Поясни какое свойство живых организмов отражено на рисунке
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
Источник
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 51
Исследование строения различных органелл клетки — это изучение организации жизни на … уровне:
1) организменном2) молекулярном3) биосферном4) клеточном
2
Задание 1 № 101
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
1) размножение2) раздражимость3) клеточное строение4) способность к саморегуляции
3
Задание 3 № 103
Стратосфера — это составная часть:
1) атмосферы2) литосферы3) биосферы4) гидросферы
4
Задание 1 № 151
Способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов называется:
1) саморегуляция2) раздражимость3) наследственность4) клеточное строение
5
Задание 1 № 201
Укажите форму структурной организации организма, изображенного на рисунке:
1) одноклеточный организм2) многоклеточный организм3) сифоновая4) колониальная
6
Задание 2 № 202
Тропосфера — это составная часть:
1) ноосферы2) литосферы3) атмосферы4) гидросферы
7
Задание 1 № 251
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) размножение2) клеточное строение3) питание4) раздражимость
8
Задание 3 № 253
Какой критерий вида основан на сходстве внешнего и внутреннего строения особей одного вида?
1) морфологический2) физиологический3) географический4) экологический
9
Задание 5 № 255
По химической природе целлюлоза является:
1) стероидом2) фосфолипидом3) полисахаридом;4) моносахаридом
10
Задание 1 № 301
В ряду поколений потомки, как правило, похожи на своих родителей, но не идентичны им. Способность организмов приобретать новые свойства и признаки в процессе жизни называется:
1) рост2) изменчивость3) раздражимость4) наследственность
11
Задание 1 № 351
В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных изменений: увеличивается число клеток, масса, размера. Это свойство живых организмов называется:
1) рост2) адаптация3) подвижность4) раздражимость
12
Задание 1 № 401
Организмы обладают способностью воспроизводить себе подобных, увеличивать численность. Это свойство живых организмов называется:
1) рост2) размножение3) саморегуляция4) раздражимость
13
Задание 1 № 451
Живые организмы обладают способностью удалять конечные продукты обмена веществ, например мочевину, которая, накапливаясь в организме в избытке, оказывает на него вредное воздействие. Это свойство живых организмов называется:
1) рост2) выделение3) размножение4) раздражимость
14
Задание 1 № 501
Живые организмы приспособлены к среде обитания; особенности их строения, жизнедеятельности и поведения соответствуют образу жизни. Это свойство живых организмов называется:
1) рост2) дыхание3) адаптация4) раздражимость
15
Задание 1 № 551
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
1) развитие2) изменчивость3) раздражимость4) способность к саморегуляции
16
Задание 3 № 553
Гидросфера — это оболочка Земли:
1) водная2) твердая3) воздушная4) представленная живым веществом
17
Задание 7 № 557
Ген — это:
1) совокупность хромосом организма в половых клетках2) совокупность хромосом организма в соматических клетках3) участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одного белка4) три последовательно расположенных нуклеотида, кодирующих одну аминокислоту
18
Задание 1 № 601
Способность живых организмов приспосабливаться к среде обитания называется:
1) адаптация2) наследственность3) клеточное строение4) единство химического состава
19
Задание 10 № 610
Зависимость жизнедеятельности организма от солености воды выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 20 ‰. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм?
1) 5-20‰2) 9-31‰3) 15-35‰4) 20-95‰
20
Задание 10 № 660
Зависимость жизнедеятельности организма от солености воды выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 5 ‰. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм?
1) 1 – 5‰2) 2 – 8‰3) 4 – 9‰4) 5 – 15‰
21
Задание 1 № 701
Способность живых организмов перемещаться в пространстве называется:
1) рост2) подвижность3) раздражимость4) наследственность
22
Задание 10 № 710
Зависимость жизнедеятельности организма от содержания углекислого газав окружающей среде выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 0,02 %. Какие пределы выносливости по отношению — к содержанию углекислого газа будет иметь организм?
1) 0.01-0,03%2) 0,02-0,04%3) 0,03-0,05%4) 0.01-0,02%
23
Задание 1 № 751
Способность организмов реагировать специфическими реакциями на изменение внешней и внутренней среды называется:
1) раздражимость;2) наследственность;3) клеточное строение;4) единство химического состава.
24
Задание 10 № 760
Зависимость жизнедеятельности организма от температуры выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 20оС. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм?
1) 5 – 20оС2) 8 – 32 оС3) 20 – 35оС4) 16 – 36оС
25
Задание 1 № 801
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
1) развитие2) раздражимость3) клеточное строение4) единство химического состава
26
Задание 3 № 803
Атмосфера — это оболочка Земли:
1) воздушная2) представленная живыми организмами3) водная4) твердая
27
Задание 1 № 851
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
1) развитие2) раздражимость3) клеточное строение4) единство химического состава
28
Задание 3 № 853
Стратосфера — это составная часть:
1) биосферы2) атмосферы3) литосферы4) гидросферы
29
Задание 35 № 885
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
1) синапс2) ганглий3) медиатор4) нерв
30
Задание 1 № 901
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
1) развитие2) изменчивость3) клеточное строение4) обмен веществ с окружающей средой
31
Задание 3 № 903
Тропосфера — это составная часть:
1) литосферы2) атмосферы3) гидросферы4) стратосферы
32
Задание 1 № 951
Свойство живых организмов при воспроизведении себе подобных передавать признаки родителей потомкам называется:
1) саморегуляция2) раздражимость3) наследственность4) клеточное строение
33
Способность живых организмов приспосабливаться к среде обитания называется:
1) адаптация2) наследственность3) клеточное строение4) единство химического состава
34
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
1) питание2) раздражимость3) размножение4) клеточное строение
35
Способность живых организмовперемещаться в пространстве называется:
1) рост2) раздражимость3) наследственность4) подвижность
36
Укажите форму структурной организации организма, изображенного на рисунке:
1) одноклеточный организм2) многоклеточный организм3) сифоновая4) колониальная
37
Нижний слой воздушной оболочки Земли — это:
1) почва2) ноосфера3) тропосфера4) литосфера
38
Путь развития частных адаптаций, не изменяющих уровень организации особей и позволяющих им более полно заселить прежнюю среду обитания, называется:
1) регресс2) арогенез3) аллогенез4) катагенез
39
Аминокислота фенилаланин может кодироваться триплетами РНК УУУ и УУЦ. Это свойство генетического кода называется:
1) непрерывность2) вырожденность3) неперекрываемость4) комплементарность
40
Укажите форму структурной организации организма, изображенного на рисунке:
1) одноклеточный организм2) многоклеточный организм3) сифоновая4) колониальная
41
Почва — это составная часть:
1) ноосферы2) литосферы3) атмосферы4) гидросферы
42
Укажите форму структурной организации организма, изображенного на рисунке:
1) одноклеточный организм2) многоклеточный организм3) сифоновая4) колониальная
43
Органы, имеющие разное происхождение и строение, но выполняющие сходные функции, называются:
1) аналогичные2) гомологичные3) атавизмы4) рудиментарные
44
Укажите форму структурной организации организма, изображенного на рисунке:
1) одноклеточный организм2) многоклеточный организм3) сифоновая4) колониальная
45
Моря и океаны входят в состав:
1) гидросферы2) атмосферы3) литосферы4) ноосферы
46
Органы, имеющие единое происхождение, общий план строения, но выполняющие разные функции, называются:
1) атавизмы2) аналогичные3) гомологичные4) рудиментарные
47
Задание 11 № 1311
Образование тесных скоплений особей при резком похолодании для снижения энергетических затрат на терморегуляцию — это пример адаптации:
1) поведенческой2) биохимической3) физиологической4) морфологической
48
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
1) раздражимость2) способность к саморегуляции3) питание4) развитие
49
Подтверждением относительности какого критерия вида служат отличия в строении гусеницы и взрослой особи бабочки?
1) экологического2) географического3) морфологического4) физиологического
50
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) единство химического состава;2) обмен веществ с окружающей средой;3) изменчивость;4) раздражимость.
51
Какой критерий вида основан на сходстве процессов жизнедеятельности у особей одного вида?
1) экологический2) географический3) физиологический4) морфологический
52
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) развитие2) раздражимость3) способность к саморегуляции4) единство химического состава
53
Какой критерий вида основан на сходстве кариотипов у особей одного вида?
1) генетический2) географический3) экологический4) морфологический
54
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) размножение2) способность к саморегуляции3) питание4) единство химического состава
55
Подтверждением относительности какого критерия вида служит наличие в пределах одного и того же вида особей с разным набором хромосом, образовавшихся в результате мутаций?
1) экологического2) генетического3) географического4) морфологического
56
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) питание2) развитие3) саморегуляция4) единство химического состава
57
По химической природе половые гормоны человека являются:
1) белками2) липидами3) полисахаридами4) нуклеиновые кислоты
58
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) питание2) размножение3) раздражимость4) единство химического состава
59
По химической природе коллаген является:
1) белком2) полисахаридом3) липидом4) нуклеиновой кислотой
60
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
1) развитие2) раздражимость3) клеточное строение4) обмен веществ и энергозависимость
61
По химической природе мальтоза является:
1) липидом2) полипептидом3) углеводом4) нуклеиновой кислотой
62
Какой способ размножения изображен на рисунке?
1) почкование;2) фрагментация;3) половое размножение;4) вегетативное размножение.
63
Случайный обмен генами между популяциями одного вида в результате миграции особей — это:
1) изоляция;2) поток генов;3) дрейф генов;4) популяционные волны.
64
Закономерности наследственности и изменчивости живых организмов изучает:
1) генетика;2) экология;3) цитология;4) физиология.
65
Ученые считают, что первый представитель рода Человек (Ноmо) — это:
1) кроманьонец;2) неандерталец;3) Человек умелый;4) Человек прямоходящий.
66
Одноклеточный организм изображен на рисунке:
1) 1;2) 2;3) 3;4) 4.
67
Птицы используют сухие веточки, траву, пух и шерсть животных для строительства и утепления гнезд. Данный пример отражает существование этих связей популяций в биоценозах:
1) топических;2) форических;3) фабрических;4) трофических.
68
Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
1) молекулярного;2) организменного;3) органотканевого;4) биоценотического.
69
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в следующей цепи питания:
ландыш → … → лягушка → аист
1) продуценты;2) редуценты II порядка;3) консументы I порядка;4) консументы II порядка.
70
Укажите, элементарной единицей какого уровня организации живых систем является биологический объект, изображенный на рисунке:
1) клеточного;2) молекулярного;3) организменного;4) биоценотического.
71
Укажите функциональную группу, в которую входит организм, пропущенный в следующей цепи питания:
кедр → жук-короед →… → куница.
1) продуценты;2) редуценты I порядка;3) консументы I порядка;4) консументы II порядка.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Источник