Подобие сходство каких то свойств
Аналогия – это подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Классная штука, кстати: всегда под рукой и не требует особой одаренности. Но есть один нюанс. Не вы управляете аналогиями, а они вами. Что называется, «взбрело в голову». И все же их можно взять под контроль. Для этого нужно правильно задать вопрос, стимулирующий к поиску аналогий. В этом нам помогут основные виды аналогий.
Прямая аналогия
Ищем похожие признаки во внешнем мире. Наука, техника, природа — все, что придет в голову. Особенно эффективно брать аналоги из кардинально противоположных областей. Находите решение похожей задачи и подгоняете его под свою проблему. В помощь себе можно составить списки понятий, научных дисциплин и областей знания. По каждому пункту наверняка найдется пара-тройка годных ассоциаций.
Лайфхак: неиссякаемый источник идей — биология. Например, по прямой аналогии со строением кожи дельфинов была создана мягкая обшивка для подводных судов, позволяющая на 20 % увеличить их скорость под водой. А принцип сочленения ног насекомых стал важным элементом конструкции шагающих роботов.
Или вот еще забавная история из книги Владимира Орлова «Секрет изобретателя» как пример прямой аналогии.
Начало 20 века. Первые шаги авиации. В воздухе знаменитый Сергей Уточкин. Вдруг машина зачихала, и мотор остановился. Это случилось почти у самой земли, самолет удалось посадить, но удар был сильным. Выбираясь из-под обломков самолета, авиатор ругал магнето, дающее искру зажигания, оно часто отказывало в полетах.
Микулин, потрясенный увиденным, шел домой. Вдруг он на углу столкнулся с подвыпившим гражданином, один глаз у него был подбит и заплыл, но другой смотрел свирепо и весело. Микулин взглянул на него – и тут же бросился искать Уточкина. Он нашел его в гостинице и с порога крикнул: «Господин Уточкин, у людей два глаза. Если один подобьют, второй все равно смотрит!» «Я никому не собираюсь подбивать глаз» — сказал Уточкин. «Не то я хотел сказать! На вашем аэроплане надо поставить два магнето. Если один откажет – будет работать второй, и двигатель не заглохнет». Так и сделали.
Микулин получил право бесплатно летать пассажиром, и вдобавок получал премию за каждый вылет.
Аналогия свойств
Находим похожие свойства у других объектов. Одно или несколько.
Например, серию преступлений объединяют в одно дело по общим признакам:
- характер правонарушения,
- объектправонарушения
- способ совершения правонарушения
Аналогия отношений
Ищем похожие отношения между объектами. Например, два так относится к трем, как четыре к шести (2/3 = 4/6). И то, и то — об одном и том же. При этом сами объекты могут быть совсем не похожи друг на друга. Часто принципы отношений из мира природы используют для переноса в мир техники.
Пример: Изобретение телефона Александром Беллом. Он перенес принцип работы внутренних органов уха на колебания мембраны.
Аналогия формы
Рассматриваем совпадения по форме объекта.
Пример. Хотим построить большую многометровую башню. Где в природе есть длинные тонкие стрежни, которые несут большую нагрузку и не ломаются? Есть деревья, есть пшеница. Прикидываю соотношение нагрузки, когда ломается дерево и пшеница. Пшеница более нагруженная и ломается хуже. Поэтому ее устройство и пытаемся перенести в конструкцию. С использованием такой аналогии была спроектирована и построена Останкинская телебашня.
Пример. Эйфель смотрел, как устроены внутри самые прочные предметы. Он обнаружил, что бедренная кость — самая крепкая. Как итог, основание Эйфелевой башни напоминает костную структуру головки бедренной кости.
Символическая аналогия
Находим похожие художественные формы, образы или звуки, которые вызывают поэтический отклик на проблему.
Символическая аналогия полезна на этапе осознания задачи. Помогает кратко выразить суть в художественной форме. Ее цель — обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие или конфликт. Посмотреть на условие задачи с двух ракурсов и увидеть то, что не сразу бросается в глаза. Символическая аналогия помогает выявить те аспекты задачи, которые при первичной постановке были прояснены не до конца, либо дать образ, с которым потом может работать дизайнер.
Символическая аналогия — это яркое, неожиданное, с большим эмоциональным и эвристическим смыслом определение объекта, которое показывает его с необычной стороны. Результат достигается тем, что каждое слово является характеристикой объекта, а в целом они образуют противоречие.
Такую аналогию еще называют «заглавием книги». В яркой и парадоксальной форме она показывает суть того, что кроется за «заглавием».
Примеры символической аналогии:
- В названиях книг: «Горячий снег», «Живой труп», «Мёртвые души», «Невыносимая лёгкость бытия», «Бесконечный тупик», «Конец Вечности».
- В фильмах: «Обыкновенное чудо», «С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Завтра была война», «Плохой хороший человек», «Взрослые дети», «Общество мёртвых поэтов», «Назад в будущее».
- В названиях музыкальных групп: Led Zeppelin – «свинцовый дирижабль», Blind Guardian – «слепой страж».
Личная аналогия
Вживаемся в образ объекта и представляем себя на его месте. Даже если это — неодушевленный предмет. Используем для развития воображения. Похожие упражнения часто практикуют актёры.
Инструкция по применению метода личной аналогии:
- Представьте себя в условиях воображаемого объектаи создайте описание его физического состояния от первого лица.
- То же самое сделайте для психического состояния. Отметьте чувства и эмоции придуманного объекта. На этом этапе происходит «очеловечивание» предмета, иначе будет сложно говорить о чувствах и переживаниях, например, футбольного мяча.
- Представьте себя объектоми проанализируйте его потребности, желания, возможности. Примите возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Для этого задайте себе вопросы: «Как бы я себя чувствовал, будь я …?», «Что бы я говорил, будь я …?», «Что бы он (она) … сказал(а) мне, если бы мог (могла) думать и говорить?», «Как бы я воспринимал время, будь я …?», «Как бы я воспринимал звуки и свет, будь я …?» и т.д.
Примеры: Эйнштейн, чтобы лучше понять свою теорию относительности, представлял себя световым лучом, движущимся по кривой траектории. Чтобы понять поведение гусей, биолог Конрад Лоренц воображал себя гусем.
Фантастическая аналогия
Решаем задачи сказочными средствами: используем решение, уже найденное в сказке, или придумываем свою фантастическую историю. Также можно представить себя на месте героев сказки и пофантазировать, как бы в такой ситуации поступили они. Это один из любимых приемов писателей-фантастов и режиссеров.
Метод фантастической аналогии раскрепощает фантазию и максимально уводит от психологической инерции. Помогает отстраниться от противоречий или ложных ограничений в решении.
Есть один нюанс
Неправильно подобранная аналогия выглядит как «творческий бред».
Пример. Диалог из сочинения Козьмы Пруткова «Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?»
Г-жа Разорваки (громко и сдобно)
Насчет Тамбова!.. Сколько верст от Москвы до Рязани и обратно?
Либенталь (скороговоркою)
В один конец могу сказать, даже не справившись с календарем, но обратно не знаю.
Все отворачиваются в одну сторону и фыркают, издавая носом насмешливый звук.
Либенталь (обиженный)
Могу вас уверить!.. Ведь от рождества до пасхи столько-то дней, а от пасхи до рождества столько-то, но не столько, сколько от рождества до пасхи.
Следовательно…
Все отворачиваются в другую сторону, насмешливо фыркая носом.
Из этого рассуждения ничего, разумеется, не следует в отношении расстояния «от Москвы до Рязани и обратно». Здесь аналогия изначально рассчитана на комический эффект.
Другие примеры ложных аналогий — суеверия. Все эти бабы с пустыми ведрами, черные кошки и тринадцатые пятницы.
Чтобы избежать таких ошибок, получили решение — проверьте его на соответствие реальности.
Придумываем вопрос
Как же помогают виды аналогий в постановке вопросов? От самой формы вопроса зависит, какую аналогию стоит использовать для поиска идей.
Например, если вам нужны аналоги солнечной системы в природе — что-то маленькое движется по замкнутой орбите вокруг чего-то большого — то вам подойдут соотношения объектов или групп объектов. В этом случае вопрос «Как бы я себя чувствовал, если бы вращался вокруг Солнца?», побуждающий к личной аналогии, не будет эффективным для поиска решения.
Другой пример. Как остановить тяжелый танкер с тормозным путем 12 км. Вопрос в лоб: как остановить танкер? – не работает.
Какие другие варианты вопросов можно придумать:
- Обобщенный вопрос: как остановить тяжелое тело, движущееся в какой-то среде?
- Конкретный вопрос к частям системы: как остановить танкер с помощью бортов корабля? с помощью обшивки? кабины? носа?
- Антивопрос (формулируем антипроблему): как разогнать тело, чтобы оно двигалось, бесконечно долго не тормозя в какой-либо среде?
- Вопрос на физическом уровне: как усилить трение бортовой обшивки танкера об жидкость?
- Вопросы-аналоги: где еще есть большие движущиеся предметы? В порту есть большой грузовой кран. Еще бывает большой карьерный экскаватор. Самолет. Смотрим, какие способы использованы для решенияв аналогичных ситуациях. Какие есть процессы, которые долго начинаются и медленно останавливаются? Примеры: паяльник; удобрения (медленно растворяются и медленно выводятся). Как борются в других областях с медленной скоростью?
Виды аналогий. Главное
- Правильно задавайте вопрос. Именно он стимулирует мозг на поисканалогий.
- Используйте один или несколько видов аналогий. Решение есть. Иногда там, где вы его даже не ждете.
Прокачать навыки составления вопросов и научиться придумывать самые разные аналогии вы сможете на однодневном тренинге «Метод аналогий».
Источник
Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.
Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии. Ход такого умозаключения можно представить следующим образом. Пусть имеется, например, два объекта: А и В. Известно, что объекту А присущи свойства Р1, Р2…, Рn, Pn+1. Изучение объекта В показало, что ему присущи свойства Р1, Р2…, Рn, совпадающие соответственно со свойствами объекта А. На основании сходства ряда свойств (Р1, Р2…, Рn) у обоих объектов может быть сделано предположение о наличии свойства Pn+1 у объекта В.
Степень вероятности получения правильного умозаключения по аналогии будет тем выше: 1) чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные у них общие свойства и 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.
Указанные соображения об умозаключении по аналогии можно дополнить также и следующими правилами: 1) общие свойства должны быть любыми свойствами сравниваемых объектов, т.е. подбираться «без предубеждения» против свойств какого-либо типа; 2) свойство Рп+1 должно быть того же типа, что и общие свойства Р1, Р2…, Рn; 3) общие свойства Р1, Р2…, Рn должны быть возможно более специфичными для сравниваемых
объектов, т.е. принадлежать возможно меньшему кругу объектов; 4) свойство Рn=1, наоборот, должно быть наименее специфичным, т.е. принадлежать возможно большему кругу объектов.[382]
Метод аналогии применяется в самых различных областях науки : в математике, физике, химии, кибернетике, в гуманитарных дисциплинах и т.д. О познавательной ценности метода аналогии хорошо сказал известный ученый-энергетик В.А.Веников; «Иногда говорят: «Аналогия – не доказательство»… Но ведь если разобраться, можно легко понять, что ученые и не стремятся только таким путем доказать что-нибудь. Разве мало того, что верно увиденное сходство дает могучий импульс творчеству?.. Аналогия способна скачком выводить мысль на новые, неизведанные орбиты, и, безусловно, правильно положение о том, что аналогия, если обращаться с ней с должной осторожностью, – наиболее простой и понятный путь от старого к новому».[383]
Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда – прототипом, образцом и т.д.). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т.е. модель и отображаемый с ее помощью объект (оригинал) находятся в определенном сходстве (подобии).
«… Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал».[384]
В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.
1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. Например, в идеальной модели электромагнитного поля, созданной Дж.Максвеллом, силовые линии представлялись в виде трубок различного сечения, по которым течет воображаемая жидкость, не обладающая инерцией и сжимаемостью. Модель атома, предложенная Э.Резерфордом, напоминала Солнечную систему: вокруг ядра («Солнца») обращались электроны («планеты»). Следует заметить, что мысленные (идеальные) модели нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.
. 2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях». Пренебрежение результатами таких модельных исследований может иметь тяжелые последствия. Поучительным примером этого является вошедшая в историю гибель английского корабля-броненосца «Кэптэн», построенного в 1870 г. Исследования известного ученого-кораблестроителя В.Рида, проведенные на модели корабля, выявили серьезные дефекты в его конструкции. Но заявление ученого, обоснованное опытом с «игрушечной моделью», не было принято во внимание английским Адмиралтейством. В результате при выходе в море «Кэптэн» перевернулся, что повлекло за собой гибель более 500 моряков.
В настоящее время физическое моделирование широко используется для разработки и экспериментального изучения различных сооружений (плотин электростанций, оросительных систем и т.п.), машин (аэродинамические качества самолетов, например, исследуются на их моделях, обдуваемых воздушным потоком в аэродинамической трубе), для лучшего понимания каких-то природных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т.д.
3.Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригина-ла. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т.п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.
Особой и очень важной разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы. Взаимосвязи между различными величинами, описывающими функционирование такого объекта или явления, могут быть представлены соответствующими уравнениями (дифференциальными, интегральными, интегро-дифференциальными, алгебраическими) и их системами. «Получившаяся система уравнений вместе с известными данными, необходимыми для ее решения (начальные условия, граничные условия, значения коэффициентов уравнений и т.п.), называется математической моделью явления».[385]
Математическое моделирование может применяться в особом сочетании с физическим моделированием. Такое сочетание, именуемое вещественно-математическим (или предметно-математическим) моделированием, позволяет исследовать какие-то процессы в объекте-оригинале, заменяя их изучением процессов совсем иной природы (протекающих в модели), которые, однако, описываются теми же математическими соотношениями, что и исходные процессы. Так, механические колебания могут моделироваться электрическими колебаниями на основе полной идентичности описывающих их дифференциальных уравнений.
В настоящее время вещественно-математическое моделирование нередко реализуется с помощью электронных аналоговых устройств, которые позволяют создавать математическую аналогию между процессами, протекающими в объекте-оригинале и в специально организованной электронной схеме. Последняя и обеспечивает получение новой информации о процессах в исследуемом объекте.
3. Численное моделирование на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели. При этом для решения содержащихся в ней систем уравнений с помощью компьютера необходимо предварительное составление соответствующей программы. В данном случае компьютер вместе с введенной в нее программой представляет собой материальную систему, реализующую численное моделирование исследуемого объекта или явления.
Численное моделирование особенно важно там, где не совсем ясна физическая картина изучаемого явления, не познан внутренний механизм взаимодействия. Путем расчетов на компьютере различных вариантов ведется накопление фактов, что дает возможность, в конечном счете, произвести отбор наиболее реальных и вероятных ситуаций. Активное использование методов численного моделирования позволяет резко сократить сроки научных и конструкторских разработок.
Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.
Источник