Пищевая добавка с о макарова

Пищевая добавка с о макарова thumbnail

Полвека с «Макаровкой»

50 лет трудовой, учебной и научной деятельности Ивана Ивановича Костылева в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и учебных заведениях – исторических предшественниках университета!

В номере 4 за 2018 год журнала «Морской флот» опубликована статья под таким же заголовком. В ней о своем жизненном пути рассказывает заведующий кафедрой «Теплотехники, судовых котлов и вспомогательных установок», д.т.н., профессор Иван Иванович Костылев. Предлагаем вашему вниманию этот материал в изложении.

Полвека с «Макаровкой»

50 лет – много или мало? Как посмотреть. Для человека это практически вся жизнь, если это период, когда она проходила в делах и заботах с активным участием в обществе. Предшествующий период – выбор пути или черновой набросок программы будущего, а последующий – осмысление пройденного и попытки не остаться на обочине. Если этот путь идешь с одним коллективом, то, безусловно, понимаешь благосклонность судьбы и стараешься найти ответ на вопрос – доволен ли ты?

Сразу хотелось бы сказать, что лично у меня ответ есть без сомнения: да, мне повезло. Мне повезло с жизненным трактом, хоть выбор был сделан не совсем самостоятельно, а с участием хороших попутчиков. На последнем году службы в Советской армии мне повезло с командиром в/ч 12304. Владимир Сергеевич Устюгов, зная, что я должен обеспечивать свое дальнейшее место в жизни сам, содействовал моей подготовке в вуз с государственным обеспечением, что очень важно. Мне, имеющему архангельские корни, была близка морская тема, и всё было определено, что называется, на всю оставшуюся.

Распределение в 1968 г. после окончания Судомеханического факультета ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова в состав преподавателей Макаровки было неожиданным, но как оказалось, очень удачным. Дальнейшая карьерная лестница является обычной схемой для вузовского работника – зав. лабораторией, ассистент, ст. преподаватель и т.д. до зав. кафедрой. Административный вектор тоже типичен – зам. декана, декан, зам. начальника академии, начальник академии, затем – её президент.

Это не автобиография, а тот краткий послужной и жизненный перечень постов и должностей, который, как мне кажется, позволяет совершить некоторый экскурс в историю с тем, чтобы не оказаться в числе «Иванов, родства не помнящих». Годы учебы в Макаровке вполне обычные для студенческой поры. Было много друзей и товарищей, с большинством из которых мы обязательно организуем встречи каждые пять лет. К сожалению, многих уже нет на бренной земле, включая и командира роты подполковника Ивана Марковича Руденко, но мы их вспоминаем поименно при каждой очередной встрече. Приглашаются на эти встречи и здравствующие наши педагоги.

Бренд «Макаровка» не появился сам собой. Это плод труда тысяч ее выпускников и, конечно, хотелось, чтоб он не потерял своего значения и места в истории не только водного транспорта, но и государства в целом. Да «и государства в целом» – это достойное место Макаровки, сотрудники которой принимали активное участие в создании флота страны Советов, в подготовке кадров морского флота не только в своей стране, но и во многих странах социалистического в те времена содружества. Это было достигнуто не за такой уж длительный исторический период. Мне кажется показательным сравнение, которое сделал однажды ректор Лесотехнической академии В.И. Онегин в процессе знакомства с московскими коллегами на съезде ректоров. Поясняя, что за вуз я представляю, он ответил: «У вас в Москве есть Бауманка, а у нас в Питере – Макаровка». Этого оказалось вполне достаточно.

Известно, что 5 марта 1944 г. было подписано Постановление Государственного Комитета Обороны «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота». Эта дата является днем рождения высших и мореходных (средних) училищ. Здесь уместно отметить, а кому-то может и напомнить, что 21 февраля 1946 г. приказом № 95 Народный Комиссар Морского Флота Союза ССР П.П. Ширшов определил 5 марта днем ежегодного праздника. И еще памятная дата в появлении исторического имени «Макаровка». Это реорганизация с 1 июля 1945 г. Ленинградского Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути при СНК СССР. Кстати, этим же приказом Ленинградская школа Метеорологии и связи реорганизована в Арктическое училище Главсевморпути при СНК СССР. Волей судьбы все эти учреждения и учебные заведения через много лет оказалось под одной крышей в Государственной морской академии им. адм. С.О. Макарова.

Наиболее значимый период в судьбе Макаровки начался с 1954 года, когда объединились ВАМУ и ЛВМУ с образованием ЛВИМУ с объединяющей ключевой добавкой – им. адм. С.О.Макарова, пришедшей от ВАМУ. Есть еще одно слово, которое живет среди выпускников. Почетный профессор Макаровки Владимир Яковлевич Ходырев неоднократно говорил, что приятно и привычно звучит просто «мореходка».

Вклад макаровцев в создание отечественного флота и его развитие в определенной степени можно проследить по опубликованным воспоминаниям бывшего начальника ЛВИМУ профессора А.В. Жерлакова («Мои воспоминания. Мореходка, д.14». – СПб., 2014.) и много лет работавшего заместителем начальника ЛВИМУ по научной работе, профессора А.Е. Сазонова («Страницы памяти. Шестьдесят пять лет в морской академии». – СПб., 2012.). Эпитеты «заслуженная», «знаменитая», «легендарная», которые слышим и в настоящее время в адрес нашего вуза, – справедливы, но следует признать, что это в большей степени наследственность. Действительно, во второй половине ХХ века и в начале текущего трудно было представить, чтобы в системе морской индустрии (НИИ, КБ, пароходства, морские порты, учебные заведения морского и даже рыбопромыслового профиля и т.д.) не было бы выпускников ЛВМУ и впоследствии ЛВИМУ.

О первых годах становления той Макаровки очень хорошо написал Ф.М. Кацман в книге «Мореходка, прежде чем стать «Макаровкой», начиналась так…», изданной в Петербурге в 2005 году. К сожалению, он успел написать только об одном курсе своего обучения, но приведенная информация о первом наборе ЛВМУ и его выпускниках дает представление о значимости этих людей в деле становления национального флота.

Приведенные выше эпитеты, безусловно, имеют право на жизнь, но их нужно подтверждать, сохраняя традиции и уважение к совершенному нашими предшественниками.

За 50 лет работы в Макаровке мне посчастливилось встретиться со многими достойными представителями процесса развития не только вуза, но и морской составляющей экономического развития страны в целом. Кроме этого, находясь с 1971 г. на административных должностях различного уровня (от заместителя начальника факультета до президента академии), волей судьбы и руководства принимал участие в укреплении позиций Макаровки как среди учебных заведений, так и в морском сообществе в широком смысле этого слова.

Родовым местом Макаровки является учебный городок на 21(22) линии Васильевского острова. Затем появилась городки на Косой линии, д.15а, Охте (Заневский проспект, д.5), а позднее и в Стрельне.

Назначенный в декабре 1965 г. начальником ЛВИМУ А.В. Жерлаков активно начал продвигать строительство училища в Стрельне. Эту идею поддержал Министр морского флота Т.Б. Гуженко. Организованный тогда Общеинженерный факультет начал работу в этом учебном городке в 1974 году.

После начала работы в Макаровке в 1968 году в качестве начальника лаборатории вновь созданной кафедры «Судовые котельные установки» мне на служебных ступеньках встречались разные люди. К счастью, большинство из них были преданные своему делу и готовые оказать поддержку в случае необходимости. Я многому у них учился и вспоминаю с глубокой благодарностью.

Деятельность на преподавательских должностях, партийной и административной работе была хорошей жизненной школой. Наш вуз в 70-80 годы прошлого столетия занимал лидирующие позиции в системе образования и науки в области морского транспорта. В тесном сотрудничестве с ЦНИИМФом, Морским Регистром, БЦПКБ, ЛЦПКБ, СКБК Балтийского завода, Балтсудопроектом, Брянским машиностроительным заводом и рядом других научных организаций наши преподаватели и научные сотрудники принимали участие в разработке и развитии программ создания и совершенствования морского флота. Атомные суда, крупнотоннажные танкеры, освоение новых судов для навалочных и генеральных грузов – это направления, где многое сделано макаровцами.

Совершенствованию судовых двигателей, повышению надежности и экономичности посвящались серьезные научные разработки Г.А. Давыдова, М.К. Овсянникова, С.В. Камкина, В.П. Шмелева. Проблемами диагностики элементов СЭУ успешно занимались И.В. Возницкий, В.Ф. Сыромятников, Н.И. Денисенко. Велика заслуга профессора В.А. Семеки в процессе проектирования и создания атомных энергетических установок. В.И. Енин оставил заметный научный вклад в совершенствовании судовых котлов в широком диапазоне параметров пара. Признанным специалистом в проектировании, изготовлении и эксплуатации судовых винтов был выпускник первого набора 1945 года Ф.М. Кацман.

Многие годы организацией подготовки специалистов для судов с ядерными энергетическими установками занимались В.А. Кузнецов и А.Ю. Ластовцев Им мы обязаны созданием системы подготовки кадров для атомных судов, начиная с ледокола «Ленин». Это лишь отдельные примеры из опыта судомехаников, с деятельностью которых я знаком более детально. Безусловно, много выдающихся людей было в Макаровке и на других факультетах.

В постановке морского образования в стране наши сотрудники также преуспели. Здесь количественный показатель также весьма солидный. Во Владивосток был направлен начальником училища Михаил Иванович Гаврюк, Новороссийское училище «ставили на рельсы» Владимир Иванович Удалов (1974-1984) и Владимир Тихонович Гузеев (1984-1986). Кроме руководителей вузов, другие макаровцы вложили много труда и в формирование научно-педагогического потенциала ДВИМУ и НВИМУ. На различных должностях работали в ДВИМУ командированные макаровцы Б.И. Красавцев, И.В. Евреинов, В.И. Зайцев, М.М. Богданович и другие, включая и знаменитого капитана А.И. Щетинину.

В НВИМУ с его открытием были направлены В.А. Шишкин, А.С. Трусов, Л.А. Иванов Весьма заметный вклад вложили наши ученые и в науку морских вузов Польши, Болгарии, Китая, ГДР. Особенно здесь можно отметить заслуги лауреата Государственной премии СССР Е.Л. Смирнова, члена-корреспондента РАН А.Е. Сазонова, профессоров В.А. Семеки, В.И. Енина, А.Б. Хайкина, С.В. Камкина, которые являлись руководителями и консультантами зарубежных соискателей. Впоследствии зарубежные аспиранты и докторанты становились руководителями в своих вузах и развивали науку и образование. Назову хотя бы некоторых. Асен Недев был 8 лет ректором Технического университета в г. Варна (Болгария), почетным профессором которого я имею честь быть. Александр Волчек долгие годы работал ректором Высшей морской школы в г. Щецин (Польша), Даниель Дуда был ректором Высшей морской школы в г. Гдыня (Польша). Большая группа преподавателей ЛВИМУ (11 человек) работала на Кубе, обеспечивая становление системы морского образования по просьбе кубинского правительства.

Профессора М.М. Лесков, Баранов Ю.К., доцент В.П. Шмелев участвовали в развитии морского образования в Китае, доцент Н.Н. Виноградов был советником по вопросам морской индустрии в Республике Никарагуа. После 2000 года мы многое сделали для открытия филиала нашей академии в Египте. Это решение с египетской стороны развивал сенатор Батран. Были согласованы все наши действия на уровне посольств и правительств, шло строительство здания в районе Гизы, разрабатывались учебные планы и программы на английском языке.

Говоря о контактах Макаровки с зарубежными вузами, следует отметить, что не только в названных выше странах было наше участие. Совместные программы реализовывались с Финляндией, Норвегией и даже США, где за счет субсидий американского правительства прошла магистерскую подготовку группа наших аспирантов. Здесь следует отметить, что авторитет Макаровки был (и, конечно, есть и будет) достаточно высок. Например, при приеме наших слушателей в академию штата Мэн их документы не подвергались дополнительной проверке, что делалось для большинства вузов других стран.

Макаровка всегда имела успех, пользовалось уважением у участников Международной Ассоциации морских университетов (IAMU), Международной Ассоциации учебных парусных судов (STI), на уровне подкомитетов ИМО и других профессиональных морских объединений. В качестве примера можно отметить срочный ремонт парусника «Мир» в 2000 году на Канарах. Из-за течи масла из дейдвудного устройства «Мир» был вынужден сойти с дистанции трансатлантической гонки из Европы в Нью-Йорк, и ближайший док нашли в порту на Канарских островах. Ремонт удалось выполнить с произведенной предоплатой по нашей просьбе со стороны оргкомитета г. Бостон (США), где планировалось участие «Мира» в парусном фестивале. Свои обязательства мы выполнили и даже оказались в числе призеров.

Учебный флот был гордостью Макаровки. При непосредственном участии Министра морского флота Т.Б. Гуженко было принято решение о строительстве шести учебно-производственных судов. К имевшемуся у нас «Зениту» прибавились еще четыре: «Профессор Щеголев», «Профессор Ухов», «Профессор Рыбалтовский», «Профессор Хлюстин». В 1987 г. появился и парусник «Мир».

Оглядываясь назад, можно утверждать, что это было золотое время с позиций возможности подготовки выпускников и, прежде всего, отработки практических навыков.

Серия УПС водоизмещением по 10000 т была крайне актуальна не только для курсантов, но на этих судах, будучи руководителями практики, стажировались и преподаватели. Был и очень хороший опыт работы преподавателей в качестве подменных членов экипажей. Многие научные разработки в области судовой энергетики требовали экспериментальных исследований. Это проблему тоже успешно решали на учебно-производственных судах. Главный двигатель типа «Зульцер» имел мощность более 4000 кВт, и все элементы судовой энергетической установки в полной мере отражали энерговооруженность морских транспортных судов. Большие и важные научные эксперименты на учебном флоте проводили инженеры Ю.А. Орехов, А.А. Грин, Б.В. Зверев.

УПС типа «Профессор Щеголев» брали на борт до 150 курсантов и 3-4 преподавателей для проведения занятий. В работе с курсантами принимали участие и члены экипажа. Наличие учебного машинного отделения, учебной ходовой рубки обеспечивало ежедневные занятия и несения вахты.

Высокий авторитет выпускников Макаровки среди судоходных компаний в 80-90 годах XX века формировался и благодаря наличию УПС. Российские моряки были востребованы всегда, а на зарубежный флот они пошли активно с началом перестройки (вторая половина 90-х). В качестве примера можно привести возвращение в строй многих судов, стоящих как кладбище флота в районе Греции. Там на должностях вторых и старших механиков работали многие наши выпускники.

Наша Макаровка живет и работает в соответствии со своим предназначением. За 50 лет работы в Макаровке не могу выделить какие-то особые моменты. Все руководители хорошо знали, что от нас требовалось.

Сейчас актуальным является объединение усилий учебных заведений и бизнеса в создании кадрового потенциала необходимого количества и требуемого качества. Практика такого сотрудничества у Макаровки есть. «Совкомфлот», «Газпром», «Лукойл», «Атомфлот» и ряд других компаний продуктивно сотрудничают с ГУМРФ.

Полувековой путь с Макаровкой сложно представить в одной статье. Много было событий, а работа в должности начальника ГМА в течение одиннадцати лет пришлась на трудное время.

За период работы заместителем начальника ГМА, начальником и президентом академии я мог многократно убедиться в высоком авторитете макаровцев не только в своей стране, но и за рубежом. Включение руководителя вуза в различные управленческие органы союзов и ассоциаций говорит, безусловно, об отношении не к персоне, а к вузу, который он представляет. Исполнительный комитет IAMU, Комитет STI, Представительство института морских инженеров в Санкт-Петербурге, Независимый апелляционный комитет МАКО – это только часть международных структур, где мне посчастливилось работать. Конечно, в работе помогало и участие в наших российских органах морской индустрии. Членство в Совете директоров Ассоциации морских торговых портов, работа в качестве директора Северо-Западного филиала Союза российских судовладельцев позволяли быть всегда в курсе всех текущих и перспективных задач в системе водного транспорта.

Были и примеры лидерства персоналий, что также работало на имидж нашего вуза. Так, практически всегда при проведении международной парусной регаты Tall Ships Raсes члены экипажей больших и малых парусников с восторгом встречали нашего капитана УПС «Мир» Виктора Николаевича Антонова. Следует отметить, что «Мир» практически всегда занимал призовые места и чаще всего был на первых позициях. Кроме В.Н.Антонова, это заслуга и других капитанов – В.А. Зорохова, С.В. Тимашкова, Ю.А. Галкина. Их эстафету удачно принял и Андрей Валентинович Орлов.

Понятно, что ограниченность объема журнальной статьи не позволяет детализировать многое из пережитого и достигнутого, но могу с гордостью заметить, что «доперестроечные» макаровцы оставили исключительно положительный след.

При всех обстоятельствах мы уверены, что стоящие перед Макаровкой задачи будут выполнены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

         Вещества, добавляемые в продукты питания для улучшения их внешних качеств, вкуса, для увеличения срока хранения называют пищевыми добавками. В последние годы все сложнее найти продукты, в которых бы их не содержалось. Наоборот, количество пищевых добавок постоянно увеличивается, все чаще встречаются незнакомые названия. В продукты добавляют подсластители, ароматизаторы, загустители, консерванты и красители. Споры о необходимости этих веществ не утихают. Отношение к пищевым добавкам разное, но редко можно встретить равнодушного человека, ведь они имеют определенное влияние на здоровье. Одни ученые утверждают, что пищевые добавки безвредны, а другие считают их виновниками всех болезней человечества

   Что же такое пищевые добавки и для чего они нужны?

         Специалисты говорят, что “пищевые добавки” – это общее название природных или синтетических химических веществ, добавляемых в продукты питания с целью придания им определенных свойств (улучшения вкуса и запаха, повышения питательной ценности, предотвращения порчи продукта и т. д.), которые не употребляются в качестве самостоятельных пищевых продуктов.

         Пищевые добавки – это не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. Но вот подлинный расцвет их использования начался все-таки в XX веке – веке пищевой химии. На добавки были возложены большие надежды. И они оправдали ожидания в полной мере. С их помощью удалось создать большой ассортимент аппетитных, долгохранящихся и при этом менее трудоемких в производстве продуктов. Завоевав признание, ” улучшители ” были поставлены на поток. Колбасы стали нежно – розовыми, йогурты свежефруктовыми, а кексы пышно – нечерствеющими. “Молодость” и привлекательность продуктов обеспечили именно добавки, которые используют в качестве красителей, эмульгаторов, уплотнителей, загустителей, желеобразователей, глазирователей, усилителей вкуса и запаха, консервантов.

         Пищевые добавки – это  природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов или придающие им заданные свойства. Между тем, пищевые добавки вовсе не новое изобретение. История применения пищевых добавок насчитывает несколько тысячелетий. Ещё  в далёкой древности человек использовал такие добавки, как соль, сахар, уксус;  в качестве пряностей – семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку. Все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение. В качестве красителей выступали овощи и куркума.

          С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество синтетических заменителей, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенные кодом  Е.

Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: 

– увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки в разные уголки земного шара;

– придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, густую консистенцию.

Сейчас в пищевой промышленности используется около 500 различных пищевых добавок, а в сочетании друг с другом их становится в несколько раз больше.    Среди пищевых добавок есть вполне безопасные: лимонная кислота, молочная кислота, сахароза и др.

         Как искусственные ингредиенты влияют на наше здоровье – вот главный вопрос, который волнует современных потребителей.
          В России государственный контроль за качеством пищевых добавок осуществляется органами санитарно-эпидемиологического  надзора РФ.     Безопасность их использования регламентируется документами  Минздрава России.

         Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему их цифровой кодификации. Каждому ингредиенту присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е («Е» – начальная буква в слове «Europe”-Европа).
Для улучшения контроля над применением пищевых добавок была разработана следующая классификация: 

E100-E182 – красители – усиливают или восстанавливают цвет продукта;

E200-E299 – консерванты- увеличивают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков;

E300-E399 – антиокислители – защищают продукты от окисления;

E400-E499 – стабилизаторы – сохраняют необходимую консистенцию продуктов, загустители – повышают вязкость;

E500-E599 – эмульгаторы – создают однородную смесь, например, масла и воды;

E600-E699 – усилители вкуса и аромата;

Е700 – Е800 – запасные индексы;

E900-E999 – пеногасители – предупреждают или снижают образование пены, придают продуктам приятный внешний вид.

Глазирователи,  подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности входят во все указанные группы, а так же в новую группу E1000.

         Наличие пищевых добавок в обязательном порядке указывается на упаковке продукции. Пугаться их присутствия не следует: большинство наименований при правильном соблюдении рецептуры вреда здоровью не несет; исключения составляют лишь те, которые у отдельных людей могут вызывать индивидуальную непереносимость. Например, бензоат натрия (Е211) – популярный консервант, часто используемый для производства мармелада, меланжа, джемов. Его наличие в продуктах должно настораживать астматиков и людей, чувствительных к аспирину.

         Проблема в том, что не все пищевые добавки, используемые в промышленности, хорошо изучены. Типичный  пример – подсластители, искусственные заменители сахара: сорбит (Е420), аспартам (Е951), сахарин (Е954) и другие. Долгое время медики считали их абсолютно безопасными для здоровья и назначали как больным сахарным диабетом, так и просто желающим похудеть. Однако, в последние два десятилетия выяснилось, что сахарин является канцерогеном. Во всяком случае, потреблявшие его лабораторные животные болели раком, правда, только в том случае, если съедали сахарин в объеме, сопоставимом с их собственным весом. Ни один человек на такое не способен, а значит, и рискует гораздо меньше.

         Эксперты по данной проблеме спорят о влиянии пищевых добавок на организм человека: Л. Макаров утверждает, что “пищевые добавки несут лишь вред” и “наилучшим вариантом в этой ситуации является исключить из своего рациона продукты, содержащие их”; Д. Цвек, наоборот, считает, что “благодаря изобретению добавок можно с легкостью распрощаться с проблемой недостатка в организме того или иного элемента”.

         Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.
         Благодаря исследованиям специалистов, в списки вредных для здоровья пищевых добавок постоянно вносятся изменения. За информацией об их безвредности необходимо следить постоянно, так как ряд недобросовестных производителей в целях уменьшения себестоимости продукции нарушают рекомендованную технологию производства. 
         Следует также обратить внимание на синтетические добавки, формально не запрещенные, но, по мнению многих специалистов, небезопасные для нашего здоровья.
         Е-621 – глутаминовая  кислота или глутамат натрия – самый популярный усилитель вкуса с ароматом и вкусом мяса. Вредными соединениями ни глутаминовую кислоту, ни ее соли назвать нельзя.  Напротив, в этой кислоте особенно нуждается сердечная мышца и мозг. Кстати, при нехватке наш организм сам может начать ее синтезировать. А вот при переизбытке она начинает оказывать токсическое действие, особенно на печень и поджелудочную железу. Вся сложность заключается в том, что на упаковках никогда не указано точное количество глутамата, поэтому лучше в день съедать не более двух блюд, содержащих эту добавку (по одному на прием пищи). Все остальные блюда в этот день глутаматов содержать не должны.  По данным последних исследований, глутамат натрия способен вызвать серьезные негативные последствия, особенно для детского организма: повреждения зрения и головного мозга, аллергические реакции. Кроме того, эта пищевая добавка вызывает привыкание, именно поэтому блюда из ресторанов быстрого питания кажутся нам такими привлекательными.

         Глутамат натрия  используется в продукции  фастфуда, бульонных кубиках и приправах,соусах и полуфабрикатах. 

 Другой пример – нитрит натрия, используемый в производстве  колбас,  обеспечивающий товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить  красный или ярко – розовый  цвет магазинной колбасы с темно-коричневым цветом домашней колбасы).

          Для копченых колбас высших сортов  норма содержания нитрита натрия установлена выше – считается, что их едят меньше. Нитродобавки содержатся не только в колбасных изделиях, но и в копченной рыбе, шпротах. Добавляют их и в твердые сыры  для предупреждения вспучивания. Продукты, содержащие эти добавки, нельзя употреблять людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом,  холециститом. У таких людей часть нитратов, попадая в желудочно-кишечный тракт, превращается в более токсичные нитриты, которые в свою очередь, образуют довольно сильные канцерогены – нитрозоамины.

         Распространение ожирения и сахарного диабета привело к созданию производства продуктов на основе заменителей сахара и подсластителей.

         Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. А если учесть их комбинации, то эта цифра удвоится.
Добавки синтетического происхождения широко используются в пищевой промышленности, так как на их производство требуется меньше материальных затрат и нет необходимости расширять сельскохозяйственное производство. Кроме того, при помощи добавок продукт, даже низкого качества, получает более приятный вкус и аромат, красивый цвет, необходимую консистенцию.

         Хотим мы или нет, но различные искусственные  пищевые добавки входят в наш рацион питания. Человек в среднем в течение одного года съедает с пищей 5 кг различных добавок! Для кого-то они безвредны, но у некоторых людей могут вызывать аллергию, расстройство желудка, желудочно-кишечного тракта, ожирение, депрессию, астму, раковые заболевания.

         Следует знать, что  и при умеренном употреблении добавок нет полной гарантии, что та или иная добавка со времени не окажет на человека неблагоприятного воздействия.

         Дело в том, что во всем мире эксперименты с добавками проводятся на грызунах – мышах и крысах – и эти данные не могут точно моделировать поведение добавок в организме человека. Сами ученые признают, что сегодня у них нет надежных на все сто процентов методов для определения степени опасности новых химических веществ, токсичность которых может проявиться спустя годы и десятилетия. А это значит, что нельзя утверждать, будто разрешенные к использованию добавки совершенно безопасны для человека. Получается, что безвредность многих из них весьма и весьма относительна и нередко – временна.

         И все-таки, надо смотреть правде в глаза. На сегодняшний день без пищевых добавок (консервантов и т. д.) человечеству не обойтись, поскольку именно они, а не сельское хозяйство, способны обеспечить 10% ежегодного прироста продовольствия, без которого население Земли просто окажется на грани голодной смерти. Другой вопрос, что они должны быть максимально безопасными для здоровья. Врачи – гигиенисты, конечно, об этом заботятся, но и всем остальным не стоит терять бдительность, внимательно читая то, что написано на упаковке.

         Впрочем, в последнее время в продуктах все чаще можно встретить добавки, изготовленные из природного сырья, а значит, более безопасного. В этих целях используются методы биотехнологии – ферментация, белковые реакции, грибковые культуры. Например, с помощью ферментации получаются добавки, имитирующие различные запахи: свежих сливок, ветчины, различных специй, сыра и даже шашлычного дыма. Добавка с запахом дыма добавляется в шашлычный соус, копчености, мясные полуфабрикаты – именно она создает иллюзию приготовления этих продуктов на открытом огне. Добавки с запахом лука, укропа, бекона добавляют в чипсы, сухарики и снеки.

         Для нормальной жизнедеятельности организма в ежедневном рационе человека необходимо присутствие около 6000 питательных компонентов естественного происхождения. Любое «голодание» клеток может спровоцировать тяжелое нарушение здоровья.

         Пища – самый лучший источник питательных веществ, необходимых для жизни. Она  определяет состав нашей крови, качество «строительного материала»  для образования новых клеток.

         Человечество создало мощную отрасль промышленности, призванную сохранить продукты питания, переработать всё то, что человек вырастил сам и взял у природы. Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные, вредные для организма продукты. Взамен мы получаем болезни. Но можно  себя обезопасить. Потребитель  сегодня  должен быть бдителен в выборе продуктов  питания, учитывать результаты последних исследований в этой области. Если вы хотите сохранить свое здоровье:

 Внимательно изучайте этикетки товаров и выбирайте продукты, содержащие минимальное количество искусственных добавок.

Нельзя  рисковать и брать незнакомые продукты, особенно если в этикетке указано много разных Е.

Нужно избегать таких пищевых добавок, как красители, консерванты, загустители, усилители аромата, заменители сахара.

Помните: официально запрещены на территории России красители Е121, 123 и консерванты Е 216, 217, 240.Есть продукты, которые не содержат пищевые добавки. Это свежие и натуральные фрукты, овощи, зелень, свежевыжатые соки, свежее мясо и рыба, мёд, домашнее варенье.

Меньше употреблять мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков .

 Единственный путь заполучить на наш стол здоровую полноценную пищу – развитие в нашей стране сельскохозяйственного производства, основанного  на современных достижениях селекции и биотехнологии.

Список использованной литературы:

1.Габриелян О.С., Лысова Г.Г.   «Учебное пособие для выпускных классов общеобразовательных учебных заведений». – Москва, 2000.

2.Зайцев А.Н. « О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е», журнал «Экология и жизнь».

3.Маюров, А. Н. «В здоровом теле – здоровый дух» ./ М.: Педагогическое общество России, 2006.

4.Пальцев, А. И.» О питании и здоровье» / Новосибирск, 2004.

5.Харитонов С.Н. «Разрешенные и запрещенные пищевые добавки», журнал «Спрос».   

6.Е.В. Езушина “Азбука правильного питания».

7.Н.М. Амосов “Раздумья о здоровье”.

8.Р.И. Воробьев “Питание: мифы и реальность”.

Источник