вводится в пищевой продукт при его обработке, переработке, производстве, хранении или транспортировании (независимо от его питательной ценности) как дополнительный компонент, оказывающий прямое или косвенное воздействие на характеристики пищевого продукта».

Основными целями введения пищевых добавок являются:

  • совершенствование технологии подготовки, переработки пищевого сырья, изготовления, фасовки, транспортировки и хранения продуктов питания;
  • увеличение стойкости продуктов к различным видам порчи;
  • создание и сохранение структуры пищевых продуктов;
  • сохранение или изменение органолептических свойств и внешнего вида продуктов. При этом пищевые добавки не должны маскировать последствий использования испорченного сырья, проведения технологических операций в антисанитарных условиях и нарушения технологической дисциплины.

Буквенный код пищевых добавок

Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза разработана система нумерации. Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E». Система нумерации была доработана и принята для международной классификации «Codex Alimentarius»(англ.).

Классификация пищевых добавок

  • Е от 100 до 199 – красители. Практически во все виды колбасных изделий добавляют краситель, придающий мясу нежно-розовую окраску. Вы же не купите колбасу неприглядного серого цвета, несмотря на то, что это естественный оттенок вареного мяса.
  • Е от 200 до 299 – консерванты. Консерванты увеличивают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов. Стерилизующие добавки останавливают процесс брожения вин.
  • Е от 300 до 399 – антиокислители. Антиокислители (антиоксиданты) замедляют окислительный процесс в жировых и масляных эмульсиях. Жиры таким образом не прогоркают и не меняют со временем своего цвета.
  • Е от 400 до 499 – стабилизаторы, загустители. Загустители и стабилизаторы повышают вязкость. Практически всегда их добавляют в продукты с пониженной жирностью – майонезы и йогурты. Так, густая консистенция создает иллюзию «качественного продукта».
  • Е от 500 до 599 – эмульгаторы. Эмульгаторы создают однородную смесь из несмешиваемых продуктов, например, воды и масла.
  • Е от 600 до 699 – усилители вкуса. Усилители вкуса – настоящая находка для производителей. «Чудо-приправа» позволяет сэкономить на натуральном мясе, птице, рыбе, грибах, морепродуктах. В блюдо добавляется несколько измельченных волокон натурального продукта или даже его экстракт, щедро сдабривается усилителем, и вот – получился «настоящий» вкус.
  • Е от 900 до 999 – пеногасители, глазирователи, подсластители, разрыхлители.
Читайте также:  Код пищевой добавки лимонная кислота

Эти добавки предупреждают или снижают образование пены, создают блестящую гладкую оболочку, обеспечивают продукту сладкий вкус и делают тесто более пышным. Как и усилители вкуса, подсластители (аспартам, цикламат, сахарин и пр.) чрезвычайно удобны для производителей: например, для получения одного и того же вкуса аспартама требуется в 200 раз меньше, чем сахара, сахарина (Е-954) – в 500 раз меньше, сукралозы (Е-955) – в 600 раз, а тауматина (Е-957) – в 200 000 раз

Анкетирование

Изучив литературные источники, мы составили список продуктов с наиболее вредными пищевыми добавками:

  • вареные колбасы, сосиски, сардельки, мясные фарши;
  • йогурты;
  • чипсы.

Я решила выбрать, для социологического опроса чипсы т.к. они являются, боле актуальным продуктом для подростков.

В социологическом опросе принимали участие учащиеся 10х классов. Опрошено 40 человек. Ученикам предлагалось ответить на вопрос: «Употребляете ли вы чипсы?»

Данные социологического опроса

Употребляете ли вы чипсы?

  • Много употребляю – 68%
  • Мало употребляю – 20%
  • Совсем не употребляю – 12 %

Диаграмма опроса про пищевые добавки

Полезный рецепт чипсов

Я решила сама приготовить чипсы, чтобы обезопасить свое здоровье от вредных и опасных продуктов.

Для этого мне понадобились: Картофель, масло , соль и натуральные специи.

Для того, чтобы приготовить чипсы, я тонко нарезала очищенный и вымытый картофель и оставила на 30 минут в холодной воде. Затем просушила картофель и погрузила его на сковороду в кипящее масло. Жарила до золотистого цвета. Готовый картофель положила на слой бумажных салфеток, чтобы в них впитался жир с чипсов, затем положила на тарелку и посолила

Чипсы собственного приготовления

Приготовление чипсов самостоятельно

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

  • Ограничьте потребление продуктов питания с неестественно яркой окраской (в них содержатся искусственные красители);
  • Досконально изучайте этикетку;
  • Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;
  • Избегайте продуктов с длинным перечнем “E”-добавок и длительным сроком хранения (он говорит о присутствии консервантов);
  • Чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;
  • Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;
  • Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;
  • Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов;
  • Ограничьте потребление колбас и особенно копченостей, потому что в них традиционно присутствуют нитраты (Е251, Е252) и нитриты (Е250), которые в большой концентрации действуют как канцерогены;
  • Для самых маленьких детей производятся специальные продукты без консервантов, красителей и ароматизаторов. Не пренебрегайте этими продуктами;
  • Помните, что готовые продукты часто вместо консервантов содержат завышенное количество сахара или соли. Обращайте на это внимание;
  • Особенно внимательными к пищевым добавкам должны быть люди страдающие аллергией.

Заключение

Вывод
Прежде всего, решите, так ли необходимо употреблять продукты, в состав которых входит много пищевых добавок, каждый день и тем более использовать их в домашнем питании? Ведь дома мы готовим сами: в рабочие дни – хотя бы один-два раза в день, а в выходные и вовсе можем позволить себе отказаться от полуфабрикатов.

Использование консервов или полуфабрикатов может быть оправдано тогда, когда вам действительно некогда, или вы куда-то едете – в общем, в определённых ситуациях. В этом случае допустимая норма пищевых добавок «Е», рассчитанная учёными для человека, вряд ли будет превышена, да и накопиться в организме эти вещества не успеют.

Тем не менее, детям дошкольного и младшего школьного возраста консервы и полуфабрикаты давать вообще не следует, кроме специальных детских консервов.

Помните, что наше здоровье нужно только нам самим, а производителям продуктов питания нужно как можно большее количество потребителей, обеспечивающих постоянную прибыль.

Литература и источники

1. Жалпанова Л. Продукты которые вас убивают / Л. Жалпанова. М., 2006.
2. Лифляндский. В.Г. Новейшая энциклопедия здорового питания. / В. Г. Лифляндский. – Спб. : Издательский дом «Нева», 2004. – 384 с.
3. Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания / В. Г. Лифляндский. – М. : «ОЛМА МЕДИА ГРУПП», 2012. – 200 с. : илл.
4. Сафронов Л.А. Пищевые добавки. Справочник. / Л. А. Сафронов. М., 2005.
5. Назаренко В.М. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе. – М. : 2000.
6. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцева А. Н. Пищевые добавки. – М. : Колос, 2001.
7. Петровский К.С. Гигиена питания / К.С. Петровский. – М., 2010.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Источник