Опыты для работы пищевые добавки

Опыты для работы пищевые добавки thumbnail

Елена Дракина
Исследовательская работа «Пищевые добавки и здоровье»

Исследовательская работа

Тема

«Пищевые добавки и здоровье»

Автор: Дракина Алена Алексеевна

.

Оглавление

1. Введение …. 3

2. Основная часть….….5

2.1. Что такое пищевые добавки…. 5

2.2. Вредные пищевые добавки, продукты их содержащие…. 6

3. Результаты исследований…. 7

3.1. Исследование состава продуктов питания…. 7

3.2. Опыты. 8

3.3. Опрос среди детей группы № 6.…. 9

3.4. Заключение…. …11

4. Список используемой литературы…. ….…12

5. Приложение №1 Таблица ….…13

6. Приложение №2-7 Фото…14

7. Приложение №8 Памятка…16

В еде не будь до всякой пищи падок

Знай точно место, время и порядок.

Питайся, если голод ощутил.

Еда нужна для поддержания сил.

Авиценна

1. Введение

Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.Как в известной притче: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Ко-гда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недо-уменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот,Насреддин отве-тил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

В настоящее время в наших магазинах множество продуктов, которые уже готовы к употреблению (чипсы, газированная вода, сухарики). Я заметила, что и мои сверстники часто употребляют эти продукты.

Каждый раз, когда я прошу маму купить чипсы, она говорит, что это вредно для детского организма.Мне стало интересно: почему вредно?Что такое содержат любимые мною продукты: чипсы, сухарики и газированная вода.

Актуальность исследования заключается еще и в том, что мы, дети, употребляем еду, не имея представления о её влиянии на организм.

Цель работы: изучение влияния пищевых добавок в продуктах на организм человека.

Объект: пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми (чипсы, сухарики, га-зированная вода).

Предмет исследований: состав, указанный на упаковках.

Задачи:

собрать, изучить и проанализировать имеющуюся литературу по теме;

определить типы пищевых добавок;

выяснить наличие пищевых добавок в различных продуктах питания;

выявить, как некоторые пищевые добавки влияют на организм человека;

узнать, знают ли мои сверстники о полезных и вредных пищевых добавках.

Методы:

анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная ли-тература, Интернет);

наблюдение и анкетирование детей;

анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.

Гипотеза: продукты, содержащие пищевые добавки являются вредными для здоровья.

Ход исследования:

найти и проанализировать имеющуюся литературу по теме;

изучить состав наиболее популярных продуктов;

опрос среди детей;

составить рекомендации для желающих правильно питаться.

2. Основная часть

2. 1. Что такое пищевые добавки

Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.

Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные на-звания и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками» (см. приложение1).

Пищевые добавки – это вещества химического происхождения, которые добавляются в пи-щевые продукты, чтобы улучшить вкус, изменить цвет, увеличить питательную ценность и замед-лить порчу продукта.

Между тем пищевые добавки вовсе не новое изобретение. Ещё в древности человек исполь-зовал соль, сахар.

Индекс “Е” ввели в свое время для удобства. За каждой пищевой добавкой стоит длинное химическое наименование, которое трудно уместить на маленькой этикетке, а код Е выглядит одинаково на всех языках и не занимает много места в перечислении состава продукта.

В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов,которые стали не-отъемлемой частью нашего питания: чипсы и сухарики. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса (Е 621).

Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Рос-сийскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки со-держаться в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конеч-но, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена.

2.2. Вредные пищевые добавки и продукты их содержащие

Запрещённые добавки — это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред здоровью.

Наиболее вредными можно считать консерванты и антиокислители. Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам. Много вредных добавок среди красителей, потому как сами красители по большей части являются 100% синтетическими веществами.

Стабилизаторы по большей части являются веществами растительного или животного происхождения,например: Е406 – Агар-агар (продукт, получаемый из морских водорослей и схожий по действию с желатином).Но всё же большая часть стабилизаторов это вещества хоть и имеющие природную основу, но химически «доработанные».[1]

Большинство производителей, добавляя в производимые ими продукты пищевые добавки, не указывают их вообще или указывают название веществ, из которых они состоят, которые не понятны для большинства людей. Люди ошибочно считают, что эта вода полезна в жаркую погоду ее стараются пить больше. Некоторые взрослые дают малышам газированные напитки, не предполагая, какими плачевными последствиями для него это может обернуться. Газированная вода не уваляет жажду. А это значит – чем больше пьешь такую воду, тем больше хочется пить.

Обычная сладкая газированная вода не содержит, ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных и полезных растущему организму.

Чипсы – это гениальный продукт. Это когда одна картошка продается по цене килограмма. Для того чтобы картошка хрустела, и чтобы она не портилась и была вкусная, в нее добавлено ог-ромное количество веществ, и в том числе, глутомат натрия (Е621, то есть усилитель вкуса. Зна-чит, ребенок уже никогда не будет есть нормальную картошку, он будет все время просить кар-тошку с усилителем вкуса. [5]

С 2007 года Российское министерство здравоохранение запретило продавать сухарики и чипсы в школьных столовых, потому что количество заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников растет в геометрической прогрессии. Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных пищевых добавок (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Бывают даже фруктовые чипсы со вкусами и запахами ананаса, яблока, банана. Есть даже чипсы со вкусом мобильного телефона. Интересно, какие «специи» для этого применяют? Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков. [3]

Чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у дошкольников, а также ожирение в старшем возрасте.

Известен факт, что чипсы, а точнее специи, содержащиеся в них, раздражали слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

Что же входит в состав почти всех чипсов и сухариков?

3. Результаты исследований

3.1. Исследование состава продуктов питания

Прежде чем начать исследования, я пошла в магазин, выбрала чипсы, сухарики и газирован-ную воду (см. приложение 2). Затем по названию пищевых добавок определила с учителем коды и их воздействие на организм, при этом мы воспользовались дополнительной литературой и интернетом. (см. приложение 3)

Пользуясь информацией, представленной на этикетках, мы исследовали пищевые добавки, используемые при производстве чипсов и газированной воды. Результаты приведены в таблице (ниже)

Название

продукта Где производится (страна, город, за-вод) Пищевые

добавки Опасное воз-действие на орга-низм

Coca-cola The Coca-cola Company ООО ” Ко-ка кола Эйч Би Си Евразия г. Нижний-Новгород

Диоксид углерода, Е290

Краситель (сахарный колер (Е150)

Регулятор кислот-ности

Ортофосфорная ки-слота (Е338) Безопасный

Подозрительный

Канцерогенный, по-вышает холестерин

Чипсы “Lays”Служба по-требителя: ООО “Фрито Лей Ману-фактуринг”, Россия Московская обл., г. Кашира. Идентичный нату-ральному ароматиза-тор, порошок молоч-ной сыворотки.

Усилитель вкуса и аромата:

глутомат натрия (Е621,

гуанилат натрия (Е627,

инозинат натрия (Е631)

Подсластитель Аспартам (Е951) Вызывает кишечные расстройства

То же самое

То же самое

Огромное ко-личество побочных эффектов

Так же мы выяснили, что производители заменяют «ешки» другими названиями, но состав продукта не меняется (Е951, Е 338, Е 211)

Вывод: данное исследование показало, перечисленные продукты содержат пищевые до-бавки (Е330, Е338, Е211, которые являются вредными.

3.2. Опыты

Мы решили провести небольшие опыты с целью изучения полезности таких продуктов питания, как чипсы и кока-кола.

Опыт 1.

Взяли ржавую монету. Опустили её в «Кока-колу». Оставили на 2 дня, а когда достали мо-нету, то увидели, что ржавчину отмыло. (см. приложение 4)

Вывод: в «Кока-коле» содержатся вредные вещества, способные разъесть ржавчину.

Опыт 2.

Налили в прозрачный стакан газ. воду. Через несколько минут перелили ее в другой. На стенках первого стакана осталась краска. (см. приложение 5)

Вывод: в напитке содержатся искусственные красители вредные для нашего организма. Краска, которая осталась на стенках стакана остается на стенках желудка. Это приводит к различ-ным заболеваниям.

Опыт 3.

Взяли 2 тарелочки. В одну положили картофель вареный, в другую – чипсы. Предложили попробовать на выбор моему коту. Кот выбрал картофель. К чипсам подошел, понюхал их, но есть не стал (см. приложение 6).

Вывод: животные отдают предпочтение натуральным продуктам.

Опыт 4.

Взяли чипсы. Одну из них подожгли. Продукт начал гореть ярким пламенем. При горении мы почувствовали запах пластмассы. (см. приложение 7)

Вывод: В чипсах содержатся химические примеси и большое количество масла.

3.3. Опрос среди детей группы № 6.

Мы провели опрос детей группы № 6 с целью выявления отношения их к нижеперечислен-ным продуктам.

В ходе исследованиябыли заданы такие вопросы:

1) Как часто вы употребляете чипсы, сухарики и газированную воду?

2) Как часто вы употребляете газированную воду Сока-кола?

Результаты опроса приведены в таблице №1,2 и диаграмме №1,2

Таблица 1.

Как часто употребляете чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления? Количество

детей

Группа Варианты

Каждый день Раз в не-делю Крайне редко

6 10 5 4 19

Диаграмма 1.

Таблица 2.

Как часто употребляете напитки Coca- cola и др.? Количество

детей

Группа Варианты

Каждый день Раз в не-делю Крайне редко

6 14 3 2 19

Диаграмма 2.

Таким образом, мы выяснили, что большинство детей неправильно питаются, тем самым подвергают риску свое здоровье.

Для того чтобы рассказать им о вреде изученных нами продуктов питания, Елена Анатоль-евна провела беседу, на котором я поделилась с ребятами результатами своего исследования. Мы подготовили рекомендации специалистов для желающих правильно питаться (см. приложение 8).

4. Заключение

Проведя это исследование я узнала очень много нового и полезного. Среди пищевых доба-вок выделяются неопасные, вредные и опасные. Пищевые добавки можно считать вполне безопасными. Часть добавок действительно вредна, но на практике их не запрещают. Употребление их нежелательно!

Гипотеза подтвердилась частично.

Необходимо употреблять в пищу больше овощей, фруктов и ягод!

Это залог нашего здоровья!

Мы планируем продолжить начатую работу и исследовать состав таких продуктов, как кол-баса и конфеты.

4. Список используемой литературы

1. Блинова Е. Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма. – Омск, 1998 – с. 3 – 9.

2. Величковский Б. Т., Кирпичёв В. И., Суравегина И. Т. – Здоровье человека и окружаю-щая среда. М.: «Новая школа», 1997 – с. 156 – 159, 185 – 188.

3. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Под редакцией зам. министра РФ по делам ГО и ЧС Кириллова Г. Н.- Новосибирск: ЗАО «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004.

4. Чистых Б. «Еда из пробирки». – «ГЕО», № 2, февраль 2004 – с. 124 – 134.

5. Чумаков Б. Н. Валеология (курс лекций). – Педагогическое общество России. М.: 1999 – с. 326 – 331.

6. Экология в таблицах (справочное пособие). Авторы-составители Хабарова Е. И., Па-нова С. А. – М.: «Дрофа», 2001 – с. 113 – 114.

7. Юрасова Т. Добавочные страсти. – «Еда-life», июль 2007.

8.Интернет:

https://supercook.ru/1-spe.html;

https://immunologia.ru/1-spe.html;

https:// www.butakova.ru;

https://www.edobavkam.net/;

https://nmn.by/news/530.html;

https://saratov.rfn.ru/rnews.html?id=25913&cid=7;

https://www.578.ru/pregnancy_press/12_k/2005/016.htm.

Приложение 1.

Таблица «Пищевые добавки, оказывающие влияние

на здоровье человека»

Сомнительные Е 104, 122, 141, 150, 151, 161, 171, 173, 240, 241, 477

Вызывают сыпь Е 311, 312

Разрушают витамины Е 220, 200 (разрушает витамин В12)

Вызывают раздражение кишечного тракта Е 220, 221, 223, 224

Нарушают пищеваре-ние Е 221, 224, 226, 338, 339, 340, 341, 407, 450, 453, 455, 456, 461, 462, 463, 465, 466

Нарушают функции кожи Е 230, 231, 232, 233

Способствуют увеличе-нию содержания холесте-рина в крови Е 320, 321

Противопоказаны при гипертонии Е 250, 251, 252

Канцерогены Е 131, 142, 210, 215, 239, 271, 330 (211, 213, 214, 217, 245, 246)

Опасны Е 102, 110, 124, 127, 160А, 450А

Очень опасен Е 123

Запрещены Е 103, 105, 106, 111, 120, 125, 126, 130, 152

[8]

Приложение 2. В магазине.

Приложение 3. Поиск информации.

Приложение 4. Опыт с монетой.

Монета до опыта Ржавчина на тряпочке от монеты Монета после опыта

Приложение 5. Опыт с газированной водой

Рассматриваем этикетку Проверяем осадок краски от кока-колы на стенках пробирки

Приложение 6. Опыт с чипсами и котом.

Приложение 7.

Горят чипсы.

Приложение 8.

Памятка от специалистов.

Специалисты советуют:

1. Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с то-ропливых покупателей, хватающих все подряд.

2. Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего, в них повышенное содержание красителей.

3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

4. Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности.

5. Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки.

6. Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами.

7. Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика.

Источник

Тип урока: Урок-исследование.

Цель урока: Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

Задачи урока:

  • Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
  • Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно – значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.
  • Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?

Подготовка к уроку: Группе (4-5 чел.) учащихся дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темой сообщения).

Оборудование:

  • Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), фильм, созданный в Windows Movie Maker (по запросу у автора статьи), программа для проверки пищевых добавок, включаемых в состав пищевых продуктов (SellCode + 2.0.) (Приложение 2).
  • На столах учащихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавоки их воздействия на организм человека (Приложение 3), алгоритм выполнения практической работы (Приложение 4).
  • Информационный буклет (Приложение 5).
  • Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).
  • Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).
  • Подарки учащимся (фрукты).

Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); частично – поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.

Основные понятия и термины урока: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».

Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.

II. Проверка знаний учащихся.

Учитель: Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока. (Презентация – Приложение 1, Слайд 1)

Задание 1.

Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:

а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.

Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.

Задание 2.

В продукте питания обычно преобладает одно кокое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:

а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.

Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду. (Приложение 1, Слайд 2)

III. Актуализация знаний.

Игра «Третий лишний».

Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Приложение 1, Слайд 3)

БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.

(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)

Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки и здоровье человека». Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Приложение 1, Слайд 4)

Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока.

Цель урока: изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.

(Приложение 1, Слайд 5)

Эпиграф урока: «Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать». Французский писатель – Ф. Фенелон.

Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.

Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».

Есть или не есть? А почему? – вот в чём вопрос.

(Постановка проблемы урока. Приложение 1, Слайд 6)

Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?

(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)

Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества. (Приложение 1, Слайд 7)

IV. Изучение нового материала.

Учитель:Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

(Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Учитель: (Приложение 1, Слайд 8) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.

Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи (Приложение 1, Слайд 8):

  • увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
  • придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.

На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров. (Приложение 1, Слайд 9)

  • Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.
  • Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера.
  • Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.

Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Приложение 1, Слайд 10)

(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)

Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Учитель: (Приложение 1, Слайд 11) Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». (Приложение 1, Слайд 12)

Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.

Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Приложение 3; Приложение 1, Слайд 13)

Е100–Е199КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599 ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.

Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья? (Приложение 1, Слайд 14)

  • запрещенные;
  • опасные;
  • вызывают расстройства кишечника;
  • вызывают сыпь;
  • влияют на давление;
  • вредные для кожи;
  • ракообразующие;
  • повышают холестерин;
  • влияют на ЦНС, зрение.

Учитель: Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей радужными напитками. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно? (Исследования по данному вопросу провела группа учеников класса.)

Сообщение 1. Напитки: плюсы и минусы. (Приложение 6; Приложение 1, Слайды 15, 16, 17, 18,19)

Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрияусилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?

На эти вопросы вы сможете ответить после просмотра ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «Осторожно – ЕДА!». (Приложение 1, Слайд 20)

Обсуждение видеофрагмента: (Приложение 1, Слайд 21) Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.

V. Физкультминутка.

По классу развешаны 14 картинок с продуктами питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.

Учитель: Ребята, представьте ситуацию, что вы пришли в магазин за продуктами. Вам нужно выбрать продукты, не содержащие пищевых добавок и перечислить их.

А сейчас переходим к практической части. (Приложение 2; Приложение 1, Слайд 22)

Практическая работа (Приложение 4).

Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.

Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.

Учитель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.

Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

Вопрос классу: чем опасен бензол?

(Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)

VI. Закрепление.

Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.

Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.

Рекомендации по употреблению продуктов питания (Приложение 1, Слайд 23):

  • Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
  • Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
  • Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
  • Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
  • Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
  • Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
  • Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
  • В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Победителям вручается приз – груши.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.

(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)

Выставление оценок за урок.

VIII. Домашнее задание.

Стр.76 – 79, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию о продуктах питания под рубрикой «Это интересно». (Приложение 1, Слайд 24)

IX. Заключение.

Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши.

Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?

(Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)

Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны.

Источник