Поэт о григорьев играет словом понес какое свойство
Оле́г Евге́ньевич Григо́рьев (6 декабря 1943, Вологодская область, РСФСР, СССР — 30 апреля 1992, Санкт-Петербург, Россия) — русский поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда. Член ПЕН-клуба.
Биография[править | править код]
Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища.
С раннего возраста увлекался рисованием. С 1956 по 1961 г. учился в СХШ при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил. Окончил СХШ в 1961 году.
Как отмечает Михаил Яснов[1]: «Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“. В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни».
В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным» стихотворением.
В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами абсурда и чёрного юмора, из-за чего его часто ставят в один ряд с Даниилом Хармсом и другими обэриутами. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностью, искренностью и детской ранимостью.
В начале 1970-х был осуждён на два года «за тунеядство», отбывал наказание на принудительных работах — строительстве комбината в Вологодской области. Об этом периоде поэт отозвался в одном из своих стихов:
С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.
Был досрочно освобождён. В 1975 принимал участие в известной выставке в ДК «Невский»[2].
В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга — «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова, и Григорьев не был принят в Союз писателей СССР. В июне того же года в «Комсомольской правде» была напечатана статья «В чём повинны воробьи?» (название отсылает к одному из его стихотворений, «Сазон»), подвергающая Григорьева наряду с двумя другими поэтами резкой критике.
В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноимённый мультфильм (реж. Василий Кафанов).
Следующая книга Григорьева, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей[1].
Умер 30 апреля 1992 года в Санкт-Петербурге от прободения язвы желудка.
Похоронен в Петербурге, на Волковском кладбище. Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.
Дочь Мария, несколько лет прожила в детском доме[3].
Издания Олега Григорьева[править | править код]
- Григорьев О. Е. Красная тетрадь. — СПб.: Красный матрос, 2012. — 152 с. — ISBN 978-5-438-60082-4.[4]
- Grigoriev, Oleg. Et alors? 12 petits contes sélectionnés et illustrés par Vitali Konstantinov et traduits par Marion Graf. — Genève: Editions La Joie de lire, 2010. — 32 c. — ISBN 978-2-88908-044-1
- Григорьев О. Е. Шли вперёд — пришли назад. — М.: Азбука-классика, 2010. — 224 с. — ISBN 978-5-9985-0571-3.
- Григорьев О. Е. Стихи для детей. — М.: Самокат, 2010. — 80 с. — ISBN 978-5-91759-020-2.
- Григорьев О. Е. Чудной народ. — М.: АСТ, 2009. — 126 с. — ISBN 978-5-17-060131-8.
- Григорьев О. Е. Винохранитель. — М.: Вита Нова, 2008. — 580 с. — ISBN 978-5-93898-171-3.
- Grigorjew, Оleg. Zwei Abflussröhren. In: Geschichtenkoffer für Glückskinder. — Köln: Boje, 2007. с. 20-21. — ISBN 978-3-414-82050-1.
- Григорьев О. Е. Птица в клетке. Стихи и проза. — СПб.: изд. Ивана Лимбаха, 1997, 2005, 2007, 2010, 2011, 2015. — 272 с. — ISBN 978-5-89059-116-6.
- Григорьев О. Е. Чудаки и другие: Стихи. — СПб.: Детгиз, 2006. — 127 с.
- Григорьев О. Е. Хулиганские стихи. — СПб: Амфора, 2005. — 96 с. — ISBN 5-94278-855-3.
- Григорьев О. Е. Стихи для детей. — М.: Самокат, 2005. — 80 с. — ISBN 978-5-902326-38-0.
- Grigorjew, Оleg. Ich hatte viele Bonbons mit … — Düsseldorf: Grupello Verlag, 1997. — 52 с. — ISBN 3-928234-60-9.
- Григорьев О. Е. Птица в клетке. Стихи и проза. — СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 1997. — 270 с. — ISBN 5-89059-009-X.
- Григорьев О. Е. Чудаки. — СПб.: Mitkilibris, 1994.
- Григорьев О. Е. Вся жизнь: Стихи. — СПб.: Искусство-СПб, 1994.
- Григорьев О. Е. Стихи. Рисунки. — СПб.: Нотабене, 1992. — 239 с.
- Григорьев О. Е. Двустишия, четверостишия и многостишия. — СПб.: Камера хранения, 1993. — 124 с.
- Митьки и стихи Олега Григорьева: Альбом. — М.: ИМА-пресс, 1991.
- Григорьев О. Е. Стихи. Буклет. — М.: Прометей, 1990.
- Григорьев О. Е. Говорящий ворон: Стихи. — Л.: Детская литература, 1989. — 64 с. — 150 000 экз.
- Григорьев О. Е. Витамин роста. — М.: Детская литература, 1980. — 64 с. — 150 000 экз.
- Григорьев О. Е. Чудаки. — Л.: Детская литература, 1971. — 60 с. — 100 000 экз.
Библиография[править | править код]
- Белоусов А. Ф. Фольклорная судьба «Электрика Петрова» // Studia metrica et poetica: Памяти П. А. Руднева. — СПб., 1999. — С. 305—307.
- Береговская Э. М. Поэт эпохи безвременья Олег Григорьев (Опыт лингвистического портрета) // Русистика сегодня. — 1996. — № 1. — С. 72-87.
- Леухина А. В. Олег Григорьев : поэтика примитивизма // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев. [Электронный ресурс] — М.: Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007.
- Никитина С. А., Скулачёв А. А. Комическое и трагическое в творчестве у Олега Григорьева и Александра Введенского // «Человек смеющийся» в литературном произведении и современной культуре. — М., 2010.
- Скулачёв А. А. Образ мира в поэзии Олега Григорьева // Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и культура: Материалы конференции / Отв. ред. В. М. Маркович. — СПб.: КПО «Пушкинский проект», 2008. — С. 80—103.
- Хворостьянова Е. В. Поэтика Олега Григорьева. — СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. — 160 с. — ISBN 5-93762-017-8.
- Ковалевская О. Т. Ковчег для одного. Олег Григорьев, которого мы не знаем. — СПб.: Русский Остров, 2012. — 285 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-902565-67-3.
Память[править | править код]
Мемориальная доска Олега Григорьева
- В Санкт-Петербурге, в доме на Пушкинской ул., 10 открыта мемориальная доска.
- В библиотеке книжной графики (Санкт-Петербург) в декабре 2013 прошла Выставка иллюстраций к стихам Олега Григорьева с 1971 по 2013 год. Художники: Ирина Васильева, Николай Воронцов, Вадим Гусев, Валерий Дмитрюк, Ирина Затуловская, Светозар Остров, Александр Флоренский, Ольга Флоренская, Геннадий Ясинский, Владимир Яшке.
- В последние годы жизни Олег Григорьев проводил много времени с друзьями на Пушкинской. Михаил Яснов вспоминает:
«Бедолага, пьяница, головная боль милиции и восторг кликушествующих алкашей, почти бездомный, разбрасывающий свои стихи по своим временным пристанищам, он был человеком светлого ума, образованным, поразительно органичным. В трезвые минуты — обаятельный, умный, иронический собеседник, в пьяные — чудовище, сжигающее свою жизнь и доводящее до исступления окружающих. Эта горючая смесь высот бытия и дна быта пропитала его стихи, сделала их ни на что не похожими, превратила грязные, стыдные, но такие реальные окраины жизни в факт подлинной истории»[5].
- Группа «Ять» в 1991 году записала альбом «Человечки», все песни которого были написаны на стихи Олега Григорьева.
- В качестве литературного персонажа появляется в романе с чертовщиной Станислава Шуляка «Квартира номер девять»[6]: «Странно, теперь ни Лермонтов, ни Бродский уже не занимали Ивана Никифоровича, единственным его соперником сделался поэт Олег Григорьев. В чём-то они были похожи. Да, верно, Григорьев, как и Иван Никифорович, писал свои вирши всегда и везде, и пьяный и трезвый (хотя последним бывал нечасто), и злой и весёлый. Но вот же кое в чём он всё-таки превзошёл Шоколадова: у него были книги, а под конец жизни так даже вступил в писательский союз. – Душу, душу надо продавать, — мрачно рассуждал Шоколадов».
- В апреле 2019 года в Санкт-Петербурге, в Музее Анны Ахматовой открылась выставка «Олег Григорьев. Холодно быть человеком»[3].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Рисунки к стихам Олега Григорьева» альбом эстампов Александра Флоренского
- Олег Григорьев в электронном архиве Центра Андрея Белого
Произведения[править | править код]
- Олег Григорьев на сайте «Неофициальная поэзия»
- Стихи в Библиотеке ЗИМБАБВЕ: [1] [2]
- Стихи Олега Григорьева с иллюстрациями Владимира Камаева
- Олег Григорьев на сайте иронической поэзии
Другие ссылки[править | править код]
- Список публикаций
- members.aol.com
- Весёлые картинки 1989 № 09, стр. 11, комикс «Космический гость»
- К. Парамонов о книге Олега Григорьева «Птица в клетке»
- Евгений Лесин Олег Григорьев: последние дни, последние стихи, последние фото
- Михаил Яснов. «Маленькие комедии» Олега Григорьева
- Наль Подольский. Олег Григорьев. Продавец маков продавал раков // В книге: Беспокойники города Питера.
- Марина Колдобская. Муза без пощады // еженедельник «Дело» 25.11.2002
- Виктория Беломлинская. Продавец маков
- Владимир Бондаренко. По адским кругам Олега Григорьева
- Олег Фронтинский. Штрихи к портрету Олега Григорьева
- Ковалевская О. Т. Ковчег для одного. Олег Григорьев, которого мы не знаем. СПб.: Издательский Дом «РУССКИЙ ОСТРОВ», 2012
- Беломлинская В. И. Продавец Маков (Про Олега Григорьева).
Источник
Задания олимпиадного типа на примере произведений О.Григорьева.
1.Прочитайте строки из стихотворения. Восстановите прямой порядок слов.
2.Выпишите все пары антонимов. Чем эти пары различаются между собой? Какой признак антонимов положен в основу задачи?
Человек с зонтом
Хотел войти в дом.
Но с огромным зонтом,
И открытым притом,
Как он понял потом,
Нельзя войти в дом.
Другое дело – с закрытым зонтом.
С закрытым зонтом
Легко войти в дом.
Даже можно втроем,
Друг на друге притом.
Другое дело, если закрыт сам дом.
Если дом закрыт,
А зонт открыт,
А на улице идет дождь,
И вас пробирает дрожь,
Нужно зонт закрыть,
А дом открыть
И войти домой,
Если дом не чужой.
Но с закрытым зонтом
Стоять под дождем,
Без плаща притом,
Да когда гремит гром,
Да когда закрыт дом,
И чужой притом,
Всем понятно –
Не очень приятно.
Человек с зонтом
Повернулся кругом,
Раскрыл свой зонт
И ушел за горизонт.
2. 1. Прочитайте стихотворение. Какие виды дождя называет писатель?
КАКОЙ ДОЖДЬ
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный и горячий,
А ещё и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
2.2. Как вы думаете: какие названия дождя существуют на самом деле, а какие придумал писатель? Можно ли по определениям догадаться, какой именно дождь имеется в виду в каждом случае?
3. Прочитайте стихотворение. Какие значения выделенного слова имел в виду писатель? Какая ошибка вкралась в одно из значений этого слова?
Птички.
-Ну, как тебе на ветке? –
Спросила птица в клетке.
– На ветке, как и в клетке,
– Только прутья редки. (О.Г.).
4. Выделите грамматические основы в последнем предложении. Укажите типы сказуемых, аргументируйте отнесённость сказуемых к данному типу.
Папа ёлку украшает.
Мама папе помогает.
Я стараюсь не мешать,
Помогаю помогать.
5. Прочитайте стихотворение. В каком числе здесь употребляются слова «качели» и «карусели»?
В чём грамматическая разница слов качели и карусели? Какое количество предметов обозначает в языке словоформа «качели»? А словоформа «карусели»?
Если вы на качели сели,
А качели вас не качали,
Если стали кружиться качели,
И вы с качелей упали,
Значит, вы сели не на качели,
Это ясно.
Значит, вы сели на карусели,
Ну и прекрасно.
6. Прочитайте текст. В каком из двух случаев слово «плечо» включено во фразеологизм, а в каком – нет? Выпишите этот фразеологизм, дайте его толкование. Какие ещё фразеологизмы с этим словом вам известны? Объясните их значение. Как называется приём, при помощи которого с комической целью обыгрываются разные значения слова одного и того же слова?
Света мне не по плечу –
Я ходить с ней не хочу.
То есть я ей по плечо,
Эх, досадно до чего!
7. 1. Прочитайте стихотворение. В какой научной литературе даются определения слов? Определение какого слова писатель обыгрывает в стихотворении? Придумайте название жанра стихотворения. Объясните это название. Что делает стихотворение смешным?
Определение
Пузырящаяся при дожде вода,
Со всех сторон окружённая сушей,
Где гуляют стада,
Растут города,
Где леса и поля,
Пионерлагеря,
Называется
ЛУЖЕЙ.
7.2. Придумайте название жанра стихотворения, исходя из его содержания. Объясните это название.
8. Каким лексическим средством является выделенное слово, к какому стилю речи оно относится? Дайте его толкование. Выскажите предположение об этимологии этого слова, учитывая общность значения с фразеологизмом «сыпать как горох».
Прямо на пятый этаж,
Чтобы меня огорошить,
Сизов привёл ко мне лошадь.
9.Какая стилистическая фигура и какой троп используются в выделенных предложениях?
Пахнет утром, снег хрустит.
От дыханья пар летит.
Снег хрустит, как огурец.
Пар летит, как ряд колец.
10. В чём сходство и разница значений однокоренных слов в тексте?
Вот это сумка!
Не сумка – сума!
С отцом на рынок ходили.
На рынке купили живого сома…
11.Прочитайте предложение. Определите способ образования выделенного слова. Как называются новые слова, придуманные писателем с художественной целью?
С быстрой ракеты
Объезжает трек
На велосипеде
Человеловек!
12.Какими частями речи являются выделенные слова? Будут ли они антонимами?
Вдоль реки бежал Аким.
Был Аким совсем сухим.
Побежал он поперёк –
Весь до ниточки промок.
13. Прочитайте диалог. На основе какого лексического явления построен каламбур?
-Дети, кто знает, что обозначает
Вот этот шар, насаженный на кол.
-Это чучело Земли.
-Тебе «кол».
14. Прочитайте стихотворение. Какие части сюжета в нём не названы?
Представление.
На кухонной полке
Идёт представление.
Стоят две кастрюли –
Это вступление.
Кастрюли столкнулись –
Это завязка.
Кастрюли упали –
Это развязка.
15. Прочитайте диалог. Найдите в нём логическую ошибку.
Что несёшь?
-Кулёк конфет.
-Как – конфет?
-Так – конфет.
-А компот?
-Компота нет.
-Нет компота,
И не надо…
А они из шоколада?
-Да, они из шоколада.
-Хорошо, я очень рад.
-Обожаю шоколад.
16. Какая особенность русского синтаксиса отражена в выделенных предложениях?
Порядок
Двa брaтa лежaт нa дивaне.
– Мы сегодня в квaртире порядок нaведём, – говорит
один.
– Дa-дa, – говорит второй, – порядок. Возьмём метлу
и тряпку, пол вымоем и нa полке приберём. Мaмa придёт
с рaботы и увидит порядок. Интересно, что скaжет мaмa?
– Онa скaжет: “Молодцы, порядок нaвели!”
– Нет, онa скaжет: “Вот молодцы, нaвели порядок!”
– Нет, онa скaжет: “Порядок нaвели, вот молодцы!”
Пришлa мaмa с рaботы.
– А ну-кa мaрш нa двор, безобрaзники! Опять
рaзвели беспорядок!
17. Какое языковое явление положено в основу изображения юмористической ситуации? Определите значения выделенных слов.
1. «Велосипед меня понес, //Понескуда-то под откос.// Он там остался без колес,// И дальше я его понес…»
2. Папа идёт, сердит –
Шляпа ему не идёт.
Я на папе сижу –
Пальто на мне не сидит.
3. –Открой свой секрет.
-Какой секрет?
-Ты принёс в школу коробку конфет?
–Секрет я открою, коробку – нет
18. Какое языковое явление положено в основу изображения юмористической ситуации? Определите значения выделенных слов. Какое дополнительное значение эти слова приобретают при сопоставлении в контексте?
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил… стакан!
19. Слово, вынесенное в заглавие стихотворения, в русском языке является многозначным. Подумайте, какое комическое значение, кроме неокрашенного прямого значения, может иметь это слово в произведении.
Труба.
Класс заливало из трубы А.
Вода вливалась, но не выливалась.
В классе была лишь одна труба,
И вскоре вся школа наша купалась.
Источник
I. Чтение стихотворения О. Григорьева.
1. Работа с текстом до чтения.
– Как вы думаете, о чём больше всего мечтают маленькие дети? (Стать поскорее взрослыми, вырасти.)
– А что нужно делать, чтобы ускорить процесс взросления?
– А может быть, существует специальный, особый витамин, который усиливает рост?
– Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке. Кто он? Какой секрет откроет нам? Откройте учебник на с. 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрацию.
– Какие литературные произведения он создал? (Олег Григорьев – поэт.)
– Новое произведение Олега Григорьева – тоже стихотворение?
– В чём особенность стихов О. Григорьева? (Они были короткие, весёлые, главные герои в них – дети; сюжетные стихи: «Хо-хо, ха-ха», «Яма» из «Моей любимой Азбуки».)
– Полистайте страницы. Что удивило?
– А может быть, это необычное стихотворение? Где кроется подсказка? (В скобках написано – стихотворема.)
– Встречались ли мы с подобными пометами раньше? Что может обозначать это слово? Как образовалось? Вслушайтесь в звучание слова «стихотворема». (Стихи + творить = сотворили необычные стихи.)
Вспоминают о стихах в прозе И. Тургенева.
– В чём ещё может быть необычность стихов О. Григорьева, на ваш взгляд? (Разная длина стихотворных строк; наверное, оно читается в особом ритме.)
– О чём узнали, прочитав название? (Действительно существует витамин роста.)
– Удалось ли узнать его название? (Пока нет, нужно прочитать произведение.)
– Может быть, ответить на этот вопрос помогут рисунки?
– Можно ли предположить, где происходит действие? Кто герой стихотворемы? Почему она включена в раздел «Уроки и переменки»?
– Много вопросов у нас накопилось. Пора приступить к чтению стихотворемы. Но прежде ещё раз вспомним вопросы, на которые нужно ответить.
1) Какой витамин является витамином роста?
2) Где он содержится?
3) Кто главные герои произведения?
4) Почему произведение названо так странно – «стихотворема»?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором).
2. Подготовка к выразительному чтению.
– Как меняется интонация учителя на протяжении 2-й части?
3. Выразительное чтение 2-й части.
4. Обобщающая беседа. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.
– Мы прочитали произведение О. Григорьева «Витамин роста»; думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале урока, чтобы дать на них верные ответы.
– Какой же витамин является витамином роста и где он содержится?
– Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «Стихотворема»? Для этого ещё раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)
– Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобное утверждение, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему.
– Что напоминает по жанру произведение О. Григорьева? (Рассказ в стихах.)
– Стихотворную повесть, или рассказ в стихах, иначе называют поэма.
Можно ли выделить теперь составляющие стихотворемы? (Стихотворение + теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы.) Кто знает, может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.
– Почему всё-таки Смирнов сорвал эксперимент? Как вы думаете, правильно ли он поступил?
– А как бы вы поступили на месте Смирнова?
– Согласны ли вы с названием произведения? Почему? («Растут» в этом произведении не только крысы, но и ребёнок – ученик Смирнов. Он совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и Смирнов «растёт» в наших глазах, и ещё он становится взрослее. Учитель понял и оценил его поступок…)
– А какие ещё проблемы поднимает, на ваш взгляд, О. Григорьев в своём произведении? (Проблемы любви к животным; отношения учителя и учеников, воспитания личности. Проблемы здоровья планеты и людей, ценности знаний и т.д.)
– Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали что-то новое о самих себе?
Чтение стихотворений О. Григорьева «После уроков» и «Кто прав?»
1Вопросы после чтения:
– Кто вышел победителем в этой драке? Какие перемены произошли в ходе драки с её участниками?
Домашний Пышкин и дикий Клоков
Дрались портфелями после уроков. (Домашний Пышкин – он какой, как вы представляете? (Опрятный, воспитанный, хорошо учится, этакий «маменькин сынок»…) А дикий Клоков? (Шалопай, драчун, хулиган, учится, скорее всего, плохо…) И фамилии сравните: Пышкин и Клоков.)
Когда вступили в бой рукопашный, (Что это значит? (Дрались уже не портфелями, а руками, кулаками.) Обратите внимание: уже не драка – бой!)
Домашний стал диким. (Это как? Что вы подумали, представили?)
А дикий – домашним. (А с Клоковым что произошло?)
– Это, конечно, стихотворение-шутка. А вот как у поэта получается написать смешно, вы поняли? (О. Григорьев играет словами: дикий – домашний. Это животные бывают дикие и домашние, а здесь речь об учениках, и мы их сразу себе представляем. «Бой рукопашный» – таким высоким слогом сказано о мальчишеской драке – и нам хочется улыбнуться. А потом драчуны меняются местами, и, похоже, «ныне дикий» Пышкин одерживает победу. Правда, поэт очень ярко нарисовал двух мальчишек?)
– А вот наш Клоков уже в роли дежурного – в стихотворении «Кто прав?».
3. Чтение про себя.
– Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос в заглавии.
После чтения дети отвечают на вопрос, кто же прав, по их мнению.
4. Повторное чтение (можно по ролям).
По ходу чтения явно возникают вопросы:
– Почему Коля не вымыл руки, что именно он хотел проверить?
– Как именно «нельзя с друзьями»?
5. Заключительная беседа.
– Как вы думаете, это серьёзное стихотворение или смешное?
– Чем похожи стихи О. Григорьева? (О школьниках, два героя, общий герой, короткие, сюжетные.)
– В каком из стихов вам больше симпатичен Клоков? Почему? Можно ли положиться на такого дежурного?
– Видимо, не стоит навсегда записывать человека, совершившего проступок, в разряд хулиганов и видеть в нём только отрицательные черты. В нём очень много хорошего, стоит только повнимательнее посмотреть или поручить ему ответственное дело, в котором он может себя проявить.
– Понимает ли это поэт О. Григорьев, по-вашему?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Источник