Память одно из важнейших свойств бытия какими способами связаны предложения
(1)Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты…
(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.
(15)«Беспамятный» – это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.
(19)Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.
(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти – памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.
(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о
прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.
(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
(По Д. С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999 гг.) – советски й и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.
1. Проблема роли памяти в жизни человека и общества. (Какую роль играет память в жизни человека?) | Память – это одно из важнейших свойств бытия; с её помощью человечество накапливает опыт, создаёт традиции и трудовые навык и, общественные институты, противостоит времени, преодолевает смерть. |
2. Проблема взаимосвязи памяти и совести. (Как взаимосвязаны память и совесть?) | Совесть – это память плюс моральная оценка поступков, поэтому совесть не существует без памяти. |
3. Проблема воспитания человека. (Какую роль в воспитании человека играет память о прошлом?) | Важно воспитать человека, помнящего прошлое. Настоящего человека можно воспитать только с опорой на память: семейную, народную, культурную. |
4. Проблема памяти как свойства бытия. (Свойственна ли память только человеку?) | Память – одно из величайших свойств бытия: она свойственна не только человеку, но и всему сущему. |
5. Проблема утраты памяти, беспамятства. (Кто такой «беспамятный» человек? К чему приводит утрата памяти?) | Утрата памяти рождает безответственность, «беспамятный» человек – неблагодарный, безответственный. |
6. Роль семьи в становлении нравственной личности. (Почему важно воспитываться в моральном климате памяти? Какую роль в этом играет семья?) | Семья должна воспитывать человека в моральном климате памяти, и семейные фотографии – прекрасное пособие по воспитанию, поскольку приучают уважать труд предков, их традиции, обычаи, их могилы. |
7. Соотношение личной памяти человека и исторической памяти народа. (Как соотносятся личная память человека и историческая память народа?) | Как личная память человека формирует его совесть, так историческая память формирует нравственный климат, в котором живёт народ. |
Источник
Болдырева С.О.
Комплексный анализ текста Д. С. Лихачева «О памяти»
для изложения в 9 классе.
Цели анализа текста: в рамках подготовки к ОГЭ – повторение вопросов различных разделов языкознания, совершенствование навыков правописания, обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю
Ключевые понятия:
текст
тема текста
идея текста
стиль текста
тип речи
орфограммы
Знакомство с автором текста.
Д.С.Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь
Представление текста «О памяти».
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4) Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благ..даря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы пр..дугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(6)Память – пр…одоление времени, пр..одоление смерти. (7) В этом величайшее нравственное значение памяти. (8)«Бе..памятный» – это, прежде всего человек (не)благодарный, безответстве(н,нн)ый, а следовательно, и неспособный на добрые, бе..корыстные поступки. (9) Совесть – это в основном память, к которой пр..соединяется моральная оценка совершенного. (10)Но если совершенное (не)сохраняется в памяти, то (не)может быть и оценки. (11)Без памяти нет совести.
(12)Вот почему так важно воспитыват..ся в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Личная память человека формирует его совесть, его совес..ливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям. (14)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (15)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (16) Память – наше богатство.
Работа с текстом: комплексный анализ.
Задание 1. Теоретическая разминка. Внимательно прочитайте текст.
Задание 1.1 Приведите аргументы, доказывающие, что данный отрывок является текстом:
(Текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически, Предложения в тексте объединяются общей темой. Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема).
Задание 1.2. Определите тему текста (то, о чём (или о ком) говорится)
(Память – это преодоление времени, преодоление смерти, бережное отношение к памяти – нравственный долг каждого человека).
Задание 2. Лексическая работа:
Задание 2.1. – Как вы понимаете смысл слова «память», «совесть», «беспамятный»? Подберите к каждому слову синонимы.
(вариант ответа: память – это то, что связывает прошлое и настоящее, дает возможность избежать ошибок в будущем;
Совесть – способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль;
Беспамятный – неблагодарный, невежественный, безответственный, неспособный на благородные поступки).
Задание 2.2. – Где можно найти лексическое значение слова?
Задание 2.3. – Дайте определение этого слова по словарю.
Задание 2.4. Автор рассуждает о бережном отношении к памяти, об нее необходимости, приведите доказательства из текста.
Задание 3. Текстологическая работа
Задание 3.1. – Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…, почему автор называет память «важнейшим свойством»?
Задание 3.2. Итак, перед нами размышление о необходимости сохранения памяти, которая является и творческим процессом, и противостоит уничтожающей силе времени. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста.
Задание 3.3. Как вы считаете для чего человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер: (вариант ответа)
Задание 3.4.К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Вариант ответа: выдвигается важная общественная проблема,
анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,
делаются обобщения и выводы,
материал располагается в строгой логической последовательности,
для публицистического стиля речи характерно широкое использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.,
поднимается важная нравственная проблема.)
Задание 3.5. Текст какого типа речи здесь представлен? Объясните?
(Ответ: рассуждение
Тезис: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Доказательства:
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Вывод (основная идея): Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей.
Задание 3.6. Вставьте пропущенные буквы в тексте. Выпишите их, распределите по видам орфограмм: безударные гласные в корне проверяемые ударением и непроверяемые; правописание приставок, зависящих от последующей согласной; правописание приставок по значению; правописание частицы не.
Задание 4. Выполнение тестовых заданий по тексту (по типу ОГЭ).
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
Память является нашим богатством.
Память не связывает настоящее и прошедшее.
Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
2. (4). Из предложений 7-10 выпишите слово(слова), в котором(-ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука: ________________________
3. Замените слово «уничтожающей» из предложения (4) нейтральным синонимом:
_________________________
4. Замените словосочетание в предложении (12) «памяти народной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание:____________________________
5. Выпишите грамматическую(-ие) основы из предложения (6), укажите их количество:____________________________________________________
6. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным определением, выпишите его номер: __________
Источник
Вступление
Человеческая жизнь состоит из огромного количества моментов, которые остаются в памяти на долгие годы. При этом другие события, которые мы считаем не особо важными, с течением времени забываются, уходят в небытие. Если применить такую последовательность к человечеству в целом, то забытая история прошлого может помешать благополучию настоящего и стать угрозой для будущего. Другими словами, пренебрежение уже пережитыми событиями опасно для нашей настоящей и последующей жизни.
Проблема
Именно вопрос влияния памяти на человеческую жизнь становится главным в тексте Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога и искусствоведа. Имеет ли память хоть какое-то значение для людей или прошедшее можно с легкостью забыть и начать выстраивать существование с чистого листа?
Комментарий
Пытаясь донести до читателя свои мысли, Д.С. Лихачев дает точное определение понятию в самом начале текста: «Память – одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого». Благодаря накопленному опыту из прошлого, мы можем строить быт, семьи, трудиться, а свои знания передавать потомкам. Бережное отношение к прошедшему помогает передать культурное наследие и общепринятые традиции тем, кто будет жить после нас. Но в обществе есть и такие люди, которые отрицают память, ее значимость и важность. Автор называет их «беспамятными». Главные их качества – неблагодарность и неспособность к добрым, полезным для окружающих действиям. Они не могут видеть ценность в уже приобретенном опыте прошлой жизни. Крайне важно для современного общества благодарить предшествующие поколения за мир, который они выстроили ради потомков. Ведь воспитываясь в «моральном климате» памяти семьи и народа, мы сумеем защитить то, что накапливалось веками, сумеем сберечь мир в его первоначальном виде.
Авторская позиция
Автор глубоко убежден, что память способна оказать огромное влияние на жизнь человека, и наш первостепенный нравственный долг перед поколениями будущего – сберечь опыт прошлого. Научить потомков чтить традиции, осваивать умения работать над самими собой и обществом. А самое главное – память не позволит совершать ошибок, с которыми уже сталкивались наши предки, поможет предугадывать их и предотвращать. В концов концов, она способна защитить нас от беспощадного времени и безызвестного умирания.
Своя позиция
Я считаю, что сохранение памяти о прошлом – показатель здоровья общества. Это то, что наполняет нас, делает духовно богатыми и интеллектуально развитыми людьми. Только благодаря достижениям прошлого можно делать попытки к построению счастливого будущего.
Аргумент №1
Многие писатели затрагивают проблему памяти в своих произведениях. К примеру, Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишневый сад» повествует о жизни главной героини Любови Раневской, которую дочь привезла в родное имение после многих лет жизни за границей. Память о прошлом одурманила женщину, она вспомнила давно ушедшее детство, своих родителей, сына, — все, что было дорого ей когда-то. После продажи вишневого сада, героиня покидает Россию, старается забыть лучшие моменты жизни. Без поместья она ощущает себя никем. Не имея возможности прикоснуться к прошлому, угасает и надежда на лучшее будущее.
Аргумент №2
В более позднем произведении русской литературы «Уроки французского» Валентина Распутина также поднимается тема памяти. Учитель французского языка, Лидия Михайловна, предложила ученику дополнительные занятия на дому. Из более близкого она узнала, что мальчику не хватает денег на еду и предложила ему играть на деньги. Так она пыталась помочь ученику, не позволяя думать, что он ей что-то должен. Вскоре об этих играх стало известно директору школы, и учительницу уволили. Но поступок молодой женщины настолько врезался в память ребенка, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, став взрослым, он выпустил книгу, посвященную Лидии Михайловне и ее доброму сердцу. Так он передал свой нравственный опыт нам, будущему поколению.
Заключение
Итак, память оказывает огромное влияние на человеческую жизнь. Ее свойства помогают осознать прошлое, без принятия которого не будет ни настоящего, ни будущего. Наша задача – беречь опыт предков, применять его в построении современного общества, чтобы иметь возможность проложить дорогу в дальнейшую жизнь.
Источник
данный вид работы позволяет проверить подготовку старшеклассников по заданиям В1-В7 в режиме ЕГЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Память культуры.
- Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого.,.
- Памятью обладают как отдельные растения, так и камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период. Памятью обладает всё: стекло, вода и, конечно, человек.
- Память – важнейший творческий процесс. Она вовсе не_механична. Запоминается то, что нужно. Человек в течение жизни, совершая добрые дела, путем памяти накапливает опыт, таким образом образуется традиция, создаются трудовые навыки.
- Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее, и благодаря памяти прошедшее входит в настоящее. а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» человек — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
- Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Ему кажется, что зло, которое он принёс в мир, забудется. Но этому мешает совесть. Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
- Память — основа совести и нравственности, основа культуры, память — одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей. (Д. Лихачев.) 196 слов
Вариант 1
- Из первого предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
- Из 3 абзаца выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
- Из 3 абзаца выпишите производный предлог
- Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЕМУ КАЖЕТСЯ
- Из второго предложения выпишите словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ
- Среди предложений 5 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. СДЕЛАЙТЕ В ТЕКСТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Среди предложений 5 абзаца найдите предложение, осложнённое распространённым согласованным определением. Оборот подчеркните в тексте.
- Среди предложений 5 абзаца найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. СДЕЛАЙТЕ В ТЕКСТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
- Среди предложений 5 абзаца найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. Напишите это слово.
- Из 2 абзаца выпишите вводное слово.
Вариант 2
- Из первого предложения 5 абзаца выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
- Из 4 абзаца выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
- Из 4 абзаца выпишите производный предлог
- Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЭТОМУ МЕШАЕТ
- Из первого предложения выпишите словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ
- Среди предложений 5 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. СДЕЛАЙТЕ В ТЕКСТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Среди предложений 3 абзаца найдите предложение, осложнённое распространённым обособленным обстоятельством. Оборот подчеркните в тексте.
- Среди предложений 5 абзаца найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. СДЕЛАЙТЕ В ТЕКСТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
- Среди предложений 5 абзаца найдите предложения, связанные с помощью местоимения. Напишите это местоимение.
- Из 4 абзаца выпишите вводное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник