По кассиреру мир человеческой культуры продукт какой деятельности

Символическое направление

Представители: Л. Уайт, Э. Кассирер, У. М. Урбан, С. Лангер. Рассматривали культуру как “символическую вселенную”, как результат способности человека творить искусственный мир посредством символических форм.

Эрнст Кассирер (1874–1945) явился самым последовательным приверженцем кантовской трактовки символической природы культуры. На первый план он (как и его учитель Г. Коген) выдвигал изучение роли языка в культуротворчестве – “критике языковых форм мышления”. Философская концепция Кассирера впервые прямо совпала с предметом философии культуры, которая понимается как продукт символической деятельности человека, в свою очередь опосредованный символикой речи.

Исходя из взаимообусловленности существа человека и культуры, Кассирер во “Введении в философию культуры” анализирует основные из существовавших в истории концепций человека и приходит к выводу, что “символ – ключ к природе человека”. “У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю человеческую жизнь. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности — он живет как бы в новом измерении реальности”, – интерпретирует Кассирер кантовское видение культуры в природе, “как если бы” она имела нравственную цель. Кассирер подчеркивает – между органическими реакциями и человеческими ответами. В первом случае на внешний стимул дается прямой и непосредственный ответ; во втором – ответ задерживается.

Он прерывается и запаздывает из-за медленного и сложного процесса мышления. На первый взгляд, отмечает Кассирер, такую задержку вряд ли можно считать приобретением для человека. Однако средств против такого поворота нет в естественном ходе вещей. Человек не может избавиться от своего приобретения. Он может лишь принять условия своей собственной жизни. “Человек, – пишет Кассирер, – живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека”.

По Кассиреру, человек, вместо того чтобы обратиться к самим вещам, постоянно обращен на самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Так дело обстоит не только в теоретической, но и практической сфере. Даже здесь человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат. С этой точки зрения Кассирер предлагает уточнить и расширить классическое определение человека. По его мнению, вопреки всем усилиям современного иррационализма, определение человека как разумного животного ничуть не утратило силы. “Рациональность, – пишет Кассирер, – черта, действительно внутренне присущая всем видам человеческой деятельности. Даже мифология не просто необработанная масса суеверий или нагромождение заблуждений; ее нельзя назвать хаотичной, ибо она обладает систематизированной или концептуальной формой. С другой стороны, однако, нельзя характеризовать структуру мифа как рациональную”.

Традиционная ошибка, по Кассиреру, состоит в том, что язык обычно отождествляют с разумом, хотя в таком определении часть предстает вместо целого. Ведь наряду с концептуальным языком существует эмоциональный язык, наряду с логическим или научным языком существует язык поэтического воображения, присоединяется Кассирер к выводам Когена. Первоначально же язык выражал не мысли и идеи, но чувства и аффекты. И даже религия “в пределах чистого разума”, как ее понимал и разрабатывал Кант, — это тоже всего лишь абстракция. Она дает только идеальную форму того, что представляет собой действительная конкретная религиозная жизнь, полемизирует Кассирер уже и с Кантом, и с Когеном.

Поэтому, по его мнению, “разум” – очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и многообразии, причем все это символические формы. “Вместо того, чтобы определять человека как animal rationale, – заключает Кассирер, – мы должны, следовательно, определить его специфическое отличие, а тем самым и понять новый путь, открытый человеку – путь цивилизации”. Поскольку “наивная теория отражения” в познании лишилась почвы, постольку основные понятия всякой науки, по Кассиреру, рассматриваются уже не как пассивные копии данного бытия, а как самосозидающие интеллектуальные символы. Значит, каждый предмет “природы” – химический, биологический и т. п. – только особая точка зрения на действительность, а “понять различные методические направления знания при их признанном своеобразии и самостоятельности в единой системе – новая задача философской критики noзнания”.

Наряду с формами интеллектуального синтеза в процессе формирования сознанием “объекта”, который подчинен логическим законам, аналогично равнозначимые содержания возникают в искусстве, мифе, религии – своеобразных символических образованиях. Поэтому Кассирер считает, что уже для Канта в целостности трех “Критик” система “разума” оказалась слишком узкой. Тем не менее “коперниковский переворот”, с которого начал Кант, приобретает новый, более широкий смысл, когда относится не только к логической функции суждения, а ко всякому принципу духовного формирования.

Читайте также:  Каких продуктов находиться много белка

В свете основного принципа критического мышления – примата функции над предметом – необходимо понять, по Кассиреру: наряду с функцией чистого познания, равным образом функции языкового мышления, функции мифически-религиозного мышления и функции художественного созерцания. “Критика разума становится с этим критикой культуры, – заключает Кассирер, – она пытается понять и показать, как всякое содержание культуры, поскольку оно является большим, чем чистое отдельное содержание, и основано на всеобщем принципе формы, имеет своей предпосылкой изначальный акт духа”. “Бытие” понимается здесь поэтому не иначе, чем “деяние”. Такова “реальность” эстетическая, мифологическая, религиозная, как и естественнонаучная. При “критическом” рассмотрении бытие никогда не дано, а есть только задача.

Различные продукты духовной культуры, язык, научное познание, миф, религия, искусство при всем своем внутреннем различии включены в единую великую проблематическую взаимосвязь и отнесены к общей цели – “пассивный мир простых впечатлений, которыми сначала пленен дух, переформировать в мир чистых духовных выражений”. Не случайно, отмечает Кассирер, понятие “дух” со времен Декарта заменяется более емким понятием “сознание”, но как только Гегель сводит его к логике, систематика форм культуры становится невозможной. Поэтому Кассирер предлагает ввести в философию новый “логос” – принцип языкового мышления: “Критика языка и языковых форм мышления становится интегрирующей составляющей проницательного научного и философского мышления”. В этом подходе к систематике форм культуры Кассирер развивает идеи Когена.

Последний, правда, характеризовал специфику предметности науки, нравственности, искусства в их обусловленности типом речи – доминированием той или иной функции языка, т. е. использовал принцип “изначального происхождения” различных форм сознания индивида для структурирования существующей современной культуры. Кассирер же стремится дополнить структурно-логический анализ Когена рассмотрением культуры в историческом аспекте, что придает новое измерение и объемность неокантианской культурологии. Главный вопрос, который возник на этом пути исследования, получил у Кассирера классическую неокантианскую формулировку: “Является ли мир мифа такого рода фактом, с каким можно сравнить мир теоретического познания, мир искусства, мир нравственного сознания”? Ведь с точки зрения традиционного идеализма мир мифа принадлежит не-бытию. Ценя заслугу Шеллинга в оживлении философского интереса к мифологии и стремлении ввести ее исследование в состав философии, Кассирер отмечает, что изучение мифа по мере “психологизации” философской мысли с середины XIX в. все чаще ведется методами психологии. И “систематическая проблема единства культуры” – центральная проблема философской системы Когена – вообще не ставится.

Однако Кассирер справедливо указывает, что если у Когена логика, этика, эстетика и утвердили себя каждая сообразно собственной форме в систематически обоснованной целостности философского знания, то лишь потому, что “все они смогли опереться на самостоятельный принцип “объективного” значения, который противостоит любому психологическому разрешению” – “психологизму” в философии. Мифу же до сих пор приписывается односторонняя субъективность, “иллюзорность” содержания сознания, которая часто усматривалась и в искусстве. Однако для системы философии такого рода “отрицание отдельного члена угрожает целому, поскольку оно мыслится не как простой агрегат, а как духовно-органическое единство. И то, что миф и для самого себя обладает решающим значением, становится ясным, если вспомнить о происхождении основных форм духовной культуры из мифологического сознания. Никакая из этих форм не обладает с самого начала самостоятельным бытием и собственным четко очерченным обликом, а каждая предстает в образе какого-нибудь мифа”; формы познания, нравственности, техники, языка. Для Кассирера поэтому вопрос о “происхождении языка” неразделимо связан с вопросом о “происхождении мифа”; понятия пространства, времени, числа он также рассматривает в их постепенном становлении из нерасчленимого единства мифологического сознания.

Миф понимается, таким образом, как своеобразный способ духовного формирования, поэтому его генетические проблемы рассматриваются в связи с проблемами структуры культуры. (Критический вопрос “происхождения”, который Кант поставил для теоретического, этического и эстетического суждений, впервые перенес на область мифа и мифологического сознания Шеллинг.) Как и у Канта, у Кассирера это — вопрос не о психологическом происхождении, а о чистом существовании и содержании. Миф у него является равно познанием, нравственностью, искусством как самостоятельный замкнутый в себе “мир”, который нельзя измерить взятыми извне масштабами ценности и действительности, а должно понять только в его внутренней структурной закономерности. По Кассиреру, миф подчинен своему способу строжайшей необходимости и имеет собственную реальность. Сама история народа является вторичной и производной от мифа. “Не историей народа, – пишет Кассирер, – определяется его мифология, а наоборот, мифологией определяется его история, — или, скорее, она не определяется, а она есть сама его судьба, его с самого начала выпавший жребий… Народ есть его мифология, которая обладает над ним внутренней властью и реальность которой проявляет себя… Через мифологию возникает язык народа… Миф оказывается своеобразной изначальной формой жизни”.

Главное, миф впервые трактуется Кассирером как первичная, но и ныне не изжитая полностью форма культуры, с помощью которой структурируется жизнь народа. В мифе Кассирер видит ядро сознания человека, при посредстве которого исторически формируются и обособляются религия, наука, нравственность, искусство, право. Однако и на стадии дифференциации культурных форм это ядро сознания продолжает существовать через образы мифа и унаследованную от него структуру языка. Миф как специфическая форма культуры живет в недрах сознания, пронизывает все другие формы культуры и оказывает на них влияние так же, как они влияют друг на друга, составляя все вместе сложно дифференцированную систему символических форм активного взаимодействия человека с миром.

Читайте также:  Какие продукты можно ввезти в индию

В этом качестве философия Кассирера стала фундаментом современной культурологической мысли во всем диапазоне интерпретации символики культуры – от экзистенциализма до фрейдизма.

Источник

Эрнст Кассирер сохранял надежду на культуру и верил, что открываемые ею пути ведут человека к благу

«Философия символических форм» – главная культурфилософская работа Эрнста Кассирера. Она состоит из трёх томов, изданных в разное время: первый том, посвященный языку, был издан в 1923 году; второй том, посвященный мифу и религии, – в 1925 году; заключительный третий том, посвященный теории познания, увидел свет в 1929 году.

Кассирер принадлежит к традиции немецкого идеализма, для которого эталоном мышления является философская критика. Кант обнаружил структуры человеческого мышления, которые опосредуют познание: человек находит мир структурированным определенным образом и не может отбросить познавательные структуры, через которые он обнаруживает его. Кант поставил вопрос о возможности априорного синтетического познания и проблематизировал то, как осуществляется опосредование в нашем познании. Кассирер идёт по пути, который указал Кант, и ставит перед собой похожую задачу: он стремится выявить способы опосредования в других сферах творческой активности человека (в языке, мифе, религии и искусстве), называемых им «сферами духа».

Под критикой разума Э. Кассирер понимает критику культуры, которая не ограничивается исключительно областью познавательной активности человека. Спонтанность духа проявляется в естественно-научной сфере в не полной мере. В других видах творчества человек не оказывается менее активным. Тот факт, что творческая активность и спонтанность проявляются в языке, мифе и искусстве иначе, чем в познании, не умаляет их значения. Согласно Кассиреру, язык, миф, искусство и научное познание являются несводимыми друг к другу и невыводимыми друг из друга сферами духа. Каждую сферу духа отличает самодостаточность, которая требует от нас выносить суждения об отдельной сфере духа по принципам, лежащим в основании этой сферы. В то же время сферы духа имеют начало, роднящее их друг с другом. Разные сферы духа объединяет «изначально-творческая сила». Каждая сфера духа рождается благодаря творческому спонтанному началу человека: природе человека, – настаивает Кассирер, – чужда пассивность. Символическая форма –способ бытия человека.

Культура состоит из разнообразных знаковых систем, которые человек наделяет значением. Кассирер называет их символическими формами. Символические формы, которые создают люди, оформляют культурный мир и производят смыслы. «Не отдаваясь пассивно во власть внешнему наличному бытию, мы накладываем на него свою печать, в результате чего оно распадается на различные сферы и формы действительности. Миф и искусство, язык и наука являются в этом смысле формами чеканки бытия; они – не просто отпечатки наличной действительности, а директивы движения духа, того идеального процесса, в котором реальность конституируется для нас как единая и многообразная, как множество форм, спаянных в конечном счёте единством смысла» [1, с. 41].

В языке, мифе и искусстве опосредующим началом является символ. Символ – единственный способ существования смысла, вне которого он не может быть явлен. Благодаря посредничеству символов человек может создавать и передавать смыслы. Без символического оформления невозможно ухватить какое-либо содержание. Мы знакомимся с миром мифа и искусства через символы. Для Кассирера крайне важное значение имеет аспект активности в смыслотворчестве человека. По Кассиреру, не вполне корректно утверждать, что символы открываются человеку: символы не «аффицируют» человека как пассивную tabula rasa. Напротив, человек открывает символы, когда сам создаёт их. Человек активен в схватывании символов. Без его творческой активности и усилий, направленных на схватывание чего-либо как символа, символ невозможен.

Символы не отражаются в зеркале нашего разума как уже существующие «природы»: скорее, наш разум создаёт их, придаёт им значение и вкладывает идеальное содержание. «Это, стало быть, не разные способы, какими некое сущее в себе открывается духу, а пути, проторяемые духом (курсив мой) в его объективации, или самооткровении» [1, c. 15].

Согласно Кассиреру, познание через символы – подлинно человеческий способ познания мира. Собственно, иные, «несимволические» способы познания остаются недоступными для человека. Способность познавать природу непосредственно, без символического опосредования и посредничества чувств имеется лишь у Бога. Выражаясь в терминологии Кассирера, только наивные сенсуалисты могут уповать на неопосредованное познание, которое минует этап символического оформления и концептуализации в человеческом разуме.

Читайте также:  Какие продукты можно кормящей маме новорожденного ребенка

Кассирер ставит перед собой цель выявления основных принципов и типичных черт формообразования (с. 43 – 47). Разработке Кассирером проблематики образования форм, опосредования в языке, мифе и искусстве предшествовал анализ опосредования в области познания. Кассирер ставит вопрос о том, как возможны язык, миф и искусство, поскольку полагает, что, изолированное от остальных видов духа, изучение способов возможности познания обречено оставаться неполным и фрагментарным, лишь «частью» необозримого целого культуры. Вопрос Кассирера о способе данности различных сфер духа естественно следует за вопросом об устройстве нашей познавательной способности.

В опосредованиях, с которыми имеет дело познавательная способность человека, мы обнаруживаем активность человеческого разума, производящего отношения. В работе «Познание и действительность» [3] Кассирер утверждает, что наша познавательная способность характеризуется творческой активностью, которая как бы создаёт «объекты» своего мышления. Вообще говоря, по Кассиреру, о создании «объекта» мышления можно говорить лишь метафорически. Кассирер исходит из того, что мышление создаёт свой объект лишь в том смысле и постольку, поскольку схватывает его как объект, который вписывается человеком в определенную систему фунцкциональных отношений. В известном смысле субъект-объектные отношения вовсе исчезают в функциональной гносиологической модели Кассирера.

Теория познания Кассирера опирается на функциональную онтологию, в которой человек конструирует вещи посредством активного разума, выявляющего правила отношений. Для теории познания Кассирера характерен онтологический конструктивизм. Конструктивизм теории Кассирера проявляется в превалировании логики конструируемых разумом отношений над логикой вещей: согласно этому взгляду, человек играет наиболее активную роль открывателя отношений, организованных по определенному функциональному правилу.

Кассирер обнаруживает, что принцип активности сознания, которое производит смыслы и приписывает значения, действует не только в познании, но и в других видах формотворчества. С точки зрения Кассирера, в языке и произведениях искусства мы не находим голых отпечатков мира ощущений: цель состоит не в том, чтобы «точно копировать» окружающий мир; в первую очередь человек запечатлевает в языке и произведениях искусства смыслы, которые не могли бы возникнуть, если бы человек не был способен приписывать значения. Нельзя приписывать значения, будучи только аффицируемым и пассивным. Любое действие человека, связанное с приданием значения, предполагает активность его сознания.

В области познания знаки не только отражают имеющийся уровень знаний, но и содержат в себе возможности для расширения границ знания. Похожим образом в языке и искусстве знаки способны приобретать разные смыслы: человек участвует в своеобразной игре смыслов; он обладает особой способностью наделять новыми значениями давно знакомые знаки.

Символическая форма – способ организации человеческой культуры. В действительности, Кассирер готов пойти ещё дальше и признать символическую форму единственным способом человеческого бытия. По мысли Кассирера, бытие человека выходит за пределы чистой естественности. Подлинный мир человека составляет мир смыслов, которые он создаёт: именно в них раскрывается сущность человеческого бытия. Символические формы конструируют мир. Символические формы не просто строительные леса нашей жизни. Они не инструменты. Символические формы являются тем основанием, на котором и ради которого воздвигается человеческий мир. Кассирер стремится убедить нас в том, что бытие человека по своей природе культурно.

Трёхтомник «Философии символических форм» Кассирера – яркий ответ его оппонентам, призывающим вернуться к первозданности жизни, которую сковывает культура. Символические формы не позволяют проявиться подлинной жизни, – говорят они, – мешают приблизиться к источнику бытия. С точки зрения оппонентов Кассирера, дух в своём развитии удаляется от него: ему приходится порвать с идеалом жизненной первозданности и непосредственности, приходится забыть об идеале жизни, независимой от культурных нагромождений и условностей. Дух увязает в болоте культуры и лишает человека возможности жить только ради самой жизни.

Кассирер заявляет своим оппонентам, что их надежды на интуитивное созерцание, способное обойтись без символического опосредования, тщетны. Непосредственный доступ к жизни неосуществим: ни в познании, ни в искусстве, ни в обыденной практике. По этой причине в познании мира человеку предначертан один путь – путь дискурсивного мышления, предполагающий совершенствование понятий. Кассирер констатирует: отказ от символических форм невозможен, он привёл бы не к первозданности жизни, а к уничтожению её содержания. Нельзя вернуться к тому, что было до символических форм. Предлагаемый Кассирером путь ведёт не назад, к истоку бытия, а вперёд. В отсутствие дороги назад, к жизненному истоку, человек способен идти вперёд: создавать символические формы, в них и через них понимать жизнь. Согласно Кассиреру, цель философии на этом пути заключается в том, чтобы сформулировать фундаментальный формообразующий принцип всех символических форм, занять «над-культурную», но не «вне-культурную» позицию по отношению к тому, что создал человек.

Литература:

[1] Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; Спб.: Университетская книга, 2002.

[2] Кассирер Э. Познание и действительность. М.: Издательство Юрайт, 2018.

Источник