Ориентированные тесты на оценку каких либо свойств личности

Ориентированные тесты на оценку каких либо свойств личности thumbnail

Психологические тесты очень популярны и могут развлечь не хуже сериала с закрученным сюжетом. Но создавались они все же для определения и выявления важных качеств и возможных отклонений в психике человека. Также они помогают разобраться со своими внутренними противоречиями. Но при этом не стоит забывать, что корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Поэтому если вы, пройдя тест, узнаете о себе нечто тревожное, то не стоит тотчас же паниковать. Сперва обратитесь к специалисту.

AdMe.ru знает, как важно изучить от и до свое внутреннее «я», и предоставляет возможность узнать о своей личности нечто новое и волнительное с помощью авторитетных психологических тестов.

Типы личности и характера

Знание о том, каким типом личности вы обладаете и какие характеристики вам присущи, поможет лучше понять себя. Например, как и с какими людьми вам строить взаимоотношения, какой вид деятельности вам больше подходит и как правильно самореализоваться.

  • Тест Люшера позволит определить причины вашего стресса и то, к каким психофизиологическим симптомам он может привести.
  • Прогрессивные матрицы Равена — тест, определяющий уровень интеллектуального развития.
  • Тест Майерс — Бриггс предназначен для определения одного из 16 типов личности и поможет выявить индивидуальные предпочтения и склонности.

  • Тест Сонди дает ответы на многие вопросы, в том числе объясняет выбор человеком любимых, друзей, профессии и указывает на предрасположенность к определенным заболеваниям.

  • Тест Айзенка направлен на определение типа эмоционального поведения: вы больше интроверт или экстраверт.

  • Методика диагностики темперамента Яна Стреляу поможет определить тип темперамента и то, как вы реагируете на стрессовые ситуации.

  • Тест Ефремцева — на определение ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

  • Тест СМИЛ из 566 вопросов психологи используют для составления наиболее точного портрета личности.

  • Личностный опросник Кеттелла служит для определения особенностей характера, склонностей и интересов личности.

  • Тест Холла поможет определить уровень эмоционального интеллекта — способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способности управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.

  • Тест самоактуализации САТ позволит определить уровень успешности в разных областях.

  • Тест на определение типа мышления: в зависимости от психических и физиологических особенностей человека обычно преобладает конкретный тип мышления — метод обработки и анализа полученной информации. Виды: словесно-логический, наглядно-образный, абстрактно-символический, творческий, предметно-действенный.

Типы социального взаимодействия

Тесты на типы социального взаимодействия помогут вам понять, как вы строите отношения с окружающими, насколько вы агрессивны, конфликтны и насколько хорошо умеете адаптироваться в коллективе.

  • Тест Лири на определение особенностей ваших взаимоотношений с окружающими.
  • Тест на адаптивность расскажет, насколько успешно и как именно вы адаптируетесь в коллективе.
  • Тест Ассингера на определение уровня агрессивности в отношениях расскажет, насколько вы агрессивны при общении.

  • Тест Томаса помогает определить ваш тип поведения в конфликтной ситуации.

  • Тест коммуникативной социальной компетентности поможет определить, насколько вы общительны и какой тип коммуникации вы предпочитаете.

  • Оценка самоконтроля в общении расскажет, насколько вы открыты и непосредственны, умеете ли себя контролировать при общении.

Ценностные ориентации личности

Тесты на ценностные ориентации помогут вам понять, какие ценности для вас находятся в приоритете и какие истинные желания скрываются за вашими поступками.

Тесты, связанные с семейной жизнью

Тесты на выявление психических расстройств

О возможности психического расстройства страшно думать каждому, но если вдруг вы заметили или диагностировали у себя то или иное отклонение, то лучше для начала обратиться к специалисту.

А вы узнали что-то новое о себе?

Источник

Часто люди проходят психологические тесты в интернете. Они дают возможность по ответам определить тип личности и рассказать много интересного о человеке. Каков принцип работы таких тестов? Отличаются ли их результаты от тех, что могут дать профессиональные исследования?


Первые психологические тесты и история возникновения

Первые тесты на психологию человека появились в конце XIX века. Их создателем стал Джеймс Маккин Кеттел, американский психолог, автор статьи «Интеллектуальные тесты и измерения», которая была опубликована в 1890 году. После этой статьи психологические тесты обрели большую популярность, а их проведением стали заниматься профессионально. Однако тогда подход к тестам сильно отличался от привычного нам и напоминал, скорее, клинические испытания.

Форма тестирования в виде «вопроса-ответа» появилась только в 1904 году благодаря Альфреду Бине. Именно по его формату и разработке Джеймса Кеттела стали создавать тесты и другие специалисты. Спустя несколько лет, в 1917 году появился заказ армии США на разработку коллективной методики формирования тестов, не требующей от специалистов каких-либо знаний по теме психологии. Артур Синтон Отис выполнил этот заказ и сделал новый виток в эволюции тестов на психологию. После этого в Соединенных Штатах Америки началась массовая разработка новых способов познания человеческого мозга и принципов его работы.

Работа тестов в современных реалиях

Стоит понимать, что тест – это стандартизированная, годами отработанная методика, посредством которой человек всегда приходит к одному из ранее заготовленных сценариев. Он и определяет его тип личности, характер, склад ума и другие характеристики. Каждый ответ в системе предопределен заранее, и выйти за его рамки невозможно. Сегодня психологические тесты проводят везде: в школах, при устройстве на работу, в медицинских учреждениях, в социальных структурах. Среди них есть специальные для детей, для женщин или мужчин, людей определенных категорий. Каждый из таких тестов имеет свои нюансы, некоторые направлены на выявление психических отклонений, другие определяют насколько продуктивный или творческий человек. В интернете можно найти даже тесты, которые смогут определить тотемное животное по ответам человека. Конечно, это уже будет не научный тест, и относиться к нему крайне серьезно не стоит. В принципе, можно ли верить психологическим тестам в интернете – вопрос достаточно спорный. Можно, скорее всего, только в том случае, когда этот тест находится на каком-то серьезном портале, посвященном психологии.

Разновидности психологических тестов

Выделяют несколько видов:

  1. Вербальные тесты

Такой тип тестирования используют для отбора работников на различные вакансии. Задания, которые предлагает выполнить тест, оценивают способность человека к верному и логическому восприятию информации на письме, её интерпретации. Кроме этого, результаты вербального тестирования выявляют способности к формированию логических выводов, к самостоятельной организации отчетов, а также четкой формулировке мыслей и вопросов.

Как работают психологические тесты такого типа? Вербальное тестирование строится таким образом: человеку для ознакомления дается отрывок из текста, после которого написан вывод, который можно сделать из прочитанного, но он может неправильно трактовать суть текста. Испытуемому необходимо сделать выбор, согласен он с приведённым ниже выводом или нет.

  1. Тесты достижений

Они направлены на оценку уровня навыков и знаний, достигнутых испытуемым, проверку на наличие потенциала. Эта категория тестов разделяется на подкатегории, в одних из которых узконаправленные испытания, а в другой – более обширные. У такой формы тестирования нет единой формы и структуры: человека могут попросить выполнить определенное действие, решить задачу, написать текст, всё зависит от формата теста.

  1. Тест имитации

Один из популярных методов тестирования. Для его проведения испытуемому предлагают выполнить практическое задание, но спрашивают, как он собирается его выполнять. К примеру, человека, который пришёл устраивается на должность учителя, попросят смоделировать ситуацию, в которой ему нужно будет успокоить сильно расшумевшихся детей. Здесь испытуемому необходимо подойти к тестированию со всей ответственностью, чётко отвечать на вопросы, а также постараться продумать всё до мелочей.

  1. Тест на интеллект

Самым знаменитым и распространённым является тест на уровень IQ. Особенности таких тестов следующие:

  •       направлены на словесно-логическое мышление;
  •       оценивают развитие наглядно-действенного, а также наглядно-образного типа мышления;
  •       определяют качество памяти, сосредоточенности, ориентировки в пространстве, вербального развития личности.

На данный момент можно встретить десятки и даже сотни разновидностей психологического тестирования, а всё благодаря таким великим людям, как Зигмунд Фрейд, Беррес Фредерик Скиннер, Жан Пиаже. Наиболее популярен стандартный тест на психологию личности, который позволяет определить личностные и психофизиологические свойства человека. Например, к этой категории относится тест «пессимист-реалист-оптимист».

В современном мире технологии нового поколения оставили неизгладимый след и на психологии. Именно поэтому в клиниках уже есть машины, которые полностью замещают рутинную работу с написанием тестов и анализом анкетируемых. Всё это теперь замещено оборудованием, которое занимается подобной работой в разы быстрее и эффективнее.

Можно ли верить тестам?

Большинство опросников по сей день создаются за рубежом и могут совершенно не соотноситься с нашей культурой и нашим образом жизни. Происхождение теста играет большую роль, ведь чем локальнее и приближённее тест к человеку, тем лучше он сможет его описать.

Есть также универсальные методики проведения тестов, однако, они менее точны. Большая роль и ответственность также лежит на специалисте, который работает с тестируемым, от его квалифицированности зависит многое. Провести опрос действительно может любой человек, но не каждый сможет верно интерпретировать и истолковать ответы, а также верно их донести до человека. Такое под силу только настоящему профессионалу своего дела.

К примеру, тест Кеттела можно проводить только при наличии у работника лицензии, полученной после годового обучения. Учебные материалы найти бесплатно в интернете никак не удастся, они продаются только в специальных магазинах и дорого стоят. Если человеку и удастся найти тест Кеттела в интернете, то только неполную версию, а проходить по ней тестирование самостоятельно и ставить себе диагноз – дело бесполезное. Только опытный специалист сможет резко со стороны оценить результаты, обладая необходимыми знаниями по этой теме.

Почему людям интересны любые виды тестов в интернете?

Каждому важно иметь представление о том, каким человеком он является, изучать себя и открывать в себе что-то новое, чего раньше он мог не видеть или не осознавать. Тесты становятся незаменимыми помощниками в этом деле. Прохождение тестов практически не занимает времени, а значит, доступно каждому человеку. Составители наверняка знают, какая аудитория их читает, и чего именно люди ждут от результатов прохождения теста. Именно поэтому многие люди дойдя до конца тестирования про себя думали: «Ничего себе, действительно, так и есть!».

К сожалению, большинство людей не осознаёт, что тесты сделаны так, чтобы там не было ответов, которые бы не подошли, они обобщенные и заранее подходят под описание каждого. В этом случае эффект Барнума работает на все сто. Иными словами, человек цепляется за определенную часть описания своей личности и не обращает внимания на откровенные несовпадения, которые связаны с отсутствием должной персонализации теста.

К результатам тестов никогда нельзя относится как к стопроцентной информации о вас, а также всерьёз воспринимать прописанные в некоторых из них советы. Каждое тестирование имеет строгую направленность, поэтому ни в коем случае нельзя себя клеймить тем, что прописано в очередном тесте на проверку IQ, найденном в интернете, или ссылаться на тест Роршаха, найденный в книге. Такие методы самоанализа отличаются не большей точностью, чем гороскопы, построенные по такому же принципу эффекта Барнума.

Психология – это наука, а психологическое тестирование – это серьёзная процедура, требующая глубоких знаний в этой сфере. Именно поэтому никогда нельзя беспрекословно верить онлайн-тестам, которые за минуту смогут вас сильно обрадовать или, наоборот, разочаровать. Однако самопознание и саморазвитие – необходимые этапы становления личности. Если вы хотите узнать себя лучше, тщательнее выбирайте тесты для прохождения. А если вы озадачены развитием, проходите основанные на психологии человека курсы. Викиум предлагает большой выбор курсов, помогающих развивать те или иные навыки. Например, курс «Менталист» помогает научиться разбираться в поведении людей, прогнозировать их эмоции и реакции на разные ситуации.

Источник

Автор: Bлaдимиp Николаевич Лaвpинeнкo, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН и Международной академии информатизации, заведующий кафедрой философии Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).

Тесты являются одними из самых популярных методик психодиагностики в настоящее время. Что же такое тест?

В психодиагностике тест — это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно; вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме, невербальные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.

Различают также тесты:

  • интеллекта;
  • способностей;
  • достижений;
  • личностные.

В настоящее время существует множество тестов, направленных на оценку личности. Это объясняется различием подходов к самому изучению личности и направленностью на различные личностные проявления. Не существует четкой систематизации методик. Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:

  • Тесты самопознания — формируют объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства профессионального роста.
  • Тесты оценки взаимоотношений с близкими — позволяют оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным.
  • Тесты оценки психологических проблем коллектива — тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.

Тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом чаще понимается совокупность познавательных способностей. Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти и др.)

Уровень интеллекта не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды, он отражает как предшествующие, так и последующие достижения в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения в определенной культуре.

Индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности, называют способностями. Они проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.

Способности общие элементарные присущи всем людям. Основные формы психического отражения таких способностей: ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить. Способности общие сложные в большей или меньшей степени также присущи всем людям, способности к общечеловеческим видам деятельности (игре, учению, труду, общению).

Способности частные элементарные присущи не всем людям. Это такие способности, как музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память.

Способности частные сложные также присущи не всем людям. Это способности к профессиональной и другой специфической деятельности. Способность характеризуется успешностью в приобретении знании, умений и навыков и их переносе с одного класса задач на другой. Способность по сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др.

Если тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что человек может делать к настоящему времени.

К познавательным процессам человека относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Зная особенности внимания человека, можно сделать вывод о том, способен ли он длительно и сосредоточенно работать.

Имея представление об особенностях памяти человека, можно судить о том, способен ли он запомнить необходимую информацию, сможет ли воспроизвести ее и насколько точно, сколько времени ему необходимо для запоминания и насколько долго он способен запомнить необходимые сведения, т.е. такие характеристики памяти, как объем и продуктивность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Особенно это касается кратковременной и оперативной памяти, от которой непосредственно зависит, сколько и какой информации человек может сразу воспринять.

Исследование общих индивидуальных способностей позволяет определить где, в чем и каким образом они больше всего проявляются. У одних людей они проявляются в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами, такое мышление называется практическим, или наглядно-действенным; у других — при внутренних манипуляциях с образами, что характеризует образное мышление; у третьих — в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики. Это словесно-логическое мышление.

В психологии выделяют следующие направления исследования личности: (1) получение информации о ней путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; (2) получение информации о ней с помощью опросников либо объективных тестов.

Исследуя мотивацию человека, мы сможем предположить, каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает различные решения и претворяет их в реальной деятельности.

К наиболее известным текстам психических состояний и свойств личности относятся: опросник Айзенка, MMPI, Характерологический опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), ТАТ (Тематический апперцепционный тест), тест Роршаха, тест Люшера и другие. Остановимся подробнее на некоторых из них. Интересны методики, позволяющие определить тип темперамента человека, черты его характера, так как именно они определяют его поведение, реакции, поступки в различных жизненных ситуациях.

Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакции, темп работы, эмоциональность, уровень общей активности. Если темперамент определяет только динамические особенности поведения людей, то характер обусловливает осознанные поступки людей.

Темперамент и характер тесно связаны между собой. Однако не следует считать, что характер зависит напрямую от темперамента человека. Многие свойства темперамента и характера просто не осознаются людьми, а информацию о своих особенностях они получают косвенным путем, сравнивая себя с окружающими и оценивая их реакции на собственные поступки.

Один из популярных тестов — личностный опросник английского психолога Г.Ю. Айзенка. С помощью основных показателей экстраверсии, интроверсии и нейротизма тест позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности личности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность человека.

  • Экстраверсия — это направленность личности на окружающий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общительность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импульсивность.
  • Интроверсия — это направленность человека на свой внутренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.
  • Невротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе невротизма находятся люди эмоционально нестабильные —невротики, на другом — эмоционально стабильные, характеризующиеся спокойствием, уверенностью.
  • Показатели экстраверсия — интроверсия и стабильность — нестабильность взаимонезависимы и противоположны. Сочетание этих свойств, выраженных в разной степени, и создает своеобразие личности, а также характеризует тип темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Разумеется, большинство людей, подчеркивает Айзенк, не являются в чистом виде меланхоликами, флегматиками, сангвиниками и холериками. Еще 100 лет назад Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории в Лейпциге, обратил внимание на тот факт, что меланхолики и холерики сходны в том, что имеют сильные и изменчивые эмоции, в то время как флегматики и сангвиники имеют достаточно устойчивые эмоции.

Тем самым Вундт постулировал измерение «эмоциональности», идя от крайней неуравновешенности к крайней уравновешенности. Он также обратил внимание на тот факт, что холерики и сангвиники сходны переменчивостью своего поведения, в то время как меланхолики и флегматики достаточно постоянны в своем поведении. Заменив понятия «переменчивость» и «постоянство» современными психологическими терминами «экстраверт» и «интроверт», мы можем сказать, что Вундт предвосхитил описание второго важного измерения личности.

Объективно составить психологический портрет другого человека подчас проще, чем получить представление о себе как члене коллектива, сложнее выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Один из наиболее известных и интересных — тест Томаса Лири, выявляющий преобладающий тип отношений к людям с помощью методики диагностики межличностных отношений.

Этот опросник включает 128 характерологических утверждений. Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, независимость, зависимость, отзывчивость, общительность. Эта методика позволяет решать три задачи:

  1. установить степень выраженности свойств характера;
  2. описать зоны потенциального внутреннего конфликта;
  3. изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Выполнение и анализ результатов требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

Существующие популярные тесты способствуют лучшей организации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни человека. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест.

Социально-психологическая культура современного человека предполагает элементарное знание себя, т.е. своих сильных и слабых сторон, реального и возможного уровня профессиональных достижений; знания других людей — их индивидуальных различий, особенностей поведения; знания деловых и жизненных ситуаций, т.е. умения гибко и конструктивно решать возникающие проблемы, не рассматривая при этом людей как средство для достижения цели.

Исследования показали, что наибольшие трудности в деловом общении люди испытывают при участии в конфликтных ситуациях, при принятии нестандартных решений, при необходимости высказать собственное непопулярное мнение, при делегировании полномочий.

Основой решения перечисленных проблем выступает повышение социально-психологической компетентности путем самопознания, познания других людей, формирования профессионально важных качеств руководителей и деловых людей. Популярные психологические тесты помогут решить разнообразный комплекс задач, психологическое решение которых способствует эффективной и продуктивной деятельности.

Традиционный интерес всегда вызывают тесты, называемые в психологии проективными. Принцип проекции, лежащий в основе тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида (творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д.) воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. К таким тестам относится цветовой тест швейцарского психолога Макса Люшера.

Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Наши реакции на цвет весьма сложны. В исследованиях, выполненных Германом Роршахом и Максом Люшером, сделана попытка показать в какой степени специфические типы личности отдают предпочтение некоторым цветам, тогда как другие производят на них отталкивающее впечатление.

Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях.

Под сигналом личности Люшер понимает «совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного».

Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности.

Характеристика цветов, по Люшеру, включает в себя по четыре основных и дополнительных цвета. Основные цвета символизируют потребность в спокойствии, удовлетворенности (синий), чувстве уверенности, настойчивости (сине-зеленый); волевом усилии, агрессивности, наступательности, возбуждении (оранжево-красный), активности, стремлении к общению, веселости (светло-желтый).

Дополнительные цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчение, страх. Значение этих цветов, также как и основных, определяется их взаимным расположением.

На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работоспособность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показали, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, выбирающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков.

Тест Люшера относится к проективным методикам, которые традиционно вызывают интерес в силу того, что существенно отличаются от стандартизованных методов особенностями стимульного материала, особенностями поставленной задачи, особенностями обработки и интерпретации результатов. Данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

назван по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха (1884-1922). Методика оценки заключается в толковании десяти черно-белых и цветных чернильных пятен. Тестируемый, глядя на предлагаемые ему пятна, описывает то, что он видит. Многолетняя практика применения теста убеждает многих исследователей в его прогностичности при толковании различных скрытых тенденций и состояний человека. Тест определяет степень экстраверсии — интроверсии, склонность к межличностным конфликтам, делаются попытки использовать тест при оценке управленческого персонала.

К проективным методикам относятся также ассоциативный тест К.Г. Юнга, «Неоконченные предложения» — набор незаконченных предложений или рассказ, который требует завершения.

К методикам интерпретации относится составление рассказа по предложенным картинкам. Предмет интерпретации — рисунок тестируемого — «Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Семья», «Несуществующее животное» и др. В психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разнообразных тестов. Сборники тестов включают тысячи наименований, и мы в качестве примеров приводили лишь наиболее известные.

К сожалению, отечественная психология отстает в разработке тестов от зарубежной. С 30-х годов XX в. в СССР психология и тестирование, широко в ней используемое, находились под запретом. Возврат к тестированию произошел лишь в 60-е годы XX в. Западная же психодиагностика наработала значительный (хотя далеко не бесспорный) опыт тестирования.

Знакомство с психодиагностикой как областью психологии, разрабатывающей и использующей методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайно важно для тех, кто изучает деловое общение. Психодиагностика поможет уменьшить вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функциональное состояние участников делового общения, успешность профессиональной деятельности, наконец, просто понять себя и других.

В каждом нашем курсе есть интерактивные тесты для проверки и лучшего усвоения знаний.

Источник