Практическая работа по химии пищевые добавки
Пищевые добавки. Е-коды
Цель:
разъяснительный урок о вреде пищевых добавок. Знакомство детей с Е-кодами. Советы по правильному питанию.
Задачи:
- познакомить с классификацией Е-кодов;
- привести перечень некоторых продуктов питания, в состав которых входят пищевые добавки;
- рассказать о вреде некоторых из них;
- закрепить материал.
Ход работы:
Здравствуйте, ребята!
Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.
Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока: «Пищевые добавки. Е-коды». А кто из вас может объяснить, что же такое пищевые добавки? (отвечают)
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи –
увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
В последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основными поставщиками продовольственных товаров стали Голландия, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Известно, однако, что в каждой экономически развитой стране, существуют три категории продуктов питания:
для внутреннего рынка, в этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется,
для экспорта в другие развитые страны, качество товаров контролируется менее строго.
для экспорта в страны “третьего мира” и, к сожалению, в Россию. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Товары с опасными добавками очень дешевы в странах производителях и не предназначены для продажи на внутреннем рынке.
Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.
Вопрос классу: а когда вы заходите в магазин обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в состав продуктов, которые вы хотите приобрести? Что входит в их состав?
Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки.
Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.
Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны?
Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека? небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья? Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение. Я вам расскажу, лишь о некоторых пищевых добавках.
Вы часто ходите в магазин. Но! Выбирая товар с пищевыми добавками, смотрите, разрешены ли они Минздравом РФ!
АСПАРТАМ (СЛАСТИЛИН)
метиловый эфир дипептида, состоящего из фенилалланина и аспаргиновой аминокислоты.
В 160 – 200 раз слаще сахара.
Кодовый номер – 951. Аспартам – это заменитель сахара! По данным Минздрава России продукты, содержащие Аспартам, не рекомендуется употреблять аллергикам, также он вреден для кожи. Несколько лет назад газеты пестрили сведеньями о тысячах отравленных людей, лежащих в больницах или находившиеся просто в плохом состоянии. Эти люди употребили сразу и в немалом количестве продукты, содержащие Аспартам. Вы наверняка любите пить напитки: Соса-соla, Pepsi, Sprite и другие. А жевательная резинка, Орбит например, Дирол, по-моему, даже вкусная. У меня в руках банка Спрайта, в составе этого продукта тоже есть Аспартам. Я не могу запретить вам употреблять разные напитки, но знайте, что в больших количествах и при частом употреблении, это вредит вашему здоровью!
ФЕНОЛ
Кодовый номер Е230, Е231 и Е232. Используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как… ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших – он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол! Это очень опасная пищевая добавка!
Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?
ГЛУТАМАТ НАТРИЯ
Мононатриевая соль глутаминовой кислоты
Код- 621. А вы любите, как готовят ваши мамы, бабушки? (отвечают) а вы любите, например, плов? (отвечают) А мясо: курицу или говядину, например? (отвечают) Практически любой повар добавит сюда какую-нибудь вкусненькую приправу и ваши мамы и бабушки тоже. Приправы кладутся для усиления вкуса и аромата блюда. У меня в руках две приправы. Смотрим на состав: Глутамат натрия. Это усилитель вкуса есть почти во всех рыбных, куриных, грибных, соевых полуфабрикатах, в чипсах, сухариках, соусах, различных сухих приправах, бульонных кубиках и сухих супах. И мы можем с вами это проверить на сухариках и чипсах. (раздаю этикетки) В составе есть Глутамат натрия? (находят, отвечают) Человеку, который часто употребляет Глутамат натрия, натуральная пища кажется безвкусной, поскольку рецепторы распознавания вкуса утрачивают чувствительность. Так человек попадает в зависимость от этой приправки. По данным Минздрава России, это одна из добавок, которая приводит к раку, опасна!
Для увеличения сроков хранения ветчины, колбасы и других мясных продуктов в них добавляют нитрит натрия NаNО2 (Е250) и нитрат натрия NaNO3 (Е251). Эти вещества в пищевом продукте выполняют также роль стабилизатора цвета. Многие мясные и колбасные изделия имеют розовую окраску благодаря нитрит-ионам, образующим комплексное соединение с гемоглобином крови.
Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.
Вопрос классу: чем опасен бензол?
(Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)
А сейчас переходим к практической части
«Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»
Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) продуктов питания на наличие пищевых добавок, научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е).
Наименование продукта | Производитель | Состав | Пищевые добавки | Опасное воздействие на организм |
Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания, о целесообразности применения данных продуктов, учитывая их влияние на организм.
Переходим к заключительному этапу урока.
Рекомендации по употреблению продуктов питания :
Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.
(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
Выдержки из книги Академии здоровья о советах
по применению Кока-колы
в других сферах деятельности:
- во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 бутылки Колы, чтобы смывать с шоссе кровь после аварии;
- фермеры из восточного индийского штата Чхаттисгарх используют Колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же;
- домохозяйки считают Колу отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налётом и отложениями кальция;
- активный ингредиент Колы – фосфорная кислота: за 4 дня может растворить ногти, за 10 дней пластмассовую расческу;
- далее в статье шли советы по применению Колы для стирки грязной одежды, очистки стёкол в машине и моторов грузовиков.
Добавки и их воздействие на организм
Внимание! Возьмите этикетку от своего любимого продукта и посмотрите, не наносите ли вы себе вред!
Е (100 – 199) красители
запрещены Е 121 и Е 123
не разрешены Е 103, 107, 125, 127, 128, 140, 153-155, 160d, 160f, 166, 173-175, 180, 182.
Е 100 – куркумин (желтый). Натуральный, получают из растения
куркума. Входит в состав порошка карри.
Е 102 – тартазин (лимонный) – наиболее опасный пищевой аллерген
Е 104 – хинолиновый (желтый) – вредный для малышей
Е 110 – оранжевый
Е 122 – азорубин (или кармузин – красный) – добавляется в напитки, мороженое, фруктовые консервы, ликеры
Е 124 – Понсо 4 R (пунцовый) – добавляется в вишневое желе
Е 127 – синтетический эритрозин – вреден для малышей
Е 128 – красный 2Y – блестящий FCF – вреден для малышей
Е 129 – цвет вишня
Е 132 – цвет фиолетовый (земляника)
Е 140 – хлорофилл – вредный для малышей, вызывает рвоту
Е 141 – медный комплекс хлорофилла (зеленый)
Е 153 – уголь растительный – вреден для малышей, расстройство пищеварения
Е 154 и 155 – коричневые – вреден для малышей, пищевой аллерген
Е 162 – красный свекольный
Е 160с – паприка
Е 171 – диоксид титана – заболевания желудка
Е (200 – 299) консерванты
запрещены Е 216 и Е 240
не разрешены Е 209, 213-219, 225-228, 230-233, 237, 238, 241, 252, 253, 264, 281-283.
Е 200 – сорбиновая кислота. Добавляют в замороженные
полуфабрикаты и маргарин.
Е 202 – сорбат калия
Е 211 – бензонат натрия
Е 220 – диоксид серы (в составе сухофруктов и блюдах из
картофеля) – снижает усвоение витамина В12 и приводит к головным болям.
Е 230-233 – фенол (в малых дозах провоцирует отравление и рак, а в больших смертельный яд) – Наносится на кожуру бананов, апельсинов, чтобы не портились. Бесследно смывается водой, но стоит почистить немытые плоды, и затем не вымыть руки…
Е 239 – аллергические реакции
Е 240 – вреден для малышей, пищевой аллерген
Е 249 – 252 нитриты и нитраты (стабилизаторы цвета) – вызывают гастрит и язву.
Е 251 – нитрат калия (добавляют в сыры)- вызывает гастрит
Е 252 – нитрат натрия (добавляют в сыры)- вызывает гастрит
Е 250 – нитрит натрия (добавляют в колбасу) – вызывает гастрит
Е 260 – 264 – уксусная кислота и ее соли (регулятор кислотности) – вреден для малышей
Е 270 – молочная кислота
Е 280 – 283 – пропионовая кислота и ее соли – вреден для подростков
Е (300 – 399) антиоксиданты, замедляют окисление продукта
не разрешены Е 302, 303, 305, 308-314, 317, 318, 323-325, 328, 329, 343-345, 349, 350-352, 355-357, 359, 365-368, 375, 381, 384, 387-390, 399.
Е 322 – эмульгатор (улучшает переваривание)
Е 326 – лактат калия (соль молочной кислоты) – входит в состав
плавленых сыров в качестве регулятора кислоты и солености.
Е 300 -аскорбиновая кислота
Е 330 – лимонная кислота
Е 338 – ортофосфорная кислота (натур. кислый вкус).
При высоких дозировках приводит к снижению всасывания минералов. Много в кока-коле и картофельных чипсах.
Е (400 – 499) стабилизаторы, сохраняют консистенцию продукта
не разрешены Е 403, 408, 409, 418, 419, 429-436, 441-444, 446, 462, 463, 465, 467, 476-480, 482-489, 491-496.
Е 407 – каррагинан (для сохранности однородности продукта)- безвреден
Е 420 – сорбит
Е 421 – маннит
Е 422 – глицерин
Е 440 – пектины, обладают сильным желирующим эффектом.
Добывается из кожуры фруктов. Много в мармеладе и др. десертах.
Е (500 – 599) эмульгаторы, поддерживают структуру
не разрешены Е 505, 512, 519-523, 535, 537, 538, 541, 542, 550, 552, 554-557, 559, 560, 574, 576, 577, 579, 580.
Е 500ii – гидрокарбонат натрия
Е (600 – 699) усиливают вкус и аромат
не разрешены Е 622-625, 628, 629, 632-635, 640, 641.
Е 620-622 – 625 – Глутаминовая кислота и ее соли (621 – глутамат натрия – взрослым в сутки не более 1,5 г, подросткам – 0,5 г, детям – нельзя – в большем количестве приводит к образованию раковых опухолей, наиболее опасен для чувствительных желудков)
Е (700 – 800) запасные
Е 900 – антифламины, понижают количество пены
не разрешены Е 906, 908-911, 913, 916-919, 922-926, 929, 942-946, 957, 959.
Е 916 – йодат кальция и Е 917 – йодат калия – средство для обработки муки – вреден
Е 950 – ацесульфам К
Е 951 – аспартам
Е 952 – цикламановая кислота – подсластитель – вреден
Е 953 – изомальт
Е 954 – сахарин – подросткам не более 5 г на 1 кг продукта, детям вреден
Е 967 – ксилит – для больных сахарным диабетом; детям при приеме больше 50 г в сутки действует как слабительное. Входит в состав жевательных резинок.
Е 1000 глазирующие подсластители
не разрешены Е 1000, 1001, 1105, 1503, 1521
Е 1422 – модифицированный крахмал
Изучением каждой добавки вплотную занимаются такие организации, как Объединенный комитет экспертов по пищевым добавкам ВОЗ-ФАО (ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения, ФАО – Продовольственная сельскохозяйственная организация при ООН) и научный Комитет по продуктам питания Европейского союза.
Источник
Тип урока: Урок-исследование.
Цель урока: Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.
Задачи урока:
- Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
- Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно – значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.
- Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).
Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?
Подготовка к уроку: Группе (4-5 чел.) учащихся дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темой сообщения).
Оборудование:
- Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), фильм, созданный в Windows Movie Maker (по запросу у автора статьи), программа для проверки пищевых добавок, включаемых в состав пищевых продуктов (SellCode + 2.0.) (Приложение 2).
- На столах учащихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавоки их воздействия на организм человека (Приложение 3), алгоритм выполнения практической работы (Приложение 4).
- Информационный буклет (Приложение 5).
- Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).
- Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).
- Подарки учащимся (фрукты).
Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); частично – поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.
Основные понятия и термины урока: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».
Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.
II. Проверка знаний учащихся.
Учитель: Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока. (Презентация – Приложение 1, Слайд 1)
Задание 1.
Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:
а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.
Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.
Задание 2.
В продукте питания обычно преобладает одно кокое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:
а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.
Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.
Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду. (Приложение 1, Слайд 2)
III. Актуализация знаний.
Игра «Третий лишний».
Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Приложение 1, Слайд 3)
БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.
(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки и здоровье человека». Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Приложение 1, Слайд 4)
Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока.
Цель урока: изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.
(Приложение 1, Слайд 5)
Эпиграф урока: «Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать». Французский писатель – Ф. Фенелон.
Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.
Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».
Есть или не есть? А почему? – вот в чём вопрос.
(Постановка проблемы урока. Приложение 1, Слайд 6)
Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?
(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)
Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества. (Приложение 1, Слайд 7)
IV. Изучение нового материала.
Учитель:Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?
(Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Учитель: (Приложение 1, Слайд 8) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи (Приложение 1, Слайд 8):
- увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
- придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров. (Приложение 1, Слайд 9)
- Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.
- Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера.
- Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.
Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Приложение 1, Слайд 10)
(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)
Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?
(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
Учитель: (Приложение 1, Слайд 11) Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». (Приложение 1, Слайд 12)
Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.
Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Приложение 3; Приложение 1, Слайд 13)
Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья? (Приложение 1, Слайд 14)
- запрещенные;
- опасные;
- вызывают расстройства кишечника;
- вызывают сыпь;
- влияют на давление;
- вредные для кожи;
- ракообразующие;
- повышают холестерин;
- влияют на ЦНС, зрение.
Учитель: Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей радужными напитками. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно? (Исследования по данному вопросу провела группа учеников класса.)
Сообщение 1. Напитки: плюсы и минусы. (Приложение 6; Приложение 1, Слайды 15, 16, 17, 18,19)
Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?
На эти вопросы вы сможете ответить после просмотра ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «Осторожно – ЕДА!». (Приложение 1, Слайд 20)
Обсуждение видеофрагмента: (Приложение 1, Слайд 21) Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.
V. Физкультминутка.
По классу развешаны 14 картинок с продуктами питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.
Учитель: Ребята, представьте ситуацию, что вы пришли в магазин за продуктами. Вам нужно выбрать продукты, не содержащие пищевых добавок и перечислить их.
А сейчас переходим к практической части. (Приложение 2; Приложение 1, Слайд 22)
Практическая работа (Приложение 4).
Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.
Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.
Учитель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.
Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.
Вопрос классу: чем опасен бензол?
(Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)
VI. Закрепление.
Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.
Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.
Рекомендации по употреблению продуктов питания (Приложение 1, Слайд 23):
- Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
- Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
- Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
- Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
- Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
- Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
- Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
- В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
Победителям вручается приз – груши.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.
(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
Выставление оценок за урок.
VIII. Домашнее задание.
Стр.76 – 79, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию о продуктах питания под рубрикой «Это интересно». (Приложение 1, Слайд 24)
IX. Заключение.
Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши.
Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?
(Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)
Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны.
Источник