Пищевые добавки правовое регулирование

Пищевые добавки правовое регулирование thumbnail

Законодательное регулирование рынка БАД в России

Концепция государственной политики Российской Федерации в области здорового питания предусматривает, что расширение применения БАД для улучшения структуры питания — неотложная мера наряду с увеличением потребления витаминизированных продуктов и свежих фруктов и овощей. Помимо этого концепция подразумевает повышение культуры питания населения и создание новых, научно обоснованных рецептур продуктов и БАД

Согласно российскому законодательству — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 117 от 15.04.97 г. «О порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище» вводит следующую терминологию:

§ Биологически активные добавки к пище (нутрицевтики и парафармацевтики) — это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приёма или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами.

§ Биологически активные добавки к пище (БАД) получают из растительного, животного или минерального сырья, химическими или биотехнологическими способами. К ним относятся ферментные и бактериальные препараты (эубиотики), оказывающие регулирующее действие на микрофлору желудочно-кишечного тракта.

В отличие от лекарственных средств, в России предусмотрена обязательная декларация соответствия — подтверждение качества БАД непосредственно производителем. Подтверждение качества БАД Декларацией соответствия вступило в силу с 15.02.2010 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 982 от 01 декабря 2009 года.

Соответственно свидетельство о регистрации — СЭЗ (санитарно-эпидемиологическое заключение) утратило свою силу.

Качество БАД проверяется при производстве, чем зачастую пользуются недобросовестные производители, нарушая технологию и рецептуру. Кроме того, не являются обязательными клинические исследования применения и действия БАД. Всё выше перечисленное, в сумме с недостоверной (а зачастую и агрессивной) рекламой, создает благоприятную почву для махинаций и обмана при производстве и продажах БАД.

В Российской Федерации до 15 февраля 2010 года экспертиза документации, медико-биологическая оценка, санитарно-химические, микробиологические и другие необходимые исследования БАД к пище, равно как и, при необходимости, принятие решения о проведении их клинической апробации, были возложены на Центр гигиенической сертификации пищевой продукции Департамента санэпиднадзора МЗ РФ, который расположен на базе Института питания РАМН.

В некоторых случаях эта работа проводится совместно с другими уполномоченными на это учреждениями.

На БАД, прошедших государственную регистрацию в соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище» № 21 от 15.09.1997 ведется федеральный реестр биологически активных добавок (БАД). Основным документом дающим право на оборот БАД в РФ является свидетельство о регистрации. Достоверность последнего проверяется по Реестру на официальном сайте Роспотребнадзора. Свидетельство содержит информацию о названии БАД, фирме изготовителе и получателе свидетельства на БАД, их адреса, номер свидетельства и дата его выдачи, область применения БАД, состав и гигиеническую характеристику БАД.

Производство и оборот БАД в РФ регулирует «СанПиН 2.3.2.1290-03». Право на производство, применение, реализацию БАД на территории РФ, а также ввоз БАД, до 15.02.2010 г. давало Свидетельство о государственной регистрации (СЭЗ). Перечень прошедших государственной регистрацию БАД содержалась в «Федеральном Реестре БАД».

В настоящее время документ СЭЗ утратил свое значение. Вступил в силу документ «Декларация о соответствии». С 15 февраля 2010 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании» N 184-ФЗ вступило в силу Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». БАД — биологически активные добавки растительного и животного происхождения.

Производители, поставщики БАД внесены в Раздел 9300 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения».

Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона «О техническом регулировании» принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия) является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Таким образом биологически активные добавки к пище подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования. В своей деятельности фирмы производители информируют своих клиентов, о проведении обязательного подтверждения соответствия в форме принятия декларации на серийный выпуск своего ассортимента продукции. Копиями деклараций сопровождается вся отгружаемая продукция.

В соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1020 от 11.11.2009 г. «Административный регламент исполнения федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии». Принятая декларация должна быть обязательно зарегистрирована аккредитованным органом по сертификации Полный перечень аккредитованных органов по сертификации, а также аккредитованной испытательной лабораторий представлен на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАТРМ) Декларация регистрируется на срок, который определяется самим изготовителем (или поставщиком) продукции исходя из запланированного срока выпуска этого товара или же срока действия его сопроводительной документации.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1028 от 25.12.2008 г. «Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений». Принятая и зарегистрирована декларация должна быть обязательно внесена в Единый Реестр Деклараций о соответствии на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАТРМ)

Читайте также:  Пищевые добавки сергиев посад

Не допускается реализация БАД:

§ не прошедших государственной регистрации;

§ без декларации о соответствии;

§ не соответствующих санитарным правилам и нормам;

§ с истекшим сроком годности;

§ при отсутствии надлежащих условий реализации;

§ без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;

§ при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

§ дистанционным способом (п.5 Постановления Правительства РФ

от 27 сентября 2007 г. N 612).

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» розничная торговля БАД может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).

В России существует общественная организация «Ассоциация биологически активных добавок и специализированных продуктов», одной из основных целей которой является создание единых требований для рынка БАД — для обеспечения безопасности и эффективности продуктов и защиты потребителей от недобросовестных производителей и некачественных БАД.

Мошенничество, связанное с БАД

В России мошеннические действия в отношении биологически активных добавок к пище происходят аналогично мошенничеству в отношении лекарственных средств. В своём информационном письме от 9 июня 2011 года Минздравсоцразвития РФ сообщил о многочисленных обманах граждан, когда некоторые лица выдают себя за сотрудников министерства или других государственных органов и организаций и навязывают покупку БАД в качестве высокоэффективного лекарства от всех болезней.

Также Министерство здравоохранения и социального развития напомнило гражданам о том, что они должны быть бдительны и ответственны, приобретать БАД только в специализированных магазинах (в том числе аптеках) и предварительно посоветовавшись с лечащим врачом. 

Источник


5. Требования к обращению

Требования к розничной реализации, хранению и транспортировке БАД также установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача от 17 апреля 2003 г. N 50 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД).

Организации, занимающиеся хранением БАД, должны быть оснащены в зависимости от ассортимента:
– стеллажами, поддонами, подтоварниками, шкафами для хранения БАД;
– холодильными камерами (шкафами) для хранения термолабильных БАД;
– средствами механизации для погрузочно-разгрузочных работ (при необходимости);
– приборами для регистрации параметров воздуха (термометры, психрометры, гигрометры).

Термометры, гигрометры или психрометры размещаются вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 – 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от двери. Показатели этих приборов ежедневно регистрируются в специальном журнале. Контролирующие приборы должны проходить метрологическую поверку в установленные сроки.

При приёмке БАД в аптечной организации необходимо удостовериться в наличии правильно оформленных документов (сведений о них), подтверждающих их качество: свидетельство о государственной регистрации, удостоверение качества и безопасности.

Каждое наименование и каждая партия (серия) БАД хранятся на отдельных поддонах. На стеллажах, шкафах, полках прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования БАД, партии (серии), срока годности, количества единиц хранения. БАД следует хранить с учетом их физико-химических свойств при условиях, указанных предприятием – производителем БАД, соблюдая режимы температуры, влажности и освещенности. В случае, если при хранении, транспортировке БАД допущено нарушение, приведшее к утрате БАД соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, участвующие в обороте БАД, обязаны информировать об этом владельцев и получателей БАД. Такие БАД не подлежат хранению и реализации, направляются на экспертизу.

Транспортирование. Транспортные средства, используемые для перевозки БАД, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке, быть в исправном состоянии, чистыми. Условия транспортировки (температура, влажность) должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации на каждый вид БАД. Транспортировка термолабильных БАД осуществляется специализированным охлаждаемым или изотермическим транспортом. БАД транспортируются и хранятся в первичной, вторичной, групповой таре, предусмотренной действующей нормативной и технической документацией, которая должна защищать упакованные БАД от воздействия атмосферных осадков, пыли, солнечного света, механических повреждений. Грузчики, а также водители и экспедиторы, если они осуществляют функции грузчиков, должны иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца. Транспортные средства, используемые для перевозки БАД, по мере загрязнения подвергаются мойке с применением разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы моющих средств, обработке дезинфицирующими средствами. При транспортировке БАД должны иметь товарно-сопроводительные документы, оформленные в соответствии с установленным порядком.

Читайте также:  Е422 пищевая добавка в икре

Реализация. Организации по обороту БАД могут размещаться:
– в отдельно стоящих зданиях,
– зданиях производственного назначения,
– в нежилых помещениях жилых домов (при условии, что загрузка и выгрузка производится с торцов здания при отсутствии окон через загрузочный бокс.

Организации должны быть:
– изолированы от других помещений,
– оборудованы отдельным входом, подъездной площадкой, рампой для разгрузки продукции (при необходимости).

Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых организаций, участвующих в обороте БАД, а также эксплуатация действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Розничная торговля БАД осуществляется через:
1) Аптечные организации:
– аптеки
– аптечные пункты
– аптечные киоски

2) Специализированные магазины по продаже диетических продуктов.

3) Продовольственные магазины:
– специальные отделы
– секции
– киоски

Не допускается реализация БАД:
– не прошедших государственную регистрацию
– без удостоверения качества и безопасности
– не соответствующих санитарным правилам и нормам
– с истекшим сроком годности
– при отсутствии надлежащих условий реализации
– без этикетки
– в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации
– при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства

Требование к информации на упаковке БАД:
1) Наименование БАД.
2) Товарный знак изготовителя (при наличии).
3) Обозначение нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (отечественных и стран СНГ).
4) Состав БАД, с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении.
5) Сведения об основных потребительских свойствах БАД.
6) Сведения о весе или объёме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объёме единицы продукта.
7) Сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний.
8) Указание, что БАД не является лекарством.
9) Дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции.
10) Условия хранения.
11) Информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты.
12) Место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения, телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

Реклама БАД.

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» реклама БАД не должна:
1) Создавать впечатление о том, что они являются ЛС и (или) обладают лечебными свойствами.
2) Содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
3) Содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
4) Побуждать к отказу от здорового питания.
5) Создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Реклама БАД всегда должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования «не является лекарственным средством». Продолжительность такого предупреждения должна составлять:
– не менее 3 секунд (в радиопрограммах);
– не менее 5 секунд (в телепрограммах, при кино- и видеообслуживание).

NB!! Этому предупреждению должно быть отведено не менее 7% кадра, или 10% рекламной площади.

Источник

Марьяновский Леонид Михайлович
Исполнительный директор НП «Объединение производителей биологически активных добавок к пище» (НП «ОП БАД»)

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение ТС по санитарным мерам и началось перемещение товаров на территории государств в соответствии с новыми правилами.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 №299 (в редакции от 15.01.13)утверждены и действуют:

  • Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС;
  • Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Устанавливают требования к пищевым и биологически активным компонентам пищи, их пищевым и альтернативным источникам, критериям минимального и максимального содержания пищевых и биологически активных компонентов пищи, формам витаминов, витаминоподобных и минеральных веществ, адекватным и верхним допустимым уровням потребления пищевых и биологически активных компонентов пищи;

  • Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу ТС и на таможенной территории ТС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.11 №881 приняты и с 1 июня 2013 г. вступили в действие Технические регламенты (ТР):

  • ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов» устанавливает требования кпоказателям безопасности, в т.ч. ингредиентному составу БАД для детей, беременных и кормящих женщин; запрещенным ингредиентам растительного и животного происхождения (перечень); условиям и процессам производства, процедуре государственной регистрации; дозам БАД растительного происхождения;
  • ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
  • ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»;
  • ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных средств» (пищевые добавки – это технологические добавки, используемые при производстве, транспортировании и хранении пищевых продуктов, которые вводятся в состав этих продуктов, но не являются пищевыми продуктами).
Читайте также:  Безопасные пищевые добавки для мышц

На территории РФ обращение БАД регулируется следующими законодательными актами (Федеральными законами):

  • №52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 25.11.13);
  • №29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 19.07.11);
  • №2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей» (в редакции от 05.05.14);
  • №38-ФЗ от 13.03.06 «О рекламе» (в редакции от 28.12.13);
  • №184-ФЗ от 27.12.02 «О техническом регулировании» (в редакции от 28.12.13);
  • №134-ФЗ от 08.08.01 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в редакции от 30.12.06, с изменениями от 22.12.08).

Для оценки безопасности, пищевой ценности и качества БАД, их производства и оборота на территории РФ действуют нормативные и методические документы:

  • СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» с дополнениями и изменениями (введены в действие с 01.09.02);
  • СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» (введены в действие с 20.06.03);
  • МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» (введены в действие с 01.01.99);
  • Руководство Р 4.1.1672-03 «Руководство по методам контроля качества и безопасности биологически активных добавок к пище» (введены в действие с 30.06.03);
  • МР 2.3.1.1915-04 «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ» (введены в действие с 02.07.04);
  • МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

О РЕГИСТРАЦИИ БАД

Регистрация БАД в РФ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая выдает свидетельство единого образца о государственной регистрации продукции на территории ТС. Данные о регистрации БАД заносятся в Реестр свидетельств о государственной регистрации (Единая форма ТС), с которым можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора.

При государственной регистрации БАД рассматриваются в качестве дополнительных источников дефицитных в питании пищевых и биологически активных соединений.

При наличии доказательной базы через систему добровольной сертификации в разделе «Область применения» БАД могут иметь формулировки:

  • как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ;
  • для оптимизации обмена (белкового, жирового, углеводного и др.);
  • для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека (в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях);
  • для снижения риска развития заболеваний;
  • для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта;
  • в качестве энтеросорбентов.

До 15 февраля 2015 г. допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями к пищевой продукции в части ее состава и маркировки, установленными ранее национальным законодательством государства – члена ТС или законодательством ТС. Следует обратить особое внимание на тот факт, что обращение продукции, выпущенной в обращение до указанного срока, допускается в течение всего срока годности продукции.

Согласно ст. 36 (п. 9) Федерального закона от 19.07.11 №248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» (вступил в силу с 21 октября 2011 г.), нормы, обязывающие изготовителя оформлять удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, из Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ исключены.

ОБОРОТ БАД И РЕКЛАМА

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» (в редакции от 28.12.13) реклама БАД к пище должна содержать обязательную информацию о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Кроме этого, реклама БАД к пище не должна:

  • создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
  • побуждать к отказу от здорового питания;
  • создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

——————-

Основные задачи НП «ОП БАД»:

  • обеспечение потребителей безопасной и качественной продукцией;
  • оказание помощи государству в обеспечении эффективного контроля над отечественным рынком, условиями производства и оборота продукции с целью защиты потребителей от недобросовестных производителей и распространителей на рынке БАД;
  • защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
  • информирование населения о роли БАД в оптимизации питания, сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни;
  • повышение профессиональной грамотности врачей, специалистов здравоохранения, работников розничных торговых организаций в вопросах назначения и применения продукции отрасли.

———–

По материалам симпозиума в рамках IV Всероссийского конгресса диетологов и нутрициологов

Источник