Основы коммунитарного права содержатся в каком договоре
Структура права ЕС и его юридическая природа
Тема №3: Правовая система ЕС
Право ЕС представляет собой объединение норм коммунитарного и международного права, регулирующего деятельность ЕС в рамках, установленных учредительными договорами.
Коммунитарное право — это особая система права, создаваемая руководящими органами интеграционных объединений для достижения поставленных перед данным объединением целей.
ЕС в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года и Лиссабонским договором 2007 года осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:
· социально-экономическая интеграция;
· совместная внешняя политика и политика безопасности;
· сотрудничество органов юстиции и охраны правопорядка.
Отношения в рамках первого направления регулируются нормами коммунитарного (интеграционного) права. Отношения в рамках второго и третьего направлений регулируются нормами международного права.
Нормы коммунитарного права принимаются органами ЕС в результате специальной процедуры (необходимо квалифицированное большинство голосов), и его нормы могут быть обязательны для государства без его согласия. В отношении же «классических» норм международного права необходимо единогласие, в случае отсутствия которого каждое государство принимает собственное решение.
Под правом ЕС понимают совокупность коммунитарного права и международного права. В последние годы нормы коммунитарного права стали частично регулировать вопросы внешней и внутренней политики. Так, по отдельным вопросам внешней и внутренней политики руководящие органы ЕС вправе принимать соответствующие решения и акты, и на эти вопросы распространяется юрисдикция Суда ЕС.
Источники права ЕС подразделяются на первичные и вторичные. К первичным источникам права ЕС относятся международные договоры, заключаемые между государствами-членами ЕС, а ко вторичным — правовые нормы, создаваемые руководящими органами ЕС в соответствии со специальной процедурой (их также именуют «вторичным правом»).
К первой группе, в первую очередь, относятся учредительные договоры ЕС. Порядок их изменения определен в договоре о ЕС. Предложения о внесении таких изменений могут выдвигать правительства государств-участников, Европейский Парламент или Комиссия. Такие предложения вносятся в Совет. Если Совет, проконсультировавшись с Комиссией и Европейским Парламентом, признает целесообразным рассмотрение этих предложений, они вносятся в специально создаваемый орган — Конвент.
В Конвент входят представители парламентов государств-участников, представители глав государств-участников или правительств государств-участников, представители Европейского парламента и Комиссии. Конвент должен рассмотреть предлагаемые изменения в учредительные договоры и одобрить предложения о внесении этих изменений на рассмотрение межправительственной конференции. После консультации с Европейским парламентом Совет может принять решение не созывать Конвент, а внести их прямо на рассмотрение межправительственной конференции.
Межправительственная конференция должна подготовить текст соглашения о внесении изменений в учредительные договоры. Данное соглашение подписывается представителями правительств государств-участников, после чего это соглашение подлежит обязательной ратификации.
Задачей Конвента в данной процедуре является ее демократизация. Единожды Конвент уже был создан для создания Европейской Конституции. Документ был разработан, но в силу он так и не вступил (хотя бы и не по его вине).
Источники вторичного права ЕС указаны в договоре о функционировании ЕС:
· регламенты;
· директивы;
· решения;
· рекомендации;
· мнения.
В соответствии с Конституцией ЕС 2004 года регламенты переименовывались в законы ЕС, а директивы — в рамочные законы ЕС, однако в Лиссабонском договоре были сохранены прежние названия. По сути же ничего не изменилось.
Регламент — это нормативный акт, содержащий обязательные правила поведения. Регламент может регулировать деятельность органов ЕС, правительств государств-участников, частных физических и юридических лиц. Регламент имеет обязательную силу на всей территории ЕС и применяется без одобрения законодательными органами власти государств-участников. Таким образом, по сути это закон, но ЕС не является государством, а потому, с психологической точки зрения граждан ЕС, ему не положено иметь законы.
Директива также имеет обязательный характер, но она обязательна только для государств-участников. В директиве определяются цели, которые должны быть достигнуты государствами-участниками в течение установленного срока. При этом правовые способы достижения данных целей государства-участники определяют самостоятельно. Иными словами, нормы директив не обязательны для частных лиц, но обязательны для государств-участников, которые обязаны принять собственный нормативный акт (или использовать иной правовой способы), который и станет обязательным для частных лиц.
При этом учредительные договоры избегают вопросы последствий нарушения требований директив. Однако в соответствии с решением Суды Европейских сообществ по делу Франковича в случае, если государство-член ЕС не выполняет положения директивы, и частные лица несут в результате этого ущерб, то такие частные лица вправе требовать возмещения понесенного ущерба от государства-нарушителя. Таким образом, Суды Европейских сообществ (ныне Суд ЕС) своей рукой «дописал» учредительные договоры (пусть и с молчаливого согласия государств-участников).
Решения также имеют обязательный характер, но они являются правоприменительными, а не правоустанавливающими актами. Решения могут быть адресованы как государствам, так и отдельным лицам.
Рекомендации и мнения не имеют обязательной силы.
Проект нормативного акта ЕС готовится в Комиссии ЕС. Комиссия представляет этот проект в Совет и Европейский Парламент. Европейский Парламент проводит первое чтение по данному проекту и сообщает свое мнение Совету. Если Совет одобряет поправки, сделанные Европейским Парламентом, акт считается принятым.
Если же поправки не были одобрены, Совет определяет собственную общую позицию и сообщает ее Европейскому Парламенту. Если Европейский Парламент в течение 3 месяцев либо одобряет общую позицию Совета, либо не принимает решение, акт считается принятым. Если же Европейский Парламент не соглашается с позицией Совета и абсолютным большинством от списочного состава отвергает проект, он не принимается.
Если Европейский Парламент принимает поправки к общей позиции Совета, они направляются в Совет. Если в течение 3 месяцев после этого Совет квалифицированным большинством одобрит поправки Европейского Парламента, проект считается принятым. Для принятия поправок, против которых выступает Комиссия, требуется единогласие.
Если Совет не одобрит поправки Европейского Парламента, председатель Совета и председатель Европейского Парламента в течение 6 недель собирают согласительную комиссию. Если согласительная комиссия в течение 6 недель сумеет выработать общий текст, одобренный в течение следующих 6 недель Советом и Европейским Парламентом (умолчание Европейского Парламента в таком случае считается отказом в одобрении), акт считается принятым. Если в указанные сроки этого сделать не удается, акт не принимается.
Сроки в 3 месяца и в 6 недель могут быть продлены на 1 месяц или 2 недели по согласию Совета и Европейского Парламента.
Таким образом, правом законодательной инициативы наделена только Комиссия (ни Европейский Парламент или его депутаты, ни государства-участники и прочее). Далее проект вносятся в два законодательных органа: Совет и Европейский Парламент, которые фактически равноправны. При этом полномочия Европейского Парламента значительно выросли со времени создания ЕС, но они до сих пор «не дотягивают» до полномочий национальных парламентов.
Нормативные акты ЕС подписываются председателем Европейского Парламента и председателем Совета и публикуются в официальном органе ЕС на языке каждого государства-участника.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 мая 2019; проверки требуют 2 правки.
Право Европейского союза (англ. European Union law, фр. Droit de l’Union européenne) — система правовых норм, регулирующая процесс европейской интеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.
Европейское право является самостоятельной правовой системой, находящейся на стыке национального права государств-членов ЕС и международного права.
Принципы права ЕС[править | править код]
Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Суда Европейского союза в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.
Функциональные принципы права ЕС[править | править код]
К функциональным принципам относятся принцип верховенства права и принцип прямого действия.
- Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов. Правовые нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Указанный принцип распространяется не только на учредительные договоры Европейского союза, но и на ряд других нормативных актов Европейского союза.
Гарантом соблюдения данного принципа выступает Европейский суд.
- Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов. Для вступления в силу норм Европейского права нет необходимости в их трансформации в национальный правопорядок.
Принцип прямого действия права является отличительным признаком права ЕС от международного права. Нормы международного права регулируют отношения государств и международных организаций. Нормы права ЕС непосредственно регулируют отношения с участием физических и юридических лиц.
Так, например, положения регламентов, издаваемых институтами ЕС, становятся непосредственно действующими на всей территории государств Евросоюза с момента их утверждения.
В свою очередь правила, содержащиеся в статьях договора о ЕС для прямого действия, должны быть изложены ясно, в императивной форме и не должны быть дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государств-членов и институтов ЕС. В то же время если статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, если в ней нет точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие у государств членов ЕС, физических и юридических лиц, то такая статья прямым действием обладать не будет.
Указанные выше принципы были выработаны практикой Европейского суда в результате толкования учредительных договоров.
Общие принципы права ЕС[править | править код]
К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.
Источники права ЕС[править | править код]
Акты первичного права[править | править код]
К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.
Акты вторичного права[править | править код]
К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичный акт может быть принят, если существуют полномочия для его принятия и соблюдена бюджетная дисциплина.
Типы вторичных актов:
1. Юридически обязательные:
- законодательные: регламенты, директивы и решения, принятые на основе первичного права
- незаконодательные: акты, принятые в соответствии с полномочиями, предусмотренными в законодательном акте
2. Юридически не обязательные:
- рекомендации, мнения и другие необязательные для исполнения акты
Акты третичного права[источник не указан 517 дней][править | править код]
Международные договоры между странами ЕС, которые облегчали функционирование ЕС, были постепенно заменены актами вторичного права. Нельзя с точностью говорить об актах третичного права как об источнике европейского права.[источник не указан 517 дней]
- Конвенция о гармонизации законов в интересах физических и частных лиц в 4 областях
- Конвенция координации действий государств-членов в полицейском и судебном сотрудничестве по уголовным делам
- Конвенция, содействующая выполнению первичных актов
Соотношение права ЕС с национальным правом государств ЕС[править | править код]
Соотношение права ЕС с национальным правом государств, входящих в ЕС, строится на четырёх принципах:
- Верховенство по отношению к национальным системам права государств-членов. Принцип означает что в случае коллизии нормы национального права и нормы права ЕС преимущественную силу имеет последняя.
- Прямое действие. Под ним понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского союза и относительно всех субъектов права.
- Интегрированность в национальные системы права государств-членов. Принцип означает, что все нормы права ЕС автоматически инкорпорируются в национальные правовые системы государств-членов.
- Юрисдикционная защищенность. Под ним понимается то, что обязанность обеспечения защиты норм права ЕС возлагается не только на судебные органы Европейского союза, но и на национальные судебные органы государств-членов.
Право ЕС как автономная правовая система[править | править код]
Вопрос об автономности права Европейского союза является одним из ключевых как для его понимания, так и применения. В случае не признания за ним самостоятельности, и отнесении его к региональным нормам международного права, право ЕС могло бы потерять возможность прямого действия на территории стран членов Европейского союза. Это объясняется тем, что место международно-правовых норм в национальном законодательстве определяется конституционным актом каждого из государств. То есть для применения правовых норм права Европейского союза была бы однозначно необходима их имплементация в национальные правовые системы. Соответственно могла бы возникнуть ситуация когда нормы права Европейского союза действовали бы в одних государствах членах Европейского союза напрямую, а в других только через издание национального правового акта. Определяющим моментом послужила позиция Суда Европейского союза. В решении по делу Фламинио Коста от 15 июля 1964 г. (дело № 6/64) дана весьма четкая характеристика права ЕС как особой правовой системы. «В отличие от обычных международных договоров, договор ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая, со вступлением договора ЕЭС в силу, стала неотъемлемой составной частью правовых систем государств членов, и положения которой обязаны применять их суды». Эта позиция Суда была подтверждена и развита в многочисленных других решениях, ей придерживаются и другие институты Европейского союза.
То есть, по сути, договор ЕЭС был приравнен к конституционным актам, что и позволило считать момент его вступления в силу отправной точкой начала существования права Европейского союза как автономной, самостоятельной правовой системы.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- EUR-Lex: Access to European Union law (англ.) — официальный портал публикаций по праву Европейского союза
- Право Европейского союза
Источник
сложный правовой феномен, являющийся результатом совместного правотворчества и международного сотрудничества европейских государств; имеет несколько значений.
Исторически Е.п. представляет собой общее право континентальной Европы (лат. jus commune) – творение правовых школ европейских университетов, разработанное на основе римского частного права, канонического права, феодального права и международных торговых обычаев (лат. lex mercatoria). Например, для большей части Нидерландов рецепция Jus commune, произошла еще в середине XV в. Россия произвела теоретическую рецепцию римского права и включилась тем самым в общеевропейское правовое пространство в XIX в. В итоге романо-германская’правовая система континентальная правовая система), объединила национальные правовые системы европейских стран в определенную совокупность, не стерев, тем не менее, существующих между ними различий.
В процессе развития межгосударственных отношений на Европейском континенте появилось также современное широкое понимание Е.п.как совокупности региональных международно-правовых норм, регулирующих все сферы международного сотрудничества в Европе, в том числе организацию и деятельность всех европейских международных организаций (Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и т.д.). В создании этого права участвуют все европейские государства, включая РФ. Его источниками являются международные договоры европейских государств, а также акты, принимаемые европейскими организациями в рамках переданных им полномочий. Так, в рамках Совета Европы заключено более 155 европейских конвенций и договоров. эквивалентных 75 тыс. двусторонних соглашений, главным образом в сфере защиты прав человека (Европейская Конвенция по правам человека 1950 г., Конвенция по предотвращению пыток 1987г., Европейская Социальная хартия 1961 г., Европейская хартия местного самоуправления,Европейская рамочная Конвенция о трансграничном сотрудничестве, Конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г.: Конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 1985 г.; Европейская конвенции о борьбе с отмыванием денег, расследовании, наложении ареста и конфискации добытого преступным путем имущества
Наиболее распространено в настоящее время узкое понимание Е.п. как права Европейского Союза (ЕС) (до
1992 г. – права Европейских сообществ) или коммунитарного права, развивающегося в связи с интеграцией экономики и политики Европейского континента в конце XX в. Термин “коммуни-тарное право” имеет французское происхождение (communaute – сообщество). Коммунитарное право – это квинтэссенция правовых норм стран Западной Европы в том смысле, что общие для всех государств ЕС правовые нормы могли быть сформулированы лишь на зрелом этапе развития национальных правовых систем на основе глубоких сравнительно-правовых исследований отраслей и институтов права отдельных государств, а также конвергенции различных (а зачастую прямо противоположных) моделей решения правовых проблем.
История развития Е.п. в последнем значении неотделима от истории Европейских сообществ и ЕС. Римским и Парижским договорами, которые рассматриваются в ЕС в качестве Конституции
Союза, органам ЕС были переданы широкие полномочия в правотворческой, исполнительной областях, а также; по толкованию Е.п.
Право ЕС отличается от международного права и правопорядка государств – членов ЕС, имеет особый автономный характер и порядок взаимодействия с национальным правом государств.
Е.п. приоритетно перед внутригосударственным правом и обладает прямым действием. Приоритет права ЕС сохраняется и тогда, когда оно затрагивает конституционные права государств-членов. Право ЕС обладает приоритетом только в случае несовместимости последствий европейского и национального права. Если закон государства противоречит Е.п., он должен быть отменен либо соответствующим образом модифицирован.. . .
Прямое действие права ЕС состоит в том, что для вступления правового акта ЕС в силу не нужна ратификация или иная форма признания со стороны государства-члена. Формальным исключением является Великобритания, где воспринят своеобразный дуализм в подходе к праву ЕС, поскольку Е.п. там должно трансформироваться в национальное законодательство. Но на практике конфликты законов здесь редки. •
Правовая система ЕС включает акты, отличающиеся друг от друга по юридической силе, сфере действия и территориальным пределам применения. Правовые акты ЕС классифицируются следующим образом: а) международно-правовые акты (первичное право): учредительные договоры, договоры-соглашения и протоколы, ревизующие эти дого-воры,-‘Единый европейский акт, внесший существенные изменения и дополнения в учредительные договоры.документы о присоединении к Сообществам. На практике первичное право включает не только указанные выше договоры, но и нормы, которые толкуют их смысл. Наибольшее число толкований договоров содержится в решениях Суда ЕС; б) вторичное право – правовые акты, принимаемые институтами и другими органами ЕС. Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ (КЕС) издают регламенты, директивы,постановления,рекомендации, заключения. Наиболее часто используется “директива”, которая указывает цель, оставляя за исполнителями (в основном государствами-членами) право выбора средств для ее достижения. ЕС может также законодательствовать с помощью “регламентов” и “решений”. Европейский парламент
принимает участие в этой нормотворче-ской деятельности. Он дает свои заключения по проектам, подготовленным КЕС, а после того, как Совет одобряет проект, он выносится на рассмотрение Европейского парламента, который может абсолютным большинством своих членов вносить в него поправки или отклонить. Парламент может издавать так называемые необязательные акты. Они касаются политических проблем и не устанавливают каких-либо прав и обязанностей. Вторичное(производное) Е.п. по своему объему во много раз превышает первичное. К числу его источников относятся, в частности, Европейская конвенция о патентах 1973 г.; Конвенция о патентах 1975 г.; Конвенция о юрисдикции и судебных решениях 1968 г.; Директива о гармонизации законодательства в области защиты банков данных о личности; Директива о бухгалтерской отчетности банков и страховых обществ; Директива о служебной ответственности во врачебной и строительной деятельности;
Директива о взаимном признании дипломов высших учебных заведений в странах ЕС; Директива о компьютерных программах; Директива о массовых увольнениях; решения Суда ЕС. Судебное пра-вотворчество превратилось в одну из отличительных особенностей правового порядка, возникающего на основе учредительных договоров. В решениях Суда отражаются общие правовые начала, провозглашенные в конституциях государств-членов.
Е.п. затрагивает в настоящее время большинство сфер правового регулирования: административное право, авторское право, акционерное право,патентное право, коммерческое право, картельное право,право конкуренции,право договоров; морское право: налоговое право; предпринимательское право; таможенное право: финансовое право; сельскохозяйственное право;экологическое право;право страхования.
Существенным препятствием на пути унификации частного права в рамках ЕС являются фундаментальные различия между правовыми системами, к которым принадлежат государства-члены:
континентальной (Франция, Германия, Италия и др.), общего права (Англия), скандинавской (Швеция, Дания, Финляндия). Поэтому развитие коммунитарного права в частно-правовой сфере носит избирательный характер, касаясь прежде всего тех областей, где экономические отношения переросли национальные рамки.
Лит.: Европейская интеграция: правовые проблемы. Книга 1 /Ред. кол.: Б.Н. Топорнин, А.И. Ковлер, М.М. Славин, И.С. Крылова. М., 1992;Европейскийпар-ламент/Сост. В. Смирнова; Генеральная дирекция информации и общественных связей Европейского парламента. Страсбург, 1993; Европейский Союз: новый этап интеграции. Проблемно-тематический сборник/Отв. ред. В.Г. Головин. М., 1996;
Право Совета Европы и Россия (сборник документов и материалов)/0тв. ред. И.П. Скворцов. Краснодар, 1996;Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты (динамика развития). М., 1992. С.8; Крылова Е.С.Европейский парламент (правовой статус). М., 1987.
Бойцова В.В., Бойцова Л.В.
Энциклопедия юриста.
2005.
Источник