Пищевые добавки практическая работа

Пищевые добавки практическая работа thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ КО «ККЭТ»

Исследовательская работа по теме:

«Пищевые добавки в продуктах питания»

Выполнила:

 Студентка 1 курса
группы Э-12
Ермолаева Александра

Преподаватель:

Рыбалко И.А.

Калуга 2018

Содержание

Цель        3

Задачи        3

Пищевые добавки        4

Группы пищевых добавок        5

Обеспечение безопасности        6

Технологическая необходимость        7

Маркировка        8

Выполнение практического задания        9

Рекомендации        13

Вывод        14

Цель: научиться определять наличие и свойства пищевых добавок, входящих в состав продуктов питания, оценка качества распространённых продуктов питания.

Задачи:

1) Изучить список наиболее вредных пищевых добавок и их условные обозначения.

2) Изучив упаковку продуктов питания, найденную в магазине, выяснить, содержат ли они пищевые добавки.

3) Сделать вывод о безопасности применения изученных продуктов как регулярного источника пищи.

Доп информация: опасность: низкая, средняя, сильная

Пищевые добавки – это вещества, которые добавляют в продукты в технологических целях. В Европе пищевые добавки маркируются цифровым кодом с идущей впереди буквой Е. Код Е означает, что добавка прошла соответствующую процедуру оценки безопасности и одобрена к использованию в Европейском союзе.

По происхождению пищевые добавки можно разделить на натуральные и искусственные:

  1. натуральные добавки – это выделенные из продуктов питания вещества, например, агар-агар (E 406) и каррагенан (E 407) получают из морских водорослей, пектин (E 440) из фруктов и т.д.;
  2. синтетические добавки, которые бывают двух типов:
  • синтезированные вещества, встречающиеся и в натуральных продуктах питания, например, антиоксидант аскорбиновая кислота (E 300) или консерванты сорбиновая кислота (E 200) и бензойная кислота (E 210);
  • искусственные вещества, не имеющие природных аналогов, например, антиоксидант бутилгидроксианизол (E 320) или пищевые азокрасители.

Пищевые добавки используются, например, для лучшей сохранности продуктов (консерванты), придания им желаемой консистенции (стабилизаторы, желирующие вещества, эмульгаторы, загустители), более привлекательной окраски (пищевые красители) и т.д

В соответствии с их основными функциями пищевые добавки подразделяются на группы. Принадлежность к основной группе не исключает наличия у добавок иных функций.

Наиболее часто используемые в продуктах питания группы пищевых добавок следующие:

  • пищевые красители (E 100–E 199);
  • консерванты (E 200–E 299);
  • антиокислители (E 300–E 399);
  • эмульгаторы, стабилизаторы (E 400–E 499).

Помимо перечисленных используются дополнительные группы, такие как регуляторы кислотности, улучшители муки, антикомкователи, усилители запаха и вкуса, глазирователи, подсластители, загустители, желирующие вещества, упаковочные газы и т.д. (E500 – …).

Использование в продукте пищевых добавок разрешается в том случае, если по имеющимся научным данным его использование не представляет опасности для здоровья потребителя, оно технологически обосновано и не вводит потребителя в заблуждение

Перед тем как разрешить использование пищевой добавки в Европейском союзе, ее безопасность для здоровья человека оценивается Европейским агентством по безопасности продовольствия (ЕАБП). Пищевые добавки оцениваются на предмет токсичности, канцерогенности, мутагенности и других показателей. На основании токсикологической экспертизы при необходимости определяется допустимая дневная доза (ДДД), указывающая количество вещества на килограмм массы тела, которое на протяжении всей жизни человек может ежедневно употреблять без ущерба для здоровья.

При оценке безопасности пищевых добавок рассматривается также и то, сколько, вероятнее всего, потребитель будет ее употреблять в течение дня. С этой целью для пищевых добавок вычисляются рекомендуемые пределы и максимальные суточные количества продуктов, содержащих эту добавку. ЕАБП считает использование пищевой добавки безопасным только тогда, когда дневное количество добавки, получаемой из всех продуктов питания, оказывается меньше максимальной рекомендованной нормы пищевой добавки. 

Например, ДДД подсластителя аспартама (E 951) составляет 0–40 мг на килограмм массы тела. Это значит, что человек с массой тела 60 кг может на протяжении всей жизни без вреда для здоровья каждый день употреблять до 2400 мг аспартама (40 мг/кг × 60 кг = 2400 мг). Если аспартам добавляют, например, в прохладительные напитки в максимально дозволенной дозе 600 мг/л, то человек с массой тела 60 кг, может в течение дня выпить 4 л прохладительного напитка с аспартамом. Для ребенка, масса тела которого 20 кг, безопасная дневная доза аспартама составит 800 мг (40 мг/кг × 20 кг = 800 мг), в соответствии с чем он может в течение дня без вреда для здоровья выпить 1,3 л вышеуказанного напитка.

В то же время надо иметь в виду, что безопасное для употребления количество относится ко всей еде в течение суток.

Это значит, что если ребенок выпивает в день 1,3 литра прохладительного напитка с максимально разрешенным содержанием аспартама, то он не должен больше получать этого вещества ни из каких других источников, вроде некоторых продуктов light или не содержащих сахара продуктов, витаминных препаратов, столовых подсластителей и проч. С другой стороны, продукты питания и напитки, как правило, не содержат пищевых добавок в максимально дозволенных количествах. Кроме того, разовое превышение допустимой дневной дозы еще не представляет опасности для здоровья, проблемы могут начаться тогда, когда ДДД превышается в течение длительного времени.

Если в продукт питания добавлен подсластитель, это должно быть указано в маркировке.

Использование пищевых добавок в продукте должно быть обосновано. Это значит, что пищевые добавки в продукте могут использоваться лишь тогда, когда улучшения свойств или сохранения питательных свойств продукта невозможно достичь другими технологическими приемами. Например, в богатых жирами продуктах питания требуется использовать антиокислители, чтобы защитить их от прогоркания, изменения цвета и вкуса, а также от утраты пищевой ценности.

Один из наиболее распространенных антиокислителей – аскорбиновая кислота E 300 (витамин C). В мясо и мясные продукты часто добавляют консерванты нитриты (E 249 и E 250) и нитраты (E 251 и E 252), которые подавляют развитие бактерий, в т.ч. вызывающих ботулизм, придавая при этом мясопродуктам розовый оттенок. В напитках часто используются консерванты сорбиновая кислота и сорбаты (E 200, E 202 – 203), а также бензойная кислота и бензоаты (E 210 – E 213). Сорбиновая и бензойная кислоты встречаются в природе в некоторых ягодах. Пищевые красители больше всего используются в кондитерских продуктах, сладостях, прохладительных напитках, а также в йогуртах и мороженом. У некоторых людей может встречаться непереносимость каких-либо синтетических пищевых красителей, в т.ч. азокрастиелей. Если цвет продукта очень яркий, при его приготовлении, по всей вероятности, использованы азокрасители.

Пищевые азокрасители:

  • E 102 тартразин
  • E 110 желтый “солнечный закат”
  • E 122 азорубин (кармазин)
  • E 123 амарант
  • E 124 пунцовый 4R
  • E 129 красный очаровательный AC
  • E 151 черный блестящий BN
  • E 154 коричневый FK
  • E 155 коричневый HT
  • E 180 рубиновый литол BK

В указанном на упаковке составе продукта пищевые добавки обозначены групповым наименованием, после которого следует название добавки или ее код Е, например, “консервант сернистый ангидрид” или “консервант E 220”.

В маркировке продуктов питания с некоторыми желтыми и красными пищевыми красителями (E 102 тартразин, E 104 желтый хинолиновый, E 110 желтый “солнечный закат”, E 122 азорубин, E 124 пунцовый, E 129 красный очаровательный) должно присутствовать предупреждение: “Пищевая добавка такая-то или с таким-то кодом Е может оказывать вредное воздействие на активность и внимательность детей”.

Помимо пищевых добавок, в продукты питания добавляются также вкусоароматические добавки. Вкусоароматические добавки – это продукты, которые добавляются в пищу для придания ей запаха и вкуса или их изменения. К вкусоароматическим добавкам относятся различные обладающие ароматом и вкусом продукты, такие как разного рода экстракты, эфирные масла, коптильные препараты, синтетические и натуральные ароматические и вкусовые соединения. У вкусоароматических добавок нет кодов Е.

Коптильные препараты применяются при традиционном копчении для придания более сильного привкуса копчения или полностью вместо процесса копчения. Изготовление коптильных препаратов начинается с конденсации дыма. Конденсат разделяется на фракции, чтобы удалить из него вредные для здоровья компоненты дыма, и очищается, чтобы ограничить содержание полициклических ароматических углеводородов. По причине фракционирования и очищения коптильные препараты считаются в целом более безвредными для здоровья, чем результат традиционного копчения.

Если в продукт питания добавляются вкусоароматические добавки, они должны быть указаны в составе продукта под общим названием lõhna- ja maitseained (“ароматизаторы”), или должно быть приведено их полное наименование или описание. Коптильные препараты должны быть указаны в маркировке под общим названием suitsutuspreparaat (“коптильные препараты”), или же должны быть приведены их исходные компоненты, например, “коптильный препарат, произведенный из бука”.

Если вкус продукта достигнут только за счет внесения вкусоароматических добавок, в названии продукта должно присутствовать словосочетание –maitseline («со вкусом…»), например, “сироп со вкусом клубники”.

Пищевые добавки не следует путать с биологически активными добавками. Разница между ними состоит в том, что пищевые добавки добавляются в продукты питания в процессе производства или приготовления, и делается это с технологическими целями, а биологически активные добавки применяются с целью дополнить продукты питания, эти добавки являются в первую очередь концентрированным источником пищевых веществ. Биологически активные добавки – это, например, разного рода витамины и препараты, содержащие минеральные питательные вещества.

В ходе выполнения задания в магазине «Дикси» мною были исследованы на присутствие пищевых добавок следующие продукты

1) Название: Напиток безалкогольный сильногазированный «Тархун» Club

Производитель: ООО «Завод минеральных вод Октябрь-А», 357391, Российская Федерация, Ставропольский край, Предгорный район, станица Суворовская, Черкесское Шоссе, 32 км.

Срок годности: 29.10.17 – 29.07.18

Добавки:

    •  Е102 – Тартразин — пищевой краситель синтетического происхождения (желтый краситель). Снижение концентрации внимания у детей.

    •  Е133 – Синий краситель, плохо всасывается из желудочно-кишечного тракта.

    2) Название: Шоколад темный «Бабаевский» темный с фундуком

    Производитель: ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» Россия, 107140, г. Москва, Малая Красносельская ул., д. 7

    Срок годности: 05.12.17 (12 месяцев)

    Добавки:

    • Эмульгаторы:
    • Лецитин соевый (Е322) – вещество природного, в основном растительного, происхождения, может применяться как антиокислитель.
    • Е476 – Полиглицерин — пищевая добавка-эмульгатор. По своему химическому составу является соединением жирных кислот. Полиглицерин производится из касторового масла или семян клещевины.
    • Спирт этиловый ректификованный – вырабатывают из различных видов зерна, смеси и картофеля, кроме бобовых. 
    • Ароматизатор «Ваниль» – Вред ароматизатора обуславливается наличием в нём не полезных для здоровья химических соединений. Самым опасным является добавка кумарин, токсичное действие которой разрушает печень.

    3) Название: Напиток кофейный растворимый MacCoffee (3 в 1) со вкусом карамели

    Производитель: ООО “ФЕС ИМПЭКС”, 141840, Россия, Московская область, Дмитровский район, город Яхрома, улица Заречная, строение 6

    Срок годности: 01.06.2017 (24 месяца)

    Добавки:

    •  Заменитель сливок:
    • Сироп глюкозы – это концентрированный водный раствор моносахаридов, полученных гидролизом и очисткой крахмала.
    • Растительные жиры – они легче усваиваются организмом и не дают отложений на стенках кровеносных сосудов
    • Молочный белок – Разветвления белковых молекул создают благоприятные условия для эффективного их усвоения организмом, в целом, и мышцами, в частности
    • Лактоза – или лактобиоза, представляет собой дисахарид, содержащийся в молоке млекопитающих и являющийся главным его углеводом.
    • Стабилиизаторы
    • Е340ii – (орто-Фосфат калия 2-замещенный с химической формулой K2HPO4;) — пищевая добавка, используемая в пищевых продуктах в качестве регулятора кислотности, эмульгатора, стабилизатора, влагоудерживающего агента, фиксатора окраски. Кроме этого, добавка Е340 может усиливать действие антиоксидантов. (стабилизатор)
    • E341iii – ортофосфат кальция трехзамещенный, имеющий молекулярную формулу: Ca3O8P2. Представляет собой неорганическое вещество, соль кальция и ортофосфорной кислоты. (разрыхлитель)
    • E452i – полифосфат натрия, имеющий молекулярную формулу: (NaPO3)n; полимеры фосфорной кислоты, играющие важную роль в биоэнергетике живых клеток. Участвуя в производстве тромбоцитов, они активизируют Фактор XII, который улучшает свертываемость крови. (стабилизатор)
    • Эмульгаторы
    • Е471 – пищевая добавка, используемая в качестве стабилизатора и эмульгатора. Представляет собой моно- и диглицериды жирных кислот. Не смотря на свое сложное название добавка имеет натуральное происхождение. (стабилизатор)
    • Е472е – входит в группу эфиров и глицеридов кислот и используется в пищевой промышленности в качестве эмульгатора.
    • Ароматизатор «карамель» (стабилизатор) – искусственный

    4) Название: Яйцо Kinder сюрприз из молочного шоколада с молочным внутренним слоем и игрушкой внутри

    Производитель: ЗАО “Ферреро Руссия”, 141580, Россия, Моск.обл., Солнечногорский р-н, СЭЗ “Шерризон”, стр.1

    Срок годности: 19.02.18 – 16.12.18

    Добавки:

    • Эмульгатор:
    • Лецитины (Е322) – вещество природного, в основном растительного, происхождения, может применяться как антиокислитель.
    • Ароматизатор – искусственный
    • Растительные жиры – они легче усваиваются организмом и не дают отложений на стенках кровеносных сосудов
    • Молочные жиры – полезны для функционирования организма

    5) Название: Чипсы из натурального картофеля Lay’s со вкусом паприка

    Производитель: ООО «Фрито Лей Мануфактуринг» (предприятие группы «ПепсиКо»). Адрес: Россия, 142900, Московская обл., г.Кашира, ул. Меженинова, д.5

    Срок годности: 02.03.18 – 20.07.18

    Добавки:

    • Усилители вкуса и аромата
    • Глутамат натрия 1 – замещенный –  соль натрия, встречающуюся в природе в неосновных аминокислотах глутаминовой кислоты. В пищевой промышленности глутамат натрия используется в качестве усилителя вкуса. 
    • 51 – рибонуклеотиды натрия 2 – замещенные – используется в пищевой промышленности в качестве усилителя вкуса
    • Вкусоароматические вещества – это индивидуальное вещество с характерным запахом и/или вкусом, за исключением сладкого, кислого и соленого
    • Агент антислеживающий (диоксид кремния амфорный) (E551) –  применяется для избежания комкования и слеживания
    • Краситель (экстракт паприки) (Е160с) – применяется для окрашивания майонезов, маргаринов, чипсов, спредов и соусов на жировой основе.
    • Порошок плодов рожкового дерева – он не является переработанным продуктом, не содержит химикатов, красителей, загуститетей и не оказывает сильного стимулирующего действия на ЦНС. 
    • Регуляторы кислотности
    • Лимонная кислота (Е330) – является участником метаболических процессов, которые дают организму две трети необходимой энергии
    • Яблочная кислота (Е296) –  используют в качестве регулятора кислотности или как вкусовую добавку при изготовлении вин, кондитерских изделий и фруктовых вод.
    • Коптильный ароматизатор –  Идентичный натуральному ароматизатор, представляющий собой смесь веществ, выделенных из дымов, применяемых в традиционном копчении.
    • Термический технологический ароматизатор – смесь веществ, полученная в результате нагревания пищевых или не используемых в пищу ингредиентов, один из которых должен быть аминосоединением, а другой – редуцирующим сахаром, при следующих условиях термообработки

    Следует отдавать предпочтение необработанным или малообработанным продуктам питания!

     В необработанных продуктах, как правило, не допускается использования пищевых добавок. Чем в большей мере продукт питания подвергался обработке, с тем большей вероятностью он содержит разного рода пищевые добавки.

    Следите за маркировкой на упаковке! 
    Важно, чтобы употребляемая в течение дня еда не содержала много перекрывающихся пищевых добавок. Если какая-либо пищевая добавка стала причиной проблем со здоровьем, следует воздерживаться от продуктов с ее содержанием, обращая внимание на указанный на упаковке состав.

    Питайтесь разнообразно! 
    Таким образом вы сможете избежать попадания в организм больших количеств пищевых добавок. Особенно важно разнообразное питание для детей, которым часто нравятся определенные продукты (сосиски, прохладительные напитки, сладости) и у которых низкая масса тела, в силу чего некоторые пищевые добавки могут попадать в их организм в количествах, превышающих рекомендуемые.

     По итогам проведения данного исследования, проверив продукты, которые часто употребляют дети в наше время, мы выяснили, что почти все продукты являются приемлемыми для употребления. Самым опасным продуктом является лимонад «Тархун». Он опасен не только консервантами и красителями, но и сам ароматизатор «Тархун» является опасным для здоровья. В последствии длительного употребление большого количества лимонада будет нарушена работа желудка и ухудшение активности головного мозга, что может привести к ухудшениям памяти. Остальные продукты более-менее приемлемы для употребления, но при употреблении нужно следить за организмом, так как он может отвергать те или иные компоненты. Так же не желательно употреблять данные продукты в большом количестве, ведь даже если в них нет никаких особо опасных добавок, то все равно может испортиться работа того или иного органа человека.

    Источник

    Тип урока: Урок-исследование.

    Цель урока: Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

    Задачи урока:

    • Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
    • Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно – значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.
    • Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

    Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?

    Подготовка к уроку: Группе (4-5 чел.) учащихся дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темой сообщения).

    Оборудование:

    • Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), фильм, созданный в Windows Movie Maker (по запросу у автора статьи), программа для проверки пищевых добавок, включаемых в состав пищевых продуктов (SellCode + 2.0.) (Приложение 2).
    • На столах учащихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавоки их воздействия на организм человека (Приложение 3), алгоритм выполнения практической работы (Приложение 4).
    • Информационный буклет (Приложение 5).
    • Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).
    • Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).
    • Подарки учащимся (фрукты).

    Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); частично – поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).

    Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.

    Основные понятия и термины урока: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята!

    Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».

    Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.

    II. Проверка знаний учащихся.

    Учитель: Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока. (Презентация – Приложение 1, Слайд 1)

    Задание 1.

    Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:

    а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.

    Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.

    Задание 2.

    В продукте питания обычно преобладает одно кокое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:

    а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.

    Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.

    Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду. (Приложение 1, Слайд 2)

    III. Актуализация знаний.

    Игра «Третий лишний».

    Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Приложение 1, Слайд 3)

    БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.

    (Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)

    Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки и здоровье человека». Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Приложение 1, Слайд 4)

    Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока.

    Цель урока: изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

    (Приложение 1, Слайд 5)

    Эпиграф урока: «Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать». Французский писатель – Ф. Фенелон.

    Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.

    Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

    Есть или не есть? А почему? – вот в чём вопрос.

    (Постановка проблемы урока. Приложение 1, Слайд 6)

    Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?

    (Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)

    Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества. (Приложение 1, Слайд 7)

    IV. Изучение нового материала.

    Учитель:Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

    Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

    (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

    Учитель: (Приложение 1, Слайд 8) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

    История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.

    Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи (Приложение 1, Слайд 8):

    • увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
    • придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.

    На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров. (Приложение 1, Слайд 9)

    • Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.
    • Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера.
    • Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.

    Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Приложение 1, Слайд 10)

    (Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)

    Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

    (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

    Учитель: (Приложение 1, Слайд 11) Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». (Приложение 1, Слайд 12)

    Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.

    Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Приложение 3; Приложение 1, Слайд 13)

    Е100–Е199КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
    Е200–Е299КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
    Е300 – Е399АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
    Е400–Е499СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
    Е500–Е599 ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
    Е600–Е599УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.

    Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья? (Приложение 1, Слайд 14)

    • запрещенные;
    • опасные;
    • вызывают расстройства кишечника;
    • вызывают сыпь;
    • влияют на давление;
    • вредные для кожи;
    • ракообразующие;
    • повышают холестерин;
    • влияют на ЦНС, зрение.

    Учитель: Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей радужными напитками. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно? (Исследования по данному вопросу провела группа учеников класса.)

    Сообщение 1. Напитки: плюсы и минусы. (Приложение 6; Приложение 1, Слайды 15, 16, 17, 18,19)

    Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрияусилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?

    На эти вопросы вы сможете ответить после просмотра ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «Осторожно – ЕДА!». (Приложение 1, Слайд 20)

    Обсуждение видеофрагмента: (Приложение 1, Слайд 21) Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.

    V. Физкультминутка.

    По классу развешаны 14 картинок с продуктами питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.

    Учитель: Ребята, представьте ситуацию, что вы пришли в магазин за продуктами. Вам нужно выбрать продукты, не содержащие пищевых добавок и перечислить их.

    А сейчас переходим к практической части. (Приложение 2; Приложение 1, Слайд 22)

    Практическая работа (Приложение 4).

    Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

    Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.

    Учитель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.

    Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

    Вопрос классу: чем опасен бензол?

    (Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)

    VI. Закрепление.

    Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.

    Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.

    Рекомендации по употреблению продуктов питания (Приложение 1, Слайд 23):

    • Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
    • Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
    • Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
    • Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
    • Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
    • Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
    • Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
    • В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.

    Победителям вручается приз – груши.

    VII. Подведение итогов урока.

    Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.

    (Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)

    Выставление оценок за урок.

    VIII. Домашнее задание.

    Стр.76 – 79, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию о продуктах питания под рубрикой «Это интересно». (Приложение 1, Слайд 24)

    IX. Заключение.

    Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши.

    Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?

    (Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)

    Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны.

    Источник